«Взаимодействие воспитателей с семьёй по преодолению трудностей в адаптации детей раннего возраста».
консультация (младшая группа)

Ткачева Марина Анатольевна

На сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению очень актуальна. В последние годы наметилась тенденция к увеличению числа детей, поступающих в дошкольное учреждение в раннем возрасте. Чтобы процесс адаптации прошел менее безболезненно для детей и их родителей, необходимо начинать взаимодействие с семьей еще до прихода детей в детский сад. В статье говорится о том, как преодолеть эти трудности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya1.docx18.05 КБ

Предварительный просмотр:

 «Взаимодействие воспитателей с семьёй по преодолению трудностей в адаптации детей раннего возраста».

Поступление в детский сад- переломный момент в жизни малыша и его родителей. Многие родители опасаются, что их ребенок будет страдать от резкого перехода из домашней среды в среду детского сада. Не секрет, что и сами родители не готовят своих детей к новым обстоятельствам заранее, что способствует появлению тех, или иных сложностей. Поэтому очень важно начинать вести работу с семьей как можно раньше.

Большим плюсом успешной адаптации является проведение родительского собрания с родителями, чьи дети только собираются приходить в детский сад. Основная цель такого собрания – активизировать заинтересованность родителей будущих воспитанников в дальнейшем сотрудничестве. Такая демонстрация помогает родителям и детям удовлетворить их любопытство и почувствовать себя более уверенно. На первом собрании мы рассказываем обо всех факторах, которые влияют на адаптацию детей раннего возраста.

Прежде чем приступить к работе с семьей, мы изучаем семью ребенка. Для этого проводится анкетирование. Применение такой формы работы с семьей помогает снизить уровень тревожности детей, поступивших в детский сад, учитывая их индивидуальные особенности домашнего воспитания. Плюс такой работы в том, что анкетирование можно проводить не только в очной форме, но и в заочной (по телефону, по электронной почте, в интернет –форуме).

Когда дети уже начали посещать детский сад, в работе с родителями мы используем индивидуальные беседы. Такие беседы повышают у родителей чувство ответственности за воспитание своих детей, помогают нам выявить отношение родителей к поступлению в детский сад, выяснить привычки ребенка, особенности и т. д.  На основе таких данных совместно с педагогом - психологом мы можем определить степень готовности ребенка к детскому саду и дать соответствующие рекомендации.

Немаловажное значение имеют консультации. Они могут быть как индивидуальные, так и групповые.  На групповые консультации мы приглашаем родителей, имеющих одинаковые проблемы. Если проблема имеет психологический характер, то на консультацию приглашается педагог- психолог.

В период, когда малыш уже начал посещать детский сад, воспитатели совместно с педагогом – психологом консультируют родителей о процессе и результатах адаптации ребенка к новым условиям, а также в оказании психолого- педагогической помощи родителям, чьи дети тяжело привыкают к детскому саду.

Одной из таких причин является неумение контактировать со сверстниками, делиться с игрушками, вступать в игру. Это относится к тем детям, которым дома обычно «все сходит с рук». Таким малышам в садике будет нелегко, так не все захотят с ними общаться. В противовес таким детям можно представить наоборот «стеснительных», «робких детей». У такого малыша задиристые сверстники забирают игрушки, в результате чего ребенок не желает ходить в детский сад.

И последней причиной плохой адаптации ребенка является неподготовленность его к детскому саду. К ней относится отсутствие расставания ребенка с мамой, несформированность элементарных навыков самообслуживания, отличие режима детского сада от домашнего режима, нерегулярное посещение детского сада. Кроме того, в информационные уголки для родителей в период адаптации мы размещаем практический материал: рекомендации родителям в период адаптации, памятки по адаптации ребенка к детскому саду и др.

К сожалению, не всегда и не все родители прислушиваются к рекомендациям, которые мы даем во время бесед, консультаций. Для такого случая мы создали группу в социальной сети (VK) и в мессенджере (VIBER), в которых выкладываем соответствующие наглядные материалы по разным темам, которые волнуют родителей в данный момент и которые мы в дальнейшем совместно обсуждаем. Такая группа будет полезна и востребована не только во время адаптации. В настоящее время мы используем эти группы для дистанционной работы с детьми. Выкладываем в этих группах различные видео, игры, задания от воспитателей и специалистов, опросники, памятки и много другой полезной информации!

Таким образом, взаимодействие воспитателя с семьей можно осуществлять по-разному, главное, чтобы оно приносило результат. Правильно организованное взаимодействие педагога с родителями позволяет не только выявить проблему адаптации ребенка к условиям ДОУ, но и показать возможности ее решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Взаимодействие воспитателя с родителями направленное на развитие любознательности у детей раннего возраста»

Согласно ФГОС ДО Познавательные интересы - это стремление ребёнка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, и желании вникнуть в их сущность,...

"Пути преодоления трудностей к адаптации детей в ДОУ"

quot;Пути преодоления трудностей к адаптации детей в ДОУ"...

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Взаимодействие с семьёй в адаптационный период.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Взаимодействие с семьёй в адаптационный период....

Причины трудности при адаптациии детей раннего возраста и первой младшей группы к ДОУ

Период привыкания ребёнка раннего и младшего возраста к условиям дошкольного учреждения трудный период и для него самого и для его семьи.Адаптация ребенка к новым социальным условиям протекает п...

Журнал взаимодействия педагога (воспитателя) с педагогом-психологом по психолого-педагогическому сопровождению детей раннего возраста в период адаптации при поступлении в детский сад.

Ранее детство-период интенсивного физического и психического развития. По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе подобных в последующие периоды жиз...

Статья "Взаимодействие воспитателя с родителями в период адаптации детей раннего возраста к детскому саду"

В материале предоставлен опыт работы  воспитателя с родителями в период адаптации детей раннего возраста к детскому саду...