Экспериментирование в подготовительной группе "Термометры и температура"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Цель: Развитие способности ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды и собственного тела.
 
Задачи:
познакомить детей с понятием  «температура»;
формировать представление  о приборе для измерения температуры – термометре;
сравнить разные виды термометров;
формировать навыки безопасности при определении температуры горячих предметов;
систематизировать знания детей о сезонных изменениях живой и не живой природы в зависимости от температуры воздуха;
пополнить активный словарь детей новыми понятиями: «градус», «шкала», «температура», «термометр».
 
Материал и оборудование:
«Волшебная коробка», ребусы со словами «термометр» и «градусник», настольная лампа,
термометры для измерения температуры воды, воздуха, тела человека(электронный и ртутный),
карточки с изображением термометров(с разной температурой),
2 стакана с водой (холодная и горячая)(синий и красный)
чашка и блюдце,
карточки для игры «Скажи наоборот».
 
 
 
 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Ход занятия:

- Ребята, сегодня я принесла в группу нашу волшебную коробочку. Как вы думаете, что в ней может быть? (ответы детей)

- Давайте посмотрим. (Открывают коробку)

- Что это такое? (шифр, ребус).

- Попробуем расшифровать слова.

- Какие слова получились? (термометр, градусник).

- Как вы думаете, что такое термометр, градусник? (приборы для измерения температуры)

- Это название одного прибора или разных? (одного прибора).

- Как расшифровать слова термометр, градусник? (термо- температура, метр- измерение; градусник- измеряют градусы)

- Назначение термометров бывает разным: для измерения температуры воздуха, воды и тела человека. В связи с разным назначением термометров отличается и их внешний вид- разная внешняя форма, разный цвет жидкости внутри, а теперь есть еще термометры и электронные для измерения температуры тела.

- Ребусы отгадали, теперь давайте посмотрим, что лежит  в нашей коробочке (открывают-лежат два термометра).

Рассматривают какие термометры (уличный, комнатный).

Термометры похожи: у каждого стеклянная трубка, наполненная жидкостью, и шкала с делениями. Каждое деление - это 1 градус. Жидкость внутри стеклянной трубки-это окрашенный спирт.

Отличие термометров: у уличного термометра цифра-0-это граница между градусами тепла и холода.

 - Как действует термометр если тепло, холодно? (спирт состоит из мельчайших капелек, которые при нагревании расширяются, и тогда жидкость поднимается по трубке, а при охлаждении капельки спирта сжимаются, становятся меньшего размера, при этом жидкость в стеклянной трубке опускается)

Предлагается  серия опытов

- Где температура воздуха ниже и почему? (дети отмечают температуру воздуха на улице(градусник за окном) и в группе, делают вывод, что на улице температура воздуха ниже).

- Почему в группе теплее, чем на улице (защищают стены, окна, батареи обогревают, мы дышим, лампы влияют).

1 опыт – Посмотрим, действительно ли лампы могут обогревать воздух (настольную лампу включить + термометр) – отмечают температуру на начало опыта и на конец.

2 опыт – Подышали на ладошку. Тепло или нет ?

Вывод: Лампы и наше дыхание влияют на температуру воздуха в группе.

- Что влияет на температуру воздуха на улице? (время года, солнце, ветер и т. д.)

- У меня в руках карточки с изображением термометров с разной температурой воздуха.

Задание: Определите температуру воздуха и подберите время года, какое подходит к температуре. (Дети определяют, выбирают карточки со временем года, объясняют).

- 10° - зима

- 0° - поздняя осень, может быть, начало зимы и т. д.

- +20 - лето

- В какой стране у нас всегда плюсовая температура? (Африка)

- А где всегда холодно и температура всегда минусовая? (Север, Северный полюс)

Посмотрим, может быть, в коробке появился еще термометр.

Достали водный термометр – рассматривают.

На шкале термометра нет цифры-0.

- Давайте определим температуру воды с помощью термометра.

Опыт 1  :

У меня в двух стаканах вода. С помощью термометров определите,в каком из двух стаканов холодная вода,а в каком теплая. Опускают градусники в стаканы разного цвета(синий и красный).

Сравниваем температуру на градусниках.(+40 градусов-горячая вода и +3 градуса-холодная)

В какой воде столбик опустился ближе к  0°? (холодной).

- И в горячей и в холодной столбик поднимается выше нуля, почему?

Что происходит при температуре 0° (вода превращается в лед).

Вывод: какую бы холодную воду не налили, температура будет выше 0°.

При 0° вода превращается в лед, а если будет 100°, что произойдет с водой? (закипит)

Опыт 2 : Нальем в чашку и блюдце горячей воды. Где быстрее остынет? (Предположения детей).

Пока вода остывает проводится физ.минутка

«Вверх – вниз»

Вверх рука и вниз рука

Вверх рука и вниз рука.

Потянули их слегка.

Быстро поменяли руки!

Нам сегодня не до скуки.

(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)

Приседание с хлопками:

Вниз - хлопок и вверх - хлопок.

Ноги, руки разминаем,

Точно знаем - будет прок.

(локтем правой руки коснуться колена левой ноги и наоборот)

Крутим-вертим головой,

Разминаем шею. Стой!

(Вращение головой вправо и влево.)

Проверяют опыт. Где быстрее остыла вода? В блюдце.(блюдце широкое, чашка – узкая.)

Вывод: В широкой посуде вода остывает быстрее.

- С какими термометрами еще не познакомились? (медицинские)

-  Для чего они нужны?(для измерения температуры у людей )

Смотрят в коробке. Показываю два вида термометров. Какие термометры?

(Ртутный и электронный.) Рассматривают термометры. Сравнивают.

У ртутного шкала начинается с цифры 35 градусов, и заканчивается цифрой 42 , т.к. температура тела у человека не бывает ниже 35 градусов и  выше 42 градусов.

Электронный термометр более современный и безопасный. Им пользуется медсестра у нас в дет.саду.

Опыт 1:

- А теперь ребята давайте проведем еще один опыт. Для этого нам нужно измерить  температуру тела у одного из вас.

-  кто знает,  какая температура должна быть у здорового человека?

- 36 и 6

- Отлично! Именно эта температура тела должна быть у здорового человека. А  если человек заболел, то у него какая температура?

-Больше 37

Пока измеряем температуру у ребенка, поиграем в игру «Скажи наоборот» (д/игра) (карточка)

Растаял – замерз

Здоровый – больной

Холодно – тепло, жарко

Высокая – низкая

Остыл – нагрелся

Поднялся – опустился

-Ну, теперь можно посмотреть  на термометр… Так 36 и 6, Ты здоров!

ВЫВОД:   Давайте теперь сделаем вывод. С какими термометрами познакомились. Принцип действия у всех одинаковый (расширение - сужение).

Температура тела человека в группе и на улице остается неизменной, а значит, не зависит от температуры окружающей среды, а температура воздуха и воды  может  отличаться в зависимости от пространства ее измерения.

А теперь давайте сделаем термометры . (дети на термометры шаблоны связывают красную и белую нитки между собой)

Заключение:

Предложить детям ответить на вопросы с помощью изготовленных термометров.

Вопросы:

1. Днем температура +10 градусов(дети показывают на своих термометрах)

2. К вечеру  температура понизилась на 7 градусов. Сколько градусов будет на термометре вечером?

3.Ночью она еще понизилась на 5 градусов. Какая температура ночью?

Дети показывают температуру своими термометрами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательное занятие с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Металл, его качества и свойства».

Учить детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики и свойства (теплопроводность, металлический блеск)....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим с элементами моделирования и экспериментирования в подготовительной группе

Детям очень нравится чувствовать себя "настоящими волшебниками", а может быть и "настоящими учёными"...

КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ОТКУДА БЕРЕТСЯ ЗВУК?»

В ходе познавательно-исследовательской деятельности дети устанавливают путем экспериментирования процесс улавливания звука животными, зависимости размера ушей и жизнедеятельности животных....

Конспект по ОО "Познание" по ознакомлению с миром природы: НОД - экспериментирование в подготовительной группе тема: «Лаборатория «Юные исследователи»» в рамках недели "Наука и экспериментирование"

Конспект по ОО "Познание" по ознакомлению с миром природы: НОД - экспериментирование в подготовительной группетема: «Лаборатория «Юные исследователи»»в рамках недели "Наука и экспериментирование...

План конспект по экспериментированию в подготовительной группе "Термометр и температура"

План конспект по эксперементированию в подготовительной группе...