Представление из опыта работы
материал

Светлана Петровна Аникьева

опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл представление из опыта работы20.35 КБ

Предварительный просмотр:

Представление опыта работы

в рамках профессионального конкурса

«Воспитатель года г. Енисейска – 2018»

Аникьева Светлана Петровна,

воспитатель МАДОУ № 16 «Тополек»

«Самая большая роскошь на Земле –

это роскошь человеческого общения!»

А.  Сент-Экзюпери

С самого рождения ребенок вступает в разнообразные отношения с окружающими. Общение является необходимым условием успешности человека в обществе и вместе с тем,  одним из основных факторов и важнейшим источником его развития.
        Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности.
От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе - во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития. 
         Как показывает практика, (моя в том числе) в настоящее время социально-коммуникативное развитие детей вызывает тревогу. Следует отметить, что всё чаще педагоги и родители стали сталкиваться с нарушениями в сфере культуры    общения, а также с недостаточным социальным и личностным  развитием детей.          Считаю, что это обусловлено чрезмерной «технологизацией» нашей жизни: ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

    В свете современных требований к  дошкольному образованию основным инструментом  осуществления образовательного процесса является общение и взаимодействие всех его участников.

Способность к общению не является врожденной, она формируется в процессе приобретения жизненного опыта, контактов с другими людьми и на каждом возрастном этапе имеет свое содержание.

       Общение является сквозным  механизмом развития дошкольника, поэтому становление и развитие  этого вида деятельности детей  является одной из целей моей педагогической практики. Для ее достижения я решаю следующие задачи.

  1. Развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и с другими окружающими людьми.
  2. Поддерживать стремление ребенка включаться в общее дело, стремление помочь другим и умение принять помощь, как от педагогов, так и от детей.
  3. Создавать в группе  особый микроклимат доброжелательного внимания  друг к другу, взаимного уважения, уступчивости и вместе с тем инициативности, активного интереса ко всему происходящему и друг к другу.

Развитие и организацию общения  детей я осуществляю в три этапа:

На первом этапе вместе с детьми мы осваиваем правила общения, культуру общения (вместе мы учимся  договариваться, а значит, слушать и слышать партнера, у детей формируется собственная речь);  

На втором этапе общение является целью - ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы решить познавательную, игровую, творческую задачу;

На третьем этапе - я создаю условия для общения дошкольников (в рамках самостоятельной деятельности детей), и общение становится  педагогическим  средством, то есть через общение ребенок познает мир. В условиях возросшей самостоятельности и независимости от взрослого общение обогащает социальный опыт  дошкольника, что позволяет ему не только обогащать представления об окружающей действительности, но и более полно осознать себя, свои достоинства и недостатки.

Для освоения детьми способов общения  в   образовательном  процессе я предусматриваю,

Во-первых - особую организацию  среды в группе, которая побуждает детей к содержательному общению и взаимодействию.

то есть - содержание среды соответствует  актуальным интересам и потребностям детей; групповое пространство позволяет детям объединяться в разные группы по интересам;  обязательно наличие полифункционального (неоформленного) материала, который стимулирует общение детей по-поводу его использования.

Во-вторых - создание ситуаций  общения. Для этого я организую совместное планирование,  игры коммуникативной направленности, ситуативные разговоры,  проблемные ситуации, требующие  своего решения в   парах, тройках  или микрогруппах.  Особую роль в организации  общения  играет реализация совместных проектов.  

Способы развития общения предполагают умение стать на позицию ребёнка. Тактика нашего общения с воспитанниками - сотрудничество. На ребёнка при этом я смотрю как на полноправного партнёра в условиях сотрудничества. Личностно - ориентированная модель общения воспитателя с ребёнком помогает приобщить малыша к миру человеческих ценностей. В общении я не передаю ребенку набор готовой информации, а создаю ситуации, в которых  ребенок в процессе совместной деятельности может принять и освоить способы и средства познания мира и его преобразования. Мир человеческих отношений раскрывается  дошкольнику в представлениях о добре и зле, о своём и чужом, о правде, лжи и  справедливости.         В общении и взаимодействии с воспитанниками моя профессия позволяет примерить на себя сразу несколько ролей: быть и артистом, и зрителем, и учителем, и партнером по игре, помощником, заинтересованным наблюдателем, терпеливым слушателем, умеющим уйти в тень, интересным собеседником, провокатором, создающим для детей проблемные ситуации. а самое главное, позволяет не расставаться с детством.

Перевоплощаться в эти роли и занимать разные позиции взаимодействия мне помогают следующие качества: ответственность, инициативность, креативность, толерантность,  умение доверять, чувство юмора, артистизм.

Я всегда стремлюсь быть  открытой для коллег и родителей, а умение работать в команде позволяет мне видеть и чувствовать каждого, его потребности и возможности,  находить позитивное в любой ситуации, любую ситуацию использовать для своего развития, никогда не останавливаться на достигнутом, формировать эту потребность в ребенке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

планирование работы с детьми 2 младшей группы по формированию элементарных математических представлений (из опыта работы)

Предусмотрены задания по разделам                  1. Количество и счет         ...

Требования к оформлению и представлению педагогического опыта работы

Основные подходы к трактовке передового педагогического опыта. Структура описания опыта работы и требования к ее оформлению....

Представление педагогического опыта работы на конкурс "Воспитатель года 2014"

Представление педагогического опыта работы на конкурс "Воспитатель года 2014" молодого специалиста...

Формы работы с детьми по формированию элементарных математических представлений (из опыта работы)

Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребе...

«Математические сказки, как одна из форм работы с дошкольниками по формированию элементарных математических представлений» (из опыта работы).

Математическая сказка - это история, которая содержит содержание сказки, раскрывает мир математических понятий для детей и развивает логическое мышление и когнитивные функции путем понимания сюжета ис...