«Знакомство с историей родного края как средство патриотического воспитания»
консультация (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 21 имени Героя Советского Союза Е.А. Никонова города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Терем-теремок»
«Знакомство с историей родного края как средство патриотического воспитания»
Консультация для педагогов
Подготовила и провела:
Воспитатель СП
«Детский сад «Терем-теремок»
ГБОУ ООШ № 21 г. Новокуйбышевска
Дзюба Л. В.
«Знакомство с историей родного края как средство патриотического воспитания»
Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, - одна из главных задач педагога.
Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриота. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким, родным местам.
Под патриотическим воспитанием педагоги понимают взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающему.
Исходя из этого, целью воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста является формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, чувства сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность во взаимодействии с родной природой.
В рамках патриотического воспитания параллельно с другими решаются следующие задачи:
· формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней;
· формирование активной жизненной позиции подрастающего поколения.
Для реализации цели и задач воспитателям нужно создавать взаимосвязанные и взаимообусловленные педагогические условия:
- знакомство с природой родного края, ее характерными особенностями
- проведение целевых наблюдений за состоянием объектов в разные сезоны года
- организация сезонного земледельческого труда в природе: посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев
- организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости
· тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи воспитанников
Именно с воспитания любви к родной природе необходимо начинать патриотическое воспитание дошкольников: ведь природные явления, объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для восприятия, воздействуют на эмоциональную сферу.
Работу над методической темой «Формирование чувства любви к природе в процессе прогулок дошкольников», надо решать через комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера:
1) Дать дошкольнику знания, умения, опыт, развивающие его интеллектуально, нравственно, эстетически, физически, на основе которых создается представление о том, что такое Родина;
2) Расширить познавательную сферу деятельности детей: развивать кругозор детей, обогащение знаний путем знакомства с главными достопримечательностями нашего города;
3) Обеспечить оздоровление и физическое развитие ребенка в соответствии с его возрастной физиологией: способствовать пониманию того, что сильные, смелые, ловкие – лучшие защитники Родины в будущем.
Экскурсия – это форма учебно-воспитательной работы, которая позволяет организовать наблюдение и изменения предметов, объектов и явлений в естественных условиях.
- Природоведческие экскурсии
- Социально-бытовые экскурсии
- Экологические экскурсии
- Экскурсии эстетического характера
В работе с детьми дошкольного возраста используются все разновидности экскурсий, которые направлены на воспитание любви к природе и сознанное и бережное отношение к ней. Наиболее эффективны такие формы работы: как пешеходные прогулки за территорию детского сада (деловые, оздоровительные), целевые прогулки, мини походы.
В основе разработки содержания ознакомления детей с родным краем посредством экскурсий, целевых прогулок, надо опираться на конкретные принципы:
- энциклопедичность (отбор знаний из разных областей действительности);
- уникальность места (изучение природной, культурной, социально-экономической уникальности края);
- интеграция знаний (отбор знаний для понимания детьми целостной картины мира);
- единство содержания и методов;
- динамика преемственных связей (изменение социального опыта детей разного дошкольного возраста);
- тематичность материала.
Ознакомление с природой – это прекрасный урок развития детского ума, чувств, стимулирование творчества. Своей необычностью, новизной и разнообразием природа вызывает у воспитанников удивление, радость и восторг, желание больше узнать, побуждать их к передаче чувств и мыслей.
Дети с удовольствием наблюдают, сопоставляют, сравнивают, делают выводы. Дети учатся рассуждать, рассказывать и описывать элементарные явления природы.
Чтобы прогулки были интересными, можно отправиться в «сказочное путешествие». Зимой на опушке может встретить волшебный снежок, осенью – золотой листок, весной – весенняя капелька. Сказочные персонажи загадывают загадки, дают задания, рассказывают об окружающем мире.
Через экскурсии в лес, на луг, поле формируются представления детей об окружающих природных условиях. Закрепляются знания о растениях, разных породах деревьев, произрастающих в данной местности. Формируется чувство ответственности за сохранение природы родного края.
Детям очень нравятся целевые прогулки. Хотя они кратковременны, эпизодичны, но очень разнообразны по тематике: наблюдения за особенностями погоды, за растениями, животными в разные времена года.
Постепенно границы наблюдений расширяются – участок детского сада, знакомая улица, роща, парк, сквер и т.д. Надо сообщать детям не только первые знания о природе, но дать пример элементарных оценок наблюдаемых явлений: «Выглянуло солнышко, и всем сразу стало весело, только сосульки заплакали – им не хочется таять…»
Если дети еще малы, все целевые прогулки сопровождаются играми, забавами, весельем (побегаем по шуршащим листьям; соберем шишки и сделаем из них веселых человечков и т.д.). Во время прогулок собирается природный материал для использования его для поделок: из шишек – ёжика или человечка, из веточек – змейку или птичку и др.
Работа по воспитанию патриотизма более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители должны являться активными участниками всех мероприятий, проводимых в детском саду: в экологических акциях, проектах, экскурсиях на природу, развлечениях, викторинах. В работе с родителями можно использовать домашние задания. Родители совместно с детьми могут изготовить кормушки и скворечники, обогатить свои знания, составляя кроссворды на тему «Природа Жигулей» и др.
Процесс познания происходит только когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Это создает у него более яркие, эмоционально насыщенные, запоминающиеся образы.
Постепенно от прогулки к прогулке, от экскурсии к экскурсии у детей складывается прекрасный образец родного края, своей Малой Родины. Это и аллея около сада, и березовая роща, и живописная тропинка у озера …
Всё это закладывает первые основы патриотизма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Ознакомление дошкольников с историей родного города, как средство патриотического воспитания"
У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось д...
Педагогический опыт Тема: « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста».
Обобщение опыта по теме: « Ознакомление с родным краем как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»....
Сообщение к педагогическому совету по теме: «Ознакомление с историей родного города - как средство патриотического воспитания»
Сообщение к педагогическому советупо теме: «Ознакомление с историей родного города - как средство патриотического воспитания»...
Ознакомление с историей родного города - как средство патриотического воспитания дошкольников
Консультация для пелагогов дошкольного образования на тему: "Ознакомление с историей родного города - как средство патриотического воспитания дошкольников" ...
Ознакомление старших дошкольников с историей родного города как средство патриотического воспитания.
На сегодняшний день тему патриотического воспитания обсуждают на различных педагогических форумах, семинарах, пишутся статьи в журналы, учебные пособия, методические рекомендации с передачей...
Презентация "Ознакомление с историей родного края как средство патриотического воспитания"
Презентация "Ознакомление с историей родного края как средство патриотического воспитания"...
Самообразование «Изучение истории родного края, как средство нравственного воспитания и интеллектуального развития»
Самообразование по теме "Изучение истории родного края, как средство нравственного воспитания и интнлектуального развития"...