ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА С 6-9 месяцев
календарно-тематическое планирование

Степанова Елена Николаевна

Планирование индивидуальной работы воспитателя. С 6-9 месяцев

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Планирование индивидуальной работы воспитателя                              

С 6-9 месяцев

             Социально-коммуникативное развитие

                 (стимуляция эмоционального общения)

Дата /возраст.

Основные программные задачи.

Содержание работы, литература.

август

Стимулировать радостное настроение, создавать игровые ситуации, побуждающие к эмоциональному контакту со взрослым, называть ребенка по имени.

Эмоциональное общение обогащать деловыми контактами в действиях с предметами и игрушками. Обращать внимание на индивидуальные проявления, учитывать предпочтение ребенка.

Поддерживать проявления элементарной самостоятельности.

Содержание работы: Стимулирование смеха в ответ на эмоциональное обращение. Поддерживание «комплекса оживления», эмоциональное общение.

Игра «твоя улыбка»: перед игрой берем малыша на руки, улыбаясь говорим с ним ласковым голосом. Кладем ребенка на пол, садимся с ним рядом, берем в руки его ладошки, массируем и в такт песенки осторожно размахиваем ручками, напеваем песенку «От улыбки».

Игра «Жил-был у деточки маленький носик»: усаживаю ребенка себе на колени. Наклоняясь, над ним пою

 «Жил-был у деточки маленький носик.

    Вот так, вот так маленький носик.»

Перед последними словами делаю паузу и дотрагиваюсь до носика.

Литература: Т. Стробыкина стр. 19. Разенкова Ю.А. стр. 21, Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы.

сентябрь

Стимулировать радостное настроение, создавать игровые ситуации, побуждающие к эмоциональному контакту со взрослым, называть ребенка по имени.

Эмоциональное общение обогащать деловыми контактами в действиях с предметами и игрушками. Обращать внимание на индивидуальные проявления, учитывать предпочтение ребенка.

Поддерживать проявления элементарной самостоятельности.

Содержание работы: поддерживание радостного настроения. Осваивание предметных действий в общении. Установление и поддержание доверительных отношений во режимных моментах.

Игра «Заводная игрушка»: предоставляю ребенку возможность налюбоваться заводной игрушкой, наблюдать за ней, пытаться поймать. Подталкиваю игрушку так, чтобы он мог взять ее в руку.

«Курочка – тараторка по двору ходит,

Цыпляток водит, хохолок раздувает,

Малых деток потешает.»

Игра «Все дело в шляпе»: берем шляпу и сюжетную игрушку (кошку). Прячу кошку так, чтобы был виден ее хвостик и лапки. Прошу малыша найти кошку, подняв шляпу. Переложить шляпу в другое место, вновь спрятать под нее игрушку. Побуждаю малыша двигаться в поисках игрушки.

Игра «Дай ручку дай другую»: одевая малыша приговаривайте: «Дай мне ручку дай другую. Теперь ножку: одну, другую. На ножки наденем носочки, на головку – шапочку. Вот так! Вот и все, мы оделись!»

Литература: Т. Стробыкина стр 19. Ю. А. Разенкава стр. 21, Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса.

октябрь 

Стимулировать радостное настроение, создавать игровые ситуации, побуждающие к эмоциональному контакту со взрослым, называть ребенка по имени.

Эмоциональное общение обогащать деловыми контактами в действиях с предметами и игрушками. Обращать внимание на индивидуальные проявления, учитывать предпочтение ребенка.

Поддерживать проявления элементарной самостоятельности.

Содержание работы: Стимулирование радостного настроения, доверительное отношение к взрослому. Поддерживание «комплекса оживления», эмоциональное общение. Направляю на запоминание и узнавание знакомых и незнакомых игрушек, предметов. Эмоционально подпитываю ориентировочно-исследовательские действия.

Игра «Кто у нас хороший?»: беру ребенка на руки, произношу стишок. Кто у нас хороший?

                                   Кто у нас пригожий?

                                   Ванечка хорошенький!

                                   Ванечка пригоженький!

Игра «Еду-Еду!»: сажаю ребенка к себе на колени, лицом к себе. Еду-еду к бабе, к деде.

         На лошадке в красной шапке,

         По ровненькой дорожке,

         На одной ножке.

         В ямку - бух! Упаду! Упаду!

При последних словах имитирую падение, при этом удерживаю ребенка, приподнимаю, подтягиваю его к себе, обнимаю.

Игра «Смелый пилот!»: одной рукой поддерживаю грудь малыша, а другой обхватываю противоположное от себя бедро ребенка. Поднимаю малыша вверх и опускаю вниз, покачиваю его, приговариваю.

– Вырасту, буду летчиком смелым.

   Нет для мальчишки лучшего дела.

Литература: Ю.А. Разенкова стр.12, 21. Программа от рождения до школы под ред. Н.Е. Веракса; «Обучение через игру» П.Ф. Ведези.                              

Ожидаемые результаты: охотно идет на контакт, радуется. Чутко реагирует на настроение взрослого. По-разному реагирует на свое и чужое имя. Отличает близких от чужих.

             

                       Познавательное развитие

(Развитие зрительного восприятия; Развитие слухового восприятия;

Развитие тактильно-кинестетического восприятия; Формирование начальных пространственных представлений)

Дата /возраст

Основные программные задачи.

Содержание работы, литература.

август

Задачи 6-го месяца.

Продолжать учить переходить от зрительного сосредоточения на предмет к активным действиям с ним.

Побуждать из положения, лежа на животе притягивать игрушку, находящуюся на расстоянии вытянутой руки, выполнять поворот на бок с целью овладения игрушкой (предметом), находящимся от него сбоку.

Содержание работы: продолжать совершенствовать навыки хватания у ребенка. Укреплять силы захвата. Продолжать учить ребенка брать игрушку из рук взрослого в положении (лежа на животе, лежа на спине). Продолжать учить ребенка воспроизводить игровые движения. Продолжать побуждать действовать самостоятельно.

Игра «Погремушка?»: усаживаю ребенка к себе на колени лицом к себе, улыбаюсь, показываю игрушку, читаю стишок

«Погремушка, погремушка,

Ты веселая игрушка

Погремушка погреми,

Нашу детку весели.»

Ребенок заинтересовывается игрушкой, пытается взять ее в руки.

Упр. «Тянемся ручкой»: лежащему на спине малышу показываю пищащую резиновую игрушку. Звук ее должен быть не очень резким. Чтобы не испугать ребенка. Когда он протянет руку к игрушке, поднимаю ее чуть выше (над его грудью), побуждаю его, тянутся за игрушкой и взять ее. Даю ему игрушку тем концом, который трудно взять.

Литература: Разенкова Ю.А. стр. 61. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса; «Обучение через игру» Р.Р. Фьюэлл; «Знакомим малыша с окружающим миром» Л.Н. Павлова, Т. Стробыкина.

Сентябрь

Продолжать учить ребенка узнавать знакомые предметы или игрушки из разных положений: лежа на спине, на животе, находясь в вертикальном положении на руках у взрослого.

Из этих положений учить переходить от зрительного сосредоточения на предмете к активным действиям с ним. Побуждать из положения, лежа на животе притягивать игрушку, находящуюся на расстоянии вытянутой руки, выполнять повороты на бок с целью овладения игрушкой, находящейся от него с боку.

Содержание работы: продолжать совершенствовать навыки хватания предмета. Укреплять силы захвата. Продолжать учить ребенка брать игрушку из рук взрослого из положений (лежа на животе, лежа на спине). Продолжать учить воспроизводить игровые движения. Побуждать действовать самостоятельно.

Игра «Где погремушка?»: усаживаю ребенка к себе на колени лицом к себе, улыбаюсь, показываю игрушку, читаю стишок

«Погремушка, погремушка,

Ты веселая игрушка

Погремушка погреми,

Нашу детку весели.»

Ребенок заинтересовывается игрушкой, тянется к ней, пытается взять ее в руки и играть ей.

Упр. «Тянемся ручкой»: лежащему на спине малышу показываю пищащую резиновую игрушку. Звук ее должен быть не очень резким. Чтобы не испугать ребенка. Когда он протянет руку к игрушке, поднимаю ее чуть выше (над его грудью), побуждаю его, тянутся за игрушкой и взять ее. Даю ему игрушку тем концом, который трудно взять.

Литература: Разенкова Ю.А. стр. 61. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса; «Обучение через игру» Р.Р. Фьюэлл; «Знакомим малыша с окружающим миром» Л.Н. Павлова, Т. Стробыкина.

октябрь

Продолжать учить ребенка узнавать знакомые предметы или игрушки из разных положений: лежа на спине, на животе, находясь в вертикальном положении на руках у взрослого.

Из этих положений учить переходить от зрительного сосредоточения на предмете к активным действиям с ним.

Побуждать из положения, лежа на животе притягивать игрушку, находящуюся на расстоянии вытянутой руки, выполнять повороты на бок с целью овладения игрушкой, находящейся от него с боку.

Содержание работы: продолжать совершенствовать навыки хватания предмета. Укреплять силы захвата. Продолжать учить ребенка брать игрушку из рук взрослого из положений (лежа на животе, лежа на спине). Продолжать учить воспроизводить игровые движения. Побуждать действовать самостоятельно.

Игра «Мы купили погремушку»: усаживаю ребенка к себе на колени лицом к себе, улыбаюсь, показываю игрушку, читаю стишок. Мы купили погремушку,

                           Успокаивать Ванюшку,

                           Мы трясли – она гремела,

                           Но успеха не имела,

                           Оказалось, у Ванюшки

                           Голос громче погремушки.

                           Пусть он достает ее и начнет играть.

Упражнение «Где погремушка?»: малыш берет ее, перекладывает, манипулирует в течении 1-2 минут. Можно активизировать с помощью показа и прятанья игрушки.

Упражнение «Где?»: перед ребенком на расстоянии вытянутой руки лежит веревочка с кольцом, привязанная к машинке. Расстояние 1 м. привлекаю внимание к кольцу, привожу его в движение, называю его, побуждаю ребенка ползти. Кольцо с веревочкой приводит в движение машинку. Если ребенок не может осуществить описанные движения, разыгрываю их перед малышом. Затем предоставляю возможность самостоятельно действовать с кольцом. Аналогично проводятся с другими игрушками.

Разенкова Ю.А. стр. 61. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса; «Обучение через игру» Р.Р. Фьюэлл; «Знакомим малыша с окружающим миром» Л.Н. Павлова, Т. Стробыкина.

Ожидаемые результаты: узнает знакомые предметы, ищет их взглядом. Целенаправленно захватывает предметы. Довольно продолжительно удерживает предмет. Проявляет ориентировочно-исследовательскую активность при ознакомлении с предметом. Способен выполнить действие притянуть предмет.

                   Подготовительные этапы развития речи.

Дата /возраст

Основные программные задачи.

Содержание работы, литература.

август

Продолжать активизировать «речевой» контакт ребенком всеми доступными средствами.

Способствовать речевой реакции гиканья и проявлению элементарного гуления.

Содержание работы: «Речевой» контакт взрослого с ребенком. Стимулирование повторов произнесения звуков гуконья в ответ на эмоциональное обращение взрослого.

«Игра с губами ребенка»: размещаю ребенка у себя на коленях. Играю губами. Опускаю нижнюю поднимаю верхнюю губу к носику (2-3 раза), поглаживаю губы ребенка, округляю их, припеваю «О-О-О»; собираю губы в «трубочку» и припеваю «У-У-У»; опускаю нижнюю челюсть и говорю: «А-А-А».

Игра «Гули-голубочки»: кладу малыша к себе на колени. Напеваю малышу, машу его ручками, как крылышками

«Прилетели гули, гули-голубочки.

Сели на головку, на головку Ване сели.

Ты мой Ванюшенка. Помаши ладошкой:

Кыш, гули кыш!»

Литература: Ю.А. Разенкова стр. 15. «Игры с детьми младенческого возраста». Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса «Обучение через игру» Р.Р. Фьюэлл.

сентябрь

Продолжать давать правильного произношения звуков.

Включать их в фольклорные «переклички» с использованием уже имеющихся у ребенка вокализаций (речевое подражание).

Продолжать добавлять образцы разных интонаций.

Содержание работы: развивать анализаторы и навыки общения. Дать образцы правильного произношения звуков. Способствовать развитию артикуляционного аппарата. Стимулировать лепет.

Игра «Где Петушок?»: показываю малышу игрушку петушка, читаю потешку

«Петушок, петушок, золотой гребешок,

  Ласкова головушка, шелкова бородушка,

  Что ты рано встаешь?

  Деткам спать не даешь. Ку-ка-ре-ку…»

Если малыш потянется, накрываю платком игрушку. Спрашиваю «Где петушок?». Постепенно приучаю стягивать платок с игрушки. Хвалю его. Когда малыш привыкнет к петушку, меняю его на другую игрушку.

Игра «Хлоп-Хлоп-Хлоп»: рассказываю малышу стишок

«Хлоп-хлоп-хлоп, по ручке малыша.

  Хлоп-хлоп-хлоп, по ножке малыша»

Беру руки малыша в свои и хлопаю его ладошками по разным частям тела.

Игра «Поиграем губками малыша»: размещаю ребенка у себя на коленях. Нажимаю на его подбородок, опускаю нижнюю челюсть ребенка и возвращаю ее в исходное положение, так чтобы при смыкании губ получается легкий хлопок, припеваю слоги «Ма-ма-ма-ма, па-па-па-па, ба-ба-ба-ба».

Литература: Ю.А. Разенкова Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса. «Обучение через игру» Р.Р. Фьюэлл. «Знакомим малыша с окружающим миром» Л.Н. Павлова.

Октябрь 

Давать образцы правильного произношения звуков родного языка.

Включать их в фольклорные «переклички» с использованием уже имеющихся у ребенка вокализаций (речевое подражание).

Продолжать добавлять образцы разных интонаций.

Содержание работы: развивать анализаторы и навыки общения. Дать образцы правильного произношения звуков. Способствовать развитию артикуляционного аппарата. Стимулировать лепет.

Игра «Красивый петушок»: показываю малышу игрушку петушка, читаю потешку. «Наш красивый петушок

                                               Носит красный гребешок!

                                               Утром, рано на заре,

                                               Песни дарит детворе

                                               Ку – ка – ре – кууууу!

Если малыш потянется, накрываю платочком игрушку. Спрашиваю: «Где Петушок?». Постепенно приучаю малыша стягивать платок с игрушки. Хвалю его. Когда малыш привыкнет к петушку, меняю его на другую игрушку.

Игра: «Ладушки»: рассказываю малышу стишок.

«Мыли мылом руки. Мыли мылом ножки.

   Вот какие ладушки, Ладушки – ладошки!»

Беру руки малыша в свои и хлопаю его ладошками по разным частям тела.

Игра «Поиграем губками малыша»: размещаю ребенка у себя на коленях. Нажимаю на его подбородок, опускаю нижнюю челюсть ребенка и возвращаю ее в исходное положение, так чтобы при смыкании губ получается легкий хлопок, припеваю слоги «Ма-ма-ма-ма, па-па-па-па, ба-ба-ба-ба».

Литература: Ю.А. Разенкова стр.78. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса. Стр.123. «Обучение через игру» Р.Р. Фьюэлл. «Знакомим малыша с окружающим миром» Л.Н. Павлова.

Ожидаемые результаты: делает попытки, гулит в ответ на произносимые взрослым протяжные гласные звуки.  Подолгу певучи гулит и гуление является компонентом общения.

                 Художественно-эстетическое развитие.

Дата /возраст

Основные программные задачи.

Содержание работы, литература.

Август

Вызывать радостное оживление при звучании плясовой мелодии.

С помощью взрослого приподнимать и опускать руки, самостоятельно греметь погремушкой, колокольчиком, ударять в бубен.

Содержание работы: стимулировать слуховое внимание при разных игровых ситуациях в общении с взрослым. Продолжать развивать умение по-разному реагировать на спокойную и плясовую мелодию.

Игра «На зеленом на лужку»: взять ребенка под мышки и спеть ему песенку, побуждая пружинить ножками.

«На зеленом на лужку,

Мотыльки летают,

И с цветочка на цветок,

Весело порхают.»

Игра «Бубен»: похлопываю ладошкой по бубну, подставляю под ручку малыша, что бы и он похлопал по нему.

«Бубен, бубен, долгий нос,

Почем в городе овес?

Две копейки с пяточком!

Ехал бубен с колпачком,

Овса бубен не купил,

Только лошадь уморил!»

Литература: Разенкова Ю.А. стр. 60. Слушаем мелодии со звуками природы. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса. Слушание музыки: «Звуки природы» (шум дождя, пение птиц и т.д.)

Сентябрь 

Слушание классических произведений для детей раннего возраста.

Вызывать музыкальную отзывчивость на веселую и спокойную музыку, поощрять «участи» в пении взрослых (движений рук, ног).

Содержание работы: способствовать развитию музыкального восприятия.

Игра-песенка «Пляшут куры»: спеть малышу песенку, в конце песенки помахать руками ребенка.

«Пляшут куры, петушки,

  И цыпляточки пушки.

  Закружились все подряд.

  Стали крыльями махать».

Игра-песенка «Я на горку шла»: спеть малышу песенку, взяв его за туловище. «Я на горку шла, тяжести несла,

                                        Уморилась, уморилась, уморилася.

                                        Тяжести несла, в решете овса,

                                        Уморилась, уморилась, уморилася.»

Литература: Е.Т. Тиличеева «Слушание мелодий со звуками природы», Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса.

Октябрь 

Формировать положительную реакцию на пение взрослого, звучание музыки.

Способствовать эмоционально-положительному отклику на веселую, быструю, грустную, спокойную, медленную мелодии. Переживать вместе со взрослым эстетические чувства.

Развитие музыкального слуха ребенка, чувства ритма, формирование представлений о связи музыки и движений.

Содержание работы: развиваю слуховое внимание и интерес к звукам разного характера. Развиваю умение находить невидимый источник звука в окружающем пространстве. Развиваю умение извлекать звуки из игрушек и предметов.

Упражнения «Игры на музыкальных инструментах»: предлагаю ребенку послушать звучание разных инструментов (бубен, барабан, металлофон, маракас). Затем вызываю эти звуки совместно с ребенком.

Игра «Музыкальные инструменты спрятались»: показываю малышу музыкальную игрушку, включаю ее, даю послушать мелодию. Прячу на глазах у ребенка под коробку, спрашиваю: «Где птичка поет? Найди!»

Игра «Погремушка погреми»:  пою песенку о погремушке, сопровождая ее движением. «Погремушка, погремушка,

                                             Поиграем, поиграем, погремушка!

                                                   Так, так, так, еще вот так!

                                           Погреми, погреми, погремушечка!»

Прячу игрушку за спину: - Нет погремушки!

Литература: Разенкова Ю.А. стр 60. Слушание мелодий со звуками природы. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса.

Ожидаемые результаты: самостоятельно греметь погремушкой, ударять в бубен. Радуется взрослому, тянется к нему, берет из рук игрушку. Начинает понимать речевые инструкции с жестовыми подкреплениями. Может имитировать громкие, тихие звуки.        

                                   Физическое развитие.

Дата /возраст.

Основные программные задачи.

Содержание работы, литература.

Август

Способствовать физическому развитию малыша, помогать в освоении новых навыков (сидеть, ползать, вставать и т. п.);

Развивать моторику общих движений и умение самостоятельно передвигаться в горизонтальной плоскости – овладении ползанием;

Укреплять упор ног, вызывая отталкивание от опоры;

Продолжать развивать крепость мышц рук, плечевого пояса и шеи.

Продолжать развивать соответствующие положение ладони и пальцев, способствующее раскрытию кулачка и умения брать игрушки;

В процессе «делового» общения с ребенком сочетать сенсорное общение с его двигательной активностью, т. е. обеспечить сенсорное развитие.

Содержание работы: укрепляем мышцы рук, ног и брюшного пресса ребенка. Развиваем моторику общих движений и умение ползать в разных направлениях. Учим захватывать предмет ручкой сверху, сбоку, снизу и т. д.

Комплекс двигательно- развивающих упражнений:

1 Скрещивание рук на груди (или сгибание и разгибание рук с кольцами, с 8 мес. это упр. делается сидя). Ребенок лежит на спине вложить свои большие пальцы в ладони, остальными придерживать кисти. Руки ребенка разводятся в сторону на 90 гр. По отношению к туловищу, а затем сводятся. Повтор 6-8 раз.

2 Скользящие шаги. Ребенок лежит на спине, ноги согнуты в коленях, ступни упираются в пол. Попеременно переставляем ноги ребенка, так чтобы ступни скользили по поверхности пола.

3 Повороты со спины на живот при поддержке за правую руку. Большим, средним и указательным пальцем руки зафиксируем голени ребенка снизу. Указательный палец правой руки вложить в правую руку ребенка. Левой рукой двигаем ногу ребенка, так чтобы его таз слегка повернулся влево. В след за этим ребенок повернет голову и плечевой пояс в ту же сторону. Ложем ребенка на живот руки под грудью

4 Массаж спины.  Ребенок лежит на животе, руки находятся под грудью. Поглаживание тыльной стороной обеих ладоней, продвигаясь от ягодиц к голове, а затем ладонями продвигаясь от головы к ягодицам

5 Массаж стоп. Ребенок лежит на спине. Зафиксировать левой рукой левую ногу, так, чтобы голень легла между большим и указательным пальцем. Большим пальцем прав руки круговыми движениями растираем стопу.

6 Сгибание и разгибание стоп. Ребенок лежит на спине. Зафиксировать левой рукой левую ногу, так, чтобы нога легла между большим и указательным пальцем левой руки. Указательным пальцем прав руки нажимаем  на ступню у основания пальцев . В ответ на это он будет сгибать ступню.

7 Присаживание с фиксацией колен из положения лежа. В левую руку малыша вложить кольцо и отводим ее вперед до прямого угла (левой рукой поддерживаем колени ребенка), а потом побуждаем его сесть.

8 Повороты со спины на живот при поддержке за левую руку. Большим, средним и указательным пальцем прав руки зафиксируем голени ребенка снизу. Указательный палец левой руки вложить в левую руку ребенка. Прав рукой двигаем ногу ребенка, чтобы его таз слегка повернулся вправо. В след за этим ребенок повернет голову и плечевой пояс в ту же сторону. Ложем ребенка на живот руки под грудью.

9 Ползание. Ребенок лежит на животе. Фиксируем обе стопы ребенка с тыльной стороны так, чтобы указательный палец лег между стопами. Затем сгибайте и разгибайте ноги ребенка в коленях и тазобедренных суставах.

Гимнастика для укрепления ног, рук, брюшного пресса:

- Упражнение под названием Бабочка. Малыш лежит на спине — брать его за голени, подводить колени к животу, потом развести ноги по сторонам и выпрямить. Опять согнуть, но наоборот — сначала разводим и прижимаем колени к животу, потом выпрямляем, держа вместе.

- Положите малыша на живот и поднимайте за бедра в воздух так, чтобы он опирался на руки.

- Поднимайте прямые ноги ко лбу — поочередно и вместе, это стимулирует пищеварение.

- Держите под мышки и даете ребенку отталкиваться ногами, словно подпрыгивая.

Упражнение на мяче: Ребенка кладут на большой мяч. Один взрослый фиксирует таз малыша, а другой удерживает вытянутые вперед ручки в области кистей, при этом ребенка раскачивают вперед-назад.

Игра для развития ползания: В разных местах комнаты разложите звучащие игрушки, прикройте их так, чтобы их не было видно салфетками. Начните звучать одной игрушкой – например, покачните колокольчик. Но не показывайте игрушку. Малышу станет интересно, и он подползет к игрушке и заглянет под салфетку. После этого дайте ребенку поиграть с этой игрушкой. Покажите, как можно захватить предмет ручкой (как можно захватить сверху, сбоку, снизу и т.д.).
Затем повторите игру с другим звучащим предметом. Малыша в конце его пути ползания должно ждать что-то интересное для него, спрятанное под салфетку.

Сентябрь

Способствовать физическому развитию малыша, помогать в освоении новых навыков (сидеть, ползать, вставать и т. п.);

Развивать моторику общих движений и умение самостоятельно передвигаться в горизонтальной плоскости – овладении ползанием;

Укреплять упор ног, вызывая отталкивание от опоры;

Продолжать развивать крепость мышц рук, плечевого пояса и шеи.

Продолжать развивать соответствующие положение ладони и пальцев, способствующее раскрытию кулачка и умения брать игрушки;

В процессе «делового» общения с ребенком сочетать сенсорное общение с его двигательной активностью, т. е. обеспечить сенсорное развитие.

Содержание работы: Массаж стоп, кистей рук для тонуса мышц и быстрого раскрытия ладошки. Учить присаживаться.

Игра «Чобиток» (массаж стоп):

Куй-куй чобиток (четыре раза коснуться пальцем стоп ребенка)
Подай бабка молоток (коснитесь подошвы стопы кулаком)
Не дашь молотка (погладить ладонью ножку)
Не подкую чобиток.

Упражнение «Присаживание»: Малыш лежит на спине. Возьмите его за кисти рук. Слегка подтягивая за согнутые в локтях руки, побудите ребенка сесть. Повторите 2-3 раза.

Упражнения «Ладушки» (массаж кистей рук):

— Ладушки, (говорите вы)

–Ладушки. (и выпрямляете пальчики малыша на своей ладони).
— Где были? У бабушки! (соедините его ручки ладошка к ладошке).
— Что ели? Кашку! (хлопнули в ладоши).
— Что пили? Бражку! (ещё раз).
— Кыш, полетели, на головку сели! (это самый важный момент: малыш прикасается к своей голове, раскрывая ладонь на круглой поверхности).

Игра для развития ползания: В разных местах комнаты разложите звучащие игрушки, прикройте их так, чтобы их не было видно салфетками. Начните звучать одной игрушкой – например, покачните колокольчик. Но не показывайте игрушку. Малышу станет интересно, и он подползет к игрушке и заглянет под салфетку. После этого дайте ребенку поиграть с этой игрушкой. Покажите, как можно захватить предмет ручкой (как можно захватить сверху, сбоку, снизу и т.д.).
Затем повторите игру с другим звучащим предметом. Малыша в конце его пути ползания должно ждать что-то интересное для него, спрятанное под салфетку.

Комплекс двигательно - развивающих упражнений:

1 Скрещивание рук на груди (или сгибание и разгибание рук с кольцами, с 8 мес. это упр. делается сидя). Ребенок лежит на спине вложить свои большие пальцы в ладони, остальными придерживать кисти. Руки ребенка разводятся в сторону на 90 гр. По отношению к туловищу, а затем сводятся. Повтор 6-8 раз.

2 Скользящие шаги. Ребенок лежит на спине, ноги согнуты в коленях, ступни упираются в пол. Попеременно переставляем ноги ребенка, так чтобы ступни скользили по поверхности пола.

3 Повороты со спины на живот при поддержке за правую руку. Большим, средним и указательным пальцем руки зафиксируем голени ребенка снизу. Указательный палец правой руки вложить в правую руку ребенка. Левой рукой двигаем ногу ребенка, так чтобы его таз слегка повернулся влево. В след за этим ребенок повернет голову и плечевой пояс в ту же сторону. Ложем ребенка на живот руки под грудью

4 Массаж спину.  Ребенок лежит на животе, руки находятся под грудью. Поглаживание тыльной стороной обеих ладоней, продвигаясь от ягодиц к голове, а затем ладонями продвигаясь от головы к ягодицам

5 Массаж стоп. Ребенок лежит на спине. Зафиксировать левой рукой левую ногу, так, чтобы голень легла между большим и указательным пальцем. Большим пальцем прав руки круговыми движениями растираем стопу.

6 Сгибание и разгибание стоп. Ребенок лежит на спине. Зафиксировать левой рукой левую ногу, так, чтобы нога легла между большим и указательным пальцем левой руки. Указательным пальцем прав руки нажимаем на ступню у основания пальцев. В ответ на это он будет сгибать ступню.

7 Присаживание с фиксацией колен из положения лежа. В левую руку малыша вложить кольцо и отводим ее вперед до прямого угла (левой рукой поддерживаем колени ребенка), а потом побуждаем его сесть.

8 Повороты со спины на живот при поддержке за левую руку. Большим, средним и указательным пальцем прав руки зафиксируем голени ребенка снизу. Указательный палец левой руки вложить в левую руку ребенка. Прав рукой двигаем ногу ребенка, чтобы его таз слегка повернулся вправо. В след за этим ребенок повернет голову и плечевой пояс в ту же сторону. Ложем ребенка на живот руки под грудью.

9 Ползание. Ребенок лежит на животе. Фиксируем обе стопы ребенка с тыльной стороны так, чтобы указательный палец лег между стопами. Затем сгибайте и разгибайте ноги ребенка в коленях и тазобедренных суставах.

Октябрь

Способствовать физическому развитию малыша, помогать в освоении новых навыков (сидеть, ползать, вставать и т. п.);

Развивать моторику общих движений и умение самостоятельно передвигаться в горизонтальной плоскости – овладении ползанием;

Укреплять упор ног, вызывая отталкивание от опоры;

Продолжать развивать крепость мышц рук, плечевого пояса и шеи.

Продолжать развивать соответствующие положение ладони и пальцев, способствующее раскрытию кулачка и умения брать игрушки;

В процессе «делового» общения с ребенком сочетать сенсорное общение с его двигательной активностью, т. е. обеспечить сенсорное развитие.

Содержание работы: укрепляю мышцы рук, ног, спины и брюшного пресса ребенка.

Массаж для укрепления ног, рук, брюшного пресса:

- Массажа животика — ребенка нужно пять минут погладить, растирать круговыми движения, размять и сделать небольшие пощипывания и вибрации, разогревая мышцы и кожу.

- Ребенок лежит на спине, нужно скрещивать руки на грудной клетке, делать круговые движения руками, двигать ногами, слегка прижимая коленки к животику.

- Дать ребенку пальцы, чтобы он подержался, и потянуть, чтобы он поднялся. Если ребенок не слишком сильно хватает, поднимите его за предплечья.

- Положить малыша на животик, помассируйте ягодицы, мышцы спины, но не касайтесь позвоночника. Слегка разотрите ребенка.

- Лежа на животе, поднимите ребенка, пока он не станет на колени. 

- Лежа на животе поднимите ноги и поддерживайте ребенка за живот, чтобы он пробовал ходить на руках.

Упражнение «На руках»: Малыш находится на руках взрослого «на весу», лицом вниз: одной рукой поддерживайте грудь малыша, а другой – противоположное бедро ребенка. Если его качать, попеременно поднимая и опуская то голову, то таз, тогда в момент опускания головы малыш будет стремиться её удержать:

Ой. качи, качи, качи,

К нам приедут торгачи.

Станут детку покупать,

Мы не будем продавать.

Детку (имя ребенка) мы не отдадим,

Детка (имя ребенка) нам нужна самим.

Упражнение «Брыкаемся»: Уприте ступни малыша в свой живот, погладьте его ножки, а затем потолкайте ими свой живот, читая стишок:

Топ-топ, Топотушки!

Пляшут лапки, пляшут ушки,

Пляшут рожки и хвосты!

Что лежишь? Пляши и ты!

Комплекс двигательно - развивающих упражнений:

1 Скрещивание рук на груди (или сгибание и разгибание рук с кольцами, с 8 мес. это упр. делается сидя). Ребенок лежит на спине вложить свои большие пальцы в ладони, остальными придерживать кисти. Руки ребенка разводятся в сторону на 90 гр. По отношению к туловищу, а затем сводятся. Повтор 6-8 раз.

2 Скользящие шаги. Ребенок лежит на спине, ноги согнуты в коленях, ступни упираются в пол. Попеременно переставляем ноги ребенка, так чтобы ступни скользили по поверхности пола.

3 Повороты со спины на живот при поддержке за правую руку. Большим, средним и указательным пальцем руки зафиксируем голени ребенка снизу. Указательный палец правой руки вложить в правую руку ребенка. Левой рукой двигаем ногу ребенка, так чтобы его таз слегка повернулся влево. В след за этим ребенок повернет голову и плечевой пояс в ту же сторону. Ложем ребенка на живот руки под грудью

4 Массаж спину.  Ребенок лежит на животе, руки находятся под грудью. Поглаживание тыльной стороной обеих ладоней, продвигаясь от ягодиц к голове, а затем ладонями продвигаясь от головы к ягодицам

5 Массаж стоп. Ребенок лежит на спине. Зафиксировать левой рукой левую ногу, так, чтобы голень легла между большим и указательным пальцем. Большим пальцем прав руки круговыми движениями растираем стопу.

6 Сгибание и разгибание стоп. Ребенок лежит на спине. Зафиксировать левой рукой левую ногу, так, чтобы нога легла между большим и указательным пальцем левой руки. Указательным пальцем прав руки нажимаем на ступню у основания пальцев. В ответ на это он будет сгибать ступню.

7 Присаживание с фиксацией колен из положения лежа. В левую руку малыша вложить кольцо и отводим ее вперед до прямого угла (левой рукой поддерживаем колени ребенка), а потом побуждаем его сесть.

8 Повороты со спины на живот при поддержке за левую руку. Большим, средним и указательным пальцем прав руки зафиксируем голени ребенка снизу. Указательный палец левой руки вложить в левую руку ребенка. Прав рукой двигаем ногу ребенка, чтобы его таз слегка повернулся вправо. В след за этим ребенок повернет голову и плечевой пояс в ту же сторону. Ложем ребенка на живот руки под грудью.

9 Ползание. Ребенок лежит на животе. Фиксируем обе стопы ребенка с тыльной стороны так, чтобы указательный палец лег между стопами. Затем сгибайте и разгибайте ноги ребенка в коленях и тазобедренных суставах.

Ожидаемые результаты: самостоятельно переворачиваться на животик и обратно. Поднимает и держит головку, опираясь на ручки. Лежа на спине, пытается сесть, отрывая спину от кровати. Движения становятся целенаправленными, заметно улучшается координация, руки, ноги и шея движутся согласованно, подчиняясь одной цели. Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки. Берет игрушку из любого положения, удерживает ее, манипулирует игрушкой.

     

                         



Предварительный просмотр:

КУ ХМАО-ЮГРЫ Урайский специализированный Дом ребенка

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ПРОГРАММА

                                                               разработала: воспитатель гр. №6 «Ежата» Степанова Е. Н.

                                    г. Урай 2019г

Планирование индивидуальной работы воспитателя                              

С 6-9 месяцев

             Социально-коммуникативное развитие

                 (стимуляция эмоционального общения)

Дата /возраст.

Основные программные задачи.

Содержание работы, литература.

август

Стимулировать радостное настроение, создавать игровые ситуации, побуждающие к эмоциональному контакту со взрослым, называть ребенка по имени.

Эмоциональное общение обогащать деловыми контактами в действиях с предметами и игрушками. Обращать внимание на индивидуальные проявления, учитывать предпочтение ребенка.

Поддерживать проявления элементарной самостоятельности.

Содержание работы: Стимулирование смеха в ответ на эмоциональное обращение. Поддерживание «комплекса оживления», эмоциональное общение.

Игра «твоя улыбка»: перед игрой берем малыша на руки, улыбаясь говорим с ним ласковым голосом. Кладем ребенка на пол, садимся с ним рядом, берем в руки его ладошки, массируем и в такт песенки осторожно размахиваем ручками, напеваем песенку «От улыбки».

Игра «Жил-был у деточки маленький носик»: усаживаю ребенка себе на колени. Наклоняясь, над ним пою

 «Жил-был у деточки маленький носик.

    Вот так, вот так маленький носик.»

Перед последними словами делаю паузу и дотрагиваюсь до носика.

Литература: Т. Стробыкина стр. 19. Разенкова Ю.А. стр. 21, Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы.

сентябрь

Стимулировать радостное настроение, создавать игровые ситуации, побуждающие к эмоциональному контакту со взрослым, называть ребенка по имени.

Эмоциональное общение обогащать деловыми контактами в действиях с предметами и игрушками. Обращать внимание на индивидуальные проявления, учитывать предпочтение ребенка.

Поддерживать проявления элементарной самостоятельности.

Содержание работы: поддерживание радостного настроения. Осваивание предметных действий в общении. Установление и поддержание доверительных отношений во режимных моментах.

Игра «Заводная игрушка»: предоставляю ребенку возможность налюбоваться заводной игрушкой, наблюдать за ней, пытаться поймать. Подталкиваю игрушку так, чтобы он мог взять ее в руку.

«Курочка – тараторка по двору ходит,

Цыпляток водит, хохолок раздувает,

Малых деток потешает.»

Игра «Все дело в шляпе»: берем шляпу и сюжетную игрушку (кошку). Прячу кошку так, чтобы был виден ее хвостик и лапки. Прошу малыша найти кошку, подняв шляпу. Переложить шляпу в другое место, вновь спрятать под нее игрушку. Побуждаю малыша двигаться в поисках игрушки.

Игра «Дай ручку дай другую»: одевая малыша приговаривайте: «Дай мне ручку дай другую. Теперь ножку: одну, другую. На ножки наденем носочки, на головку – шапочку. Вот так! Вот и все, мы оделись!»

Литература: Т. Стробыкина стр 19. Ю. А. Разенкава стр. 21, Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Веракса.

октябрь 

Стимулировать радостное настроение, создавать игровые ситуации, побуждающие к эмоциональному контакту со взрослым, называть ребенка по имени.

Эмоциональное общение обогащать деловыми контактами в действиях с предметами и игрушками. Обращать внимание на индивидуальные проявления, учитывать предпочтение ребенка.

Поддерживать проявления элементарной самостоятельности.

Содержание работы: Стимулирование радостного настроения, доверительное отношение к взрослому. Поддерживание «комплекса оживления», эмоциональное общение. Направляю на запоминание и узнавание знакомых и незнакомых игрушек, предметов. Эмоционально подпитываю ориентировочно-исследовательские действия.

Игра «Кто у нас хороший?»: беру ребенка на руки, произношу стишок. Кто у нас хороший?

                                   Кто у нас пригожий?

                                   Ванечка хорошенький!

                                   Ванечка пригоженький!

Игра «Еду-Еду!»: сажаю ребенка к себе на колени, лицом к себе. Еду-еду к бабе, к деде.

         На лошадке в красной шапке,

         По ровненькой дорожке,

         На одной ножке.

         В ямку - бух! Упаду! Упаду!

При последних словах имитирую падение, при этом удерживаю ребенка, приподнимаю, подтягиваю его к себе, обнимаю.

Игра «Смелый пилот!»: одной рукой поддерживаю грудь малыша, а другой обхватываю противоположное от себя бедро ребенка. Поднимаю малыша вверх и опускаю вниз, покачиваю его, приговариваю.

– Вырасту, буду летчиком смелым.

   Нет для мальчишки лучшего дела.

Литература: Ю.А. Разенкова стр.12, 21. Программа от рождения до школы под ред. Н.Е. Веракса; «Обучение через игру» П.Ф. Ведези.                              

Ожидаемые результаты: охотно идет на контакт, радуется. Чутко реагирует на настроение взрослого. По-разному реагирует на свое и чужое имя. Отличает близких от чужих.

             

                       Познавательное развитие

(Развитие зрительного восприятия; Развитие слухового восприятия;

Развитие тактильно-кинестетического восприятия; Формирование начальных пространственных представлений)

Дата /возраст

Основные программные задачи.

Содержание работы, литература.

август

Задачи 6-го месяца.

Продолжать учить переходить от зрительного сосредоточения на предмет к активным действиям с ним.

Побуждать из положения, лежа на животе притягивать игрушку, находящуюся на расстоянии вытянутой руки, выполнять поворот на бок с целью овладения игрушкой (предметом), находящимся от него сбоку.

Содержание работы: продолжать совершенствовать навыки хватания у ребенка. Укреплять силы захвата. Продолжать учить ребенка брать игрушку из рук взрослого в положении (лежа на животе, лежа на спине). Продолжать учить ребенка воспроизводить игровые движения. Продолжать побуждать действовать самостоятельно.

Игра «Погремушка?»: усаживаю ребенка к себе на колени лицом к себе, улыбаюсь, показываю игрушку, читаю стишок

«Погремушка, погремушка,

Ты веселая игрушка

Погремушка погреми,

Нашу детку весели.»

Ребенок заинтересовывается игрушкой, пытается взять ее в руки.

Упр. «Тянемся ручкой»: лежащему на спине малышу показываю пищащую резиновую игрушку. Звук ее должен быть не очень резким. Чтобы не испугать ребенка. Когда он протянет руку к игрушке, поднимаю ее чуть выше (над его грудью), побуждаю его, тянутся за игрушкой и взять ее. Даю ему игрушку тем концом, который трудно взять.

Литература: Разенкова Ю.А. стр. 61. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса; «Обучение через игру» Р.Р. Фьюэлл; «Знакомим малыша с окружающим миром» Л.Н. Павлова, Т. Стробыкина.

Сентябрь

Продолжать учить ребенка узнавать знакомые предметы или игрушки из разных положений: лежа на спине, на животе, находясь в вертикальном положении на руках у взрослого.

Из этих положений учить переходить от зрительного сосредоточения на предмете к активным действиям с ним. Побуждать из положения, лежа на животе притягивать игрушку, находящуюся на расстоянии вытянутой руки, выполнять повороты на бок с целью овладения игрушкой, находящейся от него с боку.

Содержание работы: продолжать совершенствовать навыки хватания предмета. Укреплять силы захвата. Продолжать учить ребенка брать игрушку из рук взрослого из положений (лежа на животе, лежа на спине). Продолжать учить воспроизводить игровые движения. Побуждать действовать самостоятельно.

Игра «Где погремушка?»: усаживаю ребенка к себе на колени лицом к себе, улыбаюсь, показываю игрушку, читаю стишок

«Погремушка, погремушка,

Ты веселая игрушка

Погремушка погреми,

Нашу детку весели.»

Ребенок заинтересовывается игрушкой, тянется к ней, пытается взять ее в руки и играть ей.

Упр. «Тянемся ручкой»: лежащему на спине малышу показываю пищащую резиновую игрушку. Звук ее должен быть не очень резким. Чтобы не испугать ребенка. Когда он протянет руку к игрушке, поднимаю ее чуть выше (над его грудью), побуждаю его, тянутся за игрушкой и взять ее. Даю ему игрушку тем концом, который трудно взять.

Литература: Разенкова Ю.А. стр. 61. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса; «Обучение через игру» Р.Р. Фьюэлл; «Знакомим малыша с окружающим миром» Л.Н. Павлова, Т. Стробыкина.

октябрь

Продолжать учить ребенка узнавать знакомые предметы или игрушки из разных положений: лежа на спине, на животе, находясь в вертикальном положении на руках у взрослого.

Из этих положений учить переходить от зрительного сосредоточения на предмете к активным действиям с ним.

Побуждать из положения, лежа на животе притягивать игрушку, находящуюся на расстоянии вытянутой руки, выполнять повороты на бок с целью овладения игрушкой, находящейся от него с боку.

Содержание работы: продолжать совершенствовать навыки хватания предмета. Укреплять силы захвата. Продолжать учить ребенка брать игрушку из рук взрослого из положений (лежа на животе, лежа на спине). Продолжать учить воспроизводить игровые движения. Побуждать действовать самостоятельно.

Игра «Мы купили погремушку»: усаживаю ребенка к себе на колени лицом к себе, улыбаюсь, показываю игрушку, читаю стишок. Мы купили погремушку,

                           Успокаивать Ванюшку,

                           Мы трясли – она гремела,

                           Но успеха не имела,

                           Оказалось, у Ванюшки

                           Голос громче погремушки.

                           Пусть он достает ее и начнет играть.

Упражнение «Где погремушка?»: малыш берет ее, перекладывает, манипулирует в течении 1-2 минут. Можно активизировать с помощью показа и прятанья игрушки.

Упражнение «Где?»: перед ребенком на расстоянии вытянутой руки лежит веревочка с кольцом, привязанная к машинке. Расстояние 1 м. привлекаю внимание к кольцу, привожу его в движение, называю его, побуждаю ребенка ползти. Кольцо с веревочкой приводит в движение машинку. Если ребенок не может осуществить описанные движения, разыгрываю их перед малышом. Затем предоставляю возможность самостоятельно действовать с кольцом. Аналогично проводятся с другими игрушками.

Разенкова Ю.А. стр. 61. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса; «Обучение через игру» Р.Р. Фьюэлл; «Знакомим малыша с окружающим миром» Л.Н. Павлова, Т. Стробыкина.

Ожидаемые результаты: узнает знакомые предметы, ищет их взглядом. Целенаправленно захватывает предметы. Довольно продолжительно удерживает предмет. Проявляет ориентировочно-исследовательскую активность при ознакомлении с предметом. Способен выполнить действие притянуть предмет.

                   Подготовительные этапы развития речи.

Дата /возраст

Основные программные задачи.

Содержание работы, литература.

август

Продолжать активизировать «речевой» контакт ребенком всеми доступными средствами.

Способствовать речевой реакции гиканья и проявлению элементарного гуления.

Содержание работы: «Речевой» контакт взрослого с ребенком. Стимулирование повторов произнесения звуков гуконья в ответ на эмоциональное обращение взрослого.

«Игра с губами ребенка»: размещаю ребенка у себя на коленях. Играю губами. Опускаю нижнюю поднимаю верхнюю губу к носику (2-3 раза), поглаживаю губы ребенка, округляю их, припеваю «О-О-О»; собираю губы в «трубочку» и припеваю «У-У-У»; опускаю нижнюю челюсть и говорю: «А-А-А».

Игра «Гули-голубочки»: кладу малыша к себе на колени. Напеваю малышу, машу его ручками, как крылышками

«Прилетели гули, гули-голубочки.

Сели на головку, на головку Ване сели.

Ты мой Ванюшенка. Помаши ладошкой:

Кыш, гули кыш!»

Литература: Ю.А. Разенкова стр. 15. «Игры с детьми младенческого возраста». Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса «Обучение через игру» Р.Р. Фьюэлл.

сентябрь

Продолжать давать правильного произношения звуков.

Включать их в фольклорные «переклички» с использованием уже имеющихся у ребенка вокализаций (речевое подражание).

Продолжать добавлять образцы разных интонаций.

Содержание работы: развивать анализаторы и навыки общения. Дать образцы правильного произношения звуков. Способствовать развитию артикуляционного аппарата. Стимулировать лепет.

Игра «Где Петушок?»: показываю малышу игрушку петушка, читаю потешку

«Петушок, петушок, золотой гребешок,

  Ласкова головушка, шелкова бородушка,

  Что ты рано встаешь?

  Деткам спать не даешь. Ку-ка-ре-ку…»

Если малыш потянется, накрываю платком игрушку. Спрашиваю «Где петушок?». Постепенно приучаю стягивать платок с игрушки. Хвалю его. Когда малыш привыкнет к петушку, меняю его на другую игрушку.

Игра «Хлоп-Хлоп-Хлоп»: рассказываю малышу стишок

«Хлоп-хлоп-хлоп, по ручке малыша.

  Хлоп-хлоп-хлоп, по ножке малыша»

Беру руки малыша в свои и хлопаю его ладошками по разным частям тела.

Игра «Поиграем губками малыша»: размещаю ребенка у себя на коленях. Нажимаю на его подбородок, опускаю нижнюю челюсть ребенка и возвращаю ее в исходное положение, так чтобы при смыкании губ получается легкий хлопок, припеваю слоги «Ма-ма-ма-ма, па-па-па-па, ба-ба-ба-ба».

Литература: Ю.А. Разенкова Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса. «Обучение через игру» Р.Р. Фьюэлл. «Знакомим малыша с окружающим миром» Л.Н. Павлова.

Октябрь 

Давать образцы правильного произношения звуков родного языка.

Включать их в фольклорные «переклички» с использованием уже имеющихся у ребенка вокализаций (речевое подражание).

Продолжать добавлять образцы разных интонаций.

Содержание работы: развивать анализаторы и навыки общения. Дать образцы правильного произношения звуков. Способствовать развитию артикуляционного аппарата. Стимулировать лепет.

Игра «Красивый петушок»: показываю малышу игрушку петушка, читаю потешку. «Наш красивый петушок

                                               Носит красный гребешок!

                                               Утром, рано на заре,

                                               Песни дарит детворе

                                               Ку – ка – ре – кууууу!

Если малыш потянется, накрываю платочком игрушку. Спрашиваю: «Где Петушок?». Постепенно приучаю малыша стягивать платок с игрушки. Хвалю его. Когда малыш привыкнет к петушку, меняю его на другую игрушку.

Игра: «Ладушки»: рассказываю малышу стишок.

«Мыли мылом руки. Мыли мылом ножки.

   Вот какие ладушки, Ладушки – ладошки!»

Беру руки малыша в свои и хлопаю его ладошками по разным частям тела.

Игра «Поиграем губками малыша»: размещаю ребенка у себя на коленях. Нажимаю на его подбородок, опускаю нижнюю челюсть ребенка и возвращаю ее в исходное положение, так чтобы при смыкании губ получается легкий хлопок, припеваю слоги «Ма-ма-ма-ма, па-па-па-па, ба-ба-ба-ба».

Литература: Ю.А. Разенкова стр.78. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса. Стр.123. «Обучение через игру» Р.Р. Фьюэлл. «Знакомим малыша с окружающим миром» Л.Н. Павлова.

Ожидаемые результаты: делает попытки, гулит в ответ на произносимые взрослым протяжные гласные звуки.  Подолгу певучи гулит и гуление является компонентом общения.

                 Художественно-эстетическое развитие.

Дата /возраст

Основные программные задачи.

Содержание работы, литература.

Август

Вызывать радостное оживление при звучании плясовой мелодии.

С помощью взрослого приподнимать и опускать руки, самостоятельно греметь погремушкой, колокольчиком, ударять в бубен.

Содержание работы: стимулировать слуховое внимание при разных игровых ситуациях в общении с взрослым. Продолжать развивать умение по-разному реагировать на спокойную и плясовую мелодию.

Игра «На зеленом на лужку»: взять ребенка под мышки и спеть ему песенку, побуждая пружинить ножками.

«На зеленом на лужку,

Мотыльки летают,

И с цветочка на цветок,

Весело порхают.»

Игра «Бубен»: похлопываю ладошкой по бубну, подставляю под ручку малыша, что бы и он похлопал по нему.

«Бубен, бубен, долгий нос,

Почем в городе овес?

Две копейки с пяточком!

Ехал бубен с колпачком,

Овса бубен не купил,

Только лошадь уморил!»

Литература: Разенкова Ю.А. стр. 60. Слушаем мелодии со звуками природы. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса. Слушание музыки: «Звуки природы» (шум дождя, пение птиц и т.д.)

Сентябрь 

Слушание классических произведений для детей раннего возраста.

Вызывать музыкальную отзывчивость на веселую и спокойную музыку, поощрять «участи» в пении взрослых (движений рук, ног).

Содержание работы: способствовать развитию музыкального восприятия.

Игра-песенка «Пляшут куры»: спеть малышу песенку, в конце песенки помахать руками ребенка.

«Пляшут куры, петушки,

  И цыпляточки пушки.

  Закружились все подряд.

  Стали крыльями махать».

Игра-песенка «Я на горку шла»: спеть малышу песенку, взяв его за туловище. «Я на горку шла, тяжести несла,

                                        Уморилась, уморилась, уморилася.

                                        Тяжести несла, в решете овса,

                                        Уморилась, уморилась, уморилася.»

Литература: Е.Т. Тиличеева «Слушание мелодий со звуками природы», Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса.

Октябрь 

Формировать положительную реакцию на пение взрослого, звучание музыки.

Способствовать эмоционально-положительному отклику на веселую, быструю, грустную, спокойную, медленную мелодии. Переживать вместе со взрослым эстетические чувства.

Развитие музыкального слуха ребенка, чувства ритма, формирование представлений о связи музыки и движений.

Содержание работы: развиваю слуховое внимание и интерес к звукам разного характера. Развиваю умение находить невидимый источник звука в окружающем пространстве. Развиваю умение извлекать звуки из игрушек и предметов.

Упражнения «Игры на музыкальных инструментах»: предлагаю ребенку послушать звучание разных инструментов (бубен, барабан, металлофон, маракас). Затем вызываю эти звуки совместно с ребенком.

Игра «Музыкальные инструменты спрятались»: показываю малышу музыкальную игрушку, включаю ее, даю послушать мелодию. Прячу на глазах у ребенка под коробку, спрашиваю: «Где птичка поет? Найди!»

Игра «Погремушка погреми»:  пою песенку о погремушке, сопровождая ее движением. «Погремушка, погремушка,

                                             Поиграем, поиграем, погремушка!

                                                   Так, так, так, еще вот так!

                                           Погреми, погреми, погремушечка!»

Прячу игрушку за спину: - Нет погремушки!

Литература: Разенкова Ю.А. стр 60. Слушание мелодий со звуками природы. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса.

Ожидаемые результаты: самостоятельно греметь погремушкой, ударять в бубен. Радуется взрослому, тянется к нему, берет из рук игрушку. Начинает понимать речевые инструкции с жестовыми подкреплениями. Может имитировать громкие, тихие звуки.        

                                   Физическое развитие.

Дата /возраст.

Основные программные задачи.

Содержание работы, литература.

Август

Способствовать физическому развитию малыша, помогать в освоении новых навыков (сидеть, ползать, вставать и т. п.);

Развивать моторику общих движений и умение самостоятельно передвигаться в горизонтальной плоскости – овладении ползанием;

Укреплять упор ног, вызывая отталкивание от опоры;

Продолжать развивать крепость мышц рук, плечевого пояса и шеи.

Продолжать развивать соответствующие положение ладони и пальцев, способствующее раскрытию кулачка и умения брать игрушки;

В процессе «делового» общения с ребенком сочетать сенсорное общение с его двигательной активностью, т. е. обеспечить сенсорное развитие.

Содержание работы: укрепляем мышцы рук, ног и брюшного пресса ребенка. Развиваем моторику общих движений и умение ползать в разных направлениях. Учим захватывать предмет ручкой сверху, сбоку, снизу и т. д.

Комплекс двигательно- развивающих упражнений:

1 Скрещивание рук на груди (или сгибание и разгибание рук с кольцами, с 8 мес. это упр. делается сидя). Ребенок лежит на спине вложить свои большие пальцы в ладони, остальными придерживать кисти. Руки ребенка разводятся в сторону на 90 гр. По отношению к туловищу, а затем сводятся. Повтор 6-8 раз.

2 Скользящие шаги. Ребенок лежит на спине, ноги согнуты в коленях, ступни упираются в пол. Попеременно переставляем ноги ребенка, так чтобы ступни скользили по поверхности пола.

3 Повороты со спины на живот при поддержке за правую руку. Большим, средним и указательным пальцем руки зафиксируем голени ребенка снизу. Указательный палец правой руки вложить в правую руку ребенка. Левой рукой двигаем ногу ребенка, так чтобы его таз слегка повернулся влево. В след за этим ребенок повернет голову и плечевой пояс в ту же сторону. Ложем ребенка на живот руки под грудью

4 Массаж спины.  Ребенок лежит на животе, руки находятся под грудью. Поглаживание тыльной стороной обеих ладоней, продвигаясь от ягодиц к голове, а затем ладонями продвигаясь от головы к ягодицам

5 Массаж стоп. Ребенок лежит на спине. Зафиксировать левой рукой левую ногу, так, чтобы голень легла между большим и указательным пальцем. Большим пальцем прав руки круговыми движениями растираем стопу.

6 Сгибание и разгибание стоп. Ребенок лежит на спине. Зафиксировать левой рукой левую ногу, так, чтобы нога легла между большим и указательным пальцем левой руки. Указательным пальцем прав руки нажимаем  на ступню у основания пальцев . В ответ на это он будет сгибать ступню.

7 Присаживание с фиксацией колен из положения лежа. В левую руку малыша вложить кольцо и отводим ее вперед до прямого угла (левой рукой поддерживаем колени ребенка), а потом побуждаем его сесть.

8 Повороты со спины на живот при поддержке за левую руку. Большим, средним и указательным пальцем прав руки зафиксируем голени ребенка снизу. Указательный палец левой руки вложить в левую руку ребенка. Прав рукой двигаем ногу ребенка, чтобы его таз слегка повернулся вправо. В след за этим ребенок повернет голову и плечевой пояс в ту же сторону. Ложем ребенка на живот руки под грудью.

9 Ползание. Ребенок лежит на животе. Фиксируем обе стопы ребенка с тыльной стороны так, чтобы указательный палец лег между стопами. Затем сгибайте и разгибайте ноги ребенка в коленях и тазобедренных суставах.

Гимнастика для укрепления ног, рук, брюшного пресса:

- Упражнение под названием Бабочка. Малыш лежит на спине — брать его за голени, подводить колени к животу, потом развести ноги по сторонам и выпрямить. Опять согнуть, но наоборот — сначала разводим и прижимаем колени к животу, потом выпрямляем, держа вместе.

- Положите малыша на живот и поднимайте за бедра в воздух так, чтобы он опирался на руки.

- Поднимайте прямые ноги ко лбу — поочередно и вместе, это стимулирует пищеварение.

- Держите под мышки и даете ребенку отталкиваться ногами, словно подпрыгивая.

Упражнение на мяче: Ребенка кладут на большой мяч. Один взрослый фиксирует таз малыша, а другой удерживает вытянутые вперед ручки в области кистей, при этом ребенка раскачивают вперед-назад.

Игра для развития ползания: В разных местах комнаты разложите звучащие игрушки, прикройте их так, чтобы их не было видно салфетками. Начните звучать одной игрушкой – например, покачните колокольчик. Но не показывайте игрушку. Малышу станет интересно, и он подползет к игрушке и заглянет под салфетку. После этого дайте ребенку поиграть с этой игрушкой. Покажите, как можно захватить предмет ручкой (как можно захватить сверху, сбоку, снизу и т.д.).
Затем повторите игру с другим звучащим предметом. Малыша в конце его пути ползания должно ждать что-то интересное для него, спрятанное под салфетку.

Сентябрь

Способствовать физическому развитию малыша, помогать в освоении новых навыков (сидеть, ползать, вставать и т. п.);

Развивать моторику общих движений и умение самостоятельно передвигаться в горизонтальной плоскости – овладении ползанием;

Укреплять упор ног, вызывая отталкивание от опоры;

Продолжать развивать крепость мышц рук, плечевого пояса и шеи.

Продолжать развивать соответствующие положение ладони и пальцев, способствующее раскрытию кулачка и умения брать игрушки;

В процессе «делового» общения с ребенком сочетать сенсорное общение с его двигательной активностью, т. е. обеспечить сенсорное развитие.

Содержание работы: Массаж стоп, кистей рук для тонуса мышц и быстрого раскрытия ладошки. Учить присаживаться.

Игра «Чобиток» (массаж стоп):

Куй-куй чобиток (четыре раза коснуться пальцем стоп ребенка)
Подай бабка молоток (коснитесь подошвы стопы кулаком)
Не дашь молотка (погладить ладонью ножку)
Не подкую чобиток.

Упражнение «Присаживание»: Малыш лежит на спине. Возьмите его за кисти рук. Слегка подтягивая за согнутые в локтях руки, побудите ребенка сесть. Повторите 2-3 раза.

Упражнения «Ладушки» (массаж кистей рук):

— Ладушки, (говорите вы)

–Ладушки. (и выпрямляете пальчики малыша на своей ладони).
— Где были? У бабушки! (соедините его ручки ладошка к ладошке).
— Что ели? Кашку! (хлопнули в ладоши).
— Что пили? Бражку! (ещё раз).
— Кыш, полетели, на головку сели! (это самый важный момент: малыш прикасается к своей голове, раскрывая ладонь на круглой поверхности).

Игра для развития ползания: В разных местах комнаты разложите звучащие игрушки, прикройте их так, чтобы их не было видно салфетками. Начните звучать одной игрушкой – например, покачните колокольчик. Но не показывайте игрушку. Малышу станет интересно, и он подползет к игрушке и заглянет под салфетку. После этого дайте ребенку поиграть с этой игрушкой. Покажите, как можно захватить предмет ручкой (как можно захватить сверху, сбоку, снизу и т.д.).
Затем повторите игру с другим звучащим предметом. Малыша в конце его пути ползания должно ждать что-то интересное для него, спрятанное под салфетку.

Комплекс двигательно - развивающих упражнений:

1 Скрещивание рук на груди (или сгибание и разгибание рук с кольцами, с 8 мес. это упр. делается сидя). Ребенок лежит на спине вложить свои большие пальцы в ладони, остальными придерживать кисти. Руки ребенка разводятся в сторону на 90 гр. По отношению к туловищу, а затем сводятся. Повтор 6-8 раз.

2 Скользящие шаги. Ребенок лежит на спине, ноги согнуты в коленях, ступни упираются в пол. Попеременно переставляем ноги ребенка, так чтобы ступни скользили по поверхности пола.

3 Повороты со спины на живот при поддержке за правую руку. Большим, средним и указательным пальцем руки зафиксируем голени ребенка снизу. Указательный палец правой руки вложить в правую руку ребенка. Левой рукой двигаем ногу ребенка, так чтобы его таз слегка повернулся влево. В след за этим ребенок повернет голову и плечевой пояс в ту же сторону. Ложем ребенка на живот руки под грудью

4 Массаж спину.  Ребенок лежит на животе, руки находятся под грудью. Поглаживание тыльной стороной обеих ладоней, продвигаясь от ягодиц к голове, а затем ладонями продвигаясь от головы к ягодицам

5 Массаж стоп. Ребенок лежит на спине. Зафиксировать левой рукой левую ногу, так, чтобы голень легла между большим и указательным пальцем. Большим пальцем прав руки круговыми движениями растираем стопу.

6 Сгибание и разгибание стоп. Ребенок лежит на спине. Зафиксировать левой рукой левую ногу, так, чтобы нога легла между большим и указательным пальцем левой руки. Указательным пальцем прав руки нажимаем на ступню у основания пальцев. В ответ на это он будет сгибать ступню.

7 Присаживание с фиксацией колен из положения лежа. В левую руку малыша вложить кольцо и отводим ее вперед до прямого угла (левой рукой поддерживаем колени ребенка), а потом побуждаем его сесть.

8 Повороты со спины на живот при поддержке за левую руку. Большим, средним и указательным пальцем прав руки зафиксируем голени ребенка снизу. Указательный палец левой руки вложить в левую руку ребенка. Прав рукой двигаем ногу ребенка, чтобы его таз слегка повернулся вправо. В след за этим ребенок повернет голову и плечевой пояс в ту же сторону. Ложем ребенка на живот руки под грудью.

9 Ползание. Ребенок лежит на животе. Фиксируем обе стопы ребенка с тыльной стороны так, чтобы указательный палец лег между стопами. Затем сгибайте и разгибайте ноги ребенка в коленях и тазобедренных суставах.

Октябрь

Способствовать физическому развитию малыша, помогать в освоении новых навыков (сидеть, ползать, вставать и т. п.);

Развивать моторику общих движений и умение самостоятельно передвигаться в горизонтальной плоскости – овладении ползанием;

Укреплять упор ног, вызывая отталкивание от опоры;

Продолжать развивать крепость мышц рук, плечевого пояса и шеи.

Продолжать развивать соответствующие положение ладони и пальцев, способствующее раскрытию кулачка и умения брать игрушки;

В процессе «делового» общения с ребенком сочетать сенсорное общение с его двигательной активностью, т. е. обеспечить сенсорное развитие.

Содержание работы: укрепляю мышцы рук, ног, спины и брюшного пресса ребенка.

Массаж для укрепления ног, рук, брюшного пресса:

- Массажа животика — ребенка нужно пять минут погладить, растирать круговыми движения, размять и сделать небольшие пощипывания и вибрации, разогревая мышцы и кожу.

- Ребенок лежит на спине, нужно скрещивать руки на грудной клетке, делать круговые движения руками, двигать ногами, слегка прижимая коленки к животику.

- Дать ребенку пальцы, чтобы он подержался, и потянуть, чтобы он поднялся. Если ребенок не слишком сильно хватает, поднимите его за предплечья.

- Положить малыша на животик, помассируйте ягодицы, мышцы спины, но не касайтесь позвоночника. Слегка разотрите ребенка.

- Лежа на животе, поднимите ребенка, пока он не станет на колени. 

- Лежа на животе поднимите ноги и поддерживайте ребенка за живот, чтобы он пробовал ходить на руках.

Упражнение «На руках»: Малыш находится на руках взрослого «на весу», лицом вниз: одной рукой поддерживайте грудь малыша, а другой – противоположное бедро ребенка. Если его качать, попеременно поднимая и опуская то голову, то таз, тогда в момент опускания головы малыш будет стремиться её удержать:

Ой. качи, качи, качи,

К нам приедут торгачи.

Станут детку покупать,

Мы не будем продавать.

Детку (имя ребенка) мы не отдадим,

Детка (имя ребенка) нам нужна самим.

Упражнение «Брыкаемся»: Уприте ступни малыша в свой живот, погладьте его ножки, а затем потолкайте ими свой живот, читая стишок:

Топ-топ, Топотушки!

Пляшут лапки, пляшут ушки,

Пляшут рожки и хвосты!

Что лежишь? Пляши и ты!

Комплекс двигательно - развивающих упражнений:

1 Скрещивание рук на груди (или сгибание и разгибание рук с кольцами, с 8 мес. это упр. делается сидя). Ребенок лежит на спине вложить свои большие пальцы в ладони, остальными придерживать кисти. Руки ребенка разводятся в сторону на 90 гр. По отношению к туловищу, а затем сводятся. Повтор 6-8 раз.

2 Скользящие шаги. Ребенок лежит на спине, ноги согнуты в коленях, ступни упираются в пол. Попеременно переставляем ноги ребенка, так чтобы ступни скользили по поверхности пола.

3 Повороты со спины на живот при поддержке за правую руку. Большим, средним и указательным пальцем руки зафиксируем голени ребенка снизу. Указательный палец правой руки вложить в правую руку ребенка. Левой рукой двигаем ногу ребенка, так чтобы его таз слегка повернулся влево. В след за этим ребенок повернет голову и плечевой пояс в ту же сторону. Ложем ребенка на живот руки под грудью

4 Массаж спину.  Ребенок лежит на животе, руки находятся под грудью. Поглаживание тыльной стороной обеих ладоней, продвигаясь от ягодиц к голове, а затем ладонями продвигаясь от головы к ягодицам

5 Массаж стоп. Ребенок лежит на спине. Зафиксировать левой рукой левую ногу, так, чтобы голень легла между большим и указательным пальцем. Большим пальцем прав руки круговыми движениями растираем стопу.

6 Сгибание и разгибание стоп. Ребенок лежит на спине. Зафиксировать левой рукой левую ногу, так, чтобы нога легла между большим и указательным пальцем левой руки. Указательным пальцем прав руки нажимаем на ступню у основания пальцев. В ответ на это он будет сгибать ступню.

7 Присаживание с фиксацией колен из положения лежа. В левую руку малыша вложить кольцо и отводим ее вперед до прямого угла (левой рукой поддерживаем колени ребенка), а потом побуждаем его сесть.

8 Повороты со спины на живот при поддержке за левую руку. Большим, средним и указательным пальцем прав руки зафиксируем голени ребенка снизу. Указательный палец левой руки вложить в левую руку ребенка. Прав рукой двигаем ногу ребенка, чтобы его таз слегка повернулся вправо. В след за этим ребенок повернет голову и плечевой пояс в ту же сторону. Ложем ребенка на живот руки под грудью.

9 Ползание. Ребенок лежит на животе. Фиксируем обе стопы ребенка с тыльной стороны так, чтобы указательный палец лег между стопами. Затем сгибайте и разгибайте ноги ребенка в коленях и тазобедренных суставах.

Ожидаемые результаты: самостоятельно переворачиваться на животик и обратно. Поднимает и держит головку, опираясь на ручки. Лежа на спине, пытается сесть, отрывая спину от кровати. Движения становятся целенаправленными, заметно улучшается координация, руки, ноги и шея движутся согласованно, подчиняясь одной цели. Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки. Берет игрушку из любого положения, удерживает ее, манипулирует игрушкой.

     

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для ребенка с ОВЗ Срок реализации программы 01.09.19-01.03.20

Планирование работы во всех пяти образовательных областях учитывает особенности речевого и общего развития ребенка. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и псих...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Срок реализации программы: 01.02.2018г. по 31. 05. 2018г.

Индивидуальная образовательная программа, адаптирована специально для   с учётом состояния здоровья Горбаневой Евгении, психофизического развития, индивидуальных возможностей для получения...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Срок реализации программы: с 01.09.2017 г. по 30.05.2018г.

Пояснительная запискаИндивидуальная адаптированная образовательной программа (далее ИАОП),  сформирована на базе основной общеобразовательной программы КУ «Урайский специализированный Дом р...

Индивидуальная адаптированная образовательная программа программа

Индивидуальная адаптированная образовательная программа программа...

Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребенка с тяжелыми нарушениями речи (с учетом программы Нищевой Н.В.)

Индивидуальная адаптированная образовательная программа дошкольного образования (далее – Программа) предназначена для ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в возрасте 5-6 лет (первый год обу...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Срок реализации программы: 24.10.2019 по 24.01.2020г

Цель программы: обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития детей с особыми образовательными потребностями и оказание помощи детям этой категории в освоении основной...