Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребенка с тяжелыми нарушениями речи (с учетом программы Нищевой Н.В.)
рабочая программа по логопедии (старшая группа)
Индивидуальная адаптированная образовательная программа дошкольного образования (далее – Программа) предназначена для ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в возрасте 5-6 лет (первый год обучения). При отборе содержания данной программы учитывалась «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (Общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет) Н.В. Нищевой.– СПб.: Издательство «Детство-Пресс», 2015. – 240 с. и Индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (далее ИПРА).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iaop_tnr_5-6_po_nishchevoy.docx | 87.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю: Заведующий МБДОУ МО г. _________ «Детский сад №____ » ____________ «_____»_______ 2019 г. |
Индивидуальная адаптированная образовательная программа
для ребенка с тяжелыми нарушениями речи
Иванова Ивана Ивановича
на 2019-2020 учебный год
Структура и содержание Программы
1. | Целевой раздел | стр. |
1.1. | Пояснительная записка | 3 |
1.2. | Цели и задачи программы | 3 |
1.3. | Принципы и подходы к формированию Программы | 4 |
1.4. | Характеристика особенностей развития детей с тяжелыми нарушениями речи | 4 |
1.5. | Характеристика индивидуальных особенностей развития ребенка с общим недоразвитие речи, III уровнем речевого развития | 6 |
1.6. | Планируемые результаты освоения индивидуальной образовательной программы | 7 |
2. | Содержательный раздел. Формы, способы. методы и средства реализации Программы. Особенности коррекционно-педагогической деятельности в соответствии с особенностями развития ребенка с тяжелыми нарушениями речи. | 8 |
2.1 | Содержание коррекционно-развивающей работы по освоению ребенком образовательной области «Речевое развитие» | 8 |
2.2 | Содержание коррекционно-развивающей работы по освоению ребенком образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». | 12 |
2.3 | Содержание коррекционно-развивающей работы по освоению ребенком образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». | 14 |
2.4 | Формы и методы организации коррекционно-педагогической деятельности. | 16 |
2.2. | Взаимодействие педагогического коллектива с семьей ребенка | 17 |
3. | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | 18 |
3.1. | Материально-техническое и методическое обеспечение Программы | 18 |
3.2. | Режим дня. Планирование образовательной деятельности | 19 |
3.3. | Особенности организации РППС | 21 |
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка.
В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации.
Многие проблемы трудностей в обучении кроются в раннем и дошкольном возрасте, и очень часто могут быть обусловлены нарушением психофизического развития, низким уровнем сформированности познавательных интересов, незрелостью эмоционально- личностной сферы, неблагоприятным социальным окружением или сочетанием тех и других факторов. Известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребёнком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а также, возможно предупреждение вторичных нарушений развития.
Индивидуальная адаптированная образовательная программа дошкольного образования (далее – Программа) предназначена для ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в возрасте 5-6 лет (первый год обучения).
Программа разработана в соответствии с нормативными документами федерального и регионального уровней. А также локальными актами МБДОУ МО г. __________ «Детский сад № _______»
При отборе содержания данной программы учитывалась «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (Общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет) Н.В. Нищевой.– СПб.: Издательство «Детство-Пресс», 2015. – 240 с. и Индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (далее ИПРА).
Программа направлена на создание системы комплексной помощи ребенку с тяжелыми нарушениями речи, обеспечение коррекции недостатков в речевом, физическом и психологическом развитии.
В индивидуальной адаптированной программе содержание коррекционно-развивающего процесса представлено по образовательным областям: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
В содержание индивидуальной программы включены коррекционно-развивающие задачи в соответствии с уровнем актуального развития ребенка и его потенциальных возможностей, предусмотрено взаимодействие специалистов, и родителей (законных представителей).
Срок реализации индивидуальной программы с 01.09.2019 по 31.05.2020 г.
1.2. Цели и задачи программы.
Основная цель программы: создание условий для выравнивания речевого и психофизического развития ребенка с учетом возрастных особенностей и особых индивидуальных потребностей.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих задач:
- создать условия для развития ребенка с тяжелыми нарушениями речи в целях всестороннего гармоничного развития, развития физических, духовно-нравственных, интеллектуальных и художественно-эстетических качеств;
- создать условия для овладения ребенком самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что сформирует психологическую готовность в обучению в школе;
- осуществлять необходимую коррекцию недостатков в речевом и психофизическом развитии ребенка (развитие высших психологических функций в процессе коррекционно-развивающих занятий);
- сформировать базовые основы культуры личности ребенка, всестороннее развитие интеллектуально-волевых качеств;
- включить родителей ребенка (законных представителей) в коррекционно-педагогический процесс.
Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу, интеграции усилий специалистов и семьи.
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
Основными принципами построения программы являются:
• принцип природосообразности реализации общеобразовательных задач с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития ребенка с ОНР;
• онтогенетический принцип;
• принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
• принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
• принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
• принцип интеграции усилий специалистов;
• принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям ребенка;
• принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
• принцип постепенности подачи учебного материала;
• принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.
Программа составлена с учетом особенностей физического, моторно-двигательного, эмоционального, интеллектуального, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с тяжелыми нарушениями речи.
1.4. Характеристика особенностей развития детей с общим недоразвитием речи.
Общее недоразвитие речи – речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Симптоматика ОНР включает позднее начало развития речи, ограниченный словарный запас, аграмматизмы, дефекты звукопроизношения. Это недоразвитие может быть выражено в разной степени. Выделены четыре уровня речевого развития:
- Первый уровень (ОНР, I уровень речевого развития) характеризуется почти полным отсутствием словесных средств общения или весьма ограниченным их развитием. У детей, находящихся на первом уровне речевого развития, активный словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Слова и их заменители употребляются для обозначения лишь конкретных предметов и действий. Дети широко пользуются жестами и мимикой. В речи отсутствуют морфологические элементы для передачи грамматических отношений. Речь ребенка понятна окружающим лишь в конкретной ситуации.
- Второй уровень (ОНР, II уровень речевого развития) характеризуется возрастанием речевой активности детей. У них появляется фразовая речь. Но фраза остается искаженной в фонетическом и грамматическом отношении. Словарь более разнообразный. В спонтанной речи отмечаются различные лексико-грамматические разряды слов: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, некоторые предлоги и союзы. Характерным остается выраженный аграмматизм. Наряду с ошибками словообразовательного характера, наблюдаются трудности в формировании обобщающих и отвлеченных понятий, системы синонимов и антонимов, встречаются семантические (смысловые) замены слов. Связная речь характеризуется недостаточной передачей смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению увиденных событий и предметов. Дети могут ответить на вопросы по картинке, связанные со знакомыми предметами и явлениями окружающего мира.
- Третий уровень (ОНР, III уровень речевого развития) характеризуется развернутой фразовой речью с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным для данного уровня является использование детьми простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. При этом их структура может нарушаться. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов, страдает словообразование, затруднен подбор однокоренных слов. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов, в согласовании различных частей речи. Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не дифференцируют близкие звуки, искажают и звуковую и слоговую структуру слов. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, в нем отражается внешняя сторона явлений и не учитывается причинно-следственные и временные отношения между предметами и явлениями.
- Четвертый уровень (ОНР, IV уровень речевого развития) наряду с недостатками фонетико-фонематического характера у этих детей обнаружены и отдельные нарушения смысловой речи. Так, при достаточно разнообразном предметном словаре отсутствуют слова, обозначающие некоторых животных и птиц (пингвин, страус), растений (кактус, вьюн), людей разных профессий (фотограф, телефонистка, библиотекарь), частей тела (подбородок, веки, ступня). При ответах смешиваются родовые и видовые понятия (ворона, гусь – птичка, деревья – елочки, лес – березки). При обозначении действий и признаков предметов некоторые дети пользуются типовыми названиями и названиями приблизительного значения: овальный – круглый; переписал – писал. Характер лексических ошибок проявляется в замене слов, близких по ситуации (дядя красит щеткой забор – вместо «дядя красит кистью забор; кошка катает мяч – вместо «клубок»), в смешении признаков (высокий забор – длинный; смелый мальчик – быстрый; дедушка старый – взрослый).
Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений. Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. У части детей отмечается соматическая ослабленность, им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы – недостаточная координация движений, снижение скорости и ловкости их выполнения.
У детей с тяжелыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля.
Указанные особенности в развитии детей с тяжелыми нарушениями речи спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагогов специально организованной коррекционной работы.
1.5. Характеристика индивидуальных особенностей развития ребенка с общим недоразвитие речи, III уровнем речевого развития.
Общие данные | |
ФИО | Иванов Иван Иванович |
Пол | жен. |
Дата рождения возраст | 35.13.2014г. 5 лет |
Заключение ПМПК | Уровень актуального развития снижен. Общее недоразвитие речи III (третьего) уровня. Протокол от 09.04.2019 года № 122 |
Социальный статус ребенка: | |
Характеристика семьи | Неполная |
Социальный статус семьи | |
Проживает совместно с | Мама, брат (3 года) |
Микроклимат семьи | Благоприятный |
Социально - бытовые навыки и ориентировка | Культурно-гигиенические навыки сформированы по возрасту. Самостоятельна в самообслуживании. По инициативе взрослого участвует в разных видах повседневного труда. |
Особенности игровой, конструктивной, изобразительной деятельности ребенка. | Ребенок принимает участие в коллективных играх, изменяет ролевое поведение в игре, инициативу проявляет неохотно. В организации сюжетно-ролевых игр занимает позицию ведомой. Умеет регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил. Ребенок проявляет желание и интерес общаться с прекрасным в окружающем мире. Видит и понимает наиболее ярко выраженные эмоциональные состояния окружающих, художественных образов; средства музыкальной выразительности, сопереживает им. Общается по поводу воспринятого чаще по инициативе взрослого, эмоциональна. Проявления творчества выражено слабо. |
Эмоционально- поведенческие особенности ребенка | Поведение и общение ребенка положительно направлены. В новых условиях испытывает скованность и потребность в поддержке и направлении взрослого. Чутко реагирует на оценку своих действий и поступков, воздерживается от повторения действий, получивших отрицательную оценку взрослых. |
Участие родителей в воспитании и развитии ребенка | Ребенок воспитывается в неполной семье. Мама принимают активное участие в воспитании и развитии ребенка, прислушивается к рекомендациям специалистов. |
Дополнительная информация: Индивидуальная адаптированная образовательная программа разработана в соответствии с заболеванием, обозначенным в Индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида. |
1.6. Планируемые результаты освоения индивидуальной образовательной Программы.
Планируемые результаты освоения ребенком содержания Программы подробно раскрыты в «Комплексной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (Общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет) Н.В. Нищевой.– СПб.: Издательство «Детство-Пресс», 2015. Стр. 23-26.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание образования по образовательным областям. Формы, способы, методы и средства реализации Программы. Особенности коррекционно-педагогической деятельности в соответствии с особенностями развития ребенка
с тяжелыми нарушениями речи.
Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья ребенка и обеспечения его эмоционального благополучия. Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольника.
Задачи коррекционно-развивающей работы решаются интегрировано, в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждого раздела.
Основная форма обучения – игровая образовательная ситуация коррекционно-развивающей направленности.
Методы, способы и средства реализации Программы описаны в «Комплексной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (Общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет) Н.В. Нищевой.– СПб.: Издательство «Детство-Пресс», 2015. Стр.5-18
2.1. Содержание коррекционно-развивающей работы по освоению ребенком образовательной области «Речевое развитие».
Развитие словаря
- Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов.
- Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.
- Расширить объем правильно произносимых существительных – названий предметов, объектов, их частей по всем изучаемым лексическим темам.
- Учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые и видовые обобщающие понятия.
- Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; работы по усвоению понимания действий, выраженных личными и возвратными глаголами.
- Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов по их назначению и по вопросам какой? какая? какое?, обогащать активный словарь относительными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами; притяжательными прилагательными, прилагательными с ласкательным значением.
- Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание и использование в речи слов-синонимов и слов-антонимов.
- Расширить понимание значения простых предлогов и активизировать их использование в речи.
- Обеспечить усвоение притяжательных местоимений, определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных и их использование в экспрессивной речи.
- Закрепить понятие слово и умение оперировать им.
Формирование и совершенствование грамматического строя речи
- Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов настоящего времени, глаголов мужского и женского рода в прошедшем времени.
- Обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования и на этой основе использование в экспрессивной речи существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительных с суффиксами -онок,- енок, -ат,-ят, глаголов с различными приставками.
- Научить образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и притяжательные прилагательные.
- Совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже.
- Совершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, распространять их однородными членами.
- Сформировать умение составлять простые предложения с противительными союзами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
- Сформировать понятие предложение и умение оперировать им, а также навык анализа простого двусоставного предложения из двух-трех слов (без предлога).
Развитие фонетико-фонематической системы языка
и навыков языкового анализа и синтеза
- Развитие просодической стороны речи
- Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох. Закрепить навык мягкого голосоведения.
- Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.
- Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса.
- Коррекция произносительной стороны речи:
- Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности.
- Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.
- Сформировать правильные уклады шипящих, аффрикат, йотированных и сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой и игровой деятельности.
- Работа над слоговой структурой слова
- Совершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова.
- Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных.
- Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи слов различной звукослоговой структуры.
- Сформировать навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из двух слогов, одного слога, трех слогов.
- Закрепить понятие слог и умение оперировать им.
- Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза:
- Совершенствовать умение различать на слух гласные звуки.
- Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках.
- Упражнять в различении на слух гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.
- Формировать умение различать на слух согласные звуки, близкие по артикуляционным признакам в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, свободной игровой и речевой деятельности.
- Закреплять навык выделения заданных звуков из ряда звуков, гласных из начала слова, согласных из конца и начала слова.
- Совершенствовать навык анализа и синтеза открытых и закрытых слогов, слов из трех-пяти звуков (в случае, когда написание слова не расходится с его произношением).
- Формировать навык различения согласных звуков по признакам: глухой-звонкий, твердый-мягкий.
- Закрепить понятия звук, гласный звук, согласный звук.
- Сформировать понятия звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук.
Развитие связной речи и речевого общения
- Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.
- Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.
- Учить составлять рассказы-описания, а затем и загадки-описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; связно рассказывать о содержании серии сюжетных картинок и сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану.
- Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов. Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.
2.2. Содержание коррекционно-развивающей работы по освоению ребенком образовательной области «Познавательное развитие».
Сенсорное развитие
- Совершенствовать умение обследовать предметы разными способами.
- Развивать глазомер в специальных упражнениях и играх.
- Учить воспринимать предметы, их свойства; сравнивать предметы; подбирать группу предметов по заданному признаку.
- Развивать цветовосприятие и цветоразличение, умение различать цвета по насыщенности; учить называть оттенки цветов.
- Сформировать представление о расположении цветов в радуге.
- Продолжать знакомить с геометрическими формами и фигурами; учить использовать в качестве эталонов при сравнении предметов плоскостные и объемные фигуры.
Развитие психических функций
- Развивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков.
- Учить различать звучание нескольких игрушек или детских музыкальных инструментов, предметов-заместителей; громкие и тихие, высокие и низкие звуки.
- Развивать зрительное внимание и память в работе с разрезными картинками (4–8 частей, все виды разрезов) и пазлами по всем изучаемым лексическим темам.
- Продолжать развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов по одному или нескольким признакам (цвету, форме, размеру, материалу).
- Развивать воображение и на этой основе формировать творческие способности.
Формирование целостной картины мира.
Познавательно-исследовательская деятельность.
- Расширять представления о родной стране как многонациональном государстве, государственных праздниках, родном городе и его достопримечательностях.
- Формировать представление о Российской армии и профессиях военных, о почетной обязанности защищать Родину.
- Совершенствовать умение ориентироваться в детском саду и на участке детского сада. Закрепить и расширить представления о профессиях работников детского сада.
- Формировать представление о родословной своей семьи. Привлекать к подготовке семейных праздников. Приобщать к участию в совместных с родителями занятиях, вечерах досуга, праздниках.
- Расширять представления о предметах ближайшего окружения, их назначении, деталях и частях, из которых они состоят; материалах, из которых они сделаны.
- Учить самостоятельно характеризовать свойства и качества предметов, определять цвет, величину, форму.
- Расширять представления о профессиях, трудовых действиях взрослых. Формировать представления об инструментах, орудиях труда, нужных представителям разных профессий; о бытовой технике.
- Учить сравнивать и классифицировать предметы по разным признакам.
- Формировать первичные экологические знания.
- Учить детей наблюдать сезонные изменения в природе и устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
- Углублять представления о растениях и животных. Расширять представления об обитателях уголка природы и уходе за ними. Воспитывать ответственность за них.
- Систематизировать знания о временах года и частях суток.
- Формировать первичные представления о космосе, звездах, планетах.
Развитие математических представлений
- Формировать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10 с участием слухового, зрительного и двигательного анализаторов. Закрепить в речи количественные и порядковые числительные, ответы на вопросы Сколько всего? Который по счету? Совершенствовать навык отсчитывания предметов из большего количества в пределах 10.
- Учить сравнивать рядом стоящие числа (со зрительной опорой).
- Совершенствовать навык сравнения групп множеств и их уравнивания разными способами.
- Познакомить с составом числа из единиц в пределах 5.
- Формировать представление о том, что предмет можно делить на равные части, что целое больше части. Учить называть части, сравнивать целое и часть.
- Формировать представление о том, что результат счета не зависит от расположения предметов и направления счета.
- Формировать навык сравнения двух предметов по величине (высоте, ширине, длине) с помощью условной меры; определять величину предмета на глаз, пользоваться сравнительными прилагательными (выше, ниже, шире, уже, длиннее, короче). Совершенствовать навык раскладывания предметов в возрастающем и убывающем порядке в пределах 10.
- Учить измерять объем условными мерками.
- Совершенствовать умение узнавать и различать плоские и объемные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, цилиндр), узнавать их форму в предметах ближайшего окружения.
- Формировать представление о четырехугольнике; о квадрате и прямоугольнике как его разновидностях.
- Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве и на плоскости. Формировать навыки ориентировки по простейшей схеме, плану. Учить понимать и обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому.
- Закрепить представления о смене времен года и их очередности, о смене частей суток и их очередности. Сформировать представление о таком временном отрезке, как неделя, об очередности дней недели.
2.2. Содержание коррекционно-развивающей работы по освоению ребенком образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
Формирование общепринятых норм поведения
- Приобщать детей к моральным ценностям человечества. Формировать нравственное сознание и нравственное поведение через создание воспитывающих ситуаций. Продолжать знакомить с принятыми нормами и правилами поведения, формами и способами общения.
- Воспитывать честность, скромность, отзывчивость, способность сочувствовать и сопереживать, заботиться о других, помогать слабым и маленьким, защищать их.
- Учить быть требовательным к себе и окружающим.
- Прививать такие качества, как коллективизм, человеколюбие, трудолюбие. Формировать представления о правах и обязанностях ребенка.
Формирование гендерных и гражданских чувств
- Продолжать формирование Я-образа.
- Воспитывать у мальчиков внимательное отношение к девочкам.
- Воспитывать в девочках скромность, умение заботиться об окружающих.
- Воспитывать любовь к родному городу, малой родине, родной стране, чувство патриотизма.
Развитие игровой и театрализованной деятельности
Задачи:
- Насыщать игрой всю жизнь детей в детском саду.
- Учить детей самостоятельно организовывать игровое взаимодействие, осваивать игровые способы действий, создавать проблемно-игровые ситуации, овладевать условностью игровых действий, заменять предметные действия действиями с предметами-заместителями, а затем и словом, отражать в игре окружающую действительность.
- Развивать в игре коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость на чувства окружающих людей, подражательность, творческое воображение, активность, инициативность, самостоятельность.
- Учить справедливо оценивать свои поступки и поступки товарищей.
Подвижные игры:
- Учить детей овладевать основами двигательной и гигиенической культуры.
- Обеспечивать необходимый уровень двигательной активности.
- Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве.
- Учить организовывать игры-соревнования, игры-эстафеты, участвовать в них, соблюдать правила.
- Способствовать развитию жизненной активности, настойчивости, произвольности поведения, организованности, чувства справедливости.
Настольно-печатные дидактические игры:
- Совершенствовать навыки игры в настольно-печатные дидактические игры (парные картинки, лото, домино, игры-«ходилки», головоломки), учить устанавливать и соблюдать правила в игре.
- Обогащать в игре знания и представления об окружающем мире.
- Развивать интеллектуальное мышление, формировать навыки абстрактных представлений.
- Развивать дружелюбие и дисциплинированность.
Сюжетно-ролевая игра:
- Обогащать и расширять социальный опыт детей.
- Совершенствовать способы взаимодействия в игре со сверстниками.
- Развивать коммуникативные навыки на основе общих игровых интересов.
- Учить самостоятельно организовывать сюжетно-ролевую игру, устанавливать и соблюдать правила, распределять роли, прогнозировать ролевые действия и ролевое поведение, согласовывать свои действия с действиями других участников игры.
- Учить расширять игровой сюжет путем объединения нескольких сюжетных линий.
- Развивать эмоции, воспитывать гуманные чувства к окружающим.
Театрализованные игры:
- Развивать умение инсценировать стихи, песенки, разыгрывать сценки по знакомым сказкам.
- Совершенствовать творческие способности, исполнительские навыки, умение взаимодействовать с другими персонажами.
- Воспитывать артистизм, эстетические чувства, развивать эмоции, воображение, фантазию, умение перевоплощаться, духовный потенциал.
Совместная трудовая деятельность
- Расширять представления детей о труде взрослых и его общественном значении, прививать интерес к труду взрослых. Знакомить с профессиями взрослых в разных сферах деятельности, их трудовыми действиями, результатами деятельности.
- Прививать желание выполнять трудовые поручения, проявлять при этом творчество, инициативу, ответственность. Учить доводить дело до конца, бережно относиться к объектам трудовой деятельности, материалам и инструментам.
- Совершенствовать навыки самообслуживания.
- Прививать желание участвовать в хозяйственно-бытовой деятельности, наводить порядок в группе и на участке, выполнять обязанности дежурных по столовой, на занятиях, в уголке природы. Развивать желание заниматься ручным трудом, ремонтировать вместе со взрослыми книги, игры, игрушки; изготавливать поделки из природного материала; делать игрушки для сюжетно-ролевых игр.
Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Формирование предпосылок экологического сознания
- Учить детей соблюдать технику безопасности в быту, дома и в детском саду, на улицах города, в скверах и парках, в общественных местах, за городом, в лесу, вблизи водоемов.
- Совершенствовать знание правил дорожного движения, продолжать знакомить с некоторыми дорожными знаками (Дети. Пешеходный переход. Подземный пешеходный переход. Остановка общественного транспорта. Велосипедная дорожка).
- Продолжать знакомить детей с работой специального транспорта. Познакомить с работой службы МЧС. Закрепить правила поведения с незнакомыми людьми.
- Закрепить знание каждым ребенком своего домашнего адреса, телефона, фамилии, имени и отчества родителей.
- Расширять представления о способах взаимодействия с растениями и животными. Закреплять представления о том, что общаться с животными необходимо так, чтобы не причинять вреда ни им, ни себе.
2.3. Содержание коррекционно-развивающей работы по освоению ребенком образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Восприятие художественной литературы
- Развивать интерес к художественной литературе, навык слушания художественных произведений, формировать эмоциональное отношение к прочитанному, к поступкам героев; учить высказывать свое отношение к прочитанному.
- Знакомить с жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.
- Учить выразительно читать стихи, участвовать в инсценировках.
- Формировать интерес к художественному оформлению книг, совершенствовать навык рассматривания иллюстраций. Учить сравнивать иллюстрации разных художников к одному произведению.
- Создавать условия для развития способностей и талантов, заложенных природой. Способствовать выражению эмоциональных проявлений.
Конструктивно-модельная деятельность
- Совершенствовать конструктивный праксис в работе с разрезными картинками (4-12 частей со всеми видами разрезов), пазлами, кубиками с картинками по всем изучаемым лексическим темам.
- Развивать конструктивный праксис и тонкую пальцевую моторику в работе с дидактическими игрушками, играми, в пальчиковой гимнастике.
- Совершенствовать навыки сооружения построек по образцу, схеме, описанию – из разнообразных по форме и величине деталей (кубиков, брусков, цилиндров, конусов, пластин), выделять и называть части построек, определять их назначение и пространственное расположение, заменять одни детали другими.
- Формировать навык коллективного сооружения построек в соответствии с общим замыслом.
- Совершенствовать навыки работы с бумагой, учить складывать лист бумаги вчетверо, создавать объемные фигуры (корзинка, кубик, лодочка), работать по готовой выкройке.
- Продолжать учить выполнять поделки из природного материала.
Изобразительная деятельность
Рисование:
- Совершенствовать изобразительные навыки, умение передавать в рисунке образы предметов и явлений окружающей действительности на основе собственных наблюдений.
- Учить передавать пространственное расположение предметов и явлений на листе бумаги, движение фигур и объектов.
- Совершенствовать композиционные умения.
- Способствовать дальнейшему овладению разными способами рисования различными изобразительными материалами: гуашью, акварелью, цветными карандашами, цветными мелками, пастелью, угольным карандашом.
- Развивать чувство цвета, знакомить с новыми цветами и цветовыми оттенками, учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков.
- Учить передавать оттенки цвета при работе карандашом, изменяя нажим.
- Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством (Полхов-Майдан, Городец, Гжель) и развивать декоративное творчество.
- Расширять и углублять представления о разных видах и жанрах изобразительного искусства: графике, живописи.
Аппликация:
- Совершенствовать навыки работы с ножницами, учить разрезать бумагу на полоски, вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников; преобразовывать одни фигуры в другие (квадраты и прямоугольники – в полоски и т.п.).
- Учить создавать изображения предметов, декоративные и сюжетные композиции из геометрических фигур.
Лепка:
- Продолжать развивать интерес к лепке, закреплять навыки аккуратной лепки, совершенствовать навыки лепки предметов и объектов (пластическим, конструктивным и комбинированным способами) с натуры и по представлению из различных материалов (глина, пластилин, соленое тесто), передавая при этом характерные особенности и соблюдая пропорции. Формировать умение лепить мелкие детали.
- Совершенствовать умение украшать поделки рисунком с помощью стеки.
- Учить создавать сюжетные композиции, объединяя фигуры и предметы в небольшие группы, предавать движения животных и людей.
- Знакомить детей с особенностями декоративной лепки, учить лепить людей, животных, птиц по типу народных игрушек.
Музыкальное развитие
Задачи:
- Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, прививать интерес и любовь к ней.
- Формировать музыкальную культуру, знакомя с народной, классической и современной музыкой; с жизнью и творчеством известных композиторов.
- Продолжать развивать музыкальные способности, навыки пения и движения под музыку, игры на детских музыкальных инструментах.
Слушание:
- Учить различать жанры музыкальных произведений (песня, танец, марш), узнавать музыкальные произведения по вступлению, фрагменту мелодии.
- Учить различать звуки по высоте в пределах квинты, звучание различных музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка, балалайка, баян).
- Развивать умение слушать и оценивать качество пения и игру на музыкальных инструментах других детей.
Пение:
- Обогащать музыкальные впечатления детей, развивать эмоциональную отзывчивость на песни разного характера.
- Совершенствовать певческие навыки, умение петь естественным голосом, без напряжения в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы; точно интонировать мелодию, ритмический рисунок, петь слаженно, учить брать дыхание между музыкальными фразами, четко произносить слова, петь умеренно громко и тихо, петь с музыкальным сопровождением и без него.
- Продолжать формирование навыков сольного пения.
Музыкально-ритмические движения:
- Развивать умение ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, регистрами, динамикой, темпом. Учить менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой музыки. Развивать умение слышать сильную долю такта, ритмический рисунок. Формировать навыки выполнения танцевальных движений под музыку (кружение, приставной шаг с приседанием, дробный шаг). Учить плавно поднимать руки вперед и в стороны и опускать их, двигаться в парах, отходить вперед от своего партнера. Учить пляскам, в которых используются эти элементы.
- Прививать умение самостоятельно исполнять танцы и пляски, запоминая последовательность танцевальных движений.
- Учить отражать в движении и игровых ситуациях образы животных и птиц, выразительно, ритмично выполнять движения с предметами, согласовывая их с характером музыки.
Игра на детских музыкальных инструментах:
- Отрабатывать навыки игры в ансамбле.
- Совершенствовать приемы игры на металлофоне и ударных инструментах, активизируя самостоятельность.
- Учить точно передавать мелодию, ритмический рисунок, одновременно начинать и заканчивать игру.
- Совершенствовать навык самостоятельного инструментального музицирования.
2.4. Формы и методы организации коррекционно-педагогической деятельности.
Коррекционно-педагогическая деятельность представляет собой целостную систему, которая обеспечивается специалистами через различные виды детской деятельности с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от решения конкретных задач.
Координация коррекционных воздействий осуществляется на заседаниях психолого-медико-педагогического консилиума ДОО с участием всех педагогов и специалистов, задействованных в реализации индивидуальной образовательной программы.
Взаимодействие участников образовательного процесса в ходе
реализации индивидуальной образовательной программы
Образовательные области | Содержание коррекционной работы | Специалисты, осуществляющие коррекционно-развивающую работу | Виды деятельности по осуществлению коррекции и развития |
Речевое развитие | Развитие фонетико-фонематической системы языка (коррекция звукопроизношения); навыков языкового анализа; развитие лексики; формирование и совершенствование грамматического строя речи; развитие связной речи и речевого общения. | Учитель-логопед Воспитатель | Организованные игровые образовательные ситуации, общение, обучение родителей, |
Познавательное развитие
| Развитие лексики; связной речи. Сенсорное развитие; развитие высших психических функций. Формирование целостной картины мира; познавательно-исследовательская деятельность; развитие математических представлений. | Учитель-логопед. Педагог-психолог. Воспитатель. | Специально организованные игровые образовательные ситуации, игры |
Социально-коммуникативное развитие | Развитие связной речи и речевого общения. Формирование общепринятых норм поведения; формирование гендерных и гражданских чувств; развитие игровой и театрализованной деятельности; совместная трудовая деятельность; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе; формирование предпосылок экологического сознания. Развитие коммуникативных навыков; профилактика эмоциональных и поведенческих нарушений | Учитель-логопед Педагог-психолог Воспитатель | Специально организованные игровые образовательные ситуации, общение, игры |
План индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению ребенка.
Участник сопровождения. Мероприятия. | Сроки реализации | Периодичность |
Педагог-психолог -психологическая диагностика; -индивидуальные коррекционно-развивающие занятия; -консультации для родителей; - консультации для педагогов | 2019-2020 учебный год
|
- 2 раза в год; - 2 раза в неделю, - по запросу - по запросу |
Учитель-логопед - диагностика речевого развития; - индивидуальные коррекционно-развивающие занятия; - консультации для родителей; - консультации для педагогов. | 2019-2020 учебный год
|
- 3 раза в год; - 4 раза в неделю, - по запросу - по запросу. |
Воспитатель: - диагностика; - индивидуальные занятия по заданию логопеда; - консультации для родителей; | 2019-2020 учебный год
|
- 3 раза в год; - 3 раза в неделю, - по запросу |
Родители (закон. представители) - взаимодействие с педагогами | 2019-2020 учебный год | в течение учебного года |
2.7. Взаимодействие педагогического коллектива с семьей ребенка
Основной задачей работы с родителями ребенка является создание в семье атмосферы эмоционального комфорта и уважения, в которой ребенок сможет наиболее полно использовать собственный потенциал развития.
Основные формы взаимодействия с семьей:
- Знакомство с семьей: встреча-знакомство, анкетирование семьи.
- Информирование родителей о ходе коррекционно-развивающего процесса: индивидуальные консультации, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, переписка по электронной почте.
- Совместная деятельность: привлечение родителей к организации детских праздников.
- Совместные и открытые занятия специалистов с ребенком и его родителями позволят вовлечь семью в процесс коррекционно-развивающей работы.
- Создание информационного стенда для родителей, позволяет своевременно сообщать им о предстоящих мероприятиях, знакомить с новинками литературы для родителей, а также оказывать консультации по различным вопросам воспитания, обучения и коррекции.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально-техническое и методическое обеспечение Программы соответствует возрасту и индивидуальным особенностям воспитанника, учитывает особенности развития ребенка, его возможности к обучению и воспитанию, актуальный уровень развития, зону ближайшего развития и основные виды деятельности в данный возрастной период.
Список используемой литературы.
1. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Голубева Г. Г., Лопатина Л. В., Ноткина Н. А., Овчинникова Т. С., Яковлева Н. Н. Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. – СПб., 2009.
2. Буренина А. И. Ритмическая пластика. – СПб., 2009.
3. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. – СПб., 2010.
4. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб., 2008.
5. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – СПб., 2006.
6. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. – СПБ., 2008.
7. Каменская В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии. – М, 2005.
8. Логинова Е. А. Нарушения письма, особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития. – СПб., 2007.
10. Логопедия / под ред. Л. С. Волковой – М. 2005.
11. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – СПб., 2005. 12. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под ред. Г. В. Чиркиной – М., 2003.
13. Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников. – СПб., 2010.
14. Михайлова З., Иоффе Э. Н. Математика от трех до семи. – СПб., 2010.
15. Михайлова З. А., Носова Е. А., Столяр А. А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – СПб, 2010.
16. Михайлова З., Чеплашкина И. Математика – это интересно. – СПб., 2009.
17. Парамонова Л. Г. Развитие словарного запаса у детей. – СПб., 2009.
18. Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. – СПб., 2008.
19. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство». – СПб., 2012.
20. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». / Под ред. Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. – М., 2012.
21. Сайкина Е. Г., Фирилева Ж. Е. Физкульт-привет минуткам минуткам и паузам. – СПб., 2009.
22. Смирнова И. А. Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения. – СПб., 2010.
23. Смирнова И. А. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения. – СПб., 2010.
24. Смирнова И. А. Логопедический альбом для обследования фонетикофонематической системы речи. – СПб., 2010.
25. Туманова Т. В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. – М., 2002.
26. Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программнометодические рекомендации. – М., 2009.
27. ФиличеваТ. Б.,Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М., 2007.
28. Хватцев М. Е. Предупреждение и устранение недостатков речи. – СПб., 2004.
29. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. – М., Просвещение, 2000. 30. Цейтлин С. Н., Погосян В. А., Еливанова М. А., Шапиро Е. И. Язык, речь, коммуникация. Словарь. – СПб., 2006
3.2. Режим дня имеет гибкую структуру, которая учитывает темперамент, темп деятельности и особенные привычки ребенка.
Режим дня
Прием, общение, игры, индивидуальная работа, взаимодействие с семьей, утренняя, пальчиковая, артикуляционная гимнастика | 7.00-8.30 |
Подготовка к завтраку, завтрак, общественно полезный труд | 8.30-8.50 |
Игры, самостоятельная деятельность, подготовка к образовательной деятельности | 8.50-9.00 |
Игровая образовательная ситуация | 9.00-9.25 9.35-10.00 10.25-10.50 |
Второй завтрак | 10.10-10.30 |
Индивидуальная работа логопеда, игры, подготовка к прогулке, прогулка, наблюдения, труд, самостоятельная деятельность | 11.00-12.30 |
Возвращение с прогулки | 12.30-12.40 |
Подготовка к обеду, обед | 12.40-13.10 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 13.10-15.00 |
Подъем, закаливающие мероприятия | 15.00-15.15 |
Индивидуальная работа воспитателя по заданию учителя-логопеда, игры, подготовка к образовательной деятельности. | 15.15-16.00 |
Игровая образовательная ситуация | 15.35-16.00 |
Подготовка к полднику, полдник | 16.00-16.15 |
Игры, развлечения | 16.15-16.45 |
Прогулка, игры, беседы, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность | 16.45-17.30 |
Подготовка к ужину, ужин | 17.30-18.00 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 18.00-18.45 |
Возвращение с прогулки, игры, взаимодействие с семьей, уход домой | 18.45-19.00 |
План образовательной деятельности
Образовательная область. Направление деятельности | Количество занятий в неделю |
Речевое развитие. Восприятие художественной литературы | 1 |
Познавательное развитие. Познавательно-исследовательская, конструктивно-модельная деятельность | 2 |
Познавательное развитие. Развитие математических представлений | 1 |
Художественно эстетическое развитие. Рисование | 2 |
Художественно-эстетическое развитие. Лепка/аппликация | 1 |
Художественно-эстетическое развитие. Музыкальное развитие | 2 |
Физическое развитие. Физическая культура | 3 (1 на свежем воздухе) |
Подгрупповое занятие с учителем-логопедом | 4 |
Индивидуальные занятия с логопедом | 3 |
Индивидуальное занятие с воспитателем | 3 |
Социально-коммуникативное развитие осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельно игровой деятельности, в семье.
Модель игровых образовательных ситуаций
Дни недели | Время проведения | Название образовательной деятельности по программе |
Понедельник | 1 половина дня 2 половина дня | Подгрупповое занятие с учителем-логопедом (коррекция речевых нарушений) Художественно-эстетическое развитие (музыкальное развитие) Художественно-эстетическое развитие. Рисование. |
Вторник | 1 половина дня 2 половина дня | Подгрупповое занятие с учителем-логопедом (коррекция речевых нарушений) Физическое развитие (физическая культура) Познавательное развитие (познавательно-исследовательская деятельность) и художественно-эстетическое развитие (конструктивно-модельная деятельность) |
Среда | 1 половина дня 2 половина дня | Подгрупповое занятие с учителем-логопедом (коррекция речевых нарушений) Художественно-эстетическое развитие (музыкальное развитие) Художественно-эстетическое развитие. Лепка/Аппликация |
Четверг | 1 половина дня 2 половина дня | Познавательное развитие (развитие математических представлений) (подгруппа) Речевое развитие (восприятие художественной литературы) Физическое развитие (физическая культура) |
Пятница | 1 половина дня 2 половина дня | Подгрупповое занятие с учителем-логопедом (коррекция речевых нарушений) Физическое развитие (физическая культура на открытом воздухе) Занятие с педагогом-психологом по профилактике эмоциональных и поведенческих нарушений. |
3.3. Организация развивающей предметно - пространственной среды (РППС).
Коррекционно-развивающая среда выстроена с учетом закономерности психологического развития ребенка, показателей его здоровья, психофизиологических и коммуникативных особенностей, уровня общего и речевого развития, а также уровня эмоционально-потребностной сферы ребенка.
Так как старший дошкольный возраст является сензитивным периодом развития речи, то при организации РППС акцент сделан на развитие словаря, на усвоение понятий, проведение словесных игр, игр-драматизаций, активно используются театрализованные игры. В центре «Будем говорить правильно» представлены картотека словесных игр, картотека игр и упражнений для совершенствования грамматического строя речи, картотека предметных картинок по всем изучаемым лексическим темам.
В центре «Играем в театр» представлено оборудование для проведения игр-драматизаций и театрализованных игр во всех видах театра (настольном, кукольном, пальчиковом, плоскостном) по нескольким хорошо знакомым ребенку сказкам. К изготовлению декораций и костюмов для постановки представлений по сказкам обязательно привлекаются и дети, и родители.
В 5 лет происходит заметное изменение памяти (Немов Р. С.). У детей впервые появляются действия, связанные с намерением что-то запомнить. В связи с чем активно используются различные мнемотехнические средства, символы, схемы.
Организован и оборудован специальными предметами и материалами центр науки и природы. Ребенка шестого года жизни важно учить рассматривать и сравнивать предметы, воспринимаемые посредством всех органов чувств; находить в них общее и различное; учить объединять предметы по общим признакам. Так, совершенствование чувственного опыта приобретает особое значение: оно способствует улучшению восприятия, стимулирует и развитие мышления, и развитие речи. Очень важным становится проведение занятий в центр науки и природы, где дети узнают об элементарных свойствах предметов, учатся простейшим навыкам обращения с ними, узнают о правилах безопасного поведения. Им предоставляется возможность понюхать, потрогать, пощупать предметы и материалы. Педагог не только развивает их тактильный и сенсорный опыт, но и прививает интерес к познавательной деятельности. В этой лаборатории появляются первые приборы: лупы, микроскоп, песочные часы, аптечные весы.
В группе созданы условия для проведения игр-соревнований, ребенок привлекается к различным совместным трудовым действиям (уходу за комнатными растениями, подготовке оборудования и пособий к занятиям и т. п.). Использование обучающих дидактических игр, способствует формированию мотивации готовности к школьному обучению. У ребенка появляется желание объединяться для совместных игр и труда, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели.
Каждый ребенок привлекаются к организации развивающего пространства в групповом помещении, педагоги прислушиваются к его пожеланиям, используют для оформления интерьера выполненные им поделки. Это способствует развитию эстетического восприятие действительности, поэтому эстетике оформления жизненного пространства уделяется особое внимание.
В логопедическом кабинете развивающая среда наполнена необходимым оборудованием, обособленными центрами, отражающими развитие всех сторон речевой деятельности: словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия и навыков языкового анализа, связной речи и речевого общения. Картотеки словесных и настольно-печатных игр для автоматизации и дифференциации звуков содержат по несколько десятков разнообразных игр. Оборудованы и оснащены центры с пособиями для развития всех видов моторики: артикуляционной, тонкой, ручной, общей. Игрушки и оборудование в них очень разнообразные и сложные (кубик Рубика и другие игрушки-головоломки, калейдоскопы и т.п.).
По рекомендации психологов сохранены центры с игрушками и играми для девочек и мальчиков. Ребенок привлекается к замене оборудования в центрах. В этой возрастной группе можно практически полностью заменять оборудование во всех центрах еженедельно, оставляя небольшую часть материалов, игр и пособий для закрепления пройденного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционно-образовательной деятельности в старшей компенсирующей направленности группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (с учетом ФГОС) На тему: «Мы грибочки собираем и корзинку наполняем»
Цель –скорректировать грамматический строй речи у детей по лексической теме «Грибы»...
Адаптированная образовательная программа для ребенка с тяжелым нарушением речи (ОНР 3 уровня).
Адаптированная образовательная программа разработана для ребенка с тяжелым нарушением речи (ОНР 3 уровня), посещающего подготовительную группу комбинированного вида. Данная программа разработана с уче...
Адаптированная образовательная программа для ребенка с тяжелыми нарушениями речи (младшая группа)
Адаптированная образовательная программа (далее АОП) разработана для организации обучения воспитанника с тяжелыми нарушениями речи в условиях группы комбинированной направленности....
Адаптированная образовательная программа для ребенка с тяжелыми нарушениями речи (средняя группа)
Адаптированная образовательная программа (далее АОП) разработана для организации обучения воспитанника с тяжелыми нарушениями речи в условиях группы комбинированной направленности....
Адаптированная образовательная программа для ребенка с тяжелым нарушением речи
Адаптированная образовательная программа для ребенка с тяжелым нарушением речи...
Адаптированная образовательная программа для ребенка с тяжелым нарушением речи
Адаптированная образовательная программа для ребенка с тяжелым нарушением речи...