Индивидуальная адаптированная образовательная программа для ребенка с тяжелыми нарушениями речи (с учетом программы Нищевой Н.В.)
рабочая программа по логопедии (старшая группа)

Санникова Елизавета Александровна

Индивидуальная адаптированная образовательная программа дошкольного образования (далее – Программа) предназначена для ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в возрасте 5-6 лет (первый год обучения). При отборе содержания данной программы учитывалась «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (Общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет) Н.В. Нищевой.– СПб.: Издательство «Детство-Пресс», 2015. – 240 с. и Индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (далее ИПРА). 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iaop_tnr_5-6_po_nishchevoy.docx87.9 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ МО

г. _________ «Детский сад №____ »

____________ «_____»_______ 2019 г.

Индивидуальная адаптированная образовательная программа

для ребенка с тяжелыми нарушениями речи

Иванова Ивана Ивановича

на 2019-2020 учебный год

Структура и содержание Программы

1.

Целевой раздел

 стр.

1.1.

Пояснительная записка

3

1.2.

Цели и задачи программы

 3

1.3.

Принципы и подходы к формированию Программы

 4

1.4.

Характеристика особенностей развития детей с тяжелыми нарушениями речи

 4

1.5.

Характеристика индивидуальных особенностей развития ребенка с общим недоразвитие речи, III  уровнем речевого развития

 6

1.6.

Планируемые результаты освоения индивидуальной образовательной программы

 7

2.

Содержательный раздел. Формы, способы. методы и средства реализации Программы. Особенности коррекционно-педагогической деятельности в соответствии с особенностями развития ребенка с тяжелыми нарушениями речи.

 8

2.1

Содержание коррекционно-развивающей работы по освоению ребенком образовательной области «Речевое развитие»

8

2.2

Содержание коррекционно-развивающей работы по освоению ребенком образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

12

2.3

Содержание коррекционно-развивающей работы по освоению ребенком образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

14

2.4

Формы и методы  организации коррекционно-педагогической деятельности.

16

2.2.

Взаимодействие педагогического коллектива с семьей ребенка

 17

3.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

 18

3.1.

Материально-техническое и методическое обеспечение Программы

 18

3.2.

Режим дня. Планирование образовательной деятельности

 19

3.3.

Особенности организации РППС

 21

 

                

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1. Пояснительная записка.

В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации.

Многие проблемы трудностей в обучении кроются в раннем и дошкольном возрасте, и очень часто могут быть обусловлены нарушением психофизического развития, низким уровнем сформированности познавательных интересов, незрелостью эмоционально- личностной сферы, неблагоприятным социальным окружением или сочетанием тех и других факторов. Известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребёнком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а  также, возможно предупреждение вторичных нарушений развития.

Индивидуальная адаптированная образовательная программа дошкольного образования (далее – Программа) предназначена для ребенка с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в возрасте 5-6 лет (первый год обучения).

Программа разработана в соответствии  с нормативными документами федерального и регионального уровней. А также локальными актами МБДОУ МО г. __________ «Детский сад №  _______»

          При отборе содержания данной программы учитывалась «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (Общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет) Н.В. Нищевой.– СПб.: Издательство «Детство-Пресс», 2015. – 240 с. и Индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребенка-инвалида (далее ИПРА).          

         Программа направлена  на создание системы комплексной помощи ребенку с тяжелыми нарушениями речи, обеспечение коррекции недостатков в речевом, физическом и психологическом  развитии.

          В    индивидуальной адаптированной программе содержание коррекционно-развивающего  процесса представлено по образовательным областям: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

   В содержание индивидуальной программы включены коррекционно-развивающие задачи в соответствии с уровнем актуального развития ребенка и его потенциальных  возможностей, предусмотрено взаимодействие специалистов, и  родителей (законных представителей).

          Срок реализации индивидуальной программы с 01.09.2019 по 31.05.2020 г.

1.2. Цели и задачи программы.

          Основная цель программы: создание условий для выравнивания речевого и психофизического развития ребенка с учетом возрастных особенностей и особых индивидуальных потребностей.

           Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих задач:

         -  создать условия для развития ребенка с тяжелыми нарушениями речи в целях всестороннего гармоничного развития, развития физических, духовно-нравственных, интеллектуальных и художественно-эстетических качеств;

- создать условия для овладения ребенком самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что сформирует психологическую готовность в обучению в школе;

         - осуществлять необходимую коррекцию недостатков в речевом и психофизическом развитии ребенка (развитие высших психологических функций в процессе  коррекционно-развивающих занятий);

         -   сформировать базовые основы культуры личности ребенка, всестороннее развитие интеллектуально-волевых качеств;

         -     включить родителей ребенка  (законных представителей) в коррекционно-педагогический процесс.

             Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу, интеграции усилий специалистов и семьи.

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

        Основными принципами  построения программы являются:

• принцип природосообразности реализации общеобразовательных задач с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития ребенка с ОНР;

• онтогенетический  принцип;

• принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;

 • принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;

• принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;

• принцип интеграции усилий специалистов;

• принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям ребенка;

• принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;

• принцип постепенности подачи учебного материала;

• принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях.        

Программа составлена с учетом особенностей физического, моторно-двигательного, эмоционального, интеллектуального, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с тяжелыми нарушениями речи.

     

1.4. Характеристика особенностей развития детей с общим недоразвитием речи.

Общее недоразвитие речи – речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Симптоматика ОНР включает позднее начало развития речи, ограниченный словарный запас, аграмматизмы, дефекты звукопроизношения. Это недоразвитие может быть выражено в разной степени. Выделены четыре уровня речевого развития:

  • Первый уровень (ОНР, I уровень речевого развития) характеризуется почти полным отсутствием словесных средств общения или весьма ограниченным их развитием. У детей, находящихся на первом уровне речевого развития, активный словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Слова и их заменители употребляются для обозначения лишь конкретных предметов и действий. Дети широко пользуются жестами и мимикой. В речи отсутствуют морфологические элементы для передачи грамматических отношений. Речь ребенка понятна окружающим лишь в конкретной ситуации.
  • Второй уровень (ОНР, II уровень речевого развития) характеризуется возрастанием речевой активности детей. У них появляется фразовая речь. Но фраза остается искаженной в фонетическом и грамматическом отношении. Словарь более разнообразный. В спонтанной речи отмечаются различные лексико-грамматические разряды слов: существительные, глаголы, прилагательные, наречия, местоимения, некоторые предлоги и союзы. Характерным остается выраженный аграмматизм. Наряду с ошибками словообразовательного характера, наблюдаются трудности в формировании обобщающих и отвлеченных понятий, системы синонимов и антонимов, встречаются семантические (смысловые) замены слов. Связная речь характеризуется недостаточной передачей смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению увиденных событий и предметов. Дети могут ответить на вопросы по картинке, связанные со знакомыми предметами и явлениями окружающего мира.
  • Третий уровень (ОНР, III уровень речевого развития) характеризуется развернутой фразовой речью с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным для данного уровня является использование детьми простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. При этом их структура может нарушаться. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов, страдает словообразование, затруднен подбор однокоренных слов. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов, в согласовании различных частей речи. Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не дифференцируют близкие звуки, искажают и звуковую и слоговую структуру слов. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, в нем отражается внешняя сторона явлений и не учитывается причинно-следственные и временные отношения между предметами и явлениями.
  • Четвертый уровень (ОНР, IV уровень речевого развития) наряду с недостатками фонетико-фонематического характера у этих детей обнаружены и отдельные нарушения смысловой речи. Так, при достаточно разнообразном предметном словаре отсутствуют слова, обозначающие некоторых животных и птиц (пингвин, страус), растений (кактус, вьюн), людей разных профессий (фотограф, телефонистка, библиотекарь), частей тела (подбородок, веки, ступня). При ответах смешиваются родовые и видовые понятия (ворона, гусь – птичка, деревья – елочки, лес – березки). При обозначении действий и признаков предметов некоторые дети пользуются типовыми названиями и названиями приблизительного значения: овальный – круглый; переписал – писал. Характер лексических ошибок проявляется в замене слов, близких по ситуации (дядя красит щеткой забор – вместо «дядя красит кистью забор; кошка катает мяч – вместо «клубок»), в смешении признаков (высокий забор – длинный; смелый мальчик – быстрый; дедушка старый – взрослый).

Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений. Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. У части детей отмечается соматическая ослабленность, им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы – недостаточная координация движений, снижение скорости и ловкости их выполнения.

У детей с тяжелыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля.

Указанные особенности в развитии детей с тяжелыми нарушениями речи спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагогов специально организованной коррекционной работы.

1.5.  Характеристика индивидуальных особенностей развития ребенка с общим недоразвитие речи, III  уровнем речевого развития.

Общие данные

ФИО

Иванов Иван Иванович

Пол

жен.

Дата рождения возраст

35.13.2014г.

5 лет

Заключение ПМПК

Уровень актуального развития снижен. Общее недоразвитие речи III (третьего) уровня. Протокол от 09.04.2019 года № 122

Социальный статус ребенка:

Характеристика семьи

Неполная

Социальный статус семьи

Проживает совместно с

Мама, брат (3 года)

Микроклимат семьи

Благоприятный

Социально - бытовые навыки и ориентировка

Культурно-гигиенические навыки сформированы по возрасту. Самостоятельна  в самообслуживании. По инициативе взрослого участвует в разных видах повседневного труда.

Особенности игровой, конструктивной, изобразительной деятельности ребенка.

Ребенок принимает участие в коллективных играх, изменяет ролевое поведение в игре, инициативу проявляет неохотно. В организации сюжетно-ролевых игр занимает позицию ведомой. Умеет регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил. Ребенок проявляет желание и интерес  общаться с прекрасным в окружающем мире. Видит и понимает наиболее ярко выраженные эмоциональные состояния окружающих, художественных образов; средства музыкальной выразительности, сопереживает им. Общается по поводу воспринятого чаще  по инициативе взрослого, эмоциональна. Проявления творчества выражено слабо.

Эмоционально-  поведенческие особенности ребенка

Поведение и общение ребенка положительно направлены. В новых условиях испытывает скованность и потребность в поддержке и направлении взрослого. Чутко реагирует на оценку своих действий и поступков, воздерживается от повторения действий, получивших отрицательную оценку взрослых.

Участие родителей в воспитании и развитии ребенка

         Ребенок воспитывается в неполной семье. Мама принимают активное участие в воспитании и развитии ребенка, прислушивается к рекомендациям специалистов.

Дополнительная информация:

Индивидуальная адаптированная образовательная программа разработана в соответствии с заболеванием, обозначенным в Индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида.

  

1.6.   Планируемые   результаты    освоения    индивидуальной образовательной    Программы.     

          Планируемые результаты освоения ребенком содержания Программы подробно раскрыты в «Комплексной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (Общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет) Н.В. Нищевой.– СПб.: Издательство «Детство-Пресс», 2015. Стр. 23-26.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Содержание образования по образовательным областям. Формы, способы, методы и средства реализации Программы. Особенности коррекционно-педагогической деятельности в соответствии с особенностями развития ребенка

 с тяжелыми нарушениями речи.

Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья ребенка и обеспечения его эмоционального благополучия. Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольника.

   Задачи коррекционно-развивающей работы решаются интегрировано,  в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждого раздела.

Основная форма обучения – игровая образовательная ситуация коррекционно-развивающей направленности.

Методы, способы и средства реализации Программы описаны в «Комплексной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (Общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет) Н.В. Нищевой.– СПб.: Издательство «Детство-Пресс», 2015. Стр.5-18

 

2.1. Содержание коррекционно-развивающей работы по освоению ребенком образовательной области «Речевое развитие».

Развитие словаря

  • Уточнить и расширить запас представлений на основе наблюдения и осмысления предметов и явлений окружающей действительности, создать достаточный запас словарных образов.
  • Обеспечить переход от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств.
  • Расширить объем правильно произносимых существительных – названий предметов, объектов,  их частей по всем изучаемым лексическим темам.
  • Учить группировать предметы по признакам их соотнесенности и на этой основе развивать понимание обобщающего значения слов, формировать доступные родовые и видовые обобщающие понятия.
  • Расширить глагольный словарь на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; работы по усвоению понимания действий, выраженных личными и возвратными глаголами.
  • Учить различать и выделять в словосочетаниях названия признаков предметов по их назначению и по вопросам какой? какая? какое?, обогащать активный словарь относительными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами; притяжательными прилагательными, прилагательными с ласкательным значением.
  • Учить сопоставлять предметы и явления и на этой основе обеспечить понимание и использование в речи  слов-синонимов и слов-антонимов.
  • Расширить понимание значения простых предлогов и активизировать их использование в речи.  
  • Обеспечить усвоение притяжательных местоимений, определительных местоимений, указательных наречий, количественных и порядковых числительных и их использование в экспрессивной речи.
  • Закрепить  понятие слово и умение оперировать им.

 

Формирование и совершенствование грамматического строя речи

  • Обеспечить дальнейшее усвоение  и использование в экспрессивной речи некоторых форм словоизменения: окончаний имен существительных  в  единственном и множественном числе в именительном падеже,  в косвенных падежах без предлога и с простыми  предлогами; окончаний глаголов настоящего времени, глаголов мужского и женского рода в прошедшем времени.
  • Обеспечить практическое усвоение некоторых способов словообразования и на этой основе использование в экспрессивной речи существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительных с суффиксами -онок,- енок, -ат,-ят, глаголов с различными приставками.
  • Научить образовывать и использовать в экспрессивной речи относительные и притяжательные прилагательные.
  • Совершенствовать навык согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже.
  • Совершенствовать умение составлять простые предложения по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, распространять их однородными членами.
  • Сформировать умение составлять простые предложения с противительными союзами, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
  • Сформировать понятие предложение и умение оперировать им, а также навык анализа простого двусоставного предложения из двух-трех слов (без предлога).  

 

Развитие фонетико-фонематической системы языка                                    

и навыков языкового анализа и синтеза

  • Развитие просодической стороны речи  

- Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.  Закрепить навык мягкого голосоведения.  

- Воспитывать умеренный темп речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.  

- Развивать ритмичность речи, ее интонационную выразительность, модуляцию голоса.

  • Коррекция произносительной стороны речи:

- Закрепить правильное произношение имеющихся звуков в игровой и свободной речевой деятельности.

- Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.

- Сформировать правильные уклады шипящих, аффрикат, йотированных и сонорных звуков, автоматизировать поставленные звуки в свободной речевой и игровой деятельности.

  • Работа над слоговой структурой слова

- Совершенствовать умение различать на слух длинные и короткие слова.

- Учить запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных.

- Обеспечить дальнейшее усвоение и использование в речи слов различной звукослоговой структуры.

- Сформировать навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих из двух слогов, одного слога, трех слогов.

- Закрепить  понятие слог и умение оперировать им.

  • Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза:

- Совершенствовать умение различать на слух гласные  звуки.  

- Закрепить представления о гласных и согласных звуках, их отличительных признаках.

- Упражнять в различении на слух гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки.

- Формировать умение различать на слух  согласные звуки, близкие по артикуляционным признакам в ряду звуков, слогов, слов, в предложениях, свободной игровой и речевой деятельности.

- Закреплять навык выделения заданных звуков из ряда звуков, гласных из начала слова, согласных из конца и начала слова.

- Совершенствовать навык анализа и синтеза открытых и закрытых слогов, слов из трех-пяти звуков (в случае, когда написание слова не расходится с его произношением).

- Формировать навык различения согласных звуков по признакам: глухой-звонкий, твердый-мягкий.

- Закрепить понятия звук, гласный звук, согласный звук.  

- Сформировать понятия звонкий согласный звук, глухой согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный звук.

 

Развитие связной речи и речевого общения

  • Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.  
  • Совершенствовать умение отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца.  
  • Учить составлять рассказы-описания, а затем и загадки-описания о предметах и объектах по образцу, предложенному плану; связно рассказывать о содержании серии сюжетных картинок и  сюжетной картины по предложенному педагогом или коллективно составленному плану.  
  • Совершенствовать навык пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов.   Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.

2.2. Содержание коррекционно-развивающей работы по освоению ребенком образовательной области «Познавательное развитие».

Сенсорное развитие

  • Совершенствовать умение обследовать предметы разными способами.
  • Развивать глазомер в специальных упражнениях и играх.
  • Учить воспринимать предметы, их свойства; сравнивать предметы; подбирать группу предметов по заданному признаку.
  • Развивать цветовосприятие и цветоразличение, умение различать цвета по насыщенности; учить называть оттенки цветов.
  • Сформировать представление о расположении цветов в радуге.
  • Продолжать знакомить с геометрическими формами  и фигурами; учить использовать в качестве эталонов при сравнении предметов плоскостные и объемные фигуры.

 

Развитие психических функций

  • Развивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков.
  • Учить различать звучание нескольких игрушек или детских музыкальных инструментов, предметов-заместителей; громкие и тихие, высокие и низкие звуки.
  • Развивать зрительное внимание и память в работе с разрезными картинками (4–8 частей, все виды разрезов) и пазлами по всем изучаемым лексическим темам.
  • Продолжать развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов по одному или нескольким признакам (цвету, форме, размеру, материалу).
  • Развивать воображение и на этой основе формировать творческие способности.

Формирование целостной картины мира.

Познавательно-исследовательская деятельность.

  • Расширять представления о родной стране как многонациональном государстве, государственных праздниках, родном городе и его достопримечательностях.  
  • Формировать представление о Российской армии и профессиях военных, о почетной обязанности защищать Родину.  
  • Совершенствовать умение ориентироваться в детском саду и на участке детского сада. Закрепить и расширить представления о профессиях работников детского сада.  
  • Формировать  представление о родословной  своей семьи. Привлекать  к подготовке семейных праздников. Приобщать к участию в совместных с родителями занятиях, вечерах досуга, праздниках.
  • Расширять представления о предметах ближайшего окружения, их назначении, деталях и частях, из которых они состоят; материалах, из которых они сделаны.
  • Учить самостоятельно характеризовать свойства и качества предметов, определять цвет, величину, форму.  
  • Расширять представления о профессиях, трудовых действиях взрослых. Формировать представления об инструментах, орудиях труда, нужных представителям разных профессий; о бытовой технике.
  • Учить сравнивать и классифицировать предметы по разным признакам.
  • Формировать первичные экологические знания.
  • Учить детей наблюдать сезонные изменения в природе и устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
  • Углублять представления о растениях и животных. Расширять представления об обитателях уголка природы и уходе за ними. Воспитывать ответственность за них.  
  • Систематизировать знания о временах года и частях суток.
  • Формировать первичные представления о космосе, звездах, планетах.

Развитие математических представлений

  • Формировать навыки  количественного и порядкового счета в пределах 10 с участием слухового, зрительного и двигательного анализаторов.  Закрепить в речи количественные и порядковые числительные, ответы на вопросы Сколько всего? Который по счету? Совершенствовать навык отсчитывания предметов из большего количества в пределах 10.
  • Учить сравнивать рядом стоящие числа (со зрительной опорой).
  • Совершенствовать навык сравнения  групп множеств и их уравнивания разными способами.
  • Познакомить с составом числа из единиц в пределах 5.
  • Формировать представление о том, что предмет можно делить на равные части, что целое больше части. Учить называть части, сравнивать целое и часть.
  • Формировать представление о том, что результат счета не зависит от  расположения предметов и направления счета.
  • Формировать навык сравнения двух предметов по величине (высоте, ширине, длине) с помощью условной меры; определять величину предмета на глаз, пользоваться сравнительными  прилагательными (выше, ниже, шире, уже, длиннее, короче). Совершенствовать навык раскладывания предметов в возрастающем и убывающем порядке в пределах 10.
  • Учить измерять объем условными мерками.
  • Совершенствовать умение узнавать и различать  плоские и объемные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, цилиндр), узнавать их форму в предметах ближайшего окружения.
  • Формировать представление о четырехугольнике; о квадрате и прямоугольнике как его разновидностях.
  • Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве и на плоскости. Формировать навыки ориентировки по простейшей схеме, плану. Учить понимать и обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому.
  • Закрепить представления о смене времен года и их очередности, о смене частей суток и их очередности. Сформировать представление о таком временном отрезке, как неделя, об очередности дней недели.

 

2.2. Содержание коррекционно-развивающей работы по освоению ребенком образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

Формирование общепринятых норм поведения

  • Приобщать детей к моральным ценностям человечества. Формировать нравственное сознание и нравственное поведение через создание воспитывающих ситуаций. Продолжать знакомить с принятыми нормами и правилами поведения, формами и способами общения.    
  • Воспитывать честность, скромность, отзывчивость, способность сочувствовать и сопереживать,  заботиться о других, помогать слабым и маленьким, защищать их.  
  • Учить быть требовательным к себе и окружающим.
  • Прививать такие качества, как коллективизм, человеколюбие, трудолюбие. Формировать представления о правах и обязанностях ребенка.

 

Формирование гендерных и гражданских чувств

  • Продолжать формирование Я-образа.
  • Воспитывать у мальчиков внимательное отношение к девочкам.
  • Воспитывать в девочках скромность, умение заботиться об окружающих.
  • Воспитывать любовь к  родному городу, малой родине, родной стране, чувство патриотизма.

Развитие игровой и театрализованной деятельности

Задачи:

- Насыщать игрой всю жизнь детей в детском саду.  

- Учить детей самостоятельно организовывать игровое взаимодействие, осваивать игровые способы действий, создавать проблемно-игровые ситуации, овладевать условностью игровых действий, заменять предметные действия действиями с предметами-заместителями, а затем и словом, отражать в игре окружающую действительность.  

- Развивать в игре коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость на чувства окружающих людей, подражательность, творческое воображение, активность, инициативность, самостоятельность.

- Учить справедливо оценивать свои поступки и поступки товарищей.

 Подвижные игры:

  • Учить детей овладевать основами двигательной и гигиенической культуры.
  • Обеспечивать необходимый уровень двигательной активности.
  • Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве.
  • Учить организовывать игры-соревнования, игры-эстафеты, участвовать в них, соблюдать правила.
  • Способствовать развитию жизненной активности, настойчивости, произвольности поведения, организованности, чувства справедливости.  

Настольно-печатные дидактические игры:

  • Совершенствовать навыки игры в настольно-печатные дидактические игры (парные картинки, лото, домино, игры-«ходилки», головоломки), учить устанавливать и соблюдать правила в игре.
  • Обогащать в игре знания и представления об окружающем мире.
  • Развивать интеллектуальное мышление, формировать навыки абстрактных представлений.
  • Развивать дружелюбие и дисциплинированность.

Сюжетно-ролевая игра:

  • Обогащать и расширять социальный опыт детей.
  • Совершенствовать способы взаимодействия в игре со сверстниками.
  • Развивать коммуникативные навыки на основе общих игровых интересов.
  • Учить самостоятельно организовывать сюжетно-ролевую игру, устанавливать и соблюдать правила, распределять роли, прогнозировать ролевые действия и ролевое поведение, согласовывать свои действия с действиями других участников игры.
  • Учить расширять игровой сюжет путем объединения нескольких сюжетных линий.
  • Развивать эмоции, воспитывать гуманные чувства к окружающим.

 Театрализованные игры:

  • Развивать умение инсценировать стихи, песенки, разыгрывать сценки по знакомым сказкам.
  • Совершенствовать творческие способности, исполнительские навыки, умение взаимодействовать с другими персонажами.
  • Воспитывать артистизм, эстетические чувства, развивать эмоции, воображение, фантазию, умение перевоплощаться, духовный потенциал.

Совместная трудовая деятельность

  • Расширять представления детей о труде взрослых и его общественном значении, прививать интерес к труду взрослых. Знакомить с профессиями взрослых в разных сферах деятельности, их трудовыми действиями, результатами деятельности.  
  • Прививать желание выполнять трудовые поручения, проявлять при этом творчество, инициативу, ответственность. Учить доводить  дело до конца, бережно относиться к объектам трудовой деятельности, материалам и инструментам.        
  • Совершенствовать навыки самообслуживания.
  • Прививать желание участвовать в хозяйственно-бытовой деятельности, наводить порядок в группе и на участке, выполнять обязанности дежурных по столовой, на занятиях,  в уголке природы.  Развивать желание заниматься ручным трудом, ремонтировать вместе со взрослыми книги, игры, игрушки; изготавливать поделки из природного материала; делать игрушки для сюжетно-ролевых игр.

Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.

Формирование предпосылок экологического сознания

  • Учить детей соблюдать технику безопасности в быту, дома и в детском саду, на улицах города, в скверах и парках, в общественных местах, за городом, в лесу, вблизи водоемов.
  • Совершенствовать знание правил дорожного движения, продолжать знакомить с некоторыми дорожными знаками (Дети. Пешеходный переход. Подземный пешеходный переход. Остановка общественного транспорта. Велосипедная дорожка).
  • Продолжать знакомить детей с работой специального транспорта. Познакомить с работой службы МЧС. Закрепить правила поведения с незнакомыми людьми.  
  • Закрепить знание каждым ребенком своего домашнего адреса, телефона, фамилии, имени и отчества родителей.
  • Расширять представления о способах взаимодействия с растениями и животными. Закреплять представления о том, что общаться с животными необходимо так, чтобы не причинять вреда ни им, ни себе.

2.3. Содержание коррекционно-развивающей работы по освоению ребенком образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Восприятие художественной литературы 

  • Развивать интерес к художественной литературе, навык слушания художественных произведений, формировать эмоциональное отношение к прочитанному, к  поступкам героев; учить высказывать свое отношение к прочитанному.
  • Знакомить с жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.
  • Учить выразительно читать стихи, участвовать в инсценировках.
  • Формировать интерес к художественному оформлению книг, совершенствовать навык рассматривания иллюстраций. Учить сравнивать иллюстрации разных художников к одному произведению.
  • Создавать условия для развития способностей и талантов, заложенных природой. Способствовать выражению эмоциональных проявлений.

Конструктивно-модельная деятельность

  • Совершенствовать конструктивный праксис в работе с разрезными картинками (4-12 частей со всеми видами разрезов), пазлами, кубиками с картинками по всем изучаемым лексическим темам.  
  • Развивать конструктивный праксис и тонкую пальцевую моторику в работе с дидактическими игрушками, играми, в пальчиковой гимнастике.
  • Совершенствовать навыки сооружения построек по  образцу, схеме, описанию –  из разнообразных по форме и величине деталей (кубиков, брусков, цилиндров, конусов, пластин), выделять и называть части построек, определять их назначение и пространственное расположение, заменять одни детали другими.
  • Формировать навык коллективного сооружения построек в соответствии с общим замыслом.
  • Совершенствовать навыки работы с бумагой, учить складывать лист бумаги вчетверо, создавать объемные фигуры (корзинка, кубик, лодочка), работать по готовой выкройке.
  • Продолжать учить выполнять поделки из природного материала.

Изобразительная деятельность

Рисование:

  • Совершенствовать изобразительные навыки, умение передавать в рисунке образы предметов и явлений окружающей действительности на основе собственных наблюдений.
  • Учить передавать пространственное расположение предметов и явлений на листе бумаги, движение фигур и объектов.  
  • Совершенствовать композиционные умения.  
  • Способствовать дальнейшему овладению разными способами рисования различными изобразительными материалами: гуашью, акварелью, цветными карандашами, цветными мелками, пастелью, угольным карандашом.  
  • Развивать чувство цвета, знакомить с новыми цветами и цветовыми оттенками, учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков.
  • Учить передавать оттенки цвета при работе карандашом, изменяя нажим.  
  • Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством (Полхов-Майдан, Городец, Гжель) и развивать декоративное творчество.  
  • Расширять и углублять представления о разных видах и жанрах изобразительного искусства: графике, живописи.

Аппликация:

  • Совершенствовать навыки работы с ножницами, учить разрезать бумагу на полоски, вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников; преобразовывать одни фигуры в другие (квадраты и прямоугольники – в полоски и т.п.).  
  • Учить создавать изображения предметов, декоративные и сюжетные композиции из геометрических фигур.  

Лепка:

  • Продолжать развивать интерес к лепке, закреплять навыки аккуратной лепки, совершенствовать навыки лепки предметов и объектов (пластическим, конструктивным и комбинированным способами) с натуры и по представлению из различных материалов (глина, пластилин, соленое тесто), передавая при этом характерные особенности и соблюдая пропорции. Формировать умение лепить мелкие детали.
  • Совершенствовать умение украшать поделки рисунком с помощью стеки.  
  • Учить создавать сюжетные композиции, объединяя фигуры и предметы в небольшие группы, предавать движения животных и людей.  
  • Знакомить детей с особенностями декоративной лепки, учить лепить людей, животных, птиц по типу народных игрушек.

Музыкальное развитие

Задачи:

- Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, прививать интерес и любовь к ней.

- Формировать музыкальную культуру, знакомя с народной, классической и современной музыкой; с жизнью и творчеством известных композиторов.  

- Продолжать развивать музыкальные способности, навыки пения и движения под музыку, игры на детских музыкальных инструментах.

 

Слушание:

  • Учить различать жанры музыкальных произведений (песня, танец, марш), узнавать музыкальные произведения по вступлению, фрагменту мелодии.  
  • Учить различать звуки по высоте в пределах квинты, звучание различных музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка, балалайка, баян).  
  • Развивать умение слушать и оценивать качество пения и игру на музыкальных инструментах других детей.  

Пение:

  • Обогащать музыкальные впечатления детей, развивать эмоциональную отзывчивость на песни разного характера.
  • Совершенствовать певческие навыки, умение петь естественным голосом, без напряжения в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы; точно интонировать мелодию, ритмический рисунок, петь слаженно, учить брать дыхание между музыкальными фразами, четко произносить слова, петь умеренно громко и тихо, петь с музыкальным сопровождением и без него.
  • Продолжать формирование навыков сольного пения.

Музыкально-ритмические движения:

  • Развивать умение ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, регистрами, динамикой, темпом. Учить менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой музыки. Развивать умение слышать сильную долю такта, ритмический рисунок. Формировать навыки выполнения танцевальных движений под музыку (кружение, приставной шаг с приседанием, дробный шаг). Учить плавно поднимать  руки вперед и в стороны и опускать их, двигаться в парах, отходить вперед от своего партнера. Учить пляскам, в которых используются эти элементы.
  • Прививать умение самостоятельно исполнять танцы и пляски, запоминая последовательность танцевальных движений.  
  • Учить отражать в движении и игровых ситуациях образы животных и птиц, выразительно, ритмично выполнять движения с предметами, согласовывая их с характером музыки.

Игра на детских музыкальных инструментах:

  • Отрабатывать навыки игры в ансамбле.
  • Совершенствовать приемы игры на металлофоне и ударных инструментах, активизируя самостоятельность.
  • Учить точно передавать мелодию, ритмический рисунок, одновременно начинать и заканчивать игру.
  • Совершенствовать навык самостоятельного инструментального музицирования.

 2.4. Формы и методы  организации коррекционно-педагогической деятельности.

    Коррекционно-педагогическая деятельность  представляет собой целостную систему,  которая обеспечивается специалистами через  различные виды детской деятельности  с  использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от  решения конкретных задач.

       Координация коррекционных воздействий осуществляется на заседаниях психолого-медико-педагогического консилиума ДОО с участием всех педагогов и специалистов, задействованных в реализации индивидуальной образовательной программы.

Взаимодействие участников образовательного процесса в ходе

реализации  индивидуальной образовательной программы

Образовательные области

Содержание коррекционной работы

Специалисты, осуществляющие коррекционно-развивающую работу

Виды деятельности по осуществлению коррекции и развития

Речевое развитие

Развитие фонетико-фонематической системы языка (коррекция звукопроизношения); навыков языкового анализа; развитие лексики; формирование и совершенствование грамматического строя речи; развитие связной речи и речевого общения.

Учитель-логопед

Воспитатель

Организованные игровые образовательные ситуации, общение, обучение родителей,

Познавательное развитие

 

 

Развитие лексики; связной речи.

Сенсорное развитие; развитие высших психических функций.

Формирование целостной картины мира; познавательно-исследовательская деятельность; развитие математических представлений.

Учитель-логопед.

Педагог-психолог.

Воспитатель.

Специально

организованные игровые образовательные ситуации, игры

Социально-коммуникативное развитие

Развитие связной речи и речевого общения.

Формирование общепринятых норм поведения; формирование гендерных и гражданских чувств; развитие игровой и театрализованной деятельности; совместная трудовая деятельность; формирование основ безопасности в быту, социуме, природе; формирование предпосылок экологического сознания.

Развитие коммуникативных навыков; профилактика эмоциональных и поведенческих нарушений

Учитель-логопед

Педагог-психолог

Воспитатель

Специально

организованные игровые образовательные ситуации, общение, игры

 

План индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению ребенка.

Участник сопровождения.

Мероприятия.

Сроки реализации

Периодичность

Педагог-психолог

 -психологическая диагностика;

-индивидуальные коррекционно-развивающие занятия;

-консультации для родителей;

- консультации для педагогов

2019-2020 учебный год

 

 

- 2 раза в год;

- 2 раза в неделю,

- по запросу

- по запросу

Учитель-логопед 

- диагностика речевого развития;

- индивидуальные коррекционно-развивающие занятия;

- консультации для родителей;

- консультации для педагогов.

2019-2020 учебный год

 

 

 - 3 раза в год;

- 4 раза в неделю,

- по запросу

- по запросу.

Воспитатель:

  - диагностика;

 - индивидуальные занятия по заданию логопеда;

- консультации для родителей;

2019-2020 учебный год

 

 

 - 3 раза в год;

 - 3 раза в неделю,

- по запросу

Родители (закон.   представители)

- взаимодействие с педагогами

2019-2020 учебный год 

 в течение учебного года

 

2.7. Взаимодействие педагогического коллектива с семьей ребенка

         Основной задачей работы с родителями ребенка является создание в семье атмосферы эмоционального комфорта и уважения, в которой ребенок сможет наиболее полно использовать собственный потенциал развития.

Основные формы взаимодействия с семьей:

        - Знакомство с семьей: встреча-знакомство, анкетирование семьи.

       -  Информирование родителей о ходе коррекционно-развивающего процесса: индивидуальные консультации,  организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, переписка по электронной почте.

- Совместная деятельность: привлечение родителей к организации детских праздников.

         - Совместные и открытые занятия специалистов с ребенком и его родителями позволят вовлечь семью в процесс коррекционно-развивающей работы.

         - Создание информационного стенда для родителей, позволяет своевременно сообщать им о предстоящих мероприятиях, знакомить с новинками литературы для родителей, а также оказывать консультации по различным вопросам воспитания, обучения и коррекции.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Материально-техническое и методическое обеспечение Программы соответствует возрасту и индивидуальным особенностям воспитанника, учитывает особенности развития ребенка, его возможности к обучению и воспитанию, актуальный уровень развития, зону ближайшего развития и основные виды деятельности в данный возрастной период.

         

Список используемой литературы.

1. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Голубева Г. Г., Лопатина Л. В., Ноткина Н. А., Овчинникова Т. С., Яковлева Н. Н. Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. – СПб., 2009.

2. Буренина А. И. Ритмическая пластика. – СПб., 2009.

3. Волкова Г. А.  Логопедическая ритмика. – СПб., 2010.  

4. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. –  СПб., 2008.        

5. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – СПб., 2006.        

6. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. – СПБ., 2008.    

7. Каменская В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии. – М, 2005.  

8. Логинова Е. А. Нарушения письма, особенности  их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития. – СПб., 2007.

10. Логопедия / под ред. Л. С. Волковой – М. 2005.      

11. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. – СПб., 2005.       12. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под ред. Г. В. Чиркиной – М., 2003.      

13. Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников. – СПб., 2010.      

14. Михайлова З., Иоффе Э. Н. Математика от трех до семи. – СПб., 2010.      

15. Михайлова З. А., Носова Е. А., Столяр А. А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. – СПб, 2010.

16. Михайлова З., Чеплашкина И. Математика – это интересно. – СПб., 2009.      

17. Парамонова Л. Г. Развитие словарного запаса у детей. – СПб., 2009.      

18. Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста. – СПб., 2008.      

19. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство». – СПб., 2012.      

20. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». / Под ред. Вераксы Н. Е., Васильевой М. А., Комаровой Т. С. – М., 2012.        

21. Сайкина Е. Г., Фирилева Ж. Е. Физкульт-привет минуткам минуткам и паузам. – СПб.,  2009.      

22. Смирнова И. А. Логопедический альбом для обследования лиц с выраженными нарушениями произношения. – СПб., 2010.      

23. Смирнова И. А. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения. – СПб.,  2010.      

24. Смирнова И. А. Логопедический альбом для обследования фонетикофонематической системы речи. – СПб., 2010.      

25. Туманова Т. В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи. – М., 2002.      

26. Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программнометодические рекомендации. – М., 2009.      

27. ФиличеваТ. Б.,Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М., 2007.      

28. Хватцев М. Е. Предупреждение и устранение недостатков речи. – СПб., 2004.      

29. Цейтлин С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. – М., Просвещение, 2000.       30. Цейтлин С. Н., Погосян В. А., Еливанова М. А., Шапиро Е. И. Язык, речь, коммуникация. Словарь. – СПб., 2006

3.2. Режим дня имеет гибкую структуру, которая учитывает темперамент, темп деятельности и особенные привычки ребенка.

Режим дня

Прием, общение, игры, индивидуальная работа, взаимодействие с семьей, утренняя, пальчиковая, артикуляционная гимнастика

7.00-8.30

Подготовка к завтраку, завтрак, общественно полезный труд

8.30-8.50

Игры, самостоятельная деятельность, подготовка к образовательной деятельности

8.50-9.00

Игровая образовательная ситуация

9.00-9.25

9.35-10.00

10.25-10.50

Второй завтрак

10.10-10.30

Индивидуальная работа логопеда, игры, подготовка к прогулке, прогулка, наблюдения, труд, самостоятельная деятельность

11.00-12.30

Возвращение с прогулки

12.30-12.40

Подготовка к обеду, обед

12.40-13.10

Подготовка ко сну, дневной сон

13.10-15.00

Подъем, закаливающие мероприятия

15.00-15.15

Индивидуальная работа воспитателя по заданию учителя-логопеда, игры, подготовка к образовательной деятельности.

15.15-16.00

Игровая образовательная ситуация

15.35-16.00  

Подготовка к полднику, полдник

16.00-16.15

Игры, развлечения

16.15-16.45

Прогулка, игры, беседы, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность

16.45-17.30

Подготовка к ужину, ужин

17.30-18.00

Подготовка к прогулке, прогулка

18.00-18.45

Возвращение с прогулки, игры, взаимодействие с семьей,  уход домой

18.45-19.00

План образовательной деятельности

Образовательная область.

Направление деятельности

Количество занятий в неделю

Речевое развитие. Восприятие художественной литературы

1

Познавательное развитие. Познавательно-исследовательская, конструктивно-модельная  деятельность

2

Познавательное развитие. Развитие математических представлений

1

Художественно эстетическое развитие. Рисование  

2

Художественно-эстетическое развитие. Лепка/аппликация

1

Художественно-эстетическое развитие. Музыкальное развитие

2

Физическое развитие. Физическая культура

3 (1 на свежем воздухе)

Подгрупповое занятие с учителем-логопедом

4

Индивидуальные занятия с логопедом  

3

Индивидуальное занятие с воспитателем  

3

 Социально-коммуникативное развитие осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельно игровой деятельности, в семье.  

Модель  игровых образовательных ситуаций

Дни

недели

Время проведения

Название образовательной деятельности по программе

Понедельник

1 половина дня

2 половина дня

Подгрупповое занятие с учителем-логопедом (коррекция речевых нарушений)

Художественно-эстетическое развитие (музыкальное развитие)

Художественно-эстетическое развитие. Рисование.

Вторник

1 половина дня

2 половина дня

Подгрупповое занятие с учителем-логопедом (коррекция речевых нарушений)

Физическое развитие (физическая культура)

Познавательное развитие (познавательно-исследовательская деятельность) и  художественно-эстетическое развитие (конструктивно-модельная деятельность)

Среда

1 половина дня

2 половина дня

Подгрупповое занятие с учителем-логопедом (коррекция речевых нарушений)

Художественно-эстетическое развитие (музыкальное развитие)

Художественно-эстетическое развитие. Лепка/Аппликация

Четверг

1 половина дня

2 половина дня

Познавательное развитие (развитие математических представлений) (подгруппа)

Речевое развитие (восприятие художественной литературы)

Физическое развитие (физическая культура)

Пятница

1 половина дня

2 половина дня

Подгрупповое занятие с учителем-логопедом (коррекция речевых нарушений)

Физическое развитие (физическая культура на открытом воздухе)

Занятие с педагогом-психологом по профилактике эмоциональных и поведенческих нарушений.

3.3. Организация развивающей предметно - пространственной среды (РППС).

       Коррекционно-развивающая среда выстроена с учетом закономерности психологического развития ребенка, показателей его здоровья, психофизиологических и коммуникативных особенностей, уровня общего и речевого развития, а также уровня эмоционально-потребностной сферы ребенка. 

Так как  старший дошкольный возраст является сензитивным периодом развития речи,  то при организации РППС акцент сделан на развитие  словаря, на усвоение понятий, проведение словесных игр, игр-драматизаций, активно используются театрализованные игры. В центре «Будем говорить правильно» представлены картотека словесных игр, картотека игр и упражнений для совершенствования грамматического строя речи, картотека предметных картинок по всем изучаемым лексическим темам.

В центре «Играем в театр» представлено оборудование для проведения игр-драматизаций и театрализованных игр во всех видах театра (настольном, кукольном, пальчиковом, плоскостном) по нескольким хорошо знакомым ребенку сказкам.  К изготовлению декораций и костюмов для постановки  представлений по сказкам обязательно привлекаются и дети, и родители.  

В 5 лет происходит заметное изменение памяти (Немов Р. С.). У детей впервые появляются действия, связанные с намерением что-то запомнить. В связи с чем активно используются различные мнемотехнические средства, символы, схемы.

Организован и оборудован специальными предметами и материалами центр науки и природы. Ребенка шестого года жизни важно учить рассматривать и сравнивать предметы, воспринимаемые посредством всех органов чувств; находить в них  общее и различное; учить объединять предметы по общим признакам. Так, совершенствование чувственного опыта приобретает особое значение: оно способствует улучшению восприятия, стимулирует и развитие мышления, и развитие речи. Очень важным становится проведение занятий в центр науки и природы, где дети узнают об элементарных свойствах предметов, учатся простейшим навыкам обращения с ними, узнают о правилах безопасного поведения. Им предоставляется возможность понюхать, потрогать, пощупать предметы и материалы. Педагог не только развивает их тактильный и сенсорный опыт, но и прививает интерес к познавательной деятельности. В этой лаборатории появляются первые приборы: лупы, микроскоп, песочные часы, аптечные весы.

В группе созданы условия для проведения игр-соревнований, ребенок привлекается к различным совместным трудовым действиям (уходу за комнатными растениями, подготовке оборудования и пособий к занятиям и т. п.).  Использование обучающих дидактических игр, способствует формированию мотивации готовности к школьному обучению.  У ребенка появляется желание объединяться для совместных игр и труда, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели.

Каждый ребенок привлекаются к организации развивающего пространства в групповом помещении, педагоги прислушиваются к его пожеланиям, используют для оформления интерьера выполненные им поделки. Это способствует развитию эстетического восприятие действительности, поэтому эстетике оформления жизненного пространства уделяется особое внимание.  

В логопедическом кабинете развивающая среда наполнена необходимым оборудованием, обособленными центрами, отражающими развитие всех сторон речевой деятельности: словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия и навыков языкового анализа, связной речи и речевого общения.  Картотеки словесных и настольно-печатных игр для автоматизации и  дифференциации звуков содержат по  несколько десятков разнообразных игр. Оборудованы и оснащены центры с пособиями для развития всех видов моторики: артикуляционной, тонкой, ручной, общей. Игрушки и оборудование в них очень разнообразные и сложные (кубик Рубика и другие игрушки-головоломки, калейдоскопы и т.п.).

По рекомендации психологов сохранены центры с игрушками и играми для девочек и мальчиков. Ребенок привлекается к замене оборудования в центрах. В этой возрастной группе можно практически полностью заменять оборудование во всех центрах еженедельно, оставляя небольшую часть материалов, игр и пособий для закрепления пройденного.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная образовательная программа для ребенка с тяжелым нарушением речи (ОНР 3 уровня).

Адаптированная образовательная программа разработана для ребенка с тяжелым нарушением речи (ОНР 3 уровня), посещающего подготовительную группу комбинированного вида. Данная программа разработана с уче...

Адаптированная образовательная программа для ребенка с тяжелыми нарушениями речи (младшая группа)

Адаптированная образовательная программа (далее АОП) разработана для организации обучения воспитанника с тяжелыми нарушениями речи в условиях группы комбинированной направленности....

Адаптированная образовательная программа для ребенка с тяжелыми нарушениями речи (средняя группа)

Адаптированная образовательная программа (далее АОП) разработана для организации обучения воспитанника с тяжелыми нарушениями речи в условиях группы комбинированной направленности....

Адаптированная образовательная программа для ребенка с тяжелым нарушением речи

Адаптированная  образовательная программа для ребенка с тяжелым нарушением речи...

Адаптированная образовательная программа для ребенка с тяжелым нарушением речи

Адаптированная   образовательная программа для ребенка с тяжелым нарушением речи...