Статья "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста средствами игровых упражнений"
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа) по теме
Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста средствами игровых упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_razvitie_logicheskogo_myshleniya_goncharova_n.yu_.docx | 97.03 КБ |
konsultatsiya_2.odt | 12.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста средствами игровых упражнений.
Н. Ю. Гончарова
воспитатель ГБС(К)ОУ №131
Красносельского района
города Санкт - Петербурга
«Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребёнка, особенно в дошкольном возрасте. Для него игра – это самое серьёзное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры, нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский
Главной целью системы образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни в условиях постоянно меняющего социума. Поскольку развитие современного общества носит динамический характер, ключевой задачей образовательного процесса является передача детям таких знаний и воспитание таких качеств, которые позволили бы им успешно адаптироваться к подобным изменениям. Поиск эффективных дидактических средств развития логического мышления дошкольников является неотъемлемой частью игровой деятельности.
Целью игровых упражнений становится формирование интеллектуальных способностей детей.
Логическое мышление позволяет ребёнку ориентироваться в окружающем мире, развивает его интеллект.
Для выполнения поставленной цели, способствует решение следующих задач: формирование у детей элементарных математических представлений; формирование и развитие логического мышления; развитие умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать, синтезировать; развитие мыслительной деятельности и творческого подхода в поиске способов решения; активизация навыков использования полученных знаний и умений в практической деятельности.
Мышление – это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу. Мышление и речь тесно связаны друг с другом. С помощью мышления мы получаем знания, поэтому очень важно его развивать уже с детства.
Мышление развивается в три этапа:
Наглядно-действенное мышление (когда ребёнок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом) – это основной вид мышления ребёнка раннего возраста.
Наглядно-образное мышление (когда ребёнок мыслит при помощи образов, с помощью представлений явлений, предметов) – является основным видом мышления ребёнка дошкольного возраста.
Словесно-логическое мышление (когда ребёнок мыслит в уме с помощью понятий, рассуждений) – этот вид мышления начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте.
У детей дошкольного возраста основными являются первые два вида мышления. Если у ребёнка хорошо развиты все виды мышления, то ему легче решать любые задачи, и он тем самым добивается большего успеха в жизни.
На основе образного мышления формируется логическое мышление. Оно является высшей стадией развития мышления. Очень актуальны в наши дни занятия по развитию логического мышления, так как они имеют важное значение для будущего школьника. Основными критериями развития логического мышления у детей является: умение выделять существенные признаки из второстепенных, умение рассуждать, сравнивать, анализировать, классифицировать предметы, аргументировать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи, развить нестандартность мышления.
Развитие ребенка и его обучение должно осуществляться посредством соответствующих данному возрасту видов деятельности, а кроме того носить непринужденный характер. К таким видам деятельности относится игра.
Всем известно, что дети любят играть, и только от взрослого зависит, насколько эти игры будут полезными и содержательными. В процессе игры ребенок не только закрепляет раннее полученные знания, а так же приобретает новые умения и навыки, развивает умственные способности. В игре формируются такие качества личности как: сообразительность, находчивость, самостоятельность, развиваются конструктивные умения, вырабатывается усидчивость. Для развитие логического мышления могут быть предложены игры: головоломки, смекалки, лабиринты, разнообразные игровые упражнения и дидактические игры.
В своей работе мы используем простые логические задачи и упражнения, с целью формирования у детей умений и навыков выполнения последовательных действий: анализировать, обобщать по признаку, думать целенаправленно, сравнивать, конкретизировать. Любая необычная игровая ситуация, в которой есть элемент проблемности, всегда вызывает большой интерес у детей. Такие задания как поиск признака отличия одной группы предметов от другой, поиск в ряду фигур, задания на продолжение логического ряда способствует развитию смекалки, логического мышления, сообразительности.
Одним из основных элементов успешного обучения детей является использование занимательного материала в работе с дошкольниками. На занятиях большое внимание стоит уделять картонному и иллюстрационному материалу, так как он способствует привлечению внимания детей, развивает наглядно-образное мышление, которое в свою очередь, стимулирует познавательную активность ребенка.
Развитие логического мышления ребенка дошкольного возраста зависит от создания условий, которые развивают его практическую, игровую, и познавательную деятельность.
Для развития логичного мышления, у детей старшего дошкольного возраста, можно использовать такие занимательные упражнения, как срисовывание, дорисовывание недостающих частей предмета, рисование предметов и контуров в зеркальном отображении, рисование на слух. При этом дети приучаются работать сосредоточенно, развивается их работоспособность.
Учение должно доставлять детям радость. Задания проводятся в игровой форме. Педагог приучает детей быть внимательными на занятиях, действовать только в соответствии с указаниями педагога, находить и исправлять как свои, так и ошибки товарищей. Таким образом, для успешной организации и осуществления учебно-познавательной деятельности дошкольников воспитатель использует следующие методы обучения: словесный, наглядный, дедуктивный, частично-поисковый, репродуктивный.
Особое внимание педагог уделяет методам стимулирования учебной деятельности: дидактические игры, занимательные задания, создание ситуации эмоционально-нравственных переживаний (соревнования, конкурсы, викторины); игры-инсценировки.
Предлагаем игры на развитие мышления
Цель: развитие интеллектуальных способностей дошкольников.
- «На полянке».
Задачи:
- Развитие пространственного мышления
- Развитие внимания и восприятия
- Ребята, посмотрите внимательно на картинку, кто изображен на ней?
(ответы детей)
- Правильно зайчики, они пришли к нам гости, посчитайте, сколько зайчиков? Что делает каждый зайчик (справа, слева, посередине)
(сидит, стоит, прыгает)
Список литературы:
1. Соколова, Ю.А. Игры и задания на интеллектуальное развитие ребенка 5-6 лет [Текст] / Ю.А. Соколова. – М.: Эксмо, 2007. — 64с.
2. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль. – «Академия развития», 1996.
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей и воспитателей.
«Нетрадиционные техники рисования, как средство развития детей
в дошкольном возрасте».
Автор: воспитатель Наталья Юрьевна Гончарова
Красносельского района Санкт-Петербурга.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок», - утверждал В. А. Сухомлинский.
С целью формирования у детей дошкольного возраста художественно — творческих способностей с использованием нетрадиционных техник рисования.
Необходимо в первую очередь развивать интерес к различным нетрадиционным способам изображения предметов на бумаге, картоне, ткани и т. д.;
Прививать интерес к художественно — эстетической деятельности;
Развивать творческие способности и экспериментирование, воспитывать чувство прекрасного через художественное мастерство.
Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий развития художественного творчества — разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей не повторяющие задания, возможность выбора и ещё многие другие факторы — вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой — искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребёнка положительные эмоции, радостное настроение и желание созидательно трудиться.
Чтобы у детей не создавалось шаблона (рисовать только на альбомном листе), листы могут быть разной формы и размера: в форме круга, квадрата и т. д. Разнообразить нужно и цвет и фактуру бумаги, поскольку это также влияет на выразительность рисунков. Это ставит детей перед необходимостью подбирать материалы для рисования, продумывать колорит будущего творения, а не ждать готового решения. Важно, чтобы организация занятия соответствовала его содержанию. Чтобы детям было удобно работать рабочее место необходимо подготовить.
С целью развития творческого воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности. Педагог вместо готового материала демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами и инструментами. Это даёт толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился наиболее выразительным. Затем они анализируют результат, сравнивают свои работы, учатся высказывать собственное мнение, у них появляется желание в следующий раз сделать свой рисунок более интересным, не похожим на другие.
Нетрадиционные техники изображения требуют соблюдения последовательности производимых действий. Так, дети учатся планировать процесс рисования.
Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию у ребёнка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования, так как нет эталона. У каждого ребёнка получается свой неповторимый шедевр.
Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации. Это рисование требует точности и быстроты движений (нужно выполнить очередное действие, пока краска не высохла), умение правильно определять силу нажима на материал или инструмент (чтобы бумага не порвалась, не сломался мелок), терпения, аккуратности, внимания (иначе результата можно и не достигнуть).
Рисование с использованием нетрадиционных техник не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведённого на выполнение задания.
Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществить индивидуальный подход к детям, учитывая их физические и психические возможности, а также их желания и интересы. Рисование же в несколько рук, как коллективная форма творчества, сближает детей. У них развивается навыки культуры общения, возникают эмоционально тёплые отношения со сверстниками. дети легко усваивают нравственные нормы, правила поведения.
В настоящее время существует множество видов нетрадиционных техник рисования.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
- Рисование пальчиками;
- Оттиск печатками;
- Рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
- Тычок жёсткой полусухой кистью;
- Печать поролоном;
- Печать пробками;
- Восковые мелки + акварель;
- Свеча + акварель;
- Отпечатки листьев;
- Рисование ватными палочками;
- Волшебные верёвочки.
В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить ещё более трудные методы и техники:
- Рисование песком;
- Рисование мятой бумагой;
- Кляксография с трубочкой;
- Кляксография обычная;
- Кляксография с ниточкой;
- Монотипия пейзажная;
- Монотипия предметная;
- Печать по трафарету;
- Граттаж;
- Пластилинография;
- Рисование углём;
- Рисование пастелью;
- Набрызг.
Каждая из этих методик – маленькая игра. Их использование позволяет чувствовать себя раскованнее, смелее непосредственнее, развивает воображение, даёт полную свободу для самовыражения.
Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приёмы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности.
Подводя итог можно сказать о том, что изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
Пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
Внимания, усидчивости;
Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольников формируются навыки контроля и самоконтроля и общения.
Используемая литература:
«Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники рисования».
Под редакцией Р. Г. Казаковой. Москва 2005г.
«Изобразительная деятельность в детском саду». И. А. Лыкова. Москва «Карапуз – дидактика», 2007г.
«Нетрадиционные техники рисования» Статья Л. Ф. Машкевич 2012г.
Экспериментальная авторская программа по раннему художественному развитию детей дошкольного возраста «Первые шаги в мир искусства» Н. А. Горяева.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"
Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка...
Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством игровых занятий
На основе образного мышления формируется логическое мышление. Оно является высшей стадией развития мышления. Очень актуальны в наши дни занятия по развитию логического мышления, так как они имеют важн...
Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством игровых занятий.
Зачем логика маленькому ребенку? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Та...
«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через игровую деятельность».
Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей, что необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению....
Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством игровых занятий
Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством игровых занятийМышление - это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу. Результатом мышления яв...
Городское методическое объединение по теме: "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста в игровой форме с нестандартными дидактическими средствами"
Презентация на заседание городского методического объединения по теме: "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста в игровой форме с нестандартными дидактическими средствами"...