Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников через ознакомление их с наследием родного края
учебно-методический материал
Современные дети мало знают о родном поселке, символике родного края, страны, особенностях народных традиций; часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема духовно-нравственного воспитания и развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe.docx | 21.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников через ознакомление их с наследием родного края
Петрова Татьяна Сергеевна
Современные дети мало знают о родном поселке, символике родного края, страны, особенностях народных традиций; часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема духовно-нравственного воспитания и развития детей.
Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны. Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой поселок, свой народ. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя и родителей.
Философы и педагоги прошлого (Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, В. В. Зеньковский, К. Д. Ушинский и другие) рассматривали личность, прежде всего в ее духовно-нравственном аспекте. Известный русский философ И. А. Ильин отмечал, что духовность человека предполагает существование в его душе веры, совести, верности, любви и патриотизма. Он считал, что в будущем перед новой, демократичной Россией встанет важная задача – выработать новую систему национального воспитания, от чего будет зависеть ее историческая судьба.
Творческая группа нашего детского сада «Солнышко» разработала авторскую программу «Шербакульский край родной».
Целью данной программы являются:
- формирование у дошкольников чувства любви к родному краю, гражданской позиции жителя своего села, Шербакульского района, Омской области – своей малой Родины;
- элементарное знакомство детей с историей своего села, поселка, с социально-значимыми объектами населенного пункта, приобщение к культуре и традициям своего народа;
- уточнение представления о растительном и животном мире родного края, о спортивных достижениях земляков, о видах спорта, приоритетных в селе, районе, области;
- знакомство дошкольников с замечательными людьми сельского труда, творчества и спорта, ветеранов ВОВ, проживающими в Шербакульском районе;
- обогащение активного и пассивного словаря дошкольников терминами исторического и национального многообразия предметного окружения.
В программе раскрыты следующие темы:
1. «Дом, в котором я живу» (семья, детский сад)
2. «Село, в котором я живу»
3. «Природа родного края»
4. «Замечательные люди труда, творчества и спорта»
При реализации данной программы мы активно сотрудничаем с детской и районной библиотеками, Краеведческим музеем, Детской школой искусств, районным архивом, картинной галереей, Свято-Успенским храмом, МЧС и образовательными организациями района.
Но основными партнерами в ознакомлении детей с историей родного края и в формировании духовно-нравственных качеств у дошкольников, были и остаются родители.
Любовь к отцу, матери, взаимопонимание и уважение в семье, забота о ближнем, помощь и взаимовыручка - все это основные человеческие ценности. Важную роль в формировании этих качеств играет знакомство с произведениями устного народного творчества. Это песенки, потешки, сказки, поговорки и пословицы о семье, дружбе, Родине. Воспитанники сопереживают героям произведений. На их примере учатся совершать добрые дела, любить и уважать старших, беречь родной край. Все это приносит добрые плоды. С какой любовью и старанием дети изготавливали фоторамки для своих родителей. В некоторых семьях впервые появились совместные фотографии папы и ребёнка, которые занимают сегодня в домах почетное место.
Воспитание уважения к людям труда, дети усвоили на примере профессиональных мастер-классов родителей. Мама – парикмахер познакомилас инструментами для своей работы и сделала девочкам красивые прически. Мама-логопед провела инсценировку сказки «Теремок». Мама - врач – кардиолог рассказала, как работает наше сердце, как можно посчитать пульс, и где он находится. А мама- тренер провела спортивную эстафету. Глаза детей светились от радости и гордости за свою маму, её труд, её профессию.
С чувством гордости и уважения к профессии спасателей, ребята рассказывали дома об экскурсии с пожарную часть. Мама воспитанника, которая работает в редакции «Наша газета» корреспондентом, написала в газету статью «Дошкольники в гостях у огнеборцев»
Для закрепления полученных знаний и эмоций у дошкольников, родители оформили фотоальбом «Профессии нашего поселка», на каждой странице которого фотографии мам и пап на рабочем месте. В свободное время и на занятиях ребята с удовольствием рассказывают о том, чем занимаются родители на работе.
Для формирования у воспитанников представления об исторических корнях малой Родины, родители предоставили фотографии из районного архива. Ребята смогли увидеть, как наш поселок выглядел 50 лет назад и сравнить с тем, каким он стал сегодня. Для того, чтобы оставить свой «след на земле», решено было украсить свой участок. Родители и здесь с удовольствием помогли и проявили свои способности. На участке появилось новое оформление, сделанное своими руками. Работая рука об руку, дети и родители были довольны результатом.
Любовь к родному краю – одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети получают сначала элементарные сведения о природе участка детского сада, затем сведения о природе своего края: о водоемах и их обитателях, о растениях, о животном мире. У детей формируется эстетическое видение красоты окружающего мира, умение относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно.
С большим желанием родители пополняют предметно-развивающую среду детского сада: альбом «Костюмы и традиции национальностей нашего района», лепбук «Социальные объекты Шербакульского района», альбом «Природа Шербакульского края», где есть фотографии растительного мира района, полевые и зерновые культуры, лекарственные растения, дары леса, животный и природный мир, озера.
Данные пособия вызывают у детей интерес к родному краю, его богатству и разнообразию. Это способствует формированию чувства любви и бережного отношения к своей родине и развитию творческой деятельности детей. Продуктом совместной деятельности стал проект по изготовлению книжки-малышки «Природа родного края», который сблизил детей и родителей. Взрослые были приятно удивлены, узнав, что их ребенок много знает о своем родном крае.
А вот воспитывать интерес и формировать представление к другим национальностям нашего края, любить и ценить народную мудрость, мы не могли без сотрудничества с Краеведческим Шербакульским музеем. Дети знакомились с элементами национальной культуры, бытом различных национальностей. А с какой радостью и восторгом проходили праздники «Рождества» и «Пасхи» в музее. Дошкольники знакомились с традициями и обрядами своего народа.
Чувство патриотизма и гордости за своих ветеранов-земляков участвовавших в Великой Отечественной войне и погибших за Родину, дети испытали у памятника «Воинам - Землякам погибшим в годы Великой Отечественной войны».
Ребята узнали о судьбе ветерана – земляка, останки которого вернулись на Родину через 74 года.
В преддверии Дня Победы, они с интересом рассматривали в Краеведческом музее предметы военной тематики (ордена, медали, фляжки, пулемётную ленту, немецкую каску и т. д.)
С любовью и гордостью за воинов победителей, ребята исполняли песни военных лет, стихотворения на тему войны, научились делать военные конверты треугольники.
При посещении детской библиотеки, дошкольники с большим интересом слушали истории о подвигах советских солдат на войне. Самым памятным событием для ребят, было посещение ветерана Великой Отечественной войны, Редкозуб Л. Г. Дошкольники подарили подарок, сделанный совместно с родителями, прочитали стихотворения о войне и исполнили песню «Катюша». С большим вниманием и уважением они слушали рассказ о военном времени, о подвигах солдат во имя Победы. Ребята с восхищением рассматривали ордена и медали героя. Безусловно, рассказ ветерана они запомнят надолго, будут передавать его из поколения в поколение, ведь его рассказал сам участник военных действий, человек переживший войну.
Итоговым продуктом реализации программы «Шербакульский край родной»стал созданный руками дошкольников альбом «Родина моя - Шербакуль», с элементами детского творчества (рисунки в различной технике, аппликации, фотографии с экскурсий, архива).
Таким образом, практика показывает, что изучение родного края имеет большое значение в формировании у дошкольников духовно-нравственных ценностей, гражданско-патриотических чувств, уважения культурно-исторического наследия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников через ознакомление с промыслами Нижегородской области"
Занятия по декоративно-прикладному искусству входят в разные программы дошкольного образования. Эта презентация может помочь тем, кто хочет,допустим, комплексно охватить данную тематику....
Сообщение на тему: "Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников через ознакомление с промыслами Нижегородской области"
Данную работу я готовила на методическое объединение, посвященное нравственно-патриотическому и духовному воспитанию дошкольников в социо-культурных условиях. В ней отражены: связь ДПИ с областя...
Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников через ознакомление с промыслами Нижегородской области.
презентация проекта для детей старшего возраста...
Формирование экологической культуры старших дошкольников через ознакомление с явлениями природы родного края.
Экологическое воспитание дошкольников имеет важное социальное значение, потому что в процессе формирования экологической культуры, происходит становление осознанного отношения к природе во всем ...
«ШАГАЕМ ПО ДОРОГЕ МУДРОСТИ» ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НРАВСТВЕННЫМИ КАЧЕСТВАМИ ЛИЧНОСТИ
Реализации задач по духовно – нравственному развитию личности ребенка способствует интеграция методологических основ социокультурного системного подхода к истокам в образовании профессора ...
«Духовно - нравственное воспитание старших дошкольников через ознакомление с основами русской православной культуры»
IX муниципальные Рождественские Педагогические чтения «Нравственные ценности и будущее человечества»...
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников при ознакомлении с культурным наследием родного края»
В статье описана система работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников при ознакомлении с культурным наследием родного края». Рассмотрены технологии и методы, способствующие ра...