Презентация "Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников через ознакомление с промыслами Нижегородской области"
презентация к уроку по рисованию (подготовительная группа) по теме
Занятия по декоративно-прикладному искусству входят в разные программы дошкольного образования. Эта презентация может помочь тем, кто хочет,допустим, комплексно охватить данную тематику.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики». Е. Флерина
Цель : формировать основы духовно-нравственного воспитания детей через приобщение их к декоративно-прикладному искусству родного края, ознакомление с народными промыслами.
1 . Формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интереса к образам народного декоративно-прикладного искусства родного края . 2 . Формировать обобщённые представления о декоративно-прикладном искусстве нижегородской области: - умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, городецкой, полхов-майданской; - освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции; - умение создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах; - воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии. 3 . Развивать творчество, фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение. 4 . Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастеров русского народа. Задачи
Методы Наглядный Словесный Практический -чтения воспитателем произведений устного народного творчества; -наблюдений; -рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов; -проведения дидактических игр; -целевых экскурсии. -рассказа воспитателя об истории возникновения и процветания данного вида прикладного искусства; -проведения разнообразных дидактических игр; -загадывания загадок; -рассматривания наглядного материала. -изготовить с детьми наглядные пособия; -организовать вечера с родителями; -провести игры; -изготовить поделки на выставки; -провести экскурсии; -нарисовать или слепить из пластилина поделки данного вида искусства.
Формы работы с родителями открытые показы воспитательно - образовательного процесса (день открытых дверей «Выставка поделок из глины «Русские матрёшечки », присутствие родителей на занятии по рисованию «Хохломские ложки»); проведение совместных мероприятий (привлечение родителей к изготовлению поделок для тематических выставок «Золотая Хохлома», «Веселый Городец», «Ой, да мы матрёшки !»; сбор изделий народных промыслов к мини-музею «Нижегородская ярмарка»); наглядные виды работы (информационные стенды для родителей, стенгазеты, папки-передвижки, консультативный материал по вопросам духовно-нравственного развития детей, периодически проходят тематические выставки детских работ, дидактических игр); экскурсии (родители самостоятельно водили своих детей в музей декоративно – прикладного творчества).
Используемая литература
Беседа с родителями на тему « Полхово-Майданская матрешка» Подготовка к занятию по рисованию «Хохломские ложки»
Мини-музей
Связь декоративно-прикладного искусства с областями развития Художественно-эстетическое развитие (рисование, лепка, конструирование, ручной труд, музыка) Познавательное развитие: математика, ознакомление с художественной литературой, социализация Речевое развитие Связь ДПИ с областями образовательной деятельности
Виды декоративно-прикладного искусства Нижегородской области Хохлома Городец
Весёлый Г ородец Городецкие изделия радуют своей красотой, узорочьем, утверждая удивительную жизненность древнего и вечно молодого искусства
Вид орнамента растительный Значительное место в городецкой росписи занимают цветочные мотивы-пышные «розаны», писанные широко и декоративно. Мастер городецкой росписи любит цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей весёлыми гирляндами и букетами.
Элементы узора Особую выразительность Городецкой росписи придает нарядная «оживка», выполненная белой или черной краской. «Самое интересное в этой живописи – её завершение, «оживка». Закончить, поставить точку, много белых точек, штрихов, линий; не для светотеневой моделировки, а просто для красы-басы. Иногда так много и густо наложена эта оживка, что хочется потрогать её руками, как дорогое шитьё жемчугом» ( Т.Маврина )
Символы Городецкого искусства Городецкая чудо-птица Городецкого коня мастера всегда изображают в профиль, с поджатой крючком ногой и лебединой изогнутой шеей.
Золотая Хохлома
Вид орнамента растительный
Узоры хохломской росписи
Матрешки Семёновская Полхов - Майданская
Семёновская матрёшка У Семеновской матрешки весь фартук занимают букеты цветов: алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья. Своеобразием Семеновской матрешки является ее форма и цветовое оформление: желтый платок (обычно окрашенный в горошек), красный сарафан и белый фартук, украшенный цветами.
Полхов-Майданская матрёшка У этих матрёшек нет сарафана и фартука. Вместо этого – условный овал на двухцветном поле – вверх красный или желтый, низ зеленый или фиолетовый. Все остальное занято крупными и яркими цветами в черном контуре. Главный элемент росписи: цветок шиповника- символ любви и материнства. На голове полушалок с цветами. И особенностью является отсутствие у матрешки рук.
«Русские матрёшечки » Эти русские матрешки, Разноцветные одежки, На секреты мастерицы, В старшей прячутся сестрицы. Сколько их там не поймешь, Если младшей не найдешь. Матрешка на окошке В ярком сарафане, И вся семья в матрешке Как в доме деревянном . Очень любят все матрешки Разноцветные одежки: Всегда расписаны на диво Очень ярко и красиво.
Почему куклу назвали «Матрёшкой»? Н азвание происходит от женского имени Матрёна, распространённого в России: и мя Матрёна произошло от латинского « Matrona », что означает «знатная женщина ». Потом слово «матрешка» стало означать разъемное, красочно расписанное деревянное изделие.
В конце 19 века в семью Мамонтовых-известных русских промышленников – с острова Хонсю кто-то привез японскую точеную фигурку буддистского святого Фукурума , которая оказалась с «сюрпризом» - она разымалась на две части . Внутри нее спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из 2х половинок… Всего таких куколок насчитывалось пять. История появления матрёшки в России.
Первая матрешка оказалась круглолицей, пухленькой, озорной девушкой в косынке и народном платье, с петухом в руках. Внутри большой девочки помещался мальчик поменьше, потом-снова девочка, так мальчики и девочки чередовались и дальше, а самой маленькой и «неделимой» оказалась матрёшечка в виде запеленатого младенца. Всего 8 куколок.
Значение матрешек Коллекция матрешек убеждает в идее о том, что деревянная фигурка была задумана как игрушка, которая способствует освоению ребенком таких понятий, как форма, цвет, размер. Сувенир
Примерная структура проведения занятия по декоративно-прикладному искусству Занятие Подбор х удожественного материала Беседа, диалог Демонстрация Физкультминутка Практическая работа Итог (анализ)
НАШИ РАБОТЫ
НАШИ РАБОТЫ
Дидактические игры Название дидактическое игры Задачи «Обведи элемент» Обучить детей технике рисования элементов декоративно-прикладного искусства. «Обведи и раскрась» Развивать мелкую моторику пальцев рук, закрепить с детьми цветовую гамму, которую используют в различных росписях. «Декоративное домино» Знакомить детей с элементами различных росписей, выделяя элементы хохломской (семеновской), городецкой, полхов-майданской росписи; уметь находить пару; развивать внимание, умение анализировать. «Укрась поднос» закреплять знания о городецкой, хохломской росписи – колорите, составными элементами; учить располагать узор; развивать чувство ритма, композиции; формировать эстетическое отношение к народному творчеству. «Парные картинки» Продолжить знакомить детей с хохломской игрушкой; выделять и называть элементы; развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.
«Собери целое» Закреплять знания детей о ДПИ родного края; учить собирать из нескольких частей целое; развивать мышление, творческое воображение. «Найди пару» Продолжить знакомить детей с русскими народными росписями; выделять из них городец , хохлому, полхов -майдан, развивать внимание, зрительную память, умение анализировать. «Найди лишнее» Формировать умение находить предметы определенного промысла среди предложенных; развивать внимание, наблюдательность, речь – доказательство. «Угадай и расскажи» Закрепить знания детей о народной игрушке как об одной из форм народного декоративно-прикладного искусства; умение узнавать игрушку по изображению, объяснять свой выбор, выделять элементы росписи, ее колорит и композицию узора на изделии; р азвивать эстетический вкус. «Собери матрешку» Закреплять знания детей о народной игрушке – матрешке, умение собирать матрешку из частей по способу мозаики, выделять элементы украшения. Воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.
Выводы: 1. Дети познакомились с народными промыслами, их особенностями и средствами художественной выразительности по следующие разделам: «Золотая Хохлома», «Весёлый Городец», «Русская матрешка» (Семеновская и Полхов-Майданская ). 2. Дети стали осознанно обращать внимание на красоту окружающих предметов, правильно их называть и узнавать материал, из которого сделано изделие. 3. Воспитанники стали проявлять самостоятельность в подборе изобразительных материалов, в продумывании содержания работы, активно проявлять творчество, выдумку. 4. Занятия развили у детей эстетический вкус и эстетическое восприятие действительности. 5. Дети стали активнее и свободнее отражать свои впечатления от общения с предметами декоративно – прикладного искусства в продуктивной деятельности. 6. Произведения народного творчества пробудили в детях яркие представления о Родине, о ее культуре, способствовали воспитанию патриотических чувств.
Используемая литература: Лыкова И.А.Ю Шипунова В.А. Игрушки изначальные: истории происхождения, культурные традиции, педагогический потенциал.-М.: Издательство «»Цветной мир. Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Часть 2. –М,: Издательство «Скрипторий 2003», 2006. Хохломская роспись по дереву. Наглядное пособие.- М.: Мозаика-Синтез, 2002. Городецкая роспись по дереву. Наглядное пособие. -М .: Мозаика-Синтез, 2002 . Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» (для занятий с детьми 2-7 лет), изд-во «Мозаика-Синтез», Москва, 2006 г . Соломенникова О.А. «Радость творчества» (ознакомление детей с народным искусством, для занятий с детьми 5 – 7 лет), изд-во «Мозаика-Синтез», Москва, 2006 г . Скоролупова О.А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством» (цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста), изд-во «Скрипторий», Москва, 2003 г . Швайко Г.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» (старшая, подготовительная группа, программа, конспекты), Владос , 175 стр., 2008 г. Декоративно-прикладное искусство www.velim.ru/2112-1-Dekorativno_prikladnoe_iskusstvo.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с традициями и культурой народов Поволжья
Материал содержит актуальность, цель, задачи, перспективный план на два года, ожидаемые результаты....
Тема моего педогагического опыта "Экологическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с природой родного края"
Задачи экологического образования -это приоритетное направления совершенствования системы образования в Российской федерации на значимость организации системного подхода к экологическому о...
Сообщение на тему: "Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников через ознакомление с промыслами Нижегородской области"
Данную работу я готовила на методическое объединение, посвященное нравственно-патриотическому и духовному воспитанию дошкольников в социо-культурных условиях. В ней отражены: связь ДПИ с областя...
План работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников через ознакомление с Москвой
Основные направления по патриотическому воспитанию: сформировать духовно-нравственное отношение ребенка к семье, стране, природе родного края; воспитать у детей толерантное отношение к другим народам ...
Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников через ознакомление с промыслами Нижегородской области.
презентация проекта для детей старшего возраста...
План по самообразованию «Нравственно - патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с народными промыслами России».
В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями остро встала проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, так как наследование нравственных, патриотических...
план по самообразованию "Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с народными промыслами"
план по самообразованию "Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с народными промыслами"...