Дорожная карта по инновационной теме
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида «Гусельки»
Дорожная карта работы над инновационной темой
Кирьяновой Ирины Николаевны,
воспитателя
Тема: «Формирование математических пространственных представлений»
Югорск
2015
Тема: «Формирование математических пространственных представлений»
Дата начала работы над темой: сентябрь 2015 год
Предполагаемая дата окончания работы: май 2020 год
Актуальность выбора данной темы: Одним из значимых моментов формирования полноценной учебной деятельности, как показывают специальные психологические исследования (Л. Выгодского, Л. Венгер, Е. и Г. Кравцовой, Е. Смирновой и др.), является произвольность (произвольность поведения, внимания, общения). Следовательно, чтобы помочь детям в подготовке к полноценной и продуктивной деятельности необходимо начинать формирование произвольности, прежде всего в старшем дошкольном возрасте. Формирование произвольности важно сочетать с развитием пространственной ориентации, зрительно-моторной координации.
Изучавшие пространственные представления и ориентировку в пространстве исследователи (Б.Г. Ананьев, М.В. Вовчик-Блакитная, А.А. Люблинская, Т.А. Мусейибова, Ф.Н. Шемякин и др.) установили, что их несформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками. В свете этих данных актуальным представляется развитие у дошкольников адекватных способов восприятия пространства, полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве; эта задача выступает как необходимый элемент подготовки ребенка к школе, являющейся, в свою очередь, одной из важнейших задач дошкольного воспитания.
Ориентировка в пространстве, представляющем собой лист тетради, умение видеть расположение знаков на листе бумаги, восприятие страницы, выделение на ней клетки, её сторон, углов – специфические требования, предъявляемые первокласснику в процессе учебной деятельности. Без умения ориентироваться в окружающем пространстве, без понимания пространственных направлений, отношений и расстояний невозможно усвоение детьми программы первого класса.
Известный психолог 20 века Л.А.Венгер отмечал, что освоение детьми так называемых «действий пространственного ориентирования» определяют как важнейший компонент «психического содержания общих умственных способностей».
В свою очередь Е.И. Тихеева указывала: «Ориентировка в пространстве развивается у детей медленнее, чем ориентировка в других сенсорных представлениях (цвете, форме предмет). Между тем, развитие у детей пространственных ориентировок крайне необходимо начинать в дошкольном возрасте».
Считаю, что развитие пространственных представлений является эффективным средством формирования предпосылок учебной деятельности.
Цель: формирование у дошкольников предпосылок учебной деятельности через развитие навыков пространственного ориентирования как в большом (трёхмерном), так и в малом (двухмерном) пространстве относительно своего тела и других предметов.
Задачи:
- Рассмотреть теоретические основы формирования навыков пространственного ориентирования старших дошкольников.
- Внедрить педагогические технологии по пространственному ориентированию детей старшего дошкольного возраста в систему работы.
- Повысить компетентность родителей в вопросах ориентировки в пространстве детей.
Этапы работы по самообразованию
№ | Формы работы | Сроки | Практический выход |
1этап. Подготовительный | Изучение нормативно-правовых документов, методической литературы по теме самообразования | Сентябрь 2015 – май 2016 | Теоретические знания педагога. Знание содержания документов.
|
Разработка проекта | Разработанный проект | ||
Составление перспективного плана по самообразованию. | Перспективный план по самообразованию. | ||
Беседы с родителями и анкетирование | Обработка данных анкетирования с родителями | ||
Проведение мониторинга образовательной области «Познавательное развитие (ФЭМП)» | Результаты мониторинга образовательной области «Познавательное развитие. (ФЭМП)» | ||
2 этап. Основной | Создание игротеки | Сентябрь 2016 | Игротека дидактических игр по ФЭМП |
Презентация игротеки на педагогическом часу | Ноябрь 2016 | Презентация игротеки дидактических игр. | |
Практическое занятие с родителями | Ноябрь 2016 | Конспект практического занятия | |
Использование игротеки дидактических игр в ООД и самостоятельной деятельности с детьми и родителями | Ноябрь 2016 – декабрь 2017 | Пополнение игротеки дидактическими играми по ФЭМП. | |
Консультация – диалог для педагогов ДОУ на педагогическом часу | Современные способы формирования элементарных математических представлений | ||
Практический семинар с родителями для старшей группы | Январь 2018 | Активные родители презентуют игротеку дидактических игр родителям старшей группы. | |
Презентация педагогического проекта для педагогов на педагогическом часу | Октябрь 2018 | «В царстве геометрических фигур» | |
Проведение мониторинга | Май 2018 | Результаты мониторинга образовательной области «Познавательное развитие (ФЭМП)» | |
Деловая игра для педагогов ДОУ на педагогическом часу | Февраль 2019 | «Знатоки ФЭМП» | |
Мастер – класс для педагогов ДОУ на педагогическом часу | Март 2019 | «Игры для развития пространственных представлений и ориентаций для дошкольников» | |
Беседы с родителями и анкетирование | Май 2019 | Обработка данных анкетирования с родителями | |
3 этап. Заключительный | Организация развивающей предметно-пространственной среды с использованием игротеки | Сентябрь 2019 – Май 2020 | Выпуск сборника математических игр. Открытое ООД совместно с родителями. |
Обобщение опыта работы по данной теме | Май 2020 | Выступление на итоговом педсовете |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дорожная карта реализации инновационной технологии (Игровой технологии)«СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ»
Актуальность проблемы речевого развития в процессе организации сюжетно – ролевых игр определяется растущим количеством детей дошкольного возраста, имеющих речевые отклонения, отклонен...