Дорожная карта по инновационной теме
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида «Гусельки»
Дорожная карта работы над инновационной темой
Кирьяновой Ирины Николаевны,
воспитателя
Тема: «Формирование математических пространственных представлений»
Югорск
2015
Тема: «Формирование математических пространственных представлений»
Дата начала работы над темой: сентябрь 2015 год
Предполагаемая дата окончания работы: май 2020 год
Актуальность выбора данной темы: Одним из значимых моментов формирования полноценной учебной деятельности, как показывают специальные психологические исследования (Л. Выгодского, Л. Венгер, Е. и Г. Кравцовой, Е. Смирновой и др.), является произвольность (произвольность поведения, внимания, общения). Следовательно, чтобы помочь детям в подготовке к полноценной и продуктивной деятельности необходимо начинать формирование произвольности, прежде всего в старшем дошкольном возрасте. Формирование произвольности важно сочетать с развитием пространственной ориентации, зрительно-моторной координации.
Изучавшие пространственные представления и ориентировку в пространстве исследователи (Б.Г. Ананьев, М.В. Вовчик-Блакитная, А.А. Люблинская, Т.А. Мусейибова, Ф.Н. Шемякин и др.) установили, что их несформированность к концу дошкольного возраста является одной из причин, вызывающих затруднения при овладении детьми школьными навыками. В свете этих данных актуальным представляется развитие у дошкольников адекватных способов восприятия пространства, полноценных пространственных представлений и прочных навыков ориентировки в пространстве; эта задача выступает как необходимый элемент подготовки ребенка к школе, являющейся, в свою очередь, одной из важнейших задач дошкольного воспитания.
Ориентировка в пространстве, представляющем собой лист тетради, умение видеть расположение знаков на листе бумаги, восприятие страницы, выделение на ней клетки, её сторон, углов – специфические требования, предъявляемые первокласснику в процессе учебной деятельности. Без умения ориентироваться в окружающем пространстве, без понимания пространственных направлений, отношений и расстояний невозможно усвоение детьми программы первого класса.
Известный психолог 20 века Л.А.Венгер отмечал, что освоение детьми так называемых «действий пространственного ориентирования» определяют как важнейший компонент «психического содержания общих умственных способностей».
В свою очередь Е.И. Тихеева указывала: «Ориентировка в пространстве развивается у детей медленнее, чем ориентировка в других сенсорных представлениях (цвете, форме предмет). Между тем, развитие у детей пространственных ориентировок крайне необходимо начинать в дошкольном возрасте».
Считаю, что развитие пространственных представлений является эффективным средством формирования предпосылок учебной деятельности.
Цель: формирование у дошкольников предпосылок учебной деятельности через развитие навыков пространственного ориентирования как в большом (трёхмерном), так и в малом (двухмерном) пространстве относительно своего тела и других предметов.
Задачи:
- Рассмотреть теоретические основы формирования навыков пространственного ориентирования старших дошкольников.
- Внедрить педагогические технологии по пространственному ориентированию детей старшего дошкольного возраста в систему работы.
- Повысить компетентность родителей в вопросах ориентировки в пространстве детей.
Этапы работы по самообразованию
№ | Формы работы | Сроки | Практический выход |
1этап. Подготовительный | Изучение нормативно-правовых документов, методической литературы по теме самообразования | Сентябрь 2015 – май 2016 | Теоретические знания педагога. Знание содержания документов.
|
Разработка проекта | Разработанный проект | ||
Составление перспективного плана по самообразованию. | Перспективный план по самообразованию. | ||
Беседы с родителями и анкетирование | Обработка данных анкетирования с родителями | ||
Проведение мониторинга образовательной области «Познавательное развитие (ФЭМП)» | Результаты мониторинга образовательной области «Познавательное развитие. (ФЭМП)» | ||
2 этап. Основной | Создание игротеки | Сентябрь 2016 | Игротека дидактических игр по ФЭМП |
Презентация игротеки на педагогическом часу | Ноябрь 2016 | Презентация игротеки дидактических игр. | |
Практическое занятие с родителями | Ноябрь 2016 | Конспект практического занятия | |
Использование игротеки дидактических игр в ООД и самостоятельной деятельности с детьми и родителями | Ноябрь 2016 – декабрь 2017 | Пополнение игротеки дидактическими играми по ФЭМП. | |
Консультация – диалог для педагогов ДОУ на педагогическом часу | Современные способы формирования элементарных математических представлений | ||
Практический семинар с родителями для старшей группы | Январь 2018 | Активные родители презентуют игротеку дидактических игр родителям старшей группы. | |
Презентация педагогического проекта для педагогов на педагогическом часу | Октябрь 2018 | «В царстве геометрических фигур» | |
Проведение мониторинга | Май 2018 | Результаты мониторинга образовательной области «Познавательное развитие (ФЭМП)» | |
Деловая игра для педагогов ДОУ на педагогическом часу | Февраль 2019 | «Знатоки ФЭМП» | |
Мастер – класс для педагогов ДОУ на педагогическом часу | Март 2019 | «Игры для развития пространственных представлений и ориентаций для дошкольников» | |
Беседы с родителями и анкетирование | Май 2019 | Обработка данных анкетирования с родителями | |
3 этап. Заключительный | Организация развивающей предметно-пространственной среды с использованием игротеки | Сентябрь 2019 – Май 2020 | Выпуск сборника математических игр. Открытое ООД совместно с родителями. |
Обобщение опыта работы по данной теме | Май 2020 | Выступление на итоговом педсовете |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дорожная карта работы над инновационной темой
Инновационная тема...
Дорожная карта работы над инновационной темой
Дорожная карта...
Дорожная карта инновационной темы
Дорожная карта инновационной темы...
Дорожная карта работы над инновационной темой
Дорожная карта работы над инновационной темой...
Дорожная карта работы над инновационной темой
Дорожная карта работы над инновационной темой...
Дорожная карта реализации инновационной технологии (Игровой технологии)«СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ»
Актуальность проблемы речевого развития в процессе организации сюжетно – ролевых игр определяется растущим количеством детей дошкольного возраста, имеющих речевые отклонения, отклонен...