Консультация для педагогов: «Биоэнергопластика в работе с детьми дошкольного возраста»
консультация
Консультация для педагогов на тему: «Биоэнергопластика в работе с детьми дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_bioenergoplastika.docx | 21.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение № 103 г. Липецка
Консультация для педагогов
Тема: «Биоэнергопластика в работе с детьми дошкольного возраста»
Подготовила:
музыкальный руководитель
А.С. Медведева
г. Липецк, 2019
Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. В исследованиях ученых отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью развития пальцевой моторики и стимулирующая роль тренировки тонких движений пальцев. Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика.
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. Движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику. Элементы биоэнергопластики можно найти и в системах развития интеллекта методами кинезиологии (массаж кистей рук, шеи, плеч, пальцевая моторика, артикуляционная гимнастика). Это еще один аргумент в пользу применения биоэнергопластики, поскольку под влиянием кинезиологических тренировок отмечены положительные структурные изменения в организме: синхронизируется работа полушарий головного мозга, развиваются способности, улучшается память, внимание, мышление, речь. Сила, равновесие, подвижность и пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Биоэнергопластика включает в себя три базовых понятия:
«био» — человек как биологический объект;
«энергия» — сила, необходимая для выполнения определенных действий;
«пластика» — плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.
На первом занятии дети знакомятся с упражнением для губ, языка или челюсти по стандартной методике, тренируются в правильном выполнении перед зеркалом. Рука ребенка в упражнение не вовлекается. При этом педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки.
На третьем-четвертом занятии у детей подключается к артикуляции движение сначала одной кисти ведущей руки. Дети с доминантной правой рукой работают правой кистью, леворукие дети – левой. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Такая пальцево-речевая гимнастика продолжается весь учебный год. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки. При этом двумя руками логопед или воспитатель продолжают давать четкий образец движения.
Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию. При выполнении упражнений по биоэнергопластике нужно строго соблюдать следующие пункты:
- не поднимать плечи;
- не напрягать туловище, грудь, живот;
- количество воздуха не должно быть слишком много;
- нужно избегать больших задержек дыхания.
Каждое упражнение отрабатывается столько раз, сколько нужно для четкого его выполнения сначала одним ребенком, затем небольшой подгруппой, затем со всеми детьми, учитывая индивидуальные особенности ребенка.
В работе по развитию речевого дыхания необходимо уделять внимание:
- положению туловища, плеч, подбородка;
- направленности воздушной струи;
- ее целостности;
- силы выдыхаемой струи;
- все упражнения на дыхание нужно начинать с выдоха.
Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными, например:
Упражнение «Часики» сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево - вправо.
Упражнение «Качели» - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.
Упражнение «Утюжок» - сомкнутая ладонь поднята вверх, тыльной стороной от себя, четыре сомкнутых пальца медленно и плавно двигаются вперед - назад и влево - вправо.
Упражнение «Футбол» - ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под счет кисть руки поворачивается вправо – влево.
Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу, например:
Упражнение «Улыбка» - пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее.
Упражнение «Хоботок» - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.
Упражнения «Жало», «Змейка» - пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед.
Упражнение «Лопаточка» - большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.
Упражнение «Чашечка» - пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение «чашечки».
Упражнение «Парус» - сомкнутая ладонь поднята вверх.
Упражнение «Горка» - согнутая ладонь опущена.
Подводя итог, следует отметить, что регулярное выполнение комплексов упражнений по биоэнергопластике, способствует активизации межполушарного взаимодействия, синхронизации работы полушарий. Оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта и улучшает состояние физического здоровья и социальной адаптации детей, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а в свою очередь и способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов: «Биоэнергопластика в работе с детьми дошкольного возраста»
Биоэнергопластика включат в себя три базовых понятия:«Био» - человек как биологический объект;«Энергия» - сила, необходимая для выполнения определённых действий;&la...
Консультация для педагогов "Синквейн в работе с детьми дошкольного возраста"
Последовательность работы с детьми по синквейн технологии ...
Консультация для педагогов «Игровые методы работы с детьми дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей на тему: «Игровые методы работы с детьми дошкольного возраста»Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает че...
Консультация для педагогов ДОУ "Индивидуальная работа с детьми дошкольного возраста в ДОУ."
Консультация для педагогов "Индивидуальная работа с детьми дошкольного возраста в ДОУ." Данная консультация поможет начинающим педагогам сориентироваться в видах, формах и методах инди...
Из опыта работы педагога-психолога в работе с детьми дошкольного возраста по коррекции агрессивного поведения
Современные дети растут в сложное время быстрых изменений. Повышенная агрессивность детей является одной из проблем в детском коллективе. Почти в каждой группе детского сада встречается хотя бы ...
Консультация для педагогов "Интерактивные формы работы с детьми дошкольного возраста"
Интерактивные формы работы с детьми дошкольного возраста предполагают специальную форму организации познавательной деятельности дошкольников, где информация усваивается не в пассивном режиме, а в акти...
Консультация для педагогов «Физкультурно-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста в летний период»
Грамотная организация летней оздоровительной работы в дошкольном учреждении, охватывающей всех участников образовательного процесса, предоставляет широкие возможности для укрепления физического и псих...