Консультация для педагогов "Интерактивные формы работы с детьми дошкольного возраста"
консультация

Интерактивные формы работы с детьми дошкольного возраста предполагают специальную форму организации познавательной деятельности дошкольников, где информация усваивается не в пассивном режиме, а в активном, с использованием интерактивных циклов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интерактивные формы работы с детьми дошкольного возраста

Интерактивные формы работы с детьми дошкольного возраста предполагают специальную форму организации познавательной деятельности дошкольников, где информация усваивается не в пассивном режиме, а в активном, с использованием интерактивных циклов. Интерактивные циклы – это специальная конструкция некоторых последовательных интерактивных действий при создании педагогом определенных условий познания или самопознания, творческой реализации идеи или ее поиск и презентация. При работе в малых группах дети учатся распределять роли, становятся соавторами, учитывают пожелания друг друга, формулируют общие выводы и заключения, защищают свой выбор перед сверстниками.

Интерактивные формы работы с дошкольниками включают в себя следующие коммуникационные формы взаимодействия:

  • «ребенок – ребенок» (работа в парах), «ребенок – группа детей» (работа в группах),
  • «ребенок – аудитория»,
  • «группа детей – аудитория» (презентация работы в группах) и т.д.

Они логично сочетаются с основными формами организации детской деятельности детей дошкольного возраста, указанными в ФГОС ДО.

Цели интерактивных форм работы с детьми дошкольного возраста в образовательном процессе могут быть различными:

  • решение познавательной или учебной задачи;
  • обмен опытом;
  • выработка общего мнения;
  • формирование умений, навыков;
  • создание условия для диалога;
  • создание условия для группового сплочения;
  • изменения психологической атмосферы.

Организация познавательной деятельности детей в форме интерактивного взаимодействия позволяет решать такие задачи основной образовательной программы дошкольного образования, как:

  • развивать мыслительные процессы дошкольников;
  • развивать способности решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту;
  • развивать речевую активность детей;
  • развивать коммуникативные умения и навыки;
  • формировать        мотивационную        готовность        к        межличностному взаимодействию дошкольников;
  • формировать способность принимать нравственные нормы и правила при работе в команде.

Концептуальными позициями        интерактивных        форм        взаимодействия являются следующие аспекты:

  • Информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов.
  • Интерактивное общение способствует умственному развитию всех

участников.

  • При наличии обратной связи отправитель и получатель информации меняются коммуникативными ролями. Изначальный получатель становится отправителем и проходит все этапы процесса обмена информацией для передачи своего отклика начальному отправителю.
  • Обратная связь может способствовать значительному повышению

эффективности обмена информацией (познавательной, воспитательной, творческой, прикладной).

  • Двусторонний обмен информацией хотя и протекает медленнее, но

более точен и повышает уверенность в правильности ее интерпретации.

  • Обратная        связь        увеличивает        шансы        на        эффективный        обмен информацией, позволяя обеим сторонам устранять помехи.
  • Контроль        качества        предполагает        умение        участников        применять

полученные знания на практике.

Интерактивный режим взаимодействия в основных формах работы с детьми дошкольного возраста включает в себя:

  • микроформы – взаимодействие с конкретным ребёнком;
  • модально-локальные        формы        –        дидактические        и        организационно- деятельностные игры, коллективные творческие дела и т.д.;
  • макроформы        – дистанционное обучение, компьютерные технологии,

разговорные формы коммуникации;

  • метаформы – социальные проекты, телекоммуникационные технологии и т.д..

Характерными        особенностями        методики        интерактивных        формах работы с детьми дошкольного возраста являются:

  1. Наличие участников, интересы которых в значительной степени пересекаются или совпадают.
  2. Наличие чётко оговариваемых правил (каждая методика имеет собственные правила).
  3. Наличие ясной, конкретной цели.
  4. Взаимодействие участников в том объёме и тем способом, который они сами определяют.
  5. Групповая рефлексия.
  6. Подведение итогов.

Главное в методике интерактивных форм работы с дошкольниками игры с дошкольниками – создание условий для обретения значимого для них опыта социального поведения. Вследствие этого способ их проведения достаточно универсален и основывается на следующем алгоритме:

  1. Подбор педагогом заданий и упражнений для группы детей. (Возможно проведение подготовительного занятия.)
  2. Дошкольников знакомят с проблемой, которую предстоит решить, определяются с целью, которой надо достичь. Проблема и цель задания должны быть четко и доступно сформулированы воспитателем, чтобы у детей не возникло ощущение непонятности и ненужности того, чем они собираются заниматься.
  3. Детей информируют о правилах той или иной выбранной формы взаимодействия, дают им четкие инструкции.
  4. В процессе взаимодействия дети вступают в многоплановую коммуникацию друг с другом для достижения поставленной цели. Если какие-то этапы вызывают затруднение, педагог корректирует действия дошкольников.
  5. По окончании взаимодействия (после небольшой паузы, призванной снять напряжение) анализируются результаты, подводятся итоги. Анализ состоит из концентрации внимания на эмоциональном аспекте

– на чувствах, которые испытали дошкольники, и обсуждения содержательного аспекта (что понравилось, что вызвало затруднение, как развивалась ситуация, какие действия предпринимали участники, каков результат).

В числе основных методических принципов интерактивных форм работы с детьми дошкольного возраста выделяют следующие:

  • взаимное общение с целью принятия и продуцирования информации, одинаково интересной для всех участников, в ситуации, важной для всех;
  • совместная деятельность, характеризующаяся   взаимосвязью   трех

объектов: производителя информации, получателя информации и ситуативного контекста;

  • изменение традиционной роли педагога, переход к демократическому

стилю общения на основе сотрудничества и сотворчества;

  • рефлективность обучающего процесса, сознательное и критическое осмысление действия, его мотивов, качества и результатов как со стороны взрослого, так и детей.

Педагог выступает в интерактивных формах работы с детьми дошкольного возраста в нескольких основных ролях. В каждой из них он организует взаимодействие участников с той или иной областью информационной среды:

В роли информатора-эксперта воспитатель излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса и т.д.

  • В р о л и организатора-фасилитатора он   налаживает   взаимодействие

дошкольников с социальным и физическим окружением (разбивает на подгруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий и т.д.).

  • В роли консультанта воспитатель обращается к личному опыту детей,

помогает искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д.

Педагог лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Соответственно данной позиции педагога используются и методы интерактивной направленности. Интерактивные методы складывается из понятий «метод» и «интерактивный». Метод – способ целенаправленного взаимодействия педагога и участников для решения образовательных задач. В понятии же «интеракции» можно выделить два слагаемых: «интер» – между, «акция» – усиленная деятельность между кем- либо. Таким образом, интерактивные методы – это усиленное взаимодействие, взаимовлияние участников педагогического процесса.

В практике дошкольного образования особенно актуальны интерактивные групповые методы, которые используются в работе с детьми последовательно и системно, приучают детей разрешать те проблемы, с которыми они сталкиваются, принимать коллективные решения и улаживать конфликты. Любой применяемый метод должен завершаться определенными успехами, которые прививают детям навыки ответственности за следующее рабочее задание. Дети понимают и замечают, что степень их участия различна, однако, поощряемые воспитателем, они смогут развить в себе желание включиться в выполнение групповых заданий. В свою очередь, группа понимает, что не следует отодвигать на второй план партнеров, что нужно проявлять терпение, развивать в себе толерантность.

Интерактивные групповые методы классифицируются следующим образом:

  • метод преподавания и обучения (Взаимообучение, Мозаика, Цветок лотоса, Двойная булла, Опорный партнер, Кубик, Пазлы, Сообщение по кругу, Смени пару, Знаменитые места, Загадочное путешествие, Аквариум, Обучение по кругу, Реклама, Карта с фигурами и др.);
  • методы закрепления, укрепления и оценивания (Пирамида, Алмаз,

Загадки, Гроздь, Фотоязык, Комиксы, Постер, Разбор утверждений, Герб, Синтез, Диаграмма Венна, Графический журнал, Обзор галереи, Турнир вопросов, Турнир предложений, Анализ и толкование изображений, Распределение по категориям);

  • творческие методы (Мозговая атака, Техника 6/3/5, или Брэйнрайтинг, Филипс 6/6, Техника сна/ мечты);
  • методы решения задач (Шесть шляп   мышления, Ситуационное

исследование, Разделенные квадраты, Мини-ситуации, Причинно- следственная диаграмма, Интервью, Звездный взрыв, Фриско, Много голов вместе);

  • методы исследования (Проект, Репортаж, Групповое исследование,

Эксперимент, Изыскание).

Применение данных методов требует проявление такта, много времени, богатства идей, творчества, внимательности, дидактической ответственности и, конечно, предполагает наличие и расширение развивающей среды.

Интерактивные формы и методы работы с детьми дошкольного возраста характеризуются рядом отличительных особенностей:

  • коллективно-распределенной формой обучения;
  • высоким уровнем коммуникации, обмена деятельностями, сменой и разнообразием их видов, форм и приёмов;
  • развитием        умений критически        мыслить,        рассуждать,        решать

противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения;

  • отсутствием одного правильного ответа, исключаемостью

доминирования как одного выступающего, так и одного мнения;

  • целенаправленной рефлексией участников своей деятельности и состоявшегося взаимодействия;
  • устойчивым эмоционально-положительным фоном обучения;

включенностью ребенка в процесс обучения, который выступает для него процессом жизнедеятельности, личностно значимым и переживаемым, прямым взаимодействием детей со своим опытом и опытом своих друзей;

  • изменением и совершенствованием моделей поведения и деятельности

участников образовательного процесса.

Следует также отметить, что интерактивные формы работы с дошкольниками являются, здорвьесберегающими по своей сути, поскольку способствуют повышению положительной мотивации здорового образа жизни, степени активности, творчества и работоспособности детей, а значит, способствуют формированию, сохранению и укреплению индивидуального здоровья каждого ребенка.

Интерактивные формы и методы обучения показывают новые возможности, связанные, прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия между детьми в группе. И от того, какими они будут, во многом зависит успешность их деятельности. Умелая организация взаимодействия воспитанников на основе изучаемого материала может стать мощным фактором повышения эффективности приобретаемых знаний и их закрепления в личностно значимом социальном опыте каждого ребенка.

Интерактивные формы работы с детьми дошкольного возраста завоевывают сегодня все большее признание в системе дошкольного образования, что актуализирует проблему системного осмысления оптимальных условий организации их применения для повышения эффективности качества образовательного процесса на первой ступени системы непрерывного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные методы и формы работы с детьми дошкольного возраста

Основная задача работы - выявить детей данной категории и помочь им как можно раньше. Такие дети требуют особой подготовки и терпения. Этим ребятам обязательно нужна мотивация, определенная заинтересо...

Консультация для воспитателей "Нетрадиционные формы работы с детьми дошкольного возраста"

Автор в своей разработке представляет современные и наиболее актуальные для нашего времени методы работы с дошкольниками....

Статья «Театрализация - одна из форм работы с детьми дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО».

Из опыта работы с детьми дошкольного возраста по реализации проекта "В гостях у Сказки"....

Консультация для педагогов. ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Информационные технологии в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста совершенствуют способы и средства организации детской деятельности, обеспечивают всестороннее развитие л...

Консультация для педагогов «Использование групповых и фронтальных форм работы с детьми дошкольного возраста»

Консультация для педагогов «Использование групповых и фронтальных форм работы с детьми дошкольного возраста»...

Консультация для педагогов тема: «Интерактивные (виртуальные) экскурсии, как инновационная форма работы с детьми дошкольного возраста»

Информатизация образовательного процесса заставляет воспитателей:• следовать современным требованиям, осваивать возможности ИКТ;• быть для воспитанников проводником в мир информационных техн...

Консультация для педагогов тема: «Интерактивные (виртуальные) экскурсии, как инновационная форма работы с детьми дошкольного возраста»

Виртуальная экскурсия - это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами...