Консультация для педагогов "Интерактивные формы работы с детьми дошкольного возраста"
консультация
Интерактивные формы работы с детьми дошкольного возраста предполагают специальную форму организации познавательной деятельности дошкольников, где информация усваивается не в пассивном режиме, а в активном, с использованием интерактивных циклов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Интерактивные формы работы с детьми дошкольного возраста
Интерактивные формы работы с детьми дошкольного возраста предполагают специальную форму организации познавательной деятельности дошкольников, где информация усваивается не в пассивном режиме, а в активном, с использованием интерактивных циклов. Интерактивные циклы – это специальная конструкция некоторых последовательных интерактивных действий при создании педагогом определенных условий познания или самопознания, творческой реализации идеи или ее поиск и презентация. При работе в малых группах дети учатся распределять роли, становятся соавторами, учитывают пожелания друг друга, формулируют общие выводы и заключения, защищают свой выбор перед сверстниками.
Интерактивные формы работы с дошкольниками включают в себя следующие коммуникационные формы взаимодействия:
- «ребенок – ребенок» (работа в парах), «ребенок – группа детей» (работа в группах),
- «ребенок – аудитория»,
- «группа детей – аудитория» (презентация работы в группах) и т.д.
Они логично сочетаются с основными формами организации детской деятельности детей дошкольного возраста, указанными в ФГОС ДО.
Цели интерактивных форм работы с детьми дошкольного возраста в образовательном процессе могут быть различными:
- решение познавательной или учебной задачи;
- обмен опытом;
- выработка общего мнения;
- формирование умений, навыков;
- создание условия для диалога;
- создание условия для группового сплочения;
- изменения психологической атмосферы.
Организация познавательной деятельности детей в форме интерактивного взаимодействия позволяет решать такие задачи основной образовательной программы дошкольного образования, как:
- развивать мыслительные процессы дошкольников;
- развивать способности решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту;
- развивать речевую активность детей;
- развивать коммуникативные умения и навыки;
- формировать мотивационную готовность к межличностному взаимодействию дошкольников;
- формировать способность принимать нравственные нормы и правила при работе в команде.
Концептуальными позициями интерактивных форм взаимодействия являются следующие аспекты:
- Информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов.
- Интерактивное общение способствует умственному развитию всех
участников.
- При наличии обратной связи отправитель и получатель информации меняются коммуникативными ролями. Изначальный получатель становится отправителем и проходит все этапы процесса обмена информацией для передачи своего отклика начальному отправителю.
- Обратная связь может способствовать значительному повышению
эффективности обмена информацией (познавательной, воспитательной, творческой, прикладной).
- Двусторонний обмен информацией хотя и протекает медленнее, но
более точен и повышает уверенность в правильности ее интерпретации.
- Обратная связь увеличивает шансы на эффективный обмен информацией, позволяя обеим сторонам устранять помехи.
- Контроль качества предполагает умение участников применять
полученные знания на практике.
Интерактивный режим взаимодействия в основных формах работы с детьми дошкольного возраста включает в себя:
- микроформы – взаимодействие с конкретным ребёнком;
- модально-локальные формы – дидактические и организационно- деятельностные игры, коллективные творческие дела и т.д.;
- макроформы – дистанционное обучение, компьютерные технологии,
разговорные формы коммуникации;
- метаформы – социальные проекты, телекоммуникационные технологии и т.д..
Характерными особенностями методики интерактивных формах работы с детьми дошкольного возраста являются:
- Наличие участников, интересы которых в значительной степени пересекаются или совпадают.
- Наличие чётко оговариваемых правил (каждая методика имеет собственные правила).
- Наличие ясной, конкретной цели.
- Взаимодействие участников в том объёме и тем способом, который они сами определяют.
- Групповая рефлексия.
- Подведение итогов.
Главное в методике интерактивных форм работы с дошкольниками игры с дошкольниками – создание условий для обретения значимого для них опыта социального поведения. Вследствие этого способ их проведения достаточно универсален и основывается на следующем алгоритме:
- Подбор педагогом заданий и упражнений для группы детей. (Возможно проведение подготовительного занятия.)
- Дошкольников знакомят с проблемой, которую предстоит решить, определяются с целью, которой надо достичь. Проблема и цель задания должны быть четко и доступно сформулированы воспитателем, чтобы у детей не возникло ощущение непонятности и ненужности того, чем они собираются заниматься.
- Детей информируют о правилах той или иной выбранной формы взаимодействия, дают им четкие инструкции.
- В процессе взаимодействия дети вступают в многоплановую коммуникацию друг с другом для достижения поставленной цели. Если какие-то этапы вызывают затруднение, педагог корректирует действия дошкольников.
- По окончании взаимодействия (после небольшой паузы, призванной снять напряжение) анализируются результаты, подводятся итоги. Анализ состоит из концентрации внимания на эмоциональном аспекте
– на чувствах, которые испытали дошкольники, и обсуждения содержательного аспекта (что понравилось, что вызвало затруднение, как развивалась ситуация, какие действия предпринимали участники, каков результат).
В числе основных методических принципов интерактивных форм работы с детьми дошкольного возраста выделяют следующие:
- взаимное общение с целью принятия и продуцирования информации, одинаково интересной для всех участников, в ситуации, важной для всех;
- совместная деятельность, характеризующаяся взаимосвязью трех
объектов: производителя информации, получателя информации и ситуативного контекста;
- изменение традиционной роли педагога, переход к демократическому
стилю общения на основе сотрудничества и сотворчества;
- рефлективность обучающего процесса, сознательное и критическое осмысление действия, его мотивов, качества и результатов как со стороны взрослого, так и детей.
Педагог выступает в интерактивных формах работы с детьми дошкольного возраста в нескольких основных ролях. В каждой из них он организует взаимодействие участников с той или иной областью информационной среды:
В роли информатора-эксперта воспитатель излагает текстовый материал, демонстрирует видеоряд, отвечает на вопросы участников, отслеживает результаты процесса и т.д.
- В р о л и организатора-фасилитатора он налаживает взаимодействие
дошкольников с социальным и физическим окружением (разбивает на подгруппы, побуждает их самостоятельно собирать данные, координирует выполнение заданий и т.д.).
- В роли консультанта воспитатель обращается к личному опыту детей,
помогает искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д.
Педагог лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Соответственно данной позиции педагога используются и методы интерактивной направленности. Интерактивные методы складывается из понятий «метод» и «интерактивный». Метод – способ целенаправленного взаимодействия педагога и участников для решения образовательных задач. В понятии же «интеракции» можно выделить два слагаемых: «интер» – между, «акция» – усиленная деятельность между кем- либо. Таким образом, интерактивные методы – это усиленное взаимодействие, взаимовлияние участников педагогического процесса.
В практике дошкольного образования особенно актуальны интерактивные групповые методы, которые используются в работе с детьми последовательно и системно, приучают детей разрешать те проблемы, с которыми они сталкиваются, принимать коллективные решения и улаживать конфликты. Любой применяемый метод должен завершаться определенными успехами, которые прививают детям навыки ответственности за следующее рабочее задание. Дети понимают и замечают, что степень их участия различна, однако, поощряемые воспитателем, они смогут развить в себе желание включиться в выполнение групповых заданий. В свою очередь, группа понимает, что не следует отодвигать на второй план партнеров, что нужно проявлять терпение, развивать в себе толерантность.
Интерактивные групповые методы классифицируются следующим образом:
- метод преподавания и обучения (Взаимообучение, Мозаика, Цветок лотоса, Двойная булла, Опорный партнер, Кубик, Пазлы, Сообщение по кругу, Смени пару, Знаменитые места, Загадочное путешествие, Аквариум, Обучение по кругу, Реклама, Карта с фигурами и др.);
- методы закрепления, укрепления и оценивания (Пирамида, Алмаз,
Загадки, Гроздь, Фотоязык, Комиксы, Постер, Разбор утверждений, Герб, Синтез, Диаграмма Венна, Графический журнал, Обзор галереи, Турнир вопросов, Турнир предложений, Анализ и толкование изображений, Распределение по категориям);
- творческие методы (Мозговая атака, Техника 6/3/5, или Брэйнрайтинг, Филипс 6/6, Техника сна/ мечты);
- методы решения задач (Шесть шляп мышления, Ситуационное
исследование, Разделенные квадраты, Мини-ситуации, Причинно- следственная диаграмма, Интервью, Звездный взрыв, Фриско, Много голов вместе);
- методы исследования (Проект, Репортаж, Групповое исследование,
Эксперимент, Изыскание).
Применение данных методов требует проявление такта, много времени, богатства идей, творчества, внимательности, дидактической ответственности и, конечно, предполагает наличие и расширение развивающей среды.
Интерактивные формы и методы работы с детьми дошкольного возраста характеризуются рядом отличительных особенностей:
- коллективно-распределенной формой обучения;
- высоким уровнем коммуникации, обмена деятельностями, сменой и разнообразием их видов, форм и приёмов;
- развитием умений критически мыслить, рассуждать, решать
противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения;
- отсутствием одного правильного ответа, исключаемостью
доминирования как одного выступающего, так и одного мнения;
- целенаправленной рефлексией участников своей деятельности и состоявшегося взаимодействия;
- устойчивым эмоционально-положительным фоном обучения;
включенностью ребенка в процесс обучения, который выступает для него процессом жизнедеятельности, личностно значимым и переживаемым, прямым взаимодействием детей со своим опытом и опытом своих друзей;
- изменением и совершенствованием моделей поведения и деятельности
участников образовательного процесса.
Следует также отметить, что интерактивные формы работы с дошкольниками являются, здорвьесберегающими по своей сути, поскольку способствуют повышению положительной мотивации здорового образа жизни, степени активности, творчества и работоспособности детей, а значит, способствуют формированию, сохранению и укреплению индивидуального здоровья каждого ребенка.
Интерактивные формы и методы обучения показывают новые возможности, связанные, прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия между детьми в группе. И от того, какими они будут, во многом зависит успешность их деятельности. Умелая организация взаимодействия воспитанников на основе изучаемого материала может стать мощным фактором повышения эффективности приобретаемых знаний и их закрепления в личностно значимом социальном опыте каждого ребенка.
Интерактивные формы работы с детьми дошкольного возраста завоевывают сегодня все большее признание в системе дошкольного образования, что актуализирует проблему системного осмысления оптимальных условий организации их применения для повышения эффективности качества образовательного процесса на первой ступени системы непрерывного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные методы и формы работы с детьми дошкольного возраста
Основная задача работы - выявить детей данной категории и помочь им как можно раньше. Такие дети требуют особой подготовки и терпения. Этим ребятам обязательно нужна мотивация, определенная заинтересо...
Консультация для воспитателей "Нетрадиционные формы работы с детьми дошкольного возраста"
Автор в своей разработке представляет современные и наиболее актуальные для нашего времени методы работы с дошкольниками....
Статья «Театрализация - одна из форм работы с детьми дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС ДО».
Из опыта работы с детьми дошкольного возраста по реализации проекта "В гостях у Сказки"....
Консультация для педагогов. ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Информационные технологии в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста совершенствуют способы и средства организации детской деятельности, обеспечивают всестороннее развитие л...
Консультация для педагогов «Использование групповых и фронтальных форм работы с детьми дошкольного возраста»
Консультация для педагогов «Использование групповых и фронтальных форм работы с детьми дошкольного возраста»...
Консультация для педагогов тема: «Интерактивные (виртуальные) экскурсии, как инновационная форма работы с детьми дошкольного возраста»
Информатизация образовательного процесса заставляет воспитателей:• следовать современным требованиям, осваивать возможности ИКТ;• быть для воспитанников проводником в мир информационных техн...
Консультация для педагогов тема: «Интерактивные (виртуальные) экскурсии, как инновационная форма работы с детьми дошкольного возраста»
Виртуальная экскурсия - это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами...