Консультация для педагогов ДОУ "Индивидуальная работа с детьми дошкольного возраста в ДОУ."
консультация

Аниськина Наталья Александровна

Консультация для педагогов  "Индивидуальная работа с детьми дошкольного возраста в ДОУ." Данная консультация поможет начинающим педагогам сориентироваться в видах, формах и методах индивидуальной работы с дошкольниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для педагогов241.82 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальная работа с детьми дошкольного возраста в ДОУ.

Мы с вами знаем, что в соответствии с ФГОС в дошкольном учреждении должны быть созданы все условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также для каждого воспитанника должна предоставляться возможность проявления своего творчества и индивидуальности. Поэтому индивидуальная работа с детьми является обязательной частью нашей профессиональной деятельности. Она позволяет реализовать на практике один из ключевых принципов, провозглашенных Федеральным государственным образовательным стандартом – индивидуализацию.

 Индивидуальная работа с детьми в ДОУ - это система целенаправленного психолого-педагогического воздействия на сознание, чувства и поведение ребенка с учетом особенностей развития его личности.

 Цель индивидуальной работы :

 Создание таких условий, которые бы обеспечили наибольшую реализацию возможностей воспитанника в процессе всестороннего развития его личности.

   Индивидуальный подход к образовательной деятельности дает возможность педагогу:

- охватить повседневным вниманием и целенаправленным взаимодействием каждого ребенка;

- всесторонне изучать индивидуальные особенности каждого ребенка и рационально использовать эти знания в образовательном процессе;

- педагогически грамотно выбирать формы, методы, средства и приемы взаимодействия с детьми с учетом обстановки, индивидуальных особенностей и целей его подготовки и развития;

- умело создавать обстановку и различные педагогические ситуации для обеспечения эффективности обучения и воспитания детей;

- своевременно корректировать взаимоотношения с ребенком, целенаправленно добиваться успеха в работе с ним.

Индивидуальная работа с детьми делится на четыре группы:

- коррекционную;

- компенсирующую;

- дополнительную;

- развивающую.

Коррекционную работу ведут с детьми, имеющими некоторые нарушения в развитии. Очень важным тут является то, что такую работу ведут исключительно квалифицированные специалисты: логопед, психолог, инструктор по физкультуре. Так же важно и то, что такая работа ведется с ведома и согласия родителей ребенка.

Компенсирующие занятия проводятся воспитателем на основе мониторинга с детьми, долго не посещающими детский сад по разным причинам. И вследствие чего отставшими от основной части группы.

Дополнительная работа проводится с детьми, которые показывают повышенный интерес к определенным видам знаний или деятельности. Таким детям рекомендуется посещать кружки и дополнительные занятия по интересующим видам деятельности.

Развивающие занятия проводятся наиболее часто. Обычно они проводятся со всеми детьми по очереди для закрепления и повторения того что дети узнали во время непосредственной образовательной деятельности.

 Чтобы охватить своим вниманием каждого ребенка в группе, организовать целенаправленное взаимодействие с ними, педагог должен изучать индивидуальные особенности воспитанников, педагогически грамотно выбирать формы, методы, приемы работы.

 Формы и методы индивидуальной работы. Педагог должен внимательно изучать психофизические особенности, личностные качества, интересы, предпочтения и трудности детей и на основе этого выстраивать с ними работу. И часто болеющие дети, и воспитанники с ОВЗ, если они есть в группе, не должны чувствовать, что они в чем-то отстают, ущемлены. Поэтому педагог должен использовать разные формы индивидуальной работы. Это может быть индивидуальное взаимодействие ребенка с воспитателем или выполнение задания на примере, по образцу взрослого. Например, во время самостоятельной деятельности, если у ребенка что-то не получается, воспитатель демонстрирует ему алгоритм действий. Также это может быть задание, которое нужно выполнить по образцу или при помощи сверстников. Для этого педагог может создать пары или микрогруппы детей, где один из воспитанников нуждается в поддержке. Такая организация работы будет полезна и для ребенка, который выступает в роли наставника, так как учит его умению объяснять и обучать.

Методы индивидуальной работы тоже могут быть разными. Например, словесные: рассказ, беседа, напоминание, вопрос, проговаривание;

наглядные: показ иллюстраций, макетов, предметов;

 практические: упражнение, совместно выполнение действий, моделирование, эксперимент.

 Какой метод выбрать, педагог решает в зависимости от места, где проводит индивидуальную работу, и особенностей конкретного ребенка. Все дети разные. Кто-то лучше работает в группе, а кто-то ищет личного контакта с педагогом, кто-то, наоборот, стесняется. Одному ребенку достаточно один раз объяснить, другому необходимо показать на примере, как действовать, и дать подробную инструкцию. Поэтому в ходе индивидуальной работы задача педагога – помочь воспитанникам поверить в собственные силы и справиться со своей застенчивостью и скромностью

. Педагог  должен  планировать индивидуальную работу с детьми и отражать в рабочей документации . Ее вносят и в перспективный план, и в календарный. При планировании в календарных планах индивидуальной работы с детьми воспитатель указывает конкретно имена тех детей, с кем будет заниматься. Игры и упражнения для индивидуальной работы обычно отражают общую тему надели. Индивидуальная работа ведется педагогом на протяжении всего дня, во всех режимных моментах.

Время проведения индивидуальных занятий так же имеет значение. Утром дети еще расслаблены после сна, их физическая и умственная активность снижена. Поэтому не рекомендуется использовать физические упражнения на развитие движений. А также упражнения для развития мышления и логики. Разумно будет использовать беседы, дидактические игры, проговаривание чисто говорок,  потешек и т. п. На прогулке лучше проводить занятия для совершенствования различных видов движений, координации, ловкости, а также упражнения на внимание, память, логику. Так же можно вспомнить слова песни или небольшого стихотворения, которое разучивали на занятии.

 Во второй половине дня можно проводить более сложные занятия, такие как выделение  звуков  в слове, цифры и числа и т. д.  В группах компенсирующей направленности индивидуальная работа с детьми по заданию специалистов текже  проводится во вторую половину дня.

Неоспоримым достоинством индивидуальной работы является личный контакт педагога с ребенком. В результате  которого решаются не только образовательные и развивающие, но и воспитательные задачи.

Когда воспитатель хорошо знает особенности воспитанников своей группы, ему легче планировать ежедневную индивидуальную работу с ними и определять задачи. Например, задачей работы с одним ребенком будет развивать его коммуникативные умения и навыки, если он испытывает трудности в общении с остальными воспитанниками, с другим – развивать чувство эмпатии, сопереживания, если ребенок проявляет агрессию. При этом воспитатель должен учитывать задачи всех образовательных областей, когда планирует  индивидуальную работу с детьми.

Очень важным условием при осуществлении индивидуальной работы с детьми является мотивация.

Деятельность ребенка должна возникать из его естественных потребностей, а не навязываться взрослыми. Это относится и к индивидуальной работе. Педагог должен уметь руководить этим процессом: направлять деятельность дошкольников, предлагать новый вид занятия с учетом их желания и интересов. Если между ребенком и взрослым установились доброжелательные и доверительные отношения, дети охотно отзываются на просьбы:   поиграть, рассмотреть новую книжку, помочь кому либо, с какими обычно начинают индивидуальную работу опытные воспитатели. Если воспитатель не наладит контакт с ребенком, то индивидуальная работа будет безрезультатной, а также может доставить ребенку дискомфорт.

Примеры, как мотивировать  дошкольников к индивидуальной работе.

Мотивационный приём

Содержание

Использование художественного слова, фольклора(словестный приём)

Воспитатель. Ребята, отгадайте загадку: « Не дерево, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а с разумом? Да это книга. Когда их не читают, они грустят. Машенька хочешь помочь, сделать книги весёлыми?

Игра в школу( игровой приём)

Воспитатель. Наташенька, в какие игры ты больше всего любишь играть? Давай поиграем в школу. Я и кукла Катя будем твоими учениками, а ты будешь учителем. Вот у нас наборы цифр, какое задание ты нам даёшь?(Разложить  цифры по порядку, соотнеси цифру и количество предметов на карточке). Я с заданием справлюсь, а вот Катя не знает, как это сделать. Давай её научим.

Помощь игровому персонажу( практический приём , экспериментирование)

Воспитатель. Саша , я знаю, ты любишь рисовать. И наш мишка тоже любит рисовать. Он хочет нарисовать своей маме, медведице букет в подарок. Она любит оранжевые и розовые цветы. Но мишка огорчён, у него нет таких красок, только красная, белая, синяя и жёлтая. Как ему получить оранжевую, розовую краску для цветов и зелёную для стебельков? На занятии мы играли с красками, смешивали их и получали новые цвета. Ты помнишь, как это сделать? Поможешь мишке?

Использование обычных предметов в необычном качестве (эвристический приём)

Воспитатель. Ребята, в этой коробке спряталась маленькая кошечка. Как вы хотите её назвать? У неё нет пока дома, но мы можем сделать для неё место и мебель. А мебель смастерим из предметов, которые находятся в этой же коробке. Что здесь есть?

Рассматривание объекта природы.  наглядный приём

Воспитатель. Антон закрой глаза на секундочку. А теперь открой и посмотри, какой гость к тебе прилетел. Это осенний лист. С какого дерева этот листок? Тебе нравится это листочек, он красивый? А какие ещё подарки осени тебе нравятся?

Циклограмма индивидуальной работы с детьми в группах:

1. Короткая беседа с родителями во время утреннего приёма детей о самочувствии их ребёнка, о том, что их беспокоит в его поведении.

2. Создание и поддержание спокойной, радостной обстановки, предоставление каждому ребёнку возможности заняться интересующим его делом (играть, рассматривать книги, рисовать). Уделить особое внимание детям замкнутым, застенчивым, робким. Их непременно надо подбодрить, они в этом очень нуждаются. Излишне возбуждённых детей следует привлечь к таким играм и занятиям, которые содействовали бы их успокоению, снятию возбуждения.

3. При подготовке к завтраку воспитывать культурно-гигиенические навыки, оказывая помощь тем детям, которые ещё не владеют необходимыми навыками.

4. Во время завтрака обращать внимание на тех детей, у которых плохой аппетит. Следить за позой детей, а также за соблюдением ими правил культурного поведения за столом.

5. Проведение индивидуальной работы с детьми, которые пропустили занятия, или что-то не усвоили.

6. Проведение работы с робкими, застенчивыми нерешительными детьми по подготовке их к активному участию в общих занятиях.

7. При проведении занятия нужно, прежде всего, обратить внимание на то, чтобы всем детям было удобно сидеть, чтобы все могли хорошо видеть и слышать воспитателя. Следить, чтобы они не сутулились, не наклонялись низко над столом.

8. Готовя детей к прогулке, нужно уделять особое внимание болезненным и ослабленным детям, следить, чтобы они были хорошо одеты и не простудились. Воспитывать навык одеваться быстро и правильно, в определенной последовательности.

9. На прогулке наряду с общей работой осуществляется и индивидуальная работа с различными целями:

- преодоление застенчивости;

- развитие наблюдательности;

- воспитание трудолюбия, трудовых навыков;

- развитие речи;

- отработка спортивных элементов.

Уделять внимание детям, которые проявляют особый интерес к математике, окружающему. Выслушать придуманные ими задачи, рассказы, загадки.

10. В течение дня наблюдать и руководить работой дежурных. Хорошо подбирать пары дежурных в соответствии с их индивидуальными особенностями, с учётом взаимного положительного влияния детей друг на друга.

11. При подготовке ко сну следить, чтобы дети правильно раздевались, аккуратно складывали свою одежду на стульчики.

12. Детей, которые не проявляют интереса и любви к животным и растениям, привлекать к наблюдениям и работе в уголке природы.

13. Обращать внимание на проявления детей в трудовой деятельности.

14. Вечером, когда родители приходят за детьми, можно больше времени уделить общению с ними, ответить на их вопросы, порекомендовать соответствующую литературу, рассказывать о самочувствии ребёнка, его поведении, успехах.

Из всего вышесказанного можно сделать определенные выводы. Так как ФГОС ставит акцент на индивидуализации дошкольного образования, то в своей работе воспитатель дошкольного учреждения  должен в первую очередь опираться на требования стандарта. Быть не только профессионалом, знающим психологию и физиологию дошкольника, но и чутким, внимательным товарищем, уважающем  интересы маленького человека, признающим его право на собственное мнение, свой личный темп и особенности развития. Осуществлять эти требования поможет рационально организованная индивидуальная работа с детьми. Успех индивидуальной работы в ДОУ зависит от слаженного взаимодействия семьи и педагогического коллектива, а также грамотного планирования занятий с каждым ребенком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов " Причины нарушения дисциплины детьми дошкольного возраста"

Дисциплина играет важную роль в формировании личности, пормогая воспитывать такие ее стороны , как способность подчиняться общим требованиям коллектива , выполнять установленные правила жизни в нем, с...

Консультация для педагогов "Проектная деятельность с детьми дошкольного возраста"

Самостоятельно ребенок дошкольного возраста не всегда может найти ответы на все, интересующее его вопросы, – в этом ему помогают педагоги. И уже в дошкольном возрасте наряду с объяснительно-иллю...

Консультация для педагогов: "Использовании мнемотехники с детьми дошкольного возраста для развития речи"

Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте....

Консультация для педагогов LEGO-конструирование с детьми дошкольного возраста

                 В отличие от компьютерных игр, быстрая смена сюжета в которых перегружает психику ребенка, игрушками   LEGO дети играют в...

Консультация для педагогов: «Организация работы с детьми раннего возраста»

Современные психологи и педагоги дошкольного образования обеспокоены тем, родители большую часть времени проводят на работе, а ребенок предоставлен сам себе, и даже если у него тысячи игрушек, он скор...

Консультация для педагогов "Особенности работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития"

Особенности работы с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРИБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ (ДЦП)

Дети с детским церебральным параличом (ДЦП), имеющие глубокую умственную отсталость, вследствие сочетания недостатков двигательной сферы и познавательной деятельности нуждаются в специальных условиях ...