Конспект НОД «Живая и неживая природа»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
В материале представлен конспект НОД по познавательному развитию на тему "Живая и неживая природа" для детей среднего дошкольного возраста, реализованный в рамках "Практической лаборатории" ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект НОД по познавательному развитию . Живая и неживая природа. | 23.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированной направленности №7 «Антошка»
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
по познавательному развитию
на тему «Живая и неживая природа»
(первичное ознакомление)
для детей среднего дошкольного возраста
Фихтер Л.П.
воспитатель
Урай
2019г.
Цель: знакомство с понятиями «природа», «живая природа», «неживая природа».
Задачи
Образовательные:
-способствовать формированию у детей знаний о том, что такое «природа»;
-формировать умение отличать объекты природы от предметов, сделанных руками человека;
-дать представление о том, что природа бывает «живая» и «неживая», познакомить с основными признаками живой природы: растет, питается, двигается, размножается (дает потомство);
-развивать умение отличать предметы живой от предметов неживой природы.
Развивающие:
-развивать внимание, познавательный интерес, умение устанавливать причинно-следственные связи;
-уточнять имеющиеся у детей представления о росте и развитии живых организмов.
Воспитывающие:
- способствовать появлению желания ухаживать за объектами живой природы;
-воспитывать у детей
Предварительная работа:
-наблюдения за обитателями уголка живой природы в детском саду
(черепахами Мишей и Машей, улитками, комнатными растениями), их поведением, ростом, развитием, за процессом их кормления и ухода за ними;
-наблюдения во время прогулок за сезонными природными явлениями;
-н/п игра «Как растет живое».
Тип НОД: НОД по сообщению новых знаний.
Формы организации деятельности:
- мини-экскурсия;
-совместная деятельность педагога с детьми
-работа по подгруппам;
-работа в парах;
-самостоятельная деятельность.
Методы и приемы:
- игровой;
-дидактическая игра;
-наблюдение;
-вопросы в ходе беседы;
-эксперимент
Материалы и оборудование:
Оборудование: тач панель (touch panel) с программным обеспечением «Волшебная поляна» (игры: «Раскраска», «Пазлы»); куклы (2 шт.), полка для кукол, магнитное поле маленькое (2 шт.), магнитная доска большая (1шт.), маркеры(2шт.),
Демонстрационный материал:
демонстрационный плакат «Живое или неживое» (ООО «Маленький гений-пресс», иллюстрации – Е.Подколозин, дизайн – Айнигина А.), магнитные картинки с изображением природных и неприродных объектов (по количеству детей); камень, луковица, два стаканчика из-под йогурта, вода для наполнения стаканчиков.
Объекты наблюдения: черепахи, улитки, комнатные растения.
Ход НОД
I. Введение в игровую ситуацию.
Спор кукол Тани и Вани
Воспитатель обращает внимание детей на то, что куклы Таня и Ваня о чем-то между собой громко спорят.
Кукла Таня. А я тебе говорю, что человек не может сделать абсолютно все своими руками.
Кукла Ваня. А я абсолютно убежден, что может. Человек всесилен. У него золотые руки. И все, что нас окружает, сделано руками человека.
Кукла Таня. Что ж, давай спросим у ребят. Может они разрешат наш спор.
- Ребята, поможем разрешить спор Тани и Вани?
II. Открытие детьми нового знания.
1. Знакомство с понятиями «природа» и «предметы, сделанные руками человека»
А. Рассматривание окружающих предметов в помещении и на улице (из окна)
- Посмотрите вокруг себя и назовите окружающие вас предметы. Кто их сделал?
- А теперь подойдем к окну и посмотрим вниз. Что лежит на земле? (снег). Сделан ли он руками человека? Что растет в школьном дворе? Сможет ли человек сделать дерево? Посмотрите наверх. Там небо, облака и солнце. Что из этого может сделать человек своими руками? А вон пролетела птица, пробежала собака. Их человек может сделать?
- Кто же был прав – Таня или Ваня? Почему?
- Оказывается, есть то, что человек сделать своими руками не может. Это небо и звезды, солнце и облака, радуга и ветер, животные и растения.
- Знаете ли вы, как называется все, что не сделано руками человека?
- Откуда можем узнать? (спросить у того, кто знает)
- Все, что не сделано руками человека – это природа. И мы, люди, тоже относимся к природе. Как вы думаете, почему?
Б. Игра «Природа – не природа» (использованы материалы игры «Времена года» из серии игр «Магнитные истории», выпускаемых группой предприятий «Десятое королевство»)
-Я думаю, теперь вы сможете отличить природу от предметов, сделанных руками человека.
-Таня и Ваня приготовили для нас интересную игру. На магнитной доске справа нужно расположить картинки с изображением природы, а на доске слева – картинки, которые к природе не относятся, т. е. с изображением предметов, сделанных руками человека.
Между двумя магнитными досками расположены картинки (можно изображением вниз), которые нужно прикреплять к магнитным доскам в соответствии с правилами игры. На одной из досок (или рядом) расположен символ – человеческие руки. Дети выходят поочередно. Выбирают картинку, называют, что на ней изображено и размещают на соответствующую доску.
В. Приглашение на экскурсию в уголок живой природы. Игра «Найди пару»
- Таня и Ваня приглашают нас на экскурсию в уголок живой природы. Кто знает, где он находится?
- На экскурсию пойдем парами. А помогут найти пару карточки, на которых изображено то, что относится к природе и предметы, сделанные руками человека, не относящиеся к природе. В пары можно объединяться по принципу «природа- природа» и « не природа – не природа».
Примечание. Могут использоваться пазлы на закрепление ранее пройденной темы или на рассматриваемую тему.
Дети разбиваются на пары и вместе с педагогом отправляются в «Живой уголок», где их встречают и пропускают по билетам (билеты забирают).
2.Проведение мини- экскурсии
По приходу на место проводится наблюдение за обитателями уголка.
- Давайте посмотрим, что и кто находится в уголке (черепахи, улитки и комнатные цветы)
-Можно ли их назвать живыми? Почему?
- Посмотрите на черепах и улиток. Что они делают? (двигаются, плавают, едят, ползают).
- Совершенно верно. Все живое двигается.
-Как вы думаете, двигаются ли растения?
-Растения двигаются. Они поворачиваются к солнышку.
Эксперимент. Развернуть цветок так, чтобы листочки «смотрели» вглубь помещения. На следующий день дети смогут увидеть, что листочки развернулись к окошку, т.е. к солнечному свету.
- Как вы думаете, черепахи, улитки и цветы всегда были такими большими?
- Почему менялась их величина? (они росли)
-Совершенно верно. Все живое - растет.
- Что помогало вырасти обитателям живого уголка? (еда, вода)
- Совершенно верно. Все живое - питается.
- А какая же еда у цветов?
- А откуда взялись черепахи Миша и Маша? (родились от других взрослых черепах). А улитки? А растения?
-Правильно. Все живое дает потомство.
-А теперь скажите, почему этот уголок называется «Уголок живой природы»? (потому что обитатели этого уголка - живые) Они, растут, питаются, дышат, у них могут появиться детеныши, а еще они могут умереть. Это живая природа. Все остальное, что нас окружает и не сделано руками человека – это неживая природа.
III.Включение нового знаний в систему знаний
Проведение дидактических игр на закрепление
- Дидактические игра «Живая и неживая природа» с использованием демонстрационного плаката с соответствующим названием.
С помощью маркера дети распределяют предметы живой и неживой природы по своим группам (рисуют «дорожку» от предмета к группе).
- Использование тач панели и развивающих игр из программы «Волшебная поляна»:
а) «Раскраска» - раскрасить только предметы живой (или неживой) природы;
б) «Пазлы»- сложить пазлы и назвать объекты живой и неживой природы (кто больше).
IY. Итог занятия.
Долгосрочный эксперимент. «Вырастет ли камень?»
В стаканчики из-под йогурта наливаем воду и помещаем в один – луковицу, а в другой – камень. Предполагаем, что произойдет по истечении некоторого времени. Обосновываем свои предположения. Наблюдаем, что будет происходить в течение длительного времени. Обсуждаем происходящие изменения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД "Живая и неживая природа"
Конспект НОД направлен на развитие познавательного интереса детей к живой и неживой природе, воспитание желания активно изучать окружающий мир, формирование активности, любознательности, стремления к ...
Конспект НОД «Живая и неживая природа».
ЗАДАЧИ:· Способствовать расширению и обобщать представления о связи живой и неживой природы, воспитывать желание сохранять и оберегать природу.·...
КОНСПЕКТ НОД «Живая и неживая природа»
Цель: Ознакомление детей с живой и неживой природой.Задачи: 1. Определение признаков объектов живой и неживой природы путём сравнения их основных характеристик, используя...
Конспект НОД "ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА"
Конспект НОД "ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА"...
Конспект занятия «Живая и неживая природа»
Конспект занятия по экологии в средней группе...
Конспект НОД "Живая и неживая природа"
Конспект НОД "Живая и неживая природа"...