Конспект НОД "Живая и неживая природа"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Конспект НОД направлен на развитие познавательного интереса детей к живой и неживой природе, воспитание желания активно изучать окружающий мир, формирование активности, любознательности, стремления к исследованию и экспериментированию, воспитание бережного отношения детей к природе. В ходе НОД у детей формируются умения в соблюдении экологических правил и правил безопасного поведения при встрече с птицами в природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_zhivaya_i_nezhivaya_priroda.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ«Лямбирский детский сад № 3» Лямбирского района Республики Мордовия
конспект НОД «Живая и неживая природа»
Подготовила:
воспитатель высшей квалификационной категории Синдянкина Н.А.
с. Лямбирь 2013
Задачи
Познание: развивать познавательный интерес детей к живой и неживой природе, воспитывать желание активно изучать окружающий мир, формировать у детей активность, любознательность, стремление к исследованию и эксперементированию.
Безопасность: формировать у детей умения в соблюдении экологических правил и правил безопасного поведения при встрече с птицами в природе.
Социализация: воспитывать основы бережного отношения детей к природе.
Материал: 2 фланелеграфа, картинки с изображением живой и неживой природы, картинки с изображением различных птиц, схема описания птицы, ТСО, поднос, сосуд с водой, шишки, кусочки поролона, дерева, гвозди, камушки.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с вами состоится важный разговор о живой и неживой природе.
Игра «Живая и неживая природа»
На фланелеграфе картинки с живой и неживой природой.
Воспитатель: Дети, мы с вами знаем, что природа делится на живую и неживую. Вот у меня здесь живая природа перепуталась с неживой. Помогите мне разобраться. Выберите, пожалуйста, картинки с живой природой на второй фланелеграф (дети отбирают картинки с живой природой).
Воспитатель: Объясните, почему гриб, бабочку, березу. Цветок, медведя вы отнесли к живой природе?
Дети: Потому что они растут, питаются, дышат. А камни, река, солнце, туча – неживая природа, потому что они не растут, не дышат, не питаются.
Воспитатель: А стол, стул, дом – это природа?
Дети: Нет, эти предметы созданы человеком.
Воспитатель: Дети, а сейчас мы с вами отправимся в мир живой природы.
(Воспитатель включает запись пения птиц).
Воспитатель: Дети, что вы слышите?
Дети: - Я слышу пение птиц.
- Слышу кукушку.
- Голоса различных птиц слышу.
Воспитатель: А каких птиц голоса вы слышите?
Дети: Сороки, кукушки, соловья.
Воспитатель: А какие птицы вам еще знакомы?
Дети: Иволга, воробей, галка, голубь, снегирь, курица.
(Воспитатель выкладывает на фланелеграфе изображения нескольких птиц).
Воспитатель: Почему вы думаете, что это птицы?
Дети: Они летают.
Воспитатель: Ребята, а я знаю еще птиц – стрекозу, бабочку, божью коровку – они все летают.
Дети: Нет, это не птицы.
Воспитатель: Но у них есть крылья! Все, кто летают – птицы, вы сами сказали.
Дети: Перья должны быть у птиц.
Воспитатель: А кто же бабочки, стрекозы, божьи коровки?
Дети: Это насекомые.
Воспитатель: Ребята, возьмите каждый себе карточку, которая лежит у вас на столе, и посмотрите, что на ней изображено? Назовите каждый свою птицу.
(Дети называют).
Воспитатель: Сосчитайте, сколько лапок у птиц? У всех ли есть клюв? Есть ли голова? Туловище? На чем держится голова? Сколько глаз? Имеется ли хвост?
Дети: Одна голова, два крыла и две лапки. Еще одна шея, один хвост, но два глаза, один клюв.
Воспитатель: Дети, что вы сейчас назвали?
Дети: Части тела.
Воспитатель: Дети, а теперь посчитайте, сколько этих частей тела у одной птицы?
(Дети считают).
Воспитатель: Сколько частей тела у каждой птицы?
Дети: Всего восемь частей.
Воспитатель: каждая птица имеет восемь частей тела. Значит, все птицы одинаковые?
Дети: Нет, все разные.
Воспитатель: Чем же отличаются ваши птицы?
Дети: - У моей сороки есть хвост, но он отличается от хвоста Светочкиного воробья.
- У меня гусь с длинной шеей, а у Сережиной курицы шеи почти нет.
Воспитатель: А повадки у всех птиц одинаковые?
Дети: Нет. Одни ходят важно, а другие прыгают.
Воспитатель: Дети, давайте мы с вами сейчас встанем и покажем манеру передвижения птиц.
(Дети «ходят», «летают», «добывают пищу», «спасаются от хищников»).
Дети: Дети, а сейчас я вас попрошу разделиться на две подгруппы: домашние птицы и птицы, которые живут в лесу.
Воспитатель: Разделились вы верно. Давайте посчитаем, сколько домашних птиц у нас в гостях?
Дети: Всего 6 птиц.
Воспитатель: (обращается ко второй группе). А ваши птицы живут в лесу?
Дети: Да.
Воспитатель: Только в лесу?
Дети: - Моя ворона прилетает в город.
- Воробей тоже больше живет в городе.
Воспитатель: Дети, я вам недавно читала произведение об одной умной птичке. Что это за птица?
Дети: Галка. Вы нам читали рассказ Л.Н. Толстого «Умная галка».
Воспитатель: Дети, а как еще можно назвать ту галку?
Дети: Хитрая, изобретательная, находчивая, сообразительная.
Воспитатель: Кто у нас будет изобретательной галкой?
(Дети все желают).
Воспитатель: Ладно, я вас всех превращаю в изобретательных галок. Давайте «полетаем» и приземлимся на свои места.
(На столе на голубом подносе стоит сосуд с водой, рядом лежат мячик, кусочки поролона, дерева, тряпочки, гвозди, камушки).
Воспитатель: Вот галки прилетели к воде и захотели попить. Напиться хотите, а как вы это будете делать?
(Дети предлагают разные варианты, кто-то хочет взять сосуд в руки).
Воспитатель: У галки руки выросли?
Дети: Нет, крылья.
Воспитатель: Крылья где?
Дети: За спиной.
Воспитатель: Вот и держите крылья за спиной!
(Дети ищут ресурсы. Предлагаются мяч, тряпочки, кусочки дерева и поролона. Выясняют, что все это не тонет).
Воспитатель: Почему они не тонут?
Дети: Они легкие.
Воспитатель: Значит, какие предметы нам нужны?
Дети: Нужны тяжелые предметы, которые будут тонуть.
Воспитатель: (Бросает гвозди, камушки). Правильно, при помощи этих предметов можно было бы поднять воду в кувшине. А кто из «галок» еще думает, как можно напиться из кувшина, не бросая в него тяжелых предметов?
«Галка»: Встать на скамейку и вытянуть стильно шею.
«Галка»: Уронить кувшин.
«Галки»: Выльется вода.
«Галка»: Она выльется в поднос!
Воспитатель: Интересно придумано! Давайте попробуем!
(Воспитатель проделывает опыт, вода растекается по подносу).
«Галки»: А мы руками так уронить не можем, у нас крылья за спиной.
Воспитатель: Что хорошего в том, что у вас крылья?
«Галки»: - Можем летать.
- Ими согреться можно.
- Они красивые.
Воспитатель: Что плохого в крыльях?
«Галки»: - Нельзя взять ничего в них.
- Делать ничего нельзя.
- Рисовать, лепить нельзя.
Воспитатель: Для человека лучше или хуже иметь крылья?
«Галки»: - Лучше руки! Ими все можно делать!
- А летать человек может в самолете!
Воспитатель: Молодцы! А сейчас я вас снова превращаю в умненьких деток. Скажите, что нового вы сегодня узнали на занятии?
(Ответы детей).
Воспитатель: Дети, запомните, что все птицы отличаются от насекомых, домашних и диких животных тем, что они имеют клюв, два крыла, перья, две лапы, тело покрыто перьями.
(На фланелеграфе выставляется схема).
Методическое обеспечение
- Умственное воспитание детей дошкольного возраста. Под ред. Н.Н. Подьякова, Ф.А. Сокина.
- Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности "Неживая природа. Что мы знаем о ней?"
Конспект образовательной деятельности "Неживая природа. Что мы знаем о ней?"...
Конспект занятия "Явления неживой природы. Гроза в природе."
Конспект занятия...
Конспект занятия на тему: «Что такое природа? Живая и неживая природа» ( 2 младшая группа)
Тема: «Что такое природа? Живая и неживая природа»Цель: дать детям понять, что природа – это наш общий домЗадачи:Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных ...
Конспект НОД «Окно в природу: живая и неживая природа» в средней группе
Цель: Обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию познавательных интересов....
Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм
Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)
Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...
Конспект занятия "Живая неживая природа"
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группеТема «Живая и неживая природа»Цель: формирование знаний у детей о живой и неживой природе, по средствам экспериментальной деят...