статья "Как формировать предпосылки универсальных учебных действий в дошкольном детстве."
статья

Яцкова Ирина Анатольевна

Что такое предпосылки универсальных учебных действий? Какими приемами и методами они формируются в дошкольном детстве? В статье дано подробное описание каждого блока универсальных учебных действий.

Материал полезен для педагогов и родителей детей-дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как формировать  предпосылки универсальных  учебных действий в дошкольном детстве.

Яцкова Ирина Анатольевна,
воспитатель ГБОУ СОШ №619

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком». Л. С. Выготский.  Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Если ребенок оказывается не подготовленным к школьным занятиям, в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребенок включается в особый режим. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку детей к обучению в школе, должна существовать преемственность.

Впервые на уровне нормативных документов в качестве одного из приоритетных целевых ориентиров дошкольного образования выделены универсальные предпосылки к учебной деятельности (УУД), обеспечивающие социальную успешность дошкольников при переходе к обучению в начальной школе, а, следовательно — преемственность дошкольного и начального образования. Термин «универсальные учебные действия» (УУД) в широком смысле означает умение учиться, т. е. способность обучающегося к саморазвитию и самосовершенствованию путём присвоения нового социального опыта. В другом, более узком значении - способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. В дошкольном возрасте речь идет о формировании предпосылок к УУД

Различают 4 блока универсальных учебных действий:

  • Личностные;
  • Познавательные;
  • Регулятивные;
  • Коммуникативные.

Рассмотрим , какие приемы и методы работы помогают формировать  каждый блок предпосылок .

Личностные предпосылки универсальных учебных действий:

  • (участие в обсуждениях, рассуждениях, спорах – во время обсуждений, рассуждений и споров дети учатся аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
  • подведение промежуточных итогов и итогов занятия – во время подведения итогов у детей происходит осмысление полученных знаний и опыта;
  • творческие задания – повышают интерес к процессу познания, изучения нового материала;
  • самооценка – детям предлагается оценить свою работу, свои достижения на занятии, а также может быть предложено, оценить работу других детей;
  • дневники достижений – ведут с целью повышения своей эффективности и самооценки. Можно предложить детям приклеивать в дневник наклейки за какое-то достижение, даже за самое маленькое;

Регулятивные предпосылки универсальных учебных действий:

  • «преднамеренные ошибки» – детям предлагаются задания с заранее обдуманными ошибками, которые они должны найти, назвать и обосновать;
  • поиск нужного материала (картинок) – требуется найти среди предложенных картинок, картинки по заданной теме;
  • взаимоконтроль – детям предлагается проверить правильность выполнения того или иного задания;
  • взаимный диктант (задание) – работа проводится в парах, детям предлагается придумать задание из предложенного материала по теме для своего напарника и проверить правильность выполнения этого задания;
  • заучивание материала наизусть – предлагается выучить стихотворение, потешку, скороговорку, и др. наизусть;
  • «ищу ошибки» – могут быть предложены задания, где надо найти ошибки, например в словах, или отыскать неправильно написанные буквы;
  • контрольный опрос – может использоваться как в конце занятия, так и во время занятия, с целью осуществления контроля по пониманию темы. Можно предложить детям самостоятельно придумать вопросы по теме для других детей.

Познавательные предпосылки универсальных учебных действий:

  • классификация – детям предлагается распределить какие-то объекты по группам;
  • анализ – предлагается выделить, расчленить объект на составляющие его элементы;
  • синтез – объединение отдельных компонентов в целое;
  • сравнение – детям предлагается найти и выделить черты сходства и различия в предметах;
  • обобщение – выделение общих существенных свойств в сравниваемых объектах;
  • сериация – установление последовательных взаимосвязей, выстраивание объектов в определенном порядке;
  • сернация – построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов.
  • исключение лишнего – нахождение «лишнего» предмета и объяснение, почему этот предмет является лишним.
  • подбор подходящего – необходимо подобрать к предложенным предметам, подходящий по смыслу предмет;
  • прохождение лабиринтов – детям предлагается пройти по лабиринту от начала до конца;
  • работа с разного вида таблицами – детям предлагаются игры и упражнения типа «Чего не хватает в таблице?», «Заполни таблицу», «Что изменилось в таблице» и т.п.;
  • знаки и символы – умение работать со знаками и символами;
  • работа со схемами, составление схем-опор;
  • решение логических задач – решение различных логических задач, в том числе и задачи с отрицанием;
  • установление причинно-следственных связей – «что сначала, что потом»;

Коммуникативные  предпосылки универсальных учебных действий:

  • «составь рассказ», «опиши предмет» – детям предлагается составить рассказ или описать предмет с опорой на картинку или без нее;
  • составление диалога (работа в парах) – можно предложить детям разыграть ситуацию в парах, использую диалоговую речь.
  • «составь задание» – дети составляют задание друг для друга;
  • «выскажи свое мнение о…» – детям предлагается высказать свое мнение, например о поведении детей на картинке (хорошо, плохо), о предметах (красиво, не красиво);
  • обсуждение, рассуждение, спор – предлагается обсудить определенные вопросы по теме, выразить свое мнение, и доказать свою точку зрения;
  • групповая работа – любая совместная групповая работа формирует коммуникативные УУД;
  • «объясни…» – можно объяснять выполнение своих действий, или прокомментировать картинку.
  • «ответь на вопросы» – детям предлагается ответить на вопросы педагога или группы по изучаемой теме или по определенному заданию. 

Сегодня процесс обучения – это не готовый конспект, а поиск и сотворчество, при котором дети учатся планировать, делать выводы, приобретают новые знания через собственную деятельность. Воспитателю в современных условиях на основе известных методов необходимо выработать свой стиль работы, формы сотрудничества эффективное использование приемов активизации познавательной деятельности.

Преемственность детского сада и школы, где «детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка, а также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование работы с родителями по программе "Из детства - в отрочество" - "Физическая культура в дошкольном детстве" Н.В. Полтавцевой, Н.А. Гордовой - старшая группа

Программа "Из детства - в отрочество" включает родителей в развитие у старших дошкольников способности планировать и действовать эффективно в повседневных ситуациях...

Формирование универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников

Формирование  универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения как предпосылка к формированию  универсальных учебных действий  у первоклассников...

Проектная деятельность как средство формирования познавательных интересов и познавательных действий детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО

Выступление в рамках секционного заседания городской конференции  «ФГОС дошкольного образования: галерея лучших педагогических практик»...

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ВЗАИМО-ДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУ-ШЕНИЯМИ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Данная статья посвящена изучению технологии логопедической ритмики как эффективного метода взаимодействия детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в инклюзивной организации. Автором обозначен...

Статья "Детская лаборатория как средство формирования познавательных действий ребёнка дошкольного возраста"

Данная статья рекомендована для печатания в сборник материалов XXI Всероссийской научно-практической конференции "Психология и педагогика детства: дети третьего тысячелетия" (г.Красноярск)...