статья "Как формировать предпосылки универсальных учебных действий в дошкольном детстве."
статья
Что такое предпосылки универсальных учебных действий? Какими приемами и методами они формируются в дошкольном детстве? В статье дано подробное описание каждого блока универсальных учебных действий.
Материал полезен для педагогов и родителей детей-дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_formirovat_predposylki_universalnyh_uchebnyh_deystviy_v_doshkolnom_detstve.docx | 21.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Как формировать предпосылки универсальных учебных действий в дошкольном детстве.
Яцкова Ирина Анатольевна,
воспитатель ГБОУ СОШ №619
«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком». Л. С. Выготский. Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Если ребенок оказывается не подготовленным к школьным занятиям, в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребенок включается в особый режим. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку детей к обучению в школе, должна существовать преемственность.
Впервые на уровне нормативных документов в качестве одного из приоритетных целевых ориентиров дошкольного образования выделены универсальные предпосылки к учебной деятельности (УУД), обеспечивающие социальную успешность дошкольников при переходе к обучению в начальной школе, а, следовательно — преемственность дошкольного и начального образования. Термин «универсальные учебные действия» (УУД) в широком смысле означает умение учиться, т. е. способность обучающегося к саморазвитию и самосовершенствованию путём присвоения нового социального опыта. В другом, более узком значении - способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. В дошкольном возрасте речь идет о формировании предпосылок к УУД
Различают 4 блока универсальных учебных действий:
- Личностные;
- Познавательные;
- Регулятивные;
- Коммуникативные.
Рассмотрим , какие приемы и методы работы помогают формировать каждый блок предпосылок .
Личностные предпосылки универсальных учебных действий:
- (участие в обсуждениях, рассуждениях, спорах – во время обсуждений, рассуждений и споров дети учатся аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
- подведение промежуточных итогов и итогов занятия – во время подведения итогов у детей происходит осмысление полученных знаний и опыта;
- творческие задания – повышают интерес к процессу познания, изучения нового материала;
- самооценка – детям предлагается оценить свою работу, свои достижения на занятии, а также может быть предложено, оценить работу других детей;
- дневники достижений – ведут с целью повышения своей эффективности и самооценки. Можно предложить детям приклеивать в дневник наклейки за какое-то достижение, даже за самое маленькое;
Регулятивные предпосылки универсальных учебных действий:
- «преднамеренные ошибки» – детям предлагаются задания с заранее обдуманными ошибками, которые они должны найти, назвать и обосновать;
- поиск нужного материала (картинок) – требуется найти среди предложенных картинок, картинки по заданной теме;
- взаимоконтроль – детям предлагается проверить правильность выполнения того или иного задания;
- взаимный диктант (задание) – работа проводится в парах, детям предлагается придумать задание из предложенного материала по теме для своего напарника и проверить правильность выполнения этого задания;
- заучивание материала наизусть – предлагается выучить стихотворение, потешку, скороговорку, и др. наизусть;
- «ищу ошибки» – могут быть предложены задания, где надо найти ошибки, например в словах, или отыскать неправильно написанные буквы;
- контрольный опрос – может использоваться как в конце занятия, так и во время занятия, с целью осуществления контроля по пониманию темы. Можно предложить детям самостоятельно придумать вопросы по теме для других детей.
Познавательные предпосылки универсальных учебных действий:
- классификация – детям предлагается распределить какие-то объекты по группам;
- анализ – предлагается выделить, расчленить объект на составляющие его элементы;
- синтез – объединение отдельных компонентов в целое;
- сравнение – детям предлагается найти и выделить черты сходства и различия в предметах;
- обобщение – выделение общих существенных свойств в сравниваемых объектах;
- сериация – установление последовательных взаимосвязей, выстраивание объектов в определенном порядке;
- сернация – построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов.
- исключение лишнего – нахождение «лишнего» предмета и объяснение, почему этот предмет является лишним.
- подбор подходящего – необходимо подобрать к предложенным предметам, подходящий по смыслу предмет;
- прохождение лабиринтов – детям предлагается пройти по лабиринту от начала до конца;
- работа с разного вида таблицами – детям предлагаются игры и упражнения типа «Чего не хватает в таблице?», «Заполни таблицу», «Что изменилось в таблице» и т.п.;
- знаки и символы – умение работать со знаками и символами;
- работа со схемами, составление схем-опор;
- решение логических задач – решение различных логических задач, в том числе и задачи с отрицанием;
- установление причинно-следственных связей – «что сначала, что потом»;
Коммуникативные предпосылки универсальных учебных действий:
- «составь рассказ», «опиши предмет» – детям предлагается составить рассказ или описать предмет с опорой на картинку или без нее;
- составление диалога (работа в парах) – можно предложить детям разыграть ситуацию в парах, использую диалоговую речь.
- «составь задание» – дети составляют задание друг для друга;
- «выскажи свое мнение о…» – детям предлагается высказать свое мнение, например о поведении детей на картинке (хорошо, плохо), о предметах (красиво, не красиво);
- обсуждение, рассуждение, спор – предлагается обсудить определенные вопросы по теме, выразить свое мнение, и доказать свою точку зрения;
- групповая работа – любая совместная групповая работа формирует коммуникативные УУД;
- «объясни…» – можно объяснять выполнение своих действий, или прокомментировать картинку.
- «ответь на вопросы» – детям предлагается ответить на вопросы педагога или группы по изучаемой теме или по определенному заданию.
Сегодня процесс обучения – это не готовый конспект, а поиск и сотворчество, при котором дети учатся планировать, делать выводы, приобретают новые знания через собственную деятельность. Воспитателю в современных условиях на основе известных методов необходимо выработать свой стиль работы, формы сотрудничества эффективное использование приемов активизации познавательной деятельности.
Преемственность детского сада и школы, где «детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка, а также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у младших школьников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование работы с родителями по программе "Из детства - в отрочество" - "Физическая культура в дошкольном детстве" Н.В. Полтавцевой, Н.А. Гордовой - старшая группа
Программа "Из детства - в отрочество" включает родителей в развитие у старших дошкольников способности планировать и действовать эффективно в повседневных ситуациях...
Планирование работы с родителями по программе "Из детства - в отрочество" - "Физическая культура в дошкольном детстве" Н.В. Полтавцевой, Н.А. Гордовой - подготовительная группа
Планирование работы с родителями детей подготовительной группы...
Формирование универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников
Формирование универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников...
Проектная деятельность как средство формирования познавательных интересов и познавательных действий детей дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО
Выступление в рамках секционного заседания городской конференции «ФГОС дошкольного образования: галерея лучших педагогических практик»...
Универсальные игровые действия в дошкольном учреждении или как научить дошкольника самостоятельности
Практика развития самостоятельности у дошкольников...
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД ВЗАИМО-ДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУ-ШЕНИЯМИ В ИНКЛЮЗИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Данная статья посвящена изучению технологии логопедической ритмики как эффективного метода взаимодействия детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в инклюзивной организации. Автором обозначен...
Статья "Детская лаборатория как средство формирования познавательных действий ребёнка дошкольного возраста"
Данная статья рекомендована для печатания в сборник материалов XXI Всероссийской научно-практической конференции "Психология и педагогика детства: дети третьего тысячелетия" (г.Красноярск)...