Программа "Познание, музыка, успех"
рабочая программа

Махина Елена Алексеевна

Рабочая программа музыкального воспитания и  развития в разновозрастной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_2.docx119.42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Красноборская  средняя школа»

СП «Детский сад «Звёздочка»

Муниципального образования

 "Красноборский муниципальный район"

 Архангельской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 "Черевковская средняя школа"

СП «Детский сад «Золотая рыбка»

    Муниципального образования "Красноборский муниципальный район"

 Архангельской области

Рабочая программа

музыкального воспитания и развития

в разновозрастной группе

«Познание, музыка, развитие, успех»

Красноборск 2018

Авторский коллектив:

Махина Е.А.

музыкальный руководитель,

Рогатых Т.Ю.

воспитатель разновозрастной группы

№ п\п

Содержание

Стр.

 I.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1

Пояснительная записка

3

1.2

Характеристика групп

4

1.3

Механизм принятия Программы, внесения изменений и дополнений

4

1.4

Цели и задачи реализации программы

5

1.5

Принципы и подходы в организации образовательного процесса педагога, реализующего программу "Познание, музыка, развитие, успех»

6

1.6.

Планируемые результаты освоения Программы

7

1.7.

  Оценка качества   образовательной деятельности

в разновозрастной группе

8

II.

 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.

Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка, представленная   образовательными областями

9

2.2.

Специфика организации  образовательного процесса

в разновозрастной группе

10

2.3.

Характеристики возрастного развития воспитанников

11

2.4.

 Планирование образовательной деятельности

12

2.5.

Комплексно-тематическое планирование

14

2.6.

Формы работы по организации совместной деятельности с семьей для реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие, Музыка»

15

2.7.

Развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству (разновозрастная группа от 1.5 – 3 лет)

16

2.8.

Развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству (разновозрастная группа 4-7 лет)

17

2.9.

Психолого-педагогические условия  реализации программы

18

III.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.

Организация образовательной среды

20

3.2.

Комплекс методического обеспечения музыкального образовательного процесса    

21

3.3.

Литература

22

Приложение 1. Методика «Карта одарённости»

25

Приложение 2. Диагностическая методика

изучения музыкальности и эстетических чувств у детей 3-7 лет

29

Приложение 3. Анкета оценки качества организации и проведения  музыкального мероприятия

31

Приложение 4.  Анкета для родителей

32

   Приложение 5. Календарно-тематический план образовательной деятельности (младший возраст)

Отдельные листы

Приложение 6. Календарно-тематический план образовательной деятельности (старший возраст)

Отдельные листы

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

        Программа "Познание, музыка, развитие, успех" по музыкальному воспитанию и развитию детей разновозрастной группы (далее Программа) спроектирована с учетом основной образовательной программы дошкольного образования структурного подразделения "Детский сад "Золотая рыбка" муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Черевковская средняя школа" муниципального образования «Красноборский муниципальный район» Архангельской области.

         Программа разработана с опорой на ФГОС и направлена на создание оптимальных условий для развития и реализации возможностей каждого ребёнка, посещающего ДОО.

        «Познание, музыка, развитие, успех» формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста.

        Образовательный процесс реализуется через интеграцию образовательных областей в сочетании с принципом педагогизации, что позволяет в разновозрастной группе педагогу решать несколько задач, касающихся различных областей развития, а детям осваивать содержание нескольких разделов программы одновременно, что в свою очередь экономит время для организации игровой и самостоятельной деятельности.

         Основная идея программы «Познание, музыка, развитие, успех» заключается в воспитании  общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины; способствует приобретению положительного эмоционально окрашенного опыта в различных видах музыкальной деятельности, что создаёт условия для гармоничного развития личности ребёнка, успешного включения в мир социальных отношений и   счастливого проживания периода дошкольного  детства.  

        Программа учитывает возрастные и психологические особенности  воспитанников, направлена на формирование ценностного отношения к своему здоровью, воспитание чувства любви к Родине и поддержке активной жизненной позиции.

         В Программе учтены концептуальные положения реализуемой в ДОО примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой).

        Нормативно-правовую основу для разработки Программы составили:

- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

- ФГОС ДО, утверждённый приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.

1.2. Характеристика группы

Результаты проведения методики А.И. Савенкова заносятся в таблицу. Данная  методика позволяет   количественно оценить степень выраженности у ребёнка различных видов одарённости и определить, какой вид одарённости  преобладает в настоящее время.

Утверждения, можно рассматривать как программу  дальнейшего развития каждого воспитанника разновозрастной группы.

Материалы данной таблицы помогают воспитателю объединить детей по интересам для создания оптимальных условий усвоения программы «Познание, музыка, развитие, успех».

            Методика адресована родителям (может применяться и педагогами). Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет.

           Методика А.А. Савенкова представлена в Приложении 1.

ФИО, возраст

Особые образовательные потребности

Интеллектуальная

Творческая

Академическая

Художественно-изобразительная

Музыкальная

Литературная

Артистическая

Техническая

Лидерская

Спортивная

ОВЗ

1

2

3

4

5

6

7

1.3. Механизм принятия Программы, внесения изменений

 и дополнений

Программа разрабатывается педагогом, работающим с детьми  возрастных групп (младшая и старшая). Рабочая программа рассматривается на педагогическом совете, согласуется со старшим воспитателем, утверждается руководителем ДОО. При несоответствии Программы установленным Положением требованиям руководитель накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения.

Дополнения к Программе вносятся по мере необходимости.

1.4. Цели и задачи реализации программы

 Программа направлена на создание оптимальных условий для развития ребенка, открывающих возможности его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками; в соответствующих возрасту видах деятельности;  создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Ведущей целью Программы «Познание, музыка, развитие, успех» является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств, подготовка к жизни в современном обществе.

 Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

        Программа  направлена на решение следующих задач:

- охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие;

- обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства;

- создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

- объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

-формировать общую культуру личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи, повышение компетентности родителей (законных представителей) и единство подходов к воспитанию детей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

- обеспечить реализацию Программы через организацию  развивающей предметно-пространственной среды.

         Программа предусматривает преемственность музыкального содержания во всех видах музыкальной деятельности. Музыкальный репертуар, сопровождающий музыкально – образовательный процесс формируется из различных программных сборников, которые перечислены в списке  литературы.

         Репертуар -  является вариативным компонентом программы и  может изменяться, дополняться,  в связи с поставленными задачами, календарными событиями и  планом реализации коллективных и индивидуально – ориентированных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение образовательных потребностей  разных категорий детей.

1.5. Принципы и подходы в организации образовательного процесса

        Принципы педагогического процесса отражают основные требования к организации педагогической деятельности, указывают ее направление, а в конечном итоге помогают творчески подойти к построению педагогического процесса.

       Педагогические принципы в Программе  выступают в качестве нормативного требования и служат критерием для повышения эффективности педагогической практики.

       Программа опирается на   следующие принципы  образования детей дошкольного возраста:

- принцип интегративности – определяется взаимосвязью и взаимопроникновением разных видов искусства и разнообразной художественно-творческой деятельностью;

- принцип гуманности  - любовь к жизни, любовь к искусству, любовь к ребёнку. Это триединство лежит в основе формирования личности.

- принцип деятельности (деятельностный подход) – формирование умений самостоятельно применять  знания в разных  областях;

- принцип культуросообразности – содержание программы выстраивается как последовательное освоение общечеловеческих ценностей культуры, где ведущей ценностью является человек, как личность способная создавать;

- принцип вариативности – материал постоянно варьируется, представляя тем самым необычность и новизну, эффект неожиданности;

- принцип креативности (организации творческой деятельности);

- принцип эстетизации – предполагает наполнение жизни детей яркими переживаниями от соприкосновения с произведениями искусства, овладение языком искусства;

- принцип свободы выбора – в любом обучающем или  управляющем действии предоставлять  ребенку выбор;

- принцип обратной связи - предполагает рефлексию педагогической деятельности и деятельности детей, анализ настроения и самочувствия ребенка, мониторинг уровня развития дошкольников, диагностику индивидуальных особенностей;

- принцип адаптивности – предполагает гибкое применение содержания и методов эмоционально-творческого развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребёнка.

1.6. Планируемые результаты освоения Программы

Разновозрастная группа от 1,5 до 4 лет

Разновозрастная группа от 4 до 7 лет

  • слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер;
  • узнавать песни, мелодии;
  • различать звуки по высоте (секста-септима);
  • петь протяжно, четко поизносить слова;
  • выполнять движения в соответствии с характером музыки»
  • инсценировать (вместе с педагогом) песни, хороводы;
  • играть на металлофоне  

Целевые ориентиры по ФГОС ДО:

-ребенок проявляет любознательность;

-владеет основными понятиями;

-контролирует свои движения;

-обладает основными музыкальными представлениями;

 

  • узнавать гимн РФ;
  • определять музыкальный жанр произведения;
  • различать части произведения;
  • определять настроение, характер музыкального произведения; слышать в музыке изобразительные моменты;
  • воспроизводить и чисто петь несложные песни в удобном диапазоне;
  • сохранять правильное положение корпуса при пении (певческая посадка);
  • выразительно двигаться в соответствии с характером музыки, образа;
  • передавать несложный ритмический рисунок;
  • выполнять танцевальные движения качественно;
  • инсценировать игровые песни;
  • исполнять сольно и в оркестре простые песни и мелодии.  

Целевые ориентиры по ФГОС ДО:

-ребенок опирается на свои знания и умения в различных видах музыкально – художественной деятельности.

          Положительным результатом реализации рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников в разновозрастной группе  следует считать:

- сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку, умение передавать выразительные музыкальные образы, воспринимать и передавать в пении, движении основные средства выразительности музыкальных   произведений;

- сформированность двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и точность движений, пластичность), умение передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации, проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной деятельности.

Эти навыки способствуют развитию предпосылок:

  • ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства;
  • становления эстетического отношения к окружающему миру;
  • формированию элементарных представлений о видах музыкального искусства;
  • сопереживания персонажам художественных произведений;
  • реализации самостоятельной творческой деятельности.

1.7. Оценка качества   образовательной деятельности

в разновозрастной группе

        В соответствии с ООП ДО СП "Детский сад "Золотая рыбка" предусмотрены следующие уровни системы оценки качества:

  • диагностика развития ребенка, используемая как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной  связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по Программе -

 наблюдение, диагностика (Приложение 2);

  • внутренняя оценка, самооценка детского сада
  • анкетирование/опросы сотрудников, самоанализ(Приложение 3);
  • внешняя оценка детского сада - анкетирование/ опросы  родителей (Приложение 4)

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка, представленная   образовательными областями

        Содержание Программы выстраивается на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" по ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, обеспечивая развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности, и охватывает образовательную область «Художественно-эстетическое развитее» по направлению «Музыка».

Социально-

коммуникативное развитие

  • формирование представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве;
  • развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу
  • формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности

2.

Познавательное развитие

  • расширение кругозора детей в области о музыки; сенсорное развитие,
  • формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества

3.

Речевое развитие

  • развитие свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки;
  • развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности;
  • практическое овладение воспитанниками нормами речи.

4.

Художественно - эстетическое

развитие

  • развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, использование художественных произведений, закрепления результатов восприятия музыки.
  • Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности;
  • Развитие детского творчества.

     использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия

5.

Физическое развитие

  • развитие физических качеств музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения

различных видов детской деятельности и двигательной активности

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей,
  • формирование представлений о здоровом образе жизни, арттерапия средствами искусства, релаксация.

2.2. Специфика организации  образовательного процесса

в разновозрастной группе

         

        В дошкольном образовании обучение детей базируется на двух видах деятельности: игра и  НОД. В разновозрастной  группе, при хорошо организованной пространственно-обучающей среде, игра даёт больший положительный эффект, чем в одновозрастной.

        В значительной степени присутствует самостоятельный и взаимно обучающий компонент. Воспитатель организовывает и играет с детьми; дошкольники, участвуя в игре, получают новые знания или закрепляют уже изученное. При организации образовательных занятий возникают трудности ввиду различия в продолжительности занятий и умственной сложности

        НОД в разновозрастной группе происходит одновременно со всеми детьми и  разложена на этапы, что позволяет сориентировать детей на развивающее обучение. НОД  организуется воспитателем по следующим алгоритмам:

        1. Начинаются занятия с детьми старшего возраста, продолжаются с включением детей средней возрастной категории, а затем уже подключаются и малыши.

       2. Занятия начинаются с игры, которая подходит самым маленьким, а затем уже переходят к упражнениям большей сложности и более информационно насыщенному блоку.

       При этом на протяжении всех занятий в разновозрастной группе в процессе решения тех или иных задач участвуют все дети. Разница лишь в нагрузке и объеме заданий, а также их сложности. Такая организация НОД дает возможность сориентироваться, как нужно осваивать те или иные навыки или знания.  

       Преимущества реализации программы в разновозрастной группе:

- Развивающее обучение. Младшие дети расширяют «зону ближайшего развития не только взаимодействуя с педагогом, но и со старшими детьми.

 - Саморазвитие. Стремление наследовать поведение и поступки детей постарше приучают к самостоятельности, организованности. При этом старшие дети стараются быть примером, а соответственно, также контролируют свои действия, стараются показать свои знания, навыки, выполнить задание лучше.

- Взаимопомощь. При формировании группы из детей разного возраста педагоги понимают, что сами дети будут стараться помочь друг другу. Это позволяет повысить эффективность обучения, формирует у детей ощущение того, что вместе легче решать любые задачи. В такой группе дети не обижают друг друга, а стараются всячески помогать.

- Ответственность.  Взаимодействие детей старшего, среднего и младшего возраста является важным фактором при работе в группах. Занятия в группах проводятся преимущественно по принципу командной игры, что не просто дает знания, но и формирует чувство ответственности.

- Получение разносторонних знаний.  Дети разных возрастов во время занятий обмениваются мнениями, впечатлениями, а не просто демонстрируют знания. Это дает возможность гармонично всесторонне развиваться.

- Занятия с учетом умственных и психологических особенностей, а не возраста. При формировании групп с каждым ребенком индивидуально проводит беседу с малышом, чтобы понять уровень его развития. После определенных тестов формируются группы. Это позволяет распланировать на дальнейшее занятия с различным уровнем сложности.

- Индивидуальный подход к ребенку. Поскольку группы в детском саду небольшие, то во время занятий удается уделить внимание каждому ребенку. А учитывая разницу в возрасте, проявляется индивидуальность детей.

- Разносторонняя социализация. Разновозрастная группа позволяет построить различные варианты общения. Так, ребенок строит связи «ребенок-взрослый», где воспитатель играют роль наставника и учителя. Также формируется связь «сверстник-сверстник», где появляется опыт общения с себе равным. Третей формой общения выступает «малыш – старший ребенок» и соответственно «младший – старший». Такие варианты общения позволяют оценить различные возможности социализации, дает больше возможностей личностного развития.

2.3.Характеристики возрастного развития воспитанников

       На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения; совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий; различать мелодии, петь. Для детей этого возраста характерна несознательность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников.   В младшем дошкольном возрасте  развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэтолонов, переходят к культурно выработанным средствам восприятия. Развиваются память и внимание: узнают знакомые песни, различают звуки на высоте. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление.  Основные достижения возраста  связаны с совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, развитием памяти, внимания, речи. Продолжает развиваться у детей интерес к музыке, желание её слушать, вызывать эмоциональную  отзывчивость при восприятии музыкальных произведений. Обогащаются музыкальные впечатления, способствующие дальнейшему развитию  основ музыкальной культуры.

        В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке, формируется музыкальная культура на основе знакомства с композиторами, с классической, народной и современной музыкой. Продолжают развиваться музыкальные способности: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух, эмоциональная отзывчивость и творческая активность.   В этом возрасте продолжается приобщение детей к музыкальной культуре. Воспитывается художественный вкус, сознательное отношение к отечественному музыкальному наследию и современной музыке. Совершенствуется звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух. Продолжают обогащаться музыкальные впечатления детей, вызывается яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. Продолжает формироваться певческий голос, развиваются навыки движения под музыку.  

2.4. Планирование образовательной деятельности

         В основу программы «Познание, музыка, развитие, успех» положено  комплексно-тематическое планирование. Тема отражается в подборе музыкального материала, иллюстраций, дидактических игр,  находящихся в зонах развития. НОД реализуется  в форме сотрудничества в системах: воспитатель - дети, дети – дети, где воспитанники становятся активными участниками музыкально-образовательного процесса.

Группа

Возраст

Длительность занятия (минут)

Младшая группа

с 1,5 до  4 лет

15-20

 

Старшая группа

 с 4  до  7 лет

 25-30

 

Структурный компонент НОД

Цель

  1. Вводная часть (упражнения)

Создание условий  для освоения   навыков исполнения основных и танцевальных движений, которые будут использованы в плясках, танцах, хороводах.

  1. Основная часть:

-восприятие, слушание;

-исполнительская деятельность (пение);

-дидактические игры;

Развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.

Создание условий для освоения детьми певческих навыков;

Развитие музыкальных способностей, закрепление полученных знаний в игровой форме;

  1. Заключительная часть:

- музыкально-ритмические движения;

-музыкальные игры;

-развитие эмоционального восприятия музыкального произведении и передача образа в движении;

Виды  ОД

 Характеристика

Индивидуальная

Проводятся индивидуально. Это типично для детей раннего и младшего дошкольного возраста. Продолжительность такого занятия 5-10 минут, 2 раза в неделю. Для детей старшего дошкольного возраста организуется с целью совершенствования и развития музыкальных способностей, умений и навыков музыкального исполнительства;

Подгрупповая

Проводятся с детьми 2-3 раза в неделю по 10-20 минут, в зависимости от возраста дошкольников.

Фронтальные

Проводятся со всеми детьми возрастной группы, их продолжительность также зависит от возрастных возможностей воспитанников.

Объединенные

Организуются с детьми нескольких  возрастных групп.

Типовое (или традиционное)  

Включает в себя все виды музыкальной деятельности детей (восприятие. исполнительство и творчество) и подразумевает последовательно их чередование. Структура музыкального занятия может варьироваться.

Доминантное

Это занятие с одним преобладающим видом музыкальной деятельности. Направленное на развитие какой-либо одной музыкальной способности детей (ладовое чувство, чувство ритма, звуковысотного слуха). В этом случае оно может включать разные виды музыкальной деятельности , но при одном условии – каждая из них направлена на совершенствование доминирующей способности у ребенка).

 Тематическое  

Определяется наличием конкретной темы, которая является сквозной для всех видов  музыкальной деятельности детей.

Комплексные

Основываются на взаимодействии различных видов искусства – музыки, живописи, литературы, театра, архитектуры и т.д. Их цель – объединять разные виды художественной деятельности детей(музыкальную, театрализованную, художественно- речевую, продуктивную) обогатить представление детей о специфики различных видов искусства и особенностях выразительных средств; о взаимосвязи искусств.

Интегрированные

Отличается наличием взаимовлияния и взаимопроникновения (интеграцией) содержания разных образовательных областей программы, различных видов деятельности, разных видах искусства, работающих на раскрытие в первую очередь идеи или темы, какого – либо явления, образа.

2.5. Комплексно-тематическое планирование

Месяц

Неделя

Название

Сентябрь

1-ая

«Школа»

2-ая

«Золотая осень»

3-я

«Лесное лукошко- ягоды, грибы для весёлой детворы»

4-ая

«Овощи, фрукты»

Октябрь

1-ая

«Хлеб - всему голова»

2-ая

«Красноборье мастеровое»

3-я

«Профессии разные людям нужны»

4-ая

«Правила дорожные изучать положено»

Ноябрь

1-ая

«Россия -  Родина моя»

2-ая

«Малая родина: как  играли в старину»

3-я

«Мой дом, моя семья»

4-ая

«Мамочка милая, мама моя»

Декабрь

1-ая

«А.Борисов – путешественник и певец северных льдов»

2-ая

«Дикие животные Арктики»

3-я

«Поморские сказки»

4-ая

«Новогодний хоровод, пляшет маленький народ»

Январь

1-ая

«Коляда, коляда, отворяй ворота»

2-ая

«Прабабушкин сундук»

3-я

«Домашние животные»

4-ая

«Водоёмы Архангельской области: родник, река, Белое море»

Февраль

1-ая

«Народные инструменты: жалейка, балалайка, гармошечка- говорушечка»

2-ая

«Дикие животные северных лесов»

3-я

«М.В. Ломоносов – великий помор, учёный, поэт, изобретатель»

4-ая

«Военные профессии – на страже Родины моей»

Март

1-ая

«Весенняя капель»

2-ая

«Удивительный мир птиц»

3-я

«Растения – лёгкие земли»

4-ая

Каникулы «Театральный разъезд»

Апрель

1-ая

«Секреты здоровья»

2-ая

«Как человек покорил Космос»

3-я

«Пасхальная радость»

4-ая

«Земля наш общий дом, заботится каждому, нужно о нём»

Май

1-ая

«Памяти павших,   будьте достойны»

2-ая

«День семьи»

3-я

«Цветы и насекомые»

4-ая

«Спорт»

 

2.6. Формы работы по организации совместной деятельности с семьей для реализации образовательной области

«Художественно-эстетическое развитие, Музыка»

         Одной из основных задач, прописанных в Законе об образовании РФ «является взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития личности ребёнка. Взаимосвязь семьи и ДО проявляется в активном участии родителей в жизни детского сада и группы, разнообразии форм и методов, направленных на удовлетворение интересов. Система работы по организации совместной деятельности позволяет повысить уровень компетентности родителей и законных представителей, что способствует успешному освоению дошкольниками программы по музыкальному воспитанию и развитию.

Месяц

Праздники

Сентябрь

«В гостях у Сентябринки»

Октябрь

«Праздник зонтиков»

Ноябрь

Праздник «Мама, солнышко моё»»

Декабрь

Новогоднее цирковое представление

Январь

«Зимняя олимпиада»

Февраль

«Я бы в моряки пошёл, пусть меня научат»

Март

«Игра на весенней проталинке»

Апрель

«Праздник веселых поварят»

Май

Праздник «По следам бременских музыкантов»

Июнь

«Лето, лето, лето!»

       

Месяц

Педагогическое просвещение родителей

Включение родителей в музыкально-образовательное

пространство ДОУ

Социально значимые мероприятия

С.

Анкетирование «Музыка в вашей семье»

О.

Консультация «Взаимодействие детского сада и семьи как условие развития музыкальных способностей ребенка».

Создание родителями шумовых музыкальных инструментов

Изготовление сувениров для пожилых людей из Дома престарелых.

Н.

Консультация  «Развитие музыкально-ритмических навыков у ребёнка» 

Д.

Консультация «Как петь с ребёнком, чтобы не навредить голосу?»

Привлечение родителей к изготовлению новогодних костюмов, атрибутов

Акция «Новогодние чудеса» по оформлению подарков детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию

Я.

Консультация «Музыка как средство развития ребенка»

Ф.

Консультация «Детские музыкальные мультипликационные фильмы как средство развития музыкальных способностей у детей»

Создание библиотеки  аудио и видеодисков с музыкальными сказками, мультфильмами.

М.

Консультация « Как одеть ребёнка на праздник», «Как заучивать наизусть стихотворения с детьми»

А.

Рекомендации «Роль дыхательной гимнастики, как метод оздоровления дошкольников»

М.

Консультация «Музыкотерапия в детском саду и дома. Репертуар для прослушивания дома».

Участие в Фестивале семейного творчества «Моя семья- моё богатство!»

Экологическая акция  по уборке исторических мест посёлка «Чистый дом, чистая улица, чистая планета!

И.

Консультация «Как провести с ребенком музыкальное день рождение, праздник»

         Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

2.7. Развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству (разновозрастная группа от 1.5 – 3 лет)

Содержание работы по реализации образовательной области «Художественно-эстетическое направление. Музыка» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:

  • развитие музыкально художественной деятельности;
  • приобщение к музыкальному искусству».

       Слушание:

-развивать интерес к музыке, желание слушать народную и классическую музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения;

-развивать умение внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать о чем (о ком) поется эмоционально реагировать на содержание;

-развивать умение различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, фортепьяно, металлофона);

       Пение:

-вызывать активность детей при подпевании и пении;

-развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем). -постепенно приучать к сольному пению;

       Музыкально-ритмические движения:

-развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения;

-продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук и т.д.);

-формировать умение начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием; передавать образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идет);

-совершенствовать умение выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни;

Календарно-тематический план см. в Приложении 5.

2.8. Развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству (разновозрастная группа 4-7 лет)

       Слушание:

-продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание слушать ее. Закреплять знания о жанрах в музыке (песня, танец, марш);

-обогащать музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры, осознанного отношения к музыке;

-формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться, слушать произведение до конца);

-развивать умение чувствовать характер музыки, узнавать знакомые произведения, высказывать свои впечатления о прослушанном;

-формировать умение замечать выразительные средства музыкального произведения (тихо, громко, медленно, быстро);

-развивать способность различать звуки по высоте (высокий, низкий в пределах сексты, септимы);

       Пение:

-формировать навыки выразительного пения, умение петь протяжна подвижно, согласованно (в пределах ре  си первой октавы);

-развивать умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами;

-побуждать петь мелодию чисто, смягчать концы фраз, четко произносить слова, петь выразительно, передавая характер музыки;

-развивать навыки пения с инструментальным сопровождением и без него (с помощью воспитателя);

     Песенное творчество:

-побуждать детей самостоятельно сочинять мелодию колыбельной песни, отвечать на музыкальные вопросы («Как тебя зовут?», «Что ты хочешь - кошечка?», «Где ты?»);

-формировать умение импровизировать мелодии на заданный текст;

      Музыкально-ритмические движения:

-продолжать формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки, самостоятельно менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой музыки;

-совершенствовать танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах;

-формировать умение двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах, ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно), подскоки;

-продолжать совершенствовать навыки основных движений (ходьба «торжественная», спокойная, «таинственная»; бег легкий и стремительный);

Развитие танцевально-игрового творчества.

-способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений (кружатся листочки, падают снежинки) и сценок, используя мимику и пантомиму (зайка веселый и грустный, хитрая лисичка, сердитый волк и т.д.);

-развивать умение инсценировать песни и ставить небольшие музыкальные спектакли;

         Игра на детских музыкальных инструментах:

-формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне;

           Календарно-тематический план см. в Приложении 6.

2.9. Психолого-педагогические условия  реализации программы

Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

- обеспечение эмоционального благополучия через  непосредственное общение и уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

-поддержку индивидуальности и инициативы детей через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

-создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

-недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

       Установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

-создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;

-развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

-развитие умения детей работать в группе сверстников;

         Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:

-создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

-организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

-поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

-оценку индивидуального развития детей;

Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Организация образовательной среды

        Одним из требований ФГОС ДО, является обеспечение эмоционального благополучия в музыкальном развитии дошкольников через создание образовательной среды. В программе «Познание, музыка, развитие, успех» уделяется особое внимание организации предметно-пространственной образовательной среды. Она отвечает следующим требованиям:

-содержательно- насыщенная;

- трансформируемая;

- безопасная;

- доступная;

- вариативная;

         РППС обеспечивает следующие потребности:

- общения и совместной деятельности детей разного возраста;

- в двигательной активности;

- в уединении;

Потребности детей.

Центр развития.

Движение

Свободное пространство для двигательной активности:

- музыкальное утренняя гимнастика

- мини-дискотека

-музыкальные подвижные игры

Общение

Сюжетно ролевые игры:

«Музыкальная школа»

«Дом культуры»

Познание

1.Центр театра

- Домотека «Музыкальные игрушки»

- Кукольный театр

- Пальчиковый театр

-Оригами-театр

2.Центр музыки

-дидактические игры

«Музыкальная кладовая»

«Музыкальный калейдоскоп»

«Мир голосов животных»

«В дикой природе»

3.2. Комплекс методического обеспечения музыкального образовательного процесса    

Вид музыкальной деятельности

Учебно-методический комплекс

1. Восприятие:

  1. О.П. Радынова «Музыкальные шедевры». Авторская программа и методические рекомендации. – М., 1999.
  2. О.П. Радынова. Конспекты занятий и развлечений в 12 частях (2-х томах). – М., 2000.
  3. О.П. Радынова «Мы слушаем музыку» комплект из 7 дисков.
  4. Портреты русских и зарубежных композиторов
  5. Наглядно - иллюстративный материал:
  • сюжетные картины;
  • пейзажи (времена года);
  • комплект «Мир в картинках. Музыкальные инструменты» («Мозаика-синтез»).

 

Младший дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

2. Пение: музыкально-слуховые представления

  1. «Птица и птенчики»
  2. «Мишка и мышка»
  3. «Чудесный мешочек»  
  4. «Курица и цыплята»
  5. «Петушок большой и маленький»
  6. «Угадай-ка»
  7. «Кто как идет?»
  1. Музыкальное лото «До, ре, ми»
  2. «Лестница»
  3. «Угадай колокольчик»
  4. «Три поросенка»
  5. «На чем играю?»
  6. «Громкая и тихая музыка»
  7. «Узнай какой инструмент»  

- ладовое чувство

  1. «Колпачки»
  2. «Солнышко и тучка»
  3. «Грустно-весело»
  1. «Грустно-весело»
  2. «Выполни задание»
  3. «Слушаем внимательно»

- чувство ритма

  1. «Прогулка»
  2. «Что делают дети»
  3. «Зайцы»
  1. «Ритмическое эхо»
  2. «Наше путешествие  
  3. «Определи по ритму»

3. Музыкально-ритмические движения  

  1. Усова О.В. Методическое пособие «Театр танца» (приложение к программе О.В. Усовой.

«Развитие личности ребенка средствами хореографии»), 2000.

  1. Усова О.В. «Театр танца» комплект из 6 дисков.
  2. Разноцветные шарфы  - 25 штук.
  3. Разноцветны платочки – 50 штук.
  4. Карнавальные костюмы: лиса, медведь, волк, заяц, белка, кошка, собака, тигр, сорока, красная шапочка.
  5. Маски-шапочки: лягушка, волк, лиса, коза, кошка, мышка, заяц, собака, медведь, белка, петух.
  6. Косынки (желтые, красные) – 33 штуки.  

4. Игра на детских музыкальных инструментах  

Детские музыкальные инструменты:

1. Неозвученные музыкальные инструменты

  • бесструнная балалайка – 3 штуки;

3.Музыкальные инструменты:

-магнитофон

-2 гармони

-трещётки

-погремушки

-бубны

-металлофон

-дудочка и.т.д.

3.3. Литература

  1. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей:  В 2 ч. – М., 1997.
  2. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. – М., 2000.
  3. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: В 2 т. – М., 1985.
  4. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.,  1968.
  5. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М., 1981.
  6. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под. ред. Н. А.

Ветлугиной. – М.,  1989.

  1. Ветлугина Н.А.  Музыкальный букварь. – М., 1989.
  2. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М., 1983.
  3. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. – М., 2000.
  4. Шкляр Л.В. и др. Теория и методика музыкального образования детей. – М., 1998.
  5. Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников: пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. – М., 2000.
  6. Петрушин В.И. Развитие музыкального восприятия // Музыкальная психология. – М., 1997.
  7. Назайкинский Е.В.  О психологии восприятия музыки. – М., 1972.
  8. Радынова О.П. Слушаем музыку – М., 1990.  
  9. Мартынов И.И. Золтан Кодай: Монография. – М.,1983.
  10. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М.,  1981.
  11. Выготский Л.С.  Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.
  12. Радынова О.П., Катинене А.Н., Палавандишвили М.Л.  Музыкальное воспитание дошкольников. – М., 1994.         
  13. Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски для детей 3 – 5 лет / авт. сост. С.И. Бекина и др. – М., 1981.
  14. Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски для детей 5 – 6 лет / авт. сост. С.И. Бекина и др. – М., 1983.
  15. Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски для детей 6 – 7 лет / авт. сост. С.И. Бекина и др. – М., 1984.
  16. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. – М., 1990.
  17. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. – М.,  
  18. Музыка в детском саду. Средняя группа. Песни, игры, пьесы / сост.

Ветлугина Н.А. и др. – М.,  1987.

  1. Музыка в детском саду. Старшая группа. Песни, игры, пьесы / сост.

Ветлугина Н.А. и др. – М.,  1986.

  1. Музыка в детском саду. Подготовительная к школе группа. Песни, игры, пьесы / сост. Ветлугина Н.А. и др. – М.,  1985.
  2. «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования  под.ред .Н.Е Вераксы.

         

Приложения к программе

«Познание, музыка, развитие, успех»

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Методика «Карта одарённости»

Общая характеристика

Эта методика создана А.И. Савенковым на основе методики Д. Хаана и М. Каффа. Она отличается от последней тем, что для упрощения обработки результатов было выровнено число вопросов по каждому разделу, а также был введён «Лист опроса», позволяющий сравнительно легко систематизировать полученную информацию. Методика адресована родителям (может применяться и педагогами). Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение двух основных функций:

Первая и основная функция – диагностическая. С помощью данной методики Вы можете количественно оценить степень выраженности у ребёнка различных видов одарённости и определить, какой вид одарённости у +него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит Вам увидеть индивидуальный, свойственный только Вашему ребёнку, «портрет развития его дарований».

Вторая функция – развивающая. Утверждения, по которым Вам придётся оценивать ребёнка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые Вам представляются наиболее ценными.

Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одарённости. Но она и не претендует на роль единственной. Её следует рассматривать как составную часть общего комплекта методик диагностики детской одарённости.

Инструкция

Перед Вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребёнка. Внимательно изучите их и дайте оценку ребёнку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

++         если оцениваемое свойство развито хорошо, чётко выражено, проявляется часто;

+         свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

0         оцениваемое и противоположное свойства выражены нечётко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

         более ярко выражено и чаще проявляется свойство, противоположное оцениваемому.

Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму – во вторую и т.д. Всего на это должно уйти 20-25 минут.

Если Вы затрудняетесь дать оценку, потому что у Вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой. Понаблюдайте за этой стороной Вашего ребёнка. А пока можете считать, что Вы получили «два» по этому параметру «в родительской школе».

Попросите других взрослых, хорошо знающих ребёнка, например бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.

Лист вопросов

  1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
  2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
  3. Учится новым знаниям очень быстро, всё «схватывает на лету».
  4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
  5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
  6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
  7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и др.
  8. Интересуется механизмами и машинами.
  9. Инициативен в общении со сверстниками.
  10. Энергичен, производит впечатление ребёнка, нуждающегося в большом объёме движений.
  11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
  12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
  13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.
  14. Становится вдумчивым и очень серьёзным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
  15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
  16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
  17. Интересуется актёрской игрой.
  18. Может чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
  19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
  20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
  21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
  22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
  23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
  24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.
  25. Хорошо поёт.
  26. Рассказывая о чём-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
  27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
  28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».
  29. Легко общается с детьми и взрослыми.
  30. Часто выигрывает у сверстников в разных спортивных играх.
  31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
  32. Способен увлечься, уйти с головой в интересующее его занятие.
  33. Обгоняет своих сверстников по учёбе на год или на два, т.е. реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.
  34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
  35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
  36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, всё несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
  37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
  38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
  39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.
  40. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.
  41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
  42. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
  43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
  44. Охотно рисует, лепит, создаёт композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
  45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
  46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
  47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
  48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
  49. Часто руководит играми и занятиями других детей.
  50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
  51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
  52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
  53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или два.
  54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
  55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
  56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
  57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чём-то с увлечением рассказывает.
  58. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
  59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
  60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
  61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
  62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.
  63. Умеет делать выводы и обобщения.
  64. Любит создавать объёмные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
  65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
  66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чём-то уже знакомом и известном всем.
  67. С большой лёгкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
  68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
  69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнёра по играм и занятиям.
  70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).
  71. Имеет широкий круг интересов, задаёт много вопросов о происхождении и функциях предметов.
  72. Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, сочинение историй, конструирование и др.), способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
  73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники) больше, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).
  74. Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своём рисунке, игрушке, скульптуре.
  75. Сочиняет собственные оригинальные мелодии.
  76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передаёт их характер, чувства, настроения.
  77. Любит игры-драматизации.
  78. Быстро и легко осваивает компьютер.
  79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
  80. Физически выносливее сверстников.

ЛИСТ ОТВЕТОВ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

Обработка результатов

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчётов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют Вашу оценку степени развития у ребёнка следующих видов одарённости:

  1. интеллектуальная;
  2. творческая;
  3. академическая (научная);
  4. художественно-изобразительная;
  5. музыкальная;
  6. литературная;
  7. артистическая;
  8. техническая;
  9. лидерская;
  10. спортивная.

ПРИЛОЖЕНИ 2

Диагностическая методика

изучения музыкальности и эстетических чувств у детей 3-7 лет

Пособие «Примерные технологии отслеживания развития

ребенка дошкольного возраста
в разных видах деятельности»

(авторы: Т. И. Ерофеева, Р. Г. Казакова, Г. А. Урунтаева)

Изучение музыкальности и эстетических чувств у детей 3-7 лет

Материал: оборудование для музыкального занятия.

Ход исследования: воспитатель наблюдает за ребёнком на музыкальном занятии во время слушания музыки. Схема анализа данных:

1. Особенности музыкальности:

-умение слушать музыкальное произведение: выслушать до конца, не отвлекаясь; запоминать и узнавать;

-эмоциональная отзывчивость на музыку: отношение к процессу слушания (получает удовольствие, равнодушен и пр.); экспрессивно-мимическое выражение эмоций в соответствии с характером музыкального произведения (хмурится, улыбается, смеётся, зажмуривает глаза и пр.); сопровождение музыки движениями (притоптывает, хлопает в ладоши, покачивается в такт музыке и пр.);

-понимание музыкального произведения: умение определить и словесно обозначить его характер; умение видеть в нём определённое содержание; умение выделить некоторые средства выразительности (темп, громкость и пр.); эстетическая оценка музыкального произведения: самостоятельная или с помощью взрослого; содержание и разнообразие критериев этой оценки.

2. Эстетические чувства: На основании описанных выше критериев можно сделать вывод об эстетических чувствах, под которыми понимают умение переживать красивое и некрасивое, чувствовать гармоничное сочетание музыкальных звуков.

Критерии

Баллы

1

Внимательно слушает музыкальное произведение до конца, не отвлекаясь, запоминает и узнаёт его.

3

Внимательно слушает, но отвлекается, не всегда узнаёт.

2

Отсутствует интерес, не запоминает.

1

2

Эмоционально отзывчив на музыку: получает удовольствие, проявляются эмоции в соответствии с характером музыкального произведения.

3

Не всегда получает удовольствие, иногда равнодушен или проявляет экспрессивно-мимическое выражение эмоций.

2

Отсутствует эмоциональная отзывчивость: равнодушен, пассивен.

1

3

Понимает музыкальное произведение: определяет и словесно обозначает его характер, выделяет средства выразительности.

3

Не всегда понимает музыкальное произведение.

2

Не понимает.

1

4

Самостоятельно даёт эстетическую оценку музыкального произведения, используя разнообразие критериев.

3

Самостоятельно даёт оценку, но поверхностную или с помощью взрослого.

2

Затрудняется оценить даже с помощью взрослого.

1

После наблюдений составляется протокол, в котором каждому ребёнку выставляются баллы в соответствии с указанными критериями. Определяется уровень музыкального развития.

Уровень

Сумма баллов

Высокий

От 11 до 12

Средний

От 8 до 12

Низкий

От 4 до 7

Выводится процентное количество детей с определённым уровнем развития. Данные заносятся в таблицу.

Изучение музыкальности и эстетических чувств у детей 3-7 лет

(сводная таблица)

п/п

Фамилия, имя ребёнка

Задания

1

2

3

4

1

2

3

4

Диагностика музыкальных способностей детей

(        группа)

Дети выполняют специально подготовленные задания для диагностики.

Сентябрь

Ф. И. ребенка

Ладовое

чувство

Муз.-слуховое

представление

Чувство

ритма

Все-

ГО

Общий

уровень

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

Высокий уровень — 36 баллов; ближе к высокому — 27-30. Средний уровень — 24 балла; ближе к низкому — 13-20. Низкий уровень — 12 баллов.

Май

Ф. И.

ребенка

Ладовое

чувство

Муз.-слуховое

представление

Чувство

ритма

Все-

ГО

Общий

уровень

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Анкета оценки качества организации и проведения
музыкального мероприятия

Уважаемый коллега!

Просим Вас оценить качество проведённого занятия, на котором Вы присутствовали. Прочитайте нижеприведенные утверждения и поставьте отметку (обведите балл) в таблице.

3 балла — самая высокая оценка

 0 баллов — самая низкая оценка

1

Подготовка педагогов к занятию

3

2

1

0

2

Постановка цели занятия

3

2

1

0

3

Наличие видов детской музыкальной деятельности в занятии (слушание, пение, музыкально-ритмическая деятельность, музыкально-инструментальная деятельность)

3

2

1

0

4

Содержание занятия (полнота, соответствие поставленной цели)

3

2

1

0

5

Использование разнообразных форм и приемов работы

3

2

1

0

6

Владение методами обучения и воспитания

3

2

1

0

7

Стиль управления деятельностью детей, характер взаимодействия с детьми

3

2

1

0

8

Характер педагогического общения

3

2

1

0

9

Организация занятия способствовала проявлению инициативы детей

3

2

1

0

10

Творческая активность детей

3

2

1

0

11

Эмоциональный настрой детей

3

2

1

0

12

Подведение итога занятия

 

руководителем

3

2

1

0

13

Результативность занятия, соответствие поставленной цели и задачам

3

2

1

0

Ваши предложения  воспитателю по организации и проведению мероприятий по музыкальному воспитанию детей:

Благодарим Вас за участие в опросе!

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Анкета для родителей

Ф. И. О.        

  1. Какое значение имеет музыка в повседневной жизни Вашего ребёнка? (Нужное подчеркнуть)
  • Помогает познавать мир;
  • Воспитывает художественный вкус;
  • Развивает творческое воображение;
  • Формирует внутренний мир ребёнка;
  • Другое. (Укажите)
  1. Какая музыка чаще звучит в Вашем доме? (Подчеркните)
  • Классическая, народная, современная.
  1. Прививаете ли Вы Вашему ребёнку навыки слушания музыкальных произведений? Каким образом?
  • Посещаете концерты;
  • Составляете домашнюю фонотеку;
  • Другое. (Укажите)
  1. Кто является инициатором прослушивания музыкальных произведений — Вы или Ваш ребенок? (Нужное подчеркнуть)
  • Родители, ребенок.
  1. Умеет ли кто-то из родителей играть на музыкальных инструментах? (Если да, то указать название инструмента)
  2. Хотите ли Вы, чтобы Ваш ребёнок имел музыкальное образование? (Нужное подчеркнуть)
  • Да;
  • Нет.
  1. Организуются ли в Вашей семье домашние концерты, праздники? Назовите, какие?
  2. Поёте ли Вы с Вашим ребёнком? (Нужное подчеркнуть)
  • Да;
  • Нет.
  1. Есть ли в Вашем доме музыкальные инструменты и игрушки? (Нужное подчеркнуть)
  • Нет;
  • Да. Назовите, какие?
  1. Интересуетесь ли Вы организацией музыкального воспитания в ДОО?
  2. Нуждаетесь ли Вы в консультациях музыкального руководителя по вопросам музыкального воспитания Вашего ребёнка?
  3. В каких мероприятиях, проводимых в ДОО, Вы хотели бы принимать участие? (Подчеркните)
  • В праздниках;
  • В развлечениях;
  • В музыкальных гостиных;
  • В семейных конкурсах;
  • В оформлении костюмов, музыкальных и театральных уголков в группе.
  1. Достаточно ли Вам информации о музыкальном воспитании в Уголке для родителей?
  2. Ваши предложения по музыкальному воспитанию вашего ребёнка?

Благодарим за плодотворное сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЛУШАЕМ МУЗЫКУ. 10 правил успеха.

Рекомендации для родителей по организации домашней фонотеки и совместного с ребёнком слушания музыки в домашних условиях....

«ОТ УСПЕХОВ ПЕДАГОГОВ – К УСПЕХАМ ВОСПИТАННИКОВ» (создание портфолио инструкторов по физической культуре)

laquo;ОТ УСПЕХОВ ПЕДАГОГОВ – К УСПЕХАМ ВОСПИТАННИКОВ»(создание портфолио инструкторов по физической культуре)        Содержание:1....

Консультация для родителей "Музыка в семье - залог успеха"

Гармонично развитые дети-это успешные взрослые в будущем!...

Музыка как код успеха в жизни

Наши возможности безграничны, и творческие в том числе, так как все мы – частицы Вселенной, созданные Богом и наделенные неповторимостью и уникальностью....

Ритм и успех: Как музыка помогает развитию социальных навыков у дошкольников.

Статья о том, как музыкальные занятия помогают в развитии социальных навыков у детей в детском саду....

Путь к успеху начинается с музыки.

как музыка влияет на развитие личности ребенка....

Педагогическая Технология «Ситуация успеха»: Как с педагогической точки зрения определяется успех? Как помочь ребенку добиться успеха в жизни. Приемы создания ситуации успеха.

Педагогическая Технология «Ситуация успеха»: Как с педагогической точки зрения определяется успех? Как помочь ребенку добиться успеха в жизни. Приемы создания ситуации успеха.С психологиче...