Путь к успеху начинается с музыки.
статья
как музыка влияет на развитие личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_olgi_nikolaevny.doc | 50.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Славкина Ольга Николаевна
музыкальный руководитель
МБДОУ №212 «Городок»
г.Красноярск660100 ул.Пастеровская23 «А»
Логоритмика в системе лечебной педагогики с детьми, имеющими нарушения в развитии
Природа ребенка и природа искусства во многом родственны. В первую очередь, чувственным аспектом познания. Логопедическая ритмика - это система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической помощи. Известно, чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух и речевая память. Ритмизированная форма речи привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру.
Особо стоит отметить значение музыки и логоритмики в коррекции нарушений развития детей, особенно моторных и речевых. Музыка не просто сопровождает движения и речь, а является их организующим началом. Любой процесс деятельности имеет тенденцию принимать ритмическую форму. Музыка может задавать определенный ритм перед началом занятия, настраивать на глубокий отдых во время релаксации на заключительном этапе занятия.
Научные исследования показали, что построение музыкальных произведений подчинено строгой математической логике. Физиологическое воздействие музыки в процессе проведения занятий по логопедической ритмике основано на том, что нервная система ребенка, а с ней и мускулатура обладают способностью «усвоения ритма». Музыка, как ритмический раздражитель, стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и в вегетативной сферах.
Не меньшей силой воздействия, чем ритм, обладает музыкальная интонация. Музыка использует в качестве своей основы как первичные голосовые реакции – плач, смех, крик, физическим механизмом которых служит безусловный рефлекс, так и развившийся позднее на их основе условные интонации, в которых больше социального, обобщенного значения. Такое сочетание различных интонационных основ обеспечивает наибольшую выразительность. Именно способность музыки захватывать своим ритмичным строем, активно стимулировать и регулировать движения человеческого тела делает ее незаменимым компонентом логопедической ритмики.
Для этих же целей на занятиях логоритмикой можно использовать искусство танца, тренирующие мышечную, сердечно-сосудистую и нервную систему ребенка. Использование танцевальной терапии вместо традиционных общеразвивающих упражнений значительно повышает психоэмоциональный тонус детей.
Таким образом, цель проведения логоритмических занятий заключается в том, чтобы способствовать формированию языковой культуры, устранению речевых и моторных нарушений детей через применение разнообразных методов и приемов работы. Основным принципом должна явится тесная взаимосвязь трех составляющих: речи, движений и музыки.
Логопедическая ритмика как часть лечебной ритмики с детьми, имеющими нарушения в развитии решает в комплексе оздоровительные, образовательные, воспитательные задачи. Так, логопедическая ритмика развивает внимание (его концентрацию, объем, устойчивость, распределение), память (зрительную, слуховую, моторную, логическую). Логоритмика основана на использовании связи слова, музыки и движения. Занятия логоритмикой укрепляют у детей костно-мышечный аппарат, развивают дыхание, моторные функции, воспитывают правильную осанку, походку, грацию движений; способствуют формированию двигательных навыков и умений, пространственных представлений и способности правильно передвигаться в пространстве; развитию ловкости, силы, выносливости.
Особенности лечебной логоритмики с детьми раннего возраста.
К 2-3 годам у детей совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор двух-трех предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. Дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большим искажением. Основной формой мышления становится наглядно-действенное. Для детей этого возраста характера неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. В этот период начинает складываться и произвольность поведения.
Каждое логоритмическое занятие включает в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемое движением, двигательные упражнения, несложные танцы, элементарные навыки игры на шумовых инструментах. Сюжетно – тематическая организация занятий позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. На занятиях рекомендуем использовать комплексно - игровой метод. Он наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим возможностям. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в коррекции детских нарушений. Вместе с направленным коррекционным эффектом к концу года дети могут: узнавать знакомые мелодии и различать высоту звуков (высокий — низкий); вместе с педагогом подпевать в песне музыкальные фразы; двигаться в соответствии с характером музыки, начинать движение с первыми звуками музыки; выполнять движения: притоптывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук; различать и называть музыкальные инструменты: погремушки, бубен.
Старший дошкольный возраст. Особенности логоретмических занятий.
Особое значение в этом возрасте при коррекции моторных и речевых нарушений детей следует обратить на совместную деятельность логопеда и педагога. На традиционных логопедических занятиях приходится индивидуализировать приемы работы с детьми, на занятиях же логоритмикой дети объединены в группу.
Профессиональные взаимоотношения логоритмиста и логопеда должны быть максимально близкими. Ритмисту необходимо знать над постановкой каких звуков работает логопед с ребенком. Словесный материал на логоретмических занятиях всегда будут служить практикой для внедрения этих новоприобретенных звуков в обыденную разговорную речь.
Для сохранения плавности в работе и принципа постепенного усложнения заданий распределяем практический материал по определенной схеме:
- Вводная часть
- Упражнения, регулирующие мышечный тонус
- Упражнения, активизирующие внимание
- Пение
- Упражнения, развивающие «чувство музыкального ритма»
- Речевое упражнение
- Игра
- Заключительное упражнение
Задача педагога – так подобрать задания, чтобы чередовать упражнения в зависимости от их физического и психического напряжения детей.
Особенности логоритмических занятий в работе с детьми с дизартрией
Задачи развивающе-коррекционной работы:
- Подавить патологические двигательные реакции ребенка и урегулировать рефлекторную деятельность.
- Улучшить координацию движений.
- Улучшить общую деятельную активность ребенка.
- Содействовать нормализации речевой функции.
- Оказать воспитательное влияние на ребенка и выровнять его поведенческие реакции.
Для детей с дизартрией любого генеза большое значение имеет лечебная гимнастика. Она строится в зависимости от логопедического развивающего курса и проходит в 3 этапа.
Задача первого этапа: воспитание статики движений, развитие общих движений с постепенным введением упражнений с предметами; развитие мелкой моторики пальцев рук; мимических мышц лица; различных видов внимания: слухового, зрительного и памяти.
На втором этапе логопедической работы с детьми, страдающими дизартрией средства логоритмики используются для развития моторики артикуляционного аппарата, общих двигательных навыков, тонких, слухопроизносительных дифференцировок.
В процессе третьего этапа логопедической работы с детьми, страдающими дизартрией, осуществляется закрепление речевых навыков, двигательных способностей и коллективных взаимоотношений.
Особенности занятий логоритмикой с детьми 7-8 лет с нарушениями письма и чтения
Предлагаемые занятия для этой группы детей построены с учетом постепенного развития у детей самоорганизации, активности в речи и поведении. Широко используется игровая мотивация, элементы психогимнастики и пантомимы, музыкальные рассказы и импровизации.
Проведение логоритмических занятий предполагает:
- обязательность повторения формируемых двигательных навыков;
- учет возрастных и индивидуальных возможностей детей с речевой патологией;
- постепенное повышение требований к детям (усложнение двигательных, музыкальных и речевых заданий);
- всестороннее воздействие на личность ребенка (действуя в качестве неспецифической терапии, логоритмические средства позволяют устранять собственную речевую патологию и сопутствующие ей изменения в функциональных системах организма и двигательной сфере);
- комплексность, то есть. связь логоритмики с другими медико-психологическими воздействиями и основными видами музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмические движения).
С самого начала работы дети должны приобрести первые необходимые навыки: внимательно слушать музыку и ритмично проговаривать слова во время выполнения действий, правильно брать дыхание (в последствие правильно владеть им), точно начинать или заканчивать движение, сменять одно движение другим.
С первых занятий у детей должны активизироваться связи между речью, музыкой и движениями.
Необходимо активизировать у ребенка желание двигаться, когда звучит музыка и слова, сделать их связь привычной и естественной.
Дети должны почувствовать, что движение, музыка и слова в каждом упражнении, игре, хороводе органически связаны содержанием и формой. Для этого восприятие музыки, словесного сопровождения и двигательная реакция на нее должны протекать одновременно.
Только при этом условии возникает целостный музыкально-двигательный речевой образ и происходит действительная коррекция проблем ребенка..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЛУШАЕМ МУЗЫКУ. 10 правил успеха.
Рекомендации для родителей по организации домашней фонотеки и совместного с ребёнком слушания музыки в домашних условиях....
Программа "Познание, музыка, успех"
Рабочая программа музыкального воспитания и развития в разновозрастной группе....
КАК И КОГДА НАЧИНАТЬ ЗАНИМАТЬСЯ МУЗЫКОЙ?
В 3 года малыш хорошо понимает речь и уже способен сам что-то рассказывать. Однако изучение нот для детей такого возраста может только затормозить их музыкальное развитие. Поэтому с 3 лет рекомендуетс...
Консультация для родителей "Музыка в семье - залог успеха"
Гармонично развитые дети-это успешные взрослые в будущем!...
Успех начинается с визуализации
Дети приученные к порядку, умеющие самостоятельно планировать свою деятельность в детском саду, лучше вольются в школьную жизнь. Ребята подготовительной группы №2 к концу года стали более самост...
Музыка как код успеха в жизни
Наши возможности безграничны, и творческие в том числе, так как все мы – частицы Вселенной, созданные Богом и наделенные неповторимостью и уникальностью....
Статья "Успех ребенка начинается с первого слова".
Аннотация: в статье авторы отвечают на вопросы «Почему наличие речи так важно в раннем возрасте?», «Как речь ребенка влияет на его успехи», «Как формируется речь».К...