личностно-ориентированная технология
материал

ПРИМЕНЕНИЕ ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОЙ  ТЕХНОЛОГИИ

В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ.

   Основная и очень ответственная задача ДОУ, школы - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Раскрытие индивидуальности каждого ребенка в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современной учебных учреждениях. Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих работать с каждым ребенком в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnostno_orientirovannaya_tehnologiya.docx58.17 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОЙ  ТЕХНОЛОГИИ

В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ.

   Основная и очень ответственная задача ДОУ, школы - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Раскрытие индивидуальности каждого ребенка в процессе обучения обеспечивает построение личностно-ориентированного образования в современной учебных учреждениях. Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих работать с каждым ребенком в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.

   Личностно-ориентированная  технология -  это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Личностно-ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценности личности, уважении к ней, природосообразности воспитания, добре и ласке как основном средстве. Иными словами, личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.

Личностно-ориентированная  технология:

Задачи

Формы организации

1.Гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ, школы.

2.Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка, реализация её природных потенциалов.

3.Приоритет личностных отношений.

4.Индивидуальный подход к воспитанникам.

1.Игры, занятия, спортивные досуги.

2.Упражнения, наблюдения,

экспериментальная деятельность.

3.Упражнения, игры, гимнастика, массаж.

4.Тренинги, этюды, образно-ролевые игры.

Критерии оценки в личностно-ориентированной модели общения с детьми, которые  помогут педагогу в его взаимоотношениях с детьми:

     Личностно- ориентированная технология предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка, поэтому моя педагогическая деятельность по отношению к детям включаетпроявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему:

-обращаюсь с детьми ласково, с улыбкой, поглаживаю, обнимаю: утром при встрече, во время еды, подготовки ко сну, одевании и т. д;

- стремлюсь установить доверительные отношения, проявляю внимание к их настроению, желаниям, достижениям и неудачам;

- поощряю самостоятельность в выполнении режимных процедур, учитывая их индивидуальные  особенности (привычки, темперамент, предпочтение к той или иной пище);

- чутко реагирую на инициативу в общении, потребность в моей поддержке;

- слушаю детей внимательно и уважением;

- вежливо и доброжелательно отвечаю на вопросы и просьбы, обсуждаю проблемы;

- успокаиваю и подбадриваю расстроенных детей, стремятся помочь в устранении дискомфорта;

- разговаривая с детьми, выбираю позицию «на уровне глаз» - общаясь с ребенком, присаживаюсь рядом или беру его на руки;

- в течение дня общаюсь не только с группой в целом, но и каждым ребенком индивидуально.

   Находясь рядом с детьми, создаю условия для формирования положительных взаимоотношений со сверстниками:

собственным поведением демонстрируют уважительное отношение ко всем детям;

- знакомя детей друг с другом, называю их имена, ласково поглаживаю рукой ребенка руку сверстника, стимулирую взгляды в глаза, проявление положительных эмоций, в то же время, не навязывая детям контакты, если они уклоняются от них;

- привлекаю внимание к эмоциональным состояниям друг друга, собственным примером и предложениями побуждая детей к проявлениям сочувствия, жалости, чувства радости за другого;

- при организации совместных эмоциональных, подвижных, предметных игр помогаю координировать свои действия, учитывать желания друг друга, выступаю в качестве доброжелательного участника игр;

- стремлюсь разрешать конфликты между детьми в мягкой форме, без насилия и окриков, путем перевода их в позитивные формы взаимодействия или переключения внимания на другие виды деятельности или предметы;

- помогаю овладевать речевыми способами общения: называть друг друга по имени, формулировать свои желания, просьбы, договариваться об очередности действий, благодарить за помощь и т.д.

   Работая длительное время с детьми, я взяла за правило:

- не ограничивать естественный шум в группе (оживленную деятельность, игру, смех, свободный разговор);

- мой голос не доминирует над голосами детей;

- приучаю разговаривать спокойно, чтобы не мешать другим детям играть и общаться, используя мотивацию игровые приемы;

- служу примером спокойного общения: разговариваю с детьми спокойным, но не монотонным голосом.

   Воспитательно- образовательного процесс я выстраиваю таким образом, что :

- в ходе организованной образовательной деятельности учитываю возрастные возможности и интересы детей;

- организовываю образовательную деятельность в форме совместной игры;

- организовываю игру в совместной деятельности преимущественно с одним ребенком или небольшой группой детей таким образом, чтобы в ней участвовал каждый ребенок;

- обучение провожу в мягкой форме, без насилия: обучая ребенка пользоваться ложкой, расческой или заводить машину, мягко направляю его движение своей рукой, а затем даю ему возможность выполнить действие самостоятельно, при необходимости помогая ему, но, не принимая всю инициативу на себя;

- откликаюсь на любую просьбу ребенка о совместной деятельности и помощи, а в случае невозможности их осуществления спокойно объясняю причину и прошу подождать;

- в ходе совместной игры или организованной образовательной деятельности нахожу время и возможность обратиться к каждому ребенку по имени, проявить заинтересованность к тому, что он делает, подбодрить, помочь справиться с трудным действием;

- организуя совместные игры или организованную образовательную деятельность, не заставляю участвовать в них всех детей: если ребенок отказывается слушать сказку или смотреть спектакль, разрешаю ему заняться чем-либо другим, не мешая остальным детям;

- организовываю игры детей, стремясь заинтересовать ребенка сюжетом игры, вызвать у него желание играть;

- стараюсь пробудить инициативу, вовлекая ребенка в игру, предлагаю и обсуждаю с ним разные варианты развития сюжета с учетом его желания;

- помогают наделить персонажи игр именами, характерами, разговариваю от их имени, стимулирую развертывание диалога;

- увлекаю поисками предметов-заместителей, открывая для ребенка новые возможности игры;

- проявляю интерес к самостоятельной игре детей, выражаю одобрение, радуюсь находкам, оригинальным действиям и высказываниям детей;

- помогаю разнообразить игру ребенка ненавязчиво, не нарушая замысла;

- организуя совместные игры, помогаю распределить игрушки, роли, наладить взаимодействие.

    Поддерживая положительное самоощущение детей, способствую формированию у них знаний о себе:

- предоставляю детям самостоятельность в выборе игрушек, занятий, партнеров

по игре;

- время от времени подвожу ребенка к зеркалу для рассматривания частей тела

         (обычно невидных – ушки, прическа и т.д.), соотношу отражение в зеркале с

         соответствующими деталями одежды ребенка (рассматривают рисунок на

         карманчиках);

- обращаюсь к ребенку по имени, подчеркивая его достоинства;

- поощряю высказывание детьми их чувств и мыслей, рассказывание о событиях,

  участниками, которых они были (о своей семье, друзьях, предпочтениях, мечтах,

  переживаниях и т.д.);

- чаще пользуюсь поощрением, поддержкой, чем порицанием и запрещением,       порицание относится только к отдельным действиям ребенка, не адресуется его

 личности; неудачи обыгрываются в шутливой форме, чтобы не формировать у

 малыша неуверенности в своих силах;

- не прибегаю к физическим наказаниям или к другим негативным

  дисциплинарным методам, которые обижают, пугают или унижают детей, если ребенок отказывается есть или идти в туалет, стараюсь мягко уговорить его перевести нежелательные действия в игровую форму, а в случае неудачи дать малышу побыть одному; если ребенок высказывает явное неповиновение, идет на открытый конфликт, мешает другим детям или обижает их, спокойно объясняю ему причину нежелательного поведения;

- после разрешения конфликта ласково обнимаю малыша, говорю о своей любви к нему и выражаю уверенность в том, что плохой поступок больше не повторится.

   Формируя положительное отношение к сверстникам:

- собственным поведением демонстрирую уважительное отношение ко всем детям;

- привлекаю внимание детей к эмоциональным состояниям друг друга, поощряю

  проявления сочувствия, сопереживания сверстникам;

- поддерживаю эмоциональный комфорт непопулярных детей в группе, создаю

  условия для их принятия сверстниками;

- организуя совместные игры, обучаю детей координировать свои действия,

  учитывать желания друг друга;

- чутко отношусь к жалобам детей, обучая их социально приемлемым формам

  взаимодействия.

    Взаимодействуя с детьми, учитывают их возрастные и индивидуальные особенности:

в ходе режимных процедур терпимо отношусь к затруднениям детей: позволяю им действовать в своем темпе, не акцентирую внимание на неуспехах ребенка, оказываю ему необходимую помощь и поддержку и т.д.;

- предлагая детям образцы деятельности, не настаиваю на их точном          воспроизведении;

-указывая на ошибки детей, делаю это мягко, не унижая перед сверстниками и, не ущемляя достоинства ребенка;

- контролируя усвоение материала, учитываю такие особенности ребенка, как

  смущение, застенчивость, не допуская возникновения у него негативных

  переживаний;

- предоставляю детям возможность самим выбрать деятельность по интересам:

  во время прогулки, в нерегламентированных видах деятельности, в свободное

  время;

- в ходе совместной игры или организованной образовательной деятельности

  обращаюсь к ребенку по имени, смотрю ему в глаза, веду себя заинтересованно

  и доброжелательно, помогая освоить трудное действие;

 - откликаюсь на любую просьбу ребенка о совместной деятельности, а в случае

   невозможности их осуществления спокойно объясняю причину и прошу подождать;

- поддерживаю положительное самоощущение детей, способствую формированию у них знаний о своих возможностях и способностях.

     Чаще пользуются поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением;

- порицания отношу только к отдельным действиям ребенка, но не адресую их к

        его личности;

- порицая действия ребенка, предлагаю образец желаемого действия или средства

         для исправления ошибок;

-отмечаю новые достижения ребенка в разных видах деятельности, обращаю

  внимание на его новые возможности и способности: достижения ребенка не

  не сравниваются с достижениями других детей, а лишь с его собственными

 (говорю: «Так далеко ты сегодня прыгнул, дальше, чем вчера». «Ты

        поступил плохо», но не говорю: - «Ты плохой мальчик»;    

- намеренно создаю ситуацию успеха, в которой ребенок достигает успеха: предлагая ребенку младшего дошкольного возраста попасть мячиком в корзинку, ненавязчиво включаются в действие, обеспечивая его успех и поощряя его достижение, а ребенку старшего возраста в случае неудачи в трудном для него задании предлагаю более простую деятельность;

- не прибегаю к физическому наказанию или другим негативным дисциплинарным

         методам, которые обижают, пугают или унижают детей.

        Создаю условия для возникновения и развертывания игры детей:

- создаю условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре: читаю вместе книги, прослушиваю диски, обсуждаю события жизни детей, рассказываю о себе и других людях, организовываю экскурсии, прогулки, посещение культурных мероприятий;

- обращаю внимание детей на содержание деятельности людей и их взаимоотношений, на явления и взаимосвязь событий в живой и неживой природе;

- побуждаю к развертыванию игры: обращаюсь к малышам: «Посмотрите, у зайчика болит ножка, давайте его полечим», детям постарше предлагаю поиграть в конкретную игру или выбрать сюжет, побуждаю к принятию роли и наделению ею партнера, договариваюсь о правилах игры со старшими детьми;

- в качестве непосредственного участника игры предлагаю образцы различных игровых действий: кормлю, купаю куклу, привлекая к игре малышей, показываю, как строить дом.


    Каждый педагог вносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное. Индивидуальность педагогическая определяется уровнем осмысления содержания программы, оснащением педагогического процесса, условиями в которых находятся дети.  Поэтому и считается, что каждая конкретная технология считается авторской.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

    Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы образования и воспитания  личность ребенка, обеспечение ему комфортных условий в учреждении, в котором он находится, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации имеющихся природных потенциалов. Личность ребенка в данной технологии не только субъект, но и субъект приоритетный: она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо цели.

Конспект

коррекционно-развивающего занятия

в подготовительной группе по развитию коммуникативных

навыков  с  использованием личностно-ориентированной

технологии по теме: «Страна Дружная»

                                                                                           

Цель: формировать положительные взаимоотношения в коллективе сверстников.

Продолжать обучать детей навыкам взаимодействия, сотрудничества;

Закрепление навыка взаимодействия в парах;

Развитие умения выражать свои эмоции, отношение к окружающим вербальным и невербальным способами;

Создание чувства сплоченности коллектива;

Развитие зрительного внимания, восприятия;

Снятие напряжение, релаксация;

Создание положительного эмоционального настроения.

                         Материал:

“Карта заданий” (на листе ватмана изображен путь с препятствиями, испытаниями за окошками из листов картона);

Карточки с изображением эмоций (радость, грусть, злость, удивление, страх, спокойствие);

Корона на ребенка;

Ватманы – 3 штуки ( газета),  коврики на каждого ребенка; снежинки парные;

Пары сапог-скороходов с узорами, набор цветных карандашей на пару;

Магнитофон, запись с подвижной музыкой и музыкой для релаксации;

Медальки с изображением веселых человечков.

Ход занятия

“Ребята, я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие в страну Дружная.

Но прежде чем отправиться в дорогу, нам нужно поприветствовать друг друга. Давайте поздороваемся друг с другом.

1. Приветствие: «Здравствуй»

Дети стоят в кругу, педагог-психолог достает «волшебный клубочек». Конец веревки оставляет у себя, а клубок передает детям и просит детей поздороваться друг с другом и сказать ласковое слово сверстнику – «ты у нас самый...

Вот мы поздоровались

Как вы думаете, что это за страна, почему она так называется? (ответы детей). Какие пословицы и поговорки вы знаете о дружбе?

Путь туда неблизкий, нужно пройти по Дороге испытаний. Ребята, на чем можно путешествовать? Мы с вами в путь отправляемся пешком.  У нас есть карта, на которой изображен путь в страну Дружная. Как вы думаете, мы справимся?

2.“Теперь мы готовы отправиться в путь. Посмотрите, на карте изображен путь к каждому испытанию. Дорога к первому испытанию такая опасная, очень много обрывов, тоннелей.

 Игра «Сороконожка»

Дети встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде педагога-психолога «сороконожка» начинает двигаться вперед, затем приседает. Главная задача детей – не разорвать цепочку и сохранить «сороконожку».

Дети выполняют задание под музыку.

“Молодцы, ребята, не только сами не упали, но и товарищам своим помогли. А вот и первое испытание (психолог сверяет изображение на карте с изображением ,находящемся на стойке- первое испытание). Скажите пожалуйста, бывает ли так, что вы ссоритесь? Почему это происходит? (ответы детей). Для того чтобы пройти это испытание, вам нужно разбиться на пары. Помогут нам в этом волшебные снежинки. На столе разложены снежинки. Дети должны взять по одной снежинке. Ребята с одинаковыми снежинками образуют пары.

“Испытание называется “Поссорились-помирились”.

 Пара встает напротив друг друга. Изображать нужно без слов, молча, одними жестами. Сначала дети встретились, обрадовались друг другу! (дети изображают). Потом они что-то не поделили и поссорились. Как это было, покажите? (дети изображают). Они обиделись и даже отвернулись друг от друга (дети показывают). Но разве друзья могут обижаться долго? Они повернулись друг к другу и помирились (дети изображают). Скажите, ребята, что вы чувствовали, когда поссорились? А когда помирились? (ответы детей). Давайте беречь друг друга и не ссориться!”.

Теперь нам надо продолжить путь ко второму испытанию. Нам надо перейти через реку. Но лед на реке раскололся. Транспорта у нас нет, поэтому через реку будем переправляться по льдинам.

Игра «Газета»

На пол кладется ватман (газетный лист). На него должны стать дети. Далее дети по очереди переступают с этого листа на другой, сложенный вдвое. Далее лист еще раз складывается. Дети переступают с листа на лист до тех пор, пока на ней могут уместиться все дети.

Скажите, ребята, почему нам это удалось? (ответы детей).

Здесь нас ждет непростое испытание (психолог сверяет второе испытание).

Испытание - упражнение «Изобрази эмоцию»

Дети садятся.

- Ребята, на столе у нас  карточки с изображением эмоций. Вы по очереди будете подходить и брать одну из карточек. Не показывайте их никому. Ваша задача без слов изобразить то, что нарисовано на карточке так, чтобы остальные дети догадались”.

Дети изображают по очереди, остальные отгадывают эмоцию, говорят, в каких случаях человек ее испытывает.

“Какие же вы молодцы! И с этим заданием справились! Пора отправляться дальше

“Путь к следующему испытанию открыт.

Ребята дорога к следующему испытанию очень долгая. Для того, чтобы нам быстро добраться нам нужны сапоги-скороходы.

Раскрашивание узоров

“На столе лежат сапоги-скороходы. Но они все перепутались. У каждого из вас – один сапог. Но нужно найти ему пару. Посмотрите внимательно на свои сапоги-скороходы и найдите свою пару”.

Дети садятся за столы. Психолог выдает на каждую пару детей один набор карандашей. Задача детей – договорившись, раскрасить свою пару одинаково (узор). После выполнения задания работы рассматриваются, оценивается качество, похожесть, умение детей договориться в выполнении задания.

“У нас все получилось! Осталось пройти совсем немного, и мы доберемся до страны Дружная. Ведь у нас есть сапоги-скороходы. Обувайте сапоги. Вам необходимо взяться за руки. У нас же одна пара сапог на двоих. Идти мы будем парами дружно и весело.“Добрались! (сверяет третье испытание) здесь нарисована корона.

 Испытание называется “Горячий стул”. Скажите, пожалуйста, вы ведь давно ходите в одну группу, хорошо знаете друг друга и можете рассказать друг о друге многое? (ответы детей). Помните, что от приятных слов нам становится теплее? Давайте это проверим”.

Дети садятся на стульчики.

Дети по очереди садятся на стул, им на голову одевается корона. Ведущий становится сзади для поддержки. Участники игры говорят ребенку, сидящему на стуле, о его достоинствах. В конце упражнения ребенок делится своими ощущениями, чувствами.

“Вот мы и добрались до страны Дружная. Каким же трудным был наш путь! Давайте немного отдохнем. Для этого нужно удобно лечь на ковер закрыть глаза и расслабиться” (Звучит спокойная музыка).

Упражнение “Волшебная прогулка”.

 Вы лежите на зеленой полянке, вокруг много цветов, они кивают вам своими головками. Но вот вы поднимаетесь вверх, к облакам. Расслабляем ноги. От кончиков пальцев ног вверх идет тепло, ноги тяжелые. Согреваются руки. От кончиков пальцев идет вверх по руке тепло. Руки тяжелые и теплые. Расслабляется туловище. Тепло от рук, ног идет к животу, груди, спине. Расслабилось лицо, приоткрылся рот. Отдыхайте. Вот вы уже летите. Пролетаете над большим озером, над ним и над вами кружат чайки. У берега качаются на волнах лодки, вы летите дальше. Над вами в голубом небе бегут облака. Одно облако похоже на пушистого зайчика, другое — на большой ком белой ваты, вот совсем маленькое облако, похожее на белого котеночка. Вот он приближается к вам и садится на животик, мурлычет. Слушайте, как он мурлычет. Погладьте его правой рукой нежно. Теперь погладьте его левой рукой. Но вот котенок снова превратился в облако и полетел дальше. А мы с вами начинаем потихоньку приземляться на полянку. Приземляемся медленно, дышим ровно и глубоко. Открываем глаза. Расскажите, что вы видели, когда летали в облаках? (ответы детей)”.

3.“Ну вот, ребята, мы оказались в стране Дружная. Скажите, что помогло нам добраться до этой страны? Оказывается, страна Дражная – вокруг нас. Нужно только быть внимательными друг к другу, помогать друг другу. И тогда нам не будет грустно и одиноко, мир будет теплым и светлым. Давайте на прощанье подарим друг другу символ дружбы.

Психолог  предлагает детям, передавать символ дружбы по кругу, сказать, что сегодня понравилось, что они желают другим детям. В конце занятия психолог дарит всем детям медальки с изображением улыбающегося человечка.

До свидания!


Конспект

непосредственно образовательной деятельности

в подготовительной группе

по развитию речи с использованием здоровьесберегающих технологий на тему:

«Путешествие в космос»

Воспитатель: Москаленко К.Г.

Задачи:

Образовательные:

1.Закреплять знания детей о космосе. Вызвать интерес к творческой деятельности.

2.Закреплять умения детей отвечать полными предложениями на вопросы. Активизировать словарный запас по данной теме.

Развивающие:

1.Развивать интерес к познанию себя, своих возможностей и способностей.

2.Развивать ловкость, быстроту, координацию движений, ориентировку в пространстве.

Воспитательные:

1.Воспитывать бережное отношение к своему телу, к своему здоровью.

2.Воспитывать отзывчивость, желание помочь другу.

Материал и оборудование: ракета, звезды из голографического картона, фотографии планет,  музыкальное оформление («Марш космонавтов» муз. А. Рыбникова), шапочка для игры, модули и строительный набор (кубы, цилиндр, конус) для ракеты, смайлики с настроением, презентация «Большая Медведица»

Интеграция образовательных областей: познавательно-исследовательская, физическая культура, социализация, коммуникация, чтение художественной литературы, музыкально-творческая.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, чтение художественной литературы, музыкальная.

Методические приемы: беседа, игра-путешествие, игра «Построим ракету», метод символической аналогии, д/и «У кого сколько?», д/у «Закончи строку», игра «Соберем созвездие», п/и «Мы – веселые земляне», игровое упражнение «Росток», рефлексия – выбрать смайлик с соответствующим настроением.

Воспитатель: Дети, посмотрите, какой сегодня прекрасный день! У нас много гостей и у них у всех хорошее, радостное настроение.

Не так давно – 12 апреля наша страна отмечала праздник – День космонавтики. Мы с вами живем на планете Земля. Люди обрели возможность на ракете покидать её и открывать мир космоса, изучать звезды и планеты.

(Дети рассматривают фото ракеты)

- Что за аппарат?

- Для чего он предназначен?

Я предлагаю вам отправиться в очень интересное космическое путешествие. Но, чтобы полететь в космос, вы должны быть здоровыми, сильными, выносливыми, заниматься физкультурой, делать зарядку по утрам. Только сильных звездолет может взять с собой в полет! Стартуем с Земли!

Располагайтесь поудобнее (дети ложатся спиной на ковре, руки вдоль туловища). Представьте себе, что вы оказались на большом космическом корабле, и он медленно отрывается от земли (дети медленно поднимаются и садятся по-турецки, руки в стороны).

Корабль набирает скорость, и вдруг на его пути встречаются большие кометы(дети выполняют наклоны вправо, влево).

Впереди большой тоннель, через него обязательно нужно пролететь (дети выпрямляют ноги и выполняют наклоны вперед, доставая лбом до головы, руки к носкам).

Корабль взлетает все выше и выше (дети становятся на колени, подняв руки над головой), корабль поднимается еще выше (дети встают на ноги, руки в стороны), но, вдруг на горизонте показалась удивительная планета, сверкающая разноцветными огнями и наш корабль медленно приземляется (дети медленно вращаются вокруг себя и садятся на корточки).

Мы прибыли на космодром. Все готовы к полету!

Чтобы стартовать с Земли, нам нужна ракета. Для того чтобы ее построить, мы должны правильно собрать все детали в определенном порядке. Приготовились! Начали! (Под энергичную музыку дети строят ракету из крупных модулей).

- Молодцы, ракета к полету готова! Но в космосе нет витаминов. Мы должны запастись ими на земле. Витамины есть во всех фруктах. (Использовать символическую аналогию: красные круги – это яблоки, оранжевые квадраты – это апельсины, зеленые прямоугольники – это груши). Выбирайте себе витамины.

Игра «У кого сколько»

Цель: упражнять детей в согласовании числительных с существительными в роде и числе.

Дети садятся на ковре полукругом

А что нам еще нужно взять, вы мне скажете сами, закончив строку в стихотворении.

Игра «Закончи строку»

Чтобы глаз вооружить

И со звездами дружить,

Млечный путь увидеть чтоб,

Нужен мощный….. (телескоп)

Телескопом сотни лет

Изучают жизнь планет,

Нам расскажет обо всем

Умный дядя -…. (астроном)

Знает этот звездочет

Звезды все наперечет.

Дарит Солнце жизнь планетам,

Нам – тепло, хвосты - ….. (кометам).

Только лучше звезд видна

В небе полная …. (Луна).

До Луны не может птица

Долететь и прилуниться,

Но, зато умеет это

Делать быстрая …. (ракета).

У ракеты есть водитель –

Невесомости любитель.

По–английски- астронавт,

А по–русски….(космонавт)

Воспитатель: Все припасы готовы! Космический корабль может стартовать! Внимание! Задраить люки! Взлетаем! Поднимается ракета, Чертит небо ярким светом. Улетают на планеты наши быстрые ракеты!

- Приближаемся к Луне! На ней много лунных камней!

- А вот и Марс, знаменит кратерами и пустынями. Марс называют красной планетой из-за того, что на поверхности много ржавого железа. На Марсе очень высокие горы.

- Вот вдалеке видна планета Венера. Днем и ночью на планете бушуют грозы…

Внимание!!! Впереди неизвестная планета! (звучит музыка)

А сейчас закройте глаза. Предлагаю вам послушать музыку и сказать, какие звуки вы услышали.

Воспитатель: Если в безоблачный ясный вечер мы посмотрим на небо, то увидим множество звезд без телескопа. Почему они кажутся нам маленькими сверкающими точками? (Находятся очень далеко). На самом деле, звезды – это огромные раскаленные газовые шары, похожие на Солнце. Мир звезд чрезвычайно разнообразен. Ни одна звезда не похожа на другую.

- Чем они отличаются? (Размером, цветом.)

- Как называются большие звезды? (Звезды – гиганты)

- А маленькие? (Звезды – карлики)

- Какого цвета бывают звезды? (Голубого, красного, желтого….) Из звезд получаются созвездия. Есть созвездия Стрельца, Рыбы, Единорога, Большой Медведицы. Ученые время от времени открывают новые звезды и созвездия.

Просмотр презентации « Большая Медведица»

Мы с вами тоже соберем свое созвездие и придумаем ему свое название.

Игра «Собери созвездие»

«Игра «Мы – веселые земляне!»- выбираем ведущего с помощью космической считалки.

Мы летели на ракете, к той космической планете,

Подлетели, опустились, огляделись, удивились:

Кто-то странный там сидит,

Выходи, тебе водить!

(Ловишке одевают шапочку инопланетянина)

Дети: Мы – веселые земляне,

Любим бегать и играть!

Ну, попробуй нас поймать!

Раз, два, три – лови!

- Внимание! Внимание! Вызывает Земля! Космическому экипажу срочно прибыть на Землю!

Воспитатель: Приготовились! Взлетаем!

(Дети поднимают руки через стороны верх, сжимая и разжимая пальцы).

- Приземляемся! Вот и Земля.

У нас на Земле наступила весна. Скоро начнут распускаться первые цветы. Они еще маленькие, только прорастают, тянутся к солнцу, раскрывают первые листочки.

(Дети выполняют движение по тексту).

Воспитатель: Как красива наша Планета! Наш полет в Космос завершен! Вы сегодня были сильными, ловкими, как настоящие космонавты! И открыли для себя мир Космоса. А какое настроение было у вас в космическом путешествии вы покажете с помощью смайликов.

Рефлексия. Дети выбирают смайлики в соответствии с настроением.

Я думаю, вы готовы пополнить отряд юных космонавтов. Растите, тренируйтесь. Ведь далекие планеты ждут вас

ПРИМЕНЕНИЕ ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ

В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ.

В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов проекта ФГОС. Социально-личностное развитие дошкольника, то есть формирование отношения ребенка к себе и к окружающему, выработка им социальных мотивов и потребностей, становление его самопознания – процесс довольно сложный, требует от педагога немалых затрат труда и в плане результативности.

Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Достаточно хорошо известно, что своевременное развитие необходимых компонентов социального поведения у детей тормозится недостаточным уровнем развития речи, что способствует появлению у него эмоционально-личностных и поведенческих трудностей. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, важно способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для дошкольника игры и активное общение с окружающими – со взрослыми и сверстникам.

Перед нами, педагогами, стоит ответственная задача - раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Чтобы раскрыть индивидуальность каждого ребенка в процессе обучения, построение личностно-ориентированного образования в современной учебных учреждениях обеспечивает решение этих вопросов .

Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих работать с каждым ребенком в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.

Личностно-ориентированная технология - это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Личностно-ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценности личности, уважении к ней, природосообразности воспитания, добре и ласке как основном средстве. Иными словами, личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.

Личностно-ориентированная технология:

1.Гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ.

2.Обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка, реализация её природных потенциалов.

3.Приоритет личностных отношений.

4.Индивидуальный подход к воспитанникам.

1.Игры, занятия, спортивные досуги.

2.Упражнения, наблюдения,

экспериментальная деятельность.

3.Упражнения, игры, гимнастика, массаж.

4.Тренинги, этюды, образно-ролевые игры.

Личностно - ориентированная технология предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка, поэтому моя педагогическая деятельность по отношению к детям включает проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему:

-обращаюсь с детьми ласково, с улыбкой: утром при встрече, во время еды, подготовки ко сну, одевании и т. д;

- стремлюсь установить доверительные отношения, проявляю внимание к их настроению, желаниям, достижениям и неудачам;

- поощряю самостоятельность в выполнении режимных процедур, учитывая их индивидуальные особенности (привычки, темперамент, предпочтение к той или иной пище);

- реагирую на инициативу в общении, потребность в моей поддержке;

- слушаю детей внимательно и уважением;

- вежливо и доброжелательно отвечаю на вопросы и просьбы, обсуждаю проблемы;

- успокаиваю и подбадриваю расстроенных детей, стремясь помочь в устранении дискомфорта;

- разговаривая с детьми, выбираю позицию «на уровне глаз» - общаясь с ребенком, присаживаюсь рядом;

- в течение дня общаюсь не только с группой в целом, но и с каждым ребенком индивидуально.

Находясь рядом с детьми, создаю условия для формирования положительных взаимоотношений со сверстниками:

- собственным поведением демонстрирую уважительное отношение ко всем детям;

- привлекаю внимание к эмоциональным состояниям друг друга, собственным примером и предложениями побуждая детей к проявлениям сочувствия, жалости, чувства радости за другого;

- при организации совместных эмоциональных, подвижных, предметных игр помогаю координировать свои действия, учитывать желания друг друга, выступаю в качестве доброжелательного участника игр;

- стремлюсь разрешать конфликты между детьми в мягкой форме, без насилия и окриков, путем перевода их в позитивные формы взаимодействия или переключения внимания на другие виды деятельности или предметы;

- помогаю овладевать речевыми способами общения: называть друг друга по имени, формулировать свои желания, просьбы, договариваться об очередности действий, благодарить за помощь и т.д.

Долгое время работая с детьми, я взяла за правило:

- не ограничивать естественный шум в группе (оживленную деятельность, игру, смех, свободный разговор);

- мой голос не доминирует над голосами детей;

- приучаю разговаривать спокойно, чтобы не мешать другим детям играть и общаться;

- служу примером спокойного общения: разговариваю с детьми спокойным, но не монотонным голосом.

Воспитательно - образовательный процесс я выстраиваю следующим

образом, что:

- в ходе организованной образовательной деятельности учитываю возрастные возможности и интересы детей;

- организовываю образовательную деятельность в форме совместной игры;

- организовываю игру в совместной деятельности преимущественно с одним ребенком или небольшой группой детей таким образом, чтобы в ней участвовал каждый ребенок;

- обучение провожу в мягкой форме, без насилия: обучая ребенка пользоваться ложкой, расческой или заводить машину, рукой, даю ему возможность выполнить действие самостоятельно, при необходимости помогая ему, но, не принимая всю инициативу на себя;

- откликаюсь на любую просьбу ребенка о совместной деятельности и помощи, а в случае невозможности их осуществления спокойно объясняю причину и прошу подождать;

- в ходе совместной игры или организованной образовательной деятельности нахожу время и возможность обратиться к каждому ребенку по имени, проявить заинтересованность к тому, что он делает, подбодрить, помочь справиться с трудным действием;

- организуя совместные игры или организованную образовательную деятельность, не заставляю участвовать в них всех детей: если ребенок отказывается слушать сказку или смотреть спектакль, разрешаю ему заняться чем-либо другим, не мешая остальным детям;

- организовываю игры детей, стремясь заинтересовать ребенка сюжетом игры, вызвать у него желание играть;

- стараюсь пробудить инициативу, вовлекая ребенка в игру, предлагаю и обсуждаю с ним разные варианты развития сюжета с учетом его желания;

- помогают наделить персонажи игр именами, характерами, разговариваю от их имени, стимулирую развертывание диалога;

- увлекаю поисками предметов-заместителей, открывая для ребенка новые возможности игры;

- проявляю интерес к самостоятельной игре детей, выражаю одобрение, радуюсь находкам, оригинальным действиям и высказываниям детей;

- помогаю разнообразить игру ребенка ненавязчиво, не нарушая замысла;

- организуя совместные игры, помогаю распределить игрушки, роли, наладить взаимодействие.

Поддерживая положительное самоощущение детей, способствую формированию у них знаний о себе:

- предоставляю детям самостоятельность в выборе игрушек, занятий, партнеров по игре;

- время от времени подвожу ребенка к зеркалу для рассматривания частей тела

(обычно невидных – ушки, прическа и т.д.), соотношу отражение в зеркале с

соответствующими деталями одежды ребенка (рассматривают рисунок на карманчиках);

- обращаюсь к ребенку по имени, подчеркивая его достоинства;

- поощряю высказывание детьми их чувств и мыслей, рассказывание о событиях, участниками, которых они были (о своей семье, друзьях, предпочтениях, мечтах, переживаниях и т.д.);

- чаще пользуюсь поощрением, поддержкой, чем порицанием и запрещением, порицание относится только к отдельным действиям ребенка, не адресуется его личности; неудачи обыгрываются в шутливой форме, чтобы не формировать у малыша неуверенности в своих силах;

- не прибегаю к физическим наказаниям или к другим негативным

дисциплинарным методам, которые обижают, пугают или унижают детей, если ребенок отказывается есть или идти в туалет, стараюсь мягко уговорить его перевести нежелательные действия в игровую форму, а в случае неудачи дать малышу побыть одному; если ребенок высказывает явное неповиновение, идет на открытый конфликт, мешает другим детям или обижает их, спокойно объясняю ему причину нежелательного поведения;

- после разрешения конфликта выражаю уверенность в том, что плохой поступок больше не повторится.

Формируя положительное отношение к сверстникам:

- собственным поведением демонстрирую уважительное отношение ко всем детям;

- привлекаю внимание детей к эмоциональным состояниям друг друга, поощряю

проявления сочувствия, сопереживания сверстникам;

- поддерживаю эмоциональный комфорт непопулярных детей в группе, создаю

условия для их принятия сверстниками;

- организуя совместные игры, обучаю детей координировать свои действия,

учитывать желания друг друга;

- чутко отношусь к жалобам детей, обучая их социально приемлемым формам

взаимодействия.

Взаимодействуя с детьми, учитывают их возрастные и индивидуальные особенности:

- в ходе режимных процедур терпимо отношусь к затруднениям детей: позволяю им действовать в своем темпе, не акцентирую внимание на неуспехах ребенка, оказываю ему необходимую помощь и поддержку и т.д.;

- предлагая детям образцы деятельности, не настаиваю на их точном воспроизведении;

-указывая на ошибки детей, делаю это мягко, не унижая перед сверстниками и, не ущемляя достоинства ребенка;

- контролируя усвоение материала, учитываю такие особенности ребенка, как

смущение, застенчивость, не допуская возникновения у него негативных

переживаний;

- предоставляю детям возможность самим выбрать деятельность по интересам:

во время прогулки, в нерегламентированных видах деятельности, в свободное

время;

- в ходе совместной игры или организованной образовательной деятельности

обращаюсь к ребенку по имени, смотрю ему в глаза, веду себя заинтересованно

и доброжелательно, помогая освоить трудное действие;

- откликаюсь на любую просьбу ребенка о совместной деятельности, а в случае

невозможности их осуществления спокойно объясняю причину и прошу подождать;

- поддерживаю положительное самоощущение детей, способствую формированию у них знаний о своих возможностях и способностях.

Чаще пользуются поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением;

- порицания отношу только к отдельным действиям ребенка, но не адресую их к

его личности;

- порицая действия ребенка, предлагаю образец желаемого действия или средства

для исправления ошибок;

-отмечаю новые достижения ребенка в разных видах деятельности, обращаю

внимание на его новые возможности и способности: достижения ребенка не

не сравниваются с достижениями других детей, а лишь с его собственными

(говорю: «Так далеко ты сегодня прыгнул, дальше, чем вчера». «Ты

поступил плохо», но не говорю: - «Ты плохой мальчик»;

- намеренно создаю ситуацию успеха, в которой ребенок достигает успеха: предлагая ребенку младшего дошкольного возраста попасть мячиком в корзинку, ненавязчиво включаются в действие, обеспечивая его успех и поощряя его достижение, а ребенку старшего возраста в случае неудачи в трудном для него задании предлагаю более простую деятельность;

- не прибегаю к физическому наказанию или другим негативным дисциплинарным методам, которые обижают, пугают или унижают детей.

Создаю условия для возникновения и развертывания игры детей:

- создаю условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть использованы в игре: читаю вместе книги, прослушиваю диски, обсуждаю события жизни детей, рассказываю о себе и других людях, организовываю экскурсии, прогулки, посещение культурных мероприятий;

- обращаю внимание детей на содержание деятельности людей и их взаимоотношений, на явления и взаимосвязь событий в живой и неживой природе;

- побуждаю к развертыванию игры: обращаюсь к малышам: «Посмотрите, у зайчика болит ножка, давайте его полечим», детям постарше предлагаю поиграть в конкретную игру или выбрать сюжет, побуждаю к принятию роли и наделению ею партнера, договариваюсь о правилах игры со старшими детьми;

- в качестве непосредственного участника игры предлагаю образцы различных игровых действий: кормлю, купаю куклу, привлекая к игре малышей, показываю, как строить дом.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы образования и воспитания личность ребенка, обеспечение ему комфортных условий в учреждении, в котором он находится, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации имеющихся природных потенциалов. Личность ребенка в данной технологии не только субъект, но и субъект приоритетный: она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо цели.

Какие же существуют личностно-центрированные технологии?

Исследовательская (проблемно-поисковая)

Характерной чертой этой технологии является реализация педагогом модели "обучение через открытие"

Коммуникативная (дискуссионная)

Особенностью этой технологии является наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения

Имитационного моделирования (игровая)

Характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.

Психологическая (самоопределенческая)

Характерной чертой этой технологии является самоопределение обучаемого по выполнению той или иной образовательной деятельности.

Деятельностная

Характерной чертой этой технологии является способность ребёнка проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом

Рефлексивная

Особенностью этой технологии является осознание ребёнком деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал он при этом.

Критерии оценки в личностно-ориентированной модели общения с детьми, которые помогут педагогу в его взаимоотношениях с детьми:

Личностно- ориентированная технология предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка, поэтому наша педагогическая деятельность по отношению к детям включает проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему:

- обращаться с детьми ласково, с улыбкой, поглаживать, обнимать: утром при встрече, во время еды, подготовки ко сну, одевании и т.д;

- стремиться установить доверительные отношения, проявлять внимание к их настроению, желаниям, достижениям и неудачам;

- поощрять самостоятельность в выполнении режимных процедур, учитывать их индивидуальные особенности (привычки, темперамент, предпочтение к той или иной пище);

- чутко реагировать на инициативу в общении, потребность в моей поддержке;

- слушать детей внимательно и уважением;

- вежливо и доброжелательно отвечать на вопросы и просьбы, обсуждать проблемы;

- успокаивать и подбадривать расстроенных детей, стремиться помочь в устранении дискомфорта;

- разговаривать с детьми, выбирать позицию «на уровне глаз» - общаясь с ребенком, присаживаться рядом или брать его на колени;

- в течение дня общаться не только с группой в целом, но и каждым ребенком индивидуально.

Находясь рядом с детьми, создавать условия для формирования положительных взаимоотношений со сверстниками:

- собственным поведением демонстрировать уважительное отношение ко всем детям;

знакомя детей друг с другом, называть их имена, ласково поглаживать рукой ребенка руку сверстника, проявлять положительные эмоции, в то же время, не навязывая детям контакты, если они уклоняются от них;

- привлекать внимание к эмоциональным состояниям друг друга, собственным примером и предложениями побуждать детей к проявлениям сочувствия, жалости, чувства радости за другого;

- при организации совместных эмоциональных, подвижных, предметных игр помогать координировать свои действия, учитывать желания друг друга, выступать в качестве доброжелательного участника игр;

- стремиться разрешать конфликты между детьми в мягкой форме, без насилия и окриков, путем перевода их в позитивные формы взаимодействия или переключения внимания на другие виды деятельности или предметы;

- помогать овладевать речевыми способами общения: называть друг друга по имени, формулировать свои желания, просьбы, договариваться об очередности действий, благодарить за помощь и т.д.

Целенаправленная работа по социально-коммуникативному развитию дошкольников в процессе использования технологий личностно-ориентированного взаимодействия (ориентированных технологий) способствует созданию в ДОУ личностно-ориентированной образовательной среды, формированию сообщества воспитывающих взрослых, потребности в непрерывном социально-личностном развитии детей и взрослых.

 

Литература:

1. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности//Под. ред. Е. Н. Степанова, Москва, ТЦ Сфера, 2003.

2. Атемаскина Ю. В., Богославец Л. Г. Современные педагогические технологии в ДОУ//С.-П. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта - занятия по рисованию в младшей группе на тему" Улитка" с элементами исследовательских, личностно - ориентированных, игровых технологий.

Конспект занятия по рисованию "Улитки" в младшей группе. Формировать умение у детей правильно держать карандаш, закреплять знания цветов (красный, желтый, зеленый, синий),воспитывать интерес к изобраз...

Конспект открытого мероприятия "Большая стирка" с использованием игровых, личностно-ориентированных, здоровьесберегающих технологий

Конспектоткрытого мероприятия для детей средней группы с использованием игровых,  личностно-ориентированных, здоровьесберегающих технологий .              ...

Конспект НОД ОО Познавательное развитие ФЭМП в подготовительной группе от 6 до 7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотр

Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 6 – 7 лет Задачи:Образовательная: Продолжать учить  составлять арифметическую задачу на сложение на наглядном...

Личностно-ориентированное обучение - технология Портфолио

В данной статье рассказано об инновационной технологии портфолио в ДОО, которая способствует повышению уровня развития дете и качества образования в целом....

Методическая разработка для детей дошкольного возраста в старшей группе на тему: «Зимние забавы» (с использованием ИКТ, здорвьесберегающих, личностно-ориентированных, игровых технологий).

Конспект «Зимние забавы»(с использованием ИКТ, здорвьесберегающих, личностно-ориентированных технологий)Автор-разработчик: Меркушева Виктория АлександровнаВозрастная  адресованность: ...

Реферат (консультация для педагогов ДОУ) "Предметно-ориентированные и личностно-ориентированные технологии, применяемые в ДОУ"

Данная работа ориентирована на педагогических работников ДОУ. Здесь представлена характеристика современных педагогических технологий....