Индивидуальный план профессионального развития на 2017-2022 гг.
материал

Ялаева Лейсан Сагитяновна

Тема: «Формирование лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством дидактической игры»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnyy_plan_professionalnogo_razvitiya.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН

профессионального развития учителя-логопеда

Ялаевой Лейсан Сагитяновны

Сроки реализации: 2017-2022 гг.

Тема самообразования: «Формирование лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством дидактической игры»

Актуальность: Формирование лексико-грамматических категорий у детей с ОНР является важным компонентом в коррекционной работе, учитывая своеобразие развития речевой деятельности для данной категории детей. Решение этой задачи предполагает умение грамматически правильно оформить речевое высказывание. Ребенок с ОНР имеет ограниченные возможности овладения грамматическими категориями и формами на основе непосредственного подражания речи окружающих. У них отмечаются стойкие отклонения в усвоении и применении грамматических законов языка. При грамматических изменениях слов и их сочетаний в предложениях дети часто допускают ошибки, которые принято называть аграмматизмами. Чтобы добиться успеха в их усвоении, он нуждается в специальных условиях обучения. Эффективным средством закрепления грамматических навыков является дидактическая игра, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Так, формирование грамматического строя речи посредством дидактической игры должно осуществляться дифференцировано, с учетом личностных, возрастных, речевых особенностей ребенка, что является актуальной проблемой для теории и практики логопедии. 

1. Цели профессионального развития

Цель:

  • развитие речевых возможностей детей старшего дошкольного возраста с лексико-грамматическими нарушениями через использование дидактических игр. 
  • создание системы в работе по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с использованием ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя – логопеда в специальном (коррекционном) детском саду.

Задачи:

  • изучение психолого-педагогической литературы по данной теме;
  • раскрыть особенности формирования лексико-грамматического строя речи у детей;
  • разработать серию дидактических игр и игровых приемов по формированию лексико-грамматического строя речи у детей;
  • разработать перспективный план по изучаемой теме на учебный год;
  • принять участие в семинаре, методическом объединении;
  • разработать консультации для родителей по использованию игр по формированию лексико-грамматического строя речи у детей;
  • подготовить выставку дидактических игр по формированию лексико-грамматического строя речи у детей для родителей и педагогов ДОУ.

Ожидаемые результаты:

  • обогащение словарного запаса детей;
  • уточнение грамматического и лексического значения слов;
  • перевод слов из пассивного в активный словарь;
  • развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;
  • развитие навыков словоизменения и словообразования. 

2. Формы и содержание профессионального развития

2.1. Изучение литературы, связанной с проблемами внедрения нетрадиционных методов работы в ДОУ.

Литература, нормативные правовые документы

Задачи использования
литературных источников

Сроки

Форма отчетности

Где, кем и когда заслушивается отчет

о выполнении работы

2017-2022

О.B. Крупенчук: Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста. – СПб, Литера, 2019.

        

Е.М.Косинова. Логопедический букварь. Уникальная методика развития речи. – Москва, «Махаон», 2015.

Е.Н.Новикова. Логопедическая азбука. Книга первая: от буквы к слову. – Москва, 2011.

Н.Э.Теремкова. Я учусь пересказывать. Части 1,2,3,4. – СПб: ООО «Издательство «Детство-пресс». 2015.

Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова. Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста. – Москва, «Дрофа», 2009.

Бойкова, С.В. Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников / С.В. Бойкова - СПб.: Каро , 2005.

Сделать подборку сюжетных картинок для обследования связной речи дошкольников.

Подобрать дыхательные упражнения.

Подобрать упражнения для комплексов артикуляционной и пальчиковой гимнастики.

Подбор конспектов для перспективного планирования.

Подбор текстов для пересказывания.

Подбор диагностического материала для обследования лексико-грамматических конструкций.

Аннотации к прочитанным книгам;

Презентация «Использование лексико-грамматических игр в коррекционно-развивающей работе по развитию речи с детьми дошкольного возраста»;

Педагогический совет МАДОУ № 41, 2017г.

КМО учителей-логопедов г.Нижнекамска и Нижнекамского района, 2019г.

Региональный семинар-практикум, 2020г.

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Изучить и внедрить в воспитательно-образовательную работу ФГОС ДО

2018

Консультация

«ФГОС ДО»

Педагогический совет МАДОУ №41, 2018г.

Изучить содержание образовательных областей ФГОС ДО и их взаимодействие

2019

Презентация «Интеграция образовательных областей на логопедических занятиях в ДОУ»

Выступление на семинарах, конференциях, 2019 г.

Статья «Некоторые аспекты работы логопеда в условиях ФГОС»

Оснащение логопедического кабинета

2020-2022

Презентация

Педагогический час МАДОУ №41, 2022г.

2.2. Разработка программно-методического обеспечения обновленного образовательного процесса

Содержание деятельности

Сроки

Форма представления результатов работы

Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы

Комплексно-тематическое планирование

2017-2018

Отчет

КМО учителей-логопедов, г. Нижнекамск, 2018г.

Календарно-тематическое планирование

2017-2022

Отчет

КМО учителей-логопедов, г. Нижнекамск, 2020г.

Подбор диагностических материалов

2019-2020

Протоколы обследования

Педагогический совет МАДОУ №41, 2019г.

Разработка конспектов занятий с использованием дидактических игр по формированию лексико-грамматических строя речи у детей с ОНР

2017-2022

Публикация конспекта

Показ открытого занятия

Участие в конкурсе сценариев и конспектов ОД

В сборниках региональных семинаров-практикумов, брошюрах по вопросам развития речи дошкольников, 2019г.;

КМО учителей-логопедов г. Нижнекамска, 2018г.;

День открытых дверей для учителей начальных классов СОШ №20, родителей, 2021г.

Дидактические пособия:

«В гостях у Кати»

 «Кто в домике живет?»

 «Собери из частей»

«Мнемотаблицы-схемы по развитию связной речи»

2017

2018

2019

2020

Презентация дидактического пособия

Педагогический час МАДОУ №41, 2017г.

Педагогический час МАДОУ №41, 2018г.

Педагогический совет МАДОУ №41, 2019г.

Педагогический совет МАДОУ №41, 2020г.

Комплексы пальчиковой гимнастики

2017-2018

Выступление

КМО учителей-логопедов г. Нижнекамска, 2018г.

Комплексы дыхательных упражнений

2018-2019

Мастер-класс

Педагогический совет МАДОУ №41, 2019г.

Консультации для родителей:

«Роль книги в обогащении словаря детей», «Формирование культуры речи», «Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников», «Развитие лексической стороны речи с использованием здоровьесберегающих технологий», «Учимся играя», «В гостях у Лексика и Грамматика», «Массаж и самомассаж языка зубной щеткой», «Влияние пространственной среды для обогащения словаря, «Читаем вместе», «Словотворчество», «Логопедические подсказки», «Игры и упражнения по развитию лексико-грамматического строя речи».

2017-2020

Папки-передвижки,

выступления, стендовый доклад, мастер-классы

Родительское собрание МАДОУ № 41, 2017г. 2017-2022гг.

Консультации для воспитателей:

«Играем с прищепками»,

«Развитие правильного речевого дыхания». 

«Влияние экскурсии на обогащение словаря»

2018-2020

Сообщения

Педагогические советы МАДОУ №41, 2017-2019гг.

  1. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности 

Задачи или содержание деятельности

Сроки

Форма представления результатов работы

Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы

Открытая ОД

с 2017-2022гг.

1 раз в квартал

Показ занятий,

мастер-классы

Для педагогов МАДОУ №41, учителей начальных классов СОШ №20, родителей в 2017-2022уч.гг.

Участие в городских, региональных семинарах, конференциях

ежегодно

Выступления, презентации

КМО для педагогов коррекционных садов, учителей-логопедов г. Нижнекамска, 2017-2022г.г.

Распространение опыта в СМИ

2018-2022

Публикации

«Игровые  методы развития лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста», 2017г.

«В деревню к бабушке Соне», конспект ОД  по развитию речи, 2018г.

«Театрализованная деятельность в коррекционной работе с детьми», 2019г.

«Использование природного и бросового материала» при пересказе», 2019г.

Доклад на тему: «Мнемотаблицы - схемы для развития связной речи», региональный семинар-практикум, 2020г.

 

  1. Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне образовательной организации

Темы курсов

Место прохождения курсов

Форма прохождения курсов ПК

Сроки

Форма отчета о результатах подготовки

Курсы повышения квалификации

г. Нижнекамск

очная

2018

Удостоверение

        

2.6. Оценка результатов профессионального развития

Содержание деятельности

Сроки

Форма представления результатов

Где, кем и когда заслушивается отчёт

о профессиональном развитии

Аналитический отчет о деятельности учителя-логопеда МАДОУ №41

Май

2018-2022гг.

Презентации, выступления

Педагогический совет МАДОУ №41, 2018-2022гг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 58»Тема : " Роль художественной литературы в развитие речи дошкольников"

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя  МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 58»Тема : " Роль художественной литературы в развитие речи дошкольников"...

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных видов изодеятельности

Индивидуальная тема: «Развитие мелкой моторики рук  детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных видов изодеятельности».Когда начата работа над темой: сентябрь 2017 г.Когда п...

Индивидуальный план на межаттестационный период 2017-2022 года

План работа на межаттестационный период воспитателя (английский язык) Абдуллиной Л.Р....

Индивидуальный план профессионального развития «Использование современного сенсорного и мелко-моторного развития у детей младшего дошкольного возраста»

Индивидуальный план профессионального развития воспитателя Пигасовой Анны Александровны  межаттестационный период на пять лет (с 2013 по 2018 гг.)...

Индивидуальный план профессионального развития на 2017-2022 годы

В данной работе по теме самообразования "Развитие певческих навыков дошкольников посредством здоровьесберегающих технологий" представлены цель, задачи, предполагаемые результаты, содержание ...

Индивидуальный план профессионального развития «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса

Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которое представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагог...