Индивидуальный план профессионального развития на 2017-2022 гг.
материал
Тема: «Формирование лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством дидактической игры»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_plan_professionalnogo_razvitiya.doc | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН
профессионального развития учителя-логопеда
Ялаевой Лейсан Сагитяновны
Сроки реализации: 2017-2022 гг.
Тема самообразования: «Формирование лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством дидактической игры»
Актуальность: Формирование лексико-грамматических категорий у детей с ОНР является важным компонентом в коррекционной работе, учитывая своеобразие развития речевой деятельности для данной категории детей. Решение этой задачи предполагает умение грамматически правильно оформить речевое высказывание. Ребенок с ОНР имеет ограниченные возможности овладения грамматическими категориями и формами на основе непосредственного подражания речи окружающих. У них отмечаются стойкие отклонения в усвоении и применении грамматических законов языка. При грамматических изменениях слов и их сочетаний в предложениях дети часто допускают ошибки, которые принято называть аграмматизмами. Чтобы добиться успеха в их усвоении, он нуждается в специальных условиях обучения. Эффективным средством закрепления грамматических навыков является дидактическая игра, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Так, формирование грамматического строя речи посредством дидактической игры должно осуществляться дифференцировано, с учетом личностных, возрастных, речевых особенностей ребенка, что является актуальной проблемой для теории и практики логопедии.
1. Цели профессионального развития
Цель:
- развитие речевых возможностей детей старшего дошкольного возраста с лексико-грамматическими нарушениями через использование дидактических игр.
- создание системы в работе по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с использованием ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя – логопеда в специальном (коррекционном) детском саду.
Задачи:
- изучение психолого-педагогической литературы по данной теме;
- раскрыть особенности формирования лексико-грамматического строя речи у детей;
- разработать серию дидактических игр и игровых приемов по формированию лексико-грамматического строя речи у детей;
- разработать перспективный план по изучаемой теме на учебный год;
- принять участие в семинаре, методическом объединении;
- разработать консультации для родителей по использованию игр по формированию лексико-грамматического строя речи у детей;
- подготовить выставку дидактических игр по формированию лексико-грамматического строя речи у детей для родителей и педагогов ДОУ.
Ожидаемые результаты:
- обогащение словарного запаса детей;
- уточнение грамматического и лексического значения слов;
- перевод слов из пассивного в активный словарь;
- развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;
- развитие навыков словоизменения и словообразования.
2. Формы и содержание профессионального развития
2.1. Изучение литературы, связанной с проблемами внедрения нетрадиционных методов работы в ДОУ.
Литература, нормативные правовые документы | Задачи использования | Сроки | Форма отчетности | Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы |
2017-2022 | ||||
О.B. Крупенчук: Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста. – СПб, Литера, 2019.
Е.М.Косинова. Логопедический букварь. Уникальная методика развития речи. – Москва, «Махаон», 2015. Е.Н.Новикова. Логопедическая азбука. Книга первая: от буквы к слову. – Москва, 2011. Н.Э.Теремкова. Я учусь пересказывать. Части 1,2,3,4. – СПб: ООО «Издательство «Детство-пресс». 2015. Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова. Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста. – Москва, «Дрофа», 2009. Бойкова, С.В. Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников / С.В. Бойкова - СПб.: Каро , 2005. | Сделать подборку сюжетных картинок для обследования связной речи дошкольников. Подобрать дыхательные упражнения. Подобрать упражнения для комплексов артикуляционной и пальчиковой гимнастики. Подбор конспектов для перспективного планирования. Подбор текстов для пересказывания. Подбор диагностического материала для обследования лексико-грамматических конструкций. | Аннотации к прочитанным книгам; Презентация «Использование лексико-грамматических игр в коррекционно-развивающей работе по развитию речи с детьми дошкольного возраста»; | Педагогический совет МАДОУ № 41, 2017г. КМО учителей-логопедов г.Нижнекамска и Нижнекамского района, 2019г. Региональный семинар-практикум, 2020г. | |
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» | Изучить и внедрить в воспитательно-образовательную работу ФГОС ДО | 2018 | Консультация «ФГОС ДО» | Педагогический совет МАДОУ №41, 2018г. |
Изучить содержание образовательных областей ФГОС ДО и их взаимодействие | 2019 | Презентация «Интеграция образовательных областей на логопедических занятиях в ДОУ» | Выступление на семинарах, конференциях, 2019 г. | |
Статья «Некоторые аспекты работы логопеда в условиях ФГОС» | Оснащение логопедического кабинета | 2020-2022 | Презентация | Педагогический час МАДОУ №41, 2022г. |
2.2. Разработка программно-методического обеспечения обновленного образовательного процесса
Содержание деятельности | Сроки | Форма представления результатов работы | Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы |
Комплексно-тематическое планирование | 2017-2018 | Отчет | КМО учителей-логопедов, г. Нижнекамск, 2018г. |
Календарно-тематическое планирование | 2017-2022 | Отчет | КМО учителей-логопедов, г. Нижнекамск, 2020г. |
Подбор диагностических материалов | 2019-2020 | Протоколы обследования | Педагогический совет МАДОУ №41, 2019г. |
Разработка конспектов занятий с использованием дидактических игр по формированию лексико-грамматических строя речи у детей с ОНР | 2017-2022 | Публикация конспекта Показ открытого занятия Участие в конкурсе сценариев и конспектов ОД | В сборниках региональных семинаров-практикумов, брошюрах по вопросам развития речи дошкольников, 2019г.; КМО учителей-логопедов г. Нижнекамска, 2018г.; День открытых дверей для учителей начальных классов СОШ №20, родителей, 2021г. |
Дидактические пособия: «В гостях у Кати» «Кто в домике живет?» «Собери из частей» «Мнемотаблицы-схемы по развитию связной речи» | 2017 2018 2019 2020 | Презентация дидактического пособия | Педагогический час МАДОУ №41, 2017г. Педагогический час МАДОУ №41, 2018г. Педагогический совет МАДОУ №41, 2019г. Педагогический совет МАДОУ №41, 2020г. |
Комплексы пальчиковой гимнастики | 2017-2018 | Выступление | КМО учителей-логопедов г. Нижнекамска, 2018г. |
Комплексы дыхательных упражнений | 2018-2019 | Мастер-класс | Педагогический совет МАДОУ №41, 2019г. |
Консультации для родителей: «Роль книги в обогащении словаря детей», «Формирование культуры речи», «Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников», «Развитие лексической стороны речи с использованием здоровьесберегающих технологий», «Учимся играя», «В гостях у Лексика и Грамматика», «Массаж и самомассаж языка зубной щеткой», «Влияние пространственной среды для обогащения словаря, «Читаем вместе», «Словотворчество», «Логопедические подсказки», «Игры и упражнения по развитию лексико-грамматического строя речи». | 2017-2020 | Папки-передвижки, выступления, стендовый доклад, мастер-классы | Родительское собрание МАДОУ № 41, 2017г. 2017-2022гг. |
Консультации для воспитателей: «Играем с прищепками», «Развитие правильного речевого дыхания». «Влияние экскурсии на обогащение словаря» | 2018-2020 | Сообщения | Педагогические советы МАДОУ №41, 2017-2019гг. |
- Обобщение собственного опыта педагогической деятельности
Задачи или содержание деятельности | Сроки | Форма представления результатов работы | Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы |
Открытая ОД | с 2017-2022гг. 1 раз в квартал | Показ занятий, мастер-классы | Для педагогов МАДОУ №41, учителей начальных классов СОШ №20, родителей в 2017-2022уч.гг. |
Участие в городских, региональных семинарах, конференциях | ежегодно | Выступления, презентации | КМО для педагогов коррекционных садов, учителей-логопедов г. Нижнекамска, 2017-2022г.г. |
Распространение опыта в СМИ | 2018-2022 | Публикации | «Игровые методы развития лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста», 2017г. |
«В деревню к бабушке Соне», конспект ОД по развитию речи, 2018г. | |||
«Театрализованная деятельность в коррекционной работе с детьми», 2019г. | |||
«Использование природного и бросового материала» при пересказе», 2019г. | |||
Доклад на тему: «Мнемотаблицы - схемы для развития связной речи», региональный семинар-практикум, 2020г. |
- Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне образовательной организации
Темы курсов | Место прохождения курсов | Форма прохождения курсов ПК | Сроки | Форма отчета о результатах подготовки |
Курсы повышения квалификации | г. Нижнекамск | очная | 2018 | Удостоверение |
2.6. Оценка результатов профессионального развития
Содержание деятельности | Сроки | Форма представления результатов | Где, кем и когда заслушивается отчёт о профессиональном развитии |
Аналитический отчет о деятельности учителя-логопеда МАДОУ №41 | Май 2018-2022гг. | Презентации, выступления | Педагогический совет МАДОУ №41, 2018-2022гг. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план профессионального развития воспитателя МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 58»Тема : " Роль художественной литературы в развитие речи дошкольников"
Индивидуальный план профессионального развития воспитателя МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 58»Тема : " Роль художественной литературы в развитие речи дошкольников"...
Индивидуальный план профессионального развития воспитателя по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных видов изодеятельности
Индивидуальная тема: «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных видов изодеятельности».Когда начата работа над темой: сентябрь 2017 г.Когда п...
Индивидуальный план на межаттестационный период 2017-2022 года
План работа на межаттестационный период воспитателя (английский язык) Абдуллиной Л.Р....
Индивидуальный план профессионального развития «Использование современного сенсорного и мелко-моторного развития у детей младшего дошкольного возраста»
Индивидуальный план профессионального развития воспитателя Пигасовой Анны Александровны межаттестационный период на пять лет (с 2013 по 2018 гг.)...
Индивидуальный план профессионального развития на 2017-2022 годы
В данной работе по теме самообразования "Развитие певческих навыков дошкольников посредством здоровьесберегающих технологий" представлены цель, задачи, предполагаемые результаты, содержание ...
Индивидуальный план по самообразованию на 2017-2022 год
2017-2022 год...
Индивидуальный план профессионального развития «Совершенствование эффективных форм работы методического сопровождения педагогов в целях повышения уровня профессиональной компетентности, повышения качества реализации воспитательно-образовательного процесса
Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которое представляет важное звено в целостной системе повышения квалификации педагог...