«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр»
методическая разработка (средняя группа)
План по самообразованию
воспитателя средней группы «Смешарики»
Юмановой Елены Сергеевны
По теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_detey_doshkolnogo_vozrasta_posredstvom_palchikovyh_igr.docx | 35.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №181 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
План по самообразованию
воспитателя средней группы «Смешарики»
Юмановой Елены Сергеевны
По теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр»
Новоалтайск
2018 – 2019 год
Пояснительная записка
«Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию»
В.М.Бехтерев
В настоящее время в связи с вступлением ФГОС, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых, дает возможность поделиться накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством русского языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе.
Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Дело в том, что кисть руки имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.
Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки. Дело все в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию ребёнка. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
Работая с детьми среднего возраста и общаясь с коллегами, можно отметить, что в последние годы у детей заметно снизился уровень речевого развития (недостаточный словарный запас, бедная диалогическая речь), поэтому я очень заинтересовалась этой проблемой и выбрала тему для своего опыта «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр».
Окружение ребенка (семья, родственники), в своем большинстве мало общаются с ребенком, не знают возрастных особенностей детей дошкольного возраста, так как недостаточно проводилась работа с родителями по данной проблеме. Я поставила перед собой цель: создать условия для развития речи дошкольников через пальчиковые игры.
В процессе работы над данной темой: научилась владеть методикой проведения пальчиковых игр. Игры с пальчиками – уникальное средство для развития речи, поэтому использую их на каждом занятии. В работе придерживаюсь основного принципа дидактики: от простого к сложному. Продумываю ход занятий, их интенсивность, количество упражнений и степень сложности в разучиваемых пальчиковых играх, планирую их в зависимости от индивидуальных особенностей детей.
Цель: создание условий для повышение личного теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в области развития речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр.
Задачи:
- изучить и проанализировать методическую литературу, направленную на изучение мелкой моторики рук у детей;
- создать предметно-развивающую среду, способствующую развитию речи детей посредством использования пальчиковых игр;
- познакомить детей с видами пальчиковых игр;
- обогатить и активизировать словарь детей через пальчиковые игры;
- формировать правильное звукопроизношение у детей;
- повысить заинтересованность родителей в вопросах развития речи детей путем использования пальчиковых игр
Сроки | Формы работы | Практический выход |
Сотрудничество с детьми | ||
Сентябрь |
|
|
Октябрь |
|
|
Ноябрь |
|
|
Декабрь |
|
|
Январь |
|
|
Февраль |
|
|
Март |
Цель: учить детей рассказывать сказку, различать по внешнему виду животных, правильно показывать их, развивать речь, память. Актуализировать и расширить знания детей о пальчиковым театре.
|
|
Апрель |
Цель: Развивать творческую фантазию малышей, выкладывать пуговицы по рисунку, развивать мелкую моторику, развивать конструктивные способности детей.
|
|
Май |
Цель: Учить технике печатания ладошками, изображая лучики солнышка, развивать мелкую моторику рук.
Цель: научить детей играть в соответствии с текстом.
|
|
Сотрудничество с семьей | ||
Сентябрь |
|
|
Октябрь - Ноябрь |
|
|
Декабрь |
|
|
Январь – Февраль |
Цель: развивать речь и мелкую моторику; сенсорное развитие (цвет, форма, размер). |
|
Март |
Расширить знания родителей по совершенствованию у ребёнка понимания речи и функции общения.
|
|
Апрель - Май |
|
|
Сотрудничество с педагогами | ||
В течение года |
|
«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста» |
Май |
|
|
Ожидаемые результаты:
Разнообразие пособий вызовут у детей интерес к пальчиковым играм, активизируются творческие способности, улучшатся психические процессы (внимание, мышление, память). Кисти рук и пальцев у детей приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, что в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. В процессе занятий дети овладевают техникой массажа, запомнят движения и слова в пальчиковых играх. Тем самым повысится уровень речевого развития детей. Для многих родителей уже не будет представлять секрета тот факт, что умственное развитие ребенка и постановка его речи очень сильно зависит от развитости мелкой моторики.
Литература:
1.Бардышева Т.Ю. Умелые пальчики. -М.: ООО ТД Изд-во Мир книги,2008.
2. Елецкая О.В., Е.Ю. Вареница День за днем говорим и растем. М.: ТЦ Сфера,2005. -С.54-59.
3. Закревская О.В. Развивайся, малыш! -М.: Изд-во ГНОМ и Д,2007. -С.60,65.
4. Козырева Л.М развитие речи. Дети до 5-ти лет. Ярославль Академия развития,2007. -С.41.
5.КольцоваС.146-148, с.149-154, с.173-181.
6. Рузина М.С. Пальчиковый игротренинг. -Екатеринбург: У -Фактория, 2006. -173-180с.,189с.,200с.
7. Янушко Е. Помогите малышу заговорить! -М.:Теревинф, 2007. - 127с., с.162.
8.Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М., «Олма Пресс», 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"
Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений". Портфолио создано на основании целенаправленной, педагогической...
Игры для семинара-практикума по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"
Я разработала несколько игр для возрастных групп детского сада и использовала в своем семинаре-практикуме по методической теме....
Педагогический проект «Слово на ладошке». Тема: «Развитие речи детей младшего возраста посредством пальчиковых игр и изобразительной деятельности»
laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем лучше ребенок»(Василий Александрович Сухомлинский)...
Буклет для родителей младшего возраста " Развитие речи детей младшего возраста посредствам пальчиковых игр""
Буклет для родителей младшего возраста " Развитие речи детей младшего возраста посредствам пальчиковых игр""...
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр.
развитие речи детей дошкольного возраста с помощью пальчиковых игр...
"Развитие речи младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр"
Значение пальчиковых игр в развитие речи детей дошкольного возраста....
Самообразование на тему "Развитие речи младшего дошкольного возраста посредствам пальчиковых игр и упражнений"
Самообразование на тему "Развитие речи младшего дошкольного возраста посредствам пальчиковых игр и упражнений"...