«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр»
методическая разработка (средняя группа)

Юманова Елена Сергеевна

План по самообразованию

воспитателя средней группы «Смешарики»

Юмановой Елены Сергеевны

 

 

 

По теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №181 открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

План по самообразованию

воспитателя средней группы «Смешарики»

Юмановой Елены Сергеевны

По теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр»

Новоалтайск

2018 – 2019 год

Пояснительная записка

«Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию»

В.М.Бехтерев

В настоящее время в связи с вступлением ФГОС, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых, дает возможность поделиться накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством русского языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе.

Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Дело в том, что кисть руки имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Руки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.

Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки. Дело все в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и артикулирование звуков находятся в прямой зависимости. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию ребёнка. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

Работая с детьми среднего возраста и общаясь с коллегами, можно отметить, что в последние годы у детей заметно снизился уровень речевого развития (недостаточный словарный запас, бедная диалогическая речь), поэтому я очень заинтересовалась этой проблемой и выбрала тему для своего опыта «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр».

Окружение ребенка (семья, родственники), в своем большинстве мало общаются с ребенком, не знают возрастных особенностей детей дошкольного возраста, так как недостаточно проводилась работа с родителями по данной проблеме. Я поставила перед собой цель: создать условия для развития речи дошкольников через пальчиковые игры.

В процессе работы над данной темой: научилась владеть методикой проведения пальчиковых игр. Игры с пальчиками – уникальное средство для развития речи, поэтому использую их на каждом занятии. В работе придерживаюсь основного принципа дидактики: от простого к сложному. Продумываю ход занятий, их интенсивность, количество упражнений и степень сложности в разучиваемых пальчиковых играх, планирую их в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

Цель: создание условий для повышение личного теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в области развития речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр.

Задачи:

  • изучить и проанализировать методическую литературу, направленную на изучение мелкой моторики рук у детей;
  • создать предметно-развивающую среду, способствующую развитию речи детей посредством использования пальчиковых игр;
  • познакомить детей с видами пальчиковых игр;
  • обогатить и активизировать словарь детей через пальчиковые игры;
  • формировать правильное звукопроизношение у детей;
  • повысить заинтересованность родителей в вопросах развития речи детей путем использования пальчиковых игр

Сроки

Формы работы

Практический выход

Сотрудничество с детьми

Сентябрь

  • Пальчиковые игры: «Ладошки», «Киска», «Курочка», «Мыши».
  • Игры с предметами: «Мозаика», «Пирамидка».
  • Массаж пальцев и кистей рук с помощью мячиков су-джок. Аппликация из шерстяных ниток: «На прогулке»
  • Лепка из соленого теста.

  • Картотека игр
  • Выставка творческих работ «Волшебные нити»
  • Оформление уголка лепки «Удивительные овощи»

Октябрь

  • Пальчиковые игры: «Грибы», «Фрукты», «Овощи», «Осень».
  • Массаж рук: игровое упражнение: «Покатаем машинки».
  • Игры с предметами: кубики со шнуровками и липучками, прищепки, молнии, бусы.
  • Аппликация из шерстяных ниток: «На прогулке»
  • Картотека игр
  • Выставка творческих работ «Волшебные нити»

Ноябрь

  • Пальчиковые игры: «Котятки»,  «Мышка».
  • Тренировка пальчиков с помощью сухого бассейна.
  • Игры с карандашами, счётными палочками.
  • Колобки - сделанные из воздушных шариков, с нарисованными рожицами. Используются  не только для тренировки пальчиков, но и тренировки зрительного восприятия ребенка (различие цветов, размера, формы).
  • Объёмная аппликация из бумаги: «Золотая рыбка»
  • Картотека игр
  • Выставка творческих работ «Объёмная аппликация из бумаги»
  • Оформление совместной творческой работы «Аквариум»

Декабрь

  • Пальчиковые игры: «Солнечные зайчики»,  «Как вчера у бабушки».
  • Узоры из ниток. Выкладывание узоров или геометрических фигур из шерстяных или холщевых ниток разной толщины и длины на бархатной бумаге. Это позволяет тренировать не только мышцы рук, но и способствует развитию тактильных ощущений, внимания, мышления, координации в пространстве.
  • Работа с пластилином: «Наряд для Ёлочки»
  • Картотека игр
  • Выставка творческих работ «Пластилиновые фантазии»
  • Оформление фотоколлажа «Узоры из ниток»

Январь

  • Пальчиковые игры: «Бараны»,  «Улитка.
  • Игры с предметами: кубики со шнуровками и липучками, прищепки, молнии, бусы.
  • Аппликация из кусочков бумаги: «Разноцветный коврик»

  • Картотека игр
  • Выставка творческих работ «Аппликации из кусочков бумаги»
  • Оформление уголка лепки: «Весёлый Снеговичок»

Февраль

  • Пальчиковые игры: «Мебель»,  «Посуда»,  «Профессии»,  «Армия».
  • Игры с предметами: кубики со шнуровками и липучками, прищепки, молнии, бусы, шнуровки, наборы шаров, колец для нанизывания на стержень.
  • Аппликация из шерстяных ниток: «Цирковой артист»
  • Картотека игр
  • Оформление совместной творческой работы «Арена цирка»

Март

  • Поставить с детьми инсценировку сказки: «Колобок».

Цель: учить детей  рассказывать сказку, различать по внешнему виду животных, правильно показывать их, развивать речь, память. Актуализировать  и расширить знания детей о пальчиковым театре.

  • Пальчиковая гимнастика  (Мышка»,  «Чижик-пыжик»)
  • Объёмная аппликация из бумаги: «Ласковое солнышко»
  • Пальчиковый театр «Репка», «Колобок»
  • Картотека игр
  • Выставка творческих работ «Объёмная аппликация»

Апрель

  • Пальчиковые игры: «Пальчик-мальчик»,   «Котятки»
  • Сделать игры с природным материалом (ракушки, шишки, крупа). Цель: развивать мелкую моторику и речь.
  • Конструирование: «Паровозик из пуговиц».

Цель: Развивать творческую фантазию малышей, выкладывать пуговицы по рисунку, развивать мелкую моторику, развивать конструктивные способности детей.

  • Раскручивание и закручивание пластмассовых гаечек на болтиках.
  • Аппликация из кусочков рваной бумаги: «Свет в окнах»
  • Картотека игр
  • Выставка творческих работ «Аппликация из кусочков рваной бумаги»
  • «Паровоз» - для игр

Май

  • Нетрадиционное рисование: «Солнышко лучистое».

Цель: Учить технике печатания ладошками, изображая лучики солнышка, развивать мелкую моторику рук.

  • Игра: «Солнечные зайчики».

Цель: научить детей играть в соответствии с текстом.

  • Каринка из крупы и семян: «Яблоневый сад»
  • Картотека игр
  • Выставка творческих работ «Солнышко лучистое»
  • Оформление уголка в группе  «Яблоневый сад»

Сотрудничество с семьей

Сентябрь

  • Анкетирование на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников» , Цель : Исследовать воспитательный потенциал семьи
  • «Этот пальчик - я» Консультация о значении развитии мелкой моторики.
  • Привлечение родителей к работе по созданию развивающей среды в группе по данной тематике
  • Памятка для родителей «Этот пальчик  - я»

Октябрь - Ноябрь

  • Консультация на тему: «Развитие мелкой моторики - залог правильной и красивой речи».
  • Практикум «Развитие моторно-двигательной координации руки ребёнка среднего возраста в домашних условиях» Познакомить с играми для развития мелкой моторики, которые они будут использовать в домашних условиях
  • Картотека игр для развития мелкой моторики в домашних условиях
  • Консультация: «Развитие мелкой моторики - залог правильной и красивой речи».

Декабрь

  • Привлечение  родителей к работе по созданию развивающей среды в группе
  • Консультация для родителей: «Влияние мелкой моторики на речь детей».
  • Атрибуты для центров в группе

Январь – Февраль

  • Консультация «Пальчиками играем – стихи повторяем!» Познакомить с методикой использования пальчиковых игр.
  • Привлечь родителей к созданию игр с предметами домашнего обихода: (прищепки, пуговицы, кнопки, липучки, шнурки).

Цель: развивать речь и мелкую моторику; сенсорное развитие (цвет, форма, размер).

  • Картотека игр с предметами домашнего обихода
  • Консультация «Пальчиками играем – стихи повторяем!»

Март

  • Изготовление папки-передвижки. «Сначала было слово»

Расширить знания родителей по совершенствованию у ребёнка понимания речи и функции общения.

  • Творческая выставка «Руки мамы и мои ручонки» Совместная деятельность родитель – ребёнок.
  • Фотовыставка: «Руки мамы и мои ручонки».
  • Папка - передвижка

Апрель - Май

  • Изготовление буклета: «Пальчиковые игры для детей».
  • Индивидуальные беседы с родителями по данной теме (по мере необходимости).
  • Буклет

Сотрудничество с педагогами

В течение года

  • Изучение методической литературы
  • Изучение педагогического опыта воспитателей  (Посещение педсоветов, семинаров, конференций)
  • Сотрудничество со специалистами детского сада (музыкальный работник, инструктор по физической культуре, психолог, логопед) в процессе работы по развитию речи детей посредством использования пальчиковых игр.

  • План работы на год
  • Картотеки  игр
  • Консультация для педагогов

«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

Май

  • Самоанализ проделанной работы
  • Отчет-презентация о проделанной работе   (Выступление на пед.совете)

Ожидаемые результаты:

Разнообразие пособий вызовут у детей интерес к пальчиковым играм, активизируются творческие способности, улучшатся психические процессы (внимание, мышление, память). Кисти рук и пальцев у детей приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, что в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. В процессе занятий дети овладевают техникой массажа, запомнят движения и слова в пальчиковых играх. Тем самым повысится уровень речевого развития детей. Для многих родителей уже не будет представлять секрета тот факт, что умственное развитие ребенка и постановка его речи очень сильно зависит от развитости мелкой моторики.

Литература:

1.Бардышева Т.Ю. Умелые пальчики. -М.: ООО ТД Изд-во Мир книги,2008.

2. Елецкая О.В., Е.Ю. Вареница День за днем говорим и растем. М.: ТЦ Сфера,2005. -С.54-59.

3. Закревская О.В. Развивайся, малыш! -М.: Изд-во ГНОМ и Д,2007. -С.60,65.

4. Козырева Л.М развитие речи. Дети до 5-ти лет. Ярославль Академия развития,2007. -С.41.

5.КольцоваС.146-148, с.149-154, с.173-181.

6. Рузина М.С. Пальчиковый игротренинг. -Екатеринбург: У -Фактория, 2006. -173-180с.,189с.,200с.

7. Янушко Е. Помогите малышу заговорить! -М.:Теревинф, 2007. - 127с., с.162.

8.Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М., «Олма Пресс», 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"

Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений". Портфолио создано на основании целенаправленной, педагогической...

Игры для семинара-практикума по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"

Я разработала несколько игр для возрастных групп детского сада и использовала в своем семинаре-практикуме по методической теме....

Педагогический проект «Слово на ладошке». Тема: «Развитие речи детей младшего возраста посредством пальчиковых игр и изобразительной деятельности»

laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем лучше ребенок»(Василий Александрович Сухомлинский)...

Буклет для родителей младшего возраста " Развитие речи детей младшего возраста посредствам пальчиковых игр""

Буклет для родителей младшего возраста " Развитие речи детей младшего возраста посредствам пальчиковых игр""...

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр.

развитие речи детей дошкольного возраста с помощью пальчиковых игр...

"Развитие речи младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр"

Значение пальчиковых игр в развитие речи детей дошкольного возраста....

Самообразование на тему "Развитие речи младшего дошкольного возраста посредствам пальчиковых игр и упражнений"

Самообразование на тему "Развитие речи младшего дошкольного возраста посредствам пальчиковых игр и упражнений"...