Самообразование на тему "Развитие речи младшего дошкольного возраста посредствам пальчиковых игр и упражнений"
методическая разработка (младшая группа)
Самообразование на тему "Развитие речи младшего дошкольного возраста посредствам пальчиковых игр и упражнений"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrozovanie_molyanova.docx | 23.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста, посредством пальчиковых игр и упражнений» на 2023- 2024 учебный год
(Ф.И.О. педагога)
Молянова Кристина Дмитриевна
(специальность)
Воспитатель
(образование)
Высшее
(стаж педагогической работы)
4 года
(дата начала работы над темой)
02.10.2023
(предполагаемая дата окончания работы)
15.05.2024
Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста, посредством пальчиковых игр упражнений»
Задачи:
1) Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и упражнений;
2) Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей 2 младшей группы через использование разнообразных форм, методов и приемов;
3) Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;
4) Повысить заинтересованность родителей в вопросах развития мелкой моторики рук.
Задачи на год:
-Повысить собственный уровень знаний путём… (изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования…);
-Составить картотеку пальчиковых игр, артикуляционных гимнастик, дыхательных упражнений.
-Оформление папки-передвижки на тему: «Развиваем пальчики, улучшаем речь. Советы родителям».
-Демонстрация пальчиковых игр, при проведении мастер-классов для родителей.
Месяц Направления | Сентябрь Октябрь | Ноябрь Декабрь | Январь Февраль | Март Апрель | Май |
Дети | 1) Заучивание пальчиковой игры «Ехала белка на тележке» 2) Обучение детей игре «Шнуровка». | 1) Заучивание пальчиковой игры «Капуста 2) Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник». 3) Массаж пальцев и кистей рук с помощью мячиков су-джок. 4) Пальчиковые игры: «Грибы», «Фрукты», «Овощи», «Осень» | 1) Заучивание пальчиковой игры «Снежок», «Семья». 2) Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы) 3) Пальчиковые игры: по темам недели. 4) Продолжать учить детей выкладывать узоры с помощью веревочки. | 1) Научить детей пользоваться ножницами (резать по прямой линии). 2) Заучивание пальчиковой игры «Пой-ка, подпевай-ка 10 птичек стайка». 3) .Конструирование из лего-конструктора «Домик», «Заборчик» 4) Обрывная аппликация. 5) Работа с карандашом: «Обведи по пунктиру рисунок». | 1) .Учить детей способу обрывания по нарисованным линиям (Полоски,треугольники, квадраты). 2) Игра «Прищепки» 3) Повторение ранее изученных пальчиковых игр. |
Родители | Оформление папки-передвижки на тему: «Развиваем пальчики, улучшаем речь. Советы родителям». | Консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?», «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры». | Создание картотеки потешек для работы с детьми. Применять потешки в режимных моментах. | Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей. | Совместное творчество детей и родителей (Украшаем пасхальные яйца) |
Литература:
Используемая литература
1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз»,2007
2. Большакова С. Е.Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006
3 Елена Данилова «Пальчиковые игры»
4. Кольцова М. М «Развитие моторики»
5. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. –Ростов-на-Дону: Феникс, 2007
6. Рымчук Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша.Ростов-на-Дону:Владис: М.: РИПОЛ классик, 2008. – 320 с.
7. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006
8. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребенка»
9. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. –СПб: Корона-Век, 2007
10. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996»
Отчёт о проделанной работе за учебный год
Начав свою работу по развитию речи детей посредствам пальчиковых игр, я поставила следующие цели и задачи.
Цели:
- Повышение теоретического уровня и профессиональной компетентности по вопросу развития речевой системы у детей младшего дошкольного возраста.
- Продолжение развития мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
- Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приёмов
Задачи:
1. Изучение литературы по проблеме исследования.
2.Интегрировать пальчиковые игры и упражнения в речевую деятельность детей.
3.Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры.
4.Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики.
5. Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр.
6. Улучшить координацию и точность движений руки, гибкость рук, ритмичность.
В процессе изучения литературы по теме самообразования мною был составлен план организации работы, который включал этапы:
1) Сентябрь-октябрь. Знакомство с теоретическими знаниями о пальчиковых игр и упражнений. Изучение литературы, подбор диагностического материала.
2)Ноябрь-декабрь. Подбор эффективных пальчиковых игр и упражнений во второй младшей группе.
3)Январь-февраль. Проведение образовательной деятельности с использованием пальчиковых игр и упражнений в второй младшей группе. Работа с родителями по развитию речи детей посредствам пальчиковых игр и упражнений.
4) Май. Картотека пальчиковых игр и упражнений
Формы работы:
- совместная деятельность педагога с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Работа с детьми строилась как фронтальная (одновременная работа со всеми детьми, и индивидуальная (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем).
Методы и приемы работы: (Объяснение, показ, беседа, игра)
• массаж кистей рук;
• пальчиковая гимнастика, физкультминутки;
• пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;
• пальчиковый театр;
• конструирование: работа с конструктором ЛЕГО;
• рисование по трафаретам;
• штриховка в заданном направлении;
• дорисовка (по принципу симметрии);
• дидактические игры;
• шнуровка, пуговицы, прищепки;
• игры с мелкими предметами;
• пазлы, мозаика, матрѐшки, пирамидки
В течении года я работала над темой самообразования «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений». Поставив перед собой цели и задачи, занялась подбором материала, поисками пальчиковых игр и упражнений, постепенно формируя картотеку пальчиковых гимнастик, пальчиковых игр с крышечками, прищепками, скороговорками, стихами, упражнениями.
Обновляла развивающую среду новыми играми и пособиями. По мере необходимости проводила индивидуальные беседы с родителями по данной теме. Оформление стендовой консультации по теме.
На основании моих наблюдений можно сделать вывод:
Пальчиковые игры детям нравятся, дети занимаются с желанием, стали более внимательными, с удовольствием повторяют слова пальчиковых гимнастик. У детей улучшилась речь.
Я выбрала данное направление не случайно, так как считаю очень важным уделять большое внимание развитию мелкой моторики с помощью пальчиковых игр и упражнений, что способствует улучшению развития речи детей. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а так же между взрослым и ребенком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"
Портфолио по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений". Портфолио создано на основании целенаправленной, педагогической...
Игры для семинара-практикума по методической теме: "Воспитание звуковой культуры речи детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"
Я разработала несколько игр для возрастных групп детского сада и использовала в своем семинаре-практикуме по методической теме....
Годовой план по самообразованию: Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений.
Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребёнка. Потому я выбрала данное направление по...
Проект "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"
laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский.На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интел...
Презентация "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений"
laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский....
Проект «Пальчиковые игры» по теме самообразования «Мелкая моторика рук детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений для развития речи»
Педагогический проект «Пальчиковые игры» «Ум ребёнка находится накончиках его пальцев».В.А. Сухомлинский На всех этапах жизни ребенка...
Проект « Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений».
В наше время, всё чаще мы сталкиваемся с проблемой, что плохо развита речь детей. Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточной сформированностью речи у детей; недостаточный...