Развитие познавательной активности дошкольника посредством экспериментирования.
статья

Зубова Ольга Александровна

Информация для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательной активности дошкольника посредством

экспериментирования.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных  проблем  педагогики,  призванной  воспитать  личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и   индивидуальными   особенностями   и   склонностями,   развития способностей  и  творческого  потенциала  каждого  ребенка  как  субъекта отношений  с  самим  собой,  другими  детьми,  взрослыми  и  миром...» (ФГОС ДО 1.6).      

    Дети   по   природе   своей   исследователи.   Исследовательская, познавательная активность – естественное состояние ребенка. Он настроен на познание окружающего мира: рвет бумагу и смотрит, что получается; проводит опыты  с  разными  предметами;  измеряет  глубину  снежного покрова на участке, объем воды и т. д. Все это объекты исследования. Различные   формы   исследовательской   деятельности   активно внедряются в образовательный процесс.

Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является детское экспериментирование.

То, что я услышал, я

забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю.                          

Конфуций

Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает

сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Воспитателями делается все больший акцент на создании условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследовательская деятельность вызывает

огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Развитие познавательной активности дошкольника посредством экспериментирования.

Самое лучшее –

всё проверять

экспериментальным путём

тогда, действительно,

можно приобрести знания,

а не строить догадки

и делать умозаключения...

Марк Твен

Экспериментирование  является  основным  видом  ориентировочно -исследовательской (поисковой) деятельности. И неслучайно. Считается, что  экспериментирование  претендует  на  роль  ведущей  деятельности  в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе  возникновения  и  развития  неистощимой  исследовательской деятельности,  направленной  на  познание  окружающего  мира.  Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации  получает  ребенок,  тем  быстрее  и  полноценнее  он развивается. При этом поисковая деятельность принципиально отличается от  любой  другой.  Суть  в  том,  что  образ  цели,  определяющий  эту

деятельность,   сам еще   не   сформирован   и   характеризуется неопределенностью,  неустойчивостью.  В  ходе  поиска  он  уточняется, проясняется.  Это  и  накладывает  особый  отпечаток  на  все  действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят «пробующий» характер.

Не  нужно  стремлений  к  тому,  чтобы  дети  запоминали  как  можно больше разных названий. Можно всегда обойтись и без употреблений сложных и не понятных для ребенка терминов. Гораздо важнее воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.

Детское  экспериментирование  это  не  изолированный  от  других  вид деятельности.  Экспериментирование  пронизывает  все  сферы  детской деятельности:  приём  пищи,  игру,  занятия,  прогулку,  сон.  Оно  тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд.

Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Но само наблюдение может происходить и без  эксперимента.  Например,  наблюдение  за  весенним  пробуждением природы не связано с экспериментом, поскольку процесс развивается без участия человека.

Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Труд (например, обслуживающий) может и не быть связанным с экспериментированием,  но  экспериментов  без  выполнения  трудовых действий не бывает. Указанные  связи  двусторонние.  С  одной  стороны,  наличие  у  детей трудовых навыков и навыков наблюдения создает благоприятные условия для  экспериментирования,  с  другой —экспериментирование,  особенно вызывающее  у  ребенка  большой  интерес,  способствует  развитию наблюдательности и формированию трудовых навыков.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи.  Это  хорошо  прослеживается  на  всех  этапах  эксперимента:  при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении  итогов  и  словесном  рассказе  об  увиденном,  умении  четко выразить  свою  мысль  (т.е.  достаточно  развитая  речь)  облегчает проведение  опыта,  в  то  время  как  пополнение  знаний  способствует развитию речи.

С.Л. Рубинштейн (1989) и А.М. Леушина показали, что совершенство связных форм речи напрямую зависит от богатства знаний. По  этому  поводу  Р.К.  Аралбаева  и  Н.К.  Когутенко  (1990)  пишут: «...положение  требует,  чтобы  развитие  словаря  ребенка-дошкольника опиралось  на  развитие  познавательной  деятельности,  углубление представлений,  формирование  элементов  понятийного  мышления».

Следовательно,  без  пополнения  знаний  развитие  речи  свелось  бы  к простому  манипулированию  словами.  Очень  емко  эту  мысль  выразил народный казахский поэт Шакерим Кудайбердиев: «Если знанья есть — то и слову честь». Так,  дети,  когда  пытаются  более  точно  ставить  цель  опыта,  в  ходе обсуждений  действий  начинают  рассуждать.  Пробуют  высказывать гипотезы. У детей развивается диалогическая речь. Они учатся работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту или признавать правоту своего соседа.

Связь   детского   экспериментирования   с   изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности  ребенка,  тем  точнее  будет  зарегистрирован  результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже исполнитель изучит  объект в процессе  ознакомления  с  природой,  тем  точнее  он передаст его детали во время изобразительной деятельности. Для обоих видов  деятельности  одинаково  важны  развитие  наблюдательности  и способность регистрировать увиденное.

Также  имеется  связь  экспериментирования  с  формированием элементарных  математических  представлений.  Во  время  проведения опытов  постоянно  возникает  необходимость  считать,  измерять, сравнивать,  определять  форму  и  размеры  и  т.д.  Все  это  придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.

Экспериментирование связано и с другими видами деятельности — чтением  художественной  литературы,  с  музыкальным  и  физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.

Обобщая  немногочисленный  материал  по  экспериментированию  с дошкольниками, можно сделать вывод, что экспериментирование — это эффективный способ обучения детей исследовательской деятельности во всех  его  формах  и  видах  и  является  методом  повышения самостоятельности ребенка. Дает предпосылки к деятельному развитию познавательного   интереса   к   целенаправленному   восприятию окружающего мира и является ведущим видом деятельности в обучении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности дошкольников посредством детского экспериментирования.

Беседа: "Развитие познавательной активности дошкольников посредством детского экспериментирования."...

Развитие познавательной активности дошкольников посредством экологических акций

Представление опыта работы по организации экологической акции "Сохраним природу" с широким привлечением родителей и социальных институтов. Этот материл занял 1 место на областном конкурсе "Летопись до...

Развитие познавательной активности дошкольников посредством детского экспериментирования

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...

Развитие познавательной активности дошкольников посредствам экспериментирования

  Исследовательская, познавательная активность – естественное состояние ребенка. Он настроен на познание окружающего мира: рвет бумагу и смотрит, что получается; прово...

Развитие познавательной активности дошкольников посредствам экспериментирования

Исследовательская, познавательная активность – естественное состояние ребенка. Он настроен на познание окружающего мира: рвет бумагу и смотрит, что получается; проводит опыты с разными предметам...

Эстафета педагогического мастерства "Развитие познавательной активности дошкольников посредством познавательно-исследовательской деятельности"

Презентация содержит следующую информацию: направления работы согласно комплексной программе "От рождения до школы", списки литературы по теме по возрастам, виды деятельности по ФГОС ДО, кот...