«Развитие познавательной активности дошкольников посредством экспериментирования» (из опыта работы)
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему
Из опыта работы
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Развитие познавательной активности дошкольников посредством экспериментирования» (из опыта работы)
«Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам»
( Р.Эмерсон).
Экспериментированием пронизана сама жизнь ребёнка – дошкольника. Соприкасаясь с окружающим миром, он ежеминутно, ежечасно исследует, экспериментирует и в итоге – познаёт. Экспериментирование побуждает познавательную активность детей, стимулирует воображение ребёнка, включает его в творческую деятельность.
Элементарные опыты и эксперименты, которые используются в дошкольном обучении, начиная со средней группы, направлены на то, чтобы помочь ребёнку приобрести не только новые знания о том или ином предмете, но и развить у него навыки взаимодействия с объектом, познание его свойств, связей и т. п. Деятельность экспериментирования, которая формируется в русле собственной активности ребёнка, интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного возраста.
Метод детского экспериментирования не труден: он просто непривычен и не разработан досконально применительно к условиям дошкольного учреждения. Для этого в подавляющем большинстве случаев даже не требуется специальное оборудование. Исследованию подвергаются растения, животные, человек, объекты неживой природы.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в своей группе я оборудовала уголок детского экспериментирования и исследовательской деятельности,
который постоянно пополняется материалом и оборудованием в соответствии с возрастом детей. Стараюсь предоставлять своим воспитанникам возможность удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путём самостоятельного исследования мира.
В мини-лаборатории имеется необходимое оборудование для проведения опытов и исследовательской деятельности:
- приборы-помощники: увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты;
- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д.;
- бросовый материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.;
- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. Д.;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
- красители: пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.
- дополнительное оборудование: фартучки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.
- собраны различные коллекции, создающие условия для расширения возможности экспериментальной деятельности.
- подобрана познавательная литература, дидактические игры поисково-исследовательского содержания.
При оборудовании мини-лаборатории учитывала следующие требования:
- безопасность для жизни и здоровья детей;
- достаточность;
- доступность расположения.
Здесь же выращиваем растения, ухаживаем за ними, наблюдаем за их изменениями в процессе роста. («Огород на окне», «Цветник»).
Опытно-экспериментальную работу строю по трем взаимосвязанным направлениям:
∙ живая природа (характерные особенности сезонов многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др);
∙ неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.);
∙ человек (функционирование организма, рукотворный мир: материал и их свойства, преобразование предметов).
В своей работе и детьми использую:
- конспекты НОД с элементами экспериментирования
перспективный план по проведению непосредственно опытов и экспериментов
диагностику детей по критериям опытно-экспериментальной деятельности
картотеку опытов и экспериментов.
НОД является традиционной формой работы с детьми в детском саду. И мы все знаем, как важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи. Например в ходе НОД «Знакомство с комнатными растениями» я использовала живые загадки. Внесла растения:
- Давно не политое.
- Растение, постоявшее в темноте.
- Пыльное растение.
- Не рыхленное растение.
Дети определяют, что необходимо для каждого растения и выполняют действия по уходу за растениями.
Знакомя детей с овощами, познакомила с тем, что в них есть сок, он имеет цвет. Потерла на тёрке овощи и через марлю выдавила сок в стаканчики. Сравнили цвета соков – все они имеют разный цвет. Предложила капнуть соком на белые салфетки и выяснить, что будет при высыхании сока. Выяснили с детьми, что при высыхании сока остались цветные пятна такого же цвета, как и сам сок. Сделали с детьми вывод: В овощах есть сок. Он имеет цвет. При высыхании сока на ткани остаются пятна такого же цвета, как сок.
На занятиях по рисованию, обратила внимание детей на процесс растворения краски в воде. Если капнуть краски в воду, то краска растворяется медленно и не равномерно; а если краску размешать кисточкой, то растворяется равномерно и быстро. В ходе НОД мы выяснили, что если смешать краски разного цвета, то получится новый цвет.
Основной формой детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую, являются опыты. Их провожу в совместной деятельности с детьми, в режимных моментах.
Дети нашей группы с удовольствием создают из камушков различные композиции, украшения, изучая при этом свойства камней и их разнообразие.
В работе с почвой ребята становятся настоящими исследователями почвы. Они изучают, для чего почва нужна растениям, как ее сделать мягкой и влажной.
Также для изучения такого явления, как воздух, в группе созданы необходимые условия. Здесь дошкольники изучают воздух: учатся надувать пузыри и ловить их в пакеты, исследуют его свойства.
Дети с удовольствием экспериментируют с водой. Им особенно нравится менять ее цвет, вкус, проводить опыты со снегом и льдом.
Наиболее интересными для детей стали такие опыты-эксперименты с водой, как: «Если воду заморозить в бутылке», «Почему сосульки растут вниз головой? Как они растут?», «Почему грязный и цветной лёд тает быстрее?», «Не все вещества растворяются в воде».
В ходе проведения исследований с воздухом дети получают знания о свойствах воздуха, обнаруживают его в пространстве, внутри человека, в окружающих предметах; рассматривают вопрос о необходимости воздуха для всего живого; узнают, что воздух занимает место, имеет силу; выясняют, как образуется ветер.
При знакомстве со свойствами песка, мы рассматрели песок через лупу, понаблюдали и описали крупинки: они круглые, жёлтые, есть прозрачные, как будто стеклянные, все крупинки лежат отдельно друг от друга. Затем устроили «бурю в пустыне», дуя через трубочку в банку с песком. Дети пришли к выводу, что крупинки песка не соединены друг с другом, поэтому песок рыхлый, рассыпчатый. Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок сыплется, а мокрый - нет; где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять и делать выводы.
Наблюдение является одной из форм экспериментальной деятельности. При наблюдениях я опираюсь на любознательность детей. Маленькие дети хотят всё знать. Их многочисленные вопросы к взрослым - лучшее проявление этой особенности. С возрастом характер вопросов у многих детей меняется, если в три года они задавали вопрос: "Что это?", то в четыре уже появились "Почему?", "Зачем?", а в пять- шесть лет очень важный для развития "Как это происходит?"
В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры: "Большой - маленький", "Времена года", "С какого дерева листик", "Назови, кто я?", "Где, чей домик?" Такие игры помогают мне в ознакомлении детей с явлениями природы.
Словесные игры: "Что лишнее?", "Хорошо-плохо", "Это кто к нам пришёл?" и др. развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.
Наличие у детей трудовых навыков создает благоприятные условия для экспериментирования.
В летний период экспериментальная деятельность проводится на улице. Дети сами выбирают, какой эксперимент они хотят провести.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. Поэтому мы работаем в тесном сотрудничестве с родителями воспитанников.
После занятий экспериментированию дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их. Для повышения педагогической грамотности родителей подобраны консультации по исследовательской деятельности дошкольников, постоянно обновляется наглядная информация по проведению исследовательской деятельности, проводится анкетирование с целью выявить отношение родителей к вопросам экспериментирования. Вопросы по теме экспериментирования выношу на родительские собрания. Привлекаем родителей к оформлению и пополнению уголка экспериментирования в группе. Также родителям детей рекомендуется создать дома уголки экспериментирования.
Своим опытом работы делюсь со своими коллегами на методических объединениях, родительских собраниях, педсоветах.
Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, мы развиваем детскую любознательность и желание заниматься поисковой деятельностью, а именно – экспериментированием. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Целью моей работы было: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности дошкольников посредством детского экспериментирования.
Беседа: "Развитие познавательной активности дошкольников посредством детского экспериментирования."...
Развитие познавательной активности дошкольников посредством детского экспериментирования
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей ...
Сюжетно-ролевая игра как средство развития познавательной активности в детском экспериментировании. (Из опыта работы).
В основе экспериментальной деятельности дошкольника лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях. И задача воспитателя удовлетворить эти потреб...
Развитие познавательной активности дошкольника посредством экспериментирования.
Информация для воспитателей...
Развитие познавательной активности дошкольников посредствам экспериментирования
Исследовательская, познавательная активность – естественное состояние ребенка. Он настроен на познание окружающего мира: рвет бумагу и смотрит, что получается; прово...
Развитие познавательной активности дошкольников посредствам экспериментирования
Исследовательская, познавательная активность – естественное состояние ребенка. Он настроен на познание окружающего мира: рвет бумагу и смотрит, что получается; проводит опыты с разными предметам...
План работы по самообразованию воспитателя «Развитие познавательной активности дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности»
План работы по самообразованию «Развитие познавательной активности дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности»...