Развитие познавательной активности дошкольников посредством детского экспериментирования
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnaya_aktivnost.docx | 14.87 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие познавательной активности дошкольников посредством детского экспериментирования».
(Выполнила: воспитательница подготовительной гр. Родькина В. Г.)
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие его вопросы — ему помогают педагоги. В нашем дошкольном учреждении воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение головоломок и т. д.
В ходе обучения отдаем предпочтение занятиям поискового характера с созданием проблемной ситуации. Это позволяет сделать ребятишек активными участниками обсуждения, а не пассивными слушателями. Так, например, детям предлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу? (В воздушных шариках.) Чем мы надуваем шарики? (Воздухом.) Воспитатель предлагает детям надуть шары и объясняет: мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть. Почему? Воздух весь не поместится. Так что главное — не перестараться.
Таким образом, подготавливаются подходы к элементарному пониманию о физических явлениях.
Алгоритм построения познавательных занятий
1. Интересное начало — точка удивления.
2. Игры на систематизацию знаний («Чем похожи, чем отличаются?», «Что сначала, что потом?», «Системный оператор» и др.).
3. Сообщения детей.
4. Метод эмпатии (физминутка, не нарушающая логики занятия).
5. Опытно-экспериментальная деятельность.
6. Умозаключения детей на основе опытов.
7. Решение проблемных задач, ситуаций.
8. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование, домашнее задание).
Такой алгоритм занятия позволяет с помощью системы активных методов включить в деятельность каждого ребенка, поставить его в личностно-развивающую ситуацию, обеспечивающую становление своего опыта, выработку своего знания, собственного мнения, собственной структуры деятельности.
В нашем саду создан экспериментальный уголок. В данном уголке находится материал, с которым ребенок может самостоятельно заниматься (играть, экспериментировать). Состав материала изменяется в зависимости от темы экологических занятий. Так, во время занятий по блоку «Песок, глина камни» ребенку предоставляется возможность самостоятельно экспериментировать, играть с этими материалами, исследовать их с помощью лупы, повторять опыты, проводимые ранее под руководством педагога, строить из камней дома, города и т.д. Совместно с родителями собирается разнообразный природный материал, который затем в достаточном количестве помещаем в экспериментальном уголке. Организация такого уголка дает возможность каждому ребенку самостоятельно заниматься по каждой теме, так как время коллективного занятия ограничено, а многие дошкольники выказывают желание продолжить экспериментальную работу.
Недавно наш детский сад принял участие в межрегиональном турнире способностей « РостОк», где дети смогли показать свои способности в процессе исследовательской деятельности и были награждены дипломами за активное участие.
Увлечение детей в экспериментальной деятельности вдохновило и родителей, которые тоже с большим интересом исследуют различные вопросы , явления и помогают детям в этом творческом процессе.
Мы знаем, что исследовательская деятельность невозможна без участия родителей, поэтому одна из наших задач — это показать родителям оздоровительную роль природы научить использовать прогулки в лес, парк, поездки на дачу для познавательного развития ребенка. Еще Я. Каменский писал: «Учить надо так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли , то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах». Это выражение приобретает особое значение и в наши дни.
Итак, коллектив педагогов на практике убедился, что экспериментальная деятельность является наряду с игрой ведущей деятельностью ребенка дошкольника. Главное, чтобы интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Познание — творческий процесс, и наша задача — поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям создать необходимые для этого условия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности дошкольников посредством детского экспериментирования.
Беседа: "Развитие познавательной активности дошкольников посредством детского экспериментирования."...
Статья на тему:"Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование."
Статья на тему:"Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование."...
«Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование»
Экспериментирование в ДОО одно из ведущих направлений развития детей....
«Развитие познавательной активности дошкольников посредством экспериментирования» (из опыта работы)
Из опыта работы...
Презентация "Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование"
Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира....
Авторская идея в моей педагогической практике "Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование"
Авторская идея в моей педагогической практике "Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование"...
Развитие познавательной активности дошкольника посредством экспериментирования.
Информация для воспитателей...