Экспресс - диагностика Павлова, Руденко для детей 6-7 лет
материал (подготовительная группа)

Лобаева Наталья Викторовна

Экспресс-диагностика Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. 6-7 лет.

 

Диагностика

После предварительной беседы и установления контакта с ребенком ему предлагают выполнить следующие задания.

 

  1. Личностная готовность

Субтест 1. «Лесенка» (Приложение 1) Цель: изучение самооценки ребенка.

Инструкция: «Посмотри на эту лесенку. На самую верхнюю сту­пеньку ставят самых хороших ребят, а на самую нижнюю ступень­ку — самых плохих ребят. В середину — средних: ни плохих, ни хороших. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на ка­кую ступеньку тебя поставит мама? Папа? Воспитатель(и)?»

Критерии оценки

  • Считается нормой для типичного дошкольника ставить себя на ступеньку «хорошие», «самые хорошие» дети (6—7 ступень).
  • Дети, прошедшие кризис 7 лет, обычно ставят себя чуть выше середины (5—6 ступень).
  • Если дети ставят себя на самые низкие ступени, это может свидетельствовать о сниженной самооценке.

В Протоколе отмечается номер ступеньки, выбранной ребенком (как оценивает себя сам, мама, папа, воспитатели). В разделе «Примечания» отмечается выбор, который вызвал затруднение (например, поставить на вторую или пятую ступеньку и т.п.) или потребовал большего времени на раздумье, а также отказ ребен­ка от выполнения задания.

  1. Мелкая моторика рук

Субтест 2. «Вырежи круг» (Приложение 2)

Цель: выявление уровня развития тонкой моторики пальцев рук.

Процедура проведения. Ребенку предлагают вырезать круг между двумя линиями — внешней и внутренней. Он должен постарать­ся, чтобы круг получился ровный. Психолог может сделать над­рез, показав, как нужно будет работать.

Критерии оценки

  • Ребенок вырезал круг, линия контура которого достаточно плавная и ни разу не вышла за обозначенные пределы — 2 балла.
  • Ребенок вырезал круг, линия контура которого ни разу не вышла за обозначенные пределы, но является недостаточ­но плавной — 1 балл.
  • Ребенок не справился с заданием — 0 баллов.

В Протоколе нужно отметить, какой рукой ребенок вырезает, на­сколько уверенно и аккуратно он работает.

 

  1. Интеллектуальная готовность

Субтест 3. «Домик» (внимание) (Приложение 3)

Цели: выявление умения ребенка ориентироваться на образец, точно копировать его; выявление уровня развития произвольно­го внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

Инструкция: «Перед тобой лист бумаги и карандаш. Нарисуй точ­но такую же картинку, какую ты видишь на этом листе (перед ис­пытуемым кладется листок с «Домиком»). Не торопись, будь вни­мателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот, на образце. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя (необходимо проследить, чтобы у испытуемого не было ластика), а надо поверх неправиль­ного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».

Критерии оценки

  • Образец скопирован верно, без ошибок — 2 балла.
  • Ребенок допускает 3 ошибки из перечисленных ниже — 1 балл.
  • Ребенок допускает более 3-х ошибок — 0 баллов. Ошибками считаются:

а) отсутствие какой-либо детали рисунка;

б) увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза
при относительно правильном сохранении размера всего
рисунка;

в) неправильно изображенный элемент рисунка;

г) неправильное расположение деталей в пространстве ри-
сунка;

д) отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от за-
данного направления;

е) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть
соединены, или «залезание» линий одна за другую.

В Протоколе фиксируется наличие ошибок, в разделе «Примеча­ния» отмечается, какая рука ведущая, правильно ли держит каран­даш, как сидит во время рисования и т.п.

 

Субтест 4. «10 слов» (память) (Приложение 4)

Цель: оценка уровня развития слуховой кратковременной памяти.

Процедура проведения. Ребенку читают 10 слов: лес, хлеб, окно, стул, брат, вода, конь, гриб, игла, мед. И предлагают воспроизве­сти их в любом порядке. Затем вновь читают те же слова, и ребе­нок повторяет все, что запомнил, еще раз. Процедуру повторяют 4 раза, результаты каждый раз фиксируются.

Критерии оценки

  • Ребенок с первого раза запомнил не менее 4-х слов, и кри­вая запоминания носит возрастающий характер, достигая 8—10 слов, — 2 балла.
  • Ребенок воспроизвел первый раз менее 4-х слов и запомнил 5—7 слов после четырехкратного повторения — 1 балл.
  • Ребенок смог запомнить менее 5-ти слов после четырех­кратного повторения — 0 баллов.

Во время проведения субтеста в таблице «10 слов», приведен­ной в Приложении, отмечаются слова, которые называет ребе­нок. Если он называет лишние слова, то их записывают в пустой клетке.

В Протоколе должно быть записано количество слов, воспроиз­веденных ребенком после каждого повторения, а в Примечании отмечаются признаки утомления ребенка.

 

Субтест 5. «Закончи предложение» (словесно-логическоемыш­ление) (Приложение 5)

Цель: оценка умения вычленять причинно-следственные связи в предложении.

Процедура проведения. Ребенку зачитывают три незаконченных предложения, предлагают внимательно послушать начало каждо­го предложения и придумать его завершение.

Критерии оценки

  • Ребенок уловил причинно-следственные связи и построил предложения грамматически верно три раза — 2 балла.
  • Ребенок отвечает верно в двух случаях — 1 балл.
  • Ребенок не справляется с заданием или отвечает только в одном случае — 0 баллов.

В Протоколе записывают, сколько предложений ребенок завер­шил правильно, в разделе «Примечания» отмечают, насколько грамотно и развернуто составлены предложения.

 

Субтест 6. «4-й лишний» (мышление)

(Приложения 6.1, 6.2, 6.3)

Цель: определение уровня развития логического мышления, уровня обобщения и анализа у ребенка.

Процедура проведения. Ребенку предлагают серию картинок: «Внимательно посмотри на картинки и скажи, какой из четырех предметов лишний. Почему?»

Критерии оценки

  • Ребенок правильно выделяет 4-й лишний в 5—6 вариантах и правильно объясняет свой выбор — 2 балла.
  • Ребенок правильно выделяет 4-й лишний, но не может объяснить свой выбор — 1 балл.
  • Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.

В Протоколе отмечается, по какому признаку ребенок делает обобщение и исключение; знает ли он обобщающие слова.

 

Субтест 7. «Последовательные картинки» (мышление, речь)

(Приложение 7)

Цели: выявление уровня развития логического мышления, спо­собности устанавливать причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации, делать обобщения, составлять рассказ по серии последовательных картинок.

Процедура проведения. Перед ребенком на столе в произвольном порядке выкладывают пять картинок и предлагают внимательно их рассмотреть: «Все эти картинки перепутаны. Разложи их по поряд­ку таким образом, чтобы по ним можно было составить рассказ».

Критерии оценки

  • Ребенок самостоятельно правильно и логично определяет последовательность картинок и составляет связный рассказ — 2 балла.
  • Ребенок ошибается в последовательности, но исправляет ошибку (сам или с помощью взрослого), или рассказ отры­вочен и вызывает у ребенка трудности — 1 балл.

 

  • Ребенок нарушает последовательность, не видит ошибок, или его рассказ сводится к описанию отдельных деталей картинок — 0 баллов.

В Протоколе отмечается, правильно ли определена последо­вательность картинок, фиксируются интересные речевые выска­зывания (эпитеты, сравнения), в разделе «Примечания» оцени­ваются словарный запас, связность рассказа, грамматическая правильность речи.

 

Субтест 8. «Найди недостающий» (логическое мышление)

(Приложение 8)

Цель: диагностика сформированности умения выявлять законо­мерности и обосновывать свой выбор.

Процедура проведения. Ребенку предлагают определить законо­мерность, по которой располагаются фигуры в строке, и запол­нить пустую клетку в табличке. Оценивается работа со второй таблицей, первая — тренировочная.

Критерии оценки

  • Ребенок верно находит закономерности по двум признакам и обосновывает свой выбор — 2 балла.
  • Ребенок находит закономерность только по одному при­знаку — 1 балл.
  • Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.

В Протоколе отмечается, как ребенок справляется с заданием, сколько признаков он учитывает при сравнении.

 

Субтест 9. «Рисунок человека»

Цель: выявление сформированности образных и пространствен­ных представлений у ребенка, уровня развития его тонкой мото­рики; составление общего представления об интеллекте ребенка в целом, о его личностных особенностях.

Процедура проведения. Перед ребенком кладут чистый лист бума­ги и говорят ему: «Нарисуй, пожалуйста, человека».

Критерии оценки

  • Рисунок ребенка похож на образцы 1 и 2 — 2 балла.
  • Рисунок ребенка похож на образцы 3 и 4 — 1 балл.
  • Рисунок ребенка похож на образцы 5 и 6 — 0 баллов.

 Описание: 4.1.jpg

 

В Протоколе отмечается, с чего ребенок начинает рисовать (го­лова, ноги и т.п.), его высказывания в процессе рисования и т.п., в Примечаниях делаются записи о состоянии мелкой моторики, о том, правильно ли ребенок держит карандаш, с каким нажимом рисует и т.п.

 

С у б т е с т 10. «Разрезные картинки» (6 частей) (восприятие)

(Приложение 10)

Цель: выявление сформированности наглядно-образных пред­ставлений, способности к воссозданию целого на основе зритель­ного соотнесения частей.

Процедура проведения. Перед ребенком хаотически выкладывают­ся разрезанные изображения сначала одного, затем другого пред­мета. Картинку предлагают собрать после того, как ребенок узна­ет нарисованный предмет.

Критерии оценки

  • Ребенок узнает по частям картинки и собирает их самосто­ятельно — 2 балла.
  • Ребенок не может определить, что нарисовано на разрезных картинках, до начала работы, но впоследствии при помощи проб самостоятельно собирает картинку — 1 балл.
  • Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.

В Протоколе отмечается, узнал ли ребенок картинку в разрезан­ном виде; сколько проб он использовал, чтобы сложить ее.

 

Субтест 11. «На что это похоже?» (воображение)

(Приложение 11)

Цель: выявление уровня развития воображения ребенка, ориги­нальности и гибкости мышления.

Процедура проведения. Ребенку поочередно предлагают три кар­точки с изображениями: «Посмотри на картинку и скажи, на что она похожа?» Ответы ребенка записывают в протокол.

Критерии оценки

  • Ребенок называет 9 ассоциаций (по 3 на каждый рисунок) — 2 балла.
  • Ребенок называет по 2 ассоциации на каждую картинку — 1 балл.
  • Ребенок не понял задания или дает всего лишь по 1 ассоци­ации на каждую картинку — 0 баллов.

В Протокол записывают ассоциации на каждую картинку, отме­чая особо оригинальные.

 

  1. Развитие произвольности

С у б т е с т 12. «Запрещенные слова»

Цель: выявление уровня произвольности, определение сформи­рованности «внутренней позиции школьника».

Инструкция: «Сейчас мы будем играть в игру. Я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые нельзя произносить слова "да" и "нет". Повтори, пожалуйста, какие слова нельзя будет произно­сить». После того как испытуемый подтвердит, что он понял пра­вило игры, экспериментатор начинает задавать ему вопросы, провоцирующие ответы «да» и «нет».

  1. Ты хочешь идти в школу?
  2. Ты хочешь еще на год остаться в детском саду?
  3. Ты любишь, когда тебе читают книжки?
  4. Ты сам просишь, чтобы тебе почитали книжку?
  5. Ты любишь гулять?
  6. Ты любишь играть?
  7. Ты хочешь учиться?
  8. Ты любишь болеть?
  9. Пытаешься ли ты бросить работу, которая у тебя не полу­чается?

 

  • Тебе нравится заниматься в детском саду?
  • Тебе нравятся школьные принадлежности?
  • Если бы тебе разрешили учиться дома с мамой, ты согла­сился бы на это?

Критерии оценки

  • Ребенок соблюдает правила игры, отвечает быстро и пра­вильно на 9—12 вопросов — 2 балла.
  • Ребенок затрудняется с ответами, больше молчит, с трудом находит правильные ответы на 4—8 вопросов — 1 балл.
  • Ребенок нарушает правила, давая (в основном без разду­мий) в большинстве случаев запрещенные ответы или пра­вильно отвечает лишь на 1—3 вопроса — 0 баллов.

В Протоколе ответы ребенка отмечаются знаками «+» или «—». В разделе «Примечания» на основе анализа ответов оцениваются сформированность познавательной мотивации и наличие жела­ния идти в школую.

С у б т е с т 13. «Графический диктант» (Приложение 9, с.39)

Цели: оценка умения ребенка точно выполнять задания взросло­го, предлагаемые им в устной форме, и способность самостоя­тельно выполнить требуемое задание по зрительно восприни­маемому образцу.

Инструкция: «Сейчас мы с тобой будем учиться рисовать разные узоры. Я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеточек надо провести линию. Когда прочертишь линию, жди, пока я не скажу, куда направить следующую. Каждую новую линию начи­най там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бу­маги. Покажи, где правая рука? А левая? У тебя на листочке сто­ят три точки, поставь карандаш на верхнюю. А теперь начинаем рисовать первый узор. Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Даль­ше продолжи узор сам.

Теперь поставь карандаш на следующую точку, будем рисовать второй узор. Начинаю диктовать. Одна клетка вверх. Одна клет­ка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка впра­во. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. А теперь продолжи этот узор».

 Описание: 4.2.jpg

 

                                                                                                      Теперь поставь карандаш на следующую точку. Начинаю дик­товать. Внимание! Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево. Две клетки вниз. Две клетки вправо. Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево. Две клетки вниз. Две клетки вправо. Теперь сам продолжай рисовать этот узор».

Критерии оценки

  • Ребенок безошибочно воспроизводит диктуемые узоры (в одном из них допускаются отдельные ошибки) — 2 балла.
  • Оба узора частично соответствуют диктуемым, но содержат ошибки, или один узор сделан безошибочно, а второй во­все не соответствует диктуемому — 1 балл.
  • Ни один из двух узоров вовсе не соответствует диктуемо­му—О баллов.

В Протоколе фиксируется, как ребенок воспринимает инструк­цию и выполняет задание. В Примечаниях отмечается ведущая рука, умение ориентироваться на листе бумаги (лево, право, верх, низ); нажим карандаша, специфика линий, посадка ребенка за столом, умение правильно держать карандаш.

 

Психологическое консультирование по результатам обследования

 

После проведенного обследования детей группы на психо­логическую готовность к школе психолог составляет индивиду­альные рекомендации по каждому ребенку для воспитателей и родителей и по всей группе в целом для воспитателей и специ­алистов ДОУ (логопедов, преподавателей ИЗО, физической культуры и др.).

При анализе результатов психолога должны насторожить ну­левые показатели по субтестам № 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 12. Родите­лям ребенка, получившего при обследовании менее 10 баллов, желательно рекомендовать обратиться на консультацию к дефек-тологу.

 

 

Оценка результатов

Высокий уровень — 20—24 балла.

 Средний уровень — 12—19 баллов.

Низкий уровень — 0—11 баллов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekspres_diagnostika_v_detskom_sadu_dlya_detey_6-7_let.docx55.3 КБ

Предварительный просмотр:

Экспресс-диагностика Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. 6-7 лет.

Диагностика

После предварительной беседы и установления контакта с ребенком ему предлагают выполнить следующие задания.

 

  1. Личностная готовность

Субтест 1. «Лесенка» (Приложение 1) Цель: изучение самооценки ребенка.

Инструкция: «Посмотри на эту лесенку. На самую верхнюю ступеньку ставят самых хороших ребят, а на самую нижнюю ступеньку — самых плохих ребят. В середину — средних: ни плохих, ни хороших. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит мама? Папа? Воспитатель(и)?»

Критерии оценки

  • Считается нормой для типичного дошкольника ставить себя на ступеньку «хорошие», «самые хорошие» дети (6—7 ступень).
  • Дети, прошедшие кризис 7 лет, обычно ставят себя чуть выше середины (5—6 ступень).
  • Если дети ставят себя на самые низкие ступени, это может свидетельствовать о сниженной самооценке.

В Протоколе отмечается номер ступеньки, выбранной ребенком (как оценивает себя сам, мама, папа, воспитатели). В разделе «Примечания» отмечается выбор, который вызвал затруднение (например, поставить на вторую или пятую ступеньку и т.п.) или потребовал большего времени на раздумье, а также отказ ребенка от выполнения задания.

  1. Мелкая моторика рук

Субтест 2. «Вырежи круг» (Приложение 2)

Цель: выявление уровня развития тонкой моторики пальцев рук.

Процедура проведения. Ребенку предлагают вырезать круг между двумя линиями — внешней и внутренней. Он должен постараться, чтобы круг получился ровный. Психолог может сделать надрез, показав, как нужно будет работать.

Критерии оценки

  • Ребенок вырезал круг, линия контура которого достаточно плавная и ни разу не вышла за обозначенные пределы — 2 балла.
  • Ребенок вырезал круг, линия контура которого ни разу не вышла за обозначенные пределы, но является недостаточно плавной — 1 балл.
  • Ребенок не справился с заданием — 0 баллов.

В Протоколе нужно отметить, какой рукой ребенок вырезает, насколько уверенно и аккуратно он работает.

 

  1. Интеллектуальная готовность

Субтест 3. «Домик» (внимание) (Приложение 3)

Цели: выявление умения ребенка ориентироваться на образец, точно копировать его; выявление уровня развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

Инструкция: «Перед тобой лист бумаги и карандаш. Нарисуй точно такую же картинку, какую ты видишь на этом листе (перед испытуемым кладется листок с «Домиком»). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот, на образце. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя (необходимо проследить, чтобы у испытуемого не было ластика), а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».

Критерии оценки

  • Образец скопирован верно, без ошибок — 2 балла.
  • Ребенок допускает 3 ошибки из перечисленных ниже — 1 балл.
  • Ребенок допускает более 3-х ошибок — 0 баллов. Ошибками считаются:

а) отсутствие какой-либо детали рисунка;

б) увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза
при относительно правильном сохранении размера всего
рисунка;

в) неправильно изображенный элемент рисунка;

г) неправильное расположение деталей в пространстве ри-
сунка;

д) отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от за-
данного направления;

е) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть
соединены, или «залезание» линий одна за другую.

В Протоколе фиксируется наличие ошибок, в разделе «Примечания» отмечается, какая рука ведущая, правильно ли держит карандаш, как сидит во время рисования и т.п.

 

Субтест 4. «10 слов» (память) (Приложение 4)

Цель: оценка уровня развития слуховой кратковременной памяти.

Процедура проведения. Ребенку читают 10 слов: лес, хлеб, окно, стул, брат, вода, конь, гриб, игла, мед. И предлагают воспроизвести их в любом порядке. Затем вновь читают те же слова, и ребенок повторяет все, что запомнил, еще раз. Процедуру повторяют 4 раза, результаты каждый раз фиксируются.

Критерии оценки

  • Ребенок с первого раза запомнил не менее 4-х слов, и кривая запоминания носит возрастающий характер, достигая 8—10 слов, — 2 балла.
  • Ребенок воспроизвел первый раз менее 4-х слов и запомнил 5—7 слов после четырехкратного повторения — 1 балл.
  • Ребенок смог запомнить менее 5-ти слов после четырехкратного повторения — 0 баллов.

Во время проведения субтеста в таблице «10 слов», приведенной в Приложении, отмечаются слова, которые называет ребенок. Если он называет лишние слова, то их записывают в пустой клетке.

В Протоколе должно быть записано количество слов, воспроизведенных ребенком после каждого повторения, а в Примечании отмечаются признаки утомления ребенка.

 

Субтест 5. «Закончи предложение» (словесно-логическоемышление) (Приложение 5)

Цель: оценка умения вычленять причинно-следственные связи в предложении.

Процедура проведения. Ребенку зачитывают три незаконченных предложения, предлагают внимательно послушать начало каждого предложения и придумать его завершение.

Критерии оценки

  • Ребенок уловил причинно-следственные связи и построил предложения грамматически верно три раза — 2 балла.
  • Ребенок отвечает верно в двух случаях — 1 балл.
  • Ребенок не справляется с заданием или отвечает только в одном случае — 0 баллов.

В Протоколе записывают, сколько предложений ребенок завершил правильно, в разделе «Примечания» отмечают, насколько грамотно и развернуто составлены предложения.

 

Субтест 6. «4-й лишний» (мышление)

(Приложения 6.1, 6.2, 6.3)

Цель: определение уровня развития логического мышления, уровня обобщения и анализа у ребенка.

Процедура проведения. Ребенку предлагают серию картинок: «Внимательно посмотри на картинки и скажи, какой из четырех предметов лишний. Почему?»

Критерии оценки

  • Ребенок правильно выделяет 4-й лишний в 5—6 вариантах и правильно объясняет свой выбор — 2 балла.
  • Ребенок правильно выделяет 4-й лишний, но не может объяснить свой выбор — 1 балл.
  • Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.

В Протоколе отмечается, по какому признаку ребенок делает обобщение и исключение; знает ли он обобщающие слова.

 

Субтест 7. «Последовательные картинки» (мышление, речь)

(Приложение 7)

Цели: выявление уровня развития логического мышления, способности устанавливать причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации, делать обобщения, составлять рассказ по серии последовательных картинок.

Процедура проведения. Перед ребенком на столе в произвольном порядке выкладывают пять картинок и предлагают внимательно их рассмотреть: «Все эти картинки перепутаны. Разложи их по порядку таким образом, чтобы по ним можно было составить рассказ».

Критерии оценки

  • Ребенок самостоятельно правильно и логично определяет последовательность картинок и составляет связный рассказ — 2 балла.
  • Ребенок ошибается в последовательности, но исправляет ошибку (сам или с помощью взрослого), или рассказ отрывочен и вызывает у ребенка трудности — 1 балл.

 

  • Ребенок нарушает последовательность, не видит ошибок, или его рассказ сводится к описанию отдельных деталей картинок — 0 баллов.

В Протоколе отмечается, правильно ли определена последовательность картинок, фиксируются интересные речевые высказывания (эпитеты, сравнения), в разделе «Примечания» оцениваются словарный запас, связность рассказа, грамматическая правильность речи.

 

Субтест 8. «Найди недостающий» (логическое мышление)

(Приложение 8)

Цель: диагностика сформированности умения выявлять закономерности и обосновывать свой выбор.

Процедура проведения. Ребенку предлагают определить закономерность, по которой располагаются фигуры в строке, и заполнить пустую клетку в табличке. Оценивается работа со второй таблицей, первая — тренировочная.

Критерии оценки

  • Ребенок верно находит закономерности по двум признакам и обосновывает свой выбор — 2 балла.
  • Ребенок находит закономерность только по одному признаку — 1 балл.
  • Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.

В Протоколе отмечается, как ребенок справляется с заданием, сколько признаков он учитывает при сравнении.

 

Субтест 9. «Рисунок человека»

Цель: выявление сформированности образных и пространственных представлений у ребенка, уровня развития его тонкой моторики; составление общего представления об интеллекте ребенка в целом, о его личностных особенностях.

Процедура проведения. Перед ребенком кладут чистый лист бумаги и говорят ему: «Нарисуй, пожалуйста, человека».

Критерии оценки

  • Рисунок ребенка похож на образцы 1 и 2 — 2 балла.
  • Рисунок ребенка похож на образцы 3 и 4 — 1 балл.
  • Рисунок ребенка похож на образцы 5 и 6 — 0 баллов.

 4.1.jpg

 

В Протоколе отмечается, с чего ребенок начинает рисовать (голова, ноги и т.п.), его высказывания в процессе рисования и т.п., в Примечаниях делаются записи о состоянии мелкой моторики, о том, правильно ли ребенок держит карандаш, с каким нажимом рисует и т.п.

 

С у б т е с т 10. «Разрезные картинки» (6 частей) (восприятие)

(Приложение 10)

Цель: выявление сформированности наглядно-образных представлений, способности к воссозданию целого на основе зрительного соотнесения частей.

Процедура проведения. Перед ребенком хаотически выкладываются разрезанные изображения сначала одного, затем другого предмета. Картинку предлагают собрать после того, как ребенок узнает нарисованный предмет.

Критерии оценки

  • Ребенок узнает по частям картинки и собирает их самостоятельно — 2 балла.
  • Ребенок не может определить, что нарисовано на разрезных картинках, до начала работы, но впоследствии при помощи проб самостоятельно собирает картинку — 1 балл.
  • Ребенок не справляется с заданием — 0 баллов.

В Протоколе отмечается, узнал ли ребенок картинку в разрезанном виде; сколько проб он использовал, чтобы сложить ее.

 

Субтест 11. «На что это похоже?» (воображение)

(Приложение 11)

Цель: выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления.

Процедура проведения. Ребенку поочередно предлагают три карточки с изображениями: «Посмотри на картинку и скажи, на что она похожа?» Ответы ребенка записывают в протокол.

Критерии оценки

  • Ребенок называет 9 ассоциаций (по 3 на каждый рисунок) — 2 балла.
  • Ребенок называет по 2 ассоциации на каждую картинку — 1 балл.
  • Ребенок не понял задания или дает всего лишь по 1 ассоциации на каждую картинку — 0 баллов.

В Протокол записывают ассоциации на каждую картинку, отмечая особо оригинальные.

 

  1. Развитие произвольности

С у б т е с т 12. «Запрещенные слова»

Цель: выявление уровня произвольности, определение сформированности «внутренней позиции школьника».

Инструкция: «Сейчас мы будем играть в игру. Я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые нельзя произносить слова "да" и "нет". Повтори, пожалуйста, какие слова нельзя будет произносить». После того как испытуемый подтвердит, что он понял правило игры, экспериментатор начинает задавать ему вопросы, провоцирующие ответы «да» и «нет».

  1. Ты хочешь идти в школу?
  2. Ты хочешь еще на год остаться в детском саду?
  3. Ты любишь, когда тебе читают книжки?
  4. Ты сам просишь, чтобы тебе почитали книжку?
  5. Ты любишь гулять?
  6. Ты любишь играть?
  7. Ты хочешь учиться?
  8. Ты любишь болеть?
  9. Пытаешься ли ты бросить работу, которая у тебя не получается?

 

  • Тебе нравится заниматься в детском саду?
  • Тебе нравятся школьные принадлежности?
  • Если бы тебе разрешили учиться дома с мамой, ты согласился бы на это?

Критерии оценки

  • Ребенок соблюдает правила игры, отвечает быстро и правильно на 9—12 вопросов — 2 балла.
  • Ребенок затрудняется с ответами, больше молчит, с трудом находит правильные ответы на 4—8 вопросов — 1 балл.
  • Ребенок нарушает правила, давая (в основном без раздумий) в большинстве случаев запрещенные ответы или правильно отвечает лишь на 1—3 вопроса — 0 баллов.

В Протоколе ответы ребенка отмечаются знаками «+» или «—». В разделе «Примечания» на основе анализа ответов оцениваются сформированность познавательной мотивации и наличие желания идти в школую.

С у б т е с т 13. «Графический диктант» (Приложение 9, с.39)

Цели: оценка умения ребенка точно выполнять задания взрослого, предлагаемые им в устной форме, и способность самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

Инструкция: «Сейчас мы с тобой будем учиться рисовать разные узоры. Я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеточек надо провести линию. Когда прочертишь линию, жди, пока я не скажу, куда направить следующую. Каждую новую линию начинай там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги. Покажи, где правая рука? А левая? У тебя на листочке стоят три точки, поставь карандаш на верхнюю. А теперь начинаем рисовать первый узор. Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Дальше продолжи узор сам.

Теперь поставь карандаш на следующую точку, будем рисовать второй узор. Начинаю диктовать. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. А теперь продолжи этот узор».

 4.2.jpg

 

                                                                                                      Теперь поставь карандаш на следующую точку. Начинаю диктовать. Внимание! Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево. Две клетки вниз. Две клетки вправо. Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево. Две клетки вниз. Две клетки вправо. Теперь сам продолжай рисовать этот узор».

Критерии оценки

  • Ребенок безошибочно воспроизводит диктуемые узоры (в одном из них допускаются отдельные ошибки) — 2 балла.
  • Оба узора частично соответствуют диктуемым, но содержат ошибки, или один узор сделан безошибочно, а второй вовсе не соответствует диктуемому — 1 балл.
  • Ни один из двух узоров вовсе не соответствует диктуемому—О баллов.

В Протоколе фиксируется, как ребенок воспринимает инструкцию и выполняет задание. В Примечаниях отмечается ведущая рука, умение ориентироваться на листе бумаги (лево, право, верх, низ); нажим карандаша, специфика линий, посадка ребенка за столом, умение правильно держать карандаш.

 

Психологическое консультирование по результатам обследования

 

После проведенного обследования детей группы на психологическую готовность к школе психолог составляет индивидуальные рекомендации по каждому ребенку для воспитателей и родителей и по всей группе в целом для воспитателей и специалистов ДОУ (логопедов, преподавателей ИЗО, физической культуры и др.).

При анализе результатов психолога должны насторожить нулевые показатели по субтестам № 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 12. Родителям ребенка, получившего при обследовании менее 10 баллов, желательно рекомендовать обратиться на консультацию к дефек-тологу.

 

 

Оценка результатов

Высокий уровень — 20—24 балла.

 Средний уровень — 12—19 баллов.

Низкий уровень — 0—11 баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспресс-диагностика Павловой-Руденко. Актуальность применения в ДОУ

В материале представлено обоснование применения диагностики в ДОУ, а именно в подготовительной к школе группе...

Экспресс-диагностика познавательных процессов (у детей от 3 до 7 лет (автор Панфилова М.А.)

Экспресс-диагностика познавательных  процессов(у  детей от 3  до 7  лет (автор Панфилова М.А.)Цель:Определение  успешности  дошкольника  в  обучении;исследовани...

«ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ».

Иновационная компьютерная разработка психологического обследования ребёнка старшего дошкольного возраста с ОВЗ...

Экспресс диагностика грамматического строя речи детей 5-6 лет

Обследование грамматического строя речи детей 5-6 лет...

Экспресс-диагностика Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. 6-7 лет.

ДиагностикаПосле предварительной беседы и установления контакта с ребенком ему предлагают выполнить следующие задания....