Экспресс-диагностика познавательных процессов (у детей от 3 до 7 лет (автор Панфилова М.А.)
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему
Экспресс-диагностика познавательных процессов
(у детей от 3 до 7 лет (автор Панфилова М.А.)
Цель:
Определение успешности дошкольника в обучении;
исследование познавательных процессов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekspress.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Экспресс-диагностика познавательных процессов
(у детей от 3 до 7 лет (автор Панфилова М.А.)
Цель:
Определение успешности дошкольника в обучении;
исследование познавательных процессов
Задание №1. «Ознакомительная беседа»
- Как тебя зовут? С кем ты живешь? Как их зовут?
(Контактность ребенка)
- Сколько тебе лет? Когда у тебя день рождения(Число, месяц, год, или время года)
( Особенность восприятия времени)
- Ты ,возможно, все знаешь про себя? А где расположен у тебя нос? А ты можешь правой рукой дотянуться до своего левого уха? А левой рукой до правого глаза?
( пространственные понятия –лево- право)
Задание №2 «Кубики-вкладыши»
«Ты любишь играть? А шалить? Можно мне пошалить? (взрослый разбрасывает кубики-вкладыши на полу)
(Контактность ребенка, сила социальных запретов)
Помоги мне, пожалуйста. Поднять кубики. Дай самый большой кубик. Самый маленький. А теперь большой красный. Маленький желтый и т.д.»
( Восприятие величины, цвета, по одному признаку, по двум)
Давай посчитаем ,сколько всего кубиков? (от 1 до 9)
(Навык прямого счета)
- А сможешь посчитать в обратную сторону? (от 9 до 1)
(Навык обратного счета)
- Каких кубиков больше? (четыре больших кубика, пять маленьких)
(Сформированность понятия числа)
- Попробуй сложить кубики вместе
( сформированность мышления («пробы и ошибки»-наглядно-действенное мышление; активность руки –левая , правая).
Задание №3. «Чудесные окошки»
Используются 12 прямоугольных цветных карточек (основные цвета и их оттенки);
- карточек различной формы (круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник)
- «Один волшебник построил дворец с «чудесными окошками». Чтобы найти свое окошко, надо знать цвета и формы, Давай рассмотрим эти окошки и попробуем назвать цвет и форму. (Карточки раскладываются на столе и ребенок называет каждое «окошко»).
(оценивается восприятие цвета и формы)
- А теперь выбери свое «окошко»,которое тебе больше всего нравится по цвету и форме.
(эмоциональные предпочтения)
Задание №4 «Попугайчик»
- «В одной жаркой стране жил волшебный попугайчик, который умел повторять все звуки. Попробуй повторить за мной непонятные звуки, как это делал попугайчик :
ТО-ЦА
ТО-ЦА-МУ
ТО-ЦА-МУ-ДЭ
ТО-ЦА- МУ- ДЭ-НИ
ТО-ЦА-МУ-ДЭ-НИ-ЗУ
ТО-ЦА-МУ-ДЭ-НИ-ЗУ-ПА
ТО-ЦА-МУ-ДЭ-НИ-ЗУ-ПА-КИ
ТО-ЦА-МУ-ДЭ-НИ-ЗУ-ПА-КИ-ЧА
ТО-ЦА-МУ-ДЭ-НИ-ЗУ-ПА-КИ-ЧА-ЛЕ
(Кратковременная слуховая память (эхо-память),слуховое внимание _фонематический слух –хороший результат до 5 слогов)
- «Попугайчик научился не только повторять звуки, но даже запоминать слова. Попробуй запомнить как можно больше слов. (Взрослый называет 10 слов: СТОЛ ,МЫЛО, ЧЕЛОВЕК, ВИЛКА, КНИГА, ПАЛЬТО, ТОПОР,СТУЛ, ТЕТРАДЬ ,МОЛОКО)
( Объем слуховой памяти (словесной памяти), слухового внимания –хороший результат –более 5 слов
)«Когда попугайчик научился запоминать слова, то ему захотелось подсказывать нужные слова своим друзьям. Я сейчас буду говорить начало предложения, а ты его будешь заканчивать.
Например: Лимон кислый, а сахар сладкий.
Днем светло, а ночью…….
Ходим ногами, а бросаем……
Девочки вырастают и становятся женщинами, а мальчики…
У птицы перья, а у рыбы…..
(Способности ребенка к аналогиям)
Задание № 6 «Волшебные картинки»
Используются :
Три картинки- первая разрезана на две части;
Вторая- на четыре;
Третья - на шесть частей;
Серия сюжетных рисунков (3-4 картинки)
- «В конвертах у меня лежат волшебные картинки. Дети пытаются их сложить, а они опять ломаются. Попробуй сложить картинку.»Предлагаем сначала сложный уровень. После того как ребенок сложит картинку ,предлагается придумать рассказ.
(Целостность восприятия образа; особенности наглядно-образного мышления; умение рассказывать по одной картинке, связность речи; контекстность .)
- «А другие картинки -не ломаются, зато они все время путаются. Какая картинка должна быть первой, второй ?
(Развитие логического мышления; умение рассказывать по серии сюжетных картинок, связность речи, контекстность речи
Задание №7 «Зайчик»
Используется простой карандаш средней твердости, лист бумаги, на котором изображены зайчик и его домик. Между зайчиком и домиком нарисована узкая извилистая дорожка.
- «Помоги зайчику дойти до дома. Карандашом нарисуй ему путь посередине дорожки, Постарайся не отрывать карандаш от листа бумаги.
( Оценивается ведущая рука, развитие мелкой моторики руки (нажим, плавность линии, равномерность)
«Зайчик благополучно добрался до дома и решил потанцевать. Попрыгай как зайчик. Молодец. ! С тобой очень интересно играть!»
(Развитие общей моторики, координация и выразительность движений)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика познавательной сферы Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко "Экспресс - диагностика в детском саду"
Дошкольное детство — очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, однако он имеет непреходящее значение. Это период, когда ребенок развивается как никогда бурно и с...
Диагностика познавательной сферы Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко "Экспресс - диагностика в детском саду"
Данное пособие представляет собой комплект материалов для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста. Пособие предназначено для психологов, работающих в детских д...
Диагностика познавательной сферы Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко "Экспресс - диагностика в детском саду"
Дошкольное детство — очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, однако он имеет непреходящее значение. Это период, когда ребенок развивается как никогда бурно и с...
Диагностика познавательной сферы Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко "Экспресс - диагностика в детском саду"
Дошкольное детство — очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, однако он имеет непреходящее значение. Это период, когда ребенок развивается как никогда бурно и с...
Диагностика познавательной сферы Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко Экспресс - диагностика в детском саду
Диагностика познавательной сферы Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко "Экспресс - диагностика в детском саду"...
Диагностика познавательной сферы Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко "Экспресс - диагностика в детском саду"
Дошкольное детство — очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, однако он имеет непреходящее значение. Это период, когда ребенок развивается как никогда бурно и с...
Диагностика познавательной сферы Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко "Экспресс - диагностика в детском саду"
Дошкольное детство — очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, однако он имеет непреходящее значение. Это период, когда ребенок развивается как никогда бурно и с...