Экспресс-диагностика Павловой-Руденко. Актуальность применения в ДОУ
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему
В материале представлено обоснование применения диагностики в ДОУ, а именно в подготовительной к школе группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obosnovanie_vybora_metodik.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Экспресс-диагностика в детском саду
(Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко).
Для определения психологической готовности ребёнка к обучению в среднем общеобразовательном учреждении, была применена экспресс-диагностика Павловой-Руденко.
Для обоснования актуальности применения данной диагностики раскроем понятие «Психологическая готовность к школе»
«Психологическая готовность к школе» - прежде всего многокомпонентное образование.
Компоненты психологической готовности к школе:
1. Личностная готовность. Является стержнеобразующим компонентом. Она включает в себя:
- отношение со взрослыми и сверстниками (социально – психологическая, коммуникативная);
- формирование «внутренней позиции школьника»: готовности к принятию новой «социальной позиции» – положению школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Выражается в отношении к школе, учебной деятельности, учителю, себе.
Стремление стать школьником, выполнять правила поведения школьника и иметь его права и обязанности и составляет «внутреннюю позицию школьника»:
- мотивационная готовность (познавательные мотивы);
- начало формирования самосознания и самооценки (адекватное отношение к своим способностям, результатам работы, поведению).
2. Интеллектуальная готовность:
- запас знаний об окружающем мире, достаточный уровень развития познавательных интересов, определенный уровень развития познавательной деятельности, психических процессов:
а) сформированность сенсорных эталонов;
б) качество восприятия – умение планомерно обследовать предмет, явление, выделять их разнообразные свойства;
в) качество мышления – умение сравнивать, рассуждать, делать выводы;
г) определенная степень децентрации мышления (способность принимать в расчёт другие возможные точки зрения, а не только собственные);
д) высокий уровень развития наглядно-образного и образно-схематичного мышления, позволяющего вычленять наиболее существенные свойства и отношения между предметами действительности (служит основой для формирования логического мышления и усвоения учебных знаний в школе;
е) развитие воображения:
- начало формирования произвольности психических процессов;
- развитие речи.
3. Эмоционально-волевая готовность (произвольная регуляция поведения):
- умение ставить цель, принимать решения, намечать план действий, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия;
- произвольность внешнего двигательного поведения: умение слушать, вникать в содержание того, что говорит взрослый, понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для 8
этого необходимо, чтобы ребенок мог сосредоточиться на инструкции, которую он получает от взрослого.
Не вызывает сомнения, что любой компонент структуры, важен для учебной деятельности ребенка и для его скорейшей адаптации к новым условиям. Все компоненты тесно связаны между собой и могут компенсировать развитие друг друга.
На основании выделенных компонентов и была подобранна «Экспресс-диагностика в детском саду» (Н. Н. Павлова, Л.Г. Руденко), которая наиболее широко позволяет выявить уровень сформированности большинства пунктов, определяющих психологическую готовность к школе.
Данное пособие представляет собой набор классических методик, позволяющих выявить уровень интеллектуального развития, произвольности, особенностей личностной сферы ребенка.
Методики:
Интеллектуальная готовность
«Домик» (Н. И. Гуткина) - исследование внимания, выявление умения ребенка ориентироваться на образец, точно копировать его; выявления уровня развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
Методика «Домик» аналогична заданиям в тесте Керна-Йирасика. Дети дорисовывают картину изображающую домик, составленный из элементов прописных букв (показ образца).
«Десять слов» (А. Р. Лурия) – оценка уровня развития слуховой кратковременной памяти.
«Закончи предложение» - исследование словесно-логического мышления, оценка умения вычленять причинно-следственные связи в предложении.
«4-й лишний» исследование мышления – определение уровня развития логического мышления, уровня обобщения и анализа ребенка.
«Последовательные картинки» (Д. Векслер) - исследование мышления, речи; выявление уровня развития логического мышления, способности устанавливать причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации. Делать обобщения, составлять рассказ по серии последовательных картинок.
«Найди недостающий» - исследование логического мышления, диагностика умения выявлять закономерности и обосновывать свой выбор.
Ребенку предлагается определить закономерность, по которой располагаются фигуры в строке, и заполнить пустую клетку в табличке. Оценивается работа со второй таблицей, первая тренировочная.
«Рисунок человека» выявление сформированности образных и пространственных представлений у ребенка, уровня развития его тонкой моторики, составление общего представления об интеллекте ребенка в целом, о его личностных особенностях.
Мелкая моторика рук
«Вырежи круг».
Развитие произвольности
«Запрещенные слова» (Н. Гуткина) – выявление уровня произвольности, определение сформированности «внутренней позиции школьника».
На основе анализов ответов оцениваются сформированность познавательной мотивации и желание идти в школу.
«Графический диктант» (Д. Б. Эльконин) – оценка умения ребенка точно выполнять задания взрослого, предлагаемые им в устной форме, и способность самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
Психолог диктует, в какую сторону и на сколько клеточек нужно проводить линии, а затем предлагает дорисовывать получившийся под диктовку «узор» до конца страницы. Графический диктант позволяет определить, насколько точно ребенок может выполнять требования взрослого, данные в устной форме, а также возможность самостоятельно выполнять задания зрительного воспринимаемому образцу.
Личностная готовность
«Лесенка» (В. Г. Щур) – изучение самооценки ребенка.
«Экспериментальная беседа по выявлению внутренней позиции школьника» (опросник Л.И. Божович и Н.И. Гуткина).
Проводится обследование в индивидуальной форме, это дает возможность получать много дополнительной информации о ребенке: наличие или отсутствие интереса к заданию, темп, аккуратность, проявления утомления, уверенность, умение сосредоточиться; высказывания ребенка, посадка ребенка за столом, сведения о том, какой рукой работает ребенок (ведущая рука), правильно ли держит карандаш, характер действий (целенаправленный или хаотичный), специфика эмоциональных реакций и т.п. (в зависимости от задания, которое выполняет ребенок).
Начинается обследование с предварительной беседы, которая позволяет собрать сведения о запасе представлений ребенка и ориентацию в окружающем мире, а также позволяет создать атмосферу доверия.
В пособии представлены: содержание и процедура проведения диагностики, критерии оценки результатов и необходимые для проведения диагностики материалы (в комплекте).
Некоторые методики дают возможность одновременно увидеть уровни развития нескольких психических процессов.
Несомненным плюсом подобранных методик является принцип коррекционности. Исследование позволяет не только констатировать особенности развития, но и составить адекватную коррекционно-развивающую программу (при необходимости).
Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного и обусловлен выбор «Экспресс-диагностики в детском саду» (Н. Н. Павлова, Л.Г. Руденко)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бланки протоколов для диагностики по Павлова-Руденко.
Более удобный вариант протоколов для диагностики по Павлова-Руденко....
Экспресс - диагностика Павлова, Руденко для детей 6-7 лет
Экспресс-диагностика Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. 6-7 лет. ДиагностикаПосле предварительной беседы и установления контакта с ребенком ему предлагают выполнить следующие задания. Личностная гот...
Диагностика познавательной сферы Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко "Экспресс - диагностика в детском саду"
Дошкольное детство — очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, однако он имеет непреходящее значение. Это период, когда ребенок развивается как никогда бурно и с...
Диагностика познавательной сферы Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко "Экспресс - диагностика в детском саду"
Данное пособие представляет собой комплект материалов для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста. Пособие предназначено для психологов, работающих в детских д...
Диагностика познавательной сферы Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко "Экспресс - диагностика в детском саду"
Дошкольное детство — очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, однако он имеет непреходящее значение. Это период, когда ребенок развивается как никогда бурно и с...
Диагностика познавательной сферы Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко "Экспресс - диагностика в детском саду"
Дошкольное детство — очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, однако он имеет непреходящее значение. Это период, когда ребенок развивается как никогда бурно и с...
Диагностика познавательной сферы Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко Экспресс - диагностика в детском саду
Диагностика познавательной сферы Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко "Экспресс - диагностика в детском саду"...