"Роль сказкотерапии в работе с детьми"
консультация
Один из видов здоровьесберегающих коррекционных технологий является сказкотерапия, которая является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребёнка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи: воспитательные, образовательные и развивающиеся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkoterapiya.docx | 20.93 КБ |
Предварительный просмотр:
В.А. Сухомлинский сказал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей, зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Один из видов здоровьесберегающих коррекционных технологий является сказкотерапия, которая является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребёнка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи: воспитательные, образовательные и развивающиеся. Она нацелена на развитие самосознания ребёнка и обеспечивает контакт как с самим собой, так и с другими, способствуя построению взаимопонимания между людьми и усвоению необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире. Принципы сказкотерапии заключаются в знакомстве ребёнка со своими сильными сторонами, в «расширении» его поля сознания и поведения, в поиске нестандартных, оптимальных выводов из различных ситуаций, обмене жизненном опытом. Этот метод развивает умение слушать себя и других, учить принимать и создавать новое. В процессе каждого занятия по сказкотерапии можно дополнительно решать определенные задачи. Например, отработка произвольного внимания или сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки, или развитие памяти, расширение эмоционально-поведенческих реакций, где на примерах Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.
Сказки отражают содержание культуры, к которой принадлежат и формируют культурный смысл поведения. Сказки рассказывают о разнообразии мира, о поступках людей, где реальность дополняется волшебными возможностями и чудесами.
Сказки показывают последствия действий, поступков, учат детей ответственности в принятии решений, объясняют детям события и явления мира. Сказочные истории и внутренний мир ребёнка неотделимы друг от друга. В любом обществе, независимо от степени цивилизованности и образа жизни, детские рассказы собирают большую аудиторию маленьких слушателей. Сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах.
Сказкотерапия эффективно используется для формирования благоприятных условий формирования креативных качеств личности.
Есть такие виды сказок:
•Художественные сказки – это народные и авторские истории. Народные сказки несут в себе мудрость веков, и зачастую содержат в себе множество смыслов. Авторские же истории могут более тонко, бережно и образно передавать смысл и показывать частные стороны жизни человека. Чтобы помочь детям осознать свои внутренние переживания, желательно выбрать для работы с ними авторскую сказку. В работе с особыми детьми подойдет авторская сказка Мамин-Сибиряк Д. Н. «Серая шейка».
•Народные - мудрые древние сказки (с идеями добра и зла, мира, терпения, стремления к лучшему) Сказки о животных, природе, растениях, явлениях.
•Бытовые сказки.
•Волшебные и фантастические.
Классификация сказок, применяемых на занятиях:
- Дидактические или обучающие, в форме учебного задания.
- Медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения), дети рисуют, сочиняют, играют, слушают звуки природы, лежат на ковре и мечтают – воображают – “колдуют”.
- Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя “Я”, доброго волшебника), дети рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и ставят спектакли;
- Психокоррекционные призванные помочь ребенку в решении проблем с поведением(для мягкого влияния на поведение ребенка), читаем проблемную сказку не обсуждая, даем возможность побыть ребенку наедине с самим собой и подумать.
- Медитативные сказки – для расслабления и накопления позитивного образного опыта.
Начиная с 5 лет, ребенок сравнивает себя с человеческими персонажами: принцами, царевнами, солдатами…Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он слушает истории и сказки про людей. Несмотря на классификацию сказок, каждая из них несет в себе огромное воспитательное и познавательное значение для ребенка. Сказки вызывают у ребенка напряженное внимание к зачаровывающим описаниям чудес, необычайных событий, оказывают сильное эмоциональное. Сказка, как образное отражение мира требует от ребенка особых качеств восприятия: творческого воображения, развитой наблюдательности; чувства образного слова, авторской позиции и гармонической целостности произведения; понимания внутренних психологических мотивов поведения сказочных героев.
Слушая эти сказки, дети невольно находят в них отголоски собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами.
Основные методы, используемые в сказкотерапии:
• Рассказывание сказки.
• Рисование сказки.
• Сказкотерапевтическая диагностика.
• Сочинение сказки.
• Изготовление кукол.
• Постановка сказки
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, для расширения и совершенствования взаимодействия с окружающим Миром. Основной принцип этого метода – духовное, целостное развитие личности ребенка, забота о его Душе. Забота о Душе (в переводе с греческого) – и есть терапия. Так как мы используем простую и понятную ребенку форму Сказки, то этот метод называется Сказкотерапия.
Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.
Дети, как и взрослые, все разные. К каждому нужно подобрать свой ключик. Способность ребенка удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях – это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта (Э. Фромм).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использования приемов сказкотерапии при работе с детьми
Использования приемов сказкотерапии при работе с детьми, имеющими ранний детский аутизм(из опыта работы)Нашу Лекотеку посещают дети с разными нарушениями развития. Среди них хотелось бы выделить детей...
Сказкотерапия в работе с детьми
Работа музыкально-театральной студии "Экият"...
Семинар - практикум "Здоровьесберегающие технологии: стретчинг с элементами сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста"
Семинар - практикум для воспитателей и специалистов ДОУ содержит новые технологии здоровьесбережения, а именно слияние сказкотерапии и игрового стретчинга, что позволяет наиболее эффективно повысить у...
«Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста»»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ...
Сказкотерапия в работе с детьми - логопатами
В данной статье рассматривается влияние сказкотерапии на развитие личности ребенка, показано, как осуществляется невидимая на первый взгляд работа над словом, а также даются рекомендации по проведению...
Выступление по теме: «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми с ОВЗ» на региональном семинаре для педагогов по теме: «Использование сказок в коррекционно-развивающей работе с детьми» на базе МБДОУ Д/с №37 «Сказка"
В данном выступлении описан опыт работы по использованию сказкотерапии для детей с ОВЗ....
Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста .Сказкотерапия как метод психологической коррекции
Сказка – это не только полезное, но и интересное захватывающее «лекарство», поэтому современные психологи эффективно используют сказкотерапию в своих консультациях. Такой метод помог...
- Мне нравится (1)