Отчет по самообразованию "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Захарова Анна Александровна

  Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из важнейших задач нашего  времени. Главной целью своей  педагогической деятельности считаю: «Нравственно – патриотическое воспитание детей», которое уже в дошкольном возрасте целенаправленно воздействуя, формирует у детей глубинные чувства любви и привязанности к своему народу, к своей земле. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Отчет по самообразованию за год19.77 КБ

Предварительный просмотр:

  Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из важнейших задач нашего  времени. Главной целью своей  педагогической деятельности считаю: «Нравственно – патриотическое воспитание детей», которое уже в дошкольном возрасте целенаправленно воздействуя, формирует у детей глубинные чувства любви и привязанности к своему народу, к своей земле. Для достижения цели ставлю  следующие задачи:

  1. Воспитывать любовь к матери, своей семье, родным и близким, родному дому, детскому саду;
  2. Формировать устойчивый интерес к истории  своего города, края, стране, столице нашей Родины – Москве;          
  3. Воспитывать  бережное отношение к родной природе;
  4. Воспитывать чувство гордости за свою Родину, за  победу русского народа в Великой Отечественной войне;
  5. Воспитывать  уважительное  отношение  к государственной символике (дети должны знать герб, флаг и гимн своей страны), защитникам Отечества; воспитывать  уважение  к человеку – труженику, предметам рукотворного мира;
  6. Воспитывать интерес  и любовь к культуре своего народа;
  7. Формировать толерантность,  уважение и доброе отношение к людям разных национальностей и их обычаям.

  Патриотическое воспитание детей я начинаю, прежде всего с семьи, потому что чувство  Родины  начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке, с того, что вызывает наиболее эмоциональный отклик в его душе. Считаю, что особую значимость при решении задач нравственно – патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьями воспитанников. Если воспитатель наладит тесный контакт с родителями, то добьется хороших результатов в любой сфере деятельности.

  Многие родители  активно участвуют в жизни нашей группы, проявляя выдумку и  фантазию. С их участием я провела:

- выставки поделок из природного материала;

- выставку  «У нас с мамой золотые руки»;

- выставку рисунков и фотографий  «Моя семья», «Генеалогическое древо»;

- конкурс на самую оригинальную поделку из снега (на участке ДОУ)

- конкурс на самую оригинальную кормушку для птиц;

- утренники, праздники, экскурсии, соревнования, КВН;

- театрализованные постановки (родители помогали готовить костюмы, декорации, атрибуты);

- анкетирование на тему «Патриотическое воспитание»

- консультацию для родителей на тему: «Как воспитать маленького патриота».

   Я не отказываюсь и от такой формы взаимодействия, как родительское собрание. Тематику очень часто подсказывают сами родители, обращаясь со своими  проблемами и вопросами. В нашей группе родительское собрание – это живой, заинтересованный диалог педагогов, специалистов и родителей, это, прежде всего общение профессиональное, целенаправленное и содержательное.

Помощь родителей и совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. В процессе общения с родителями и другими членами семьи ребенок подражая им, усваивает нормы, правила и формы социального поведения. Ведь любовь между детьми и родителями  дана самой природой, а любовь и взаимоуважение между родственниками – результат совместных усилий. В семье нет двух миров – взрослого и детского, есть один мир – семьи.

Опыт показывает, что такие формы работы являются весьма эффективными и позволяют сблизить не только педагогов, детей и родителей, но и создать их дружеское сообщество.

  В работе по патриотическому  воспитанию применяю разнообразные формы и методы. Систематически изучаю с  детьми  историю  России. Рассказываю о том, что много лет наша Родина называлась Русью. Издавна Русь славилась своими защитниками, своими великими людьми. Знакомлю детей с богатырями, полководцами, защитниками Отечества, стремлюсь вызвать желание быть похожими на них, быть сильными, выносливыми, защищать и охранять нашу Родину. Был проведен цикл познавательных занятий: «Александр Невский – освободитель земли русской», «Дмитрий Донской – освободитель земли русской» и др.

Провожу большую работу по ознакомлению детей с героическим прошлым Родины. И считаю важным донести до них мысль: спустя много лет люди помнят о событиях грозных лет войны, чтят память погибших, окружают вниманием и заботой людей, защищавших нашу Родину.

Ежегодно мы проводим утренник «День Победы» с приглашением ветеранов,  готовим для них концертные номера, подарки, открытки

Выпускаем стенгазеты «Защитники Отечества», «Они защищали Родину», дети  приносят фотографии  дедушек, пап, дядей, братьев и рассказывают о том, где они  служили, в каких войсках, что запомнили о службе в армии.

Знакомя детей с конкретными историческими событиями, даю представление о жизни Руси: прошлом наших предков, их быте и традициях, обычаях и  обрядах. Для этого провожу праздники: «Рождественские колядки», «Масленица» и т.д., спортивно – театрализованный досуг; интегрированные – занятия,  вместе с музыкальным руководителем,  воспитателем по изобразительной деятельности и инструктором по физическому воспитанию: «Во что одевались на Руси, как праздники встречали».

 Большое внимание уделяю знакомству с государственными символами  России (дети должны знать флаг, герб и гимн своей страны),  историей возникновения Новосибирска и Москвы, их символикой. Использую дидактические игры: «Сложи флаг», «Зачеркни предметы, изображение которых не входит в герб нашей страны», «Загадки о родном городе» .

При подготовке к любым мероприятиям  обязательно использую технические средства обучения: видеозаписи, аудиозаписи, слайды, мультимедиа. Это позволяет мне сделать их эмоциональными, яркими, использовать богатый иллюстративный материал.  

   Вся  работа по нравственно – патриотическому воспитанию предусматривает создание разнообразной развивающей среды, насыщенной положительными эмоциями, способствующей развитию эмоциональной сферы ребенка, приобретению им собственного опыта, нравственных переживаний и желания преобразовать окружающий мир.  В нашей группе оформлен стенд с государственной символикой: «Наша Родина – Россия»; альбомы: «Новосибирск» с фотографиями»; карта мира; различные наборы картинок и открыток: «Военная техника времен ВОВ», «Мундиры русской армии», «Обмундирование современного солдата», «Все о космосе и космонавтах»; настольные игры: «Домино», с флагами различных стран мира, «Лото» с гербами различных стран мира.  Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриота.

   Считаю, что именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как  дети  воспринимают природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает  его морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

В  нашей группе ведется большая работа по экологическому воспитанию детей:  имеется  уголок природы, где собраны различные виды растений и оборудование для ухода за ними, богатый дидактический материал для самостоятельных и исследовательских игр детей, ознакомления с природой различных климатических зон.

   В группе была издана Жалобная книга природы , регулярные  беседы  с детьми  о негативном влиянии мусора на здоровье  людей, необходимости поддержания чистоты в городе. Стремлюсь донести до них, что каждый из нас - защитник природы.

  Я учу воспитанников тому, что экология – это наука о доме, о том доме, в котором ребёнок живёт каждый день. У него появляется возможность понять, что красота природы, плодородие почвы, многообразие видов животных зависит в большой мере и от него. Что завтра он будет жить в таком доме, каким построит его сегодня.

   В результате целенаправленной деятельности, диагностика детей  моей группы показала:

- у детей появился устойчивый интерес к познанию  своего города, края, страны, в которой они живут. Этот интерес проявляется  в  беседах, детских рассказах, рисунках.

- дети знают символику своего государства, основные достопримечательности  своего родного города, столицы;

- проявляют инициативу в самостоятельном использовании  полученных знаний при организации сюжетно – ролевых игр, в  свободной деятельности;

- знают былинных и сказочных героев;

- умеют  и любят  играть в русские народные игры;

- используют в активной речи фольклор;

- дети стали проявлять более уважительное отношение к окружающим, заботливое отношение к малышам и пожилым людям;

- участвуют  в  различных выставках, конкурсах.

   Подводя итоги проделанной работе, можно сделать вывод, что родители  моих воспитанников стали более осознанно относиться к вопросам  нравственно -  патриотического воспитания, их участие в жизни детского сада  стало более активным и ощутимым.

   Я убеждена в том, что как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо всегда.   Но никакие знания не дадут положительного результата, если воспитатели,  родители  сами  не будут восторгаться своей страной, своим народом, своим городом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет "Влияние здорового образа жизни на развитие и воспитание дошкольника"

Творческий отчет. Актуальность проблемы. Педагогические условия формирования представления о здоровом образе жизни, формирование правильного отношения к своему здоровью. Организация диагностического п...

Творческий отчет Тема: "Ознакомление с закономерными явлениями природы как средства умственного воспитания дошкольников".

Обострение глобальных проблем современной цивилизации, ухудшением экологической ситуации во многих местах земного шара обусловлено сегодня всевозрастающее внимание общества к вопросам экологического в...

Отчет по реализации проекта "Наш дом - Земля" (экологическое воспитание дошкольников)

Отчет о проделанной работе по реализации проекта за 2013-2014 г....

Отчет по месячнику «Патриотическое воспитание дошкольников» в подготовительной группе №6

Отчет по месячнику «Патриотическое воспитание дошкольников» в подготовительной группе №6...

Отчет по самообразованию «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края» в разновозрастной группе от 5-7 лет

Обеспечить передачу детям первичных знаний с элементами экологии о природных объектах родного края. Формировать бережное отношение к растениям и животным родного края....

Отчет по «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в подготовительной группе «Пчелки»

Отчет по «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в подготовительной группе «Пчелки»...