Итоговая Средство формирования у детей дошкольного возраста уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых образовательной организации
учебно-методический материал на тему
гармоническое развитие ребенка- основа формирования будущей личности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_rabota_sredstvo_formirovaniya.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования
Итоговая работа на тему:
«Средства формирования у детей дошкольного возраста уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых образовательной организации»
по курсу повышения квалификации по ИОЧ
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
время обучения: 1 сессия: 08.09. – 12.09.2014г.
2 сессия: 22.09. – 26.09.2014 г.
Выполнила: Сапожникова Надежда Ильинична
воспитатель СП Детский сад «Колокольчик»
ГБОУ СОШ пос. Восточный
муниципальный район Большечерниговский
2014г.
- Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы
1.Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
Гармоническое развитие ребенка- основа формирования будущей личности, воспитание у него определенного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции- сложный педагогический процесс. В основе его лежит правильное, гармоническое развитие чувств- нравственных, эстетических, интеллектуальных.
Введен новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) и он направлен также на формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых. У средних дошкольников (по ФГОС) в должны быть сформированы следующие качества:
- инициатива и самостоятельность в общении;
- положительная установка положительного отношения к миру, другим людям и самому себе;
- внутренний контроль;
- ответственность за собственные действия;
- чувство собственного достоинства;
- ребенок способен активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх;
- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства.
Из собственных наблюдений, к сожалению, в жизни детей, как и в жизни взрослых, тоже бывают огорчения, а иногда и просто горе. Главная причина- неблагополучие в семье, ссоры с ребятами, несправедливость взрослых , их недоверие, равнодушие.
У многих детей формируется негативное отношение к окружающим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Неадекватная заниженная самооценка формирует у ребенка результат частого неуспеха, в какой то значимой деятельности. Возрастает количество детей агрессивных, тревожных, замкнутых, на предложение делать что-то совместно, редко проявляют инициативу. В общении со сверстниками и взрослых у многих детей происходит в грубой форме, у детей нет уважения к товарищу и чувства сопереживания к нему.
Содержание образовательного процесса осуществляется по основной образовательной программе. Но организация образовательного процесса в настоящее время оставляет желать лучшего.
- нет разработанной и утвержденной программы по формированию у детей дошкольного возраста уважительного и чувства принадлежности к сообществу и детей и взрослых образовательной организации.
- не достаточно используется инновационный метод работы (метод проектов).
- нет эффективного взаимодействия с семьей, нередко родители не уделяют должного внимания воспитанию своих детей, считая что делают в образовательном учреждении. Чрезмерное увлечение компьютерными играми в домашних условиях приводит к тому, что дети разучились общаться, не хотят слышать и понимать взрослых. У многих детей повышен уровень тревожности. Увеличилось число детей с речевыми нарушениями, что затрудняет общение. Помочь таким детям преодолеть трудности, развить желание общаться - в наших силах.
Не всегда и везде созданы условия для привития уважения и чувства принадлежности к сообществу у детей и взрослых. Развивающая среда оставляет желать лучшего: не достаточно атрибутов для сюжетно ролевых игр, отсутствие достаточного количества художественной литературы, видео фильмов, отсутствие современных мультимедийных пособий.
Противоречия
Для решения задач нравственного воспитания необходимо организовывать деятельность таким образом, чтобы создать максимум условий способствующих реализации заключенных в ней возможностей. Только в соответствующих условиях в процессе самостоятельной разнообразной деятельности ребенок учится использовать известные ему правила в качестве средств регуляции отношений со сверстниками и взрослыми.
2.Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.
Исходя из полученного противоречия можно сформулировать проблему: «Формирование у детей дошкольного возраста уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых образовательной организации».
3.Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.
В результате целенаправленной деятельности у старшего дошкольника формируется новый образовательный результат. Если посмотреть ФГОС (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации) то можно увидеть, что в результате освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования ребенок, может приобрести (и будет иметь), следующие качества: ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты.
4.Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
В дошкольном возрасте ребенок приобретает значительный практический опыт поступков, соответствующих моральным нормам общества, и на его основе формируются навыки поведения, в которых проявляются гуманное отношение к окружающим, ответственное отношение к деятельности; формируются начальные формы осознания морального смысла происходящих явлений в обществе, социально приемлемые мотивы складывания личностных механизмов поведения. Теперь, когда мы знаем проблему и, желаемый результат, будем говорить о том, какие же изменения необходимо внести в образовательный процесс, чтобы решить обозначенную проблему. Важное значение приобретают доказательства того, что ребенка дошкольного возраста следует рассматривать не как объект педагогических воздействий, а как субъект реализации его потребностей, интересов и устремлений.
Содержание образовательного процесса в ДОУ определяется ФГОС для успешной реализации результатов можно предложить: внести изменения в темы недели и темы дня. Например, включить в планирование темы: «неделя добрых дел» или «моя семья», «что такое доброта» и др., разработать программу по положительному отношению к миру, другим людям и самому себе, рассматривание различных иллюстраций по теме, организация развивающих практических и игровых ситуаций совместной деятельности, обеспечивающих накопление личного опыта культуры взаимоотношений в паре или небольшой подгруппе: «В дружном деле всем хорошо», «Как без ссор решить спор», итоговые мероприятия: «День вежливости».
В средства обучения и воспитания необходимо включить (если уже используется в работе, то применять в большем объеме): использование художественной литературы на тему: «Настоящие друзья», «Что я могу сделать хорошего», «Как бы ты поступил», «Как друзья познаются», «Вовка- добрая душа»;
- использование видеозаписей на тему: «Что такое хорошо и что такое плохо», «В дружном деле всем хорошо»;
- использование дидактического материала на тему: «Мы радуем своих близких»;
- на практике педагог должен уметь организовать продуктивную совместную деятельность с детьми, включить родителей в педагогический процесс- выполнение общественных поручений, совместные вечера отдыха, коллективный просмотр фильмов, спектаклей, посещение выставок, экскурсии в музеи и природу;
- рационально разместить игровое оборудование в группе.
Для того чтобы понять, насколько эффективным было изменение в работе воспитателя, проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащих в основе их дальнейшего планирования). Можно провести анкетирование родителей на данную тему. Тогда воспитатель может сделать выводы, основываясь на своих наблюдениях и на мнении родителей. Также можно использовать электронные дидактические пособия (на будущее планируется), наблюдение за детьми и их взаимоотношениями во время прогулок, во время совместных игр, за столом. Чтобы обеспечить объективность и точность получаемых данных необходимо использовать различные методики предусмотренные программой.
5.Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные). Изменений только в образовательном процессе недостаточно. Далее рассмотрим ряд изменений в условиях, которые обеспечивают новый образовательный результат. Значимым фактором развития ребенка является личность воспитателя. Поэтому необходимо, чтобы воспитатель обладал высоким уровнем знаний (знанием методик воспитания и обучения, психологии дошкольника, индивидуально-психологических особенностей детей, психологии детского коллектива, нормативных документов, вариативных программ и педагогических технологий). Только знания не дадут желаемый результат. Современное общество требует применять знания в профессиональной деятельности и обладать рядом умений:
- конструктивными умениями (выбор форм, методов работы, диагностических методик, соблюдение принципов воспитания и обучения, рациональное распределение времени);
- организаторскими способностями (относительно коллектива детей и родителей);
- коммуникативными умениями (устанавливание педагогически целесообразных контактов с детьми, родителями, педагогами);
- самообразованием, «установка на постоянное самосовершенствование» (изучение новых педагогических технологий, опыта коллег, посещение семинаров, правильное оценивание своих достоинств и недостатков и пр.);
Также, для эффективной работы, воспитатель должен обладать рядом качеств: уметь придать личностную окраску преподаванию, иметь позитивный жизненный настрой, уметь управлять своими эмоциями, быть уверенным в себе, владеть разными стилями общения с детьми, уважительно относится к окружающим и творчески мыслить.
К кадровым изменениям относится: привлечение к работе педагога-психолога, психолога (для оценивания результата проектными методиками). Педагогические работники должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, обозначенными в п.3.2.5 настоящего Стандарта. Квалификация педагогических работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационным справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Достаточно хорошая научно-педагогическая подготовка специалистов в области дошкольного образования позволит расширить диапазон их профессионального интереса - от сугубо методической литературы до новых данных психолого-педагогических и социальных исследований. А также педагоги, ставшие па путь инновационной деятельности, будут способствовать внутреннему преобразованию системы обучения и воспитания, что может гарантировать ее постоянное самосовершенствование и развитие.
Научно - методическое обеспечение - целая система форм повышения педагогической культуры, внедрения научно-педагогической культуры, научно-педагогических разработок и стимулирования педагогического творчества, учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы), для получения знаний по данной теме.
Научно-методическое обеспечение имеет важнейшее значение для опережающего развития системы образования.
Нормативно – правовые обеспечение – это учет при разработке деятельности учащихся и педагогов конституции, законов и указов верховной власти и сферы непосредственного управления образования. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» разрабатывалась новая нормативно - правовая база деятельности дошкольных образовательных учреждений.
Материально- технические. В группе должна быть обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок дня, а так же особенности событий, праздников, мероприятий, организация предметно-пространственной среды. Покупка интерактивной доски, мультфильмы, картины, иллюстрации по теме «Уважительное отношение к детям и взрослым».
Информационные. Это создание электронных образовательных пособий по теме «Поступи правильно» с использование ИКТ в работе (посещение сайтов, с целью получения опыта других воспитателей), подборка журналов по теме, приобретение литературы на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу».
Организационные. К ним можно отнести само изменение в работе воспитателя в соответствии с разработанным проектом. Использование наиболее эффективных форм работы, улучшение предметно-развивающей среды, внедрение опыта воспитания семьи, активное включение родителей в педагогическую деятельность (приглашение их как специалистов). Профилактику нарушений в детско-родительских отношениях.
При воплощении данного проекта в жизнь предполагается, что воспитатель создаст методическую копилку, в которую включит название пособий, совместная деятельность воспитателя с детьми (игры-имитации, сюжетно-ролевые) по данной тему. Для решения поставленной проблемы, в методическую копилку была разработана электронная дидактическая игра.
- Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе
Тема пособия: «Поступи правильно (по стихотворению В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»)».
Возраст целевой группы: 5-6 лет
Цель пособия: закрепление знаний правил поведения.
Задачи пособия:
- расширение у ребенка представления о положительных и отрицательных поступках человека в повседневной жизни;
- развитие умения идентифицировать и давать нравственную оценку поступкам;
- воспитание уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Средства формирования у детей дошкольного возраста уважительного и чувства принадлежности к сообществу и детей и взрослых образовательной организации»
1.Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности. 2.Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.3. Описание новых образ...
«Система работы по формированию дошкольников уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых»
В дошкольной системе образования Россиии за последний период происходят значительные изменения, которые повышают требования к личностному и профессиональному развитию учителя. Дошкольные у...
Проектная работа Тема « Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу взрослых в организации»
Тема проекта: «Кто работает в детском саду»Возрастная группа: дети средней группы.Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, младший воспитатель, родители.Тип проекта: информационно – ...
консультация Формирование у детей дошкольного возраста уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине.
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, общес...
Цель: формирование у детей дошкольного возраста уважительного отношения к маме, умения выразить ей свою любовь словами и действиями. Задачи:1. Воспитывать уважительное отношение к маме, желание порадовать ее. 2.Знакомство детей с традицией празднования Дн
Консультация для родителей.«Скоро, скоро Новый год!Новый год - самый долгожданный праздник не только для детей, но и, я думаю, для нас с вами, взрослых уже людей. Все мы с теплом вспоминаем...
Фестиваль успешных педагогических практик по финансовой грамотности. Выступление по теме «Лэпбук как средство формирования у детей дошкольного возраста осознанного отношения к рекламе».
Фестиваль успешных педагогических практик по финансовой грамотности. Выступление по теме «Лэпбук как средство формирования у детей дошкольного возраста осознанного отношения к рекламе»....