Методика родительского собрания Ложникова Елизавета Викторовна
материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_rod.sobraniya.odt | 14.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика родительского собрания
Ложникова Елизавета Викторовна
План:
1Виды родительских собраний.
2.Условия успешного проведения родительского собрания.
3.Организационные формы проведения родительских собраний.
4.Методические рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания.
5.Основные этапы подготовки родительского собрания.
6.Проведение родительского собрания
7.Принципы проведения родительского собрания
8.Работа с родителями.
9.Изучение семей детей
10.Методы взаимодействия.
Виды родительских собраний.
- Организационные,на которых составляются и утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, распределяются мероприятия с участием родителей.
- Установочные (инструктивные), на котором родителей знакомят с изменениями, происходящими в жизни и деятельности детского коллектива, режиме его работы, воспитательно – образовательном процессе, нормативно- правовой базе.
- Знакомящие с аналитическими материалами из жизни дошкольного учреждения: с результатами педагогической диагностики, с итогами медицинских обследований, с результатами по заболеваемости и посещаемости и т.д.
- Консультативные, где обсуждаются те или иные общие (групповые) мероприятия, требующие совета, поддержки, одобрения родителей.
- Собрания, созываемые по поводу какой – либо чрезвычайной ситуации.
- Совместные с воспитанниками и родителями.
- Тематические, посвященные обсуждению наиболее актуальных и сложных вопросов воспитания, развития и образования воспитанников данной группы.
- Информационно – просветительские(как система психолого – педагогического просвещения, проводимого в разнообразных формах: собрания – конференции, лекции, психологические тренинги, ролевые игры по различным темам и проблемам воспитания и обучения).
- Собрания – диспуты,нацеленные на выявление и согласование различных точек зрения в сообществе родителей и педагогов.
- Собрания – практикумы, направленные на освоение родителями конкретных приемов и методов семейного воспитания, оказания помощи детям в деятельности по самообразованию и самовоспитанию.
- Связанные с оказанием помощи отдельным семьям и детям.
- Отчетные (итоговые), имеющие целью показать воспитательно – образовательный процесс как средство развития личности ребенка, обратить внимание родителей на положительные и отрицательные явления жизнедеятельности группы.
Условия успешного проведения родительского собрания:
- Уважать права родителей.
- Искреннее выражать чувства, уметь управлять ими.
- Внимательно и чутко относиться к эмоциональному состоянию родителей.
- Активно слушать родителей, предоставляя им возможность рассказать о трудностях, испытываемых в воспитании ребенка.
- Не торопиться с выводами и рекомендациями.
- Стремится к пониманию и совместному решению проблем.
Организационные формы проведения родительских собраний.
- Классическое – донесение информации до родителей (вопросы родителей – ответы воспитателя).
- Конференции.
- Собрание – консилиум – обсуждение актуальных тем со специалистами.
- Круглый стол – дискуссия с обязательным использованием рефлексивных приемов.
- Диспут.
- Групповая дискуссия – форма работы, предусматривающая спор, определение позиции по тому или иному вопросу.
- Мозговой штурм – активная форма повышения педагогической культуры родителей, предусматривающая генерацию идей по проблемам воспитания в семье.
- Встреча.
- Педагогическая мастерская.
- Совместное творчество детей и родителей.
- Собрание – студия – обучение на трех уровнях: теоретическом, практическом и технологическом.
- Творческое собрание, на котором дети демонстрируют родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т.д.
- Практикум.
- Тренинг.
- Организационно – деятельностная игра.
- Ролевая игра.
Методические рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания.
- Собрание организуются и проводятся не реже одного раза в квартал.
- Собрание должно начинаться в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться.
- Максимальная продолжительность – 1 – 1,5 часа (60 минут с родителями и 20 минут с участием детей).
- В начале учебного года, на первой встрече с родителями, важно определить день недели, время и согласовать примерную тематику встреч на учебный год (с кем они хотели встречаться, чью консультацию получить). Это можно выяснить с помощью анкетирования родителей. Утверждается план совместной работы с родителями на учебный год.
- Проведение родительского собрания требует от воспитателей тщательной подготовки, своего рода сценария, только в этом случае оно пройдет в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей. Помощь в подготовке и проведении собрания воспитателю могут в некоторых случаях оказать родительский комитет или отдельные активные родители.
- Как правило, родительское собрание состоит из двух частей: общей беседы (беседа, разбор конкретной ситуации, планирование дискуссии и т.д.) и индивидуальной (по запросам родителя). Обычно это консультации с участием нескольких родителей по интересующим вопросам.
- Основным методом проведения собрания должен стать – диалог. Только он даст возможность выслушать и обсудить другие мнения и предложения.
- Элементы коммуникации могут быть вербальными и невербальными. Впечатление о человеке складывается из множества разнообразных его черт. В значительной степени оно зависит от умения человека общаться невербально (интонация и тембр голоса; соблюдение дистанции, разделяющей говорящих; осанка; жесты; выражение лица; зрительный контакт; манеры, стиль одежды и т.п.)
- В общении с родителями воспитателю особенно важно обращать внимание на отдельные невербальные моменты, которые показывают отношение к нему участников родительского собрания. Это могут быть нервозное поведение, напряженное молчание, выразительные жесты или восклицания, зрительный контакт или его отсутствие.
- Готовясь к собранию, воспитатель может заранее попросить родителей заполнить анкеты, которые помогут составить более конкретное представление о том вопросе, который предлагается обсудить на родительском собрании.
Основные этапы подготовки родительского собрания.
- Выбор темы собрания.
- Определение целей родительского собрания.
- Определение вида, формы, этапов родительского собрания, способов и приемов совместной работы его участников.
- Изучение воспитателями и другими организаторами собрания научно – методической литературы по рассматриваемой проблеме.
- Разработка сценария собрания.
- Распределение обязанностей по подготовке родительского собрания.
- Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей.
- Приглашение родителей и других участников собраний.
- Изготовление оригинальных памяток с советами, плакатов по теме собрания.
- Подготовка конкурсов по теме собрания.
- Подготовка выставок по теме собрания.
- Запись на магнитофон ответов детей по теме собрания.
- Разработка проекта решения собрания, рекомендаций, памяток родителям.
- Приглашение сказочного героя на собрание (по мере необходимости).
- Проведение заседания родительского комитета (по мере необходимости).
- Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.
Проведение родительского собрания
Родительское собрание традиционно состоит из 3-х частей: вводной, основной и «разное».
Вводная часть
Призвана организовать родителей, создать атмосферу доброжелательности и доверия, сконцентрировать их внимание, замотивировать на совместное решение проблем. Это можно сделать путем сообщения темы, формы собрания или с помощью коротких игр и занятий. Можно создать определенный музыкальный фон: звуки гитары, фортепиано, магнитофонной записи, которые будут сопровождать слова ведущего.
Основная часть
Может быть разделена на два – три этапа. Как правило, эта часть начинается с выступления воспитателя группы, старшего воспитателя или других специалистов ДОУ, освещающих теоретические аспекты рассматриваемой проблемы. Сообщение должно быть коротким, так как к концу рабочего дня устойчивость внимания снижается.
Главное, чтобы родители не являлись только пассивными слушателями. Нужно задавать вопросы слушателям, приводить примеры из практики воспитания детей в семье и детском саду, анализировать педагогические ситуации, предлагать родителям просмотр видеофрагментов занятий с детьми, игр, прогулок.
Беседу лучше вести при мягком освещении. Переходы от одной ситуации к другой можно разделять короткой музыкальной паузой.
По возможности разбираемые ситуации лучше инсценировать.
Для иллюстраций своих идей и соображений использовать магнитофонные и видеозаписи, фотографии и интервью детей группы, схемы и графики, наглядно представленные тезисы и выступления. Все это будет способствовать лучшему восприятию темы собрания.
При проведении этой части собрания также можно использовать следующие методы: лекцию, дискуссию, конференцию, которые могут быть и отдельными формами работы с семьями воспитанников.
III Разное
Обсуждаются вопросы содержания ребенка в детском саду, проведения досуга, организации совместных мероприятий семьи и ДОУ. Рекомендуется заранее продумать несколько вариантов решения проблемы, которые будут предложены родителям для обсуждения, договориться с теми из них, кто сможет помочь, взять на себя ответственность и т.д. Часть вопросов нужно заранее решить с родительским комитетом.
По окончании собрания необходимо подвести итог встречи, перечислив принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксированные в протоколе.
Принципы проведения родительского собрания.
- Собрание проходит с равной активностью родителей и педагогов.
- Участие родителей оговаривается, разрабатывается сценарий взаимодействия с ними.
- Тематика собраний одинаково интересна организаторам и родителям, заранее известна всем.
- Собраний не должно быть слишком много, и они не должны быть слишком длинными.
- Организатор собрания должен владеть техникой обмена мнениями и применения полярных точек зрения.
- Решение, к которому приходит родительское собрание, - равноправный договор организатора и родителей, в котором указывается как родитель может проконтролировать выполнение педагогами своих обязанностей.
- Итоги собрания должны обсуждаться в педагогическом коллективе с целью выявления неудавшихся моментов и сильных сторон.
- Большое значение имеет принцип вариативности. Педагогам следует проводить не только классические родительские собрания, но и уметь использовать разные варианты, формы организации, методы и приемы.
Работа с родителями.
Организация взаимодействия с коллективом группы требует от педагога соблюдение определенных правил общения с семьями детей.
- Воспитатель в общении с каждой семьей должен быть искренен и уважителен;
- Общение с родителями ребенка должно служить не только во вред, а во благо ребенку;
- Изучение семей детей должно быть тактичным и объективным;
- Изучение семей детей должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.
Изучая семьи детей, педагог должен обратить внимания на следующую информацию о семье ребенка:
- общее сведения о родителях или людях, их заменяющих;
- жилищные условия и семьи и ее материальная обеспеченность;
- образовательный уровень семьи, интересы родителей к детскому саду и к жизни ребенка в детском саду;
- уровень педагогической культуры родителей;
- авторитарность семьи в глазах ребенка;
- степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка:
- семейные традиции, обычаи и ритуалы;
- положение ребенка в семье (благоприятное, неблагоприятное);
- воспитательные возможности семьи.
Методы взаимодействия.
Групповая дискуссия, повышающая психолого – педагогическую грамотность родителей, позволяющая выявить индивидуальные приемы воспитания. По мере развертывания дискуссии в нее можно включить элементы проигрывания ситуаций.
Видеокоррекция. Участники просматривают видеозаписи проблемных ситуаций с участием родителя и ребенка, родителя и педагога, педагога и ребенка, а затем анализируют увиденное и пытаются найти решение.
Игра, с помощью которой можно моделировать и воспроизводить проблемные ситуации, выявленные в ходе дискуссии.
Совместные действия – выполнение заданий педагогом и родителей с дальнейшим самоанализом.
Конструктивный спор, помогающий сравнивать различные точки зрения на воспитание детей, обучающий выслушивать мнение других участников встречи, выбирать наиболее эффективные и рациональные подходы к решению проблем на основе сотрудничества.
Вербальные дискуссии, воспитывающая культуру диалога в семье и обществе, вырабатывающая умение аргументировать свои доводы, учитывая аргументы оппонентам, в том числе и собственного ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание Тема: «Игрушки для детей » Младшая группа Воспитатель Быченко Наталья Викторовна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин
Родительское собраниеТема: «Игрушки для детей »Младшая группаВоспитатель Быченко Наталья ВикторовнаМАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин...
"Родительское собрание и методика его проведения в подготовительной группе".
Родительское собрание в подготовительной группе является одной из важнейших форм взаимодействия родителей и воспитателей, средством повышения эффективности учебно - воспитатель...
родительское собрание по знакомству с методикой обучения чтению по технологии Н.А.Зайцева
Данное собрание знакомит родителей на практике с методикой обучения по технологии Н.А.Зайцева...
Методика проведения родительского собрания
Качество проведения родительских собраний зависит от выбора темы, которая должна основываться на работе конкретной группы, конкретности материала. При подготовке к собранию необходимо учитывать следую...
Методика проведения родительского собрания
Методика проведения родительского собрания...
Методика проведения родительского собрания на тему: "Вся семья вместе, так и душа на месте".
Собрание-встеча для родителей старшей группы. Заинтересовать родителей изучением истории происхождения своей семьи, обобщить знания для обмена семейным опытом в формировании семейных традиций.Поп...
План профессионального самообразования воспитателя Фриккель Елизаветы Викторовны на тему: «Создание педагогических условий для развития ловкости детей старшего дошкольного возраста с использованием подвижных игр и игровых упражнений с мячом»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12 г. Калининска Саратовской области» Планпрофессионального самообразования воспита...