"Родительское собрание и методика его проведения в подготовительной группе".
консультация (подготовительная группа) на тему
Родительское собрание в подготовительной группе является одной из важнейших форм взаимодействия родителей и воспитателей, средством повышения эффективности учебно - воспитательного процесса и его оптимизации. Для того, чтобы родительское собрание в ДОУ выполняло свою роль, необходимо его правильно подготовить и провести
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_i_metodika_ego_provedeniya.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Г. Коломна .
Подготовила воспитатель: Кораблинова Е.В.
Сообщение на тему: "Родительское собрание и методика его проведения в подготовительной группе".
Актуальность. Родительское собрание в подготовительной группе является одной из важнейших форм взаимодействия родителей и воспитателей, средством повышения эффективности учебно - воспитательного процесса и его оптимизации.
К функциям родительского собрания в подготовительной группе ДОУ можно отнести следующие:
- ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса в ДОУ(характеристика используемых воспитательных и учебных программ, методики развития детей, подготовки детей к обучению в школе, рассказ о проводимых мероприятиях, совместное планирование утренников и т.п.);
- психолого-педагогическое просвещение пап и мам, которое может выражаться в информировании родителей об особенностях конкретного возраста, условиях успешного взаимодействия с детьми и т.д.;
- вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (утренники, конкурсы, экскурсии, походы и т.п.);
- совместное решение организационных вопросов (питания, дисциплины и т.д.)
Родительское собрание в ДОУ и методика его проведения
Для того, чтобы родительское собрание в ДОУ выполняло свою роль, необходимо его правильно подготовить и провести. Многие родители жалуются на то, что в современном детском саду на собраниях воспитатели обсуждают лишь организационные и материально- технические вопросы.
Выбор вида и формы родительского собрания зависит от его тематики и поставленных целей.
Среди видов можно выделить [2, с. 120]:
- организационные (посвященные, например, предстоящему праздничному утреннику);
- собрания по плану психолого-педагогического просвещения (например, лекция с привлечением психолога об условиях успешного общения родителей с дошкольниками);
- тематические;
- собрания-диспуты по актуальным проблемам воспитательного процесса;
- итоговые (переход старших дошкольников из ДОУ в начальную школу).
Тематика родительских собраний обычно определяется воспитателями совместно с методистами ДОУ и может обсуждаться на родительском комитете.
Родительские собрания так же можно разделить на [2, с. 121]:
- совместные собрания родителей с ДОУ;
- собрания родителей из групп детей одного возраста;
- родительские собрания в группе
Общие родительские собрания в ДОУ проводятся обычно реже, чем собрания в группе, раз – два в год, и то в случае необходимости. Пап и мам знакомят с новыми уставными документами ДОУ, нормативными актами в сфере воспитания и образования, с основными направлениями, задачами и итогами работы определённого воспитательного заведения. Цель: знакомство с нормативно-правовыми документами о ДОУ, основными направлениями, задачами, итогами работы.
Общие родительские собрания в ДОУ проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы ДОУ за определенный период времени. На них выступают заведующий ДОУ, методисты, психологи, отчитывается о работе родительский комитет. Например, учебное заведение прошло аттестацию и хочет познакомить коллектив родителей с достигнутыми результатами.
Общее родительское собрание можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье. Так, в конце года возможно награждение семей с положительным опытом воспитания детей.
Собрание родителей из групп одинаковой возрастной параллели может проводиться в случае необходимости обсуждения важнейшей проблемы, вопроса, который касается только проблем детей определённого возраста (например, собрание родителей выпускных групп, пап и мам будущих первоклассников).
Родительские собрания в группе организуются несколько раз в год. На них обсуждаются важнейшие задачи учебно-воспитательной работы в данной группе, проводится планирование воспитательной работы, определяются способы и методы эффективного сотрудничества семьи и ДОУ, подводятся итоги выполненной работы.
Цель родительского собрания: обсуждение задач учебно - воспитательной работы в группе, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и детского сада, рассмотрение актуальных педагогических проблем.
Такие родительские собрания проводятся один раз в квартал, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются достижения детей в области воспитания, общего развития и обучения, характеризуются их возможности, степень продвижения группы в различных видах деятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов, разговор на собрании должен идти не о минусах или недостатках конкретных детей, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации, о положительных моментах воспитательной и образовательной деятельности в ДОУ. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ детей, их достижений в различных видах деятельности.
Тематика и методика проведения собрания должны учитывать возрастные особенности детей, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед дошкольными образовательными учреждениями.
Собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи их детей. На нём проводится анализ возможностей детей, их творческих достижений, демонстрация этих достижений (выставки работ).
Разговор может и должен идти не об ошибках, а о качестве знаний учащихся, осуждение личности ребёнка не допускается.
Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: тренинги, дискуссии и т.д.
При подготовке и проведении родительского собрания надо учитывать ряд важных положений [1, с. 85]:
- атмосферу сотрудничества семьи и ДОУ;
- интонацию собрания (советуем, размышляем вместе);
- профессиональный уровень воспитателя - знания, компетентность (знания о жизни каждого ребёнка не только в детском саду, но и за его пределами, представление об уровне их потребностей, состоянии здоровья, отношений в детском коллективе);
- добрые, доверительные отношения (доброжелательность, взаимопонимание);
- главными показателями эффективности родительского собрания являются: активное участие родителей, обсуждение поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, советы и рекомендации.
Подготовка к родительскому собранию начинается с определения его тематики. Необходимые темы нередко сообщаются администрацией, определяются самостоятельно воспитателями по рекомендации методистов ДОУ, предлагаются родителями. Очень важно посоветоваться с родителями детей относительно того, какие вопросы и проблемы их интересуют.
Далее следует определить форму проведения собрания и его содержание – возможно, даже написать кратко конспект с изложением информации, которую надо довести до сведения родителей.
Нередко родительские собрания сводятся к монологу воспитателя, однако следует активно вовлекать родителей в обсуждение проблем учебно-воспитательного и организационного характера. Собрания могут проводиться в форме лекции (в роли лектора – педагог, психолог, врач), дискуссии, работы по группам для обсуждения важнейших вопросов работы и т.д. Чаще всего используется традиционная форма проведения родительских собраний – выступление воспитателей группы с последующими ответами на вопросы родителей.
План проведения собрания можно почерпнуть из психолого – педагогических книг, газет и журналов, общения с детьми, родителями, администрацией.
Cледует заранее договориться со специалистами, которые помогут вам провести собрание – методистами, психологом, медицинскими работниками. Очень хорошо, если удастся привлечь к подготовке собрания родителей. Если в планах стоит выступление родителей, необходимо хотя бы в общих чертах обговорить основные тезисы, направления выступления.
Определившись с тематикой, формой проведения и содержанием собрания, необходимо подготовить средства – иллюстрации, документы, нормативные акты, разработанные для данного ДОУ и т.д. Важно так же установить время проведения собрания и подготовить для его проведения помещение, позаботившись о его чистоте, проветривании и обеспечении мест для всех участников.
Информация о времени и месте проведения собрания должна быть донесена до родителей заблаговременно. В обязанности воспитателя ДОУ входит индивидуальное информирование каждого родителя о родительском собрании. Заблаговременное оповещение позволит родителям скорректировать свои планы на вечер и найти время для посещения родительского собрания.
Основное выступление на собрании не должно занимать много времени – вечером после работы большинство родителей вряд ли адекватно его воспримут. Необходимо иметь четкий план проведения собрания – после выступления выделить время на вопросы родителей, обсуждение иных тем. Желательно о проделках отдельных детей сообщать их родителям в индивидуальном порядке (например, в разговоре после общего собрания).
Чтобы родители были с самого начала хорошим помощниками детского сада , их надо активно подключать к решению актуальных вопросов учебно-воспитательного процесса, вовлекать в совместную с детьми познавательную и развивающую деятельность. Родительский комитет, избранный на родительских собраниях, – важная опора воспитателя. Многие вопросы помогут решить именно члены родительского комитета. На собрании после обсуждения организационных моментов (питания, финансово – материальных аспектов организации различных мероприятий, подготовки к выпускному вечеру и т.п.) надо сразу определить степень и формы участия родителей в решении данных проблем.
Воспитателю не следует забывать, что родительское собрание, на котором происходит его личная встреча с родителями его подопечных – важное средство формирования мнения пап и мам ДОУ и воспитателях, которым они доверяют свое чадо. К собранию следует тщательно готовиться, продумывая основательно его методику и содержание.
Главными воспитателями своих детей являются родители.
Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Но, как писал А.С. Макаренко “семьи бывают хорошие и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает как следует нам нельзя, говорить, что семья может воспитывать как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание”.
И сегодня, современным родителям необходима помощь, ибо отсутствие знаний по психологии и педагогике ведут к ошибкам, непониманию, а значит, - к безрезультативности воспитания. Поэтому основные усилия педагогического коллектива в ДОУ должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей.
Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание. Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности детей, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед ДОУ.
Каким родительское собрание должно быть сегодня? Нетрадиционным! Это значит, на родительских собраниях используются такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрои на доброжелательный, откровенный и деловой разговор. Вот уже более пяти лет в дошкольных образовательных учреждениях нашей области используется нетрадиционная методика проведения родительских собраний, которая повысила интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличила явку (многие стали посещать собрания семьями), активизировало родителей на решение проблем воспитания. [1, с. 185]
Основные этапы подготовки родительского собрания
I. Анкетирование родителей по теме собрания.
Анкеты заполняются дома, до собрания и их результаты используются в ходе его проведения.
II. Изготовление приглашений каждой семье в виде аппликаций, конструкций с учетом темы собрания.
Важно, чтобы в изготовлении приглашений-секретов для родителей принимали участие дети.
Приглашения раздаются за неделю до собрания.
III. Изготовление оригинальных памяток с советами на тему собрания.
Содержание памяток должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.
IV Подготовка конкурсов, выставок по теме собрания.
В конкурсах участвуют дети и родители.
Воспитатель знакомит родителей с образцами работ.
Все работы выставляются до начала собрания.
Лучшую работу выбирают родители. Победителю вручается приз.
V Запись ответов детей по теме собрания ни магнитофон.
VI Приглашение сказочного героя на собрание.
VII Написание плакатов по теме собрания.
VIII Проведение заседания родительского комитента за месяц до собрания.
Необходимо также распределить обязанности по следующим направлениям:
- ответственный за музыкальное оформление;
- ответственный за организацию конкурса;
- ответственный за проведение рейдов проверки;
- ответственный за оформление группы и столов.
- Хорошо, если до начала собрания звучит музыка.
На столах, расставленных по кругу, необходимо выставить карточки с именами, отчествами родителей, конверты с цветограммами, памятки, фишки красного, желтого, синего цветов, а также - карандаши, работы детей по лепке, рисованию, аппликации.
На столе у воспитателя: магнитофон, настольная лампа или подсвечник со свечами, материалы для проведения собрания.
Время проведения собрания — 1 час. (40 мин. с родителями и 20 мин. с участием детей).
Основные этапы проведения родительского собрания:
I. Вступление.
Музыкальный фон: звуки гитары, фортепиано, магнитофонной записи сопровождают слова ведущего.
Вступление короткое, эмоциональное, настраивающее на тему предстоящего разговора.
II. Дискуссия.
Важно, чтобы ведущий не затягивал беседу, не рассматривал большое количество вопросов и ситуации, не просил обязательно всех присутствующих высказать свое мнение по вопросу, а спрашивал не более 3-4 человек.
Не следует упрекать и поучать родителей.
Чаще нужно использовать в качестве примеров моменты из жизни детей.
Рассказывая о нежелательных поступках детей, не надо называть их фамилии.
Беседу лучше вести при мягком освещении.
Переходы от одной ситуации к другой можно разделять короткой музыкальной паузой.
Разбираемые ситуации по возможности лучше инсценировать.
III. Магнитофонные записи.
Включаются на разных этапах собрания.
IV. Самоанализ.
Воспитатель группы зачитывает пункты из общепризнанных правил воспитания. Если в семье выполняется данное правило, то родители выставляют на столе фишку красного цвета, если не всегда - желтого, не выполняется - синего. Количество фишек не подсчитывается. Подытоживая этот этап, педагогу следует подчеркнуть значимость этих правил и выразить надежду, что все родители будут ими руководствоваться.
V. Практическая часть.
Выполнение практических заданий всеми родителями (изготовление гирлянд, игрушек, сервировка стола, разучивание точечного массажа, гимнастика для глаз и др.) соответственно теме собрания.
VI. Вручение призов, грамот, медалей за активное участие родите лей в жизни группы, успехи в воспитании детей.
VII. “Острое блюдо”.
Короткие вопросы по теме собрания, вложенные в перечницы, раздаются родителям под музыку. И дается время для ответа (1-3 минуты). Отвечают по желанию, т.е. если вопрос достался родителю, не желающему отвечать на него, то он вправе передать вопрос дальше.
VIII. Высказывания великих людей — в теме собрания.
На каждом столе лежат карточки с пословицами, четверостишиями, высказываниями великих людей в соответствии с темой собрания. Под музыку карточки передаются по кругу. Таким образом, родители знакомятся с содержанием каждой карточки.
IX. Работа с памятками.
Родителям предлагается прочитать тексты памяток и выделить из них те пункты и советы, которые используются ими на практике и дают положительные результаты. После этого проводится обсуждение темы, во время которого родители высказывают свое мнение по данному вопросу и раскрывают свой опыт перед другими.
Х. Инсценирование фрагментов из практики воспитания детей как положительного, так и отрицательного характера.
XI. Характеристика на детей “Ваши дети - наше мнение”. Каждому родителю важно и интересно мнение других о его ребенке. Задача педагога здесь - выдержать доброжелательный тон беседы.
XII. Конкурс на лучшее название.
Родителям предлагается подписать рисунок, ведущая зачитывает вслух ответы. Самому остроумному вручается приз.
XIII. ОКНО - очень короткие новости.
Педагог знакомит родителей с новыми сведениями науки в области педагогики и психологии по вопросам воспитания детей.
XIV. Слово - эстафета.
Родители должны продолжать начатое ведущей предложение (“Мой ребенок будет успешно учиться, если я…”). Для большей организованности лучше, если при этом родители будут передавать друг другу какой-нибудь предмет.
XV. Подведение итогов.
Здесь же следует определить тему следующего собрания, сроки его проведения и запланировать участие родителей в его подготовке.
XVI. Заключительный этап собрания.
Совместная работа родителей с детьми, выполнение практических заданий, конкурсы с участием сказочных героев, как положительного, так и отрицательного характера.
Чаепитие, дегустация овощей, фруктов, выращенного урожая, целебных чаев, витаминных конфет, коктейлей.
Чтобы узнать, насколько темы и содержание родительских собрании отвечают требованиям семьи, родителям можно предложить анкету.
Примерная анкета для родителей приведена в Приложении 1.
Каков же результат многолетней работы в системе педагогического просвещения родителей? Анкетирование, которое неоднократно проводилось показало:
- Прийти на собрание в ДОУ, родителей побуждают следующие мотивы: интерес к теме, уважение к воспитателям, текст приглашения или они приходят для душевного успокоения?
- Родители почти единогласно пришли к мнению, что подобные собрания нужно посещать всей семьей. Почему? Они сами и ответили для выработки единых требований в воспитании, для полного представления всех членов семьи о воспитательном процессе. Такие собрания помогают им разобраться во многих вопросах, на которые они сами затрудняются ответить.
Это и есть подтверждение тому, что данная методика себя полностью оправдывает и достойна более широкого применения. [3, с. 110]
Существует несколько секретов успешного проведения родительского собрания в дошкольном образовательном учреждении. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших воспитанников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т.п.
Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся детей вашей группы, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.
Особое внимание обратите на размещение родителей в помещении группы. Например, можно расставить стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.
Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.
Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например: снимать верхнюю одежду обязательно; не допускается молчания при обсуждении проблемы; отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и т.д. Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.
В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.
Сделать общение на собрании непринужденным и откровенным может помочь чашка чая. При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета школы.
Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.
Список использованной литературы
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ: Методическое пособие. – М.: Айрис Пресс, 2008
- Зенина Т.Н. Родительские собрания в детском саду: Учебно-методическое пособие. – М.: Знание, 2007.
- Иванова Т.В. Родительские собрания. Старшая и подготовительная группы. – М.: Корифей, 2007.
Анкета для родителей
Уважаемые родители! Ваши искренние ответы на вопросы анкеты помогут нам лучше увидеть положительные и отрицательные стороны проведенного родительского собрания. Нам очень хочется с учетом Ваших интересов, запросов, мнений улучшить качество их проведения. I. Что побудило Вас прийти на родительское собрание; (нужное подчеркнуть). 1. Ваша дисциплинированность. 2. Интерес к поднятой теме. 3. Просьба ребенка. 4. Уважение к учителю. 5. Текст приглашения. 6. Возможное душевное успокоение после собрания. 7. Любопытство. 8. Личное участие в подготовке к собранию. 9. Совместное с ребенком участие в конкурсе. 10. Настойчивые требования родственников. 11. Неоднократные приглашения учителей. 12. Не знаю. II. Как Вы считаете, есть ли необходимость посещения таких собрании всей семьей? Почему? III. Как по вашему был ли вызван интерес у детей к родительскому собранию в ходе его подготовки? IV. Что Вам больше всего понравилось в процессе подготовки к родительскому собранию? (Нужное подчеркнуть). 1. Подготовка к конкурсу с участием детей и взрослых. 2. Дни открытых дверей. 3. Анкетирование по теме собрания. V. Пожалуйста оцените, насколько Вам понравилась та или иная часть собрания в баллах: довольны — 3, частично довольны — 2, не довольны — 0. 1. Вступительная часть — 2. Дискуссия — 3. Магнитофонные записи с выступлениями детей — 4. Музыкальное оформление — 5. Работа с памяткой — 6. Рубрика “Ваши дети - наше мнение” — 7. Слово - эстафета — 8. Конкурс на лучшее название — 9. ОКНО - очень короткие новости — 10. Работа с фишками — 11. Участие детей в собрании — VI. Было ли у Вас желание участвовать в дискуссии, разговоре? Почему? VII. Ваши предложения, дополнения пожелания по вопросам подготовки и проведения этого собрания. Благодарим Вас за помощь! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка план конспект родительского собрания "Здоровый образ жизни. Нужные советы" подготовительная группа
квн для детей и родителей "Дерево здоровья"...
Методическая разработка план конспект родительского собрания "Здоровый образ жизни. Нужные советы" подготовительная группа
квн для детей и родителей "Дерево здоровья"...
Родительское собрание в форме деловой игры в подготовительной группе
В материале даны практические рекоендации по формированию грамматического строя речи старших дошкольников....
План-конспект родительского собрания по физическому развитию детей в подготовительной группе Тема: «Забота о здоровье»
Цель: формирование у родителей устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья своих детей.Задачи: Повысить уровень знаний родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоров...
План-конспект родительского собрания по физическому развитию детей в подготовительной группе Тема: «Забота о здоровье»
Цель: формирование у родителей устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья своих детей.Задачи: Повысить уровень знаний родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоров...
Родительское собрание в начале учебного года в подготовительной группе
Родительское собрание...
Конспект родительского собрания "Развитие творческих способностей у дошкольников" подготовительная группа
Семинар - практикум для родителей по нетрадиционным видам аппликации...