"Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте"
статья

Чмелева Марина Антоновна

Рассмотрены основные характеристики развития сюжетно-ролевой игры, как ведущего .вида деятельности детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon syuzhetno-rolevaya_igra_v_doshkolnom_vozraste.doc663 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно – ролевая игра в

дошкольном возрасте


«Самые любимые, самые нужные детям игры»

                                         (Н.К. Крупская)

C:\Users\Марина\Desktop\3\3.jpg  C:\Users\Марина\Desktop\1\21.jpg                                     


Сюжетно-ролевая игра – это исторически возникший вид деятельности детей , который заключается в отражении действий взрослых и отношений между ними.

Сюжетно – ролевая игра появляется в конце третьего года жизни и является самостоятельным видом игры.


Отличие от других игр:

  • создаются детьми
  • носят самостоятельный творческий характер
  • бывают длительные или кратковременные
  • носят коллективный характер

Условия развития:

  • Наличие у детей знаний, впечатлений об окружающей жизни
  • Общение с взрослыми и более старшими детьми
  • Наличие игровых навыков и умений
  • Наличие места в режиме дня
  • Игровое пространство
  • Наличие игрушек и атрибутов

Роль воспитателя в развитии игры:

  • Используя косвенные приёмы, дать детям знания об окружающем
  • Участие воспитателя в игре как партнёра (второстепенные роли)
  • Обучение детей игре: игровые действия, игровое общение, сюжетосложение

 

Решающие моменты в игре

Задачи воспитателя

Выбор игры

  • Помочь выбрать интересную игру.
  • Развивать игровые интересы.
  • Помочь детям объединиться в коллектив.

Процесс игры

  • Тактичное ролевое участие в игре
  • Показ новых игровых действий

Окончание игры

  • «Обсуждение» игры
  • Анализ взаимодействия детей
  • Советы

Компоненты сюжетно – ролевой игры:

                           

                     

     

Сюжет игры  - это сфера деятельности, которая воспроизводится детьми, отражение определённых действий, событий из жизни и деятельности окружающих.

               

Сюжет реализуется через содержание.

Содержание это цепочка взаимосвязанных действий и отношений, объединённых участниками игры.

Роль игровая позиция, ребёнок отождествляет себя с каким – либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже.

                                                                                                                                           


Игровые действия – имитация движений.                                   Составляют содержание игры. Формируется в раннем возрасте.


Речевое общение – сопровождает игровые действия.

Слово выполняет заменяющую функцию:

  • недостающие предметы
  • ситуации
  • регулирует взаимоотношение в игре (реальные, игровые)

 


Воображаемая ситуация  - замена действительности:

  • время действия
  • место действия
  • взрослость

Правила:

  • открытые
  • зависят от играющих
  • регулируются реальностью жизни

Этапы становления коллективной игры


Самостоятельность детей

                                                                                                                                           

                                                                                                                         

       

       

   

     

     

   

   

   

     

   

   

Приёмы работы воспитателя в игре

Косвенные

(до игры, после игры)

Прямые

(прямо в игре)

  • Обогащение знаний (экскурсия, рассматривание иллюстраций, беседы, чтение, дидактические игры)
  • Внесение игрушек.      Создание игровой обстановки.
  • Игры – занятия по темам будущих самостоятельных игр детей
  • Обучение действиям с предметами
  • Изготовление и внесение атрибутов
  • Оценка игры
  • Ролевое участие (второстепенное или параллельное)
  • Участие в сговоре
  • Совет по ходу игры
  • Помощь детям в игре
  • Разъяснение
  • Предложение новой темы игры

Особенности развития игры в дошкольном возрасте

Младший возраст:

  • Игра идёт от игрушки
  • Нет подготовительного этапа игры
  • Ребёнок не задумывается, во что хочет играть
  • Играют по 2 – 3 человека
  • Основа игры – повторные действия
  • Длительность 10 минут
  • Ссора из-за игрушек

Средний возраст:

  • Период рассвета сюжетно – ролевой игры
  • Главное – роль
  • Основа – короткий сюжет (время от 30 минут, объединяются до 6 детей)
  • Началом игры является игрушка
  • В игре несколько действий
  • Игры прерываются из-за того, что у детей недостаточно знаний

Старший возраст:

  • Темы разнообразные
  • Игра идёт от замысла
  • Конфликты из-за правил
  • Чётко выражен сговор на игру
  • Игры носят коллективный характер
  • Точного плана нет (обыгрывают, импровизируют)
  • В ролях передают не только действие, но и характер действующего лица
  • Повышенные требования к реальному отбору действительности

Вывод:

  • Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте.
  • Сюжетно-ролевая игра – наиболее сложный вид деятельности с которым сталкивается воспитатель.
  • Игра – самостоятельная, личная деятельность детей, а не занятие. Следовательно нельзя навязывать своё руководство.
  • Можно педагогически содействовать развитию игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности сюжетно-ролевых игр детей младшего дошкольного возраста

    Сюжетно-ролевая игра в разных возрастных группах имеет свои характерные  особенности...

"Организация сюжетно-ролевой игровой деятельности детей дошкольного возраста"

"Играя, дети учатся, прежде всего, развлекаться, а это одно из самых полезных занятий на свете"Эрих Фромм...

«Планирование сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста в детском саду. Октябрь.»

Подготовила воспитатель детей группы раннего возраста МДОУ № 30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Планирование сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста в детс...

Содержание сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста (картотека)

Содержание сюжетно-ролевых игр детей  старшего дошкольного возраста (картотека)...

Алгоритм сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте. Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Алгоритм сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте. Сюжетно-ролевая игра «Семья». Рекомендации Беседы: «Моя семья», «Кем работает папа, мама», «Моя родословная», «Традиция Вашей семьи», «Ка...

Программно – методический материал на тему "ОРГАНИЗАЦИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬЕ"

ОРГАНИЗАЦИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬЕ...