конспект занятия"Русский национальный костюм"
план-конспект занятия (средняя группа)
Приобщение дошкольников к народной культуре
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_-russkiy_narodnyy_kostyum.docx | 27.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
Открытого интегрированного занятия
в старшей группе на тему:
« Русский национальный костюм»
Цели: Приобщать дошкольников к истории национальной культуры .
Задачи:
Образовательные: Закрепить знания детей о русском национальном костюме, о значении деталей костюма. Продолжать формировать умение вести диалог между воспитателем и детьми; побуждать детей интересоваться смыслом новых слов.
Развивающие: Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к народному искусству.
Воспитательные: Воспитывать уважительное отношение к труду народных умельцев, национальную гордость за мастерство русского народа.
Словарная работа: Прошлое ,орнамент, подол, оберег, набойка, киянка.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие
Методы и приемы: использование наглядности, художественного слова; проблемные вопросы; рассматривание изделий народных костюмов; подведение итогов.
Ход НОД:
Воспитатель:
--Здравствуйте, гости дорогие! Мы рады вас видеть у себя в гостях.
-Ребята, давайте подарит нашим гостям ваши улыбки.
Пусть наша добрая улыбка (руки прикасаются к уголкам губ)
Согреет всех своим теплом, (руки прикладываются к сердцу)
Напомнит нам, как важно в жизни
(руки вперед, пальцы, как солнечные лучи)
Делиться счастьем и добром. (руки в стороны)
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Тогда мы с вами отправимся в далекое прошлое. Подумайте, что такое - прошлое?
- Ребята, а возможно человеку оказаться в прошлом? (нет)
-Почему вы так думаете? (Время движется в одну сторону, назад его повернуть нельзя).
-А что нам может помочь вернуться в прошлое?
(рассуждение детей)
-Посмотрите, какой красивый старинный сундучок. Он то и поможет нам!
-Сундучок открывается, путешествие начинается!
Воспитатель:
-Посмотрите, ребята, а сундучок то не пустой. (Достает куклу в русском костюме)
-Какая необычная гостья, какой интересный у нее наряд! Подумайте, когда носили такую одежду?
-Как называется такой костюм? ( Русский народный костюм.)
-А вы знаете из чего состоит женский русский народный костюм?
(Сорочка, сарафан, душегрея, кокошник, ленточка)
- Какие главные части мужской одежды? (Показ картинки). Поверх рубахи и портов надевали верхнюю одежду, например кафтаны.
-Вы заметили, какой интересный узор вышит на одежде? Он называется орнаментом.. По народному поверью вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом, значит, оберегала, защищала. В орнаменте каждый элемент имеет определенный смысл.
Например: (показ и рассматривание иллюстраций) знак солнца. Что оно дарит людям? (тепло, добро). Поэтому и сам знак обозначает плодородие, счастье, благополучие. На что похож этот знак? (на волны, на реку). Это знак воды. Ручеек журчит и веселит нас, несет радость, веселье. Другой знак - засеянное поле. Он приносит счастье, богатство, достаток.
Каждый цвет в одежде обозначает что-то свое: красный - благополучие, хорошую жизнь, желтый - тепло и ласку; синий - радость; черный - богатство.
Воспитатель: Посмотрите и в костюме нашей гостьи есть эти цвета. (Рассматривают костюм)
Вышивкой занимались с детства девицы.
Были к замужеству все — мастерицы.
Тонкий узор выводила рука:
Волнистая линия — это река.
Крест — огонь, а полоска — земля.
Квадрат с точками внутри — засеянные поля.
Наши русские узоры Не стареют сотни лет.
В красоте, в таланте русском
Весь скрывается секрет!
Воспитатель: Обратите внимание, в каких местах украшалась одежда?
(По краю рукава, подола, воротника.) (Подол - нижняя часть одежды)
Воспитатель: Вот, видите, оказывается, наши предки были большими мастерами и умельцами, потому что они делали все своими руками. Вот и мы с вами покажем, как умеем трудиться.
- Как говорили наши предки - «Делу время, потехе час». (физминутка)
Воспитатель:
- Ну, вот отдохнули, а теперь хотите сами создать оберег на одежде?.
-Тогда возьмите понравившийся вам вид одежды, на который вам необходимо будет нанести оберег. На какую часть одежды мы будем наносить обереги? (Подол, края рукава, ворот.)
Воспитатель: Наносить узоры мы свами будем необычным способом. С помощью набивных печатных узоров. Этот вид художественной росписи тканей называется - набойка. Для набойки изготавливали деревянные формы-штампы с узором. Изготовление таких форм — особое искусство резчика. (показ и рассматривание иллюстраций) При набивке на ткань накладывали покрытую краской форму и ударяли по ней специальным молотком киянкой. Отсюда и название «набойка», «набивка».
Мы с вами будем использовать заготовки штампов, предварительно окуная их в краску и прижимая к ткани. Каждый из вас создаст свой неповторимый оберег!
( Дети садятся за рабочие столы, на которых находятся трафареты народного костюма, краски, штампы, , набивают орнамент. В ходе практической деятельности звучит русская народная мелодия)
Воспитатель:- Молодцы, ребята, давайте посмотрим, какие узоры у вас получились. (Ребята встают и осматривают работы.)
Воспитатель: Недаром в народе говорили: « Дело мастера боится». Вот такими добрыми мастерами сегодня были вы.
Воспитатель: Наше занятие подошло к концу. Что нового вы узнали о русском костюме? (Ответы детей). Что вам (не) понравилось на занятии? Мне сегодня очень понравилось, как вы справились с заданием!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Русский народный костюм"
Пословицы о труде, игра " Золотые ворота"....
Конспект занятия "Поэзия национального костюма"
Дошкольное отделение МБОУ "СШ №40 Конспект занятияпо непосредственно-образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"(Раздел: "Аппликация") по теме: "Поэзия национального ...
Открытое занятие "Русский национальный костюм"
Рассказ детям о жизни людей на Руси в давние времена, вызвать интерес к историческому прошлому России....
Конспект интегрированного музыкального занятия "Русский национальный костюм"
Данная разработка может использоваться педагогами ДОУ в целях ознакомления с русским народным костюмом...
Конспект занятия «Грузинский национальный костюм»
Конспект занятия по формированию целостной картины мира, в рамках проекта "Азбука в России"...
цикл занятий русский национальный костюм
цикл занятий по приобщению детей к русской культуре...
Конспект занятия "Мордовский национальный костюм мокшан и эрзян"
Закрепление знаний детей о родном крае, культуре, народном творчестве....