Реализация проекта «Одаренный ребенок. Шахматы детям в МБДОУ «ЦРР – детский сад «Радуга»
материал

 Кравцова Елена Петровна

Реализация республиканского проекта "Выявление задатков одаренности у детей дошкольного возраста" и реализация республиканского проекта "Шахматы-детям"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад «Радуга» МО Алданский район РС (Я)

678940, Республика Саха (Якутия), Алданский район, п. Нижний Куранах, Школьная,29

Тел/факс 8 (41145) 62 -1-52,

E-mail: raduga.detsckiisad2012@yandex.ru

                                                                                                 

                             

Доклад на тему:

«Использование образовательных модулей в воспитательно – образовательном процессе»

                                                                                    Составила:

                                                                                    Заведующая   Кравцова Е.П.

                                                                                                       

   

п. Нижний Куранах

Май 2019 г.

«Использование образовательных модулей в воспитательно – образовательном процессе»

Послание Президента Федеральному Собранию 1 марта 2018 года

«Сегодня важнейшим конкурентным преимуществом являются знания, технологии, компетенции. Это ключ к настоящему прорыву, к повышению качества жизни. В кратчайшие сроки нам необходимо разработать передовую законодательную базу, снять все барьеры для разработки и широкого применения робототехники, искусственного интеллекта, беспилотного транспорта, электронной торговли, технологий обработки больших данных».

Нужно переходить и к принципиально новым, в том числе индивидуальным технологиям обучения, уже с ранних лет, прививать готовность к изменениям, к творческому поиску, учить работе в команде, что очень важно в современном мире, навыкам жизни в цифровую эпоху».

В.В. Путин

Данные слова подчеркивают преимущества парциальной модульной программы развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно – техническое творчество как раз соответствует требованиям.

В рамках реализации Республиканского проекта «STEM – образование» сегодня организован для Вас, уважаемые коллеги семинар – практикум «STEM – образование детей дошкольного возраста в образовательной деятельности в МБДОУ «ЦРР – детский сад «Радуга». Полноценное планомерное обучение, включающее в себя изучение естественных наук совокупно с инжинерией, технологией и математикой, представляет собой STEM – образование. По сути, это учебный план, который спроектирован на основе идеи обучения воспитанников, с применением интегрированного, системно - деятельностного подхода.

Главной целью применения этой программы в нашем дошкольном учреждении является пропедевтика инженерного мышления, развитие интеллектуальных способностей у детей дошкольного возраста.

Ценность программы в том, что она может успешно использоваться   в рамках основной образовательной программы дошкольного образования, а каждый ее образовательный модуль – самостоятельно применяться в различных формах образовательного процесса.

Ведущая составляющая STEM – образования – это экспериментально – инженерная деятельность. В игровой форме дети учатся считать, измерять, сравнивать, приобретать навыки общения. Дети в знакомых предметах определяют для себя новые неизвестные свойства. Непринужденные занятия в форме игры развивают воображение, мышление и творческий потенциал.

Как же можно применить эту программу? Должны ли быть разработаны комплексы отдельных занятий, в рамках этой программы? Как можно внедрить STEM – технологии в детском саду?

Главным отличием применения этой программы является максимум практики, минимум теории. Основная идея при этом – это познание эмпирическим путем из многих наук сразу, решая несколько задач в ходе познавательно – исследовательской деятельности.

Однозначно, никакие комплексы отдельных занятий, мероприятий разрабатывать не надо! Необходимо разработать свою программу, в которой можно отразить следующее: актуальность, сроки, основную идею, цели, задачи, материально – техническое, финансовое, кадровое обеспечение, учебный план, ожидаемые результаты, основные риски проекта и пути их минимизации, перечень учебного, методического, демонстрационного оборудования.

Далее по каждому модулю можно разработать проект, который поможет Вам последовательно спланировать образовательную деятельность.

Реализовывать программу «STEM – образование» можно через:

- организацию конструктивных занятий: для этого можно использовать различные виды конструкторов, роботехнических устройств;

- подготовить игровые занятия, это поможет научиться проектировать новые уникальные модели, развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас и т.д.;

- провести экскурсионные мероприятия, которые помогут изучить окружающую среду, провести исследования воды, почвы, понаблюдать за насекомыми.

Благодаря применению STEM – технологий развивается любознательность, вырабатываются инженерные навыки, дети учатся работать в команде, анализировать свои результаты, развивается мыслительная деятельность, интеллектуальные способности,  повышается познавательная активность.

Эта методика легко вовлекает детей в научно – творческую деятельность, в будущем открывает большие возможности для выбора перспективной профессии.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад «Радуга» МО Алданский район РС (Я)

678940, Республика Саха (Якутия), Алданский район, п. Нижний Куранах, Школьная,29

Тел/факс 8 (41145) 62 -1-52,

E-mail: raduga.detsckiisad2012@yandex.ru

                                                                                                 

                             

Доклад на тему:

 «Применение элементов  «STEM – образования»                                                                                         в группах старшего дошкольного возраста»

                                                                                    Составила:

                                                                                    Заведующая   Кравцова Е.П.

                                                                                                       

   

п. Нижний Куранах

Май 2019 г.

 «Применение элементов  «STEM – образования»                                                                                         в группах старшего дошкольного возраста»

Активная познавательная позиция ребенка старшего дошкольного возраста, а также действия самого ребенка дают возможность действовать «в уме» (пример «превращение в робота – перед тем как управлять роботом, надо самим попробовать быть роботами). В старшем дошкольном возрасте знания детей о предметах и их свойствах расширяются, восприятие становится осмысленным, анализирующим, ребенок приобретает свой личный опыт, начинает овладевать произвольным вниманием. В старшем  дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действия.

Дети изучают мир системно, вникают в логику происходящих вокруг явлений, обнаруживают и понимают взаимосвязь, открывают для себя новое, необычное и очень интересное. Ожидание знакомства с чем-то новым развивает любознательность и познавательную активность; необходимость самим определять для себя интересную задачу, выбирать способы и составлять алгоритм ее решения, коллективная деятельность вырабатывает навык командной работы.

Реализуются образовательные модули в приоритетных видах деятельности: игре, конструирование, познавательно – исследовательской, учебной деятельности, в различных видах художественно – творческой деятельности и через освоение технологий ХХI века (элементы программирования и цифровые технологии).  Увлекательные занятия в виде игр позволяют раскрыть творческий потенциал ребенка.

 Пересмотрена концепция подхода к построению занятий: вместо введения понятия в начале занятия воспитатели предлагают детям тот или иной опыт и задают наводящие вопросы, чтобы дети сами смогли прийти к выводу о смысле и закономерностях эксперимента. Если  предположения ребят ошибочны, воспитатели поддерживают интерес ребят к проблеме эксперимента, ведь главное - это обучение через познание нового.  

Воспитатель в своей ежедневной работе не ставит себя выше детей, дети приобретают свой собственный опыт.

Наука должна быть праздником, она должна захватывать и быть интересна детям!

Сейчас вашему вниманию представляем видеоролик.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад «Радуга» МО Алданский район РС (Я)

678940, Республика Саха (Якутия), Алданский район, п. Нижний Куранах, Школьная,29

Тел/факс 8 (41145) 62 -1-52

E-mail: raduga.detsckiisad2012@yandex.ru

Утверждаю

Заведующая

МБДОУ «ЦРР – детский сад «Радуга»

_______________ __________________

«06» сентября 2017г.

План

работы                                                                                

 в

МБДОУ «ЦРР – детский сад «Радуга»

в рамках  Республиканского проекта «Создание эффективной системы выявления задатков и развития способностей детей в ДОУ», «Шахматы – детям»

на 2017-2018 учебный год

Цель: Создание Банка одаренных детей в детском саду для отбора их дальнейшего обучения  по уровню их одаренности по образовательным областям.

Оказание психолого – педагогической поддержки детям, с выявленными задатками и способностями  по областям.

Мероприятие

Дата

Ответственные

1.

Составление плана работы

Январь

Кравцова Е.П.

2.

Освоение педагогами ОО образовательной технологии И.И. Комаровой и О.Г. Волкова

В течение года

Старший воспитатель, воспитатели группы, специалисты

Проведение индивидуальных консультаций

В течение года

Старший воспитатель, воспитатели группы, специалисты

Педагогический совет «

Организация дополнительного образования

В течение года

Старший воспитатель, воспитатели группы, специалисты

3.

Мониторинг диагностики развития способностей и задатков (наблюдения, игры, задания, тесты и др.)

В течение года, ежедневная работа по Журналу сопровождения детской одаренности

Старший воспитатель, воспитатели группы, специалисты

4.

Посещение курсов повышения квалификации, авторских семинаров

В течение года

Старший воспитатель, воспитатели группы

5.

Участие педагогов и воспитанников в дистанционных республиканских конкурсах, олимпиадах и фестивалях:

Шахматная олимпиада И.Г. Сухина

Январь

Воспитатели группы

Республиканские игры юных исполнителей классической и национальной музыки «Алыптаах доргоон. Чарующие звуки Якутии»

Январь

Музыкальный руководитель

Республиканский конкурс по изобразительному искусству «Линия образа»

Апрель

Педагог дополнительного образования

Республиканский конкурс-фестиваль «Я – ИНЖЕНЕР»

Октябрь

Педагог – психолог, воспитатели группы

Республиканский конкурс по изобразительному искусству «Образы…»

Ноябрь

Педагог дополнительного образования

6.

Участие педагогов и воспитанников в очных районных конкурсах, олимпиадах и фестивалях:

Проект «Время выбрало нас!»

В течение года

Воспитатели группы, специалисты

Фото – литературный конкурс «Я и мой питомец»

Сентябрь

Воспитатели группы, специалисты

Детский экологический форум «Зеленая планета»

Сентябрь

Воспитатели группы, специалисты

Турнир по шашкам

Октябрь

Воспитатели группы, специалисты

Конкурс дидактических пособий по экологии «Дружим с экологией»

Октябрь

Воспитатели группы, специалисты

Конкурс по «Лего- конструированию» «Самоделкины»

Октябрь

Воспитатели группы, специалисты

Районный конкурс «Я – исследователь»

Ноябрь

Воспитатели группы, специалисты

Фестиваль детско – взрослых творческих проектов (конкурс видео – фильмов, роликов), посвященных Году экологии

Декабрь

Воспитатели группы, специалисты

Социально – значимый проект «Панорама нашей жизни»

В течение года

Воспитатели группы, специалисты

Конкурс «Живая классика»

Март

Воспитатели групп, специалисты

Турнир по шашкам среди воспитанников ДОО и учеников 1-х классов посёлка

Март

Старший воспитатель, воспитатели группы, специалисты

Фестиваль детского творчества «Новый фарватер»

Апрель

Воспитатели групп, специалисты

Олимпиада по изо  – деятельности «Народный эпос»

Апрель

Воспитатели группы, специалисты

Шахматно – шашечный турнир

Апрель

Воспитатели группы

Метапредметная олимпиада «Интеллект – 2018»

Май

Воспитатели группы

7.

Республиканская научно – практическая конференция: «Среда, дружественная детям», спикер – Комарова Ирина Ильинична

Март

Воспитатели группы

8.

Отчёты

Апрель, май

Старший воспитатель, воспитатели групп, специалисты

9.

Подведение итогов работы за отчетный период

Декабрь

Старший воспитатель



Предварительный просмотр:

«Дорогою добра»

Весна – это прекрасное время для творчества, это не просто одно из времен года, это новая жизнь, время прекрасного настроения, улыбок, счастья, любви. Каждому хочется поделиться своими положительными эмоциями. Весна дарит самые яркие краски и становится предметом вдохновения.

Именно в это прекрасное время года МКУ «Департамент образования» проводит ежегодный конкурс «Новый фарватер». В минувшую среду 25 апреля 2018 года в ДК «Металлург» п. Нижний Куранах и состоялся этот музыкальный конкурс  под девизом «Дорогою добра» среди дошкольных образовательных учреждений, организатором которого выступил МБДОУ «ЦРР-детский сад «Радуга». В музыкальном конкурсе приняли участие юные артисты детских садов:

  • МБДОУ «ЦРР-детский сад «Радуга» п.Нижний Куранах (заведующий Кравцова Е.П.)
  • МБДОУ«ЦРР-детский сад «Олененок» п.Нижний Куранах (заведующий Мизина В.Г.)
  • МБДОУ «Журавлик» п.Нижний Куранах (заведующий Никкарь О.М.)
  • МКДОУ «Зоренька» п.Якокит (заведующий Захарченко А.М.)
  • МКДОУ «Солнышко» п.Верхний Куранах (заведующий Непомнящая И.А.)
  • МБДОУ «Сардана» п.Хатыстыр (заведующий Саввинова В.Н.)

Оценивали выступления детских творческих коллективов члены жюри в следующем составе: Гранина В.И. (ДОУ «Светлячок»), Лень И.Ф. (СОШ № 5), Сидоренко Т.В. (ДОУ «Чебурашка»), Дуда Е.Р. (СОШ №2), Искужина Л.С. (СОШ №4).

            Радостное и светлое чувство испытывают люди при соприкосновении с искусством. А если на сцене еще и маленькие исполнители, это чувство удваивается. Потому что дети все талантливы, а еще старательны и трудолюбивы.

На празднично украшенной сцене гостей ожидало настоящее сказочное путешествие, наполненное музыкой и приятными сюрпризами. Идея сценария состояла в том, чтобы дети смогли посмотреть сказку о добре, взаимовыручке и дружбе людей разных национальностей, которые могут объединиться в трудную минуту и помочь в беде.

На протяжении всей сказки прослеживался национальный колорит народов Саха. Началось мероприятие с того, что бабушка поведала своей внучке о легенде семейного Огня, который похитил Злой дух. Девочка Кюнней отправилась на поиски Огня. На протяжении всей сказки Кюнней попадала в разные страны: Россия, Белоруссия, Молдова, Бразилия, Мексика и Япония, где встречала сказочных героев этих стран, которые помогали ей преодолеть трудности.

Когда Кюнней оказывалась в какой-либо стране, дети из детских садов представляли свои музыкальные проекты о дружбе, о традициях, обычаях, фольклоре выбранной страны.

В завершении путешествия Кюнней получила от сказочного героя Петуха из японской сказки «Петух, нарисованный на свитке» искорку огня. Она попросила помочь зажечь свои огоньки добра и любви всех детей разных национальностей в один большой и яркий Огонь добра. И только вместе, связанные крепкой дружбой, они смогли победить Злого духа.

В завершении мероприятия все участники и сказочные герои вместе исполнили песню о дружбе.

Всё представление украшалось яркими декорациями и мультимедийным сопровождением. Многообразие и оригинальность выступлений поражали воображение, в очередной раз подтвердив креативность педагогов, дошколят и их родителей.

На празднике был полный зал: поддержать участников пришли их педагоги, воспитанники детских садов, родители, бабушки и дедушки. Зрители очень тепло встречали выступление каждого детского коллектива. Несмотря на то, что фестиваль носил конкурсный характер, конкуренции между ребятами не было, они сами начинали хлопать в такт музыке, подбадривая выступающих.

Всё хорошее, когда-нибудь заканчивается… Конечно – главное участие, но всегда приятно унести с собой что-нибудь на память. Понимая это жюри, подготовило грамоты, кубки, сертификаты участникам и победителям. Просмотрев все выступления, жюри огласило свои результаты:

Сертификатами и кубками за активное участие в конкурсе награждены все творческие коллективы.

Участник конкурса ДОУ «Журавлик»  представлял страну Бразилию. Название представленного музыкального проекта «Россия – Бразилия: космос между нами». Космос, танцы и песни помогли  объединить людей разных стран.

Участники ДОУ «Зоренька» помогли нам перенестись в Мексику. «О, Мексика! Чарующее слово…», именно такими словами можно описать выступления ребят! Дошколята очаровали зрителей своим выступлением.

Участники ДОУ «Солнышко»  показали нам всю необычность Японской культуры. Замечательный японский танец и песня в исполнении Таракановой Виоллеты был отмечен в номинациях «Лучшая хореография», «Вокальное искусство» и награждены грамотой и кубком.

Награждены грамотами, кубками и денежными сертификатами победители и призеры районного конкурса:

3 место – МБДОУ «Сардана» (п.Хатыстыр). Коллектив детей и педагогов представляли Молдову. Ребята рассказали зрителям о традициях этого народа, исполнили песню, танец и стихотворение о Молдове. Смогли ярко и интересно донести до зрителей красоту этого государства.

2 место – МБДОУ «Олененок» (п.Нижний Куранах). Представляли страну Россию. В своем музыкальном проекте дети отправились в музей и, проходя различные экспонаты, рассказывали стихотворение, исполнили песню и танец. Творческий коллектив получил высокую оценку в номинациях: «Лучшая хореография», «Художественное слова» (Михайлов Никита).

По объективному решению всех членов жюри 1 место было присуждено МБДОУ «ЦРР-детский сад «Радуга» (п.Нижний Куранах). Началось выступление сказочно и неожиданно. Под звуки природы, пение птиц и танца аистов на сцене  появилась река, выплыла лодка, в которой сидела белорусская девочка. Зал просто замер. Она рассказала стихотворение о Белоруссии.  Затем ансамблем девочек была исполнена песня и национальный танец. В выступлении дошкольников проявился весь национальный колорит и фольклор народа Белоруссии: танец, музыка,  национальная одежда, народная философия. Дети получили награды в номинациях «Художественное слово» (Родыгина Ярослава, Кузьмина Анна).

Специалисты МКУ «Департамент образования» Вераксо С.Н., Ушакова А.В., Фролова Н.Н., Филиппова Г.П.  высоко отметили организацию и проведение ежегодного районного конкурса «Новый фарватер» под девизом «Дорогою добра» среди дошкольных образовательных учреждений. Коллектив МБДОУ «ЦРР-детский сад «Радуга» награжден грамотой «Лучший совместный творческий проект» в номинации «За создание единого творческого проекта».

Администрация МБДОУ «ЦРР-детский сад «Радуга» выражает благодарность:

  • участникам – детям, родителям, творческому коллективу детского сада «Радуга», которые организовали и провели конкурс;
  • всем участникам за яркие выступления;
  • членам жюри за объективность;
  • творческому коллективу ДК «Металлург» п.Нижний Куранах за активную помощь в организации конкурса.

Еще можно было бы рассказать об этом удивительном музыкальном конкурсе, подготовленным юными талантами. Эти артисты подарили незабываемые впечатления. Все, кто увидел конкурс «Новый фарватер», получили массу приятных эмоций и впечатлений.

Подобные праздники – конкурсы надолго остаются в детской памяти и являются хорошим подспорьем в воспитании толерантности, дружеского и уважительного отношения к другим народам, их культуре и традициям.

Заведующий «МБДОУ «ЦРР – детский «Радуга»                            Е.П. Кравцова

Воспитатель                                                                                          А.Р. Синютевич



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад «Радуга» МО Алданский район РС (Я)

678940, Республика Саха (Якутия), Алданский район, п. Нижний Куранах, Школьная,29

Тел/факс 8 (41145) 62 -1-52,

E-mail: raduga.detsckiisad2012@yandex.ru

                                                                                                 

                             

Доклад на тему:

Реализация проекта «Одаренный ребенок. Шахматы детям в МБДОУ «ЦРР – детский сад «Радуга»

                                                                                    Составила:

                                                                                    Заведующая   Кравцова Е.П.

                                                                                                       

   

п. Нижний Куранах

Май 2019 г.

Семинар

В мае 2012г  после капитального ремонта здания 1968 г постройки начал функционировать МБДОУ «Центр развития ребенка – детский «Радуга». Детский сад рассчитан на 6 возрастных групп. Сегодня детский сад посещают 140 детей. Много стояло задач перед коллективом. Организация предметно – развивающей среды, оформление помещений, оснащение ДОО. Так же коллективу предстояло привести в соответствие с СанПин территорию ДОО. Были организованы участки для возрастных групп и мини – огород «Простоквашино».  Создание дополнительного образования. Было организовано 3 кружка и секция «акробатика». В 2015году на основании приказа МО РС(Я) № 01-16/2077 от 25 мая 2015 года « Об утверждении перечня пилотных дошкольных образовательных организаций РС(Я) и Плана реализации проекта «Создание эффективной системы выявления задатков и развития способностей детей в дошкольных образовательных организациях» детский сад «Радуга» был включен в этот перечень.

Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни. Главная цель образования сегодня – это воспитывать личность активную, творческую, готовую посильно участвовать в решении глобальных проблем человечества. Опыт современного образования показывает, что выделяются дети с более развитым интеллектом или творческими способностями, с умением обобщать, находить взаимосвязи. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.

В мае  было организовано общее родительское собрание, на котором ознакомили родителей с данным проектом. На основании согласия родителей приказом утвердили вторую младшую группу участником проекта. Для развития различных способностей  у дошкольников, необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей. Для реализации проекта «Одаренный ребенок» главным направлением в деятельности нашего детского сада стал ориентир на максимальную реализацию потенциальных возможностей дошкольника, развитие его склонностей, способностей, так как в дошкольные годы есть все необходимые и достаточные предпосылки для развития ребёнка как личности.

Перед коллективом были поставлены следующие задачи:

1. Выявить детей с предпосылками одаренности.

2. Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.

3. Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.

4. Разработать план мероприятий для развития  способностей воспитанников детского сада.

В течение данного времени поставленные задачи решаются. Создан банк данных детей этой группы с предпосылками различных видов одаренности. Составлены индивидуальные маршруты для одаренных детей, определены основные этапы реализации программы. Решаются вопросы взаимодействия воспитателей группы и специалистов ДОО.

Наблюдая за ребенком, отмечаем в карте, в каком из направлений деятельности у ребенка более сильные задатки. Делимся своими наблюдениями с родителями, консультируем их в вопросе создания условий для дальнейшего развития выявленных сильных задатков.

 Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Первые годы жизни ребенка - самые ценные для его будущего, и надо как можно полнее использовать их.

При организации работы с детьми необходимо не забывать об определяющем значении для развития одарённости ребенка дошкольного возраста соответствующей развивающей среды, и целенаправленной поддержки одаренности ребенка со стороны окружающих его взрослых.

Педагоги в группах являются активными участниками экспериментальной деятельности. Внедряют инновационные технологии на основе проблемного воспитания и развитии,  создают благоприятные условия для развития познавательной деятельности дошкольников, расширяя их представления об окружающем. Кроме того, данный подход помогает педагогам активизировать образовательный процесс в детском саду, придавая ему исследовательский, творческий характер и таким образом способствовать проявлению активности и инициативности дошкольников в своей познавательной деятельности.

 При диагностике одарённости мы исходим из того, что ребёнок, продемонстрировавший высокий уровень способностей хотя бы по одному из следующих параметров: уровень интеллекта, познавательной мотивации и другие, заслуживает того, чтобы его квалифицировали как одарённого.

Для того, чтобы ребенок мог развивать свои способности, в нашем дошкольном учреждении  созданы благоприятные условия. Такими условиями являются:

  • наличие педагогов дополнительного образования и воспитателей;
  • наличие богатой предметно-развивающей среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;
  • создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;
  • наличие личностно-ориентированной воспитательно-образовательной системы, учитывающей как личностные, так и возрастные особенности ребенка;
  • введение системы психолого-педагогического мониторинга, направленного на выявление особых способностей детей и отслеживания их дальнейшего развития;
  • использование в работе педагогов различных методов и приемов,  игровых технологий.
  • занятие детей в свободной деятельности развивающими играми.
  • работа кружков и секции в ДОО.

Для полной  реализации проекта «Одаренный ребенок» была построена следующая модель:

•        работа с педагогами;

•        работа с воспитанниками;

•        работа с родителями воспитанников;

•        работа с социумом.

 Были разработаны нормативно – правовые документы:

  • Положение об инновационной деятельности.
  • План деятельности по данному проекту.
  • Положение о творческой группе педагогов, занимающихся внедрением проектной деятельности.

Разработка информационно-методические документы:

  • Банк данных детей ДОУ, имеющих ярко выраженные способности.
  • План реализации направлений программы.
  •  План работы с родителями в рамках психолого-педагогического сопровождения детей, имеющих ярко выраженные способности.
  • Система контроля по теме “Психолого-педагогическое сопровождение детей, имеющих ярко выраженные способности”.
  • Рекомендации по составлению “Портфолио успеха” одаренных детей.
  • Методические рекомендации в помощь педагогам.
  • Разработка индивидуальных маршрутов по направлениям одаренности.

При непосредственном участии творческой группы педагогов проведены такие значимые мероприятия, как:

  • Теоретический семинар «Одаренные дети.
  • Круглый стол «Создание условий для развития способностей у детей дошкольного возраста»
  • Заседание творческой группы по разработке отдельных аспектов совершенствования педагогического процесса.
  • Педсовет «Управление развитием одаренных детей».
  • Создание условий для прохождения курсов повышения квалификации.
  • Семинар – практикум «Педагогическое проектирование».
  • Открытые показы.

Родителям очень важно знать, какие способности являются приоритетными для их ребенка, нужно поддерживать стремление к творчеству, создавать условия для углубленного и всестороннего изучения интересующего его вида деятельности.

На данном этапе нашей задачей становится обучение родителей эффективному взаимодействию с их ребёнком, помощь родителям в поиске путей решения проблем, часто встречающихся при воспитании одарённого ребёнка:

-Участие в свободных играх;

-Участие в моделировании ситуаций незавершённости и открытости деятельности и мышления;

- Участие в специфических детских видах деятельности (предметные игры, рисование, конструирование, лепка и др.);

- Развитие творческой активности и гибкости мыслительной деятельности;

- Разрешение и поощрение высказывания множества вопросов;

- Использование в общении с детьми провокационных вопросов (постановка проблем или затруднений, для устранения которых нет известных средств), стимуляция выработки детьми собственных средств осуществления деятельности, а не принятие готовых;

- Предоставление детям возможностей осуществления совместной с взрослыми деятельности

- Самостоятельность и независимость дошкольников, формирование ответственности за себя и свое поведение;

- Участие в творческих объединениях, кружках;

- Участие в проектной и экспериментально-исследовательской деятельности;

- Участие в выставках, конкурсах, олимпиадах и т.д.;

- Работа по индивидуальному маршруту.

 Для развития творческой и познавательной активности  привлекаем родителей и детей к участию в  конкурсах различного уровня.

Для взаимодействия с родителями планируется и проводится:

  1. индивидуальная работа воспитателя, педагога - психолога с каждым родителем (беседы, консультации, практические советы и т.д.),
  2. участие родителей в совместных праздниках, развлечениях,
  3. совместное творчество родителей с детьми, способствующее созданию атмосферы взаимопонимания и сотрудничества, сплочению коллектива.
  4.  методическая поддержка по сохранению детской одаренности (стимулирование развития детской способности)
  5.  передача опыта воспитания одаренных детей через газету и сайт ДОО
  6. родительские собрания,  конференции, педагогические практикумы (когда родителям предлагаются различные ситуации, необходимо найти выход, дать совет или рекомендацию, объяснить свою позицию)  и т.д.

Результаты развития творческих способностей могут быть наилучшими, когда семья и детский сад работают в тесном контакте, если родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка и научатся организовывать свободное время семьи, направляя его на развитие творческих способностей ребенка.

Для взаимодействия и поддержания интереса у детей  организуется участие детей в конкурсах, выставках, олимпиадах детского сада, на муниципальном, районом и российском уровне.

Для успешной работы по реализации проекта  одним из важных направлений  для нас является  организация дополнительного образования. Сегодня в     детском саду работает 7 кружков : «Радуга красок», театральный кружок «Сказка», интеллектуальный «Всезнайка», «Сильные шашки», «Шахматы», «Волшебный завиток», «Лего – мастер», и 1 спортивная секция «Акробатика», «Леговеды».

Более подробно остановлюсь на организации кружка «Сильные шашки». Обсуждая систему работы нашего коллектива на педсовете, обозначила проблемы на которые требуется обратить внимание, в том числе на организацию обучения детей игре «Шашки»  и  «шахматы». Было проведено анкетирование среди сотрудников, на основании которого были получены сведения о том, что основное количество сотрудников не умеет играть в игру шашки. Далее были организованы и проведены мастер -классы с сотрудниками детского сада «Играй в шашки», «Лучшая игра», «Соблюдай правила» и т.д. После проведенных мероприятий с сотрудниками, был организован турнир по шашкам в котором приняло участие 18 сотрудников. Среди работников детского сада повысился и вырос интерес к игре «шашки». На следующем этапе реализации проекта «шашки» был проведен опрос среди родителей. На основании этого опроса были получены следующие результаты:

- родители знают игру «Шашки» - 100% из числа опрошенных;

- умеют играть в игру «Шашки» - 13%;

- интересуются игрой «Шашки» - 13%;

- «Играют  в игру в шашки дома с детьми» - 10%.

Цифры были шокирующие. На заседании творческой группы, было принято решение организовать в детском саду кружок «Сильные шашки», привлечь внимание социума,  сотрудников детского сада, родителей, воспитанников к игре «Шашки».

В 2015 году на основании проведенного анкетирование среди родителей кружок «Сильные шашки» посещало 6 детей.

После проведения различных мероприятий, таких как, творческие посиделки, конкурсы, семинары – практикумы, круглые столы, клуб для родителей «Играем, обучаем», интерес к игре шашки вырос на 32%.

Так в 2015-2016 учебном году был организовано мероприятие по игре в шашки среди сотрудников, среди родителей, воспитанников детского сада, участниками которого стали 52 ребенка.

После состоявшихся мероприятий, среди родителей вырос запрос посещения детьми кружка «Сильные шашки», в этом году кружок посещают 12 детей, в группах во время свободной деятельности, дети с большим интересом играют в «Шашки».

В 2016 – 2017 учебном году в нашем детском была организована игра «Шашки» среди детей детского сада «Радуга», Нижне – Куранахской Гимназии, школы №4.

Состоялась встреча среди педагогов детского сада, гимназии, и работников ОАО «Алданзолото«ГРК».

Выпускники нашего детского сада в этом учебном году заняли призовые места в турнире по шашкам среди учащихся начального звена Нижне – Куранахской гимназии и на районном уровне.

В этом учебном году запланированы подобные мероприятия среди детей детских садов поселка Нижний – Куранах, в апреле состоится II – районная олимпиада среди дошкольников «Шашки, шахматы». 

Для организации совместной деятельности среди сотрудников, родителей, детей детского сада организован детско – родительский проект «Чудо шашки» - изготовление нетрадиционных «Шашек». На основе этого конкурса планируется в 2017 – 2018 учебном году открытие мобильного музея «История шашек», который будет пополняться различными видами шашек, нетрадиционными шашками, коллекцией разных видов игр в шашки.

Стоит отметить, для того, чтобы поддержать интерес к этой игре, мы используем разные формы проведения.

 Почему наш коллектив уделяет большое внимание игре «шашки», я отвечу словами известного шахматиста Эммануила Ласкера. Он сказал: «Шашки – это мать шахмат и достойная мать».

Теперь, когда мы увидели положительные результаты: дети, родители, сотрудники с удовольствием играют в шашки. Проходят турниры среди образовательных  и трудовых коллективов,  в этом учебном году мы начали реализовывать проект «Шахматы». Предоставили возможность педагогам пройти обучение в МАН РС(Я) по теме: «Шахматы».  Проходит обучение сотрудников в ДОО игре в шахматы. Организовали кружок «Шахматы», который посещают 9 детей. В работе кружка «Шахматы» нам помогает мама воспитанницы подготовительной группы, победительница многих турниров по шашкам среди трудовых коллективов. Не смотря на то, что в этом проекте мы новички, уже есть положительные результаты – воспитанник подготовительной группы в этом году стал победителем республиканской олимпиады по шахматам и занял почетное 3 место.

Привлекая внимание детей, родителей, сотрудников, социума к играм в шашки, шахматы радует то, что, что дети и родители играют дома в эти развивающие, увлекательные игры, отодвигая на второй или третий план игры в компьютер или продолжительные вечерние просмотры мультфильмов. Благодаря этим играм вырабатывается объективность мышления, тренируем память, воспитывается настойчивость, смекалка, трудолюбие, целеустремленность, точный расчет, формируется характер, зарождает в человеке творческое начало.

Это еще раз подтверждает то, о чем мы сегодня говорим, главное во время поддержать интерес ребенка, помочь развить  выявленные сильные задатки у детей.

Можно с уверенностью уже сегодня сказать: игра в шашки и шахматы – это игра прошлого, настоящего и будущего.

Надеемся, что «шашечная» и «шахматная» горячка захлестнет нашу дошкольную организацию, детские сады, школы, гимназии поселка, района, всей нашей Якутии. Игра распространяется со сказочной быстротой, появляются новые любители игры в шашки и шахматы, появляются новые одаренные дети – шахматисты.

Спасибо за внимание!

Далее на схеме показаны виды одаренности у детей.

Виды

одаренности

Составляющие

Как проявляются

Академическая

одаренность

Мотивационно-личностные характеристики

Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому

Способности к обучению

Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов

Творческая

одаренность

Художественная одаренность

Проявление фантазии в творческих художественных работах, Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки)

Вокальная одаренность

Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух

Литературная одаренность

Хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов

Артистическая одаренность

Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память

Конструкторская одаренность

Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации

Психомоторная

одаренность

Спортивная одаренность

Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость

Хореографическая одаренность

Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память

Коммуникативная одаренность

Социально-личностная   одаренность

Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты

Лидерская одаренность

Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию

 

Мероприятия, проводимые в рамках реализации проекта

 

Задачи

Мероприятия

Сроки

Ответственный

Итог (результат)

1.Создание целевого методического совета по проблеме работы с одаренными детьми

Методический совет

Февраль-март

2015г

Заместитель заведующего, старший воспитатель

Положение о методическом совете

2.Обеспечение условий для систематического повышения мастерства педагогов

Семинары, педагогические советы, курсы повышения квалификации

постоянно

Заместитель заведующего, старший воспитатель

Повышение инновационного потенциала педагогов

3. Ознакомление педагогического коллектива МБДОУ с планом

МБУ дополнительного образования «Центр детского творчества», с целями и задачами по организации работы с одаренными детьми

Консультативная работа

В начале учебного года

Директор МБУ дополнительного образования «Центр детского творчества»

План МБУ дополнительного образования «Центр детского творчества»

Организация и содержание образовательного процесса

1.Проведение родительских собраний в группах МБДОУ для родителей

Консультативная помощь

В течение года

Воспитатели

Родительское собрание

«Детская одаренность в МБДОУ»

2. Проведение практических занятий с педагогами ДОУ

Организационный методический час

Практические занятия, мастер-классы, тренинги

В течение года

Заместитель заведующего, старший воспитатель

 Размещение материалов, фотоматериалов на сайте МБДОУ

3. Организация и осуществление педагогической диагностики по выявлению одаренных детей

Материалы по итогам педагогической диагностики.

Собеседование с родителями, дети которых имеют высокий уровень усвоения программных требования по направлениям деятельности

В течение года

Воспитатели

Анализ педагогами ДОУ результата диагностических способностей воспитанников.

Поддержка и поощрение родителей одаренных детей

4. Отслеживание занятости детей в кружках, секциях, творческих студиях

Создание банка данных

В течение года

Воспитатели МБДОУ

Создание банка данных

5.Использование условий МБДОУ и социума для развития воспитанников с опережением в развитии

Совместная работа со специалистами дополнительного образования, воспитателями и специалистами МБДОУ (кружки в МБДОУ, мастер-классы, тематические недели, конкурсы)

В течение года

Заместитель заведующего, старший воспитатель, воспитатели

Создание плана работы на учебный год.

Привлечение к сотрудничеству в рамках социального партнерства педагогов дополнительного образования.

Создание дополнительных

программ по сопровождению

специальной одаренности детей

6.Участие детей, родителей и педагогов в конкурсном движении

Конкурсы разного уровня

В течение года

Заместитель заведующего, старший воспитатель, воспитатели

Положения о конкурсах

Награждение победителей

7. Привлечение педагогов, родителей для совместного проведения интеллектуальных мероприятий на уровне МБДОУ

«Всезнайки» или

 «Умники и умницы» с детьми подготовительных к школе групп

2 раза в год

Заместитель заведующего, старший воспитатель,

Анализ мониторинга детей, игровые  задания для детей с высоким уровнем интеллектуального развития.

Положение о конкурсе, сценарий викторины,

Награждение победителей

8.Привлечение к сотрудничеству в рамках социального партнерства

учителей МБОУ СОШ и специалистов ДОУ в качестве консультантов по вопросам исследований детей

Открытые мероприятия в школе и МБДОУ

В течение года

Заместитель заведующего, старший воспитатель

Создание плана работы с обучающимися на учебный год

9.Создание методической копилки детского сада

Тесты, игровые развивающие задания, консультативный материал, конспекты открытых мероприятий по работе с одаренными детьми

В течение года

Заместитель заведующего, старший воспитатель, воспитатели,

специалисты МБДОУ

Размещение материалов на сайте  МБДОУ

10.Разработка

 «Портфолио» одаренного ребенка

Изучение обобщения опыта работы воспитателей, родителей

В течение года

Воспитатели,

специалисты,

родители

Создание

«Портфолио ребенка-дошкольника»

11.Итоги работы за год

Круглый стол

В конце учебного года

Заведующий,

заместитель заведующего, старший воспитатель

Показатели эффективности реализации программы «Одаренные дети» Удовлетворенность родителей

(результаты анализа)

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Газета МБДОУ "ЦРР - детского сада "Радуга"

Читайте новости нашего детского сада в газете "Радужный вестник", Главные редакторы: Педагог дополнительного образования Бобырь Антонина Александровна Педагог - психолог Книс Анастасия Викторовна...

Газета МБДОУ "ЦРР детский сад "Радуга"

Газета "Радужный вестник"...

МБДОУ «Кемлянский детский сад «Радуга» комбинированного вида» Методическая разработка

Методическая разработка   Тема: «Роль певческой деятельности в развитии музыкально – творческих способностей детей дошкольного возраста»....

План мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма детей на 2020-2021 учебный год в МБДОУ «ЦРР - детский сад «Радуга»

Цель работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма детей  -  обучение детей основам безопасного дорожного движения, формирование осознанного, положительного, устойчивого ...

Статья работа дополнительное образование по проекту «Шахматы детям» в МБДОУ «ЦРР-Детский сад № 21 «Кэнчээри»

Статья посвящена проблеме обучения азам шахматной игры детей дошкольного возраста, которая способствует разностороннему развитию детей дошкольного возраста, отраженная в «Национальной доктрине о...

Долгосрочный проект «Одаренный ребенок в детском саду»

Проблема работы с одаренными детьми очень актуальна в современном мире и интересует многих специалистов. Прежде всего, это связано с потребность общества в неординарной творческой личности. Раннее выя...