Опыт использования бросового материала в игровой и творческой деятельности дошкольников
статья

ИГРА – это главное занятие ребёнка. Игра для них – учеба, игра для них труд, игра для них серьезная форма воспитания, способ познания окружающего мира. ИГРУШКИ – её атрибуты. И задача взрослых не только не мешать играм ребенка, но и создавать развивающую игровую среду, учить ребенка играть в самые разные игры. Стараться, чтобы игры были содержательны, интересны, наполняли жизнь детей радостью и деятельностью, развивали их всесторонне.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт использования бросового материала в игровой и творческой деятельности дошкольников

ИГРА – это главное занятие ребёнка. Игра для них – учеба, игра для них труд, игра для них серьезная форма воспитания, способ познания окружающего мира. ИГРУШКИ – её атрибуты. И задача взрослых не только не мешать играм ребенка, но и создавать развивающую игровую среду, учить ребенка играть в самые разные игры. Стараться, чтобы игры были содержательны, интересны, наполняли жизнь детей радостью и деятельностью, развивали их всесторонне.

Что делать, если ребёнок потерял интерес к игрушкам? Один из простых способов – на время убрать игрушки в шкаф и предложить детям для игры различный бросовый  материал.  Разноцветные  фантики  и  нитки, коробки  разной  формы,  крышки,  бутылочки,  ореховая скорлупа, семена арбуза, дыни, кабачков, тыквы – всё это благодатный  материал  для  умственного  и  творческого развития  дошкольников,  формирования  у  них  точных  и ловких движений пальцев рук, умения планировать свою деятельность. Достаточно проявить немного фантазии, и у детей появится множество увлекательных занятий, в которых они будут успешны.

В нашей группе в уголке творчества с помощью родителей, собран разнообразный по цвету, форме и фактуре материал.  Дошкольники  с  удовольствием  превращают несколько пластиковых стаканчиков в персонажей любимой сказки, в башню или пирамидку. Самодельные бусы и браслеты дети научились делать из ненужных уже колпачков фломастеров и шнурка. Этими же колпачками, вместо свечек, они украшают поделки из солёного теста.

Разные по цвету, форме и размеру крышки от пластиковых бутылок также привлекли внимание юных исследователей. Когда крышек собралось много, мы с детьми насыпали их в большую ёмкость, и получился «сухой бассейн». В  нём  можно  пересыпать  или  перемешивать  крышки руками и слушать их шум, искать среди крышек небольшую игрушку или, наоборот, прятать её. Сначала  крышки  дети  использовали  как  элементы мозаики. В игре «Сложи узор» они выкладывали простые рисунки на столе или на полу сначала по образцу, а затем и по своему замыслу. Постепенно узоры стали сложнее, и дошкольники с интересом фантазировали, создавая их, а затем  мы  вместе  перенесли  рисунки  на  схемы.  Также охотно  дети  выкладывают  из  крышек  разного  цвета мандалы.

Отверстия в середине крышек родители делают с помощью  горячего  шила,  а  дети  в  группе  нанизывают  эти «бусины» на шнурки или делают «змей», сохраняя чередование  цветов  в  ряду.  Из  крышек  удобно  выкладывать геометрические фигуры и изменять их потом, добавляя или убирая несколько элементов. Дошкольники выставляют в ряд несколько крышек и в игровом упражнении «Найди лишнюю» выбирают одну, отличную от других по цвету, размеру или форме, рисунку. В играх «Раздели на группы», «Найди  отличия»  они  также  группируют  этот  бросовый материал по нескольким признакам. Для развития зрительного  внимания,  мыслительных  операций  сравнения, анализа  и  обобщения  предлагаю  детям  упражнение «Продолжи ряд». Из крышек, на которых маркером написаны  буквы  и  цифры,  они  составляют  слова,  цифровые ряды и решения арифметических задач. Для игры «Крестики-нолики»  дошкольники  готовят  крышки  сами.  С  их помощью  ребята  учатся  ориентироваться  на  плоскости, передвигая детали узора «вертикально», «горизонтально», «по диагонали».

Конструировать  высотные  сооружения  из  крышек оказалось сложно. Их нужно плотно приставлять друг к другу, строго соблюдая линии постройки. Пирамиды или башни рушатся при малейших неточностях и неосторожном обращении. Но сколько радости и гордости вызывают их удачные варианты! У детей часто возникает желание сохранить постройки, показать их сверстникам, родителям, воспитателям. Поэтому конструировать цветные пирамиды мы учились вместе. Например, 1-й ряд из зелёных крышек выкладывала я, а 2-й ряд из красных и 3-й ряд из белых – двое дошкольников по очереди, при этом каждый использовал крышки только одного цвета. Постепенно пирамида становилась  всё  выше,  в  ней  получилось  вертикальное чередование  цветов,  а  каждый  горизонтальный  ряд  был одноцветным.  Затем  мы  попробовали  чередовать  цвета крышек в горизонтальном ряду, например, белая, зелёная, белая. В этом случае получается пирамида, рисунок которой  состоит  из  наклонных  бело-зелёных  линий.  Таким образом,  варьировать  цветовые  решения  можно  бесконечно. Ребята научились выкладывать крышки по кругу и строить разные пирамиды и башни, играя цветами.Эти же крышки дети используют в сюжетно-ролевых играх как предметы-заместители. Хозяйки «пекут» из них

торты, печенье, пирожки, затем выкладывают на поднос и угощают своих «деток». Мальчики строят из крышек зигзагообразные дороги для маленьких машин и проводят на них своеобразные «гонки».

Каждый  новый  бросовый  или  природный  материал

вызывает у детей интерес и желание творить руками. Когда родители принесли жёлуди, мы не только сделали разные поделки, но и организовали игру «Кто быстрее соберёт?».

В ней участвовали группы детей от 2-х до 6-и человек. Правила игры такие: раздаются карточки с изображением одинакового  количества  желудей  и  предлагается  играющим  по  очереди  бросить  кубик.  Сколько  точек  выпало, столько  желудей  можно  взять  и  разложить  на  карточке. Победитель  заполняет  свою  карточку  быстрее  всех.  Эта игра помогает закреплять навыки количественного счёта, умение  соотносить  количество  точек  на  кубике  и предметов.

Ореховые скорлупки дети быстро превращают в разных животных, а из семян растений любят выкладывать узоры.

 Интересные  картины  и  букеты  получаются  из  осенних разноцветных листьев. Некоторые шедевры мы размещаем в рамки и представляем на выставках, в том числе, персональных.

Шумовые музыкальные инструменты для игры дошкольники сделали из бутылочек от йогурта и больших пластиковых контейнеров от шоколадных яиц. В них положили  горох,  рис,  гречку,  семена  арбуза,  камушки,  пуговицы. Каждый инструмент звучит по-своему красиво.

Под Новый год в группе открылась мастерская Деда Мороза. Ребята её сами придумали, а потом сделали украшения для ёлки и подарки для близких: игрушки из втулок от бумаги и фантиков, зелёные ёлочки из обычных еловых шишек, звёзды из картона, снежинки, гирлянды из разноцветной  бумаги  и  фольги.  Такие  игры  с  разнообразным бросовым  материалом  побуждают  детей  к  творчеству, помогают  совершенствовать  навыки  ручного  труда  и конструирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс на тему «Использование бросового материала в развитии творческих способностей»

Мастер-класс для педагогов на тему «Использование бросового материала в развитии творческих способностей»...

Консультация для родителей: "Использование бросового материала в творческом развитии ребёнка".

В данной консультации разъясняется, почему можно и нужно использовать бросовый материал в играх, конструировании и творческой деятельности дошкольников....

мастер-класс " Использование бросового материала в театральной деятельности дошкольников."

Игр   Игрушка, сделана я руками, пусть даже с помощью взрослого, является не только результатом труда, но и творческим выражением индивидуальности создателя. Самодельная игрушка очень дорога ребё...

Использование бросового материала в творческом развитии детей.

Эпоха триумфа одноразовых вещей, в которой мы все сейчас пребываем, отучила нас предпринимать какие-либо действия для того, чтобы хоть немного продлить жизнь окружающих нас предметов. Порвалось &mdash...

Использование бросового материала в развитии творческих способностей детей.

Работа с бросовым материалом способствует развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста, однако для этого важно создать необходимые условия....

Сообщение из опыта работы на тему «Использование бросового материала в игровой и творческой деятельности дошкольников»

Сообщениеиз опыта работына тему ««Использование бросового материала в игровой и творческой деятельности дошкольников»...

Представление опыта работы «Использование бросового материала в разных видах детской деятельности для позитивной социализации дошкольников»

Мир вещей вокруг нас очень разнообразен. Есть предметы, которые служат нам на протяжении долгого времени, а есть такие, которые становятся ненужными. Их называют бросовым материалом. Бросовый мат...