Нетрадиционные техники в Изо деятельности.
статья
Изобразительная, художественно-продуктивная деятельность является одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_na_sayt_pechat_20.docx | 21.83 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ Детский сад № 93
г.Магнитогорск
Челябинской области
Воспитатель: Гайфуллова Айзада Качаубаевна
Нетрадиционные техники в изо деятельности.
Одна из основных задач педагогической теории и практики на современном этапе - воспитать счастливого, гармонично развитого человека, развить в нём чувство радости существования, доверия к миру, способствовать формированию творческой личности. Решение этой задачи начинается уже в дошкольном возрасте. Сегодня всё большее внимание уделяется развитию творческих способностей детей дошкольного возраста. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Отсюда возникает необходимость активизировать творческую познавательную и практическую деятельность детей.
Нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции "творца". Детство – это период усиленного развития, изменения и обучения – такое определение дала психолог Л.Ф. Обухова. Она пишет, что это период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе "процесс развития" .Детство является наиболее благоприятным для развития творчества. Развитие творчества – это один из "мостиков", ведущих к развитию художественных способностей. К сожалению, современная массовая "школа" еще сохранила нетворческий подход к усвоению знаний. Часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению приемов действия, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. Изобразительная деятельность в современных исследованиях трактуется как одна из форм художественного освоения ребенком окружающей действительности, в процессе которой он при помощи художественных средств отображает мир В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается значение изобразительным творчеством для интеллектуального, художественного развития детей в дошкольном возрасте. Ведь, именно в изобразительной деятельности происходит становление художественного творчества, развитие которого возможно без обучения детей способам воплощения замыслов, передачи предметов, явлений. Это обучение направлено на создание детьми художественного образа и находится в тесной зависимости от развития способностей к изобразительной деятельности.
Формирование творческого мышления – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду.
Во время работы идет формирование творческого мышления у детей дошкольного возраста через знакомство с нетрадиционными способами изодеятельности.
Для достижения цели поставлены задачи:
- Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками изодеятельности.
- Сформировать у детей технические навыки рисования.
- Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные художественные техники.
Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных средств является наиболее благоприятной для развития творческого мышления детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
В изобразительном же искусстве под техникой (от греч. technike – искусная и techne – искусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение.[
Нетрадиционные изобразительные техники – это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе
К нетрадиционным техникам рисования относятся:
- тычок жесткой полусухой кистью,
- рисование пальчиками,
- рисование ладошкой,
- оттиск пробкой,
- оттиск печатками из картофеля,
- обрывание бумаги,
- скатывание бумаги,
- оттиск поролоном,
- оттиск пенопластом,
- оттиск печатками из ластика,
- оттиск смятой бумагой,
- восковые мелки + акварель, свеча + акварель,
- печать по трафарету,
- монотипия предметная,
- «знакомая форма — новый образ»,
- черно-белый граттаж (грунтованный лист),
- кляксография обычная,
- кляксография с трубочкой,
- кляксография с ниточкой,
- набрызг,
- отпечатки листьев,
- тиснение,
- акварельные мелки,
- тычкование,
- цветной граттаж,
- монотипия пейзажная.
Из вышерассмотренного вытекает определение нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться
Новизна - приобщение детей к художественному творчеству посредством нетрадиционных техник рисования в образовательной области «Художественное творчество»
Главное – создание и систематическое обогащение художественно-эстетической развивающей среды.
Результативность – сформировать у детей интегративные качества:
- овладевший необходимыми умениями и навыками;
- овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности;
- способный решать интеллектуальные и личностные задачи(проблемы) адекватные возрасту;
- любознательный, активный.
Работу с использованием нетрадиционных техник нужно начинать с младшей группы по принципу «от простого к сложному».
- рисование пальчиками
- рисование ладошками
- рисование тычками из поролона
- ватными палочками
- печатание листьями
- оттиск печатками из картофеля
- В средней группе:
- рисование пальчиками
- рисование ладошками
- рисование тычками из поролона
- ватными палочками
- печатание листьями
- рисование свечой
- тычок жесткой полусухой кистью.
- печать поролоном;
- печать пробками;
- восковые мелки + акварель;
- свеча + акварель;
- отпечатки листьев;
- рисунки из ладошки;
- рисование ватными палочками;
- волшебные веревочки.
В старшей группе нетрадиционные техники:
кляксография с трубочкой
монотипия
набрызг
восковые мелки + акварель
оттиск смятой бумагой
рисование поролоном
гравюра оттиск пробкой, поролоном, пенопластом
тиснение
тычок жесткой полусухой кистью
рисование по сырому
черно-белый граттаж
кляксография с ниткой
рисование песком
рисование мыльными пузырями
рисование мятой бумагой
монотипия пейзажная
печать по трафарету
монотипия предметная
кляксография обычная
пластилинография
свеча + акварель
В подготовительной группе
кляксография с трубочкой
монотипия
набрызг
восковые мелки + акварель
оттиск смятой бумагой
рисование поролоном
гравюра
оттиск пробкой, поролоном, пенопластом
тиснение
тычок жесткой полусухой кистью
рисование по сырому
черно-белый граттаж
кляксография с ниткой
батик
рисование солью
расчёсывание краски
двойное примакивание кисти
печать по трафарету
монотипия предметная
чёрно-белый граттаж
кляксография обычная
кляксография с ниточкой
набрызг
акварельные мелки
тычкование
цветной граттаж
монотипия пейзажная
Современные техники изобразительного творчества развивают у детей: логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание, уверенность в себе. В процессе обучения рисованию педагог должен понимать, что дети познавая свойства и качества разнообразных материалов, дети обогащают свой сенсорный опыт. К тому же при использовании различных материалов можно создать ситуацию свободного выбора, так необходимую в творческой деятельности. Рисовать можно не только карандашами и кистью.
Работа с использованием нетрадиционных техник рисования показывает положительную динамику, которая проявляется в продуктивной деятельности детей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация ФГТ в ГБДОУ. Примерное перспективное планирование.Использование нетрадиционной техники в совместной деятельности по рисованию, с детьми среднего дошкольного возраста.
Цель: использование нетрадиционной техники по рисованию с детьми среднего дошкольного возраста.Поставленная цель привела к решению следующих задач:Раскрыть значение техники изображен...
Влияние нетрадиционных техник в изобразительной деятельности на развитие детей с ограниченными возможностями здоровья
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство всестороннего развития детей с множественными проблемами развития....
Влияние нетрадиционных техник,в изобразительной деятельности на развитие детей с ограниченными возможностями здоровья
В группу компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом поступают дети разные как в психическом , так и физическом развитии. Это дети с проблемами в интеллектуальном развитии, дети с двиг...
"Методы и приемы нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей"
Данная статья поможет педагогам познакомиться с методами и техниками нетрадиционного рисования....
Использование методов нетрадиционной техники в изобразительной деятельности с детьми 2-3 лет.
интегрированное занятие по изобразительной деятельности...
Конспект организации образовательной деятельности по образовательной области « Художественно - эстетическое развитие » с использованием нетрадиционной техники по изобразительной деятельности (рисование) «Путешествие в мастерскую художника»
Конспект организации образовательной деятельности по образовательной области « Художественно - эстетическое развитие » с использованием нетрадиционной техник...
Организованная образовательная деятельность в старшей группе с использованием нетрадиционной техники в изобразительной деятельности.
Цель: развитие у детей изобразительных умений и навыков, используя нетрадиционные приемы при изготовлении открытки для мамы.Задачи:-расширять и уточнять знания детей о рябине, узнавать её по внеш...