Нетрадиционные техники в Изо деятельности.
статья

Изобразительная, художественно-продуктивная деятельность является одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_na_sayt_pechat_20.docx21.83 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ Детский сад № 93

г.Магнитогорск

Челябинской области

Воспитатель: Гайфуллова Айзада Качаубаевна

Нетрадиционные техники  в изо деятельности.

Одна из основных задач педагогической теории и практики на современном этапе - воспитать счастливого, гармонично развитого человека, развить в нём чувство радости существования, доверия к миру, способствовать формированию творческой личности. Решение этой задачи начинается уже в дошкольном возрасте. Сегодня всё большее внимание уделяется развитию творческих способностей детей дошкольного возраста. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Отсюда возникает необходимость активизировать творческую познавательную и практическую деятельность детей.

Нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции "творца". Детство – это период усиленного развития, изменения и обучения – такое определение дала психолог Л.Ф. Обухова. Она пишет, что это период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе "процесс развития"  .Детство является наиболее благоприятным для развития творчества. Развитие творчества – это один из "мостиков", ведущих к развитию художественных способностей. К сожалению, современная массовая "школа" еще сохранила нетворческий подход к усвоению знаний. Часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению приемов действия, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. Изобразительная деятельность в современных исследованиях трактуется как одна из форм художественного освоения ребенком окружающей действительности, в процессе которой он при помощи художественных средств отображает мир  В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается значение изобразительным творчеством для интеллектуального, художественного развития детей в дошкольном возрасте. Ведь, именно в изобразительной деятельности происходит становление художественного творчества, развитие которого возможно без обучения детей способам воплощения замыслов, передачи предметов, явлений. Это обучение направлено на создание детьми художественного образа и находится в тесной зависимости от развития способностей к изобразительной деятельности.
        Формирование творческого мышления – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду.

 Во время работы идет формирование творческого мышления у детей дошкольного возраста через знакомство с нетрадиционными способами изодеятельности.

 Для достижения цели поставлены задачи:

  • Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками изодеятельности.
  • Сформировать у детей технические навыки рисования.
  • Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные художественные техники.

      Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных средств является наиболее благоприятной для развития творческого мышления  детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

В изобразительном же искусстве под техникой (от греч. technike – искусная и techne – искусство, мастерство) понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение.[
Нетрадиционные изобразительные техники – это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приемы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе

        К нетрадиционным техникам рисования относятся:

  • тычок жесткой полусухой кистью,
  • рисование пальчиками,
  • рисование ладошкой,
  • оттиск пробкой,
  • оттиск печатками из картофеля,
  • обрывание бумаги,
  • скатывание бумаги,
  • оттиск поролоном,
  • оттиск пенопластом,
  • оттиск печатками из ластика,
  • оттиск смятой бумагой,
  • восковые мелки + акварель, свеча + акварель,
  • печать по трафарету,
  • монотипия предметная,
  • «знакомая форма — новый образ»,
  • черно-белый граттаж (грунтованный лист),
  • кляксография обычная,
  • кляксография с трубочкой,
  • кляксография с ниточкой,
  • набрызг,
  • отпечатки листьев,
  • тиснение,
  • акварельные мелки,
  • тычкование,
  • цветной граттаж,
  • монотипия пейзажная.

 Из вышерассмотренного вытекает определение нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться
Новизна - приобщение детей к художественному творчеству посредством нетрадиционных техник рисования в образовательной области «Художественное творчество»

Главное – создание и систематическое обогащение  художественно-эстетической развивающей среды.

Результативность – сформировать у детей интегративные качества:

-  овладевший необходимыми умениями и навыками;

-  овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности;

- способный решать интеллектуальные и личностные задачи(проблемы) адекватные возрасту;

-  любознательный, активный.

  Работу  с использованием нетрадиционных техник нужно начинать  с младшей группы по принципу «от простого к сложному».

  • рисование пальчиками
  •  рисование  ладошками
  • рисование тычками из поролона
  • ватными палочками
  • печатание листьями
  • оттиск печатками из картофеля
  • В средней группе:
  •  рисование пальчиками
  • рисование ладошками
  • рисование тычками из поролона
  • ватными палочками
  • печатание листьями
  • рисование свечой
  • тычок жесткой полусухой кистью.
  • печать поролоном;
  • печать пробками;
  • восковые мелки + акварель;
  • свеча + акварель;
  • отпечатки листьев;
  • рисунки из ладошки;
  • рисование ватными палочками;
  • волшебные веревочки.

В старшей группе нетрадиционные техники:

кляксография с трубочкой

монотипия

набрызг

восковые мелки + акварель

оттиск смятой бумагой

рисование поролоном

гравюра оттиск пробкой, поролоном, пенопластом

тиснение

тычок жесткой полусухой кистью

рисование по сырому

черно-белый граттаж

кляксография с ниткой
рисование песком

рисование мыльными пузырями

рисование мятой бумагой  

монотипия пейзажная

печать по трафарету

монотипия предметная

кляксография обычная

пластилинография

свеча + акварель

В подготовительной группе

кляксография с трубочкой

монотипия

набрызг

восковые мелки + акварель

оттиск смятой бумагой

рисование поролоном

гравюра

оттиск пробкой, поролоном, пенопластом

тиснение

тычок жесткой полусухой кистью

рисование по сырому

черно-белый граттаж

кляксография с ниткой

батик

рисование солью

расчёсывание краски

двойное примакивание кисти

печать по трафарету

монотипия предметная

чёрно-белый граттаж

кляксография обычная

кляксография с ниточкой

набрызг

акварельные мелки

тычкование

цветной граттаж

монотипия пейзажная
Современные техники изобразительного творчества развивают у детей: логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание, уверенность в себе. В процессе обучения рисованию педагог должен понимать, что дети познавая свойства и качества разнообразных материалов, дети обогащают свой сенсорный опыт. К тому же при использовании различных материалов можно создать ситуацию свободного выбора, так необходимую в творческой деятельности. Рисовать можно не только карандашами и кистью.
 Работа  с использованием нетрадиционных техник рисования показывает положительную динамику, которая проявляется в продуктивной деятельности детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ в ГБДОУ. Примерное перспективное планирование.Использование нетрадиционной техники в совместной деятельности по рисованию, с детьми среднего дошкольного возраста.

Цель:  использование нетрадиционной техники по рисованию с детьми среднего  дошкольного возраста.Поставленная цель привела к решению следующих задач:Раскрыть значение техники изображен...

Влияние нетрадиционных техник в изобразительной деятельности на развитие детей с ограниченными возможностями здоровья

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство всестороннего развития детей с множественными проблемами развития....

Влияние нетрадиционных техник,в изобразительной деятельности на развитие детей с ограниченными возможностями здоровья

В группу компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом поступают дети разные как в психическом , так и физическом развитии. Это дети с проблемами в интеллектуальном развитии, дети с двиг...

"Методы и приемы нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей"

Данная статья поможет педагогам познакомиться с методами и техниками нетрадиционного рисования....

Конспект организации образовательной деятельности по образовательной области « Художественно - эстетическое развитие » с использованием нетрадиционной техники по изобразительной деятельности (рисование) «Путешествие в мастерскую художника»

Конспект организации образовательной деятельности по образовательной области « Художественно - эстетическое развитие »  с использованием нетрадиционной техник...

Организованная образовательная деятельность в старшей группе с использованием нетрадиционной техники в изобразительной деятельности.

Цель: развитие у детей изобразительных умений и навыков, используя нетрадиционные приемы при изготовлении открытки для мамы.Задачи:-расширять и уточнять знания детей о рябине, узнавать её по внеш...