«Формирование творческой личности» (опыт работы)
статья
«В каждом ребёнке лучик солнца таится,
Ему лишь нужно помочь пробудиться»
Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызвала огромный интерес людей во все времена.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_opyta_raboty_afonina_n_a_kopia.docx | 28.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское Государственное Автономное Дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 15
Колпинского района Санкт-Петербурга»
«Формирование творческой личности»
(опыт работы)
Воспитатель: Афонина Наталия Александровна
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
«Формирование творческой личности»
«В каждом ребёнке лучик солнца таится,
Ему лишь нужно помочь пробудиться»
Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызвала огромный интерес людей во все времена.
В прошлом, у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растёт, а всё большая часть исполнительской деятельности автоматизируется, становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека о чем и говорится во ФГОС ДО.
В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности, применяю продуктивные виды деятельности (лепка, аппликация, рисование и т.п., в том числе в нетрадиционных техниках).
Работая с детьми дошкольного возраста в течение нескольких лет, обратила внимание на результаты диагностик по изобразительной деятельности. Дети хорошо осваивают приемы и способы рисования, лепки, аппликации, повторяя за воспитателем, но при этом не проявляют в своих работах творчество. Подводя итоги, я понимала, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала углубленно изучать методическую литературу. Я заинтересовалась нетрадиционными способами рисования и ручного труда, с помощью которых возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. На мой взгляд, использование нетрадиционных техник в системе необходимо взять за основу для развития творческой деятельности воспитанников.
Поэтому тема моего опыта работы: «Развитие творческих способностей детей, через нетрадиционные техники рисования и ручного труда»
Цель: на основе инициативы и самостоятельности развивать творческие способности детей с использованием нетрадиционных техник рисования и ручного труда.
Слайд 4
Я поставила перед собой задачи:
Самой главной задачей я считаю
- развитие детской инициативы и самостоятельности;
-развивать художественный вкус, творчество, фантазию, наблюдательность и воображение ;
- развивать и совершенствовать творческие способности у детей, оригинальность подхода к решению задач;
- развивать желание экспериментировать;
- расширять представления детей о нетрадиционных способах рисования и ручного труда;
- формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ;
- научить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы выражения;
- совершенствовать мелкую моторику рук.
В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности, применяю продуктивные виды деятельности (лепка, аппликация, рисование и т.п., в том числе в нетрадиционных техниках).
Идея моего опыта – сформировать у дошкольников способности творчески выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования и ручного труда.
Главный смысл - это развитие личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала, основанное на принципах сотрудничества и сотворчества со взрослым.
Новизна опыта заключается в том, что в процессе продуктивной деятельности с использованием нетрадиционных техник формируются такие важные качества личности, как умственная активность любознательность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, учится проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности.
Адресность опыта. Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям, студентам педагогических колледжей.
Свою работу по формированию творческих способностей, используя нетрадиционные техники рисования и ручного труда, я построила поэтапно:
1 этап - «Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности» - 2я младшая и средняя группа.
2 этап - «Развитие творческих способностей детей посредством ручного труда» - старшая и подготовительная группа.
У дошкольников огромный потенциал фантазии, который с возрастом снижается, поэтому свою деятельность строю так, чтобы удержать и развить этот потенциал, сформировать и усовершенствовать уникальные детские способности.
Для этого разработала свою модель развития художественно-творческих способностей детей в изобразительной деятельности:
- Демонстрация образца творческой деятельности (процесс творения на глазах у детей).
- Совместное творчество взрослого (педагога) и детей.
- Творчество детей с минимальной помощью взрослого.
- Самостоятельное творчество детей.
Свою работу с детьми я начала в 2015 с детьми второй младшей группы.
Первый этап моей работы «Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности». Работа велась в течение двух лет с детьми от 3 до 5 лет.
В процесс обучения я включаю самые необычные средства изображения: размывание краски пальцами, рисование воском, мылом, песком, солью, нитками, пластилином, манкой, по ткани (батик), по наждачной бумаге, по клею, а также комбинируя разные материалы: коктейльные трубочки, парафиновую свечку, расчёску, зубную щётку, ватную палочку. Использую смешанные изобразительные техники: рисование солью + рисование пальчиками + рисование ватными палочками + набрызг. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов: рисовать не кисточкой, а ватной палочкой, да ещё и подуть на краску можно через трубочку.
Техники, которые я использовала в работе с детьми второй младшей группы 3-4 лет:
- Пальчиковое рисование: «Лебеди»
- Тычок жесткой кистью: «Лесные звери зимой»
Помимо этого использовались техники: оттиск, Рисование по сырой бумаге,
рисование крупой, рисование нитками.
Техники, которые я использовала в работе с детьми средней группы возраста 4-5 лет:
- Пуантилизм. Ватные палочки: «Волшебные листочки»
- Рисование свечой: «Морозные узоры»
- Граттаж. Восковые мелки: «Волшебные цветы»
- Кляксография: «Осьминожки»
- Штампование: «Полет в космос»
- Батик. Роспись по ткани: «Подарок Фее цветов»
Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая работоспособность на протяжении всего времени, отведённого на выполнение задания.
В группе, с которой я работала, 24 ребенка. Их рисунки сейчас отличаются разнообразием, высокой техничностью, оригинальностью, широким выбором выразительных средств, дети не боятся экспериментировать, пробовать, придумывать свои рисунки, комбинируя несколько техник.
Второй этап: «Развитие творческих способностей детей посредством ручного труда», начала в 2017 году с детьми старшего дошкольного возраста.
Для ручного труда, я использую не только бумагу, но и различные материалы: бросовый материал, газеты, нитки, пластилин, использованные и природные материалы, нитки, ткани, для того, что бы сформировать у дошкольников познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности, приобщить детей к миру технического и художественного изобретательства; развить эстетический вкус, конструкторские навыки и умения. Я считаю, что нетрадиционные техники в продуктивной деятельности - это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Техники, которые я использовала в работе с детьми старшего дошкольного возраста 5-7 лет:
- Рамка из медицинских шпателей «Портрет моей бабушки»
- Объёмная аппликация «Открытка для мамы»
- Пластилинография на коробках из под дисков «Угадай, что за зверь?»
- Ёлочная игрушка, в технике декупаж.
- Изготовление птичек из шерстяных ниток.
Поделка - копилка из картонных стаканчиков.
- «Волшебное дерево» рисование мятой бумагой.
- Рисование гуашью на клее ПВА«Снежинки-льдинки»
Рисование-экспериментирование на молоке
Техники, которые планирую использовать в работе с детьми подготовительной группы:
Аппликация с использованием бросового материала.
Аппликация с использованием пены для бритья и клея ПВА.
Арт-панно «Зайчик»
Рисование по соли
Работая с ребенком, неизбежно сотрудничаешь с их родителями. Провожу для родителей консультации и беседы, занятия, развлечение, дни открытых дверей, посиделки, мастер - классы. Приобщение родителей к творческой деятельности детей по моим наблюдениям способствует воспитанию стремления поддерживать семейные традиции, умению учиться добродетелям у тех, кто ими обладает, развивать интерес к творческой деятельности. С этой целью был организован и проведен мастер-класс для родителей «Фотоальбом» в технике скрапбукинг. Планирую провести мастер-класс для родителей с детьми «Семейное дерево», где работа выполняется с использованием природного и бросового материала.
За истекший период второго этапа определились результаты: у детей сформировался интерес к итогам своей работы, они стали внимательнее, аккуратнее, усидчивее, научились обдумывать замысел, мотивировать выбор изобразительных средств, научились самостоятельно создавать художественные образы, ставить цели и выполнять их.
Таким образом, использование нетрадиционных техник в изобразительной и продуктивной деятельности, способствует всестороннему развитию детей. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Работы детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Дети обрели уверенность в себе. Показателем и результатом работы можно считать то, что мы с детьми постоянно устраиваем творческие выставки , украшаем группу своими работами, готовим подарки взрослым к праздникам.
Самое главное в моей работе - это каждый день удивлять детей новыми идеями, интересовать незнакомыми фактами, учить проявлять любознательность, развивать мышление и фантазию, совершенствовать навыки и умения, просто любить, дарить им счастливые дни детства и не мешать познавать мир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Роль театра в работе с неуверенными детьми по формированию творческой личности."
Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного п...
Консультация для воспитателей Формирование творческой личности ребенка и развитие речи детей средствами театрализованной деятельности.
Консультация для воспитателейФормирование творческой личности ребенка и развитие речи средствами театральной деятельности.Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека – эт...
"Формирование творческой личности ребенка и развитие речи средствами театральной деятельности"
Консультация для воспитателей...
Творческая работа «Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности»
«Формирование творческой личности ребенка средствамитеатральной деятельности» Содержание:1. Актуальность данной проблемы.2. Цели и задачи работы по формированию творческой личности ребёнка ...
Статья «Формирование творческой личности посредством театральной деятельности». ( из опыта работы)
В данной статье решаются проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности. Основным направлением становления и развития коммуникат...
Обобщение опыта работы «Формирование творческой личности воспитанников через досуговую деятельность»
Досуг - это специфическая форма, организация свободного времени воспитанников, в котором он реализует свои интересы....