Обобщение опыта работы «Формирование творческой личности воспитанников через досуговую деятельность»
учебно-методическое пособие на тему
Досуг - это специфическая форма, организация свободного времени воспитанников, в котором он реализует свои интересы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 35.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы «Формирование творческой личности воспитанников через досуговую деятельность»
В своем послании Федеральному собранию в 2014 году Президент России В.В. Путин отметил, что каждый ребёнок, подросток должен иметь возможность найти себе занятие по душе. В становлении личности решающую роль играет социальная среда и атмосфера, в которую попадает человек. Личность невозможна вне социальной деятельности и общения. Только включаясь в процесс исторической практики, индивид проявляет социальную сущность, формирует свои социальные качества, вырабатывает ценностные ориентации. Развитие личности включает в себя развитие разных ее сторон. Это и физическое, и интеллектуальное, и политическое, и правовое, и нравственное, и экологическое, и эстетическое развитие. Наиболее благоприятные условия для формирования ценных качеств личности создает группа высокого уровня развития - коллектив. Начиная с подросткового периода развития, все большее значение для детей приобретают встречи и внешкольные интересы. Социальная ценность этих новых общностей в том, что ребенку нужно адаптироваться в ней, найти в себе возможности защитить и утвердить свою индивидуальность и быть интегрированным в ней. В настоящее время существует значительное количество подростков, не занятых в свободное от учебы время, значит, все свободное время они проводят «впустую». Отсюда вытекают последствия не занятости, и появляется больше возможности для совершения поступков, не одобряемых обществом. Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время занятость подростков играет большую роль в социуме. В зависимости от того, как реализует себя ребенок в социуме, зависит его будущее и будущее других. Очень важно уделять большое внимание ребенку и тому, чем ребенок занимается, что его интересует, каковы его взгляды, способности, какого отношение ребенка к окружающему миру, что он хочет достичь в своей жизни. Поэтому и педагогам и родителям очень важно заботиться о будущем своего ребенка, заботиться о том, чтобы ребенок получил профессиональное образование и смог реализовать себя в обществе. Именно в подростковом возрасте у ребенка складываются жизненные установки, взгляды.
Досуг – деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Раз досуг – деятельность, то это означает, что он не пустое время провождение, не простое бездельничанье и вместе с тем не по принципу: «что хочу, то и делаю». Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия – вот чем и еще многим другим может быть занят он в свободное время. Самой распространенной формой проведения досуга подростка является общение. Поэтому, начиная с подросткового периода развития, все большее значение для детей приобретают встречи и внешкольные интересы. Социальная ценность этих новых общностей в том, что ребенку нужно адаптироваться в ней, найти в себе возможности защитить и утвердить свою индивидуальность и быть интегрированным в ней. На формирование личности оказывают влияние факторы трудовой деятельности, общественный характер труда, его предметное содержание, форма коллективной организации, общественная значимость результатов, технологический процесс труда, возможность для развертывания самостоятельности, инициативы, творчества. Воспитание играет решающую роль в развитии личности, оно оказывает влияние на внутреннее стимулирование ее активности в работах над собой, то есть в саморазвитии.
Досуг – это специфическая форма, организация свободного времени воспитанников, в котором он реализует свои интересы. Досуг, под руководством воспитателя – внеурочная деятельность в социально-реабилитационном центре.
В наше время тема «Формирование творческой личности воспитанников через досуговую деятельность» очень актуальна, потому что досуг очень важен в жизни детей. Для того, чтобы ребёнок мог активно проводить своё свободное время с пользой для себя и окружающих. Досуг может стать важным фактором физического и нравственного развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье, способствуют выходу из стрессов и мелких беспокойств. Особая ценность оптимально организованного для ребёнка досуга заключается в том, что он может помочь ребенку реализовать то лучшее, что в нем есть, открыть в себе новые творческие способности. Наибольшие возможности для достижения данной цели предоставляет свободное от уроков время, поэтому в этот период времени дети восстанавливают здоровье, развивают творческий потенциал, удовлетворяют свои индивидуальные интересы, отдыхают от учёбы в школе. Таким образом, проблема организации детского досуга во внеурочное время является актуальной. Дети не умеют оптимально использовать свободное время для своего личностного развития. Поэтому развитием досуговой деятельности для ребят нужно уделять большое внимание.
Цели:
- Организация деятельности, направленной на удовлетворение разнообразных познавательных и деятельностных потребностей воспитанников;
- Раскрытие их способностей и организаторских, деловых и личных качеств;
- Создание условий для творческого самоопределения, используя понятия и способы личностно ориентированного, продуктивно обогащенного воспитательного процесса.
Задачи:
- Приобщение воспитанников к ценностям культуры своего народа.
- Развитие интересов, склонностей, духовных потребностей детей.
- Создание условий для самореализации .
Формы и методы организации досуговой деятельности детей.
К методам досуговой педагогики относятся: методы игры и игрового тренинга, методы театрализации, методы состязательности, методы равноправного духовного контакта, методы воспитывающих ситуаций, методы импровизации.
- Первый метод - метод игры и игрового тренинга.
Игра – это самостоятельный и законный для детей и подростков вид деятельности. Игра, как мультфильм, сказка, очень часто повторяется в жизни ребенка, является его воспитательным тренингом. В игре можно легко выявляются антипатии и симпатии , например если в игре они выбирают, кого то из своих сверстников, показывают свои предпочтения («Третий лишний», «Ручеек», «Колечко» и др.). Игра помогает выявлять знания и интеллектуальные способности учащегося (викторины «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Самый умный», конкурсы, интеллектуально-познавательные игры и др.). Игры определяют уровень развития организаторских способностей учащихся, также определяют их физические способности: силу, быстроту реакции, ловкость, гибкость, выносливость и др.
- Методы театрализации.
Досуговая деятельность воспитанников имеет огромное множество сюжетов и социальных ролей. Непринуждённое общение детей может быть в виде различных вечеринок, «капустника», «театральной гостиной», русских посиделок «праздничного вечера» и др. Метод театрализации реализуется через костюмированные сценки, обряды, ритуалы, и т.п. Театрализация знакомит ребят с различными сюжетными ситуациями из жизни.
- Методы состязательности.
Состязание – это внутренний толчок для раскручивания творческих сил, стимулирование к поиску, реализации и открытию. Дети должны учиться состязаться. Досуговая деятельность всегда очень эмоциональна, поэтому она стимулирует крайние формы поведения: азарт, некое состояние эффекта, волнение, обиды и др. Например, очень низка культура «боления» болельщиков в детском спорте, состязаниях, коллективных играх. В этом случае нужно учить воспитанников достойно принимать победу соперников.
- Методы равноправного духовного контакта.
Эти методы основаны на совместной деятельности детей и взрослых, так сказать «на равных» во всем. Воспитатель и воспитанники – считаются равноправными членами школьных клубов, объединений, творческих кружков. В организации совместной досуга для детей и взрослых, которая основана на равноправном духовном контакте, в то же время нельзя забывать о так называемой «красной линии».
- Методы воспитывающих ситуаций.
Воспитывающая ситуация – это специально созданные педагогом условия для детей и подростков. Такие ситуации не должны быть надуманными. Они должны отражать жизнь со всеми её сложностями и трудностями. Педагог должен специально создавать условия для возникновения необходимой ситуации, но сама ситуация должна быть естественной. Важную роль для использования такого метода играет неожиданность. Для того чтобы воспитанник, который может ожидать определенной реакции педагога, заранее не готовил себя к сопротивлению и, действия для него были неожиданными.
- Методы импровизации.
Импровизация – это действие, которое не является осознанным и не подготавливается заранее, действие, которое получается экспромтом. В импровизации заложено имитационное поведение. Методы импровизации противопоставляются методам репетиционности. Метод импровизации служит для порождения азарта ребенка, развивает творчество.
Таким образом, для выбора того или иного метода досуговой педагогики нужно определить цели и задачи, а так же содержания досуговой деятельности, и конечно же выбор того или иного метода зависит от возрастных особенностей воспитанников и от форм организации досуговой деятельности школьников.
Многообразные виды досуговой деятельности классифицируют по нескольким группам:
- развлечения
- отдых
- самообразование
- праздник
- творчество
Считается, что отдых снимает усталость и напряжение, помогает расслабиться, служит для восстановления физических и психических сил. Он может быть как пассивным, так и включать в себя различные уровни и степень активности.
Развлечения в досуговой деятельности имеют компенсационный характер, исполняют роль психологической разрядки, эмоциональной разгрузки, обеспечивает как ребёнку, так и взрослому человеку смену впечатлений. Отдых и развлечения находят свою реализацию в праздниках. Праздники имеют некую связь между прошлым и настоящим, реализуются путем торжественного преображения действительности. Праздники служат для обновления значимых ценностей в переломные моменты истории и индивидуальной жизни, где человек, хотя бы на небольшой срок, свободен от повседневных дел, тревог, погружается в эмоционально насыщенную жизнь, испытывая подъем, получает возможность открытого выражения своих чувств. Самообразование как досуговая деятельность направлено на приобщение людей к ценностям культуры. Образовательная деятельность, развивает умственные способности, познавательные интересы, эстетические и нравственные чувства.
Творчество. Наиболее высокий уровень досуговой деятельности можно достичь в творчестве. Творчество, отвечающее глубинным потребностям человека в самовыражении, преобразовании действительности, поиске, экспериментировании, познании и изменении окружающего мира, помогает совершенствовать бытие, отношение к самому себе, создавать новое. Творческая досуговая деятельность ставит личность на новую ступень – от потребителя духовных ценностей до их создателя.
Виды досуга:
- пассивный (зрительский, слушательский) ;
- активный (деятельностный);
- организованный (педагогически правильно используемое свободное время);
- стихийный (нерегулированный процесс использования свободного времени);
- контролируемый и неконтролируемый;
- коллективный и индивидуальный;
- подражательный и творческий;
- опережающий (изыскательная перспективная деятельность) и нормативный (традиционно сложившиеся модели).
Все виды досуга, которые применяются в системе, имеют большое значение во всестороннем развитии личности ребёнка, поскольку он вовлекается в выполнение различных ролей и проявляет себя в разных позициях.
Досуговая деятельность по своему содержанию подразделяется на ряд принципиальных групп.
Первая группа несёт в себе функцию восстановления различных сил ребенка (прогулки на воздухе, спортивные мероприятия, подвижные игры, забавы, вечера отдыха, развлечения и др.)
Вторая группа – связана с повышением эрудиции, потребностями в духовных ценностях (чтение литературы, просмотр телепередач, посещение выставок, музея, театров и др.).
Третья – с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью (трудовая, спортивно-игровая, художественно-театральная и др.).
Четвертая группа реализует потребность подростка в общении (кружковая работа, клубные объединения, праздники, дискотеки и др.).
Пятая группа раскрывает целенаправленную творческую учебную деятельность детей (конкурсы, фестивали, зарница).
Итак, в процессе досуга реализуется удовлетворение потребностей детей и подростков, которые не могли быть удовлетворены в их учебной и трудовой деятельности.
Формы можно разделить на:
- кратковременные (продолжительностью от нескольких минут до нескольких часов);
- продолжительные (продолжительностью от нескольких дней до нескольких недель);
- традиционные (регулярно повторяющиеся).
По видам деятельности:
- учебной
- трудовой
- спортивной
- художественной деятельности.
По способу влияния педагога
- непосредственные
- опосредованные.
По количеству участников формы могут быть:
- индивидуальные (воспитатель – воспитанник);
- групповые (воспитатель – группа детей);
- массовые (воспитатель – несколько групп).
Успех мероприятия во многом зависит от самих участников, от их активности при проведении мероприятия, от подготовки реквизита, распределение ролей, музыкального сопровождения и т.д. Учащиеся охотно помогают в проведении школьных мероприятий. Но их активность во многом зависит от руководителя, от его умения пробудить интерес к мероприятию. Дети и подростки любят различные формы воспитательной работы в школе, такие как праздники, карнавалы, утренники, зарницы и т.д. Ребята активно принимают в них участие. Объясняется это тем, что здесь присутствуют сказочные элементы, театрализованные шествия и представления, яркие игровые зрелища, призы, подарки, дискотеки. Любой праздник несет в себе элемент отдыха. Но и есть также праздники, в которых рекреационно-развлекательный элемент является преобладающим. К таким праздникам относятся: праздники новогодней елки, осенний балл, т.д. Такое активное участие детей в организации и проведении праздников способствует воспитанию и формированию навыков и привычек культуры поведения, чувства коллективизма и товарищества.
Меняется время, становятся иными требования к педагогам и детям. Однако роль педагога – руководителя воспитательной работы с детьми не снижается. Сегодня он выполняет три взаимосвязанные функции: организует разнообразную деятельность, заботится о развитии каждого ребёнка, помогает детям в решении возникших проблем. Главное в работе педагога – содействие саморазвитию личности ребёнка, реализация его творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты детей, их нравственное воспитание. Дети чрезвычайно склонны к подражанию. Это даёт возможность воспитателю в присутствии других детей влиять на мнение и поведение отдельных ребят. Однако необходимо учитывать, что мнение, высказанное детьми, для них порой важнее мнения учителя. В ходе мероприятий создаются условия, которые способствуют улучшению результатов педагогической работы. А так же поддерживают естественную доброжелательную атмосферу общения. Развлекательно-познавательные мероприятия не должны быть назидательными.
При подготовке досугового мероприятия педагог должен:
- определить его тему и задачи, наметить время и место проведения;
- разработать план подготовки и проведения мероприятия;
- определить ключевые моменты мероприятия;
- выбрать участников его подготовки, распределить задания между участниками и группами.
Можно использовать следующие формы досуговых мероприятий:
- беседы;
- дискуссии;
- встречи с интересными людьми;
- викторины по различным областям знаний;
- КВН;
- театрализации;
- читательские конференции.
Целесообразно включать в эти мероприятия задания и игры на развитие памяти, внимания и мышления, которые способствуют лучшему усвоению материала в процессе учебной деятельности.
Анализ результатов анкетирования детей.
Было проведено анкетирование на тему «Досуговая деятельность в условиях СРЦ». Были опрошены воспитанники социально-реабилитационного центра в количестве 14 человек.
- Вопрос - « Чем ты любишь занимаеться в свободное время?».
Воспитанники школьного возраста ответили:
- Гулять на свежем воздухе – 7
- Смотреть телевизор – 5
- Читать книги – 0
- Играть в компьютер (телефон) – 7
- Заниматься спортом – 4
- Рисовать – 4
- Делать уроки – 2
- Ходить в секции, кружки – 3
- Экскурсии - 2
- Участвовать в проведении праздников и развлечениях - 6
Можно сделать вывод, что школьники по-разному проводят свой досуг. Многие любят сидеть за компьютером или телевизором, одним нравится гулять на свежем воздухе, другим реализовывать себя в спорте или творчестве, что является хорошим фактором для формирования творческой личности.
Дошкольники:
- Гулять на свежем воздухе – 8
- Смотреть мультфильмы – 5
- Слушать сказки – 4
- Играть в игровом уголке – 3
- Заниматься лепкой, рисованием, аппликацией, разукрашиванием – 4
- Играть в настольные и сюжетно-ролевые игры- 3
- Заниматься с музыкальным руководителем – 6
- Экскурсии по посёлку – 6
- Учить стихи и песни – 5
- Участвовать в проведении праздников и развлечениях- 6
Дошкольники любят гулять на свежем воздухе, учить стихи и песни, заниматься творчеством, т. е. лепить, рисовать, разукрашивать, заниматься аппликацией, одним нравятся экскурсии, а другим играть в настольные и сюжетно-ролевые игры, что тоже очень хорошо для развития творческой личности. В результате проведённого анкетирования был сделан вывод о том, что дети любят мероприятия и различные праздники. Итак, можно сделать вывод что, досуг – это организация свободного времени ребенка, в котором он реализует свои интересы. Правильно организованная досуговая деятельность важна как в рамках социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, так и дома. Педагоги и родители должны помогать детям в организации досуговой деятельности и принимать активное участие. В рамках СРЦ могут организовываться различные виды досуговой деятельности, которые формируют творческую личность ребенка. Педагогами детского центра проведено не мало экскурсий , развлечений и праздников, таких как празднование Нового года, Рождества Христова, Дня рождения детского центра, 8 марта, 23 февраля, праздник Пасхи, Дня победы, Дня защиты детей, На Ивана на Купала, День воспитателя, Зов джунглей, Осенины и т.д.
Заключение:
По средствам досуговой деятельности дети развиваются и формируется личность. Предпочтения современных детей постоянно меняются с учётом возраста и влияния общества. В данной работе были выявлены предпочтения ребят в выборе досуга, и оказалось, что каждый ребёнок индивидуален, и каждый выбирает себе досуг, исходя из интересов. Многие дети занимаются творческой деятельностью и для них досуг это – спортивные игры, занятие музыкой и пением, творческая деятельность в виде рисования, лепки, аппликации, прослушивания музыки, просмотр телепередач и художественных фильмов и т.д. Исходя из этого, можно сделать вывод о перспективности дальнейшей работы с детьми с целью достижения более высокого уровня сформированности творческой личности детей.
Воспитание творческой личности - насущное требование современного мира. Решая ее, необходимо отталкиваться, прежде всего, от индивидуальности учащегося. Это значит, что заказчиком должны выступать не государство, не система образования, а сама личность ребёнка. Задачи воспитания должны ставиться не в категориях конечного результата, а как задачи развития мотивов ребенка с учетом его возраста, а средства воспитания должны подбираться с точки зрения эффективного их воздействия как на память, так и на мышление, воображение, эмоции. К совершеннолетию ребенок должен обладать собственно творческими качествами, в первую очередь общечеловеческими, которые в не меньшей степени характеризуют творческую личность. А именно:
Нравственными качествами: честность, социальная активность, коллективизм и т.д., обеспечивающими отношение человека к окружающему миру, обществу, людям, себе. Иначе говоря, успешная социализация.
Интеллектуальными качествами: рациональность, логичность, остроумие, эрудированность (с учетом вышесказанного), ведущими к осмыслению и систематизации информации, на основе которой формируется мировоззрение, сознание и самосознание, осмысление жизненных целей.
Волевыми качествами: целеустремленность, самообладание, самостоятельность, независимость, направленными на психическую саморегуляцию поведения, на изменение деятельности в связи с изменившимися обстоятельствами, связь между внутренним состоянием и средой.
Эмоциональными качествами: человеколюбие, оптимизм, способствующими обогащению внутреннего мира человека, открытость.
Совокупность, указанных качеств, их единство ведет к образованию целостности, имя которой Творческая Личность.
Список литературы:
- Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года.
- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года N 1726-р.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В.В. Давыдова - М.: Педагогика-Пресс, 1996.
- «Досуговая педагогика» Автор. Исаева И.Ю. Издательство. Флинта. 2010г.
- Научно-методический журнал «Начальное образование». Статья «Организация досуга в начальной школе», автор З.А.Александрова воспитатель ГПД ГОУ «Центр образования № 118», г. Москва, журнал № 4, 2010г.
- Аванесова Г.А. «Культурно – досуговая деятельность: Теория и практика организации» Аспект Пресс, 2006.- 236с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие творческой личности дошкольника через театрализованную деятельность» (из опыта работы)
Театр - синтез искусств. Музыка, хореография, актёрское искусство, изобразительное творчество – компоненты, из которых состоит сценическое действо. Кроме того, детский театр является эффективным средс...
Обобщение опыта работы «Формирование экологического сознания детей через общение с окружающим миром»
«Формирование экологического сознания детей через общение с окружающим миром»...
Обобщение опыта работы «Формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья творческих способностей через нетрадиционную технику рисования»
Ведущая идея моей работы: развитие творческого потенциала, индивидуально выраженных способностей детей с ОВЗ через освоение различных художественных материалов и техник....
Обобщение опыта работы «Формирование коммуникативных навыков посредством театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста»
Одним из основных направлений, развития коммуникативной компетентности является театрально-игровая деятельность в детском саду. Именно она позволяет развить у ребенка выразительность речи, повысить ...
Обобщение опыта работы «Формирование речевых способностей детей раннего возраста через приобщение малых фольклорных форм»
Ранний дошкольный возраст- это период активного условия ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Существенную роль в проце...
обобщение опыта работы "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры"
обобщнеие работы по математическому развитию...
Из опыта работы «Формирование познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста через проектную деятельность»
В материале показаны приемы формирования познавательно-творческих способностей детей через использование метода проектов....