ДОКЛАД на тему: «Роль экологической тропы в развитии детей дошкольного возраста»
методическая разработка

Васина Елена Михайловна

консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_tropa.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ детский сад №20 с.Борисово

ДОКЛАД

на тему: «Роль экологической тропы в развитии детей дошкольного возраста»

                                                     Выполнила: воспитатель МДОУ №20

                                                     Васина Елена Михайловна

2019

Экологическое воспитание необходимо для гармоничного развития детей дошкольного возраста. Одним из важнейших условий формирования экологических представлений — это непосредственное наблюдение за объектами и явлениями в живой природе. Название - «экологическая тропа» можно понимать, как «мы изучаем природу» и как «природа учит нас».

Экологическая тропа, созданная на территории детского сада, выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Совместная работа детей, родителей и педагогов на экологической тропе, оказывают особое эмоциональное воздействие на дошкольников, и помогают по-новому посмотреть на окружающий мир.

Главная задача тропы – пробудить у ребенка любовь к природе. На экологической тропе дети могут глубже и на наглядной основе изучать, беречь и любить  природу, через тропу дети учатся оценивать воздействие человека на природу, через тропу воспитывается экологическая культура поведения детей, как часть общей культуры, взаимоотношений людей друг с другом и отношение человека к природе.

Особенность процесса экологического воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе непринужденного усвоения информации, ценностных ориентации и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается это путем органического сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту тропы.

Последовательность действий по созданию тропы может быть следующей:

- детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;

- составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов;

 -для повышения интереса детей к занятиям на тропе педагог совместно с ними выбирает «хозяина (или хозяйку) тропинки» — сказочного героя (Боровичка, Лесовика и т. п.). Этот персонаж помогает проводить занятия на тропинке, его можно изобразить на всех табличках, в частности, на начальной точке (где он «встречает» ребят) и на последней (где он «прощается» с ними). Периодически этот персонаж «оживает», посылает детям письма-задания, участвует в театрализованных праздниках;

- фотографирование объектов и описание всех точек по схеме;

- изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек;

- составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.

При организации работы на экологической тропе можно использовать различные методы и формы:

1.Беседы с включением игровых ситуаций.

2.Наблюдения за объектами живой и неживой природы с последующими зарисовками и составлениями схем.

3.Трудовая деятельность.

4.Исследовательская деятельность.

5.Экологические праздники, развлечения, викторины.

6.Дидактические и подвижные игры.

7.Детская проектная деятельность.

Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе.

Был организован Муниципальный конкурс «Экологическая прогулка» где наш детский садик занял 1 место. Хочу поделиться видеороликом этой прогулки с вами.

Объекты тропинки дают большие возможности для сенсорного развития ребенка, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, инсценировок с участием хозяина тропинки, эмоционального развития детей, в частности, формирования чувства близости к природе и сопереживания живым организмам.

Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы - включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников. Создание тропы начинается с разработки маршрута на бумаге и планирования экологических объектов. Путешествуя от одного объекта к другому, дети выполняют задания педагога.  

Наша экологическая тропинка состоит из:  

1 ОБЪЕКТ «Озеро» даёт познания о жителях и растениях водоема, наблюдение за ними. Привлекает детей к посильному труду у водоема (уборка мусора, частичная замена воды).

2 ОБЪЕКТ «Сельский дворик» для знакомства детей с домашней птицей и домашними животными, их особенности внешнего облика, поведения, их способы передвижения, повадки, что и как они едят, какую пользу приносят человеку, представление о содержании и кормлении домашних животных, понимать, что жизнь этих животных тесно связана с человеком.

3 ОБЪЕКТ «Метеостанция» – площадка для организации, наблюдений и изучения явлений природы (осадки, направление ветра). При пользовании простыми приборами, помогающими определять погоду, развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщения, – все это для общего развития ребенка.

4 ОБЪЕКТ «Зайкина площадка» центр песка и воды помогает организовать познавательно исследовательскую деятельность детей.

5 ОБЪЕКТ «черепаха Тортилла» клумба - особого назначения (с растениями-бархатцами). Который участвовал в Муниципальном конкурсе «Калейдоскоп цветов» занявший 2 место. К вашему вниманию продемонстрирую презентацию клумбы.

6 ОБЪЕКТ «Центр тактильного ощущения» дети могут на ощупь определять  различныу виды природных материалов.

7 ОБЪЕКТ «Огородник» - мини-огород с овощными культурами для получения достоверных знаний и практических навыков по уходу за растениями. Работа на участке поможет развить такие качества, как наблюдательность и трудолюбие.

Оснащенная таким образом эколого-развивающая среда позволяет работать с целым коллективом детей, подгруппой или индивидуально. Она служит не только объектом и средством деятельности ребенка, но и предоставляет возможности для формирования познавательных интересов, социально-нравственных и эстетических чувств воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на общем родительском собрании на тему «Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста»

Вэтом выступлении говорится о роли подвижных игр в умственном, нравственном воспитании,отом, что подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и ...

ТЕМА «Роль детской поэзии в развитии детей дошкольного возраста».

 В развитии  ребенка, его  интеллектуальных  способностей и чувства  языка  важную  роль играет чтение вслух.  Ребенок с самого раннего возраста  сп...

Самообразование на тему: «Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста».

Детям младшего дошкольного возраста выполнение игровых заданий доставляет большое удовольствие. Играя, ребенок упражняется в различных действиях. С помощью взрослых он овладевает новыми, более сложным...

Доклад на тему "Физиологическое становление и особенности развития детей дошкольного возраста".

Физиология развития ребенка концентрирует свой интерес на тех этапах, которые представляют наибольший интерес для воспитателя, педагога, школьного психолога:...

Доклад выступления на педагогическом совете в школе по теме: «Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста»

Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она воспитывает воображение, дает прекрасные образцы русск...

«Роль экологической тропы в развитии детей дошкольного возраста»

Экологическое воспитание необходимо для гармоничного развития детей дошкольного возраста. Одним из важнейших условий формирования экологических представлений — это непосредственное наблюдение за...