Методические рекомендации по организации игрового взаимодействия детей старшего дошкольного возраста.
учебно-методическое пособие (старшая группа)
Организация игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте является важным этапом в развитии детей. Именно в этом возрасте можно разглядеть будущую профессию ребёнка, его интересы и первые проблемы. Как правильно? Что для этого необходимо? И много разных вопросов возникает в процессе подготовки к игре, ее организации, подборке оборудования. Ведь игра станет более интересной и "настоящей" если продумать и подготовить все по правиалм.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации
по организации игрового взаимодействия
детей старшего дошкольного возраста.
Игра – важное средство самовыражения детей, проба своих сил.
В старшем дошкольном возрасте игры носят совместный коллективный характер. Количество вовлеченных в игру увеличивается до 5-6 человек и более. Игры становятся более сложными по сюжету, ролевым действиям, по построению ролевого диалога.
Так, например:
Сюжетно-ролевая игра «Больница».
Роли | Ролевые действия |
Главный врач | Принимает на работу медицинских работников. Организует работу, контролирует, беседует с больными. |
Врач – специалист | Принимает пациента, выслушивает, прослушивает, назначает лечение, дает советы, выдает больничный лист. |
Медсестра | Выполняет назначения врача. Беседует с больными, моет инструменты. |
Санитарка | Убирает медицинский кабинет (моет пол, протирает пыль). |
Регистратор | Записывает больных на прием. Выдает талоны на прием и медицинскую карту. |
Пациент | Приходит на прием к врачу с талоном и медицинской картой, рассказывает, показывает, что болит. Выполняет все советы, назначения врача. |
Построение ролевого диалога.
Главный врач | Медсестра | Пациент | |
Врач-специалист | Организует работу. Контролирует. Снабжает медикаментами и оборудованием. | Выполняет указания, назначения врача, помогает врачу. | Приходит на прием с жалобами. Просит назначение лечения. Благодарит. |
Санитарка | Контролирует работу. | Организует работу. | |
Регистратор | Организует работу. Контролирует. | Приносит медицинские карты больных из регистратуры. | Записывается на прием к врачу. |
Шофер | Дает указания о доставке медикаментов и оборудования. Контролирует. | Ездит помогать больным в домашних условиях. |
- Роли воспитателя в сюжетно-ролевой игре неоднозначна. На первых порах педагог может взять на себя ведущую, руководящую роль, если у детей недостаточно развиты организаторские умения, отсутствует надлежащий опыт. Исполнения воспитателем ведущей роли дает возможность более эффективно учить дошкольников развивать и обогащать содержание игры, без конфликтов распределять игровой материал и роли между участниками, разрешать спорные вопросы, недоразумения, тактично влиять на взаимоотношения детей, приучая их уважать интересы и права друг друга. Вместе с тем руководство со стороны педагога должно быть осторожным, чтобы не подавлять инициативу и творчество детей, а всячески способствовать их развитию. Педагог является исподволь помогая им применять знания, полученные на занятиях при выполнении индивидуальных заданий и поручений, побуждая к взаимопониманию, чуткости, справедливости, взаимопомощи, на последующих этапах используются советы, напоминания, предложения, целенаправленный подбор игрового материала, задания ( «Придумай интересную конструкцию пульта управления ракетой»), направляемые на развитие содержания игры, формирование у детей познавательных интересов.
Дидактические игры – это игры обучающие. Роль воспитателя различна. На занятиях он учит детей , как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями, подбирает необходимый диалектический материал (пособий, игрушек, картинок, природного материала). В самостоятельных играх он участвует в качестве партнера, арбитра, оценивает поведение.
- Игры-забавы в старшей и подготовительной школе в группах могут носить характер с участием 2 или более команд: «Эстафета на санках», «Футбол». Воспитатель объясняет правила игры, показывает действия, дети выбирают ведущего из детей. Потом играют под наблюдением воспитателя самостоятельно.
К игре детей вначале нужно подготовить. В этом заключается задача педагога. Рассмотрим схему подготовки к сюжетно-ролевой игре.
Примерная схема подготовки к игре детей старшего дошкольного возраста.
Игра «Семья».
- Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» и последующая беседа по нему.
- Задание детям: узнать дома о труде родителей.
- Беседа с детьми о труде их родителей с использованием иллюстраций, фотографий.
- Составление альбома «Наши папы и мамы трудятся».
- Инсценирование стихотворения С.Михалкова «А что у вас?»
- Составление детьми творческих рассказов на тему «Как я живу дома».
- Беседа на тему «Моя помощь взрослым».
- Изготовления игрушек-самоделок: кукольной мебели, телевизора и т.д.
Рекомендации по организации игрового взаимодействия детей старшего дошкольного возраста для воспитателей.
- Перспективное планирование игровой деятельности на учебный год.
- Подбор и изучение необходимой методической литературы по данному вопросу.
- Содержание игровых зон в помещении группы в соответствии с возрастными особенностями детей: ГАИ, ателье моды, универсам, библиотека и т.д.
- Приобретение новых игрушек для формирования стимула у детей к игре.
- Подготовка, изготовление атрибутов, оборудования для игры (дорожные знаки, фартуки, муляжи овощей, фруктов и т.д.)
- Знакомство детей с игровым образом, с сюжетом игры, оборудованием, игровыми действиями (беседы, экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание фото и иллюстраций, чтение художественной литературы).
- Оформления альбомов по данной теме игры («Наши космонавты», «Поход в цирк», «Наши мама и папа трудятся» и т.д.)
- Составление с детьми творческих рассказов на заданную тему («Как я живу дома»).
- Показ способов действий. Обыгрывания оборудования к игре. (Театрализация прочитанного художественного произведения, например: сказка К.Чуковского «Айболит»).
- Изготовление вместе с детьми игрушек-самоделок для игры (термометров, рулей, эмблем, кукольной мебели и т.д.)
- Изготовление сундука с предметами-заменителями (куски ткани, палочки, пластиковые бутылки, коробки и другой бросовый материал).
- Проведение консультаций для родителей по организации игры дома.
- Проведение недели игры в группе с последующей выставкой фото играющих детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по физкультуре с детьми старшего дошкольного возраста
Методические рекомендации по проведению физкультурных занятий, развлечений, физкультурных досугов с детьми старшего дошкольного возраста. Примерный конспект занятия по физо....
методические рекомендации "Методика обучения детей в старшем дошкольном возрасте игры в баскетбол"
В этом материале показано, как можно научить детей в старшем дошкольном возрасте играть в баскетбол по упрощённым правилам...
Методические рекомендации по организации театрализованной игры (старший дошкольный возраст).
На современном этапе развития общества, ввиду его объективной интеллектуализации, проблема организации театрально – игровой деятельности старших дошкольников стоит особенно остро, поскольку она способ...
консультация для педагогов "Методические рекомендации по организации питания в группах дошкольного возраста"
консультация для педагогов "Методические рекомендации по организации питания в группах дошкольного возраста"...
Методические рекомендации по организации обучения математике детей дошкольного возраста в условиях семьи
Математическое образование важно на всех этапах развития человека: в дошкольном возрасте, в школьный период и во взрослой жизни. Вхождение ребенка в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте...
Методические рекомендации к организации работы с детьми дошкольного возраста по обучению правилам дорожного движения.
Данные методические рекомендации адресованы педагогам дошкольных учреждений с целью обучения основам безопасного поведения на дорогах....
Методические рекомендации по организации процесса питания детей дошкольного возраста
В памятке рассматривается этикет приема прищи, социально-коммуникативное развитие детей по возрастным группам....