Городской интеллектуальный конкурс "Самый умный" для детей старшего дошкольного возраста
статья
В материале представленн опыт организации городского интеллектуального конкурса для старших дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gorodskoy_intellektualnyy_konkurs.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Городской интеллектуальный конкурс «Самый умный»
для детей старшего дошкольного возраста
Хочу начать с предистории организации конкурса.
Приоритетным направлением деятельности нашего детского сада является интеллектуальное развитие детей. Для качественной реализации данного направления в ДОУ была создана студия развития интеллектуальных способностей детей «Сообразилия», одной из эффективной форм работы которой, стал клуб знатоков «Журавленок».
В клубе знатоков принимали участие дети старшей группы как болельщики и дети подготовительной группы как игроки-знатоки. В заседаниях клуба принимали участие родители как игроки, болельщики, спонсоры. Они проводились один раз в квартал в форме конкурса, викторины, встречи с детьми других детских садов или бывшими выпускниками. Конкурс командный, но при этом обязательно предусматривалось выявление и поощрение отличившихся детей. Оптимальный состав одной команды 5-6 детей. Для того чтобы все дети принимали участие в играх, в течение года состав команд менялся.
В нашем микрорайоне находятся четыре детских сада. В каждом из них наработан большой опыт организации мероприятий для дошкольников по их приоритетному направлению, который мы сочли интересным для всех нас. Поэтому решили организовать совместные мероприятия для воспитанников и сотрудников, распределив их следующим образом:
- Детский сад №9 «Сказка» с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей организует и проводит на своей территории художественно-творческую викторину «В мире красок, сказок и музыки»;
- Детский сад № 31 «Аленушка» с приоритетным осуществлением деятельности по физкультурно-оздоровительному направлению развития детей - спортивные соревнования «Малые олимпийские игры для дошколят»;
- Детский сад №42 «Аленький цветочек» с приоритетным осуществлением деятельности по физкультурно-оздоровительному направлению развития детей – спортивные соревнования «Веселые старты» для сотрудников;
- Детский сад №43 «Журавушка» с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей – интеллектуальную викторину «Маленький гений».
Творческая группа педагогов каждого детского сада самостоятельно определяет тему и содержание своего мероприятия, разрабатывает положение, с которым заранее знакомит педагогов других детских садов. В ходе их обсуждения могут быть внесены уточнения и дополнения со стороны всех участников. Мероприятия равномерно распределены в течение учебного года, чтобы не было перегрузки детей.
Такая форма сотрудничества осуществляется нами с 2007 года и стала традиционной (опыт организации сотрудничества в данном направлении представлен в журнале «Практика управления ДОУ» №7, 2017г.).
Наш опыт работы заинтересовал педагогов детских садов города. И когда в 2011 году встал вопрос об организации детского конкурса в рамках городского методического объединения воспитателей «Познавательно-речевое направление развития детей», было решено провести городскую интеллектуальную олимпиаду для детей старшего дошкольного возраста. А с 2012 года олимпиада была трансформирована в конкурс «Самый умный». Символом конкурса стала сова как символ мудрости.
Порядок организации и проведения конкурса определяется положением, которое утверждается на городском координационном методическом совете дошкольных образовательных учреждений, согласовывается с заведующим ДОУ, на базе которого проводится конкурс.
В положении прописываются:
- цели и задачи;
Целью Конкурса является активизация деятельности педагогов по созданию условий для развития и реализации интеллектуальных способностей дошкольников, выявления и поддержка наиболее одаренных детей дошкольного возраста, поддержания детской инициативы, любознательности.
Задачи:
- создать условия для раскрытия познавательных, интеллектуальных и коммуникативных способностей дошкольников, качеств инициативности и самостоятельности детей;
- развивать новые эффективные формы сотрудничества и взаимодействия дошкольных образовательных учреждений города;
- стимулировать педагогов ДОУ к творческому, авторскому подходу в организации работы по созданию условий для развития познавательного потенциала воспитанников, решению задач ФГОС ДО.
- тиражировать эффективный опыт работы педагогов по выстраиванию деятельности в интеллектуальном развитии дошкольников, использовании современных методов и приёмов развития познавательной активности, любознательности и мыслительных способностей дошкольников.
- участники;
- время и место проведения;
- организация и проведение конкурса;
- состав жюри;
- подведение итогов;
- награждение победителей и участников;
- примерные задания.
В первом конкурсе приняли участие 13 детей из 13 детских садов города. Но в ходе конкурса было отмечено, что многие дети чувствуют себя некомфортно, неуверенно в новой незнакомой для них обстановке, переживают, что мешает им сосредоточиться на выполнении заданий. Поэтому для участия в следующих конкурсах стали приглашать команду из трех человек.
При подготовке детей к конкурсу каждый детский сад идет своим путем:
- кто-то проводит подобные конкурсы в своем ДОУ, выявляя победителей, которые принимают затем участие в городском конкурсе;
- кто-то отбирает детей в команду, основываясь на наблюдениях в течение года;
- в некоторых детских садах к подготовке детей привлекают педагогов-психологов, справедливо полагая, что не все дети одинаково готовы психологически к подобным испытаниям.
Конкурс проходит в форме детского праздника, сказочную непринужденную атмосферу которого создают знакомые детям герои любимых мультфильмов и литературных произведений: попугай Кеша, звездочет, робот, смешарики, Винни-пух, Пятачок, Елена Премудрая, Кощей Бессмертный и др.
После выполнения каждых 2-3 заданий организуются музыкально-динамические паузы, во время которых проводится подвижная игра со всеми детьми или исполняется песня либо танец. В конце праздника всех участников ждет сладкое угощение, чтобы восстановить силы.
В науке существует множество определений понятий «интеллект», «интеллектуальное развитие». Мы договорились под интеллектуальным развитием понимать развитие всех познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти, воображения, внимания и речи. [1]. В соответствии с этим подбираются и конкурсные задания.
Опыт подсказывает, что целесообразно использовать не более 5-6 заданий, которые должны отличаться между собой по направленности. Разминка предполагает ответы на вопросы на развитие общего кругозора и эрудиции, например:
- В каком городе мы живем? (Лесосибирск).
- На какой планете мы живем? (Земля)
- Какой напиток можно получить от четвероногого травоядного животного? (молоко)
- Домашний Дед Мороз. (холодильник)
- Кто зимой впадает в спячку? (медведь, еж, барсук)
- Что длится дольше: год или 12 месяцев? (одинаково)
Чаще всего первые два конкурса направлены на развитие словесно-логического мышления, смекалку (загадки, логические вопросы и задачи, задачи-шутки, ребусы), установление причинно-следственных связей («Продолжи ряд», «Какой фигуры не хватает?», «В каком порядке начали рисовать эти рисунки?», «Что сначала, что потом?» и др.). Детям предлагаются словесные задания, головоломки, работа по схеме, лабиринты. [2]. Четвёртый-пятый конкурсы направлены на развитие внимания («Найди отличия», «Найди ошибку», «Нарисуй точно такую же фигуру» и др.), памяти («Что изменилось?», Какой фигуры не стало?» и др.), воображения (Изобразите «Зимний город» с помощью палочек Кюизенера, «Дорисуй», «На что похоже?» и др.), а также конструктивных умений типа «Пифагор», «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо». [3].
Выполнение заданий оценивает жюри конкурса, в составе:
- методист по дошкольному образованию МБУ «МИМЦ», председатель ГКМС.
- директор МБУ «МИМЦ»;
- методист МБУ «МИМЦ», координатор городской программы «Одарённые дети»;
Данный состав жюри демонстрирует, как серьезно в городе стали относиться к детскому интеллектуальному конкурсу.
Команда-победитель конкурса определяется по сумме набранных баллов. Если команды по результатам пяти конкурсов набирают одинаковое количество очков, то объявляется дополнительное задание.
Все дети, участники конкурса, награждаются дипломами и поощрительными призами (энциклопедии, альбомы, фломастеры и др.).
По итогам конкурса определяется команда-победитель, которая награждается переходящим призом «Мудрая сова» и дипломом победителя. Дипломом победителя так же награждается каждый участник победившей команды. Педагоги, подготовившие команду, награждаются благодарственными письмами.
Все педагоги, подготовившие команды к городскому конкурсу, награждаются сертификатами.
Считаем такой вид взаимодействия между детскими садами успешным и эффективным, так как он способствует:
- расширению игрового опыта детей;
- формированию коммуникативных навыков детей, что в дальнейшем положительно сказывается на их социокультурной адаптации к школе;
- стимулированию педагогов ДОУ к творческому, авторскому подходу в организации работы по интеллектуальному развитию дошкольников;
- обогащению педагогического опыта сотрудников ДОУ;
- созданию положительного имиджа ДОУ.
Жизнь не стоит на месте, каждый новый день вносит какие-то изменения: новые подходы, требования, условия работы, поэтому и наш конкурс не является неизменным. Это динамичный, развивающийся организм.
Литература
- Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/Л.Г.Нисканен, О.А.Шаграева и др.; Под ред. Л.Г.Нисканен. – М.:Издательский центр «Академия», 2002. – 208с.
- Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. – Ч.I: А.А. Смоленцева, О.В.Пустовойт. Математика до школы: Ч II: Игры-головоломки / сост. З.А.Михайлова, Р.Л.Непомнящая. - Спб: «Детство-Пресс», 2000. – 191с. – (Библиотека программы «Детство»)
- Математика от трех до семи: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов/ Авт.-сост. З.А. Михайлова, Э.Н.Иоффе; Худ. И.Н.Ржевцева. – Спб.: «Акцидент», 1998. – 176с.
- Михайлова З.А. Игровые задачи для дошкольников: Книга для воспитателя детского сада. – Спб: «Детство-Пресс», 2001. – 128с. – (Библиотека программы «Детство»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий интеллектуального конкурса для детей старшего дошкольного возраста "Знай-ка!"
Цель: Дать детям почувствовать радость от решения познавательных задач, от самой игры, продолжать учить договариваться друг с другом, налаживать диалогическое общение в совместной игре, а...
Инновационный проект «Развитие интеллектуальных умений у детей старшего дошкольного возраста путем решения головоломок».
Если дети научатся с удовольствием решать головоломки, можно смело говорить о том, что интеллектуальная пассивность им не грозит. Разгадывая головоломки, старшие дошкольники испытывают удовольствие от...
Игровая НОД по интеллектуально-познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста
"Бросайка "...
Городской спортивный праздник для детей старшего дошкольного возраста «Весёлые старты», посвящённый 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
В сценарии описаны тематические эстафеты и подводки к эстафетам в стихах. Праздник расчитан на детей старшего дошкольного возраста....
Сценарий городского спортивного праздника для детей старшего дошкольного возраста «Весёлые старты», посвящённого 80-летию Новосибирской области
Данный материал предназначен для проведения спортивных соревнований городского уровня...
Сценарий интеллектуального конкурса для детей старшего дошкольного возраста "Интеллектуальный аукцион"
Конкурс для детей старшего дошкольного возраста "Интеллектуальный аукцион", в котором дети смогут продемонстрировать не только свои знания и умения, но и блеснуть своими творческими способно...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ГОРОДСКОМ СЕМИНАРЕ: "Развитие у детей старшего дошкольного возраста творческого потенциала,используя ИКТ как средства реализации художественно-эстетических задач"
Эпоха научно-технической революции в корне изменила представления о мире,захлестнув общество потоком разнообразной информации. Мы находимся на пути к информационному обществу, основанному на разуме, и...