проект "С чего начинается Родина?"
проект (старшая группа)
Проект "С чего начинается Родина?"
Природа, родина, народ – слова одного корня. В этих словах близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Ознакомление ребенка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Чувство любви к родной стране, к близким людям, к детском саду, к родному селу, где ребенок родился и живет, играет огромную роль в становлении личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_s_chego_nachinaetsya_rodina.docx | 28.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Печищинский детский сад» Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан
Тема проекта:
« С чего начинается Родина?»
Автор работы: воспитатель
Баймяшкина Е.Н.
Оглавление
Введение | 3 |
Основная часть | 6 |
Заключение | 11 |
Список литературы | 13 |
«На склонах гор правобережья,
Средь дивных зарослей лесов
Село раскинулось в одежде
Благоухающих садов»
Н.Т. Мякишев
Введение
Природа, родина, народ – слова одного корня. В этих словах близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Ознакомление ребенка с родным краем – это составная часть формирования у него патриотизма. Чувство любви к родной стране, к близким людям, к детском саду, к родному селу, где ребенок родился и живет, играет огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родине.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Моя задача – углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого. Расширить круг представлений о родном крае, дать о нем некоторые доступные для ребенка новые знания, показав всё, чем дорожат люди.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Родины. Это гордое чувство возникает еще в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, входе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, родным местам, родной стране, уважения своего народа и желания сохранить богатство своего края.
Основные положения проекта
« С чего начинается Родина?»
Проект позволяет детям усвоить сложный краеведческий материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным. Проектная деятельность развивает творческие способности дошкольников, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Цель проекта
Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.
Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования
- Образовательные задачи: учить и совершенствовать знания детей о родном крае и селе: название республики, села, их символика, достопримечательности, национальная культура, социальные объекты и их назначение.
- Развивающие задачи: развивать у детей любознательность, воображение, эстетическое восприятие, стремление лучше узнать историю нашей республики и села; обогащать словарный запас детей.
- Воспитательные задачи: воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей и к их традициям; воспитание чувства любви к родному краю, селе, улице, дому, семье и бережного отношения к природе и ко всему живому.
Методы проекта
- Наблюдение
- Анкетирование
- Познавательные игровые занятия
- Беседы
- Консультации
- Экскурсии
- Выставки
- Дидактические игры
- Встречи
- Праздники и конкурсы
- Спортивные мероприятия
- Участники: дети дошкольной группы, родители воспитанников, педагоги группы, музыкальный руководитель.
- Тид проекта: групповой, семейный.
- Сроки проведения : в течение года.
- Вид проекта : познавательный, творческий
Обеспечение проектной деятельности:
Методическое: переработка теоретических материалов.
Материально техническое: создание предметно-развивающей среды,
Предполагаемый результат реализации проекта.
- Итоговым результатом является мониторинг, где учитывается активное участие детей на мероприятиях и их знания.
- Умение выражать собственное мнение, анализировать, обобщать, рассуждать, оказывать посильную помощь при облагораживании детского сада.
- Освоение доступных знаний о родном селе и крае.
- Приобретение детьми навыков общения со взрослыми и проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям.
Основная часть
Совместная деятельность педагога с детьми
№ | Тема | Цели | Форма проведения |
«Знаешь ли ты свое село?» | Определение уровня знаний детей по нравственно-патриотическому воспитанию | Беседа | |
2. | «Угадай, где я нахожусь? | Продолжение знакомства с достопримечательностями родного села | Дидактическая игра |
3. | «Улицы нашего села» | Продолжить знакомство с красотой улиц нашего села и развивать умение изображать увиденное на листе бумаги, создавая дома разной величины и подбирая цвет красок | Изобразительная деятельность |
4. | «Улица Декабристов – Родина героя» | Продолжить знакомство с героями родного села, с их жизненными подвигами | Экскурсия к дому В. Токанина |
5. | «Будь внимателен» | Углубить представления детей о ПДД и поведения на дороге, общественных местах | Экскурсия на перекресток. |
6. | «Достопримечательности родного села» | Закрепить знания детей о достопримечательностях села. | Экскурсия к геологическому разрезу, на завод. |
7. | «Герб Республики Татартан» | Познакомить детей с гербом РТ дать визуальное представление; закрепить знания о столице РТ, его символике и достопримечательностях; воспитывать положительные эмоции и чувство патриотизма | Занятие (прослушивание аудиозаписи ) |
8. | «Предприятия родного села» | Расширять знания о предприятиях села, изготавливаемой продукции | Экскурсии |
9. | «В гостях у музея» | Расширить и углубить знания об истории села | Экскурсия |
10. | «Многонациональное село» | Расширить знания детей о жителях разных национальностей (русские, татары, удмурты, марийцы), их быте, культуре и национальной одежде | Выставка кукол в национальной одежде. |
11. | «Сабантуй» | Способствовать повышению эмоционального тонуса, укреплению здоровья | Спортивные соревнования |
12. | «Дети- герои» | Сформировать представление о героизме, подвиге наших героев села | Беседа |
13. | «Спасибо за мирное небо над головой» | Сформировать представления о празднике День Победы, познакомить с ветеранами ВОВ | Встреча с ветеранами, выступление в СДК |
14. | «Что ты знаешь о себе | Выявление усвоенных знаний детьми | Мониторинг |
15. | «Какие растения и животные встречаются там, где ты живешь?» | Закрепить знания о флоре и фауне, бережного отношения к ним | Изобразительная деятельность |
16. | «День рождения музея» | Уточнить представление о гербе, флаге нашей республики, уточнить знания о татарских сказках, национальной одежде вызвать желание больше узнать о своей республике | Экскурсия |
17. | «Выложи узор на сарафане» | Воспитывать интерес и уважение к национальным традициям | Аппликация |
18. | «Какие народы живут в нашей республике?» | Продолжать знакомить детей с народом РТ и его традициями. Прививать детям уважение к разным национальностям, живущих в республике и их культуре | Экскурсия в библиотеку |
19. | «Народное творчество» | Обобщить знания о произведениях устного народного творчества. Прививать любовь к родной земле, родному искусству. Развивать связную устную речь, логическое мышление, память, воображение | Чтение и заучивание стихов о Родине, пословиц, поговорок |
20. | «Из нашего города - по родной республике» | Посредством игры формировать, систематизировать у дошкольников представление о Родине, ее истории, национально-культурных традициях, о городах и столице, о символах Республики. Закреплять умение отвечать на вопросы | Игра-путешествие |
21. | «Секреты татарской кухни» | Помочь ребенку раскрыть мир национальных культур. Воспитывать аккуратность, восхищение к блюдам, гостеприимство как характерную черту татарского народа | Лепка, сюжетно-ролевая игра «Приглашаю на день рождения» |
22. | «Базар юных умельцев» | Формировать интерес, эмоционально - положительное отношение к трудовой деятельности | Изготовление из бросового материала новогодних игрушек |
23. | «Литературное наследие» | Расширить знания детей о жизни и творчестве, Г.Тукая, А.Алиша, А.Пушкина, К.Чуковского, С.Маршака. А. Барто. Воспитание любви к поэзии | Выставка портретов и произведений писателей. Рисунков по сказкам, Чтение их творчества |
24. | «23 февраля- красный день календаря!» | Вызвать у детей интерес к изготовлению подарков папам своими руками. Воспитывать заботливое отношение к близким людям | Изготовление подарка для пап |
25. | «Москва – столица России» | Познакомить детей с географической картой, показать нахождение на ней России и ее столицы - Москвы. Представить образ сердца России – Москвы как великой духовной ценности. Познакомить с главными московскими достопримечательностями – Кремлем и Красной площадью | Ознакомительная беседа о столице России – Москве; чтение стихотворения У. Глинки «Москва» |
26. | «Наши таланты!» | Выявление и знакомство со знаменитыми людьми села, поэтами, художниками, умельцами. | |
27. | «Что ты знаешь о своем родном крае?» | Выявление усвоенных знаний детьми | Мониторинг |
Взаимодействие педагога с семьями.
№ | Тема | Цели | Форма проведения |
1. | «Патриотическое воспитание» | Взаимопомощь родителей и воспитателей в дальнейшем воспитании патриотизма у дошкольников | Анкетирование для родителей |
2. | «Мой дом» | Учить детей передавать свое видение родного дома на рисунок | Совместная изобразительная деятельность с родителями |
3. | «Зарничка» | Обогащение представлений детей о защитниках нашей Родины, родах войск РФ, современной военной технике. Воспитание у детей эмоционально-положительного, действенного отношения к воинам, которое выражалось бы в желании подражать им в ловкости, быстроте, смелости, в стремлении быть похожим на них | Развлечение на участке |
4. | «Сделаем наше село чище» | Воспитывать любовь к родному городу, приучать следить за чистотой, развивать творчество | Выставка поделок (совместно с родителями) |
5. | Развлечение КВН «Родной свой край, люби и знай» | Закреплять и расширять знания о селе, республике, символике, о городах республики, природе, традициях и обычаях татарского народа. Воспитывать чувство дружбы и уважения к людям других национальностей | КВН совместно с родителями |
6. | «Богатырские состязания» | Организовать совместную деятельность педагогов, дошкольников и их родителей. Воспитывать любовь и уважение к Российской Армии, развивать артистизм, творческую активность, ловкость и сноровку, создать атмосферу эмоционального комфорта, радости | Спортивное развлечение вместе с родителями |
7. | «Мы за мир!» | Повышение интереса детей к истории Великой Отечественной войны, сохранение памяти её героических событий, формирование уважительного отношения к ветеранам, а также в связи с празднованием Дня Победы | Митинг у обелиска |
8. | «Как воспитать маленького патриота» | Формирование чувство ответственности за духовно – нравственное становление своих детей | Рекомендация |
Заключение
Анализ достигнутых результатов.
- Анализ результатов усвоения знаний показал: среднее развитие у 60% детей, выше среднего у 40 % детей.
- Высокий уровень социализации детей группы: дети являются активными участниками конкурсов,
- Повышение активности родителей в делах группы.
Выводы
Таким образом, реализованный мной проект «С чего начинается Родина?» был в целом направлен на расширение круга представлений о родном доме, улице, селе и родном крае. Проект преследовал цели способствования развитию патриотических чувств детей. Для этого использовались задачи развития таких патриотических чувств детей, как гордость за свой родное село, за толерантное отношение к представителям других национальностей, за бережное отношение к родной природе.
В результате реализации проекта, поставленные цели и задачи были выполнены.
При осуществлении проекта использовались различные средства патриотического воспитания, способствующие развитию и поддержанию интереса детей: художественная литература, иллюстрации, картины, музыка, игры, природа и окружающая среда. Центральное место в проекте было отведено познавательным беседам, экскурсиям, занятиям и практической деятельности детей. Невозможно привить любовь к родной земле, не познакомив с ее природными богатствами, красотой, растительным и животным миром, с красотой родной природы.
Активное участие в осуществлении проекта, принимали родители воспитанников. Они охотно и с большим энтузиазмом поддержали предложенную тему проекта и принимали в нем участие. Благодаря нашей совместной деятельности мы организовывали увлекательнейшие экскурсии по достопримечательностям нашего села.
Мониторинг показал, что уровень патриотических представлений у детей дошкольного возраста после осуществления проекта изменился. Он стал значительно выше. Многие дети легко оперируют знаниями о родном городе и республике, знают их название, герб и флаг; называют столицу своей страны, и могут рассказать о некоторых исторических событиях своего села; знают особенности его природы и культуры.
Успех в патриотическом воспитании детей будет, достигнут, только тогда, когда будет осуществлена полноценная, совместная работа детей, родителей и воспитателей. Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. Я считаю, что проведенный мной проект дал положительные результаты.
Новые идеи к проекту:
1. Моя родословная.
2. Театрализованная постановка татарских и русских народных сказок.
3 История и охрана Печищинского геологического разреза.
Список литературы
1. А.Простатов, И.Простатов, Р.С.Троицкая Не каждому дано так щедро жить… /рассказы о наших известных земляках, 1 выпуск / -Верхний Услон, 2001.
2. Верхний Услон: край родной, навек любимый… / Изд.: «По городам и весям»-2001.
3. Живёт в памяти родной -Верхний Услон-2005.
4. Не стареют душой ветераны» /рассказы о наших земляках по материалу «Волжской Нови» - Верхний Услон-2001.
5. Р.С.Троицкая Земля Услонская /Верхний Услон-2011.-С. 184
6. Р.С.Троицкая Им наградой будет наша память 1941-1945 - 2015-Верхний Услон.
7. Р.С.Троицкая Победу ковали все.
7. Ты же выжил, Солдат! /Верхнеуслонцам-защитникам Родины в год 60-летия Победы-посвящается, ч.2-Верхний Услон-2005.
8. Шарафутдинов Д.Р. Исторические корни и развитие традиционной культуры татарского народа / Д.Р. Шарафутдинов. - Казань: Гасыр, 2004. – 640 с.
10. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.// Управление ДОУ. - 2004. — № 4. - С. 99-101.
1. Анкета родителям
Уважаемые родители!
Просим ответить на вопросы анкеты.
1.Что вы вкладываете в понятие нравственно-патриотическое воспитание?
2.Как вы считаете, нужно ли формировать у детей нравственно-патриотические чувства?
3.Согласны ли вы с тем, что при формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста акцент должен принадлежать краеведению \ история родного города, знаменитые люди родного села, природные богатства \ ?
4.Как вы относитесь к тому, что детский сад организует посещение детьми музея?
5.Беседуете ли вы со своим ребёнком о селе Печищи, его истории ?
6.В каких местах села вы любите бывать со своим ребёнком?
7.Считаете ли вы достаточными свои знания о родном крае? Хотели бы вы пополнить свои знания о родном крае:
- через информацию в родительском уголке;
- через совместные мероприятия \ экскурсии, праздники/
8. Есть ли в Вашей семье родственники, активно участвовавшие в развитие нашего села?
9. Какую помощь можете оказать? /рассказать о своей профессии, организовать экскурсию, изготовление фотоматериалов/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по патриотическому воспитанию "С чего начинается Родина?"
Данная программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию в детском саду....
Конспект занятия по изодеятельности "С чего начинается Родина"
Конспект по изобразительной деятельности на тему "С чего начинается Родина"....
папка - передвижка: "С чего начинается воспитание"
Воспитание -это формирование личности с определённым мировоззрением, морально-этическими принципами, системой духовной и материальных ценностей и чёткими поведенческими навыками....
НОД «С чего начинается утро или слово «здравствуй»»
Цель: ввести в речевой обиход вежливые формы приветствия.Образовательные задачи:продолжать учить детей использовать в речи слова приветствия и прощания. Закрепить разные приемы приветствия.Разви...
С чего начинать обучение ребёнка цветам?
Научить ребёнка отличать цвета – задача несложная, он непременно быстро всему научится, только родителям стоит немного потерпеть и не торопить ребенка....
Программа кружковой работы: "С чего начинается Родина"
Методическая разработка содержит тематическое и перспективное планирование для работы кружка по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Занятия могут использоваться и самостоят...
статья на тему: «Рисование для самых маленьких: с чего начинать?»
Первые детские рисунки – то, что каждая мама считает своим долгом хранить рядом с прядью волос всю жизнь. Первые попытки что-то нарисовать заканчиваются резкими линиями, потом идут множество кругов, к...