Перспективное планирование дополнительного образования в старшей разновозрастной группе, по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия. «Эколята дошколята»
рабочая программа (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Перспективное планирование дополнительного образования в старшей разновозрастной группе, по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия.
«Эколята дошколята»
МКДОУ «Поповский детский сад «Истоки»
(рассчитана на 1 учебный год)
2019-2020 учебный год
Воспитатели: Аджиева А.Н.
Подгорная Н.А.
Актуальность программы дополнительного образования- Президент Российской Федерации В.В. Путин заявил о реализации национальной идеи объединения народов нашей многонациональной страны.
«Я гражданин России» таким, по его словам, должен стать лозунг этой идеи.
Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России, способствующих формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов родины.
Проявлением патриотизма так же является любовь к природе своей малой родины, внимание, забота и уважение к её животному и растительному миру. Эти чувства можно развивать в процессе разностороннего экологического образования подрастающего поколения. Конечной целью такого образования является формирование у человека нового экологического мышления, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умение жить в гармонии с природой.
Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.
Изменение сознания ребёнка способно повлиять на характер его дальнейших взаимоотношений с окружающей природной средой. При этом надо отметить, что на детей сильнее действуют эмоции, личный опыт и авторитарный пример.
Цель программы: Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развития внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры трудолюбия.
Задачи программы:
- Дать ребёнку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
- Способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
- Помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;
- Расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;
- Помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром;
- Способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
Перспективное планирование занятий дополнительного образования «Эколята дошколята» | |||
месяц | неделя | Тема занятий | Формы работы |
сентябрь | 1 | «Природа вокруг нас» | - Д/И: «Живое – неживое»; - Беседа «Для чего?» (объяснить значение предметов и необходимость его в природе); - Рисование одного любого предмета и рассказать о нём. - Эксперимент с распылителем воды и солнечным светом «Хотим увидеть радугу как летом» (на прогулке) |
2 | «Разнообразие природы» (красота Природы) | Беседа; наблюдение. | |
3 | «Разнообразие природы» (портреты Природы) | Чтение проведений; рассматривание картинок (разнообразной природы) | |
4 | «Разнообразие природы» (тайны Природы) | Прослушивание звуков природы. (шум ветра, моря, звуки леса, пение птиц) ; обсуждение | |
октябрь | 1 | «Разнообразие природы» (силы Природы) | Просмотр видео; беседа. |
2 | «Разнообразие Природы» (богатства природы) | Рассматривание картинок, просмотр презентации. Дидактическая игра. | |
3 | «Времена года» | Дидактические игры «12 месяцев» «Круглый год» Изобразительная деятельность – рисование «любимое время года» Выставка рисунков. | |
4 | «Время суток» | Отгадывание загадок. Просмотр презентации. Дидактические игры «Когда это бывает» «Назови пропущенное слово» | |
ноябрь | 1 | «Животные и растения» | Беседа «Животные и растения нашего края». Изобразительная деятельность: аппликация. |
2 | «О чём расскажет «Красная книга» | Создание альбома «Их на земле так мало!» вопросы:
Почему человек должен бережно относится ко всему живому | |
3 | «Человек не может жить без Природы» | Изготовление карточек-схем «Бережём природу». | |
4 | «В Природе, как и у Человека, есть свои семьи и друзья» | Беседа «семьи диких животных и птиц» Художественное творчество. | |
декабрь | 1 | «Я хочу разгадать твою тайну, природа» | -Эколята рассказывают о тайнах природы (интересные моменты вылупления птенцов из скорлупы, рост грибов, как птицы делают себе гнёзда и т.д. -Показ материала на интерактивной доске «Тайны природы» Изготовление кормушек для птиц в рамках акции «Кормушки для пичужки» |
2 | «Помоги Природе, помоги своему другу!» | Беседа «как мы можем помочь природе» | |
3 | «Выбери себе друга, заботься и ухаживай за ним» | Беседа, просмотр картинок по теме. | |
4 | «Выбери себе друга, заботься и ухаживай за ним» | Изобразительная деятельность – рисование «Я и мой друг.» | |
январь | 2 | «Выбери себе друга, заботься и ухаживай за ним» | Фото выставка «Я и мой друг» |
3 | «Сохрани Природу от пожара» | Беседа, Изобразительная деятельность – рисование «Запрещающие знаки» | |
4 | «Сохрани Природу от пожара» | Просмотр фрагментов фильмов или телевизионной передачи. Обсуждение | |
февраль | 1 | «Давайте не только любить и уважать, но и беречь и защищать Природу» | Прослушивание тематических сказок и рассказов. |
2 | «Давайте не только любить и уважать, но и беречь и защищать Природу» | Экспериментальная деятельность. Проведение опытов (скорость разложения бумаги и полиэтилена в почве). Иллюстрации с изображением ситуаций, где человек поступает неправильно. | |
3 | «Планета Земля в опасности» | беседа | |
4 | Лес наше богатство | Беседа по теме | |
март | 1 | Волшебная вода | Экспериментальная деятельность. Проведение опытов |
2 | Целевая прогулка: «Наблюдаем за погодой и общаемся с природой» | загадки о зимних явлениях природы. Д/И: «Составляем предложения о погоде» -Исследования «Что такое сосулька и почему они растут?» | |
3 | Выставка стенгазеты «Эколята-дошколята за чистый мир». | Выставка стенгазет «Эколята-дошколята за чистый мир». | |
4 | «Что нельзя назвать природой?» | Д/И: « Человек и природа» | |
апрель | 1 | « В мире пернатых» | Чтение: С. Городецкий «Весенняя песенка», - Исследовательская деятельность Рассмотреть следы птиц, сравнить их со следами вороны. Ответить, чем отличаются птицы от зверей? -Изготовление кормушек |
2 | «Кто больше всех радуется весне». | презентация «Весна наступила» | |
3 | «Портреты Природы» | Выставка работ «Портреты Природы» | |
4 | «Что нам расскажут Эколята о значении солнца в природе» | Чтение «Солнце отдыхает» Ю. Марцинкявичюс Загадки. Опыт «Свойства солнечных лучей» | |
май | 1 | «Четыре закона природы» | Четыре закона экологии: 1. Всё связано со всем. 2. Всё должно куда-то деваться. 3. Ничто не даётся даром. 4. Природа знает лучше |
2 | «У мусора есть дом» | Просмотр иллюстраций о загрязнении природы. Опыт: закопаем в землю пластиковую бутылку, огрызок яблока и апельсиновую кожуру, бумагу и фантики от конфет. Давайте подумаем, какой же мусор самый вредный и опасный? | |
3 | «Что такое заповедник?» | Чтение: С. Михалкова «Прогулка» (см. приложение) Рассматривание ситуаций. | |
4 | «Пишем письмо природе» | Помешаем письмо с зарисовками на стенд. Д/И: «На что похоже». (Вертолет на кого похож – на стрекозу, подводная лодка – на кита, автомобиль – на лошадь, самолет – на птицу.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль экологических акций в формировании у детей дошкольного возраста экологической культуры
РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ АКЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Сегодня много пишется статей и говорится о том, что наша экология переживает трудн...
«Формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры через приобщение к детскому труду»
Работая по теме «Формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры через приобщение к детскому труду», я рассматриваю вопрос о развитии познавательных способностей и формировании эколог...
Формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры, культуры природолюбия и бережного отношения к окружающей среде
Дерево, трава, цветок и птицаНе всегда умеют защититься.Если будут уничтожены они,На планете мы останемся одни! В. Берестов Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одн...
Методические рекомендации «Единое эколого-развивающее пространство для детей дошкольного возраста по формированию природоохранной культуры. Стенд «Эколята-дошколята»
Подробные методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию у дошкольников экологической культуры по средствам Эко-стенда-"Эколята-дошколята"...
Использование элементов музейной педагогики как инновационной технологии в системе формирования у детей дошкольного возраста экологической культуры.
Музейная педагогика – одно из новых направлений дошкольной педагогики, которое быстро развивается. Мини-музей стал новой особой формой работы с детьми и родителями. Основной целью музейной ...
Природоохранный социально-образовательный проект «Эко-патруль» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия
Гипотеза проекта: «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с безграничной красотой. Здесь в природе, вечный источник детского разума...
ПРОЕКТ «Природоохранный социально-образовательный проект «Эко-патруль» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия » (5-7 лет) 2024г.
laquo;Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с безграничной красотой.Здесь в природе, вечный источник детского разума (В. Сухомлинский) Приро...