Природоохранный социально-образовательный проект «Эко-патруль» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия
проект по окружающему миру (старшая группа)

Новикова Анастасия Сергеевна

Гипотеза проекта: «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с безграничной красотой. Здесь в природе, вечный источник детского разума (В. Сухомлинский) Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач. Для этого должна быть разработана идеология, позволяющая сформировать у ребёнка культуру природолюбия, любовь к природе родного края, а, значит, любовь к государству.

 

Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства. Если будет реализован проект, то у дошкольников расширится представление об экологическом волонтерском движении, которое будет способствовать формированию экологической культуры и воспитанию бережного отношения к природе.

Проблема: недостаточная информированность детей о разнообразии природы вокруг нас, животного мира.

Цель проекта: формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.

Задачи:

для воспитателя:

  • создание системы элементарных экологических знаний, доступных пониманию дошкольника об экологическом волонтерском движении и его значимости в жизни человека.
  • совершенствование условий для эффективного экологического образования   дошкольников, способствующего воспитанию экологической культуры и осознанного отношения к природе;

для детей:

  • развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания через наблюдение и экспериментирование в процессе поисково-познавательной деятельности;
  • продолжать знакомство с животными, птицами, растениями, закреплять знания детей об условиях, необходимых для жизни в окружающей среде; знания о приёмах по уходу за растениями и живыми существами  и их значение в жизни человека;
  • воспитание осознанного, экологически целесообразного отношения к природе; культуры общения с окружающим миром, бережного отношения ко всему живому, умение заботиться о них.

для родителей:

  • содействовать укреплению и развитию детско-родительских отношений через поисково- познавательную деятельность;
  • систематизировать знания родителей по основам экологического волонтерского движения посредством вовлечения в творческую активность по благоустройству пространства детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_eko-patrul.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №21 «Алёнка»

Определен и принят                                                                        УТВЕРЖДАЮ

на педагогическом совете                                                  Заведующий МАДОУ

МАДОУ «Детский сад №21                                  «Детский сад №21 «Алёнка»

«Алёнка»                                                                    ___________     А.В. Штока

Протокол № _____                                                   Приказ №_____

от___________2024г.                                               от_____________2024г.                

Природоохранный социально-образовательный проект

«Эко-патруль» по формированию у детей дошкольного возраста

экологической культуры и культуры природолюбия

возраст детей (5-7 лет)

Длительность: долгосрочный

  Разработчики проекта:

Анастасия Сергеевна Новикова

Александра Ильинична Бронникова

Подзолкова Елена Михайловна

Гурьевск 2024г.

Название проекта: «Эко-патруль».

Направление: социально-образовательный, информационное развитие.

Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

Тип проекта: 

по продолжительности: долгосрочный;

по количеству участников: групповой.

Сроки реализации: с сентября 2024г.

Руководители проекта: Анастасия Сергеевна Новикова, воспитатель средней группы № 1 «Веселый медвежонок»; Александра Ильинична Бронникова, воспитатель старшей группы №5 «Фантазеры»; Елена Михайловна Подзолкова, музыкальный руководитель

Участники проекта: воспитанники группы и их родители, воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, специалисты ДОО.

Место проведения: МАДОУ «Детский сад № 21 «Аленка».

Гипотеза проекта: «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с безграничной красотой.

Здесь в природе, вечный источник детского разума (В. Сухомлинский) Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач. Для этого должна быть разработана идеология, позволяющая сформировать у ребёнка культуру природолюбия, любовь к природе родного края, а, значит, любовь к государству.

Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства. Если будет реализован проект, то у дошкольников расширится представление об экологическом волонтерском движении, которое будет способствовать формированию экологической культуры и воспитанию бережного отношения к природе.

Проблема: недостаточная информированность детей о разнообразии природы вокруг нас, животного мира.

Цель проекта: формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.

Задачи:

для воспитателя:

  • создание системы элементарных экологических знаний, доступных пониманию дошкольника об экологическом волонтерском движении и его значимости в жизни человека.
  • совершенствование условий для эффективного экологического образования   дошкольников, способствующего воспитанию экологической культуры и осознанного отношения к природе;

для детей:

  • развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания через наблюдение и экспериментирование в процессе поисково-познавательной деятельности;
  • продолжать знакомство с животными, птицами, растениями, закреплять знания детей об условиях, необходимых для жизни в окружающей среде; знания о приёмах по уходу за растениями и живыми существами  и их значение в жизни человека;
  • воспитание осознанного, экологически целесообразного отношения к природе; культуры общения с окружающим миром, бережного отношения ко всему живому, умение заботиться о них.

для родителей:

  • содействовать укреплению и развитию детско-родительских отношений через поисково- познавательную деятельность;
  • систематизировать знания родителей по основам экологического волонтерского движения посредством вовлечения в творческую активность по благоустройству пространства детского сада.

Методы и приемы:

       - наблюдения;

       - познавательные беседы;

       - экскурсии;

       - чтение художественной литературы;

       - продуктивная деятельность;

       - мастер-классы.

Формы проекта:

      1. Специально-организованная деятельность

• учебное пособие «Азбука Природолюбия»;

• учебники и учебные пособия;

• тематические книги;

• хрестоматии;

• рабочие тетради и дневники;

• альбомы и тетради для раскрашивания;

• наглядные и раздаточные материалы;

• журналы и газеты;

• художественные, познавательные и научно-популярные произведения;

• энциклопедические и справочные издания;

• аудио и видеоносители информации;

• настольные, напольные, компьютерные и другие игры, а также игровые комплексы и программы с присутствием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы;

• образы сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы;

• элементы мультипликации;

• художественные, телевизионные, учебные, документальные, научно-популярные и другие фильмы, их фрагменты и кадры;

• театральные постановки, их фрагменты и элементы;

• телевизионные передачи, их фрагменты и элементы;

• музеи и картинные галереи;

• выставки, ярмарки и различные тематические экспозиции;

• опытные участки вокруг дошкольных образовательных организаций, а также прилегающих к ним территории;

• элементы естественных и искусственных природных зон с их растительным и животным миром;

• различные мероприятия, праздники, олимпиады, шествия и акции.       - оформление выставок детского творчества;

  • создание стенгазет, плакатов, фотовыставок, встреча с людьми разных профессий, наблюдения за трудом взрослых.

       2. Самостоятельная деятельность детей в экологических центрах развития, на участке.

      3. Взаимодействие с семьей: 

  • вовлечь родителей в разработку и выпуск по тематикам и направлениям Проекта настольных игр;
  •  с помощью родителей разработать специальные элементы оформления помещений в дошкольной образовательной организации;
  • организовывать и проводить различные игровые программы, конкурсы и викторины с привлечением родителей, других подобных мероприятий;
  • организовывать и проводить практические занятия по охране и защите Природы;
  • совместно с родителями организовывать и проводить различные тематические встречи, экскурсии и другие мероприятия, являющиеся составной частью и элементами учебно-воспитательного процесса в дошкольной образовательной организации;
  • вовлечь родителей в данный проект.

Новизна проекта: Новизна проекта заключается в том, что он нацелен на работу как педагогов, детей и их родителей по экологическому воспитанию, через реализацию проектной деятельности с учетом некоторых дат Международного экологического календаря. Создание экологического волонтерского движения в ДОО.

Практическая значимость: у детей появится желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно — эстетическом и практическом значении для человека.

Условия реализации проекта:

       - создание опытно-экспериментальных участков будут использованы при организации и проведении занятий в рамках Проекта «Эко-патруль»;

       - наличие практического показа, возможность постановки и проведения эксперимента при изучении темы или любого учебного материала;

        - наличие осознанного подхода как в элементах преподавания того или иного учебного материала со стороны воспитателя и преподавателя, так и в элементах восприятия и познания этого материала со стороны ребёнка.

Реализация проекта осуществляется через:

       - совместную деятельность;

       -самостоятельную деятельность (художественно-продуктивная, экспериментальная);

       -  игровую деятельность;

       - трудовую деятельность;

       - домашнее задание для детей и родителей – изготовление поделок из бросового материала, сбор макулатуры, пластика, батареек;

       - создание семейных фотографий для демонстрации другим.

Принципы организации взаимодействия с родителями:

       - открытость детского сада для семьи;

       - сотрудничество родителей и педагогов в воспитании детей;

       - создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к экологическому воспитанию в семье и детском коллективе.

Планируемый результат:

для детей:

  • Расширится представление об экологическом волонтерском движении у воспитанников.
  • Сформируются навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
  • Сформированное у детей ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
  • Овладение воспитанниками навыками и знаниями по основам экологического развития, познавательно-исследовательской, творческой деятельности.
  • Сформированы представления о профессии – эколог, волонтер, природовед, лесничий.
  • У детей появится желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
  • Понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно — эстетическом и практическом значении для человека.

 для родителей:

  • Активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, экспериментированию, творчеству, общению со взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность.

для педагогов:

  • Повышение уровня компетентности в осуществлении инновационной деятельности.
  • Повышение профессионального уровня в области реализации проектов для детей дошкольного возраста.

Методы сбора информации:

  • обследование предметно-пространственной среды;
  •  беседы с детьми
  • беседы с родителями.

 Этапы проекта:

 1 этап – организационный: 

  • выявление проблемы;
  • определение целей и задач проекта;
  • организация развивающей предметной среды, подбор материала, необходимого для реализации цели проекта (иллюстрации, сюжетные картины, настольные, словесные, дидактические игры, художественные произведения, предметы и т. д.);
  • сотрудничество с Музеем мусора в г. Зеленоградске «Зеленый кот»
  • проведение мониторинга среди родителей;
  • введение детей в ход проекта;
  • беседа «Кто такие эко - волонтеры?», «Что можно сделать, чтобы сохранить природу родного края?»;
  • беседы с детьми: «Зелёная аптека под ногами у человека» (сбор лекарственных цветов ромашка, календула);
  • «Во саду ли в огороде…» (уход за огородом на окне)
  • подбор художественной литературы и фотоматериалов;
  • сортировка отходов и транспортировка их в музей мусора «Зеленый кот» (пластик, пластиковые крышки, батарейки, макулатура)
  • беседы с родителями (законными представителями).

Этап 2 – практический:

Социально-коммуникативное развитие  

        - рассматривание картинок, иллюстраций, презентаций по экологии;

       - рассказы о сохранении природы.

Познавательное развитие

       - знакомство с планетой Земля и ее обитателями;

       - сотрудничество с музеем мусора и перерабатывающими организациями.

Речевое развитие

       - чтение художественной литературы:

В. Бианки – «Лесная газета», «Как муравьишка домой спешил», «Чей нос лучше», «Хвосты» и другие, Ю. Дмитриева «Если посмотреть вокруг» и Н. Павловой «Разными глазами»;

       - беседы на тему: «Кто такие Эколята?», «Мы против мусора и грязи», «Земля - наш общий дом и мы его спасём, что можно сделать, чтобы мусора стало меньше», «Правила поведения в лесу», «Ты - часть природы»;

Художественно-эстетическое развитие

Изобразительная деятельность «Земля – наш общий дом!», прослушивание музыкальных произведений; инсценировки по литературным экологическим произведениям.

Физическое развитие

Конкурсы, подвижные игры («Изобрази животное» и т.д.)

Физкультурные занятия («Звери бывают разными» и др.)

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевые игры.

Работа с родителями

- проведение консультаций на тему: «Взаимодействие ДОО и семьи по экологическому образованию дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края»,

- беседа с родителями на тему: «Экологическая культура и сохранение здоровья ребенка в современных условиях»;

- опрос;

- оформление информационного уголка. Советы родителям на тему: «Научите детей любить и беречь природу!»;

- оформление папок-передвижек;

- информирование родителей через создание природоохранных памяток, газет;

- Участие в выставке поделок «Природа и творчество», «Сортируй отходы - береги природу», «Экология глазами детей», «Вторая жизнь старых вещей», «Дети – за чистую планету!», «Краски осени»;

- привлечение к участию в природоохранных акции;

- проведение развлечений;

- привлечение родителей к активной реализации проектной деятельности в группах.

План мероприятий:

Сентябрь:

«Пойдём экологическими тропами» (экологическая тропа детского сада);

 «Зелёная аптека под ногами у человека» (сбор лекарственных цветов ромашка, календула);

21 сентября Всемирный день чистоты «Очистим планету от мусора» (фотовыставка «Как я помог природе»)

Октябрь

«Наши вкусные истории» (сбор урожая и поделки, композиции из даров Осени);

 1 октября «День пожилого человека»- «Чтобы счастье и радость людям дарить, нужно добрым и милосердным быть» (уборка территории дома и двора);

4 октября – Всемирный день защиты животных «Мой лучший друг – мой домашний питомец» (фотоконкурс);

Конкурс рисунков: «Дошкольники за экологию: думать и действовать!»;

Досуг «Посвящение в юные эко-волонтеры и юных друзей природы» (принятие в ряды эко-патруля детей средней группы №4 и воспитателя В.А. Зыбину);

Ноябрь

Оформление альбома «Животные нашего края»

12 ноября экологический праздник «Синичкин день» (изготовление кормушек своими руками дети совместно с родителями»

15 ноября День вторичной переработки (выставка поделок из бросового материала)

Декабрь

Акция «Новогодний подарок для животных» (сбор корма для приюта Славянское, помощь Эко-патруля в уходе за животными приюта)

11 декабря Международный день гор Беседа «Удивительный мир камней»

Январь

11 января День заповедников и национальных парков России (ознакомление детей с «Красной книгой России»)

22 января экологическая викторина «Мы друзья природы»

Февраль

9 февраля Всемирный день защиты морских млекопитающих Беседа «Что мы знаем о дельфинах?»

24 февраля «Огород на подоконнике» Проект по выращиванию рассады на подоконнике (24.02. – 11.05.)

Март

1 марта Всемирный день кошек (фотовыставка «Про котов, котят и кошек – обитателей окошек»)

21 марта Всемирный день леса (Выставка творческих работ «Берегите лес»)

22 марта Всемирный день Воды (Беседа  «Вода – это жизнь!»)

23 марта  Акция «Час Земли» (дети совместно с родителями)

Апрель

1 апреля Международный день птиц (фотовыставка «Птичья столовая»)

15 апреля День экологических знаний ( викторина «Как сберечь природу»)

22 апреля «День Земли» (развлечение «Сортировка мусора»)

Май

14 мая «Показ Мод» ( развлечение совместно с родителями «Очумелые ручки» (одежда из бросового материала)

20 мая Акция «Сбор мусора»

23 мая Беседа «Почему случаются лесные пожары?»

III этап – Заключительный: 

       - анализ и обобщение опыта;

       - подготовка и проведение выставки детско-родительских работ;

       - создание фотоотчета о проведенных мероприятиях;

       - оформление проекта;

       - создание презентации по итогам проекта.

Итог работы. Вывод

Во время реализации проекта, получены разнообразные знания по экологии, повысилась значимость экологического и природоохранного воспитания детей, произошло повышение уровня личностного сознания, как у детей, так и у взрослых. Проект способствовал формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умение видеть его красоту и неповторимость, развитию эстетических чувств у дошкольников, их родителей, педагогов. Дети имеют первоначальные знания и понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», у них (вместе с родителями) сформировано понятие экологической безопасности и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов. У ребят появились навыки экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни. Родители и педагоги убедились в том, насколько актуальна тема экологического образования детей, как части нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения по отношению к Родине, её природным богатствам. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться, к совместным мероприятиям, участвовать в жизни группы.

Проблема раскрыта, цель достигнута, далее планируется расширить и углубить работу согласно требованиям новой ФОП ДОО.

Ресурсное обеспечение проекта:

Литература:

- О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!» - СБП.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021 – 368с.

- С.Н. Николаева «Юный Эколог» экологическое воспитание в старшей группе детского сада – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2022 - 192с.

- С.Н. Николаева «Юный Эколог» экологическое воспитание в подготовительной группе детского сада – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2022 - 200с.

- С. Н. Николаева «Поделки из природного материала» М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2020 - 48с.
Наглядно-демонстрационный материал:

       - иллюстрации для рассказывания;

      - атрибуты для проведения сюжетно – ролевых игр;

      - карты-схемы;

       - раскраски и лабиринты для проведения игр по теме «Экология»

      - фотографии детей и родителей для проведения выставок.

Интернет – ресурс:

https://nsportal.ru/

https://infourok.ru/

https://www.maam.ru/



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИРОДООХРАННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЭКОЛЯТА – ДОШКОЛЯТА» ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОЛЮБИЯ

Проект «Эколята-Дошколята» направлен на формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбияЦель Проекта: формирование у ребёнка богатого внутренне...

ПРИРОДООХРАННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЭКОЛЯТА – ДОШКОЛЯТА» ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОЛЮБИЯ

Проект «Эколята-Дошколята» направлен на формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбияЦель Проекта: формирование у ребёнка богатого внутренне...

ПРИРОДООХРАННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЭКОЛЯТА – ДОШКОЛЯТА» ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОЛЮБИЯ

Проект «Эколята-Дошколята» направлен на формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбияЦель проекта: формирование у ребёнка богатого внутренне...

ПРИРОДООХРАННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЭКОЛЯТА – ДОШКОЛЯТА» ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОЛЮБИЯ

Проект «Эколята-Дошколята» направлен на формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбияЦель проекта: формирование у ребёнка богатого внутренне...

ПРИРОДООХРАННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЭКОЛЯТА – ДОШКОЛЯТА» ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОЛЮБИЯ

Проект «Эколята-Дошколята» направлен на формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбияЦель проекта: формирование у ребёнка богатого внутренне...

ПРИРОДООХРАННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЭКОЛЯТА – ДОШКОЛЯТА» ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОЛЮБИЯ

Проект «Эколята-Дошколята» направлен на формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбияЦель проекта: формирование у ребёнка богатого внутренне...

ПРИРОДООХРАННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЭКОЛЯТА – ДОШКОЛЯТА» ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОЛЮБИЯ

Проект «Эколята-Дошколята» направлен на формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбияЦель Проекта: формирование у ребёнка богатого внутренне...