Природоохранный социально-образовательный проект «Эко-патруль» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия
проект по окружающему миру (старшая группа)
Гипотеза проекта: «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с безграничной красотой. Здесь в природе, вечный источник детского разума (В. Сухомлинский) Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач. Для этого должна быть разработана идеология, позволяющая сформировать у ребёнка культуру природолюбия, любовь к природе родного края, а, значит, любовь к государству.
Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства. Если будет реализован проект, то у дошкольников расширится представление об экологическом волонтерском движении, которое будет способствовать формированию экологической культуры и воспитанию бережного отношения к природе.
Проблема: недостаточная информированность детей о разнообразии природы вокруг нас, животного мира.
Цель проекта: формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.
Задачи:
для воспитателя:
- создание системы элементарных экологических знаний, доступных пониманию дошкольника об экологическом волонтерском движении и его значимости в жизни человека.
- совершенствование условий для эффективного экологического образования дошкольников, способствующего воспитанию экологической культуры и осознанного отношения к природе;
для детей:
- развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания через наблюдение и экспериментирование в процессе поисково-познавательной деятельности;
- продолжать знакомство с животными, птицами, растениями, закреплять знания детей об условиях, необходимых для жизни в окружающей среде; знания о приёмах по уходу за растениями и живыми существами и их значение в жизни человека;
- воспитание осознанного, экологически целесообразного отношения к природе; культуры общения с окружающим миром, бережного отношения ко всему живому, умение заботиться о них.
для родителей:
- содействовать укреплению и развитию детско-родительских отношений через поисково- познавательную деятельность;
- систематизировать знания родителей по основам экологического волонтерского движения посредством вовлечения в творческую активность по благоустройству пространства детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_eko-patrul.doc | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №21 «Алёнка»
Определен и принят УТВЕРЖДАЮ
на педагогическом совете Заведующий МАДОУ
МАДОУ «Детский сад №21 «Детский сад №21 «Алёнка»
«Алёнка» ___________ А.В. Штока
Протокол № _____ Приказ №_____
от___________2024г. от_____________2024г.
Природоохранный социально-образовательный проект
«Эко-патруль» по формированию у детей дошкольного возраста
экологической культуры и культуры природолюбия
возраст детей (5-7 лет)
Длительность: долгосрочный
Разработчики проекта:
Анастасия Сергеевна Новикова
Александра Ильинична Бронникова
Подзолкова Елена Михайловна
Гурьевск 2024г.
Название проекта: «Эко-патруль».
Направление: социально-образовательный, информационное развитие.
Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий.
Тип проекта:
по продолжительности: долгосрочный;
по количеству участников: групповой.
Сроки реализации: с сентября 2024г.
Руководители проекта: Анастасия Сергеевна Новикова, воспитатель средней группы № 1 «Веселый медвежонок»; Александра Ильинична Бронникова, воспитатель старшей группы №5 «Фантазеры»; Елена Михайловна Подзолкова, музыкальный руководитель
Участники проекта: воспитанники группы и их родители, воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, специалисты ДОО.
Место проведения: МАДОУ «Детский сад № 21 «Аленка».
Гипотеза проекта: «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с безграничной красотой.
Здесь в природе, вечный источник детского разума (В. Сухомлинский) Природа – один из важнейших факторов народной педагогики. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Поэтому в процессе знакомства с природой своего края, у ребёнка воспитывается любовь к каждому объекту в природе, что в свою очередь, способствует и решению природоохранных задач. Для этого должна быть разработана идеология, позволяющая сформировать у ребёнка культуру природолюбия, любовь к природе родного края, а, значит, любовь к государству.
Воспитание любви к природе, её животному и растительному миру должно осуществляться постоянно, потому что формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства. Если будет реализован проект, то у дошкольников расширится представление об экологическом волонтерском движении, которое будет способствовать формированию экологической культуры и воспитанию бережного отношения к природе.
Проблема: недостаточная информированность детей о разнообразии природы вокруг нас, животного мира.
Цель проекта: формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.
Задачи:
для воспитателя:
- создание системы элементарных экологических знаний, доступных пониманию дошкольника об экологическом волонтерском движении и его значимости в жизни человека.
- совершенствование условий для эффективного экологического образования дошкольников, способствующего воспитанию экологической культуры и осознанного отношения к природе;
для детей:
- развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания через наблюдение и экспериментирование в процессе поисково-познавательной деятельности;
- продолжать знакомство с животными, птицами, растениями, закреплять знания детей об условиях, необходимых для жизни в окружающей среде; знания о приёмах по уходу за растениями и живыми существами и их значение в жизни человека;
- воспитание осознанного, экологически целесообразного отношения к природе; культуры общения с окружающим миром, бережного отношения ко всему живому, умение заботиться о них.
для родителей:
- содействовать укреплению и развитию детско-родительских отношений через поисково- познавательную деятельность;
- систематизировать знания родителей по основам экологического волонтерского движения посредством вовлечения в творческую активность по благоустройству пространства детского сада.
Методы и приемы:
- наблюдения;
- познавательные беседы;
- экскурсии;
- чтение художественной литературы;
- продуктивная деятельность;
- мастер-классы.
Формы проекта:
1. Специально-организованная деятельность
• учебное пособие «Азбука Природолюбия»;
• учебники и учебные пособия;
• тематические книги;
• хрестоматии;
• рабочие тетради и дневники;
• альбомы и тетради для раскрашивания;
• наглядные и раздаточные материалы;
• журналы и газеты;
• художественные, познавательные и научно-популярные произведения;
• энциклопедические и справочные издания;
• аудио и видеоносители информации;
• настольные, напольные, компьютерные и другие игры, а также игровые комплексы и программы с присутствием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы;
• образы сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы;
• элементы мультипликации;
• художественные, телевизионные, учебные, документальные, научно-популярные и другие фильмы, их фрагменты и кадры;
• театральные постановки, их фрагменты и элементы;
• телевизионные передачи, их фрагменты и элементы;
• музеи и картинные галереи;
• выставки, ярмарки и различные тематические экспозиции;
• опытные участки вокруг дошкольных образовательных организаций, а также прилегающих к ним территории;
• элементы естественных и искусственных природных зон с их растительным и животным миром;
• различные мероприятия, праздники, олимпиады, шествия и акции. - оформление выставок детского творчества;
- создание стенгазет, плакатов, фотовыставок, встреча с людьми разных профессий, наблюдения за трудом взрослых.
2. Самостоятельная деятельность детей в экологических центрах развития, на участке.
3. Взаимодействие с семьей:
- вовлечь родителей в разработку и выпуск по тематикам и направлениям Проекта настольных игр;
- с помощью родителей разработать специальные элементы оформления помещений в дошкольной образовательной организации;
- организовывать и проводить различные игровые программы, конкурсы и викторины с привлечением родителей, других подобных мероприятий;
- организовывать и проводить практические занятия по охране и защите Природы;
- совместно с родителями организовывать и проводить различные тематические встречи, экскурсии и другие мероприятия, являющиеся составной частью и элементами учебно-воспитательного процесса в дошкольной образовательной организации;
- вовлечь родителей в данный проект.
Новизна проекта: Новизна проекта заключается в том, что он нацелен на работу как педагогов, детей и их родителей по экологическому воспитанию, через реализацию проектной деятельности с учетом некоторых дат Международного экологического календаря. Создание экологического волонтерского движения в ДОО.
Практическая значимость: у детей появится желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
Понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно — эстетическом и практическом значении для человека.
Условия реализации проекта:
- создание опытно-экспериментальных участков будут использованы при организации и проведении занятий в рамках Проекта «Эко-патруль»;
- наличие практического показа, возможность постановки и проведения эксперимента при изучении темы или любого учебного материала;
- наличие осознанного подхода как в элементах преподавания того или иного учебного материала со стороны воспитателя и преподавателя, так и в элементах восприятия и познания этого материала со стороны ребёнка.
Реализация проекта осуществляется через:
- совместную деятельность;
-самостоятельную деятельность (художественно-продуктивная, экспериментальная);
- игровую деятельность;
- трудовую деятельность;
- домашнее задание для детей и родителей – изготовление поделок из бросового материала, сбор макулатуры, пластика, батареек;
- создание семейных фотографий для демонстрации другим.
Принципы организации взаимодействия с родителями:
- открытость детского сада для семьи;
- сотрудничество родителей и педагогов в воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к экологическому воспитанию в семье и детском коллективе.
Планируемый результат:
для детей:
- Расширится представление об экологическом волонтерском движении у воспитанников.
- Сформируются навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
- Сформированное у детей ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
- Овладение воспитанниками навыками и знаниями по основам экологического развития, познавательно-исследовательской, творческой деятельности.
- Сформированы представления о профессии – эколог, волонтер, природовед, лесничий.
- У детей появится желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
- Понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно — эстетическом и практическом значении для человека.
для родителей:
- Активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, экспериментированию, творчеству, общению со взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность.
для педагогов:
- Повышение уровня компетентности в осуществлении инновационной деятельности.
- Повышение профессионального уровня в области реализации проектов для детей дошкольного возраста.
Методы сбора информации:
- обследование предметно-пространственной среды;
- беседы с детьми
- беседы с родителями.
Этапы проекта:
1 этап – организационный:
- выявление проблемы;
- определение целей и задач проекта;
- организация развивающей предметной среды, подбор материала, необходимого для реализации цели проекта (иллюстрации, сюжетные картины, настольные, словесные, дидактические игры, художественные произведения, предметы и т. д.);
- сотрудничество с Музеем мусора в г. Зеленоградске «Зеленый кот»
- проведение мониторинга среди родителей;
- введение детей в ход проекта;
- беседа «Кто такие эко - волонтеры?», «Что можно сделать, чтобы сохранить природу родного края?»;
- беседы с детьми: «Зелёная аптека под ногами у человека» (сбор лекарственных цветов ромашка, календула);
- «Во саду ли в огороде…» (уход за огородом на окне)
- подбор художественной литературы и фотоматериалов;
- сортировка отходов и транспортировка их в музей мусора «Зеленый кот» (пластик, пластиковые крышки, батарейки, макулатура)
- беседы с родителями (законными представителями).
Этап 2 – практический:
Социально-коммуникативное развитие
- рассматривание картинок, иллюстраций, презентаций по экологии;
- рассказы о сохранении природы.
Познавательное развитие
- знакомство с планетой Земля и ее обитателями;
- сотрудничество с музеем мусора и перерабатывающими организациями.
Речевое развитие
- чтение художественной литературы:
В. Бианки – «Лесная газета», «Как муравьишка домой спешил», «Чей нос лучше», «Хвосты» и другие, Ю. Дмитриева «Если посмотреть вокруг» и Н. Павловой «Разными глазами»;
- беседы на тему: «Кто такие Эколята?», «Мы против мусора и грязи», «Земля - наш общий дом и мы его спасём, что можно сделать, чтобы мусора стало меньше», «Правила поведения в лесу», «Ты - часть природы»;
Художественно-эстетическое развитие
Изобразительная деятельность «Земля – наш общий дом!», прослушивание музыкальных произведений; инсценировки по литературным экологическим произведениям.
Физическое развитие
Конкурсы, подвижные игры («Изобрази животное» и т.д.)
Физкультурные занятия («Звери бывают разными» и др.)
Игровая деятельность
Сюжетно-ролевые игры.
Работа с родителями
- проведение консультаций на тему: «Взаимодействие ДОО и семьи по экологическому образованию дошкольников в процессе ознакомления с природой родного края»,
- беседа с родителями на тему: «Экологическая культура и сохранение здоровья ребенка в современных условиях»;
- опрос;
- оформление информационного уголка. Советы родителям на тему: «Научите детей любить и беречь природу!»;
- оформление папок-передвижек;
- информирование родителей через создание природоохранных памяток, газет;
- Участие в выставке поделок «Природа и творчество», «Сортируй отходы - береги природу», «Экология глазами детей», «Вторая жизнь старых вещей», «Дети – за чистую планету!», «Краски осени»;
- привлечение к участию в природоохранных акции;
- проведение развлечений;
- привлечение родителей к активной реализации проектной деятельности в группах.
План мероприятий:
Сентябрь:
«Пойдём экологическими тропами» (экологическая тропа детского сада);
«Зелёная аптека под ногами у человека» (сбор лекарственных цветов ромашка, календула);
21 сентября Всемирный день чистоты «Очистим планету от мусора» (фотовыставка «Как я помог природе»)
Октябрь
«Наши вкусные истории» (сбор урожая и поделки, композиции из даров Осени);
1 октября «День пожилого человека»- «Чтобы счастье и радость людям дарить, нужно добрым и милосердным быть» (уборка территории дома и двора);
4 октября – Всемирный день защиты животных «Мой лучший друг – мой домашний питомец» (фотоконкурс);
Конкурс рисунков: «Дошкольники за экологию: думать и действовать!»;
Досуг «Посвящение в юные эко-волонтеры и юных друзей природы» (принятие в ряды эко-патруля детей средней группы №4 и воспитателя В.А. Зыбину);
Ноябрь
Оформление альбома «Животные нашего края»
12 ноября экологический праздник «Синичкин день» (изготовление кормушек своими руками дети совместно с родителями»
15 ноября День вторичной переработки (выставка поделок из бросового материала)
Декабрь
Акция «Новогодний подарок для животных» (сбор корма для приюта Славянское, помощь Эко-патруля в уходе за животными приюта)
11 декабря Международный день гор Беседа «Удивительный мир камней»
Январь
11 января День заповедников и национальных парков России (ознакомление детей с «Красной книгой России»)
22 января экологическая викторина «Мы друзья природы»
Февраль
9 февраля Всемирный день защиты морских млекопитающих Беседа «Что мы знаем о дельфинах?»
24 февраля «Огород на подоконнике» Проект по выращиванию рассады на подоконнике (24.02. – 11.05.)
Март
1 марта Всемирный день кошек (фотовыставка «Про котов, котят и кошек – обитателей окошек»)
21 марта Всемирный день леса (Выставка творческих работ «Берегите лес»)
22 марта Всемирный день Воды (Беседа «Вода – это жизнь!»)
23 марта Акция «Час Земли» (дети совместно с родителями)
Апрель
1 апреля Международный день птиц (фотовыставка «Птичья столовая»)
15 апреля День экологических знаний ( викторина «Как сберечь природу»)
22 апреля «День Земли» (развлечение «Сортировка мусора»)
Май
14 мая «Показ Мод» ( развлечение совместно с родителями «Очумелые ручки» (одежда из бросового материала)
20 мая Акция «Сбор мусора»
23 мая Беседа «Почему случаются лесные пожары?»
III этап – Заключительный:
- анализ и обобщение опыта;
- подготовка и проведение выставки детско-родительских работ;
- создание фотоотчета о проведенных мероприятиях;
- оформление проекта;
- создание презентации по итогам проекта.
Итог работы. Вывод
Во время реализации проекта, получены разнообразные знания по экологии, повысилась значимость экологического и природоохранного воспитания детей, произошло повышение уровня личностного сознания, как у детей, так и у взрослых. Проект способствовал формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умение видеть его красоту и неповторимость, развитию эстетических чувств у дошкольников, их родителей, педагогов. Дети имеют первоначальные знания и понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», у них (вместе с родителями) сформировано понятие экологической безопасности и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов. У ребят появились навыки экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни. Родители и педагоги убедились в том, насколько актуальна тема экологического образования детей, как части нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения по отношению к Родине, её природным богатствам. У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться, к совместным мероприятиям, участвовать в жизни группы.
Проблема раскрыта, цель достигнута, далее планируется расширить и углубить работу согласно требованиям новой ФОП ДОО.
Ресурсное обеспечение проекта:
Литература:
- О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!» - СБП.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021 – 368с.
- С.Н. Николаева «Юный Эколог» экологическое воспитание в старшей группе детского сада – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2022 - 192с.
- С.Н. Николаева «Юный Эколог» экологическое воспитание в подготовительной группе детского сада – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2022 - 200с.
- С. Н. Николаева «Поделки из природного материала» М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2020 - 48с.
Наглядно-демонстрационный материал:
- иллюстрации для рассказывания;
- атрибуты для проведения сюжетно – ролевых игр;
- карты-схемы;
- раскраски и лабиринты для проведения игр по теме «Экология»
- фотографии детей и родителей для проведения выставок.
Интернет – ресурс:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРИРОДООХРАННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЭКОЛЯТА – ДОШКОЛЯТА» ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОЛЮБИЯ
Проект «Эколята-Дошколята» направлен на формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбияЦель Проекта: формирование у ребёнка богатого внутренне...
ПРИРОДООХРАННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЭКОЛЯТА – ДОШКОЛЯТА» ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОЛЮБИЯ
Проект «Эколята-Дошколята» направлен на формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбияЦель Проекта: формирование у ребёнка богатого внутренне...
ПРИРОДООХРАННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЭКОЛЯТА – ДОШКОЛЯТА» ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОЛЮБИЯ
Проект «Эколята-Дошколята» направлен на формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбияЦель проекта: формирование у ребёнка богатого внутренне...
ПРИРОДООХРАННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЭКОЛЯТА – ДОШКОЛЯТА» ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОЛЮБИЯ
Проект «Эколята-Дошколята» направлен на формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбияЦель проекта: формирование у ребёнка богатого внутренне...
ПРИРОДООХРАННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЭКОЛЯТА – ДОШКОЛЯТА» ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОЛЮБИЯ
Проект «Эколята-Дошколята» направлен на формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбияЦель проекта: формирование у ребёнка богатого внутренне...
ПРИРОДООХРАННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЭКОЛЯТА – ДОШКОЛЯТА» ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОЛЮБИЯ
Проект «Эколята-Дошколята» направлен на формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбияЦель проекта: формирование у ребёнка богатого внутренне...
ПРИРОДООХРАННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЭКОЛЯТА – ДОШКОЛЯТА» ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОЛЮБИЯ
Проект «Эколята-Дошколята» направлен на формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбияЦель Проекта: формирование у ребёнка богатого внутренне...