Роль экологических акций в формировании у детей дошкольного возраста экологической культуры
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Лебедева Ольга Викторовна

РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ АКЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

     Сегодня много пишется статей и говорится о том, что наша экология переживает трудное время. В наше современное время все больше и больше загрязняется природа из-за необдуманной деятельности людей. Сколько вырубается лесов, загрязняется водоемов, сколько гибнет растений и животных! Из года в год ситуация не улучшается, а только усугубляется.

     Что же делать для того, чтобы оставить нашу природу, пусть не «первозданной», но ЖИВОЙ? Видимо, нужна целая система мер и рациональных методов оздоровления природы и сохранения ее.

     Но никто нам не поможет, пока мы сами этого не захотим. От нас, от разумных существ, зависит, как долго будут расти леса, петь птицы, плескаться рыба в наших реках. Хочется призвать всех людей: «Помогите природе, помогите себе, чтобы быть здоровыми, не бояться за завтрашний день. Помогите нашим будущим поколениям жить еще не одно тысячелетие!».

     Поэтому очень важно закладывать с детства бережное, заботливое отношение к природе, желание беречь ее, сопереживать. Ведь какое отношение со стороны взрослых видит ребенок по отношению к природе и животным, так и он сам учится относиться к ней. Поэтому одной из основных задач каждого ДОУ должно быть формирование у детей экологической культуры, которая складывается из совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

     Давайте учить детей любить родную природу – это могущественный источник, из которого человек черпает свои первые знания, впечатления. Дети рано начинают замечать и интересоваться окружающими их объектами неживой и особенно живой природы. Маленький ребенок смотрит в мир широко открытыми глазами и замечает все: крохотного паука в густой траве, подвижного жучка на зеркальной поверхности воды, трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке. Природа привлекает внимание детей сезонными изменениями, яркостью красок, запахами, звуками. Знакомясь с ней, дети открывают для себя новый мир: они стараются все потрогать руками, понюхать, рассмотреть, возможно, попробовать на вкус.

    Вот почему я посчитала актуальным и внедрила в свою работу тему по экологическому воспитанию «Экологические акции с детьми старшего дошкольного возраста».

     Создание экологических акций способствует закреплению знаний о природных явлениях, дети учатся самостоятельно планировать свою деятельность по оказанию помощи животным, по сохранению воздуха и водоемов чистыми и т.д., а также они помогают узнать об этом детям других групп детского сада, своим родителям.  Экологические акции обеспечивают высокую степень активности и самостоятельности воспитанников. Подобные мероприятия развивают в детях такие нравственные качества, как самостоятельность, ответственность, сопереживание, заботливость, доброжелательность, инициативность и т.д.

     Для работы по экологическим акциям я использовала следующие методы: проведение бесед, занятий, игр по экологическому воспитанию; просмотр видеофильмов; чтение художественной литературы; придумывание совместно с детьми экологических сказок; проведение экскурсий; организация поисково-исследовательской деятельности, проведение опытов; изготовление экологических плакатов и т.д.

     Были проведены экологические акции по месяцам. В сентябре стартовала акция «Кладовые природы», результатом которой стало изготовление плаката «Правила поведения в лесу» и создание альбома «Гербарии лекарственных растений Сибири». В октябре – акция «Нам нужен чистый воздух!», результатом которой стало создание плаката «Сохраним воздух чистым!». В ноябре – акция «Поможем нашим пернатым друзьям», результат – изготовление кормушек для птиц, регулярное прикармливание зимующих птиц. В декабре стартовала акция «Не рубите елки!», результат – приобретение искусственной новогодней елки в детский сад. Январь-февраль – акция «Красная книга – сигнал опасности!», результат – создание Красной книги совместно с детьми и знакомство с этой книгой родителей и детей других групп. В марте – акция «Берегиня», результатом которой стало создание макета «Чистое озеро Байкал», а также выставка рисунков «Чистая река». В апреле акция «Встречаем перелетных птиц», результатом данной акции стало изготовление совместно с детьми и их родителями скворечников. И, наконец, в мае стартовала акция «Разноцветная планета», результатом которой стало проведение субботника с детьми на территории детского сада, а также ее озеленение.

      Моя работа по экологическим акциям с детьми старшего дошкольного возраста в детском саду принесла феноменальные результаты: выходя на улицу, дети стали задумываться о том, чтобы не растоптать муравейник или цветок, стали экономно расходовать воду, создали свой плакат, который агитирует окружающих не загрязнять воздух. Мы совместно с детьми создали Красную книгу. Благодаря акции моих детей «Не рубите елки!» в детский сад приобрели искусственную новогоднюю елку, чтобы сберечь живую. Также во многих семьях детей приобрели искусственные елки, многие папы перестали мыть машины в водоемах, стали соблюдаться правила поведения в лесу и т.д.

     Дети и их родители принимали активное участие во всех мероприятиях по экологическим акциям и получили массу удовольствия и удовлетворения от проделанной работы и достигнутых результатов. Участие в экологических акциях помогает накопить детям первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений, достоверных представлений о природе и получить необходимые навыки природоохранной деятельности.Мои дети и их родители были благодарны мне за проделанную работу.

 

Список используемой литературы

    1. Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей: Метод. рекомендации для дошкольных учреждений. - 1993.

     2.  Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. - М., 2002.

     3. Николаева С.Н. Эколог в детском саду: Программа повышения квалификации дошкольных работников. - М., 2002.

     4. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия реализации её в детском саду. М., 1999

     5. Рыжова Н.А.Яи природа: Учеб.-метод. комплекс по экологическому образованию дошкольников. - М., 1998.

     6. Тютюнник О.Ю. Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста. - М., 1995.

     7. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж, 2002.

     8. Экологическое воспитание дошкольников / Под. ред. A.M. Федотовой. - Пермь,1992.

     9. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие. / Под редакцией Л.H. Прохоровой. - М., 2003.

    

  

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ АКЦИЙ В ФОРМИРОВАНИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

     Сегодня много пишется статей и говорится о том, что наша экология переживает трудное время. В наше современное время все больше и больше загрязняется природа из-за необдуманной деятельности людей. Сколько вырубается лесов, загрязняется водоемов, сколько гибнет растений и животных! Из года в год ситуация не улучшается, а только усугубляется.

     Что же делать для того, чтобы оставить нашу природу, пусть не «первозданной», но ЖИВОЙ? Видимо, нужна целая система мер и рациональных методов оздоровления природы и сохранения ее.

     Но никто нам не поможет, пока мы сами этого не захотим. От нас, от разумных существ, зависит, как долго будут расти леса, петь птицы, плескаться рыба в наших реках. Хочется призвать всех людей: «Помогите природе, помогите себе, чтобы быть здоровыми, не бояться за завтрашний день. Помогите нашим будущим поколениям жить еще не одно тысячелетие!».

     Поэтому очень важно закладывать с детства бережное, заботливое отношение к природе, желание беречь ее, сопереживать. Ведь какое отношение со стороны взрослых видит ребенок по отношению к природе и животным, так и он сам учится относиться к ней. Поэтому одной из основных задач каждого ДОУ должно быть формирование у детей экологической культуры, которая складывается из совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

     Давайте учить детей любить родную природу – это могущественный источник, из которого человек черпает свои первые знания, впечатления. Дети рано начинают замечать и интересоваться окружающими их объектами неживой и особенно живой природы. Маленький ребенок смотрит в мир широко открытыми глазами и замечает все: крохотного паука в густой траве, подвижного жучка на зеркальной поверхности воды, трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке. Природа привлекает внимание детей сезонными изменениями, яркостью красок, запахами, звуками. Знакомясь с ней, дети открывают для себя новый мир: они стараются все потрогать руками, понюхать, рассмотреть, возможно, попробовать на вкус.

    Вот почему я посчитала актуальным и внедрила в свою работу тему по экологическому воспитанию «Экологические акции с детьми старшего дошкольного возраста».

     Создание экологических акций способствует закреплению знаний о природных явлениях, дети учатся самостоятельно планировать свою деятельность по оказанию помощи животным, по сохранению воздуха и водоемов чистыми и т.д., а также они помогают узнать об этом детям других групп детского сада, своим родителям.  Экологические акции обеспечивают высокую степень активности и самостоятельности воспитанников. Подобные мероприятия развивают в детях такие нравственные качества, как самостоятельность, ответственность, сопереживание, заботливость, доброжелательность, инициативность и т.д.

     Для работы по экологическим акциям я использовала следующие методы: проведение бесед, занятий, игр по экологическому воспитанию; просмотр видеофильмов; чтение художественной литературы; придумывание совместно с детьми экологических сказок; проведение экскурсий; организация поисково-исследовательской деятельности, проведение опытов; изготовление экологических плакатов и т.д.

     Были проведены экологические акции по месяцам. В сентябре стартовала акция «Кладовые природы», результатом которой стало изготовление плаката «Правила поведения в лесу» и создание альбома «Гербарии лекарственных растений Сибири». В октябре – акция «Нам нужен чистый воздух!», результатом которой стало создание плаката «Сохраним воздух чистым!». В ноябре – акция «Поможем нашим пернатым друзьям», результат – изготовление кормушек для птиц, регулярное прикармливание зимующих птиц. В декабре стартовала акция «Не рубите елки!», результат – приобретение искусственной новогодней елки в детский сад. Январь-февраль – акция «Красная книга – сигнал опасности!», результат – создание Красной книги совместно с детьми и знакомство с этой книгой родителей и детей других групп. В марте – акция «Берегиня», результатом которой стало создание макета «Чистое озеро Байкал», а также выставка рисунков «Чистая река». В апреле акция «Встречаем перелетных птиц», результатом данной акции стало изготовление совместно с детьми и их родителями скворечников. И, наконец, в мае стартовала акция «Разноцветная планета», результатом которой стало проведение субботника с детьми на территории детского сада, а также ее озеленение.

      Моя работа по экологическим акциям с детьми старшего дошкольного возраста в детском саду принесла феноменальные результаты: выходя на улицу, дети стали задумываться о том, чтобы не растоптать муравейник или цветок, стали экономно расходовать воду, создали свой плакат, который агитирует окружающих не загрязнять воздух. Мы совместно с детьми создали Красную книгу. Благодаря акции моих детей «Не рубите елки!» в детский сад приобрели искусственную новогоднюю елку, чтобы сберечь живую. Также во многих семьях детей приобрели искусственные елки, многие папы перестали мыть машины в водоемах, стали соблюдаться правила поведения в лесу и т.д.

     Дети и их родители принимали активное участие во всех мероприятиях по экологическим акциям и получили массу удовольствия и удовлетворения от проделанной работы и достигнутых результатов. Участие в экологических акциях помогает накопить детям первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений, достоверных представлений о природе и получить необходимые навыки природоохранной деятельности. Мои дети и их родители были благодарны мне за проделанную работу.

Список используемой литературы

    1. Николаева С.Н. Создание условий для экологического воспитания детей: Метод. рекомендации для дошкольных учреждений. - 1993.

     2.  Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учебное пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. - М., 2002.

     3. Николаева С.Н. Эколог в детском саду: Программа повышения квалификации дошкольных работников. - М., 2002.

     4. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия реализации её в детском саду. М., 1999

     5. Рыжова Н.А. Я и природа: Учеб.-метод. комплекс по экологическому образованию дошкольников. - М., 1998.

     6. Тютюнник О.Ю. Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста. - М., 1995.

     7. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж, 2002.

     8. Экологическое воспитание дошкольников / Под. ред. A.M. Федотовой. - Пермь,1992.

     9. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие. / Под редакцией Л.H. Прохоровой. - М., 2003.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры, культуры природолюбия и бережного отношения к окружающей среде

Дерево, трава, цветок и птицаНе  всегда умеют защититься.Если будут уничтожены они,На планете мы останемся одни! В. Берестов Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одн...

ПРОЕКТ «ЭКОЛЯТА - ДОШКОЛЯТА» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия

Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образован...

Проект «Эколята – Дошколята» по формированию у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия.

Давайте вместе Землю украшать.Сажать сады, цветы сажать повсюду.Давайте вместе Землю уважать И относиться с нежностью, как к чуду!Мы забываем, что она у нас одна -Неповторимая, ранимая, живаяПрек...

ПРИРОДООХРАННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЭКОЛЯТА – ДОШКОЛЯТА» ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОЛЮБИЯ

Проект «Эколята-Дошколята» направлен на формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбияЦель Проекта: формирование у ребёнка богатого внутренне...

ПРИРОДООХРАННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ЭКОЛЯТА – ДОШКОЛЯТА» ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОЛЮБИЯ

Проект «Эколята-Дошколята» направлен на формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбияЦель Проекта: формирование у ребёнка богатого внутренне...