Отчёт по теме самообразования «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»
материал (подготовительная группа)
повышать теоретический уровень, профессиональное мастерство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 18.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №101»
Отчёт по теме самообразования «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель 1кк
Карелина Л.Н.
Воронеж, 2019г.
Цель: повышать теоретический уровень, профессиональное мастерство
В процессе самообразования я решала следующие задачи:
- создать условия для развития познавательно-исследовательской
деятельности старших дошкольников;
- ввести в практику работы экспериментальную деятельность;
- развивать познавательную активность;
- обогащать активный словарь детей в процессе опытов и
экспериментов.
Актуальность. Экспериментальная деятельность является, наряду с
игровой, ведущей деятельностью ребенка дошкольника.
Содержание программы должно обеспечивать развитие личности,
мотивации и способности детей в различных видах деятельности. Для детей
3-8 лет одной из них является познавательно- исследовательская (
исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними).
Ребенок дошкольного возраста-природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Как писал Л. С.Выготский « Чем больше он
знает и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он
располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других
равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».
.Благодаря развитию познавательно- исследовательской деятельности у
детей развивается детская любознательность, пытливость ума и на их основе
формируются устойчивые познавательные интересы. Ребенок задает вопросы
взрослым и сверстникам, интересуется причинно- следственными связями,
пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и
поступкам людей склонен наблюдать и экспериментировать.
Была изучена литература: Тугушева Г.П, Чистякова А. Е «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» (2007г.), Марудова Е.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» 2010 г.), Методические рекомендации под редакцией Прохоровой Л. Н. (2005г.), интернет- ресурсы.
Благодаря изученной литературе, мне удалось составить картотеки опытов с песком и глиной, с водой, с воздухом, с магнитом, которые помогли мне в работе с детьми подготовительной группы. Также изученная литература помогла мне в подготовке материала для родителей, для педагогов.
С помощью родителей в начале учебного года в группе был пополнен уголок «Юные исследователи». Уголок представляет собой три полки, на которых расположен материал для проведения опытов и экспериментов. Материалы и оборудование нашего уголка: коробочки и баночки с природным материалом – землёй, песком – речным и карьерным, глиной разного цвета, шишками от разных деревьев (ели, сосны, лиственницы, кипариса), плодами каштана, камешками разных форм, размеров и цветов, ракушками – морскими и речными. Также в уголке есть открытки с изображением экзотических растений и пресмыкающихся и земноводных. Бутылки, стаканы разных размеров, полиэтиленовые плёнки, резинки, формочки для льда, деревянные и металлические палочки, магниты, водяные мельницы – всё это помогало проводить опыты и эксперименты в течение всего учебного года. Особый интерес у детей вызывал природный материал, который они самостоятельно брали, рассматривали и изучали.
В течение года я не только получала знания по данной теме, но я делилась ими со своими коллегами во время выступлений на педагогическом совете, на семинаре-практикуме.
В своей работе я выбирала такие формы воспитательного процесса,
которые не наносили ущерба здоровью детей; доброжелательно и терпеливо
подводила детей к изучению данной темы; формировала социальные навыки:
общение, уверенность в себе, самооценка, гуманные чувства; формировала
практическую деятельность «Мы-исследователи!»; создавала атмосферу
заинтересованности каждого ребенка, поощряла стремление ребенка
предлагать свой способ работы.
С детьми проводила занятия , беседы, игры, опыты, эксперименты.
Кроме того велась работа с родителями:
Консультации: «Как проводить опыты и эксперименты с детьми в
домашних условиях?», «Рисование на песке»,…
Памятки: «Роль семьи в развитии познавательно-исследовательской
активности ребенка», «Как отвечать на детские вопросы».
Наглядная информация: «Летние игры с водой».
В результате работы над темой самообразования мне удалось не только повысить свой уровень знаний по данной теме, но и вызвать интерес у некоторых родителей к исследованиям и познанию окружающего нас мира. Создание условий для исследовательской деятельности детей благоприятно сказалось на развитии познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы. Дети стали чаще задавать вопросы о природных явлениях, объектах, предметах, самостоятельно проводить простейшие опыты, на прогулке их внимание привлекают необычные находки и уже знакомые природные материалы, которыми они стремятся пополнить наш уголок «Юный исследователь».
Считаю необходимым поддерживать интерес детей и родителей к познавательно-исследовательской деятельности, т.к. она способствует развитию детской любознательности, пытливости ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы, что очень важно в период подготовки ребёнка к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль родителей в развитии познавательного интереса и познавательно - исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности
Детско - родительский проект по опытно - эксприментальной деятельности. Тема: "Школа Профессора Знай Знайкина"...
Методическая разработка на тему «Лэпбук как средство формирования познавательно-исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Лэпбук (lapbook) – (lap – колени, book – книга), в «простонародье» - папка на коленках или тематическая папка,одно из вариативных средств реализацииосновной общеобразоват...
Отчёт по теме самообразования «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»
Целью работы по самообразованию было: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностног...
Консультация для воспитателей на тему «Лэпбук как средство формирования познавательно-исследовательских навыков у детей старшего дошкольного возраста» 2018
Лэпбук (lapbook) – (lap – колени, book – книга), в «простонародье» - папка на коленках или тематическая папка, одно из вариативных средств реализации основной общео...
Отчет по теме самообразования «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
Цель: Создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений посредством развивающих игр. Задачи:.Определить наиболее рацио...
Перспективное планирование в подготовительной к школе группе по теме самообразования «Социально – коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста через различные виды театрализованной деятельности» на 2020 – 2021 учебный год
На протяжении трех лет углублённо работаю по теме «Социально – коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста через различные виды театрализованной деятельности».Театр ...
Краткосрочный познавательно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста на тему "Волшебное мыло"
В марте этого года в нашем дошкольном учреждении прошел краткосрочный познавательно- исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Волшебное мыло». В ходе проекта...