Программа дополнительного образования по адаптации детей младшего дошкольного возраста "Играем вместе"
рабочая программа (младшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_adaptatsii.docx | 95.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №234
«Детский сад комбинированного вида»
ПРИНЯТО педагогическим советом протокол № от ______________________ г. | УТВЕРЖДЕНО Заведующая МАДОУ _______________Н. В. Простакишина Приказ № _____ от «___» ________ 2017 г. |
Дополнительная программа по адаптации для детей младшего дошкольного возраста
«Играем вместе»
Составитель: Сыркина Н.Н.
Кемерово 2018
Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………………..3
2. Содержание программы……………………………………………….10
3. Диагностика эффективности реализации программы………………18
4. Информационно-методическое обеспечение программы…………..25
5. Приложения
Приложение 1Анкеты для родителей ………….……………………….27
Приложение 2 Памятки и консультации для родителей в период
адаптации…………………………………………………………………33
Приложение 3 Игры для налаживания контакта с ребенком………….45
Приложение 4 Рекомендации для родителей по адаптации к детскому саду…………………………………………..……………………………62
Приложение 5 Тесты для родителей ………………..………………….64
Приложение 6 Лист адаптации во 2 младшей группе…………………68
- Пояснительная записка
В настоящее время признан приоритет семейного воспитания детей раннего возраста, однако социальные условия вынуждает родителей прибегать к общественным формам воспитания уже на самых ранних этапах жизни ребенка, особенности раннего возраста взаимосвязаны с психофизическим развитием. Дети раннего возраста отличаются неустойчивостью эмоционального состояния. Разлука с близкими людьми и изменение привычного образа жизни вызывает у детей негативные эмоции и страхи. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период адаптации детей проходил легко, необходима помощь семьи.
Актуальность:
Адаптация- это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Актуальность проблемы обуславливается тем, что прежняя система взглядов на воспитания детей раннего возраста не соответствует современным представлением о целях и задачах дошкольной педагогики. Переход от авторитарной системы воспитания к личностно-ориентированной модели требует разработки новых педагогических принципов, методов и технологий работы с детьми, составной частью которых являются разработки системы комплексной помощи сопровождения адаптации ребенка к дошкольному учреждению. Несомненная значимость данной проблемы послужила основанием для разработки и апробации программы по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Анализ деятельности в период адаптации показал, что проблема адаптации детей дошкольного возраста насущна и актуальна, т. к. воспитатель не всегда готов оказывать вновь поступившим детям квалифицированную помощь и психолого-педагогическую поддержку, так же испытывает трудности при построении взаимоотношений с родителями. Кроме того, часть родителей относятся к периоду адаптации недостаточно серьезно, как к чему-то само собой разумеющемуся или склонны приписывать все плохой работе воспитателя.
Поэтому решение вопросов, связанных с сохранением психического и физического здоровья детей в период адаптации к детскому саду, является одной из первостепенных задач, стоящих перед сотрудниками ДОУ и родителями. Период привыкания детей к ДОУ – неизменно сложная проблема. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье.
Цель программы:
- Оказание помощи детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Задачи программы:
1. Обеспечить полноценное физическое развитие детей, своевременное овладение основными движениями и гигиеническими навыками, используя здоровьесберегающие принципы организации и проведения воспитательно-образовательного процесса.
- Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, обеспечить эмоциональное благополучие и учет индивидуальных возможностей детей.
- Вызвать у детей радость от общения с окружающими.
- Побуждать детей к самостоятельной деятельности; формировать такие качества личности: коммуникативность, инициативность.
- Формировать основы знаний и навыков безопасного поведения в быту и в обществе; расширять кругозор детей, знакомя с окружающими предметами, явлениями.
- Способствовать благоприятной адаптации малышей к новым социальным условиям, установлению доброжелательных отношений, к сверстникам, к окружающим взрослым.
- Способствовать устойчивости эмоционально-положительного самочувствия и активности каждого ребёнка.
- Способствовать развитию познавательной активности детей, развивать интерес к сотрудничеству, произвольность, способность к творческому самовыражению через участие в игровой и продуктивной деятельности.
Для родителей:
- Оказывать консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста; формировать партнерские отношения семьи и дошкольного образовательного учреждения в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста; способствовать формированию адекватных родительских представлений о возрастных особенностях ребёнка и соответствующих способах его развития.
Основная задача игр в адаптационный период – формировать эмоциональный контакт, доверие детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Данная программа реализуется воспитателями и другими специалистами на групповых, индивидуальных видах образовательной деятельности, в совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей, индивидуальной работе родителей с детьми.
Характеристика форм работы с детьми:
Вся работа проводится в игровой форме и по разным направлениям.
Образовательный процесс сочетает в себе те виды деятельности, которые свойственны детям и получают развитие в дошкольном возрасте:
Игровая деятельность (развивающие, сенсорные, дидактические игры, игры с правилами, сюжетно–ролевые и театрализованные игры);
Продуктивная деятельность (художественно – изобразительная, конструирование, ручной труд);
Двигательная деятельность (подвижные игры, физические упражнения, пальчиковые игры);
Коммуникативная деятельность (свободное общение с педагогом и со сверстниками); фольклор, художественная литература;
Элементы трудовой деятельности (самообслуживание, коллективная трудовая деятельность).
Примерная схема организации образовательной деятельности:
Ведущей формой обучения во всех разделах учебно-познавательной деятельности дошкольников являются игровые технологии. Именно поэтому познавательный материал представлен в виде игровых заданий, содержит потешки, сказки, стихи.
Вся образовательная среда работает на то, чтобы дети легко прошли адаптационный период. Необходимым условием организации образовательной деятельности с дошкольниками, является психологическая комфортность детей, обеспечивающая их эмоциональное благополучие.
Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.
Итогом реализации программы должны стать следующие показатели:
1.Безболезненное протекание у детей процесса адаптации к условиям
детского сада.
- Осознанное отношение родителей к личностному развитию детей раннего возраста.
- Проявление позитивного настроя у детей в момент прихода в ДОУ.
Предметно-развивающая среда
Предметно-пространственная среда проектируется на основе:
-реализуемой в детском саду образовательной программы;
-требований нормативных документов;
-материальных и архитектурно-пространственных условий (наличие нескольких помещений, их площадь, конструктивные особенности);
-предпочтений, субкультуры и уровня развития детей;
-общих принципов построения предметно-пространственной среды (гибкого зонирования, динамичности-статичности, сочетания привычных и неординарных элементов, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого, опережающего характера содержания образования, учета половых и возрастных различий детей, уважения к потребностям и нуждам ребенка).
Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста «Сказка»
Предметно – развивающая среда нашей группы организуется по принципу небольших микропространств для того, чтобы избежать скученности детей и способствовать играм небольшими подгруппами по 2-4 человека. Игры, игрушки, пособия размещаются таким образом, чтобы не мешать свободному перемещению детей, не создавать «перекрещивание путей передвижения».
Требования к педагогу, который будет реализовывать программу
Еще до поступления малыша в группу воспитателям следует установить контакт с семьей. Все привычки и особенности ребенка сразу выяснить сложно, но в ознакомительной беседе с родителями можно узнать, каковы характерные черты его поведения, интересы и склонности.
Родители, отдавая ребенка в детский сад, испытывают тревогу за его судьбу. Чутко улавливая состояние и настроение своих близких, особенно мамы, ребенок тоже тревожится.
Поэтому задача воспитателя – успокоить, прежде всего, взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.
Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.
Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период, направленная на формирование эмоциональных контактов "ребенок – взрослый" и "ребенок – ребенок".
Задача воспитателя - формирование эмоционального контакта, доверия с детьми. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Безусловно, в проведении любого процесса главная роль принадлежит воспитателю. Создавая у ребенка положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, он обеспечивает решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряет и облегчает протекание адаптационного процесса.
2. Содержание работы
месяц | недели | Название тем недели | Мероприятия/цель |
сентябрь | 1. | Детский сад | Понедельник |
Цель: Знакомство детей с детским садом, друг с другом; поддержка игровой мотивации, положительного настроя, создание благоприятного психологического климата в группе. | |||
Вторник | |||
Цель: Поддерживать игровую мотивацию, положительный настрой; создавать благоприятный психологический климат в группе; развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения. | |||
Среда | |||
Цель: создавать благоприятный психологический климат в группе; дать элементарные представления о свойствах песка; закреплять знания о том, что в группе есть девочки и мальчики, у них может быть веселое и грустное настроение, закреплять знание имен детей группы, воспитывать дружелюбное отношение друг к другу. | |||
Четверг | |||
Цель: создавать условия для взаимодействия и развития двигательной активности детей, формировать умение играть с обручем, соблюдать правила игры, воспитывать интерес к подвижным играм. Формировать КГН (мыть руки перед едой с мылом), воспитывать навыки правильного поведения за столом, уважительное отношение к поварам (говорить «спасибо»). Формировать представления о полезной и вредной пище, пользе овощей для здоровья человека, развивать умение внимательно слушать стихотворение, отвечать на вопросы педагога. | |||
Пятница | |||
Цель: формировать умение играть с мячом, соблюдать правила игры, воспитывать интерес к подвижным играм; развитие тактильного восприятия, наблюдательности, обогащение сенсорного опыта, стимуляция познавательной активности. | |||
2. | Игрушки | Понедельник | |
Цель: настрой на позитивное сотрудничество, создание положительного эмоционального фона, развитие воображения. | |||
Вторник | |||
Цель: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада; обогащение сенсорного опыта, стимуляция познавательной активности; дать элементарные представления о свойствах песка и воды. | |||
Среда | |||
Цель: учить понимать сюжет, называть действия персонажей, окружающие предметы; формировать у детей навыки двигательной активности, совмещая с познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельностью, развивать сообразительность, учить сочетать слова с движениями. | |||
Четверг | |||
Цель: развитие мелкой моторики и координации движений, стимуляция речевой активности; формировать у детей навыки двигательной активности, совмещая с познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельностью, развивать смелость, ловкость, упражнять в беге; помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада. | |||
Пятница | |||
Цель: развивать мелкую моторику рук, установить контакт с новым малышом; помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, вовлечь его в игру; формировать у детей навыки двигательной активности, совмещая с познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельностью, с учетом безопасности жизнедеятельности детей, упражнять в ходьбе и прыжках. | |||
3. | Домашние животные (ознакомление) | Понедельник | |
Цель: развитие диафрагмального типа дыхания, стабилизация психоэмоционального состояния; формировать у детей навыки двигательной активности, совмещая с познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельностью, развивать смелость, ловкость, упражнять в беге; развитие тактильной чувствительности, визуализация понятия «Я»; помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, доставить радостное настроение. | |||
Вторник | |||
Цель: формировать у детей навыки двигательной активности, совмещая с познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельностью, развивать смелость, ловкость, упражнять в беге; помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, вовлечь в игру. | |||
Среда | |||
Цель: формировать у детей навыки двигательной активности, совмещая с познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельностью, развивать смелость, ловкость, упражнять в беге; развитие тактильной чувствительности. | |||
Четверг | |||
Цель: Поддерживать игровую мотивацию, положительный настрой; создавать благоприятный психологический климат в группе; развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения; формировать у детей навыки двигательной активности, совмещая с познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельностью, развивать смелость, ловкость, упражнять в беге. | |||
Пятница | |||
Цель: Поддерживать игровую мотивацию, положительный настрой; создавать благоприятный психологический климат в группе; развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; обучение умению переключаться с одного игрового действия на другое; формировать у детей навыки двигательной активности, совмещая с познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельностью, развивать смелость, ловкость, упражнять в беге. | |||
4. | Дикие животные (ознакомление) | Понедельник | |
Цель: формировать у детей навыки двигательной активности, совмещая с познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельностью, развивать смелость, ловкость, упражнять в прыжках; развивать мелкую моторику рук, установить контакт с новым малышом; помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, вовлечь его в игру; формировать КГН (мыть руки с мылом). | |||
Вторник | |||
Цель: формировать у детей навыки двигательной активности, совмещая с познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельностью, развивать смелость, ловкость, упражнять в прыжках, ходьбе; развитие мелкой моторики и координации движений, стимуляция речевой активности. | |||
Среда | |||
Цель: формировать у детей навыки двигательной активности, совмещая с познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельностью, с учетом безопасности жизнедеятельности детей, упражнять в прыжках; развитие мелкой моторики и координации движений, стимуляция речевой активности; помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, вовлечь его в игру. | |||
Четверг | |||
Цель: формировать у детей навыки двигательной активности, совмещая с познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельностью, с учетом безопасности жизнедеятельности детей, упражнять в подпрыгивании; развивать мелкую моторику рук, установить контакт с новым малышом; помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, вовлечь его в игру, формирование доверительных отношений. | |||
Пятница | |||
Цель: формировать у детей навыки двигательной активности, совмещая с познавательно-исследовательской, коммуникативной деятельностью, с учетом безопасности жизнедеятельности детей, упражнять в прыжках; развивать мелкую моторику рук, установить контакт с новым малышом; помочь ребенку адаптироваться к условиям детского сада, вовлечь его в игру; развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения. |
3. Мониторинг эффективности реализации программы
Мониторинг проходит по трем направлениям:
- характеристика родителями состояния своих детей в семье (анкета);
- оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада (первоначальное обследование основывается на методе фиксированного наблюдения в естественных или моделируемых ситуациях: эмоциональная сфера, игровая деятельность);
- заполнение индивидуального листа адаптации ребенка;
- индивидуального маршрутного листа.
По окончании периода адаптации в дошкольном учреждении собирается медико-психолого-педагогический консилиум с расширенным составом. Туда входят методист, педагог-психолог, старшая медсестра, воспитатели группы младшего дошкольного возраста и воспитатели других групп (по приглашению). На нем обсуждаются результаты проведенной работы в период адаптации, положительные моменты, анализируются итоги, корректируются планы по организации адаптации и намечается дальнейшая работа.
Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками.
Был разработан индивидуальный маршрут образовательной работы с ребенком младшего дошкольного возраста в период адаптации «Играем вместе»
Срок индивидуального маршрута 1 месяц
Цель индивидуального маршрута:
Создание оптимальных условий для успешной адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.
Задачи индивидуального маршрута:
1.Сохранение, укрепление и формирование здоровья ребёнка путём оптимальной организации педагогического процесса; создания условий для игровой деятельности и двигательной активности; привития культурно-гигиенических навыков, основ здорового образа жизни.
2. Формирование положительного отношения к окружающей действительности на основе активной познавательной деятельности, направленной на ознакомление с объектами ближайшего окружения.
3. Передача социального опыта игры, основ коммуникации.
4. Создание единого образовательного пространства на основе формирования доверительных партнёрских отношений на основе использования оптимальных форм взаимодействия сотрудников ДОУ с родителями детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Содержание индивидуального маршрута.
Общеизвестно, что в соответствии, с программными задачами подбирается содержание педагогической работы. Для создания условий безболезненного прохождения адаптационного периода предусматривается разработка индивидуального маршрута адаптации, организация системы встреч специалистов ДОУ с родителями будущих воспитанников. С целью решения этой задачи, осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к каждому ребенку необходим учет индивидуальных особенностей детей, соблюдение щадящего режима дня. Чтобы создать условия для социализации личности ребенка, предусмотрено создание условий для проведения игр, занятий, самостоятельной деятельности детей, использование индивидуального стиля общения с каждым ребенком, поддержание инициативы, самостоятельности.
В рамках индивидуально-дифференцированного подхода отмечаю, что каждый из детей по-своему реагирует на трудности адаптации, что может зависеть от типа темперамента ребенка. Традиционно выделяют четыре типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик, и каждый из них требует индивидуального подхода в период адаптации.
Дети с флегматическим темпераментом в ответ на эмоциональный стресс, склонны затормаживаться, а дети с холерическим темпераментом, наоборот, в первую очередь становятся возбужденными. Проблемы, связанные с адаптацией, остаются на уровне теоретических исследований и сводятся к рекомендациям перед поступлением ребенка в детский сад максимально приблизить домашний режим к режиму дошкольного учреждения. Необходима же такая организация жизни ребенка, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы сформировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.
Анализируя первоисточники, сделала вывод, что в основном выделяют три фазы адаптационного процесса.
В начале адаптации имеет место острая фаза, сопровождаемая колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии. Далее следует подострая фаза, характеризуемая уменьшением всех сдвигов. Для фазы компенсации характерно убыстрение темпа развития, в результате чего к концу учебного года дети преодолевают указанную задержку темпов развития. Медицинский персонал, педагог-психолог и воспитатели адаптационных групп различают степень тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:
- лёгкая адаптация, когда сдвиги нормализуются за 10-15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не чаще обычного болеет;
- средней тяжести адаптация – сдвиги нормализуются в течение месяца, ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание на 5-7 дней, и присутствуют признаки стресса;
- тяжелая степень адаптации – от 2 до 6 месяцев ребенок часто болеет, теряет имеющиеся навыки, может наступать истощение организма.
С целью создания условий для более легкой адаптации детей к дошкольному учреждению необходимо создать взаимосвязь в деятельности специалистов: заведующего, методиста, психолога, медсестры. Но воспитателю группы принадлежит едва ли не ведущая роль: учитывая органические потребности детей в период адаптации, он приучает детей к режиму и воспитанию в группе сверстников, привлекает к активному участию в режимных моментах. Воспитатель организует проведение цикла игровых занятий в адаптационном периоде. Ведь детство - это особый период в становлении организма ребенка, а каким будет этот процесс, зависит от качества взаимодействия с окружающими.
Поэтому занятия-игры в адаптационном периоде, кроме решения задач адаптации к дошкольному учреждению, направлены и на укрепление физического и психического здоровья детей, укрепление их эмоционального благополучия с учетом индивидуальных возможностей ребенка. На формирование адекватных возрасту способов и средств общения с взрослыми и сверстниками.
Цель цикла занятий – оказание помощи детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Основные задачи занятий:
- снятие эмоционального и мышечного напряжения, снижение излишней двигательной активности, тревоги, агрессии, развитие навыков взаимодействия детей друг с другом, внимания, восприятия, речи, воображения;
- развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
- развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Личностно-образовательные технологии ставят в центр образовательной системы личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализации её природного потенциала.
С целью внедрения личностно-центрированного подхода к игре-занятию, учитываю следующие особенности:
- оценка и необходимая коррекция психологических состояний в течение всего занятия (эмоциональных – радость, досада, весёлость и др.; интеллектуальных – сомнение, сосредоточенность и др.);
- поддержка высокого уровня мотивации в течение всего занятия;
- выявление субъектного опыта детей по предложенной теме;
- использование различных сенсорных каналов при объяснении нового материала;
- отказ от фронтальной работы как основной формы проведения занятия и широкое использование различных вариантов индивидуальной работы;
- использование разнообразного дидактического материала, позволяющего ребёнку проявлять избирательность к типу, виду и форме задания, характеру его выполнения;
- создание условий для формирования у ребёнка уверенности в своих силах.
Одним из путей снижения адаптационного стресса при поступлении ребенка в дошкольное учреждение, повышения качества жизни ребенка является реализация технологии воспитания и обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста, направленная на повышение адаптационных возможностей ребенка путем формирования у него навыков общения с взрослыми и сверстниками посредством игровой деятельности.
Направления работы с детьми:
1. Формирование предпосылок сюжетно - отобразительной игры.
2. Формирование культурно - гигиенических навыков.
3. Сенсорное воспитание.
4.Музыкальное воспитание.
5. Развитие изобразительной деятельности.
Направления работы с родителями:
1. Передача психолого-педагогических знаний родителям.
2. Создание мотивации на сотрудничество с педагогами ДОУ.
3. Вооружение адекватными приемами взаимодействия с детьми.
Для реализации задач адаптационного периода необходимы оборудование и материалы для развития у детей движений, речи, конструктивной деятельности, сенсорного развития, мелкой моторики, ролевых и предметных действий, изобразительной деятельности, музыкальных способностей, театрализованной деятельности, ознакомления с природой.
При формировании предметно-развивающей среды группы для детей младшего дошкольного возраста в адаптационный период, руководствуюсь деятельно-возрастным подходом, требованиями и рекомендациями программно-методической литературы, пожеланиями и запросами родителей.
Немаловажную роль отвожу и работе с родителями, ведь от того, как сложится каждодневное общение ребенка со взрослыми в семье, во многом зависит процесс адаптации к условиям детского сада.
Для улучшения детско-родительских отношений планируются разные формы работы с родителями: беседы, консультации, родительские собрания.
Адаптация закончена, если:
- у ребенка стабильное положительное психо - эмоциональное состояние в течение недели, т.е. ребенок в основном пребывает в хорошем настроении, активно играет, взаимодействует со взрослыми и сверстниками, соблюдает режим дня, хорошо кушает и спокойно спит;
- у него отсутствуют заболевания;
- есть динамика массы тела;
- динамика психомоторного развития.
4. Информационно-методическое обеспечение программы
1.http://www.maam.ru/detskijsad/-igry-vo-vremja-adaptaci-s-detmi-2-3-let.html
3.http://www.maam.ru/detskijsad/igry-v-period-adaptaci-rebenka-k-detskomu-sadu.html
6. https://docplayer.ru/47529645-Kartoteka-igr-v-period-adaptacii-s-detmi-rannego-vozrasta.html
7. http://ped-kopilka.ru/blogs/tatjana-nikolaevna-sumarokova/adaptacionye-igry.html
8. https://ddu-indura.schools.by/pages/igrovaja-dejatelnost-v-period-adaptatsii-v-detskom-sadu
9. http://dujmovochka.uomur.org/igry-v-period-adaptacii-rebenka-k-detskomu-sadu/
10. https://infourok.ru/kartoteka-igr-dlya-detey-v-period-adaptacii-v-detskom-sadu-2016557.html
12.file:///C:/Users/нн/Desktop/игры%20в%20адаптацию/Картотека%20игр%20в%20период%20адаптации%20с%20детьми%20раннего%20возраста.pdf
13. http://just-kids.ru/?id=701
14. http://logoped.edusite.ru/p31aa1.html
15. http://pingvinenok.ucoz.net/strukpodraz/CIPR/igraem_s_detmi_cipr.pdf
16. http://www.maam.ru/detskijsad/igra-volshebnyi-meshochek.html
17. http://planetadetstva.net/vospitatelam/pedsovet/kartoteka-igr-na-splochenie-detskogo-kollektiva.html
18. Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка [Текст] / В.Г. Алямовская / Москва: изд. ЛИНКА ПРЕСС, 1993. -110с.
19. Белкина, Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ [Текст] / Л. В. Белкина - М.: Учитель, 2006. -136.
20. Ватутина, Н.Д. Ребенок поступает в детский сал [Текст] / Н.Д. Ватутина - М.: Просвещение, 2003. – 176с.
21. Гербова,В.В. Воспитание и развитие детей раннего возраста. [Текст] / В.В.Гербова,Р.Г. Казакова, Н.М. Кононова и др. - М.: Просвещение, 1981. – 156с.
22. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях [Текст]: Кн. Для воспитателя дет. сада / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева. - М.: Просвещение, 1986. - 144 с.
23. Сотникова, В. Самые маленькие в детском саду [Текст] (Из опыта работы московских педагогов) / В.Сотникова. -М., ЛИНКА-ПРЕСС. 2005. - 136 с.
Приложение 1.
Анкета для родителей №1
«Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?»
Ф.И.ребенка __________________________________________________________________________________________________________________________________
1. Какое настроение преобладает у ребенка?
а) бодрое, уравновешенное
б) раздражительное, неустойчивое
в) подавленное
2. Как ребенок засыпает?
а) быстро (до 10 мин.)
б) медленно
в) спокойно
г) не спокойно
3. Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул?
а) дополнительные воздействия _______________________________________________________________
(какие?)
б) без дополнительных воздействий
4. Какова продолжительность сна ребенка?
а) 2 часа
б) менее часа
5. Какой аппетит у Вашего ребенка?
а) хороший
б) избирательный
в) неустойчивый
г) плохой
6. Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?
а) положительно
б) отрицательно
в) не просится, но бывает сухой
г) не просится и ходит мокрый
7. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?
а) сосет пустышку, сосет палец, раскачивается, другие _____________________________________________________________
(указать)
б) нет отрицательных привычек
8. Интересуется ли Ваш ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?
а) да
б) нет
в) иногда
9. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?
а) да
б) нет
в) иногда
10. Как играет Ваш ребенок?
а) умеет играть самостоятельно
б) не всегда
в) не играет сам
11. Взаимоотношения со взрослыми:
а) легко идет на контакт
б) избирательно
в) трудно
12. Взаимоотношения с детьми:
а) легко идет на контакт
б) избирательно
в) трудно
13. Отношение к занятиям (внимателен, усидчив, активен)?
а) да
б) нет
в) не всегда
14. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?
а) да
б) нет
в) перенес разлуку легко
г) тяжело
15. Есть ли аффективная привязанность к кому-либо из взрослых?
а) да
б) нет
Анкета для родителей №2
Уважаемые родители!
Приглашаем Вас принять участие в анкетном опросе. Ваши ответы помогут сотрудникам детского сада лучше узнать особенности и желания Вашего ребенка – для создания благоприятных условий его развития.
- Ребенок:
Ф.И.______________________________________________________________________________________________________________________________
Дата рождения__________________________________________________________
Домашний адрес, телефон___________________________________________________________________________________________________________________________
- Мать:
Ф.И.О.___________________________________________________________________________________________________________________________
Год рождения__________________________________________________________
Образование, специальность, место работы________________________________________________________
__________________________________________________________________
- Отец:
Ф.И.О.____________________________________________________________
Год рождения__________________________________________________________
Образование, специальность, место работы________________________________________________________
__________________________________________________________________
- Состав семьи (кто постоянно проживает с ребенком)_____________________________________________________________
__________________________________________________________________
- Есть ли в семье другие дети, их возраст, каковы взаимоотношения с ними__________________________________________________________
- К кому из членов семьи ребенок больше привязан___________________________________________
- Часто ли болеет ребенок, какие тяжелые заболевания, травмы перенес
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Основные виды игр и занятий дома________________________________________________________
__________________________________________________________________
9. Какие игрушки любит, кто их убирает_______________________________________________________
__________________________________________________________________
10.Охотно ли вступает в контакты, общение (нужное подчеркнуть):
- с детьми своего возраста да нет
- с детьми старшего возраста да нет
- с незнакомыми взрослыми да нет
- с родными да нет
11. Каким Вы считаете своего ребенка (подчеркните):
- спокойным; малоэмоциональным; очень эмоциональным
12. Что умеет делать ребенок самостоятельно__________________________________________________
- Выполнение каких режимных моментов доставляет Вам больше всего трудностей дома (нужное подчеркнуть): подъем, умывание, кормление, укладывание спать, другое (допишите)________________________________________________________
- Какой аппетит у Вашего малыша (нужное подчеркнуть): хороший; ест все; плохо и мало; в зависимости от того, что в тарелке.
Как Вы его кормите дома (нужное подчеркнуть): он ест сам; сначала ест сам, потом докармливаем; чаще его кормят с ложки взрослые; ест аккуратно; не очень аккуратно; мы добиваемся, чтобы он ел все, что дают; мы разрешаем не есть то, чего он не хочет; пусть ест, сколько хочет; тарелка должна быть чистой.
- Как засыпает ребенок дома (нужное подчеркнуть): быстро; медленно; сам; с ним рядом сидит кто-то из взрослых; иногда мочится во сне; раздевается перед сном сам; одевается после сна сам; его раздевают и одевают взрослые.
Спасибо!
Приложение 2.
Памятки и консультации для родителей в период адаптации
Советы родителям на период адаптации в детском саду:
Рекомендации родителям, на период когда ребенок начал
впервые посещать детский сад
- Привести домашний режим в соответствие с режимом группы;
- Познакомиться с меню дошкольного учреждения и ввести в рацион питания малыша новые для него блюда;
- Расширять ориентировку ребенка в ближайшем окружении: посещать детские площадки, ходить в гости к товарищу по играм в песочнице, оставаться ночевать у бабушки и т. п.;
- По возможности приучать ребенка к самостоятельности при самообслуживании;
- Отправить ребенка в детский сад лишь при условии, что он здоров;
- Не отдавать ребенка в разгаре кризиса трех лет;
- Как можно раньше познакомить малыша с детьми в детском саду и с воспитателями группы, куда он скоро придет;
- Стараться отдать его в группу, где у ребенка есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе;
- Настроить малыша как можно положительнее к его поступлению в детский сад;
- Не угрожать ребенку детским садом как наказанием за непослушание;
- Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад;
- Планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком нового коллектива у вас была бы возможность оставлять его там не на целый день;
- Все время объяснять ребенку, что он для вас, как прежде, дорог и любим.
- Настраивать ребенка на мажорный лад, внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до детского сада и стал таким большим;
- Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать детей домой;
- Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье;
- Щадить его ослабленную нервную систему;
- Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на его нервную систему. На время прекратить походы в театр, в цирк, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач;
- Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша;
- Создавать в выходные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении;
- Не наказывать ребенка за детские капризы;
- Будьте внимательны к ребенку, заботливы и терпеливы.
Как не надо:
- отрицательно отзываться об учреждении, его специалистах;
- не обращать внимания на видимые отклонения в поведении ребенка;
- препятствовать контактам с другими детьми;
- увеличивать нагрузку на нервную систему;
- одевать ребенка не по сезону;
- конфликтовать дома, наказывать ребенка за капризы.
Что делать, если ребенок плачет при расставании с родителями
- Рассказывайте ребенку, что ждет его в детском саду;
- Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства;
- Дайте ребенку с собой любимую игрушку или какой-то домашний предмет;
- Принесите в группу свою фотографию;
- Придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания (например, воздушный поцелуй, поглаживание по спинке);
- Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из детского сада;
- После детского сада погуляйте с ребенком в парке, на детской площадке;
- Демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу;
- Будьте терпеливы.
Типичные ошибки родителей во время
адаптации ребенка к ДОУ
- Неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны, ведь дома он охотно соглашался идти в детский сад. Надо помнить, что для малыша – это первый опыт, он не смог заранее представить себе полную картину, что плаксивость – нормальное состояние дошкольника в период адаптации к детскому саду. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.
- Обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации. От старших требуется только терпение и помощь. Все, что нужно малышу – это адаптация к новым условиям.
- Не стоит планировать важных дел в первые дни пребывания ребенка к детскому саду. Выход на работу лучше отложить. Родители должны знать, что сын или дочь могут привыкать к садику 2-3 месяца.
- Пребывание родителей в состоянии обеспокоенности, тревожности. Они заботятся об общественном мнении, испытывают внутренний дискомфорт, волнуются, что недостаточно хороши в роли «мамы» и «папы». Прежде всего им надо успокоиться. Дети моментально чувствуют, когда родители волнуются, это состояние передается им. Родителям очень важно понимать, что ребенок проходит адаптацию к новым условиям жизни. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь еще очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы и это еще больше усиливает детскую тревогу.
- Пониженное внимание к ребенку также является типичной ошибкой родителей. Довольные работой ДОУ, некоторые мамы облегченно вздыхают и уже не так много внимания, как раньше, уделяют малышу. Рекомендуется, наоборот, как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она все так же рядом.
Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день – это верный знак того, что он освоился.
Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к дошкольному учреждению – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.
Рекомендации родителям по подготовке ребенка к детскому саду
- Заранее попытайтесь приблизить режим своего ребенка к режиму детского сада, постепенно измените его рацион так, чтобы он был более похож на питание в саду. Выясните, в какое время вам лучше всего прийти в первый день и какой режим посещения будет в первые дни. В нашем детском саду в первый день вам предложат привести ребенка к 8.00. В последующие дни время пребывания ребенка в группе будет увеличиваться в индивидуальном порядке, предложенном воспитателем.
- Сделайте все приготовления заранее. Накануне вечером сложите необходимые вещи, решите, что ваш ребенок наденет и какие вещи он возьмет в качестве запасных.
- Заведите будильник с таким расчетом, чтобы утром было достаточно времени на сборы и приготовления. Заранее продумайте, какой дорогой вы будете ходить или ездить в садик, сколько времени она занимает и когда надо выйти из дома.
- Заранее подготовьте детский гардероб, посоветуйтесь с воспитательницей. Не очень удобны брючки на бретельках и боди – ребенок не сможет самостоятельно раздеться, чтобы сесть на горшок. Слишком дорогая одежда, требующая особого ухода, может быстро прийти в негодность от столкновения с песком, пластилином, красками и супом. Обувь лучше всего покупать с застежкой на «липучках», тогда ребенок быстро научится сам снимать и надевать ее.
- Убедитесь, что в распоряжении воспитательницы есть список всех ваших телефонов (домашний, рабочий, мобильный, телефон мужа, бабушки и т.д.) на случай, если вы срочно понадобитесь.
- Если ваш малыш склонен к аллергии на тот или иной продукт или лекарство, обязательно поставьте персонал садика в известность и убедитесь, что эта информация правильно и четко записана.
- Часто ребенок из всех воспитательниц выбирает одну и в ней видит временную замену маме. Постарайтесь выяснить, кому именно он оказывает предпочтение, и общайтесь с ней как можно больше – тогда вам удастся услышать массу милых подробностей о своей крохе.
- Мамино сердце разрывается при звуках отчаянного плача ребенка. Особенно когда этот плач сопровождает ее каждое утро в течение нескольких недель и весь день звучит в памяти. Через это надо пройти, если вам действительно нужен садик, а иначе не стоит начинать! Уходя – уходите. Не травите себе душу, наблюдая за площадкой из-за забора или подслушивая под дверью. Кстати, дети чаще всего быстро успокаиваются сразу после того, как мама исчезает из поля зрения.
- Первые дни или даже недели могут быть тяжелыми - ребенок может отказываться от «детсадовской» еды, плохо спать днем, сильно уставать, много плакать, выглядеть вялым и подавленным… Естественные чувства любой матери – жалость, сострадание и, возможно, даже чувство вины за причиненные страдания. Как справиться с этим состоянием?
Во-первых, будьте уверены и последовательны в своем решении. Будьте оптимистичны сами и заражайте этим оптимизмом окружающих. Не показывайте ребенку своей тревоги. Поделитесь переживаниями с мужем, своими или его родителями, подругами и коллегами по работе. Вы услышите много утешительных историй про то, как дети привыкали к детскому садику и потом не хотели оттуда уходить. Вы с удивлением обнаружите, что по прошествии нескольких лет родители вообще с трудом вспоминают о трудностях первых дней посещения детского сада.
- Если вы сами посещали садик, попытайтесь вспомнить свое детство - многие взрослые помнят только последние пару лет перед школой и их воспоминания включают только игры и утренники. Боль расставания с родителями в памяти не сохраняется. Если вы помните какие-то отрицательные моменты, подумайте, как вы
- можете помочь своему ребенку, чего вы ожидали от своих родителей, когда были ребенком.
- Не переносите на малыша свой детский негативный опыт. Если вам было плохо, вас обижали дети или воспитатели были жестки, не справедливы - это не значит, что ваш ребенок пройдет тот же путь. В конце концов, сейчас другие времена, другие условия и , наверняка, вы нашли лучший садик из всех вариантов.
- Не совершайте ошибки и не делайте перерывов в посещении – неделька дома не только не поможет малышу адаптироваться к садику, но и продемонстрирует ему, что есть другой вариант, которого можно всеми силами добиться. После недельного пребывания все результаты, которых достиг ребенок по привыканию к детскому саду могут исчезнуть и придется начинать все с самого начала!
- Пройдет немного времени и возможно, вам покажется, что поведение малыша поменялось. Он стал более капризным. По вечерам вас могут ждать неожиданные истерики по поводу и без повода, скандалы, сопровождающиеся криком, плачем, швыряние предметов и т.д. Некоторые родители могут прийти в настоящий ужас при виде такой резкой перемены и обвинить в ней садик. Причин же может быть несколько.
Во-первых, действительно, адаптация к садику - большой стресс для малыша, его нервы напряжены и им требуется разрядка. Кроме того, в окружении посторонних кроха часто старается сдерживать негативные эмоции, так что выплескиваются они только вечером на головы родителям.
Еще одной причиной «плохого» поведения малыша может быть… его возраст. Все наслышаны о знаменитом кризисе. Садик может ускорить взросление ребенка, и этот самый кризис свалится вам на голову без предупреждения вместе с проблемами адаптации крохи в коллективе.
Единственный совет, который можно дать родителям в этот период – терпение и еще раз терпение. Помните, что маленькому человеку очень тяжело, пытайтесь помочь ему справится с эмоциями, не провоцируйте его лишний раз, старайтесь сохранять в доме спокойную обстановку.
Главное – помнить, что это все тот же малыш. Проводите с ним все время, побольше обнимайте его, лежите и сидите рядышком, пошепчите ему на ушко его любимую песенкуВы быстро заметите и положительное влияние садика на развитие ребенка. Он станет более самостоятельным, научиться есть, одеваться и обуваться самостоятельно, сам скатываться с горки и забираться на стульчик. Он принесет из садика новые слова, новые выражения лица и жесты. Не грустите, когда-то это должно было произойти, ваш птенец понемногу расправляет крылышки и пробует вылететь из теплого и мягкого маминого гнездышка.
В добрый путь, малыш!
Памятка родителям по сопровождению процесса адаптации ребенка к условиям ДОУ Адаптация к ДОУ – сложный период, как для детей, так и для взрослых, родителей и воспитателей. Детям трудно привыкать к новому учреждению, незнакомым сверстникам, требованиям со стороны взрослых, режимным моментам. Родители испытывают тревогу за своего ребенка и также привыкают к требованиям детского сада. А воспитателям порой непросто найти подход к детям и их родителям.Поступление в ДОУ – стресс для нормально развивающихся детей. В период адаптации часто отмечается регресс во всем развитии ребенка: в его речи, навыках, умениях, игровой деятельности. Все дети в период адаптации испытывают тревожность, связанную с общением со сверстниками, а также те или иные страхи.Чтобы страхи детей не стали устойчивой эмоциональной проблемой, учитывайте следующие рекомендации:Как вести себя с ребенком:- показать ребенку его новый статус (он стал большим);- не оставлять его в детском саду на длительные сроки- обратить внимание на положительный климат в семье;- следует снизить нервно-психическую нагрузку;- сообщить заинтересованным специалистам об особенностях ребенка, специфике режимных моментов и т.д.;Как не надо вести себя с ребенком:- отрицательно отзываться об учреждении, его специалистах;- не обращать внимания на видимые отклонения в поведении ребенка;- препятствовать контактам с другими детьми;- увеличивать нагрузку на нервную систему;- одевать ребенка не по сезону;- конфликтовать дома, наказывать ребенка за капризы. |
Приложение 3.
Игры для налаживания контакта с ребенком
Дай ручку!
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым,
налаживание контакта.
Ход игры: Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку.
—Давай здороваться. Дай ручку!
Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напористость: не подходите слишком близко, слова обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик — лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу.
Привет! Пока!
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры: Педагог подходит к ребенку и машет рукой, здороваясь.
—Привет! Привет!
Затем предлагает ребенку ответить на приветствие.
—Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет!
При прощании игра повторяется — педагог машет рукой.
—Пока! Пока!
Затем предлагает малышу попрощаться.
—Помаши ручкой на прощание. Пока!
Этот ритуал встречи-прощания следует повторять регулярно в начале и в конце занятия. Постепенно ребенок станет проявлять больше инициативы, научится приветствовать педагога при встрече и прощании самостоятельно. Эта игра полезна тем, что учит правилам поведения между людьми.
Хлопаем в ладоши!
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры: Педагог хлопает в ладоши со словами:
—Хлопну я в ладоши, буду я хороший, Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!
Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним: —Давай похлопаем в ладоши вместе.
Если малыш не повторяет действия педагога, а только смотрит, можно попробовать взять его ладони в свои и совершить хлопки ими. Но если ребенок сопротивляется, не следует настаивать, возможно, в следующий раз он проявит больше инициативы.
Ку-ку!
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; развитие внимания. Оборудование: кукла Петрушка {в ступке). Ход игры: Педагог показывает малышу игрушку (Петрушка спрятался).
— Ой! Кто это там прячется? Кто там?
Затем Петрушка показывается со словами: —Ку-ку! Это я, Петрушка! Привет!
Петрушка кланяется, вертится в разные стороны, затем снова прячется. Игру можно повторить несколько раз.
Лови мячик!
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; развитие движений.
Оборудование: небольшой резиновый мячик или пластмассовый шарик.
Ход игры: Педагог берет в руки мячик, предлагает ребенку поиграть с ним. Лучше организовать игру на полу: педагог и ребенок сидят напротив друг друга, широко расставив ноги, чтобы мячик не укатился мимо.
- Давай поиграем в мячик. Лови мячик!
Педагог катит мячик по направлению к малышу. Затем побуждает его катить мячик в обратном направлении, ловит мяч, эмоционально комментирует ход игры.
—Кати мячик! On! Поймала мячик!
Игра проводится в течение некоторого времени, прекратить игру следует при первом признаке усталости или потере интереса со стороны ребенка.
Петрушка
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта. Оборудование: кукла Петрушка (би-ба-бо).
Ход игры: Незаметно для ребенка педагог надевает на руку игрушку, затем начинает игру. Петрушка подходит к малышу, кланяется.
— Я Петрушка — веселая игрушка! Привет-привет!
Затем Петрушка предлагает малышу поздороваться, берет его руку в свои.
—Давай здороваться! Дай ручку!
После этого Петрушка выполняет различные действия: хлопает в ладоши, танцует и поет, предлагая ребенку повторить эти действия.
Давай хлопать в ладошки — хлоп-хлоп-хлоп! А сейчас я песенку спою: ля-ля-ля! Ля-ля-ля!
Затем Петрушка прячется и появляется вновь. Игра заканчивается тем, что игрушка прощается и уходит.
Котёнок
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта. Оборудование: мягкая игрушка котёнок.
Ход игры: Педагог показывает ребенку игрушечного котёнка и предлагает погладить его.
— Смотри, какой к нам. пришёл котёнок — маленький, пушистый. Давай погладим котёнка—вот так.
Действие сопровождается стихотворением:
Киса, кисонька, кису ля! —
Позвала котёнка Юля.
Не спеши домой, постой! —
И погладила рукой.
Можно продолжить игру с котёнком: напоить его молочком, показать, как котёнок умеет прыгать, махать хвостиком.
Шарик
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Оборудование: маленький пластмассовый шарик (который может поместиться в зажатой ладони).
Ход игры: Педагог показывает ребенку шарик и предлагает поиграть.
— Смотри, какой красивый шарик. Давай поиграем: я шарик буду прятать, а ты угадывай, в какой он руке.
После этого педагог убирает руки за спину и прячет шарик в кулак. Затем выставляет обе руки, зажатые в кулаки, вперед и предлагает ребенку угадать и показать, в какой руке находится шарик. После чего переворачивает руку и раскрывает ладонь.
— В какой руке шарик — угадай! Правильно угадал — вот он, шарик, смотри! Давай спрячем шарик еще раз!
Детям нравится эта игра, поэтому, скорее всего, игровое действие придется повторить многократно.
Солнечный зайчик
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Оборудование: маленькое зеркальце в оправе (без острых краев).
Ход игры: Зеркало следует подготовить заранее. Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, педагог берет зеркало и ловит солнечный луч. При этом посредством комментария обращает внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д.
—Посмотри, на стене солнечный зайчик! Как он прыгает — прыг-скок!
Можно предложить ребенку дотронуться до светового пятна. Затем медленно отодвигать луч, предлагая ребенку поймать солнечного зайчика.
—Потрогай зайчика—вот так. Ой! Смотри: солнечный зайчик убегает — поймай зайчика! Какой шустрый зайчик, как далеко прыгает. А теперь он на потолке — не достать!
Если ребенку понравилась игра, можно предложить ему поменяться ролями —дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, как управлять движениями «зайчика». Во время игры не забывайте комментировать все действия.
Платочек
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Оборудование: большой яркий шелковый платок (желательно, чтобы платок не электризовался).
Ход игры: Перед началом игры приготовьте платок: желательно, чтобы он был приятным на ощупь, красивой расцветки. Допустимо сначала пользоваться полупрозрачным платком (в этом случае ребенок может наблюдать из-под него за тем, что происходит вокруг и не испугается внезапной темноты и потери видимости). В дальнейшем можно использовать непрозрачные платки. Удобно играть в эту игру, расположившись на диване или сидя на ковре. Предложите малышу поиграть с платком. Наденьте платок себе на голову со словами:
— Сейчас я спрячусь. Ну-ка, найди меня!
Ребенок с удовольствием стянет платок у вас с головы. После этого предложите спрятаться малышу — накиньте платок ему на голову.
—Где же наш Ваня? Ваня, ты где?Ау!
После этих слов стяните платок с головы ребенка, приобнимите его, порадуйтесь вместе с ним встрече. Игру можно повторять многократно.
Хлопушки
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры: Педагог показывает свои ладони и предлагает ребенку похлопать по ним.
Детка хлопать так умеет,
Своих ручек не жалеет.
Вот так, вот так-так,
Своих ручек не жалеет!
Коготки-царапки
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; обучение чередованию движений рук в соответствии с речевой инструкцией.
Ход игры: Сначала педагог читает стихотворение и изображает котенка.
Произнося первые две строчки стихотворения, поглаживает одной рукой другую.
У белого котенка
Мягкие лапки.
На третьей и четвертой строчках то сжимает, то разжимает пальцы — котенок «выпускает» коготки-царапки.
Но на каждой лапке
Коготки-царапки!
Затем предлагает ребенку изобразить котенка. После того, как ребенок научится изображать котенка, можно предложить игру в паре: педагог сначала гладит руку ребенка, затем делает вид, что хочет поцарапать ее «коготками» (в этот момент ребенок может быстро убирать руки). Затем педагог и ребенок меняются ролями: ребенок сначала гладит руку педагога, затем «выпускает коготки» и пытается легонько царапнуть.
Киса, Киса! Брысь!
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; обучение умению переключаться с одно! игрового действия на другое.
Ход игры: Педагог предлагает ребенку поиграть в кошечку. Для этого взрослый объясняет и показывает, как гладят кошечку, со словами «Киса, киса!», как прогоняют кошку, со словом «Брысь!». При этом сначала взрослый ласково поглаживает вытянутые вперед ладошки ребенка, а затем пытается их легонько ударить — при этом малыш должен быстро спрятать руки за спину.
—Давай поиграем в кошечку! Когда кошечку гладят — «Киса! Киса!» — держи ладошки. А когда говорят «Брысь!» — быстро спрячь ладошки за спину. Вот так. Киса, киса! Брысъ!
Многие дети не сразу включаются в эту игру, так как она требует более активного участия, содержит элемент риска. Возможно, при первом знакомстве с этой игрой придется пригласить к участию кого-нибудь из близких ребенку взрослых, которому малыш доверяет. Или для начала просто показать, как можно играть, задействовав другого участника — ребенка или взрослого, чтобы малыш получил возможность понаблюдать за игрой со стороны. Когда ребенок научится играть в эту игру, можно предложить поменяться ролями. При этом, если ребенок еще не пользуется активной речью, взрослый может комментировать ход игры, даже в том случае, когда ребенку достается активная роль.
Тритатушки — три-та-та!
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры: Взрослый усаживает ребенка на колени, лицом к себе, держит ребенка за пояс. Затем совершает ритмичные телесные потряхивания (влево-вправо, вверх-вниз), сопровождая движения многократным проговариванием слов:
— Тритатушки — три-та-та! Тритатушки—три-та-та!
По ровненькой дорожке!
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры: Педагог усаживает ребенка к себе на колени, затем начинает ритмично подбрасывать его, сопровождая движения потешкой. В конце игры педагог делает вид, что роняет ребенка.
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке,
По кочкам, по кочкам,
По ухабам, по ухабам,
Прямо в яму — Бух!
Тушки-тутушки!
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры: Педагог усаживает ребенка к себе на колени, затем начинает ритмично подбрасывать ребенка вверх, сопровождая движения потешкой. В конце игры педагог делает вид, что роняет ребенка.
Тушки-тутушки!
Сели на подушки.
Пришли подружки,
Столкнули с подушки —
Бух!
Качели
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта. Ход игры: Педагог предлагает ребенку поиграть в качели.
- Ты любишь качаться на качелях? Давай поиграем в качели! Педагог садится на диван или удобный стул, усаживает ребенка к себе на колени, лицом к лицу. Затем берет руки ребенка в свои и расставляет их в стороны, после чего имитирует ритмичные движения качелей — покачивается из стороны в сторону, увлекая за собой ребенка.
—Качели качаются: кач-кач! Кач-кач!
Играть можно и стоя. Взрослый и ребенок становятся напротив друг друга,
широко расставив ноги, они берутся за руки и раскидывают их в стороны. Со словами «кач-кач» имитируются движения качелей — вместе взрослый и ребенок раскачиваются из стороны в сторону, поочередно отрывая то правую, то левую ноги от пола.
Часики
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры: В начале игры педагог обращает внимание ребенка на настенные
часы, затем предлагает поиграть в часы.
—Посмотри, какие часики на стене. Часы тикают: «тик-так!»— Давай
поиграем в часы!
Педагог садится на пол, усаживает ребенка к себе на колени лицом к лицу, берет руки ребенка в свои (руки согнуты в локтях) и начинает имитировать ход часов — осуществляет ритмичные движения вперед-назад, увлекая за собой ребенка.
— Часики тикают: «тик-так! Тик-так!»
Эту же игру можно проводить, поочередно сменяя ритм, — часики могут тикать медленно и быстро.
Догоню-догоню!
Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; развитие движений.
Ход игры: Педагог предлагает ребенку поиграть в догонялки: —Давай играть - ты убегай, а я буду тебя догонять!
Ребенок убегает, а взрослый догоняет его. При этом не стоит спешить —дайте возможность малышу побегать, почувствовать себя быстрым и ловким. Затем педагог ловит ребенка — обнимает его, тормошит. Следует учесть, что эта игра эмоционально напряжена, содержит для ребенка элемент риска. Кроме этого, в ходе игры возникает тесный телесный контакт. Поэтому можно предложить малышу такую игру, когда уже есть определенная степень доверия между ним и взрослым. А если малыш испугался, не нужно настаивать — попробуйте в другой раз.
Иди ко мне
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел!» Игра повторяется.
Пришел Петрушка
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Материал. Петрушка, погремушки.
Ход игры. Воспитатель приносит Петрушку, рассматривает его с детьми. Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушками, радуются.
Выдувание мыльных пузырей
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры. Воспитатель мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, а не дуя в нее. Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребенка выдувать пузыри. (Напрягать мышцы рта очень полезно для развития речи.)
Хоровод
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры. Воспитатель держит ребенка за руки и ходит по кругу, приговаривая:
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов,
Кружим, кружим хоровод.
До того мы закружились,
Что на землю повалились.
БУХ!
При произнесении последней фразы оба «падают» на землю.
Вариант игры:
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов,
Водим, водим хоровод.
Как заканчиваем круг,
Дружно прыгаем мы вдруг.
ГЕЙ!
Взрослый и ребенок вместе подпрыгивают.
Покружимся
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Материал. Два игрушечных мишки.
Ход игры. Воспитатель берет мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает другого мишку малышу и просит также покружиться, прижимая к себе игрушку.
Затем взрослый читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Ребенок вслед за ним выполняет те же движения.
Я кружусь, кружусь, кружусь,
А потом остановлюсь.
Быстро-быстро покружусь,
Тихо-тихо покружусь,
Я кружусь, кружусь, кружусь
И на землю повалюсь!
Прячем мишку
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры. Воспитатель прячет знакомую ребенку большую игрушку (например, медведя) так, чтобы она немного была видна. Говоря: «Где мишка?», ищет его вместе с ребенком. Когда малыш найдет игрушку, взрослый прячет ее так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой прячется сам воспитатель, громко произнося «ку-ку!» Когда ребенок найдет его, он перебегает и прячется в другом месте. В конце игры взрослый предлагает спрятаться ребенку.
Поезд
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в «поезд»: «Я – паровоз, а вы – вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали», - говорит взрослый, и все начинают двигаться, приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время поезд опять отправляется в путь. Эта игра способствует отработке основных движений – бега и ходьбы.
Догонялки(проводится с двумя-тремя детьми)
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры. Кукла, знакомая детям по игре «Хоровод с куклой», говорит, что хочет поиграть в догонялки. Воспитатель побуждает детей убегать от куклы, прятаться за ширму, кукла их догоняет, ищет, радуется, что нашла, обнимает: «Вот мои ребятки».
Игра с собачкой
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Материал. Игрушечная собачка.
Ход игры. Воспитатель держит в руках собачку и говорит:
Гав-гав! Кто там?
Это песик в гости к нам.
Я собачку ставлю на пол.
Дай, собачка, Пете лапу!
Затем подходит с собачкой к ребенку, имя которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносят миску с воображаемой едой, собачка «ест суп», «лает», говорит ребенку «спасибо!»
При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка.
В особом внимании и индивидуальном подходе нуждаются робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе. Облегчить их душевное состояние, поднять настроение можно «пальчиковыми» играми. Кроме того, эти игры обучают согласованности и координации движений.
Кто в кулачке?
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры. Воспитатель раскрывает кисти рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает кулаки таким образом, чтобы большие пальцы оказались внутри. Показывает ребенку несколько раз, как это сделать, и просит его повторить. Возможно, придется помочь ему убрать большой палец в кулак. Читает стишок и вместе с ребенком выполняет движения.
Кто залез ко мне в кулачок?
Это, может быть, сверчок? (Сжать пальцы в кулак.)
Ну-ка, ну-ка, вылезай!
Это пальчик? Ай-ай-ай! (Выставить вперед большой палец.)
Покатаемся на лошадке.
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Материал. Лошадка-качалка (если лошадки нет, можно посадить ребенка на колени).
Ход игры. Воспитатель сажает ребенка на лошадку-качалку и говорит: « Маша едет на лошадке, (произносит тихим голосом) нно-нно».
Ребенок повторяет тихо: «Нно-нно». Взрослый: «Чтобы лошадка бежала быстрее, громко скажи ей: «Нно-нно, беги, лошадка!» (Сильнее раскачивает ребенка.) Малыш повторяет фразу вместе с воспитателем, затем самостоятельно. Взрослый добивается, чтобы ребенок произносил звук «н» протяжно, а все звукосочетание - громко и четко.
Подуй на шарик, подуй на вертушку.
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Материал. Воздушный шарик, вертушка.
Ход игры. На уровне лица ребенка подвешивается воздушный шарик, а перед ним на стол кладут вертушку. Воспитатель показывает, как надо дуть на воздушный шарик, чтобы он высоко взлетал, и предлагает ребенку повторить действие. Затем взрослый дует на вертушку, чтобы она завертелась, ребенок повторяет.
Игра с куклой.
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Материал. Кукла.
Ход игры. Дайте ребенку его любимую куклу (или мягкую игрушку), попросите показать, где у куклы голова, уши, ноги, живот и т. д.
Соберем игрушки.
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры. Пригласите ребенка помочь вам собрать разбросанные игрушки, в которые он играл. Сядьте рядом с малышом, дайте в руки игрушку и вместе с ним
положите ее в коробку. Затем дайте другую игрушку и попросите самостоятельно положить ее в коробку. Пока вы складываете игрушки, напевайте что-нибудь вроде: «Мы игрушки собираем, мы игрушки собираем! Тра-ля-ля, тра-ля-ля, их на место убираем».
Дети двух-трехлетнего возраста еще не испытывают потребности в общении со сверстниками. Они могут с интересом наблюдать друг за другом, прыгать, взявшись за руки, и при этом оставаться совершенно равнодушными к состоянию и настроению другого ребенка. Взрослый должен научить их общаться, и основы такого общения закладываются именно в адаптационный период.
Зайка.
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры. Дети, взявшись за руки, вместе с воспитателем ходят по кругу. Один ребенок-«зайка» - сидит в кругу на стуле («спит»). Педагог поет песенку:
Зайка, зайка, что с тобой?
Ты сидишь совсем больной.
Ты не хочешь поиграть,
С нами вместе поплясать.
Зайка, зайка, попляши
И другого отыщи.
После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встает и выбирает ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг.
Мяч в кругу.
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры. Дети садятся на пол в круг и прокатывают мяч друг другу. Воспитатель, показывает, как отталкивать мяч двумя руками, чтобы он катился в нужном направлении.
Все дальше и выше.
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Материал. Яркий мяч.
Ход игры. Ребенок сидит. Воспитатель, стоя на некотором расстоянии, бросает ему мяч и приговаривает: «Бросим дальше, бросим выше». Малыш ловит мяч.
Мы топаем ногами.
Цель: развитие эмоционального общения со взрослым, налаживание контакта.
Ход игры. Играющие становятся в круг на таком расстоянии друг от друга, чтобы при движении не задевать соседей. Воспитатель вместе с детьми произносит текст медленно, с расстановкой, давая им возможность сделать то, о чем говорится в стихотворении:
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем.
(Дети берутся за руки, образуя круг.)
Мы бегаем кругом.
Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой». Все останавливаются.
И другие игры: «Давайте познакомимся», «Я иду к вам в гости с подарками», «Приходите ко мне в гости, я буду угощать», «Шли-шли, что-то нашли», «Пузырь», «Солнышко и дождик».
Пальчиковые игры: «Пальчики здороваются», «Этот пальчик дедушка», «Сорока, сорока, кашку варила», «Один, два, три, четыре, пять! Вышли пальчики гулять», «Где же наши ручки?» и др.
Игры-ситуации: «Домик для моей одежды», «Кукла Катя и ее друзья - собачка, кошка, уточка, петушок. Кукла Катя угощает друзей», «Покажем Мишке уголок природы», «Игрушки, которые живут в нашей группе», и др.
Приложение 4.
Рекомендации для родителей по адаптации ребенка к детскому саду:
• Заранее спланируйте прогулки на территорию выбранного учреждения. Обращайте внимание малыша на красоту территории детского сада.
• Ещё до первого посещения расскажите малышу о режиме дня в детском саду, что там делают дети и кто такие воспитатели. Это поможет малышу легче принять новизну в свою жизнь.
• Расскажите ему, что в детском саду он сможет приобрести новых друзей.
• Необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры и приём пищи, соответствующий режиму детского сада).
• В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше 2-х часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно.
• Каждый раз после прихода из детского сада необходимо спрашивать ребенка о том, как прошёл день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание ребенка на положительных моментах.
• Желательно укладывать ребенка спать пораньше. Побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике.
• Принести ребенку в ясли игрушку из дома.
• Можно привести ребенка во время прогулки.
• Желательно в конце обеда, чтобы ребенок получал что-нибудь вкусное, что он любит.
Рекомендации для воспитателя по адаптации ребенка в детском саду:
• Не следует принимать в группу сразу много новеньких. Постепенное комплектование дает возможность обеспечить детям максимум внимания, индивидуальное общение.
• В первые дни пребывания ребенка не должно быть травмирующих мероприятий.
• В первые дни следует сохранить отрицательные привычки ребенка.
• Не следует немедленно переводить ребенка на новый вид пищи.
• Нужно следить, чтобы ребенку было тепло.
• Соблюдать тот тип общения, к которому он привык дома.
• Не настаивать на участии ребенка в общих занятиях.
• Желательно называть малыша тем ласковым именем, к которому он привык дома.
• больше узнать о характере и привязанностях малыша.
• Не требуйте, чтобы малыши называли вас по имени и отчеству.
• Принимать участие в одевании ребенка, если он согласится.
• Общаться с ребенком ласково.
Приложение 5
Я и мой ребенок
(тест для родителей)
Можете ли Вы... | Могу и всегда так поступаю | Могу, но не всегда так поступаю | Не могу | |
1. | ... в любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком? | |||
2. | ...посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст? | |||
3. | ...признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему | |||
4. | ...извиниться перед ребенком в случае своей неправоты? | |||
5. | ...сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел Вас? | |||
6. | ...поставить себя на место ребенка? | |||
7. | ...поверить хотя бы на минуту, что Вы добрая Фея? | |||
8. | .. .рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий Вас в невыгодном свете? | |||
9. | ...всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка? | |||
10. | ...пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение | |||
11. | ...выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает и вести себя как хочет и ни во что не вмешиваться? | |||
12. | ...не прореагировать, если Ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка? | |||
13. | ...устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть? |
Ключ к тесту
Ответ «А» оценивается в 3 очка, ответ «Б» - в 2 очка, ответ «В» - в 1 очко.
Если Вы набрали от 30 до 39 очков, значит ребенок - самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, Вы действительно правильно и можете надеяться на хорошие результаты.
Сумма от 16 до 30 очков: забота о ребенке для Вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги, в других случаях - излишне мягки; кроме того, Вы склонны к компромиссам, ослабляющим воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.
Число очков менее 16 говорит о том, что у Вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, как сделать ребенка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов - педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.
Приложение 6
Лист адаптации во 2 младшей группе на 2018-2019 уч. год
Фамилия, Имя ребенка_________________________________________________________
Дата рождения________________________________________________________________
Возраст при поступлении_______________________________________________________
Группа здоровья_______________________________________________________________
Индивидуальные особенности___________________________________________________
Привычки_____________________________________________________________________
№ | Дата Параметры | 28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
1 | СОН: | |||||||||||||||||||||||||
поверхностный | ||||||||||||||||||||||||||
глубокий | ||||||||||||||||||||||||||
2 | АППЕТИТ: | |||||||||||||||||||||||||
-дома: | ||||||||||||||||||||||||||
хороший | ||||||||||||||||||||||||||
плохой | ||||||||||||||||||||||||||
избирательный | ||||||||||||||||||||||||||
-в группе: | ||||||||||||||||||||||||||
хороший | ||||||||||||||||||||||||||
плохой | ||||||||||||||||||||||||||
избирательный | ||||||||||||||||||||||||||
3 | БОДОРСТВОВАНИЕ: | |||||||||||||||||||||||||
бодрое | ||||||||||||||||||||||||||
пассивное | ||||||||||||||||||||||||||
4 | НАСТРОЕНИЕ: | |||||||||||||||||||||||||
бодрое | ||||||||||||||||||||||||||
подавленное | ||||||||||||||||||||||||||
неустойчивое | ||||||||||||||||||||||||||
раздражительное | ||||||||||||||||||||||||||
5 | ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ: | |||||||||||||||||||||||||
соц. связи | ||||||||||||||||||||||||||
контактен | ||||||||||||||||||||||||||
доброжелателен | ||||||||||||||||||||||||||
агрессивный | ||||||||||||||||||||||||||
6 | ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ: | |||||||||||||||||||||||||
Любознательный | ||||||||||||||||||||||||||
7 | ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ: | |||||||||||||||||||||||||
застенчивый | ||||||||||||||||||||||||||
обидчивый | ||||||||||||||||||||||||||
ласковый |
Перенесенные заболевания, кол-во пропущенных дней__________________________________
Оценка адаптационного периода:_____________________________________________________
Воспитатели:________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования «Развивалочка» (для детей младшего и среднего дошкольного возраста).
Программа дополнительного образования «Развивалочка» направлена на развитие познавательных способностей ребёнка младшего и среднего возраста с использованием элементов мнемотехники, развивающих игр и ...
Рабочая программа по дополнительному образованию по вокалу детей младшего дошкольного возраста.
Рабочая программа расчитана на один год. Возраст детей 3-4 года. Дети с большим удовольствием занимаются пением, играют в игры на дыхание и выполняют упражнения на артикуляцию. Очень стараются пропева...
Рабочая программа дополнительного образования по подготовке детей младшего дошкольного возраста к обучению грамоте с использованием приемов сказкотерапии "Сказка за Сказкой"
Рабочая программа разработана для детей 3-4 лет и направлена на овладение звуковой стороной речи и ориентировкой в ней.......
Программа дополнительного образования «Бисероплетение» для детей старшего дошкольного возраста
Программа дополнительного образования «Бисероплетение» для детей старшего дошкольного возраста...
Программа дополнительного образования "Любознайки" для детей младшего дошкольного возраста
Программа направлена на формирование у детей познавательной активности в процессе экспериментирования....
Программа дополнительного образования «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» для детей 3-4 лет на 2022-2023 учебный год
Программа дополнительного образования «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» для детей 3-4 лет на 2022-2023 учебный год и аннотация к программе...
Программа дополнительного образования «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» для детей 3-4 лет на 2022-2023 учебный год
Программа дополнительного образования «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» для детей 3-4 лет на 2022-2023 учебный годАннотация к программе...