Психолого-педагогическое сопровождение детей 4 - 5 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения
учебно-методический материал на тему

Фирсова Лариса Егоровна

Психолого-педагогическое сопровождение детей 4 - 5 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения: Методические рекомендации для специалистов системы образования /Под ред. А.В. Можейко; Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции г. Тамбова. - Тамбов, 2008. – 52 с.

 

В методических рекомендациях освещены вопросы диагностики познавательной сферы  детей 4 - 5 лет; предложены программы по развитию познавательной и эмоциональной сфер дошкольника Методические рекомендации предназначены для специалистов системы образования, а также студентов психологических и педагогических колледжей и вузов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТАМБОВА

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ, ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И КОРРЕКЦИИ

        

Психолого-педагогическое сопровождение

детей 4 - 5 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения

Методические рекомендации

для специалистов системы образования

Тамбов  2008

Рецензенты:

доктор психологических наук, профессор Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина  Н.А. Коваль

кандидат педагогических наук, доцент Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина О.И. Миронова

Авторы: Войтова И.Д., Гуськова М.А., Лифанова С.Ю.,

                                              к. п. н. Можейко А.В., Фирсова Л.Е.

          Психолого-педагогическое сопровождение детей 4 - 5 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения: Методические рекомендации для специалистов системы образования /Под ред. А.В. Можейко; Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции г. Тамбова. - Тамбов, 2008. – 52 с.

В методических рекомендациях освещены вопросы диагностики познавательной сферы  детей 4 - 5 лет; предложены программы по развитию познавательной и эмоциональной сфер дошкольника Методические рекомендации предназначены для специалистов системы образования, а также студентов психологических и педагогических колледжей и вузов.

ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ

ДЕТЕЙ 4 - 5 ЛЕТ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Познавательное развитие детей среднего дошкольного возраста характеризуется следующими тенденциями:

  • Восприятие становится более развитым. Дети оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделять высоту, длину и ширину.
  • Совершенствуется ориентация в пространстве.
  • Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7 - 8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.
  • Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия.
  • Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать сказку по заданной теме.
  • Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут. Он способен удерживать в памяти, при выполнении каких - либо действий, несложное условие.

Психодиагностическая работа педагога – психолога ДОУ в средних группах выявляет детей, нуждающихся в коррекции и развитии познавательной сферы.

Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию познавательных процессов у детей 4 - 5 лет. В основу данного цикла занятий положена программа, разработанная В.Л. Шарохиной (выпущена в «Серии психологическая служба», как методические рекомендации для практических психологов детских садов, разработанные МПГУ).

Для соблюдения принципа единства обучения и воспитания в детском саду, опираясь на взаимосвязь специалистов ДОУ, цикл занятий построен с учетом лексических тем, изучаемых по «Программе обучения и воспитания в ДОУ». Также занятия в данной программе построены с учетом принципа индивидуализации, т.е. проведение представленных в программе игр и упражнений может варьироваться с учетом индивидуального уровня развития каждого ребенка.

Цель программы: повышение уровня развития познавательных и творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста.

Основные  задачи:

  • Развивать восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени.
  • Формировать концентрацию, переключение и распределение внимания.
  • Тренировать зрительную, слуховую, двигательно–моторную память.
  • Учить пользоваться планом групповой комнаты, соотносить реальные предметы  с их заместителями; устанавливать причинно – следственные связи между предметами и явлениями.
  • Стимулировать речевое развитие путем тренировки движений пальцев рук, развивать художественно – графические навыки.
  • Воспитывать аккуратность, доброжелательность, взаимоподдержку.

Материалом занятий служат игры и упражнения, направленные на развитие познавательных функций, воспитание личностных качеств.

Программа состоит из 30 занятий (1 раз в неделю, смотреть календарно – тематическое планирование) продолжительностью 20 – 25 минут, которые могут проводиться как индивидуально, так и с  подгруппой (6 - 8 детей). Количество игр в занятии можно варьировать.

Структура занятий. В начале занятия детей необходимо настроить на предстоящую деятельность, снять эмоциональную и мышечную напряженность. Для этого педагог – психолог может использовать следующие игровые упражнения: «Клубочек», «Дружба начинается с улыбки», «Доброе животное», «Комплименты» и т.д. Заканчивают занятие  благодарностью за сотрудничество, обменом мнений между взрослым и детьми.

Данная программа может послужить основой для создания каждым педагогом – психологом своей системы коррекционной работы с детьми 4 - 5 лет по развитию познавательных и творческих способностей.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 НЕДЕЛЯ

2 НЕДЕЛЯ

3 НЕДЕЛЯ

4 НЕДЕЛЯ

СЕНТЯБРЬ

диагностика

Занятие № 1 «Огород. Овощи»

Занятие № 2 «Сад. Фрукты»

ОКТЯБРЬ

Занятие № 3 «Золотая осень»

Занятие № 4 «Деревья»

Занятие № 5 «Лес. Грибы. Ягоды»

Занятие № 6 «Одежда»

НОЯБРЬ

Занятие № 7 «Посуда»

Занятие № 8 «Игрушки»

Занятие № 9 «Обувь»

Занятие № 10 «Перелетные птицы»

ДЕКАБРЬ

Занятие № 11 «Домашние птицы»      

Занятие №1 2 «Домашние животные»

Занятие № 13 «Зима. Сказки»

Новогодний праздник

ЯНВАРЬ

  Новогодние каникулы

Занятие № 14 «Дикие звери»

Занятие № 15 «Зимующие птицы»

ФЕВРАЛЬ

Занятие № 16 «Транспорт»

Занятие № 17 «Профессии на транспорте»

Занятие № 18 «День Защитника Отечества»

Занятие  № 19 «Профессии. Почта»

МАРТ

Занятие № 20 «Мамин праздник. Профессии мам»

Занятие № 21 «Части тела и лица»

Занятие № 22 «Весна. Первые весенние цветы»

Занятие  № 23 «Мебель»

АПРЕЛЬ

Занятие № 24 «Дикие животные весной»

Занятие № 25 «Домашние животные весной»

Занятие № 26 «Наш город. Моя улица»

Занятие  № 27 «Комнатные растения»

МАЙ

Занятие № 28 «Правила дорожного движения»

Занятие № 29 «Насекомые»

Занятие № 30 «Аквариумные рыбки»

Итоговая диагностика

ИТОГО

30 занятий

Занятие №1

Тема «Огород. Овощи»

Задачи: учить детей  определять знакомые предметы на ощупь, тренировать осязательную память, развивать восприятие, внимание, речь; формировать умение понимать схематическое изображение позы человека, создавать новые образы на основе образа – схемы; воспитывать уважение к сверстникам, интерес к совместной деятельности.

1. «Что изображено на картинке?»

Цель: развитие восприятия, концентрации внимания.

Оборудование: картинка с изображениями контуров овощей, наложенных друг на друга.

Взрослый предлагает детям сосчитать, сколько изображено огурцов, морковок, помидоров.

2. «Чудесный мешочек»

Цель: развитие осязательной памяти.

Оборудование: мешочек, овощи 6 - 8 штук.

У взрослого в «чудесном» мешочке лежат овощи. Каждый из детей по очереди определяет на ощупь, называет и вынимает из мешочка этот предмет. После того, как все предметы достали, взрослый прячет овощи обратно и предлагает детям назвать увиденные овощи.

3. «Замри»

Цель: развитие схематического мышления.

Оборудование: 10 карт (20х30). На каждой карточке схематически изображен человечек, работающий в огороде, например, копает землю, удаляет сорняки и т.п.

Дети свободно передвигаются по группе, по сигналу взрослого: «Раз, два, три, замри» надо остановиться, замерев в той позе, которая изображена на карточке. Те, кто принял неправильную позу, выбывает из игры. Игра повторяется несколько раз с новыми карточками.

 4. «На что похоже?»

Цель: развитие воображения.

Оборудование: 5 - 6 карточек с различными фигурами.

Взрослый показывает детям карточку с фигуркой. Они придумывают, на какой овощ эта фигура похожа.

Занятие №2

Тема «Сад. Фрукты»

Задачи: учить детей соотносить речевую форму описания предметов с реальными; развивать цветовое восприятие, зрительную память, концентрацию внимания, творческое воображение и мышление; воспитывать активность, усидчивость.

1. «Раскрась картинку»

Цель: развитие восприятия цвета, формы, величины.

Оборудование: картинка с изображением сада, наполовину раскрашенная, цветные карандаши.

Взрослый предлагает детям раскрасить картинку до конца, подбирая такого же тона цвета.

2. «Запомни, какого цвета предмет»

Цель: развитие зрительной памяти.

Оборудование: картинка с изображением фруктов.

Детям предлагается запомнить фрукты и их цвет. Затем ответить на вопросы взрослого.

3. «Загадки и отгадки»

Цель: развитие наглядно – образного мышления, речи.

Оборудование: 6 загадок о фруктах, соответствующие картинки или муляжи фруктов.

Взрослый читает детям загадки, они их отгадывают.

4. «Волшебная мозаика»

Цель: развитие воображения, мелкой моторики.

Оборудование: набор вырезанных из плотного картона геометрических фигур на каждого ребенка.

Взрослый предлагает выложить из геометрических фигур интересную картинку (по теме занятия).

Занятие №3

Тема «Золотая осень»

Задачи: учить детей пользоваться заместителями; уметь соотносить картинка с определенными знаками; развивать умение классифицировать предметы по различным основаниям, речь; тренировать слуховую память, концентрацию внимания; формировать умение создавать в воображении образы на основе характерных признаков предметов; воспитывать поддержку, аккуратность.

1. «Разрезная картинка»

Цель: развитие восприятия.

Оборудование: набор, состоящий из двух картинок «Золотая осень» (одна - целая, используется как образец; вторая - разрезана на 4 части по горизонтали и вертикали). Количество наборов определяется количеством детей.

Каждый ребенок по образцу должен собрать целую картинку.

2. «Запомни стихотворение»

Цель: развитие слуховой и образной памяти.

Оборудование: стихотворение М. Ходяковой «Еще раз про осень», картинки по содержанию.

Детям предлагается послушать и запомнить стихотворение. Чтение каждой строчки сопровождается показом соответствующей картинки.

Если на деревьях листья пожелтели,

                                     Если в край далекий птицы улетели,

  Если небо хмурое, если  дождик льется

                                    Это время года осенью зовется.

Рассказать стихотворение с опорой на картинки 2 раза, затем – без зрительной опоры.

3. «Зверюшки на дорожках»

Цель: развитие схематического мышления.

Оборудование: набор, состоящий из: 10 картинок (размер 4х4) с изображением животных: 2 волка, 2 лисы, 2 зайца, 2 медведя и 2 лося. Полоска бумаги с различными значками: треугольник, квадрат, круг, овал, плюс. На каждой полоске 10 значков – 2 треугольника, 2 квадрата, 2 овала, 2 круга, 2 треугольника в различной последовательности. Полоска – образец с изображением животных и соответствующих значков: лиса – круг, заяц – треугольник, волк – плюс,  лось – овал, медведь – квадрат. Количество наборов рассчитывается по количеству детей.

Взрослый предлагает все значки на своих полосках закрыть подходящими картинками с изображениями животных. Можно использовать элемент соревнования: кто скорее и без ошибок накроет все картинки. Проверять правильность выполнения должны сами дети друг у друга.

4. «Что такое?»

Цель: развитие воображения.

Оборудование: лист бумаги с нарисованными кругами (6 штук), цветные карандаши.

Детям предлагается «оживить» круги на тему «Золотая осень».

Занятие №4

Тема: «Деревья»

Задачи: учить запоминать знакомый предмет и находить подобный из множества; развивать наглядно – образное мышление, внимание, связную речь; совершенствовать восприятие и пространственные представления; формировать знания, создавать в воображении образы на основе собственных представлений; воспитывать доброжелательность.

1. «Игра с листочками»

Цель: развитие восприятия, внимания.

Оборудование: 10 листьев, различающихся по длине, форме, размеру.

Предложить детям среди этих листьев найти: длинные, короткие, большие, маленькие, прямоугольные, круглые.

2. «Осенние листья»

Цель: развитие зрительной памяти.

Оборудование: картинка с изображением листьев (вверху образец, под ним 3 ряда листьев по 3 штуки в каждом).

Детям предлагается посмотреть на образец, запомнить его. Далее образец закрывается. Дети должны отыскать листик с образца среди остальных.

3. «Кто за каким деревом прячется?»

Цель: развитие внимания, образного мышления.

Оборудование: картинки – лабиринты.

Каждый ребенок получает картинку – лабиринт с нарисованными деревьями и детьми. Он должен с помощью указки проследить, кто из детей за каким деревом спрячется, определить его название.

4. «Нарисуй картинку»

Цель: развитие воображения и мелкой моторики.

Оборудование: комплект счетных палочек на каждого ребенка.

Дети с помощью счетных палочек «нарисовать» знакомые деревья.

Занятие №5

Тема: «Лес. Грибы. Ягоды»

Задачи: учить запоминать узор и изображать его на бумаге; развивать мелкую моторику, восприятие формы и величины, концентрацию внимания; формировать связную речь, образное мышление; воспитывать отзывчивость, аккуратность.

1. «Найди каждому листочку свое место»

Цель: развитие восприятия.

Оборудование: карточка с 16-ю квадратами: верхняя строчка по горизонтали - цветовые пятна (красный, зеленый, желтый), справа в трех клетках по вертикали – веточки с разным количеством листочков (от 1 до 3) и 9 предметных картинок, на которых изображены веточки с листьями различной окраски (красный, зеленый, желтый) и количеством листочков (от 1 до 3).

Дети должны разместить картинку с листочками в соответствующий «домик»: заданного цвета, с определенным количеством листочков.

2. «Нарисуй узор по памяти»

Цель: развитие зрительной памяти, мелкой моторики

Оборудование: лист бумаги в крупную клетку, простой карандаш – на каждого ребенка.

Взрослый показывает детям на доске образец узора, составленный из пяти растений, растущих в лесу, который они должны запомнить в течение 15-20 секунд, а затем нарисовать на листе.

3. «Кто что собрал в лесу?»

Цель: развитие мышления, внимания.

Оборудование: картинка – лабиринт.

Каждый ребенок получает картинку – лабиринт с нарисованными детьми, грибами и лесными ягодами. Он должен определить с помощью указки кто из детей, что собрал в лесу.

4.  «Закончи рассказ»

Цель: развитие творческого воображения, связной речи.

Детям предлагается закончить рассказ: «Пошли две подружки в лес и нарвали полную корзину грибов. Идут по лесу, а вокруг цветов видимо – невидимо. «Давай поставим корзинку на пенечек, а сами соберем цветы для мамы»,- говорит одна подружка. «Ладно!» - отвечает другая.

Бежал мимо ежик, увидел корзинку с грибами и думает…

Занятие №6

Тема «Одежда»

Задачи: продолжать учить детей создавать новые образы предметов; развивать целостность восприятия, концентрацию внимания, образную память, речь; формировать схематическое мышление, графические навыки и мелкую мускулатуру; воспитывать отзывчивость, опрятность.

1. «Разрезная картинка»

Описание см. в занятии №3 (картинка подбирается по теме  «Одежда»).

2. «Кто как одет?»

Цель: развитие зрительной памяти

Оборудование: картинка (или фото) с изображениями четырех детей, одетых в соответствии с четырьмя временными года.

Взрослый предлагает детям посмотреть на картинку (20 – 25 секунд) и запомнить, кто как одет. Затем просит детей описать одежду изображенных детей, задавая уточняющие вопросы.

3. «Найди пару»

Цель: развитие избирательности внимания, образного мышления.

Оборудование: картинка с изображением трех пар различных по окраске варежек.

Дети должны подобрать пару каждой варежке.

4. «Поможем художнику»

Цель: развитие воображения, мелкой мускулатуры рук.

Оборудование: цветные карандаши, листы с недорисованными предметами одежды человека.

Дети должны дорисовывать незаконченный образец, чтобы получился знакомый предмет гардероба.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: «Осуществление психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в дошкольных образовательных учреждениях »

Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение – это движение вместе с изменяющейся личностью, рядом с ней, своевременное указание возможных путей, при необходимости – помощь и поддержка....

Психолого-педагогическая консультация для родителей и воспитателей. "Оптимизация процесса адаптации детей в детском саду, к условиям дошкольного образовательного учреждения".

Для оптимизации процесса адаптации к условиям дошкольного учреждения необходима четкая и последовательная работа всех сотрудников образовательного учреждения с привлечением родителей своих воспитанник...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В настоящее время  в России, в силу целого ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Категория таких детей крайне не...

Психолого-педагогическая коррекция проблем адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению

Предлагаемая программа носит преимущественно практический характер и включает разнообразные психологические упражнения, игры, экскурсии, тренинг с воспитателями адаптационной группы. Так же работа нап...

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с синдромом Дауна в условиях дошкольного образовательного учреждения

Материалы V Студенческой научно-практической конференции «Специальное образование: профессиональный дебют», гор. Минск : БГПУ, 13.03.2014г....

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯ ДОШКОЛОНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

Проведен практический анализ психолого-педагогического развития детской одаренности в дошкольном образовательном учреждении. Показана стратегия и работа по созданию социально-психологических условий д...

Программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей среднего и старшего дошкольного возраста с проблемами социально-личностной сферы в условиях дошкольного образовательного учреждения «Я и другие»

Программа педагога-психолога по психолого-педагогическому сопровождению детей среднего и старшего дошкольного возраста с проблемами социально-личностной сферы в условиях дошкольного образовательного у...